Туполев Ту-104
Варианты:
Туполев - Ту-104 - 1955 - Россия
Страна: Россия
Год: 1955


Среднемагистральный реактивный авиалайнер
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (134)
Ту-104

   В начале 1950-х годов ОКБ А. Н. Туполева начало проектирование самолета согласно требованиям "Аэрофлота" к современному скоростному авиалайнеру большой пассажировместимости и с большой дальностью полета. Результатом работ стал Ту-104, спроектированный на основе бомбардировщика Ту-16. В новом фюзеляже слегка увеличенного диаметра разместили герметизированный салон на 50 пассажиров. Силовая установка - два ТРД АМ-3 конструкции ОКБ А. А. Микулина тягой по 66,18 кН.
   Первый из двух прототипов впервые поднялся в воздух 17 июня 1955 года, а летом следующего года самолеты начали поступать в "Аэрофлот".
   Первые рейсы Ту-104 стали выполнять на линии Москва - Омск - Иркутск, время полета из Москвы в Иркутск сократилось почти вдвое. Аналогичная трансформация произошла и на других маршрутах средней дальности. На Ту-104 поздней постройки и Ту-104А устанавливались ТРД РД-3М тягой по 85,29 кН. Пассажировместимость Ту-104А довели до 70 человек. Шесть Ту-104А в конфигурации на 81 пассажира передали чехословацкой авиакомпании CSA.
   Фюзеляж Ту-104Б (построено 94) удлинили на 1,21 м, что позволило довести пассажировместимость до 100 человек; эксплуатация Ту-104Б началась в апреле 1959 года.
   Серийный выпуск Ту-104 завершился в 1960 году; всего построено 199 Ту-104 всех модификаций, включая один Ту-107. В "Аэрофлоте" Ту-104 летали до 1981 года.
   Обозначение Ту-104Д (-85) и Ту-104В получили самолеты Ту-104А, доработанные без удлинения фюзеляжа под размещение, соответственно, 85 и 100 пассажиров. В 1959 году было построено два 122-местных Ту-104Е. Также собрано пять Ту-104А-ТС и шесть грузовых Ту-104Б-ТС. Военно-транспортный Ту-107А спроектирован на базе Ту-104А для перевозки грузов массой до 10 т. В серийное производство Ту-107 не передавался. Под обозначением Ту-110 велось проектирование четырехдвигательного авиалайнера на базе Ту-104. Первый полет Ту-110 с четырьмя ТРД АЛ-7П КБ А. М. Люльки выполнил в марте 1957 года. Затем построили еще три Ту-110А, однако необходимости в таком самолете не возникло, и программу закрыли.
   "Аэрофлот" прекратил массовую эксплуатацию Ту-104 в 1979 году, однако небольшое количество Ту-104, прежде всего военных, летало гораздо дольше. К военным вариантам относятся самолет тренировки космонавтов в искусственной невесомости Ту-104АК, учебно-штурманский Ту-104Ш, а также летающие лаборатории Ту-104ЛЛ. Обычные Ту-104 использовались министерством обороны для пассажирских перевозок. Один самолет был доработан для исследований атмосферы.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Ту-104Б

   Тип: среднемагистральный реактивный авиалайнер
   Силовая установка: два ТРД АМ-3М500 тягой по 95,10 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 10 000 м - 950 км/ч; практический потолок 11500 м; дальность с максимальной полезной нагрузкой 2650 км
   Масса: пустого 41600 кг; максимальная взлетная 76 000 кг
   Размеры: размах крыла 35,54 м; длина 40,05 м; высота 11,90 м; площадь крыла 183,50 м2
   Полезная нагрузка: до 100 пасс.
Опытный самолет "104" (Ту-104). Заводские испытания 1955г.
Fuel is being pumped into the Tu-104 at the tail and over the wing. The impressive large orifices are suitable for 20.000 lb.s.t. each .
In this view the jet·pipe fairings, undercarriage and tail details are well brought out.
