Варианты
- Поликарпов - У-2 / По-2 - 1928 - Россия
- Поликарпов - У-2СП - 1930 - Россия
- Поликарпов - По-2С / С-1 / С-2 / С-3 - 1932 - Россия
- Поликарпов - У-2Л - 1935 - Россия
- Поликарпов - У-2М / По-2П - 1944 - Россия
У-2 / По-2
Легкий ночной бомбардировщик на базе самолета первоначального обучения. Одномоторный биплан деревянной конструкции с неубирающимся шасси. Учебный У-2 был спроектирован Опытным отделом на заводе #1 под руководством Н.Н. Поликарпова. Первый полет первого варианта У-2 состоялся в начале 1927 г. Второй вариант самолета поднялся в воздух 1 июля 1928 г.
У-2 серийно выпускался с середины 1928 г., массовое производство началось с 1930 г. В предвоенный период и в годы войны строился заводами #1 (Москва, 1928 г.), #23 (Ленинград, 1929-40 гг.), #387 (Ленинград, затем Казань, 1940-45 гг.), #464 (Долгопрудный, 1943-45 гг.), #471 (Шумерль, 1943-45 гг.), #494 (Козловка, 1942-45 гг.). Вариант ночного легкого бомбардировщика изготовлялся с ноября 1941 г. Всего выпустили около 33 000 экз. всех модификаций, в т.ч. до конца 1945 г. изготовлено 14 059 экз.
С 1931 г. самолет оснащался новой моторамой.
Состоял на вооружении в СССР с 1928 г., в Финляндии - с 1940 г. В годы войны поступал в польские, чехословацкие и югославские авиачасти, формировавшиеся на территории Советского Союза.
Экипаж - 2 чел. Двигатель М-11Г/Д (у учебных вариантов М-11А/Б/В). Вооружение - в зависимости от модификации.
У-2 с конца 20-х годов являлся основным типом самолета первоначального обучения в Советском Союзе. В 1933 г. во 2-й школе летчиков под руководством Скробука и Михайлова был спроектирован первый вооруженный вариант биплана (с вооружением 2x7,62, бомбы до 50 кг) для учебных целей. Он прошел испытания в конце 1933 г. Мастерские школы переоборудовали по этому образцу 19 У-2. В 1935-36 гг. на заводах изготовили 468 самолетов подобного варианта, но со шкворневой задней установкой вместо турели Тур-7.
У-2 использовался в ВВС РККА как основной самолет связи. В этом качестве он участвовал во всех военных кампаниях 30-х годов, начиная с борьбы с басмачами в Средней Азии. С начала Великой Отечественной войны появились многочисленные переделки самолета в легкий бомбардировщик и штурмовик с различными вариантами вооружения (с бомбодержателями и без пулеметов, с неподвижными пулеметами на крыле, с "огневыми мешками" - мягкими баками с воспламеняющейся жидкостью, внутренними бомбовыми кассетами, наружными кассетами для зажигательных ампул). Подобная "самодеятельность" продолжалась всю войну. Но с начала 1942 г. приступили к выпуску специализированных боевых вариантов. Их конструкция была приспособлена к массовому поточному производству.
Серийно строились:
- У-2ВС, самолет связи с вооружением 1x7,62 или без него;
- У-2ЛНБ, легкий ночной бомбардировщик с вооружением 1x7,62, бомбы до 350 кг (ранние выпуски - до 130 кг), коллекторы с пламегасителями на выхлопных патрубках моторов (с начала 1944 г.), с июня 1942 г. часть самолетов с вооружением 2x7,62 - введена установка пулемета на крыле; с начала 1944 г. - посадочная фара, полевые переделки под бомбы до 600 кг или 6-8хНУРС, с вооружением 3x7,62;
- У-2НАК, ночной корректировщик с пламегасителями на базе типа ЛНБ, вооружением 1x7,62, без бомб, с радиостанцией, выпускался с октября 1944 г.
- ВОМ-1, ночной бомбардировщик, несший мягкие баки (из пропитанной бумаги или ткани) с зажигательными смесями, проект разработан в СНИИ ГВФ, одноместный, вооружение 1x7,62, боевой груз до 120 кг, имел бронеспинку пилотского сиденья, в 1942 г. выпущен небольшой серией мастерскими ВВС Южно-Уральского округа в Актюбинске, с 4-й серии облегченная бронеспинка.
"Самодельные" бомбардировщики появились на фронте еще летом 1941 г. Они применялись под Одессой и у Днепра. На Калининском фронте У-2 с кассетами под ампулы появились с сентября. На Западном фронте первый боевой вылет совершили 5 ноября 1941 г.- бомбили станцию Дорохово. Весьма успешен был налет легких ночных бомбардировщиков на Клин 9 декабря.
С ноября 1941 г. формируются полки легких ночных бомбардировщиков, основным оснащением которых стали дешевые массовые бипланы. Полки первоначально создавались на базе летных училищ с личным составом из курсантов. С декабря легкие ночные бомбардировщики появились на Юго-Западном фронте, с февраля 1942 г. - на Северо-Западном фронте. С начала 1942 г. формируются уже дивизии "ночников".
"Огневые мешки" применяли под Москвой в конце 1941 г. - начале 1942 г. Позднее под стандарт У-2ЛНБ полностью или частично дорабатывались учебные и гражданские варианты У-2.
Легкие ночные бомбардировщики участвовали во всех крупных операциях советской армии - битве под Москвой, сражении под Харьковом, обороне Сталинграда и вплоть до конца войны. При полном господстве нашей авиации в воздухе в 1944-45 годах иногда бомбометание вели и днем. В апреле 1945 г. У-2 бомбили Берлин.
У-2ЛНБ применяли также для ночной разведки (без бомб и с дополнительным бензобаком), выброски разведчиков в тылу противника, доставки и сброса грузов.
У-2НАК проходили войсковые испытания в июне - июле 1944 г. в районе Львова. Позднее они применялись на фронте в Польше и Германии. Старые бипланы Поликарпова всю войну также являлись основным типом самолетов связи. Они эксплуатировались на всех фронтах, включая Дальний Восток.
Польские и чехословацкие части в СССР получили У-2 как самолеты связи. Польские По-2ЛНБ в 1947 г. действовали против бандеровцев. Финны захватили несколько машин в 1941 г. и использовали их в ходе войны как связные.
Производство боевых вариантов У-2 (в 1944 г. переименованного в По-2) прекратили осенью 1945 г. Гражданские модификации выпускались заводами МАП до 1953 г., а авиарембазами ГВФ до 1959 г. После войны их строили также в Польше (как С-13 в 1947-55 гг.) и Югославии. По-2 экспортировались во многие страны.
С вооружения в СССР У-2ЛНБ сняли в 1946 г., в ГВФ их начали массово списывать с июня 1959 г.
У-2ЛНБ||
Размах:||11,4 м
Длина:||8,17 м
Моторы, количество х мощность:||1x115 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||1400 кг
Максимальная скорость:||134 км/ч
Практический потолок:||1500 м
Дальность:||450 км
Описание:
- У-2 / По-2
- У-2 и По-2
- Flight, November 1928
BERLIN AERO SHOW 1928
Фотографии
-
Мир Авиации 2006-01 / В.Морозов - На "Горбатом" через войну /Имена авиации/
У-2 СССР-С1645. Уфимский аэроклуб, 1940г.
-
Авиация и Время 2014-02 / Т.Кузнецова - Мария Долина. Она воевала на пикирующем бомбардировщике
Связной По-2 из 296-го ИАП. Южный фронт, лето 1941 г.
-
Мировая Авиация 144
По-2. Единственным самолетом, обогнавшим У-2 (По-2) по массовости серийного выпуска, стал Cessna 172, находившийся в производстве более 55 лет. Правда, У-2 (По-2) достиг такого показателя всего за 30 лет.
-
Авиация и Время 2002-05 / А.Котлобовский - Сага о небесном тихоходе (2)
У-2 аэроклуба завода N 39, середина 30-х гг.
-
Авиация и Космонавтика 2016-06 / М.Тимин - Героический 67-й истребительный полк /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
У-2, на котором в ночь с 16 на 17 апреля 1941 г. потерял ориентировку и приземлился в Румынии ВРИО помощника командира 4-й эскадрильи старший лейтенант А.И. Мокляк с авиамехаником самолета старшиной П.Д. Плисюгиным
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Иванов, А.Коршунов, В.Перов, О.Растренин - Легендарный У-2 /Крупным планом/
По-2 "13 белый" из 399 отдельного авиаполка связи 3 ВА. 3-й Белорусский фронт, Кенигсбергское направление, февраль 1945г.
-
Мир Авиации 2000-02 / Д.Никишин - Страницы биографии военного летчика. Дмитрий Иванович Никишин. /Имена авиации/ (1)
У-2 Энгельсской школы летчиков. Июль 1932г.
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Иванов, А.Коршунов, В.Перов, О.Растренин - Легендарный У-2 /Крупным планом/
Связной У-2 "2 белый". Подразделение неизвестно.
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Иванов, А.Коршунов, В.Перов, О.Растренин - Легендарный У-2 /Крупным планом/
По-2ВС "6 желтый", принадлежавший Академии ВВС. Монино, 1945г.
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Иванов, А.Коршунов, В.Перов, О.Растренин - Легендарный У-2 /Крупным планом/
У-2ВС "10 красный" из 213 НБАД. 1943г.
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Иванов, А.Коршунов, В.Перов, О.Растренин - Легендарный У-2 /Крупным планом/
У-2ВС "6 белый". