Туполев Ту-22М
Варианты:
Туполев - Ту-22М - 1969 - Россия
Страна: Россия
Год: 1969


Описание
Фотографии:

Ч/б фото (70)
Ту-22М

   Недостатки Ту-22 привели к необходимости модернизации, а реально - к созданию совершенно нового самолета Ту-22М. Главной особенностью новой машины стало крыло изменяемой стреловидности, а от Ту-22, согласно легенде, осталась лишь носовая опора шасси. Вооружение и СУВ Ту-22М унаследовал от Ту-22К. Мощные двигатели РД-36-51, созданные на основе двигателей от Ту-144, установили в хвостовой части фюзеляжа, близкого к прямоугольному сечению. Особенностью Ту-22М является его фюзеляж, выполненный с учетом правила площадей, однако поджатие фюзеляжа в районе крыла настолько незначительно, что просматривается не на всех фотографиях.
   Воздухозаборники двигателей - боковые регулируемые. Ту-22М в теории способен развивать скорость М=2.
   Первый из девяти прототипов Ту-22М0 выполнил первый полет в 1969 году. За "М0" последовала небольшая партия предсерийных Ту-22М1. На Западе о существовании в СССР нового бомбардировщика узнали в 1970 году, самолету присвоили кодовое наименование "Backfire" и ошибочно посчитали, что самолет называется Ту-26. Именно как "Backfire" Ту-22М стал известен в середине 1970-х годов и широким кругам советской общественности. Первой массовой моделью стал Ту-22М2, его серийное производство началось в Казани в 1972 году; всего построили 211 единиц. В конструкции Ту-22М2 внесли массу изменений. В частности существенно перепроектировали носовую часть фюзеляжа и шасси, были доработаны воздухозаборники двигателей НК-22. Экипаж из двух летчиков и двух штурманов размещался парами тандемом. Основным вооружением являлись ракеты Х-22, одна ракета подвешивалась в полуутопленном положении в отсеке вооружения, две - на пилонах под крылом. Первым в 1978 году самолеты получил самый прославленный в Дальней авиации 185-й гвардейский ТБАП, дислоцированный в Полтаве.
<...>
Первый опытный самолет Ту-22М0 N 101 на аэродроме ЛИИ МАП. Самолет совершил первый полет 30 августа 1969 г.
Ту-22М0 N 202 с ракетой типа Х-22 и с кормовой установкой аппаратуры РЭБ. Начало 1970-х гг, аэродром ГНИКИ ВВС
Ту-22М0 N 203 в Риге (начало 1990-х гг.)
На серийном Ту-22М1 (обратите внимание на обтекатель на вершине киля) установили новые двигатели НК-22, развивавшие большую тягу (на 10%). Выпуск Ту-22М1 планировалось развернуть в 1971 году на 22-м заводе в Казани, завершавшем производство Ту-22. На Ту-22М1 увеличили размах крыла и внесли множество изменений в конструкцию, но по своим характеристикам он по-прежнему не устраивал военных.
Ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М0
Предположительно на фото изображен Ту-22М0 №101
Один из предсерийных Ту-22М. Стоянка Киевского Института ВВС, декабрь 1992г.
Ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М1
На протяжении 1980-х годов Ту-22М оставался предметом споров американских и советских экспертов, проходивших в рамках подготовки договора СНВ 2. Основным вопросом была принадлежность машины к классу стратегических бомбардировщиков. На снимке: Иллюстрация из журнала "Флайт" за 1977 год. На снимке запечатлен самолет М2 со штангой дозаправки топливом в полете
"Backfire", Russia's swing-wing supersonic bomber of Tupolev design and now believed to be designated Tu-26. Illustrated is the "B" version with cleaned-up undercarriage fairings and increased span. "Backfire" is the subject of some dispute in the U.S.- Soviet SALT discussions. Russia claiming that it is a tactical and not a strategic bomber; but there is little doubt that "Backfire" could attack most parts of the U.K., operating from present bases
Дозаправка топливом в полете самолета Ту-22М от заправщика 3МС
Серийный ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М2
Первыми из семейства "Бэкфайров" над Афганистаном появились Ту-22М2
Опробование двигателей Ту-22М2 на максимальном режиме. Створки дополнительного забора воздуха открыты.
Ту-22М2
Пара Ту-22М2 б/н 20 и 28 на аэродроме Хабаровска, 1988 г.
Три Ту-22М2 на Камчатке, 1983 г
Ту-22М2 из состава 570-го МРАП на доработке в ТЭЧ, осень 1988 г. 23 ноября 1989 г. этот самолет упадет в море, экипаж погибнет
Ту-22М2 взлетает с аэродрома Монгохто. На переднем плане – Ту-16
Ту-22М2 на взлете
Взлетает Ту-22М2 с ракетой Х-22 под фюзеляжем. На этом снимке заметны раздвинутые колеса средней оси основных стоек шасси
Ту-22М2
The Tu-22M Backfire-B, currently serving with both Strategic Aviation and the Naval Air Force, is now reportedly being built at a rate of more than 35 annually and is being matched with the AS-X-15 long-range cruise missile.
Еще два снимка "Бэкфайра", мелькнувшие в зарубежной печати в 1980 году.
