Туполев Ту-160
Страна: Россия
Год: 1981


Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (150)
Ту-160

   Ту-160 (кодовое обозначение НАТО - "Blackjack") является крупнейшим в мире бомбардировщиком-ракетоносцем. Внешне напоминающий американский B-1B, он стал самым тяжелым из когда-либо построенных боевых самолетов. Но в отличие от Lancer самолет Ту-160 сохранил возможность прорыва к цели как на малой (на дозвуковой скорости), так и на большой высоте, где он способен разогнаться до скорости М=1,9.
   Самолет оснащен крылом изменяемой стреловидности, электродистанционной системой управления; все приборы в кабине экипажа - аналоговые. Под удлиненным радиопрозрачным обтекателем установлена РЛС переднего обзора и следования рельефу местности. Ниже установлен обтекатель с оптико-телевизионным прицелом.
   Разработка Ту-160 была длительной - первый полет прототипа состоялся в декабре 1981 года, а на вооружение он поступил в 1987 году. Серийное производство в Казани продолжалось до января 1992 года, когда президент Б.Н. Ельцин объявил об отказе от постройки стратегических бомбардировщиков. Даже после принятия самолета на вооружение оставались проблемы, значительно ограничивающие возможности его применения.
   С мая 1987 года 184-й гвардейский ТБАП в Прилуках получил 19 Ту-160. После распада СССР в 1991 году эти самолеты достались Украине. Лишь после длительных переговоров восемь бомбардировщиков вернулись в Россию в 1999 году. Уничтожение оставшихся на Украине Ту-160 началось в конце 1998 года в рамках контракта, финансируемого правительством США. В начале 2001 года Россия объявила в рамках соглашения СНВ, что располагает шестью боеготовыми Ту-160 - носителями крылатых ракет. Они поступили в 121-й гвардейский ТБАП в Энгельсе, куда позднее в том же году был передан первый отремонтированный самолет, полученный из Украины.
   Американская фирма "Platforms International Corp." приобрела три демилитаризованных украинских Ту-160, которые планировалось переделать в носители космических ракет Ту-160СК, но от этой идеи позднее отказались.
   Позже выпуск Ту-160 был возобновлен, но достаточно медленно. В 2000 году ВВС России получили первый самолет новой постройки. Это позволило увеличить к 2013 году парк бомбардировщиков до 16 боеготовых самолетов. Предполагается, что к 2025-2030 годам их число возрастет примерно до 30 машин, в числе которых могут быть и модернизированные Ту-160М с новым бортовым оборудованием и вооружением.
   В 2007 году по инициативе президента В. В. Путина возобновились дальние патрульные полеты Ту-160. В июне 2010 года два Ту-160 совершили рекордный 23-часовой патрульный полет, преодолев свыше 18 000 км.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Ту-160

   Тип: сверхзвуковой стратегический бомбардировщик
   Силовая установка: четыре ТРДДФ НК-321 тягой по 137,20 кН без форсажа и 245,16 кН на форсаже
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 12 200 м - 2220 км/ч; потолок 15 500 м; дальность полета без дозаправки 12 300 км
   Масса: пустого 118 000 кг; максимальная взлетная 275000 кг
   Размеры: размах крыла 55,7 м/35,6 м; длина 54,10 м; площадь крыла 360 м2
   Вооружение: две револьверные пусковые установки, до 12 крылатых ракет Х-55 (AS-15 "Kent") или 24 аэробаллистические ракеты малой дальности Х-15П (AS-16 "Kickback")
Первый опытный Ту-160 на аэродроме ЛИИ
Первый опытный Ту-160 на аэродроме ЛИИ
The first Tu-160 prototype (aircraft 70-01) flew on December 19, 1981 in the hands of Tupolev test pilot, Boris Vermey.
Подготовка Ту-160 к первому полету
Опытный Ту-160 на заводских испытаниях
Взлет "самолета 01" с аэродрома ЛИИ. Видны отклоненные вниз закрылки большого размаха
Опытный Ту-160 в своем первом полете
Tupolev Tu-160 (1996)
Ту-160 в полете
"Самолет 01" в конфигурации со сложенным крылом, видны крыльевые гребни, образованные при максимальной стреловидности крыла
Выкатка самолета "8-02". На переднем плане руководство КАПО
Второй опытный Ту-160 во время демонстрации в Жуковском. Самолет во время полета потерял одну из неметаллических панелей форкиля
Второй серийный Ту-160 на аэродроме КАПО
Ту-160 в Энегльсе. 1993г.
