Ту-22М
Недостатки Ту-22 привели к необходимости модернизации, а реально - к созданию совершенно нового самолета Ту-22М. Главной особенностью новой машины стало крыло изменяемой стреловидности, а от Ту-22, согласно легенде, осталась лишь носовая опора шасси. Вооружение и СУВ Ту-22М унаследовал от Ту-22К. Мощные двигатели РД-36-51, созданные на основе двигателей от Ту-144, установили в хвостовой части фюзеляжа, близкого к прямоугольному сечению. Особенностью Ту-22М является его фюзеляж, выполненный с учетом правила площадей, однако поджатие фюзеляжа в районе крыла настолько незначительно, что просматривается не на всех фотографиях.
Воздухозаборники двигателей - боковые регулируемые. Ту-22М в теории способен развивать скорость М=2.
Первый из девяти прототипов Ту-22М0 выполнил первый полет в 1969 году. За "М0" последовала небольшая партия предсерийных Ту-22М1. На Западе о существовании в СССР нового бомбардировщика узнали в 1970 году, самолету присвоили кодовое наименование "Backfire" и ошибочно посчитали, что самолет называется Ту-26. Именно как "Backfire" Ту-22М стал известен в середине 1970-х годов и широким кругам советской общественности. Первой массовой моделью стал Ту-22М2, его серийное производство началось в Казани в 1972 году; всего построили 211 единиц. В конструкции Ту-22М2 внесли массу изменений. В частности существенно перепроектировали носовую часть фюзеляжа и шасси, были доработаны воздухозаборники двигателей НК-22. Экипаж из двух летчиков и двух штурманов размещался парами тандемом. Основным вооружением являлись ракеты Х-22, одна ракета подвешивалась в полуутопленном положении в отсеке вооружения, две - на пилонах под крылом. Первым в 1978 году самолеты получил самый прославленный в Дальней авиации 185-й гвардейский ТБАП, дислоцированный в Полтаве.
<...>
- Описание
Фотографии
-
Авиация и Космонавтика 2007-06 / В.Ригмант - К тридцатилетию первого полета самолета Ту-22М3 (1)
Первый опытный самолет Ту-22М0 N 101 на аэродроме ЛИИ МАП. Самолет совершил первый полет 30 августа 1969 г.
-
Авиация и Космонавтика 2007-06 / В.Ригмант - К тридцатилетию первого полета самолета Ту-22М3 (1)
Ту-22М0 N 202 с ракетой типа Х-22 и с кормовой установкой аппаратуры РЭБ. Начало 1970-х гг, аэродром ГНИКИ ВВС
-
Мировая Авиация 220
Ту-22М0 N 203 в Риге (начало 1990-х гг.)
На серийном Ту-22М1 (обратите внимание на обтекатель на вершине киля) установили новые двигатели НК-22, развивавшие большую тягу (на 10%). Выпуск Ту-22М1 планировалось развернуть в 1971 году на 22-м заводе в Казани, завершавшем производство Ту-22. На Ту-22М1 увеличили размах крыла и внесли множество изменений в конструкцию, но по своим характеристикам он по-прежнему не устраивал военных. -
Авиация и Космонавтика 2000-02 / В.Ригмант - Под знаками "АНТ" и "ТУ" (22)
Ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М0
-
Авиация и Космонавтика 2019-08 / Д.Мюллер - Они были первыми. Ту-22М0 и Ту-22М1: история производства, испытаний и эксплуатации
Предположительно на фото изображен Ту-22М0 №101
-
АэроХобби 1993-01 / В.Марковский - "Бэкфайр". Прорыв из неизвестности /Монография/
Один из предсерийных Ту-22М. Стоянка Киевского Института ВВС, декабрь 1992г.
