Поиск по сайту:
Ту-22М
<...>
Дальнейшим развитием семейства стал Ту-22М3, выполнивший первый полет в 1976 году. От "М2" он отличался воздухозаборниками совкового типа и новыми двигателями НК-25. "М3" реально мог превысить скорость звука в два раза. В очередной раз изменили обводы носовой части фюзеляжа, в которой разместили РЛС ПН-АД и прицельно-навигационный комплекс ПрНК-45.
На Ту-22М3 значительно расширили арсенал авиационных средств поражения. На револьверной пусковой установке в отсеке вооружения стало возможным подвешивать не имеющие до сих пор аналогов в мире аэробаллистические ракеты Х-15 МКБ "Радуга", под воздухозаборниками предусмотрели возможность монтажа многозамковых бомбодержателей; при этом основным вооружением остались ракеты Х-22.
Ту-22М3, как и Ту-22М2, поступили на вооружение Дальней авиации и морских ракетоносных авиаполков (МРАП).
Серийное производство Ту-22М3 завершено в 1993 году после выпуска 268 самолетов. В 2013 году Ту-22М3 остается самым массовым самолетом Дальней авиации, ведется модернизация бомбардировщиков. Ту-22М3 морской авиации переданы в ВВС или поставлены на хранение.
На основе Ту-22М3 разработан разведчик Ту-22МР; построено порядка десяти самолетов, поступивших на вооружение Дальней и морской авиации. Ту-22МР оснащен РЛС бокового обзора "Шомпол", аппаратурой радиотехнической разведки.
Боевое крещение Ту-22М принял в 1987 году в Афганистане. Ту-22М3 принимали участие в контртеррористической операции в Чечне, причем самолеты использовались не только как бомбардировщики, но и для подсветки поля боя ночью САБами. Один Ту-22М3 был сбит над Грузией во время "пятидневной войны" 2008 года.
После распада СССР значительное количество Ту-22М отошло Украине, но в ВВС Украины самолеты практически не эксплуатировались.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Ту-22М3
Тип: дальний бомбардировщик
Силовая установка: два ТРДДФ НК-25 тягой на форсаже 245,20 кН
Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 11000 м - 2000 км/ч; боевой радиус 1850 км
Масса: пустого 54 000 кг; максимальная взлетная 130 000 кг
Размеры: размах крыла в положении максимальной стреловидности 34,30 м; длина 39,60 м; высота 10,80 м; площадь крыла в положении максимальной стреловидности 170,0 м2
Вооружение: одна 23-мм двуствольная пушка ГШ-23, максимальная масса боевой нагрузки 24000 кг
- Описание
Фотографии
-
Авиация и Космонавтика 2007-06 / В.Ригмант - К тридцатилетию первого полета самолета Ту-22М3 (1)
Первый экземпляр Ту-22М3
-
Авиация и Космонавтика 2007-06 / В.Ригмант - К тридцатилетию первого полета самолета Ту-22М3 (1)
Второй экземпляр Ту-22М3
-
Авиация и Космонавтика 2007-06 / В.Ригмант - К тридцатилетию первого полета самолета Ту-22М3 (1)
Ту-22М3 первых серий на совместных государственных испытаниях
-
АэроХобби 1993-01 / В.Марковский - "Бэкфайр". Прорыв из неизвестности /Монография/
Техники осматривают Ту-22М3 на старте. Самолет несет под крылом спецподвески для ракет Х-22, под фюзеляжем - многозамковые бомбодержатели МБДЗ-У9-68. 183 гв. ТБАП, аэродром Прилуки, март 1988г.