The Tu-104 fuselage is about the same size as that of the Britannia. Scale is given by the men under the fuselage. From this view the length scales 118 ft., jet intake 40 in., outlet 36 in., fuselage diameter 11 ft. approx., and height above ground nearly 8 ft.
Прототип Ту-104 СССР-Л5400 в Лондоне в конце марта 1956г.
TUPOLEV TU-104. The arrival of General Serov at London Airport on 2nd April in L5400, a TU-104 of Aeroflot, caused a major sensation. According to Soviet sources, it is in quantity production, and is shortly to enter service on all main Aeroflot routes. The TU-104 was first shown publicly at the 1955 Moscow Air Parade. Very little information of any value has been released, and the presence of armed guards discouraged close scrutiny at L.A.P. It could be seen, however, that fairly comprehensive radio and radar equipment was carried.
Salient features: Basically of the same layout as Badger, from which it presumably stems, the fuselage is long and slender, with clean, stepped cockpit and circular cross section. The pointed nose carries glazed panels. The wings are set low, with marked anhedral, and broken by the two long nacelles, mid-mounted close to the fuselage, and the trailing-edge containers for the main undercarriage. Sweepback is about 60 degrees, and there is a marked break in leading-edge taper at the inner of the two wing fences. Wingtips are square. The double nose-wheel and four wheel bogeys of the main units of the undercarriage retract backwards. Generous Fowler-type flaps are fitted. The single fin and rudder and fuselage-mounted tailplane are of the same shape as the wings, and similarly swept.
Опытный Ту-104 во время визита в Лондон. 22 марта 1956 г.
Прототип Ту-104 СССР-Л5400 в Москве.
17 июня 1955г. Первый полет совершил гражданский вариант бомбардировщика Ту-16, оборудованный специально сконструированным герметичным пассажирским салоном. Самолет получил название Ту-104, и с 1956 года начал совершать регулярные рейсы Москва - Иркутск.
Двигатели, установленные почти вплотную к фюзеляжу, стали характерной чертой Ту-104
From the three-quarters front the Tu-104 can be appreciated as a large aeroplane with potentially very powerful turbojets.
Первый опытный самолет Ту-104 (Л5400)
Опытный экземпляр Ту-104 был построен на опытном производстве ОКБ Туполева
Ту-104
Серийный самолет Ту-104. Эксплуатационные испытания
Первые машины. СССР-Л5412 ("29") 9 мая 1956 года первой была занесена в авиарегистр.
Первый серийный Ту-104 (зав. № 5350001) на заводском аэродроме за два дня до первого вылета. Харьков, 3 ноября 1955 г.
Первый серийный Ту-104 после покраски
Один из первых регулярных рейсов Ту-104 Москва - Хабаровск. Фото сделано в аэропорту Хабаровска в конце 1950-х гг.
Второй серийный Ту-104 (зав. № 6350002), принимавший участие в эксплуатационных испытаниях. 1956 г.
Первые машины. СССР-Л5413 ("27") 15 сентября 1956г года первой выполнила полет с пассажирами по маршруту Москва-Омск-Иркутск.
Третий серийный экземпляр Ту-104 (зав. № 6350003) во время первого визита в Китай. Пекин, 14 августа 1956 г.
Многострадальный Ту-104А СССР-Л5414. После вынужденной посадки на лес был отремонтирован и выставлен на ВДНХ.
Ту-104 СССР-Л5415 перед посадкой пассажиров. Аэропорт Алма-Ата, июнь 1958 г.
Ту-104 СССР-Л5415 - учебное пособие для студентов КИИГА. Середина 1970-х гг.
Четвертый серийный Ту-104 (зав. № 6350101), на котором был выполнен первый регулярный рейс в истории «сто четвертого». Самолет стал экспонатом Государственного музея авиации в Киеве. Май 2017 г.
Встреча делегации КНР. Слева направо: Н.С. Хрущев, Ч.Эньлай, К. Ворошилов. Внуково. 7 января 1957 г.