-
Авиация и Космонавтика 2007-06 / В.Ригмант - К тридцатилетию первого полета самолета Ту-22М3 (1)
Ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М1
-
Авиация и Космонавтика 2019-08 / Р.Вениаминов - К 50-летию самолета Ту-22М
На протяжении 1980-х годов Ту-22М оставался предметом споров американских и советских экспертов, проходивших в рамках подготовки договора СНВ 2. Основным вопросом была принадлежность машины к классу стратегических бомбардировщиков. На снимке: Иллюстрация из журнала "Флайт" за 1977 год. На снимке запечатлен самолет М2 со штангой дозаправки топливом в полете
"Backfire", Russia's swing-wing supersonic bomber of Tupolev design and now believed to be designated Tu-26. Illustrated is the "B" version with cleaned-up undercarriage fairings and increased span. "Backfire" is the subject of some dispute in the U.S.- Soviet SALT discussions. Russia claiming that it is a tactical and not a strategic bomber; but there is little doubt that "Backfire" could attack most parts of the U.K., operating from present bases -
Авиация и Космонавтика 2007-06 / В.Ригмант - К тридцатилетию первого полета самолета Ту-22М3 (1)
Дозаправка топливом в полете самолета Ту-22М от заправщика 3МС
-
Авиация и Космонавтика 2007-06 / В.Ригмант - К тридцатилетию первого полета самолета Ту-22М3 (1)
Серийный ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М2
-
Авиация и Время 1998-05 / В.Марковский - Жаркое небо Афганистана. Дальняя авиация /Авиация в локальных конфликтах/ (12)
Первыми из семейства "Бэкфайров" над Афганистаном появились Ту-22М2
-
АэроХобби 1993-01 / В.Марковский - "Бэкфайр". Прорыв из неизвестности /Монография/
Опробование двигателей Ту-22М2 на максимальном режиме. Створки дополнительного забора воздуха открыты.
-
Авиация и Космонавтика 2023-05 / Г.Ромашов - "Бэкфайр" глазами авиатехника
Пара Ту-22М2 б/н 20 и 28 на аэродроме Хабаровска, 1988 г.
-
Авиация и Космонавтика 2023-05 / Г.Ромашов - "Бэкфайр" глазами авиатехника
Три Ту-22М2 на Камчатке, 1983 г
-
Авиация и Космонавтика 2023-05 / Г.Ромашов - "Бэкфайр" глазами авиатехника
Ту-22М2 из состава 570-го МРАП на доработке в ТЭЧ, осень 1988 г. 23 ноября 1989 г. этот самолет упадет в море, экипаж погибнет
-
Авиация и Космонавтика 2022-08 / М.Борисенко - Люди и самолеты
Ту-22М2 взлетает с аэродрома Монгохто. На переднем плане – Ту-16
Другие самолёты на фотографии: Туполев Ту-16 - Россия - 1952
-
Авиация и Космонавтика 2019-10 / А.Фатхуллин - Дороги отважных
Ту-22М2 на взлете
-
Авиация и Космонавтика 2022-05 / А.Лепаловский - "Бэкфайр" в моей памяти...
Взлетает Ту-22М2 с ракетой Х-22 под фюзеляжем. На этом снимке заметны раздвинутые колеса средней оси основных стоек шасси
-
Air International 1984-09 / ??? - SovAir: The New Wave
The Tu-22M Backfire-B, currently serving with both Strategic Aviation and the Naval Air Force, is now reportedly being built at a rate of more than 35 annually and is being matched with the AS-X-15 long-range cruise missile.
-
Авиация и Космонавтика 2019-08 / Р.Вениаминов - К 50-летию самолета Ту-22М
Еще два снимка "Бэкфайра", мелькнувшие в зарубежной печати в 1980 году.
-
Мировая Авиация 153
Реактивные бомбардировщики с крылом изменяемой стреловидности. В 1969 году появился прототип нового дальнего реактивного бомбардировщика - Ту-22М, отличительной особенностью которого было крыло изменяемой в полете стреловидности. Самолеты семейства Ту-22М входили как в состав ВВС, так и в состав авиации ВМФ СССР.
One of the largest aircraft flown to date with variable sweep is the Tupolev "Backfire", in squadron service in considerable quantity. -
Мировая Авиация 220
Первым действительно серийным вариантом самолета стал Ту-22М2 («Backfire-B»; на фото), который его экипажи называли «Двойкой». В 1972-1983 годах построили 211 самолетов. Первоначально установленная в носовой части заправочная штанга была снята в соответствии с Договором об ограничении стратегических вооружений, что лишило машину межконтинентальной дальности. Другими отличительными чертами Ту-22М2 стали увеличенные воздухозаборники и спаренная пушечная установка. Типичное наступательное вооружение Ту-22М2 состояло из одной ракеты Х-22 или свободнопадающих бомб на многозамковых бомбодержателях. Помимо Дальней авиации, Ту-22М2 поступили также в части морской авиации Северного и Черноморского флотов, придя на смену Ту-16К. Подготовка экипажей (с использованием самолетов Ту-134УБЛ) проводилась в 43-м Центре боевого применения и подготовки в Рязани.
