Туполев Ту-104
Варианты:
Туполев - Ту-104 - 1955 - Россия
Страна: Россия
Год: 1955


Среднемагистральный реактивный авиалайнер
Описание
Фотографии:

Обломки (16)
Ту-104

  В начале 1950-х годов ОКБ А. Н. Туполева начало проектирование самолета согласно требованиям "Аэрофлота" к современному скоростному авиалайнеру большой пассажировместимости и с большой дальностью полета. Результатом работ стал Ту-104, спроектированный на основе бомбардировщика Ту-16. В новом фюзеляже слегка увеличенного диаметра разместили герметизированный салон на 50 пассажиров. Силовая установка - два ТРД АМ-3 конструкции ОКБ А. А. Микулина тягой по 66,18 кН.
  Первый из двух прототипов впервые поднялся в воздух 17 июня 1955 года, а летом следующего года самолеты начали поступать в "Аэрофлот".
  Первые рейсы Ту-104 стали выполнять на линии Москва - Омск - Иркутск, время полета из Москвы в Иркутск сократилось почти вдвое. Аналогичная трансформация произошла и на других маршрутах средней дальности. На Ту-104 поздней постройки и Ту-104А устанавливались ТРД РД-3М тягой по 85,29 кН. Пассажировместимость Ту-104А довели до 70 человек. Шесть Ту-104А в конфигурации на 81 пассажира передали чехословацкой авиакомпании CSA.
  Фюзеляж Ту-104Б (построено 94) удлинили на 1,21 м, что позволило довести пассажировместимость до 100 человек; эксплуатация Ту-104Б началась в апреле 1959 года.
  Серийный выпуск Ту-104 завершился в 1960 году; всего построено 199 Ту-104 всех модификаций, включая один Ту-107. В "Аэрофлоте" Ту-104 летали до 1981 года.
  Обозначение Ту-104Д (-85) и Ту-104В получили самолеты Ту-104А, доработанные без удлинения фюзеляжа под размещение, соответственно, 85 и 100 пассажиров. В 1959 году было построено два 122-местных Ту-104Е. Также собрано пять Ту-104А-ТС и шесть грузовых Ту-104Б-ТС. Военно-транспортный Ту-107А спроектирован на базе Ту-104А для перевозки грузов массой до 10 т. В серийное производство Ту-107 не передавался. Под обозначением Ту-110 велось проектирование четырехдвигательного авиалайнера на базе Ту-104. Первый полет Ту-110 с четырьмя ТРД АЛ-7П КБ А. М. Люльки выполнил в марте 1957 года. Затем построили еще три Ту-110А, однако необходимости в таком самолете не возникло, и программу закрыли.
  "Аэрофлот" прекратил массовую эксплуатацию Ту-104 в 1979 году, однако небольшое количество Ту-104, прежде всего военных, летало гораздо дольше. К военным вариантам относятся самолет тренировки космонавтов в искусственной невесомости Ту-104АК, учебно-штурманский Ту-104Ш, а также летающие лаборатории Ту-104ЛЛ. Обычные Ту-104 использовались министерством обороны для пассажирских перевозок. Один самолет был доработан для исследований атмосферы.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Ту-104Б

  Тип: среднемагистральный реактивный авиалайнер
  Силовая установка: два ТРД АМ-3М500 тягой по 95,10 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 10 000 м - 950 км/ч; практический потолок 11500 м; дальность с максимальной полезной нагрузкой 2650 км
  Масса: пустого 41600 кг; максимальная взлетная 76 000 кг
  Размеры: размах крыла 35,54 м; длина 40,05 м; высота 11,90 м; площадь крыла 183,50 м2
  Полезная нагрузка: до 100 пасс.
Поломка Ту-104А СССР-42385 в аэропорту Внуково из-за того, что передняя нога шасси на посадке не встала на замок.
Аэропорт Хабаровск, 1960-е гг. При подключении электропитания и создании гидродавления на Ту-104А СССР-42343 сложилась передняя стойка. На заднем плане борт 42332, потерпевший катастрофу в Пушкине 7 февраля 1981г. На снимке он еще в составе ДВТУ.
Поврежденный взрывом террориста Ту-104Б (СССР-42505, зав. № 021903) после вынужденной посадки в аэропорту Пулково. 23 (24 ???) апреля 1973 г.
Лайнер Ту-104 (борт СССР-42505) после трагической посадки в аэропорту Пулково 23 апреля 1973 г.
Последствия очередного выкатывания за пределы ВПП. Ту-104Б (зав. № 820301). Сухуми. 14 октября 1966 г.
On July 20, 1965, OK-LDC was landing on Runway 28R at Heathrow in heavy rain when the braking parachutes failed to deploy correctly and the aircraft ran off the end of the runway. The parachute package was found on the runway just beyond the aircraft’s first point of touchdown. Although shaken, no passengers or crew were injured in the incident.
On March 21,1963, both OK-LDB and OK-MDE overran the runway at Bratislava in one 60min period, closing the airport. One of the two is seen here buried axle-deep in mud. The twin-wheel nose undercarriage unit was fully steerable and retracted rearwards.
On August 29, 1973, OK-MDE Ostrava was landing at Nicosia, Cyprus, on the penultimate leg of Flight OK531 routing through Baghdad-Damascus-Nicosia-Prague, when it ran off the runway and made a turn to the right at high speed, tearing off the port mainwheel before finally coming to rest. All 70 occupants escaped, although nine were injured.
Обломки Ту-104А (борт OK-MDE, зав. № 86601202) авиакомпании CSA, который 29 августа 1973 г. потерпел аварию из-за ошибки пилота при посадке в аэропорту Никосия на Кипре
Ту-104Б (СССР-42438, зав. № 920805), потерпевший катастрофу под Свердловском. После отказа одного двигателя экипаж по ошибке выключил второй исправный. Погибли 5 человек на борту и 2 на земле. 16 марта 1961 г.
Ту-104Б (зав. № 921001) после катастрофы во Внуково 17 марта 1979 г.
Обломки грузинского Ту-104, разбитого артогнем в сухумском аэропорту.

"Коллекция" бывшей Рижской военно-технической школы (Ту-134, Ту-134Б, Ту-104, Ан-24Б), 24 июля 2002г.