Туполев Ту-160
Страна: Россия
Год: 1981


Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (7)
Ту-160

   Ту-160 (кодовое обозначение НАТО - "Blackjack") является крупнейшим в мире бомбардировщиком-ракетоносцем. Внешне напоминающий американский B-1B, он стал самым тяжелым из когда-либо построенных боевых самолетов. Но в отличие от Lancer самолет Ту-160 сохранил возможность прорыва к цели как на малой (на дозвуковой скорости), так и на большой высоте, где он способен разогнаться до скорости М=1,9.
   Самолет оснащен крылом изменяемой стреловидности, электродистанционной системой управления; все приборы в кабине экипажа - аналоговые. Под удлиненным радиопрозрачным обтекателем установлена РЛС переднего обзора и следования рельефу местности. Ниже установлен обтекатель с оптико-телевизионным прицелом.
   Разработка Ту-160 была длительной - первый полет прототипа состоялся в декабре 1981 года, а на вооружение он поступил в 1987 году. Серийное производство в Казани продолжалось до января 1992 года, когда президент Б.Н. Ельцин объявил об отказе от постройки стратегических бомбардировщиков. Даже после принятия самолета на вооружение оставались проблемы, значительно ограничивающие возможности его применения.
   С мая 1987 года 184-й гвардейский ТБАП в Прилуках получил 19 Ту-160. После распада СССР в 1991 году эти самолеты достались Украине. Лишь после длительных переговоров восемь бомбардировщиков вернулись в Россию в 1999 году. Уничтожение оставшихся на Украине Ту-160 началось в конце 1998 года в рамках контракта, финансируемого правительством США. В начале 2001 года Россия объявила в рамках соглашения СНВ, что располагает шестью боеготовыми Ту-160 - носителями крылатых ракет. Они поступили в 121-й гвардейский ТБАП в Энгельсе, куда позднее в том же году был передан первый отремонтированный самолет, полученный из Украины.
   Американская фирма "Platforms International Corp." приобрела три демилитаризованных украинских Ту-160, которые планировалось переделать в носители космических ракет Ту-160СК, но от этой идеи позднее отказались.
   Позже выпуск Ту-160 был возобновлен, но достаточно медленно. В 2000 году ВВС России получили первый самолет новой постройки. Это позволило увеличить к 2013 году парк бомбардировщиков до 16 боеготовых самолетов. Предполагается, что к 2025-2030 годам их число возрастет примерно до 30 машин, в числе которых могут быть и модернизированные Ту-160М с новым бортовым оборудованием и вооружением.
   В 2007 году по инициативе президента В. В. Путина возобновились дальние патрульные полеты Ту-160. В июне 2010 года два Ту-160 совершили рекордный 23-часовой патрульный полет, преодолев свыше 18 000 км.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Ту-160

   Тип: сверхзвуковой стратегический бомбардировщик
   Силовая установка: четыре ТРДДФ НК-321 тягой по 137,20 кН без форсажа и 245,16 кН на форсаже
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 12 200 м - 2220 км/ч; потолок 15 500 м; дальность полета без дозаправки 12 300 км
   Масса: пустого 118 000 кг; максимальная взлетная 275000 кг
   Размеры: размах крыла 55,7 м/35,6 м; длина 54,10 м; площадь крыла 360 м2
   Вооружение: две револьверные пусковые установки, до 12 крылатых ракет Х-55 (AS-15 "Kent") или 24 аэробаллистические ракеты малой дальности Х-15П (AS-16 "Kickback")
Самолеты дальней авиации: Ту-160
Ту-160
Ту-160 б/н 16 "Алексей Плохов". Авиабаза ДА, Энгельс, 17 апреля 2003г.
Ту-160 б/н 03 "Павел Таран". МАКС, Жуковский, август 2003г.
Ту-160. Изображен самолет 121-го гвардейского тяжелого авиаполка, дислоцированного на авиабазе Энгельс. Наименование "Павел Таран" присвоено самолету с бортовым номером "03" красного цвета в 2002 году в память о летчике дальней Авиации, прославившемся в годы Великой Отечественной войны. В 2005 году на этом самолете выполнил полет президент РФ В. В. Путин.
Официально Ту-160 был принят на вооружение ВВС России в 2005 году, хотя его служба началась еще в ВВС СССР в 1987 году. В общей сложности построено 35-38 самолетов.
An impression of Blackjack as it is expected to appear when it enters service with the Moscow Air Army (to which all intercontinental bombers are attached) from 1988.