-
Авиация и Космонавтика 2000-02 / В.Ригмант - Под знаками "АНТ" и "ТУ" (22)
Ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3 с тремя ракетами типа Х-22М
-
Авиация и Космонавтика 2007-06 / В.Ригмант - К тридцатилетию первого полета самолета Ту-22М3 (1)
Ту-22М3 на аэродроме ЛИИ
-
Авиация и Космонавтика 2019-08 / Р.Вениаминов - К 50-летию самолета Ту-22М
Ту-22М3 «Летающая лаборатория» на Мосаэрошоу-92
-
Авиация и Космонавтика 2007-07 / В.Ригмант - К тридцатилетию первого полета самолета Ту-22М3 (2)
Ту-22М3 с российским флагом, нарисованным на борту
-
Авиация и Космонавтика 2012-03 / М.Никольский - 20 лет на передовом рубеже
Ту-22М3, модернизированный ЗАО "Гефест и Т"
-
Авиация и Космонавтика 2019-12 / Е.Арчаков - Воздушный арьергард
Ту-22М3 402-го ТБАП после возвращения с задания на аэродроме Мары-2
-
Авиация и Космонавтика 2020-12 / Е.Арчаков - От героизма до забвения
Ту-22М3 на аэродроме Прилуки
-
Авиация и Космонавтика 2007-07 / В.Ригмант - К тридцатилетию первого полета самолета Ту-22М3 (2)
Ту-22МР в строевой части
-
Авиация и Космонавтика 2019-12 / Е.Арчаков - Воздушный арьергард
Стоянка 1-й АЭ 402-го ТБАП
-
Авиация и Космонавтика 2004-07 / М.Никольский - 444-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк
Ту-22 выруливает на старт
-
Авиация и Время 1998-05 / В.Марковский - Жаркое небо Афганистана. Дальняя авиация /Авиация в локальных конфликтах/ (12)
Ту-22М3 из 185-го Гв.ТБАП уходят с аэродрома Мары-2 на боевое задание
-
Авиация и Космонавтика 2005-09 / В.Марковский, К.Перов - Советские авиационные крылатые ракеты (2)
На взлете Ту-22М3 с максимальной боевой нагрузкой - три ракеты Х-22
-
Авиация и Космонавтика 2008-06 / А.Артемьев - Крылья над морем (23)
Ту-22М3 с двумя ракетами Х-22
-
Авиация и Космонавтика 2007-10 / И.Шевчук - 85 лет конструкторскому бюро ОАО "Туполев"
Ту-22М-3, с изменяемой стреловидностью крыла
-
История Авиации 24 / А.Медведь - Дальняя авиация на пороге ракетной эпохи /Большая стратегия/
Хотя жизнь НК-144 оказалась недолгой, его создание сыграло не последнюю роль в отработке силовой установки для сверхзвукового ракетоносца-бомбардировщика среднего радиуса действия Ту-22М.
-
Авиация и Время 1998-05 / В.Марковский - Жаркое небо Афганистана. Дальняя авиация /Авиация в локальных конфликтах/ (12)
На Ту-22М3 (борт 74) из 132-го ТБАП несколько боевых вылетов выполнил ген.-м-р Д.М.Дудаев
-
Air International 1988-01 / Airscene
The latest service version of the Tu-22M alias Tu-26, the Backfire-C, differs from Backfire-B in having wedge-type air intakes and a recontoured nose. A number of Backfire-Cs are now operational with both the Long Range Air Force and the Naval Air Force.
-
Мировая Авиация 251
После Афганистана бомбардировщики Ту-22М3 ограниченно применялись в 1995 году во время первого вооруженного конфликта в Чечне.
-
Авиация и Время 1996-02 / В.Заярин - Начало доброй традиции /В небе Украины/
В авиашоу приняли участие два Ту-22М3. Их экипажи возглавляли командир бомбардировочного авиаполка полковник В.Верескул и его заместитель подполковник Н.Меньшиков
-
АвиаПарк 2008-04 / Н.Черемухин - Осетинский экзамен: Авиация и ПВО в "пятидневной войне"
Дальний бомбардировщик Ту-22М3
-
АэроХобби 1993-01 / В.Марковский - "Бэкфайр". Прорыв из неизвестности /Монография/
Ту-22М3 в полете. Авиашоу Гостомель'92.
-
Авиация и Время 1998-05 / В.Марковский - Жаркое небо Афганистана. Дальняя авиация /Авиация в локальных конфликтах/ (12)
Ту-22М3 работали в плотных боевых порядках
-
Авиация и Космонавтика 2008-01 / А.Артемьев - Крылья над морем (18)
Ту-22М3 с двумя ракетами Х-22М на подкрыльевых пилонах
-
Авиация и Время 2008-05 / М.Жирохов - Маленькая миротворческая война
Ту-22М3 в небе Грузии. Экипаж обильно "тропит дорогу" тепловыми ловушками
-
Авиация и Космонавтика 2012-04 / Д.Пичугин - Ракетоносцы из Шайковки
Работа на полигоне в рамках учения "Щит Союза - 2011"
-
Авиация и Космонавтика 2019-12 / Е.Арчаков - Воздушный арьергард
Ту-22М3 402-го ТБАП на задании, декабрь 1988 г.
