Туполев Ту-160
Страна: Россия
Год: 1981


Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик
Описание
Фотографии:

Модели, рисунки, схемы, чертежи (39)
Ту-160

   Ту-160 (кодовое обозначение НАТО - "Blackjack") является крупнейшим в мире бомбардировщиком-ракетоносцем. Внешне напоминающий американский B-1B, он стал самым тяжелым из когда-либо построенных боевых самолетов. Но в отличие от Lancer самолет Ту-160 сохранил возможность прорыва к цели как на малой (на дозвуковой скорости), так и на большой высоте, где он способен разогнаться до скорости М=1,9.
   Самолет оснащен крылом изменяемой стреловидности, электродистанционной системой управления; все приборы в кабине экипажа - аналоговые. Под удлиненным радиопрозрачным обтекателем установлена РЛС переднего обзора и следования рельефу местности. Ниже установлен обтекатель с оптико-телевизионным прицелом.
   Разработка Ту-160 была длительной - первый полет прототипа состоялся в декабре 1981 года, а на вооружение он поступил в 1987 году. Серийное производство в Казани продолжалось до января 1992 года, когда президент Б.Н. Ельцин объявил об отказе от постройки стратегических бомбардировщиков. Даже после принятия самолета на вооружение оставались проблемы, значительно ограничивающие возможности его применения.
   С мая 1987 года 184-й гвардейский ТБАП в Прилуках получил 19 Ту-160. После распада СССР в 1991 году эти самолеты достались Украине. Лишь после длительных переговоров восемь бомбардировщиков вернулись в Россию в 1999 году. Уничтожение оставшихся на Украине Ту-160 началось в конце 1998 года в рамках контракта, финансируемого правительством США. В начале 2001 года Россия объявила в рамках соглашения СНВ, что располагает шестью боеготовыми Ту-160 - носителями крылатых ракет. Они поступили в 121-й гвардейский ТБАП в Энгельсе, куда позднее в том же году был передан первый отремонтированный самолет, полученный из Украины.
   Американская фирма "Platforms International Corp." приобрела три демилитаризованных украинских Ту-160, которые планировалось переделать в носители космических ракет Ту-160СК, но от этой идеи позднее отказались.
   Позже выпуск Ту-160 был возобновлен, но достаточно медленно. В 2000 году ВВС России получили первый самолет новой постройки. Это позволило увеличить к 2013 году парк бомбардировщиков до 16 боеготовых самолетов. Предполагается, что к 2025-2030 годам их число возрастет примерно до 30 машин, в числе которых могут быть и модернизированные Ту-160М с новым бортовым оборудованием и вооружением.
   В 2007 году по инициативе президента В. В. Путина возобновились дальние патрульные полеты Ту-160. В июне 2010 года два Ту-160 совершили рекордный 23-часовой патрульный полет, преодолев свыше 18 000 км.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Ту-160

   Тип: сверхзвуковой стратегический бомбардировщик
   Силовая установка: четыре ТРДДФ НК-321 тягой по 137,20 кН без форсажа и 245,16 кН на форсаже
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 12 200 м - 2220 км/ч; потолок 15 500 м; дальность полета без дозаправки 12 300 км
   Масса: пустого 118 000 кг; максимальная взлетная 275000 кг
   Размеры: размах крыла 55,7 м/35,6 м; длина 54,10 м; площадь крыла 360 м2
   Вооружение: две револьверные пусковые установки, до 12 крылатых ракет Х-55 (AS-15 "Kent") или 24 аэробаллистические ракеты малой дальности Х-15П (AS-16 "Kickback")
Модель самолета "5301"
Модель самолета "108"
Модель самолета "108" 6xВД-7
Модель самолета "108" с двигателями НК-6
Модель самолета "Д"
Модель самолета "160" с крылом изменяемой геометрии
Модель одного из вариантов самолета "160" с фиксированным крылом и отклоняемыми законцовками крыла
Один из проектов по теме Ту-160
Модель трехдвигательного самолета "160"
Модель самолета "160" с вертикальным расположением двигателей и вертикальным клином торможения воздушного потока в гондолах
Модель самолета "160" с вертикальным расположением двигателей и горизонтальным клином торможения воздушного потока в гондолах
Модель самолета "160" с расположением спарок двигателей у фюзеляжа
Разрез одного из компоновочных вариантов Ту-160
Два варианта хвостовой части Ту-160
Модель самолета Ту-160
Прочностной аналог Ту-160 в масштабе 1:3
Ту-160. Данный стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 стал одним из 19 самолетов, переданных, начиная с апреля 1987 года, 184-му Гвардейскому тяжелому бомбардировочному авиаполку (ГвТБАП) в Прилуках (Украина). После распада Советского Союза авиабаза в Прилуках отошла к Украине, после длительных переговоров оставшиеся после сокращений в рамках договора СНВ-1 восемь бомбардировщиков Ту-160 в 1999-2000 годах были переданы России в счет украинского госдолга. Еще один бомбардировщик остался в Полтавском музее авиации и космонавтики.
Эскизный проект Ту-160
An impression of the Blackjack-A strategic bomber which "is likely to be a multi-role aircraft that could deliver both free-fall bombs and air-launched cruise missiles to intercontinental range". This type could be introduced to the operational forces as early as 1986 or 1987.
Стыковка фюзеляжа
Конструктивно-силовая схема Ту-160
Ту-160
A line-up of flightless supersonic strategic bombers, sandwiched between the M-50 and the Tu-160.
Самолет "5301"
Самолет "108" с двигателями П-4
Самолет "108" с двигателями ВД-7М
Самолет "109" - вариант самолета "108" с двигателями П-4
Самолет "109" с подвесным самолетом "100"
Самолет "100"
Самолет "113"
Схема самолета "160" с фиксированным крылом и отклоняемыми законцовками крыла
The Tupolev Blackjack, illustrated by a provisional general arrangement drawing, will endow SovAir with true strategic capability when it attains IOC later in the decade.
Tupolev Tu-160 strategic bomber (1997)
Ту-160
Ту-160
Ту-160