
Ту-160
Ту-160 (кодовое обозначение НАТО - "Blackjack") является крупнейшим в мире бомбардировщиком-ракетоносцем. Внешне напоминающий американский B-1B, он стал самым тяжелым из когда-либо построенных боевых самолетов. Но в отличие от Lancer самолет Ту-160 сохранил возможность прорыва к цели как на малой (на дозвуковой скорости), так и на большой высоте, где он способен разогнаться до скорости М=1,9.
Самолет оснащен крылом изменяемой стреловидности, электродистанционной системой управления; все приборы в кабине экипажа - аналоговые. Под удлиненным радиопрозрачным обтекателем установлена РЛС переднего обзора и следования рельефу местности. Ниже установлен обтекатель с оптико-телевизионным прицелом.
Разработка Ту-160 была длительной - первый полет прототипа состоялся в декабре 1981 года, а на вооружение он поступил в 1987 году. Серийное производство в Казани продолжалось до января 1992 года, когда президент Б.Н. Ельцин объявил об отказе от постройки стратегических бомбардировщиков. Даже после принятия самолета на вооружение оставались проблемы, значительно ограничивающие возможности его применения.
С мая 1987 года 184-й гвардейский ТБАП в Прилуках получил 19 Ту-160. После распада СССР в 1991 году эти самолеты достались Украине. Лишь после длительных переговоров восемь бомбардировщиков вернулись в Россию в 1999 году. Уничтожение оставшихся на Украине Ту-160 началось в конце 1998 года в рамках контракта, финансируемого правительством США. В начале 2001 года Россия объявила в рамках соглашения СНВ, что располагает шестью боеготовыми Ту-160 - носителями крылатых ракет. Они поступили в 121-й гвардейский ТБАП в Энгельсе, куда позднее в том же году был передан первый отремонтированный самолет, полученный из Украины.
Американская фирма "Platforms International Corp." приобрела три демилитаризованных украинских Ту-160, которые планировалось переделать в носители космических ракет Ту-160СК, но от этой идеи позднее отказались.
Позже выпуск Ту-160 был возобновлен, но достаточно медленно. В 2000 году ВВС России получили первый самолет новой постройки. Это позволило увеличить к 2013 году парк бомбардировщиков до 16 боеготовых самолетов. Предполагается, что к 2025-2030 годам их число возрастет примерно до 30 машин, в числе которых могут быть и модернизированные Ту-160М с новым бортовым оборудованием и вооружением.
В 2007 году по инициативе президента В. В. Путина возобновились дальние патрульные полеты Ту-160. В июне 2010 года два Ту-160 совершили рекордный 23-часовой патрульный полет, преодолев свыше 18 000 км.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Ту-160
Тип: сверхзвуковой стратегический бомбардировщик
Силовая установка: четыре ТРДДФ НК-321 тягой по 137,20 кН без форсажа и 245,16 кН на форсаже
Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 12 200 м - 2220 км/ч; потолок 15 500 м; дальность полета без дозаправки 12 300 км
Масса: пустого 118 000 кг; максимальная взлетная 275000 кг
Размеры: размах крыла 55,7 м/35,6 м; длина 54,10 м; площадь крыла 360 м2
Вооружение: две револьверные пусковые установки, до 12 крылатых ракет Х-55 (AS-15 "Kent") или 24 аэробаллистические ракеты малой дальности Х-15П (AS-16 "Kickback")
- Описание
Фотографии
-
Авиация и Космонавтика 2005-03 / В.Ригмант - Долгая дорога к Ту-160 (1)
Модель самолета "5301"
-
Авиация и Космонавтика 2005-03 / В.Ригмант - Долгая дорога к Ту-160 (1)
Модель самолета "108"
-
Авиация и Космонавтика 1999-03 / В.Ригмант - Под знаками "АНТ" и "ТУ" (14)
Модель самолета "108" 6xВД-7
-
Авиация и Космонавтика 2005-03 / В.Ригмант - Долгая дорога к Ту-160 (1)
Модель самолета "108" с двигателями НК-6
-
Авиация и Космонавтика 2005-03 / В.Ригмант - Долгая дорога к Ту-160 (1)
Модель самолета "Д"
-
Авиация и Космонавтика 2006-02 / В.Ригмант - Долгая дорога к Ту-160 (6)
Модель самолета "160" с крылом изменяемой геометрии
-
Авиация и Космонавтика 2006-02 / В.Ригмант - Долгая дорога к Ту-160 (6)
Модель одного из вариантов самолета "160" с фиксированным крылом и отклоняемыми законцовками крыла
-