-
Авиация и Время 1998-05 / В.Марковский - Жаркое небо Афганистана. Дальняя авиация /Авиация в локальных конфликтах/ (12)
Ту-22М3 из 185-го Гв.ТБАП наносят удар ФАБ-3000М54
-
Авиация и Космонавтика 2012-12 / ??? - День Дальней Авиации
Другие самолёты на фотографии: Сухой Су-27 - Россия - 1981
-
Авиация и Космонавтика 2019-12 / Е.Арчаков - Воздушный арьергард
Ту-22М3 наносят удар
-
Авиация и Время 2018-03 / А.Котлобовский - Большая сирийская война (4)
Ту-22М3 бомбит из-за облаков. Рядом - прикрывающий его Су-30
Другие самолёты на фотографии: Сухой Су-30 - Россия - 1988
-
Авиация и Космонавтика 2019-12 / Е.Арчаков - Воздушный арьергард
Ту-22М3 идут к цели
-
Авиация и Космонавтика 2012-04 / Д.Пичугин - Ракетоносцы из Шайковки
Проход пары Ту-22 из Сольцов над подмосковным Монино в честь празднования 95-летия ВВС
-
Авиация и Космонавтика 2019-12 / Е.Арчаков - Воздушный арьергард
Отряд Ту-22М3 идет на Афган
-
Авиация и Космонавтика 2004-11 / М.Никольский - 840-й краснознаменный тяжелый бомбардировочный авиационный полк
Самолеты полка над Поклонной горой во время парада в честь 50-й годовщины Победы над фашистской Германией
-
Авиация и Время 2001-05
Другие самолёты на фотографии: Сухой Су-27 - Россия - 1981
-
Авиация и Космонавтика 2005-10 / М.Никольский - Заметки о МАКСе
В воздухе "Русские медведи"
Другие самолёты на фотографии: Туполев Ту-160 - Россия - 1981Туполев Ту-204 / Ту-214 - Россия - 1989Туполев Ту-334 - Россия - 1999Туполев Ту-95МС - Россия - 1979
-
Авиация и Космонавтика 2010-11 / М.Никольский - Государственный Летно-испытательный Центр
Основные типы самолетов Дальней Авиации в одном строю
Другие самолёты на фотографии: Туполев Ту-160 - Россия - 1981Туполев Ту-95МС - Россия - 1979
-
Авиация и Космонавтика 2014-08 / С.Дроздов - Младший брат "семьдесят шестого" /Самолеты России/
Ил-78 и Ту-22М3
Другие самолёты на фотографии: Ильюшин Ил-78 - Россия - 1983
-
Мир Авиации 1999-01 / П.Батуев - Летающие классы в авиации ВМФ СССР 1963-1991гг. /Раритет/
Ту-22М-3 с подвешенной ракетой Х-22М.
-
Авиация и Космонавтика 1997-11 / А.Артемьев - Морская ракетоносная
R вылету готовится Ту-22М3, оснащенный многозамковыми балочными держателями бомб
-
Авиация и Космонавтика 2003-07 / С.Михайлов - Кадры решают все
Ту-22М3 на аэродроме ремзавода. Слева видно хвостовое оперение 3М-Т "Атланта"
Другие самолёты на фотографии: Мясищев ВМ-Т Атлант - Россия - 1980
-
Авиация и Космонавтика 2019-12 / Е.Арчаков - Воздушный арьергард
Подготовка к вылету
-
АэроХобби 1993-01 / В.Марковский - "Бэкфайр". Прорыв из неизвестности /Монография/
Подготовка к полету Ту-22М3.
-
Авиация и Время 1998-05 / В.Марковский - Жаркое небо Афганистана. Дальняя авиация /Авиация в локальных конфликтах/ (12)
Ту-22М3 из Орши во время выполнения регламентных работ сразу по возвращении из афганской командировки
-
Авиация и Космонавтика 2007-07 / В.Ригмант - К тридцатилетию первого полета самолета Ту-22М3 (2)
Техническое обслуживание Ту22М3
-
Авиация и Космонавтика 2008-06 / А.Артемьев - Крылья над морем (23)
Ту-22М3 готовится к ночным полетам
-
Авиация и Космонавтика 2019-12 / Е.Арчаков - Воздушный арьергард
У самолета 402-го ТБАП
-
Авиация и Время 1998-05 / В.Марковский - Жаркое небо Афганистана. Дальняя авиация /Авиация в локальных конфликтах/ (12)
Штурман В.Н.Яливец и летчик А.П.Кучеров у своего самолета после боевого вылета
-
История Авиации 2001-01 / В.Марковский - Ракеты "Бэкфайра" /Авиационное оружие/
Выгоды миниатюризации очевидны: на многопозиционной катапультной установке МКУ6-1, расположенной в бомбоотсеке Ту-22М3, удалось разместить шесть крылатых ракет X-15.
-
Авиация и Космонавтика 2005-09 / В.Марковский, К.Перов - Советские авиационные крылатые ракеты (2)
Ракеты X-15 на револьверной пусковой установке в отсеке Ту-22М3
-
АэроХобби 1993-01 / В.Марковский - "Бэкфайр". Прорыв из неизвестности /Монография/
Бомболюк Ту-22М3 в открытом положении. Вид в хвост. Виден держатель под ракету Х-22.
-
Авиация и Время 1998-05 / В.Марковский - Жаркое небо Афганистана. Дальняя авиация /Авиация в локальных конфликтах/ (12)
ОФАБ-250 в грузоотсеке "Бэкфайра"
-
Авиация и Космонавтика 2004-07 / М.Никольский - 444-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк
Подвеска практической бомбы. Размеры бомбоотсека впечатляют
-
Авиация и Космонавтика 1996-02 / А.Широкорад - Гроза авианосцев
Ракета Х-22 в полуутопленном положении под фюзеляжем самолета Ту-22М3 (подфюзеляжный киль ракеты в сложенном состоянии)
-
Авиация и Космонавтика 1996-02 / А.Широкорад - Гроза авианосцев
Ракета Х-22 под фюзеляжем самолета Ту-22М3
-
Авиация и Космонавтика 2004-04 / М.Никольский - 43-й центр боевого применения и подготовки летного состава дальней авиации
Рабочие будни: подвеска ракеты Х-22 под Ту-22М-3
-
Авиация и Космонавтика 2005-09 / В.Марковский, К.Перов - Советские авиационные крылатые ракеты (2)
Вид на сопла двигателя ракеты Х-22
-
Авиация и Космонавтика 2005-09 / В.Марковский, К.Перов - Советские авиационные крылатые ракеты (2)
Ракета Х-22М на подкрыльевом пилоне Ту-22М3
-
Авиация и Время 1998-05 / В.Марковский - Жаркое небо Афганистана. Дальняя авиация /Авиация в локальных конфликтах/ (12)
Командир отряда 185-го Гв.ТБАП м-р В.И.Бандюков в кабине своего "Бэкфайра". Мары-2, ноябрь 1988г. Каждая звездочка на борту дальних бомбардировщиков означала боевой вылет
-
Авиация и Космонавтика 2004-07 / М.Никольский - 444-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк
"Афганские" звездочки на борту Ту-22М3
-
Авиация и Космонавтика 2006-08 / А.Лашков, М.Никольский - Из истории собственных наименований воздушных судов России (5)
Звездочки на борту и пилоне бомбардировщика Ту-22М3
-
Авиация и Космонавтика 2004-11 / М.Никольский - 840-й краснознаменный тяжелый бомбардировочный авиационный полк
Звездочки на пилоне - отметки о пусках ракет
-
Авиация и Космонавтика 2007-07 / В.Ригмант - К тридцатилетию первого полета самолета Ту-22М3 (2)
Именной самолет "Александр Молодчий" ВВС Украины в музее авиации в Полтаве
-
Авиация и Время 2012-06 / С.Дроздов - На руинах Великого и Могучего (6)
Ту-22М3 из 185-го ГТБАП. Борисполь, 6 июня 2002 г.
-
Авиация и Время 2006-05
Ту-22М0, Ту-22М2, Ту-22М3, Ту-134УБЛ и Ту-142 в Государственном музее авиации в Киеве
Другие самолёты на фотографии: Туполев Ту-134УБЛ - Россия - 1981Туполев Ту-142 - Россия - 1968Туполев Ту-22М - Россия - 1969
-
Авиация и Время 2008-05
Другие самолёты на фотографии: Туполев Ту-134УБЛ - Россия - 1981Туполев Ту-22М - Россия - 1969
-
Авиация и Космонавтика 2000-02 / В.Ригмант - Под знаками "АНТ" и "ТУ" (22)
Летающая лаборатория Ту-22ЛЛ
-
Авиация и Космонавтика 2017-07 / С.Дроздов - Была такая авиация... (17)
Первый серийный Ту-160 в цехе на Казанском авиационном заводе (КАПО им С.П.Горбунова). На переднем плане - Ту-22М3
Другие самолёты на фотографии: Туполев Ту-160 - Россия - 1981
Тип фотографий