Ту-160 на аэродроме Прилуки, лето 1991 г.
"Борт N 12" во время демонстрации новой техники в Кубинке
Ту-160
Один из первых серийных Ту-160 в Прилуках. Особенности конструкции самолета Ту-160 позволили разместить в фюзеляжных и крыльевых топливных баках 148 000 кг топлива. На крейсерской скорости порядка М=0,77, когда отъемные части крыла имеют стреловидность 35° (среднее положение), это дает возможность самолету совершить без дозаправки полет на дальность около 14000 км.
Одна из первых демонстраций журналистам Ту-160 в Прилуках
Ту-160 в Энгельсе. 1994г.
Ту-160 ВВС СССР на аэродроме Прилуки
Подготовка Ту-160 к вылету в Прилуках
Заправка Ту-160 от аэродромного топливозаправщика ТЗ-60
Буксировка Ту-160 аэродромным буксировщиком БелАЗ-7420
Итальянцев было "слишком много"
B-1B и Ту-160 на МАКС-2005
Ту-160 выруливает на старт. Крыло - в положении минимальной стреловидности
Ту-160 (борт 02) на исполнительном старте, 1096-й ТБАП ВВС России, г. Энгельс, 1993г.
На взлете Ту-160, 184-й Гвардейский ТБАП, Прилуки, октябрь 1991г.
Ту-160 взлетает в Прилуках во время демонстрации техники
Ту-160 в полете, стреловидность крыла 20, механизация выпущена
Самолет "8-02" в полете
Установленные на Ту-160 двигатели НК-32 являются, пожалуй, самыми мощными из всех, что размещались на боевых самолетах, и обеспечивают ракетоносцу превосходные взлетно-посадочные и летные характеристики. С целью обеспечения нормального расхода воздуха на режимах взлета и посадки на боковой стенке каждого воздухозаборника имеется пять (на ранних машинах, как на фотографии) или шесть створок подпитки, открывающихся автоматически.
"Сердцем" конструкции Ту-160 является его мощный и прочный центроплан, отъемные части крыла оснащены развитой механизацией, включая предкрылки по всему размаху их носовой части, двухщелевые закрылки и флапероны на хвостовой части, а также интерцепторы.
Стратегический ракетоносец Ту-160
Серийный Ту-160 над арктическими районами страны
Ту-160 во время проведения учений в Индийском океане
Выяснилось, что БРЭО E-3D не стыкуется с британской системой связи IJMS, что не позволяет экипажам AWACS'ов наводить на обнаруженные цели перехватчики "Торнадо"F.3. Это, в свою очередь, делало последние практически бессильными перед советскими многорежимными стратегическими ракетоносцами Ту-160, изначально предназначенных для нанесения ударов крылатыми ракетами Х-55 в условиях сильного противодействия натовской ПВО.
Даже в тяжелых современных условиях российская промышленность способна поставлять ВВС один-два Ту-160 в год
Стратегический бомбардировщик Ту-160
Подобно B-1B и Су-24, на Ту-160 использовано крыло изменяемой в полете стреловидности. Такое крыло обладает хорошими несущими свойствами как на малых, так и на больших скоростях. Угол стреловидности изменяется вручную. В эксплуатации установлено три фиксированных положения крыла: 25° для взлета и посадки, 35° для крейсерского полета и 65° для полета с большой скоростью.
Ту-160 в полете. Крыло - в положении максимальной стреловидности
В воздухе "Русские медведи"
Основные типы самолетов Дальней Авиации в одном строю
Ту-160 в сопровождении МиГ-29 из пилотажной группы "Стрижи"
Полет Ту-160 в сопровождении МиГ-29 из группы "Стрижи"
Пролет Ту-160 в сопровождении Су-27
Ту-160 в сопровождении британского "Торнадо"
Вид на Ту-160 из кабины заправщика
Один из ранних ракетоносцев Ту-160 из 1096-го ТБАП ВВС России готовится принять топливо от самолета-заправщика Ил-78. Обратите внимание, что крыло находится в заднем положении, а поворотные гребни - подняты (что необычно при выполнении реальной дозаправки). Самолеты-заправщики Ил-78 входили изначально в состав тех же дивизий, что Ту-160 и Ту-95МС.
Дозаправка от летающего танкера Ил-78
Один из украинских Ту-160, переданный российской стороне
Посадку выполняет зам. командира 13-й ТБАП (ранее командир полка) В.Д. Гребенников, 1990 г.
Ту-160 с макетом ракеты-носителя "Бурлак"
Ту-160 с макетом ракеты-носителя "Бурлак"
Ту-160 из состава 184-го Гв. ТБАП с закрашенными опознавательными знаками, Полтава, лето 1993г.
Ту-160 со знаками ВВС Украины на аэродроме в Полтаве на праздновании 50-летия челночных налетов авиации союзников на Германию
Обреченные Ту-160 на стоянке 184-го Гв.ТБАП. Прилуки, лето 1998г. Они еще целы...
Посадка Ту-160, 184-й Гв. ТБАП ВВС Украины, Прилуки, февраль 1995г.
Дорога в Россию, 1999 г.
Подъем российского флага на бывшем украинском Ту-160, только что совершившем перелет по маршруту Прилуки-Энгельс
Именные корабли Дальней авиации: "Иван Ярыгин", "Василий Решетников", "Илья Муромец"
Ту-160 ВВС России
С начала 90-х Ту-160 стали получать собственные имена
Ту-160 на статической экспозиции
Именной Ту-160 - "Михаил Громов"
Демонстрация ракеты Х-55 первому президенту РФ Ельцину Б.Н. на авиабазе Энгельс (1997г.)
Ту-160 "Василий Сенько". 21 декабря 2003г.
Именной самолет "Василий Сенько" из числа прибывших с Украины
Ракеты Х-55СМ и их носитель Ту-160
Стратегические бомбардировщики Ту-160 входят в состав 6950-й АвБ
Ту-160 "Валерий Чкалов" 121-го гв. тбап
Пуск с Ту-160 ракеты Х-55
Основное вооружение Ту-160 - крылатые ракеты Х-55
Крылатая ракета Х-55СМ готова к подвеске на Ту-160, Прилуки, февраль 1995г.
Крылатая ракета Х-55СМ на штатной тележке
Многопозиционная катапультная установка МКУ-6-5У в грузоотсеке Ту-160
Вид на открытый передний грузолюк самолета Ту-160 и подвешенную на многопозиционной катапультной установке МКУ-6-5У крылатую ракету Х-55СМ
В отсеке Ту-160 на револьверной пусковой установке аэробаллистические ракеты X-15
НК-31 обеспечили успех Ту-160.
Хвостовая часть гондолы двигателей и сопло ТРДДФ НК-32
Двигатель НК-321 - один из вариантов двигателя НК-32
Поворотная часть крыла Ту-160
Внутренняя часть закрылка при увеличении угла стреловидности крыла складывается, образуя аэродинамический гребень
Вид снизу на места сочленения поворотной консоли крыла и центроплана
Закрылки поворотной части крыла
Предкрылок поворотной части крыла
Цельноповоротное горизонтальное и вертикальное оперения
Вертикальное и горизонтальное оперение в отклоненном положении
Носовая стойка шасси
Передняя опора шасси с противогрязевым щитком
Основная стойка шасси
Колесные тележки основных опор шасси
Основная стойка шасси
Воздухозаборник опытного самолета
Воздухозаборник серийного самолета
Воздухозаборник самолета Ту-160
Обтекатель оптического бомбового прицела ОПБ-15Т
Центропланная балка с узлом поворота крыла
Узел поворота крыла - один из самых сложных элементов планера самолета
Выдвижная штанга топливоприемника самолета Ту-160
В хвостовой части размещены многочисленные антенны бортового комплекса обороны и других систем. В хвостовом конусе расположена антенна системы РЭБ, а под черными панелями - пусковые устройства отстрела ИК-ловушек и дипольных отражателей.
Хвостовая часть фюзеляжа, в которой располагается контейнер с тормозным парашютом и основные блоки бортового комплекса обороны "Байкал", автоматы выброса ИК-ловушек и дипольных отражателей
"Черный ящик" самолета Ту-160
Высотный костюм "Баклан"
Генерал-майор А.Д.Жихарев с экипажами ракетоносцев Ту-160 после дальнего полета. 21 октября 2009г.
Сборка первого Ту-160 на заводе "Опыт"
Сборка Ту-160
Первый серийный Ту-160 в цехе на Казанском авиационном заводе (КАПО им С.П.Горбунова). На переднем плане - Ту-22М3
Сборка первых Ту-160 на авиазаводе в Казани
Изготовление крупногабаритных деталей планера Ту-160 на КАПО