Авиация и Космонавтика 2000-04 / В.Ригмант - Под знаками "АНТ" и "ТУ" (24)
Один из проектов по теме Ту-160
-
Авиация и Космонавтика 2006-03 / В.Ригмант - Долгая дорога к Ту-160 (7)
Модель трехдвигательного самолета "160"
-
Авиация и Космонавтика 2006-03 / В.Ригмант - Долгая дорога к Ту-160 (7)
Модель самолета "160" с вертикальным расположением двигателей и вертикальным клином торможения воздушного потока в гондолах
-
Авиация и Космонавтика 2006-03 / В.Ригмант - Долгая дорога к Ту-160 (7)
Модель самолета "160" с вертикальным расположением двигателей и горизонтальным клином торможения воздушного потока в гондолах
-
Авиация и Космонавтика 2006-03 / В.Ригмант - Долгая дорога к Ту-160 (7)
Модель самолета "160" с расположением спарок двигателей у фюзеляжа
-
Авиация и Космонавтика 2006-03 / В.Ригмант - Долгая дорога к Ту-160 (7)
Разрез одного из компоновочных вариантов Ту-160
-
Авиация и Космонавтика 2006-03 / В.Ригмант - Долгая дорога к Ту-160 (7)
Два варианта хвостовой части Ту-160
-
Авиация и Космонавтика 2006-03 / В.Ригмант - Долгая дорога к Ту-160 (7)
Модель самолета Ту-160
-
Авиация и Космонавтика 2006-03 / В.Ригмант - Долгая дорога к Ту-160 (7)
Прочностной аналог Ту-160 в масштабе 1:3
-
Мировая Авиация 243
Ту-160. Данный стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 стал одним из 19 самолетов, переданных, начиная с апреля 1987 года, 184-му Гвардейскому тяжелому бомбардировочному авиаполку (ГвТБАП) в Прилуках (Украина). После распада Советского Союза авиабаза в Прилуках отошла к Украине, после длительных переговоров оставшиеся после сокращений в рамках договора СНВ-1 восемь бомбардировщиков Ту-160 в 1999-2000 годах были переданы России в счет украинского госдолга. Еще один бомбардировщик остался в Полтавском музее авиации и космонавтики.
-
Авиация и Космонавтика 2006-03 / В.Ригмант - Долгая дорога к Ту-160 (7)
Эскизный проект Ту-160
-
Air International 1983-06 / ??? - Soviet Air Powes Enhancement
An impression of the Blackjack-A strategic bomber which "is likely to be a multi-role aircraft that could deliver both free-fall bombs and air-launched cruise missiles to intercontinental range". This type could be introduced to the operational forces as early as 1986 or 1987.
-
Авиация и Космонавтика 2006-04 / В.Ригмант - Долгая дорога к Ту-160 (8)
Стыковка фюзеляжа
-
Авиация и Космонавтика 2006-04 / В.Ригмант - Долгая дорога к Ту-160 (8)
Конструктивно-силовая схема Ту-160
-
Мировая Авиация 243
Ту-160
-
Air Enthusiast 1998-01 / P.Butowski - Steps Toward 'Blackjack'
A line-up of flightless supersonic strategic bombers, sandwiched between the M-50 and the Tu-160.
Другие самолёты на фотографии: Бартини А-57 - Россия - 1957Мясищев М-18 / М-20 - Россия - 1972Мясищев М-50 / М-52 - Россия - 1959Мясищев М-56 / М-57 - Россия - 1960Сухой Т-4МС / 200 - Россия - 1972Туполев Ту-135 - Россия - 1960Цыбин П.В. РСР (Р-020) - Россия - 1960
-
Авиация и Космонавтика 2005-03 / В.Ригмант - Долгая дорога к Ту-160 (1)
Самолет "108" с двигателями П-4
-
Авиация и Космонавтика 2005-03 / В.Ригмант - Долгая дорога к Ту-160 (1)
Самолет "108" с двигателями ВД-7М
-
Авиация и Космонавтика 1999-03 / В.Ригмант - Под знаками "АНТ" и "ТУ" (14)
Самолет "109" - вариант самолета "108" с двигателями П-4
-
Авиация и Космонавтика 2005-03 / В.Ригмант - Долгая дорога к Ту-160 (1)
Самолет "109" с подвесным самолетом "100"
-
Авиация и Космонавтика 2006-02 / В.Ригмант - Долгая дорога к Ту-160 (6)
Схема самолета "160" с фиксированным крылом и отклоняемыми законцовками крыла
-
Air International 1984-09 / ??? - SovAir: The New Wave
The Tupolev Blackjack, illustrated by a provisional general arrangement drawing, will endow SovAir with true strategic capability when it attains IOC later in the decade.
-
Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-02 - AIRCRAFT - FIXED-WING - MILITARY/CIVIL
Tupolev Tu-160 strategic bomber (1997)
-
Мировая Авиация 248
Ту-160
Тип фотографий
- Боковые проекции (7)
- Цветные фото (163)
- Ч/б фото (150)
- Кабина (12)
- Обломки (5)
- Модели, рисунки, схемы, чертежи (39)