Ту-104 (зав. № 76600203) прибыл из Новосибирска в аэропорт Внуково
На фотографии раннего Ту-104 хорошо видно его стреловидное крыло и гондолы шасси, ставшие фирменным знаком ОКБ. Основные стойки шасси оснащались четырехколесными тележками.
Ту-104 (зав. № 7660301) омской постройки. Самолет сначала эксплуатировался в Восточно-Сибирском управлении ГВФ, а затем был переделан в Ту-104Ш (борт СССР-42330)
Ту-104А (зав. № 7350204), на котором был осуществлен первый в истории «сто четвертого» полет в США
Ту-104 в Нью-Йорке
Борт СССР-Л5419 (зав. №6660101) - первый Ту-104 казанской сборки, который стал первым «сто четвертым» новосибирского 204-го отряда. Аэропорт Внуково, 1958 г.
Ту-104 (зав. № 7350303) Внуковского авиапредприятия на перроне в Иркутске
Один из первых Ту-104А харьковской сборки. Потерян в авиакатастрофе 15 августа 1958 г.
Ту-104, обслуживающий линию Москва-Лондон
Frankfurt’s first jet - an Aeroflot Tu-104 which visited in the late 1950s.
Взлетает Ту-104 (борт СССР-Л5443, зав. № 7350304) Внуковского авиапредприятия
Первый прилет Ту-104 в Лондон
Dawn of a new era - Aeroflot Tu-104A CCCP-L5445.
Tupolev Tu-104A airliner (two Mikulin AM-3M turbojet engines)
Подготовка к параду Ту-104А СССР-42319 (бывшего Л5413), принадлежавшего ГосНИИ ГВФ.
Испытательный полет Ту-104А СССР-42319, принадлежавшего ГосНИИ ГВФ.
Авиаторы ВВС Северного флота возле своего Ту-104А (зав. № 6350103). Сейчас этот самолет находится на вечной стоянке в Ульяновске
Ту-104А (зав. № 76600402, СССР-Л5426, СССР-42332) из 202-го отряда в Хабаровске.
Ту-104А СССР-42337 Восточно-Сибирского транспортного управления в Пулково (Ленинград).
Техобслуживание Ту-104А СССР-42354 по тяжелым формам регламентных работ. На переднем плане "море Лаптева". Названо работниками аэропорта в честь командира Хабаровского ОАО. Хабаровск, 25 апреля 1961г.
Ту-104 в одном из столичных аэропортов СССР в начале 1960-х гг. На этом фото хорошо видно, насколько элементарным тогда был уровень пропускной системы в аэропортах советского Союза. И пронести с собой на борт бомбу или оружие не составляло большого труда.
Одесский экипаж поднимается на борт Ту-104А (СССР-42361, зав. №86601001). Аэропорт Внуково, 1976 г.
Работы на Ту-104А СССР-42364. А/п Хабаровск, 1 февраля 1961г.
Ту-104 установил 22 мировых рекорда. Впрочем, с этой машиной связан и маркетинговый приоритет
Ту-104А (зав. № 86601203), построенный в Омске в октябре 1958 г.
Ту-104А СССР-42382 международных воздушных линий в аэропорту Хитроу. Лето 1959г.
Ту-104А СССР-42382 международных воздушных линий в аэропорту Хитроу. Лето 1959г.
Tupolev Tu-104s.
"Противообледенительная система аэропорта щеточного типа", зима 1959/60г.
Один из последних Ту-104А (зав. № 9350903) харьковской постройки был собран в августе 1959 г. Самолет сначала поступил в Московское территориальное управление ГВФ, а позднее был передан в Украинское управление
Чехословацкая компания CSA была единственным иностранным эксплуатантом Ту-104, располагая парком из шести машин. Этот самолет после списания переоборудовали в ресторан в городе Оломоуц, Чехия.
Tupolev Tu-104A airliner (two Mikulin AM-3M turbojet engines) in service with CSA Czechoslovakian Airlines
1 апреля 1960г. Чехословацкая авиакомпания CSA (''Czechoslovak Airlines") начала эксплуатацию лайнера Ту-104 на линии Прага-Лондон.
One of CSA’s six Tu-104As trails its pair of braking parachutes on landing. Repacking and re-installing the parachute cartridge after each landing - on top of the risk of the parachutes tearing or snagging on ground-based equipment and obstacles - must have been something of a nuisance on scheduled services.
Tupolev Tu-104A OK-MDE Ostrava was one of six of the type operated by CSA.
Ту-104А OK-NDF авиакомпании CSA.
Ilyushin Il-18 OK-PAG Vysoke Tatry taxies out past Tupolev Tu-104A OK-NDF Ceske Budejovice.
The Czech Airlines TU-104A OK-LDC at London Airport on 16th March, on the proving flight from Prague. Regular flights are expected in about a month.
Named Ceske Budejovice in CSA service, OK-NDF originally served with the Aeroflot fleet as CCCP-42391, before being the last Tu-104 delivered to the Czechoslovakian airline in February 1963. It is seen here at Paris-Orly in July 1965. Note the three roof windows to the port side of the cabin centreline, used to provide light in the galley.
The first of &SA’s Tu-104As, OK-LDA Praha, taxies in at Heathrow on April 15, 1960, in the original colour scheme in which the type entered service. It featured a blue cheatline running the length of the fuselage, which terminated in a tapering lightning bolt and distinctive "beard" on the forward fuselage.
Ту-104 чехословацкой авиакомпании
Wearing CSA’s newly introduced colour scheme of white upper fuselage, aluminium lower surfaces and red titles, cheatlines and stylised bird motif, the airline’s second Tu-104A, OK-LDB Bratislava, awaits its next service at Heathrow in August 1960. The type replaced Il-14s on the London-Prague service on April 1, 1960.
Самолет-лидер Ту-104Б (зав. № 820102) из состава 90-го отряда. Одесса, середина 1970-х годов
"Сто четвертые" на перроне аэропорта Борисполь. Новый аэровокзал ввели в эксплуатацию в 1965г.
Ан-10 и Ту-104 из состава 208-го отряда в родном аэропорту Борисполь
Ту-104Б СССР-42400 в полете.
Серийный самолет Ту-104Б. Второй серийный самолет завода N 22. 1958г.
Взлетает Ту-104Б (СССР-42401, зав. № 820103) из состава 204-го отряда
Ту-104Б СССР-42403 в старой окраске "Аэрофлота"
Ту-104Б (зав. N° 820105) взлетает при сильном боковом ветре
Тот же самолет в поздней аэрофлотовской окраске. Вторая половина 1970-х годов
Самолет Ту-104Б (зав. № 820304). Характерным внешним отличием этого варианта были три иллюминатора над центропланом
Ту-104Б СССР-42413 заходит на посадку.
The Tu-104 with its slotted extension flaps in the landing position. This view clearly shows the engine air intakes are well away from the fuselage boundary layer .
Ту-104 во время захода на посадку (обратите внимание на большую площадь выпущенных закрылков)
Самолет Ту-104Б (зав. № 820402). Характерным внешним отличием этого варианта были три иллюминатора над центропланом
Ту-104Б (зав. № 920602) принимает пассажиров в аэропорту Пулково
Ту-104Б (зав. № 920604) на перроне аэропорта Симферополь
Ил-18 и Ту-104 (на заднем плане) в аэропорту Внуково
Ту-104Б СССР-42442 Московского транспортного управления.
Ту-104Б (зав. № 921001) в аэропорту Домодедово
Взлетает Ту-104А (зав. №06601901), который с 1972 г. эксплуатировался в одесском 92-м ЛО
Ту-104А СССР-42460 Северного транспортного управления ГВФ.
Ту-104А (зав. № 06601903) взлетает из аэропорта Хитроу. 18 августа 1962 г.
После списания Ту-104А СССР-42464 использовался в Пулково для тренировки пожарных расчетов.