Реактивные бомбардировщики с крылом изменяемой стреловидности. В 1969 году появился прототип нового дальнего реактивного бомбардировщика - Ту-22М, отличительной особенностью которого было крыло изменяемой в полете стреловидности. Самолеты семейства Ту-22М входили как в состав ВВС, так и в состав авиации ВМФ СССР.
One of the largest aircraft flown to date with variable sweep is the Tupolev "Backfire", in squadron service in considerable quantity.
Первым действительно серийным вариантом самолета стал Ту-22М2 («Backfire-B»; на фото), который его экипажи называли «Двойкой». В 1972-1983 годах построили 211 самолетов. Первоначально установленная в носовой части заправочная штанга была снята в соответствии с Договором об ограничении стратегических вооружений, что лишило машину межконтинентальной дальности. Другими отличительными чертами Ту-22М2 стали увеличенные воздухозаборники и спаренная пушечная установка. Типичное наступательное вооружение Ту-22М2 состояло из одной ракеты Х-22 или свободнопадающих бомб на многозамковых бомбодержателях. Помимо Дальней авиации, Ту-22М2 поступили также в части морской авиации Северного и Черноморского флотов, придя на смену Ту-16К. Подготовка экипажей (с использованием самолетов Ту-134УБЛ) проводилась в 43-м Центре боевого применения и подготовки в Рязани.
На фотографии - Ту-22М2 с подвешенными под воздухозаборниками многозамковыми держателями для свободнопадающих бомб. Ту-22М может нести обычные бомбы калибра до 3000 кг. Альтернативный вариант вооружения - три ракеты Х-22: одна в полуутопленном положении под фюзеляжем и три под крылом.
Известный как «двойка», Ту-22М2 стал первым крупносерийным вариантом - до 1983 года было построено 211 самолетов.
В полете Ту-22М2
Ту-22М2 с демонтированной (в рамках международного договора ОСВ-2) штангой дозаправки. Самолет несет на подфюзеляжном узле крылатую ракету Х-22НА. Под центропланом видны ракетные балочные держатели БД-45К, а под фюзеляжем - бомбовые многозамковые МБД3-У9-68, рассчитанные на девять 500-кг фугасок каждый.
Ту-22М2 с одной ракетой Х-22НМА
Backfire is "capable of carrying three 300-km (185-mile) range Mach 3,0 anti-ship cruise missiles". Some 100 are deployed by the Soviet Air Force with a similar number assigned to Soviet Naval Aviation, and production is continuing at a rate of 30 per year.
Ту-22М летят над Афганистаном
Две главные задачи бомбардировщиков семейства Ту-22М в годы холодной войны - атака стратегически важных наземных объектов и удары по авианосным группам и соединениям ВМС США. На фотографии - палубный истребитель F-14 Tomcat сопровождает Ту-22М2 (1998 год).
Приземление первого самолета Ту-22М2 № 85 в Монгохто, 1980 г.
Подполковник Х.М.Чабанов покидает самолет Ту-22М2 после прилета в Монгохто 6.10.80
Анвар Фатхуллин и его «Бэкфайр»
После перегонки первого Ту-22М2 с завода в часть экипажем, только что закончившим переучивание на новый тип самолета. Слева направо: зам. ком. АЭ майор В. Козарез, помощник КК ст. лейтенант М. Борисенко, помощник штурмана 2-й АЭ капитан Мынта, штурман-оператор ст. лейтенант В. Гращенко
Фото из журнала «Авиация и космонавтика», 1982 г.
Николаев, август 1980 г. Бухтояров А. А. после показного полёта в зону и на сверхзвук. Даже ЗШ снимать не хочет. На снимке: Короляков В.П, Лепаловский А.Н, Бухтояров А. А. и Никонов В. А.
Монгохто, 1982 г. Экипаж прилетел с пусков КР на Каспии. А.Н. Лепаловский (третий справа) был тогда на полигоне руководителем полетов
Николаев, 1980 г. Экипаж капитана Яровикова В.П. после первого самостоятельного вылета на Ту-22М2.
На фото: первый прилетевший экипаж в составе Чабанова, Корнева, Шапошникова, Дагаева 6 октября 1980 г. Борт № 83 (позднее 23). Торжественная встреча с полковым знаменем, музыкой и цветами.
Встреча со знаменем экипажа 1-й АЭ 570-го МРАП 16.10.1982. В летной форме: подполковник Г. Самойлов, капитан Н. Анисимов, майор В. Тейге, капитан С. Леонтиков.
Торжественная встреча борта № 83
Экипаж капитана А. Генералова
Первый полет Ту-22М2 на Камчатку был выполнен экипажем в составе генерал-майора А. Коренева, подполковника Е. Мамонтова, майора В. Тейге и капитана С. Леонтикова. На фото В. Тейге на фоне самолета, 7 мая 1984 г.
Ту-22М2 на Камчатке, 1983г.
Один из первых Ту-22М2 568-го МРАП
Ту-22М. Вид спереди.
Бомболюк Ту-22М в закрытом положении. Вид в хвост. Конфигурация створок обусловлена формой ракеты Х-22.
Х-22 на подфюзеляжном узле ракетоносца Ту-22М располагалась на конформной подвеске.
Центроплан и основная стойка шасси Ту-22М.
Основная стойка и щиток шасси Ту-22М.
Основная стойка шасси Ту-22М. Средняя пара колес раздвинута.
Ниша основной стойки шасси Ту-22М.
Передняя стойка шасси Ту-22М.
Узел поворота крыла Ту-22М.
Воздухозаборник Ту-22М.
Предкрылок Ту-22М в выпущенном положении.
Дальний бомбардировщик Ту-22М2 в Государственном музее авиации в Киеве
Ту-22М0, Ту-22М2, Ту-22М3, Ту-134УБЛ и Ту-142 в Государственном музее авиации в Киеве
ТРДДФ НК-22