-
Мировая Авиация 230
На фотографии - Ту-22М2 с подвешенными под воздухозаборниками многозамковыми держателями для свободнопадающих бомб. Ту-22М может нести обычные бомбы калибра до 3000 кг. Альтернативный вариант вооружения - три ракеты Х-22: одна в полуутопленном положении под фюзеляжем и три под крылом.
Известный как «двойка», Ту-22М2 стал первым крупносерийным вариантом - до 1983 года было построено 211 самолетов. -
История Авиации 2001-01 / В.Марковский - Ракеты "Бэкфайра" /Авиационное оружие/
Ту-22М2 с демонтированной (в рамках международного договора ОСВ-2) штангой дозаправки. Самолет несет на подфюзеляжном узле крылатую ракету Х-22НА. Под центропланом видны ракетные балочные держатели БД-45К, а под фюзеляжем - бомбовые многозамковые МБД3-У9-68, рассчитанные на девять 500-кг фугасок каждый.
-
Авиация и Космонавтика 2005-09 / В.Марковский, К.Перов - Советские авиационные крылатые ракеты (2)
Ту-22М2 с одной ракетой Х-22НМА
-
Air International 1983-06 / ??? - Soviet Air Powes Enhancement
Backfire is "capable of carrying three 300-km (185-mile) range Mach 3,0 anti-ship cruise missiles". Some 100 are deployed by the Soviet Air Force with a similar number assigned to Soviet Naval Aviation, and production is continuing at a rate of 30 per year.
-
Авиация и Космонавтика 2004-11 / М.Никольский - 840-й краснознаменный тяжелый бомбардировочный авиационный полк
Ту-22М летят над Афганистаном
-
Мировая Авиация 251
Две главные задачи бомбардировщиков семейства Ту-22М в годы холодной войны - атака стратегически важных наземных объектов и удары по авианосным группам и соединениям ВМС США. На фотографии - палубный истребитель F-14 Tomcat сопровождает Ту-22М2 (1998 год).
Другие самолёты на фотографии: Grumman F-14 Tomcat - США - 1970
-
Авиация и Космонавтика 2019-10 / А.Фатхуллин - Дороги отважных
Приземление первого самолета Ту-22М2 № 85 в Монгохто, 1980 г.
-
Авиация и Космонавтика 2019-08 / Х.Чабанов - Первое знакомство с Ту-22М2
Подполковник Х.М.Чабанов покидает самолет Ту-22М2 после прилета в Монгохто 6.10.80
-
Авиация и Космонавтика 2023-05 / Г.Ромашов - "Бэкфайр" глазами авиатехника
Анвар Фатхуллин и его «Бэкфайр»
-
Авиация и Космонавтика 2022-08 / М.Борисенко - Люди и самолеты
После перегонки первого Ту-22М2 с завода в часть экипажем, только что закончившим переучивание на новый тип самолета. Слева направо: зам. ком. АЭ майор В. Козарез, помощник КК ст. лейтенант М. Борисенко, помощник штурмана 2-й АЭ капитан Мынта, штурман-оператор ст. лейтенант В. Гращенко
-
Авиация и Космонавтика 2019-08 / Р.Вениаминов - К 50-летию самолета Ту-22М
Фото из журнала «Авиация и космонавтика», 1982 г.
-
Авиация и Космонавтика 2022-05 / А.Лепаловский - "Бэкфайр" в моей памяти...
Николаев, август 1980 г. Бухтояров А. А. после показного полёта в зону и на сверхзвук. Даже ЗШ снимать не хочет. На снимке: Короляков В.П, Лепаловский А.Н, Бухтояров А. А. и Никонов В. А.
-
Авиация и Космонавтика 2022-05 / А.Лепаловский - "Бэкфайр" в моей памяти...
Монгохто, 1982 г. Экипаж прилетел с пусков КР на Каспии. А.Н. Лепаловский (третий справа) был тогда на полигоне руководителем полетов
-
Авиация и Космонавтика 2022-05 / А.Лепаловский - "Бэкфайр" в моей памяти...
Николаев, 1980 г. Экипаж капитана Яровикова В.П. после первого самостоятельного вылета на Ту-22М2.
-
Авиация и Космонавтика 2019-08 / Х.Чабанов - Первое знакомство с Ту-22М2
На фото: первый прилетевший экипаж в составе Чабанова, Корнева, Шапошникова, Дагаева 6 октября 1980 г. Борт № 83 (позднее 23). Торжественная встреча с полковым знаменем, музыкой и цветами.
-
Авиация и Космонавтика 2019-09 / В.Тейге - Штурман "Бэкфайра": маршрут моей жизни
Встреча со знаменем экипажа 1-й АЭ 570-го МРАП 16.10.1982. В летной форме: подполковник Г. Самойлов, капитан Н. Анисимов, майор В. Тейге, капитан С. Леонтиков.
-
Авиация и Космонавтика 2019-10 / А.Фатхуллин - Дороги отважных
Торжественная встреча борта № 83
-
Авиация и Космонавтика 2019-10 / А.Фатхуллин - Дороги отважных
Экипаж капитана А. Генералова
-
Авиация и Космонавтика 2019-09 / В.Тейге - Штурман "Бэкфайра": маршрут моей жизни
Первый полет Ту-22М2 на Камчатку был выполнен экипажем в составе генерал-майора А. Коренева, подполковника Е. Мамонтова, майора В. Тейге и капитана С. Леонтикова. На фото В. Тейге на фоне самолета, 7 мая 1984 г.
-
Авиация и Космонавтика 2019-10 / А.Фатхуллин - Дороги отважных
Ту-22М2 на Камчатке, 1983г.
-
Авиация и Космонавтика 2019-10 / А.Фатхуллин - Дороги отважных
Один из первых Ту-22М2 568-го МРАП
-
АэроХобби 1993-01 / В.Марковский - "Бэкфайр". Прорыв из неизвестности /Монография/
Ту-22М. Вид спереди.
-
АэроХобби 1993-01 / В.Марковский - "Бэкфайр". Прорыв из неизвестности /Монография/
Бомболюк Ту-22М в закрытом положении. Вид в хвост. Конфигурация створок обусловлена формой ракеты Х-22.
-
Авиация и Космонавтика 2005-09 / В.Марковский, К.Перов - Советские авиационные крылатые ракеты (2)
Х-22 на подфюзеляжном узле ракетоносца Ту-22М располагалась на конформной подвеске.
-
АэроХобби 1993-01 / В.Марковский - "Бэкфайр". Прорыв из неизвестности /Монография/
Центроплан и основная стойка шасси Ту-22М.
-
АэроХобби 1993-01 / В.Марковский - "Бэкфайр". Прорыв из неизвестности /Монография/
Основная стойка и щиток шасси Ту-22М.
-
АэроХобби 1993-01 / В.Марковский - "Бэкфайр". Прорыв из неизвестности /Монография/
Основная стойка шасси Ту-22М. Средняя пара колес раздвинута.
-
АэроХобби 1993-01 / В.Марковский - "Бэкфайр". Прорыв из неизвестности /Монография/
Ниша основной стойки шасси Ту-22М.
-
АэроХобби 1993-01 / В.Марковский - "Бэкфайр". Прорыв из неизвестности /Монография/
Передняя стойка шасси Ту-22М.
-
АэроХобби 1993-01 / В.Марковский - "Бэкфайр". Прорыв из неизвестности /Монография/
Узел поворота крыла Ту-22М.
-
АэроХобби 1993-01 / В.Марковский - "Бэкфайр". Прорыв из неизвестности /Монография/
Воздухозаборник Ту-22М.
-
АэроХобби 1993-01 / В.Марковский - "Бэкфайр". Прорыв из неизвестности /Монография/
Предкрылок Ту-22М в выпущенном положении.
-
Авиация и Время 2004-05
Дальний бомбардировщик Ту-22М2 в Государственном музее авиации в Киеве
-
Авиация и Время 2006-05
Ту-22М0, Ту-22М2, Ту-22М3, Ту-134УБЛ и Ту-142 в Государственном музее авиации в Киеве
Другие самолёты на фотографии: Туполев Ту-134УБЛ - Россия - 1981Туполев Ту-142 - Россия - 1968Туполев Ту-22М3 - Россия - 1977
-
Авиация и Время 2008-05
Другие самолёты на фотографии: Туполев Ту-134УБЛ - Россия - 1981Туполев Ту-22М3 - Россия - 1977
Тип фотографий