Ту-104Б СССР-42471 международных воздушных линий в аэропорту Каструп (Копенгаген). Два верхних снимка - 26 июня 1968г., третий - 28 марта 1969г.
Ту-104Б СССР-42471.
Ту-104Б СССР-42471
Tupolev’s Tu-104 revolutionised air travel in the Soviet Union following its introduction into Aeroflot service in late 1956, being more than twice as fast as its piston-engined predecessors. With the British Comet withdrawn from service, the Tu-104 was the only jetliner in service anywhere in the world during 1956-58. This example, CCCP-42474, is seen at Tokyo’s Haneda Airport in July 1960.
Ту-104Б (зав. № 021302) - посадка с использованием парашютов
На стоянке аэропорта Внуково. Первая половина 1960-х годов. Ближний самолет - Ту-104Б (зав. № 6021303)
Заправка топливом самолета Ту-104Б (зав. № 021504)
Ту-104Б (зав. № 021603) из 208-го отряда перед буксировкой с перрона аэропорта Борисполь. Вторая половина 1960-х годов. 10 октября 1971 г. самолет потерпел катастрофу из-за взрыва на борту
Ту-104Б с выпущенным тормозным парашютом на посадке. Аэропорт Арланда/Стокгольм.
Ту-104Б СССР-42497. А/п Хабаровск, 1 февраля 1961г.
Ту-104Б
Ту-104Б СССР-42500 Московского управления. Домодедово, 1967г.
Лайнер Ту-104 (борт СССР-42505) во время выполнения очередного рейса
В полете серийный авиалайнер Ту-104Б
Строй Ту-104 на воздушном параде в Домодедово, 1961г.; ведущий - Ту-104Б СССР-42507.
Ту-104Б (зав. № 022001) оказался в Одессе в 1978 г.
Взлет Ту-104Б.
Типичная для начала 1960-х годов картина аэропорта. На переднем плане Ан-2, дальше - Ту-104, на заднем плане - Ан-10 и другие Ту-104. Хабаровск.
«Салон» (зав. № 6350104) министра обороны СССР во время визита маршала Г.К. Жукова в Индию. Дели, 1957 г.
Ту-104 N 001 в варианте салона, использовавшийся для перевозки высших чинов Министерства обороны СССР.
Ту-104А (зав. № 86601303) из состава 10-й ОКАБОН
Основная стойка шасси Ту-104
Передняя и правая основная опоры шасси Ту-104
Носовая стойка шасси
Фрагменты конструкции и окраски Ту-104.
Seen at the Paris Aero Show, the Tupolev TU-104 twin-jet transport. Note stylised "TU"
Ту-104, Чита (а/п Кадала), декабрь 1970г.
Старое и новое - в Ту-104 грузят почту с ЗИС-5
Выгрузка почты с помощью подъемника
Картинки из жизни аэропорта Хабаровск-Новый. Выше: разгрузка остатков питания после рейса. Ниже: Этот "монстр", оснащенный двигателем ВК-1 (от МиГ-15), предназначен для чистки полосы в зимнее время. 28 ноября 1960г.
Фотография дает представление о размерах Ту-104.
Закрылок Ту-104 выпущен. Под крылом Лондон
Ту-104, рейс 2006 Домодедово-Хабаровск при подходе к Омску. Высота 10 000 м. Август 1971г.
Ту-104Б рейса 1842 Хабаровск-Ташкент. Экипаж (слева направо): командир экипажа В.Джевинский, бортинженер В.Скляров, бортрадист Р.Гениатулин, второй пилот А.Бортник. Ташкент, февраль 1971г.
Собранные в Москве и доставленные в Харьков агрегаты второго экземпляра Ту-104 по соседству со сборочным ангаром.
Самолеты в новом цехе окончательной сборки Харьковского авиазавода
Легендарные "штурмовые" дни выпуска Ту-104 постепенно уходили в прошлое. Их сменил размеренный ритм серийного производства.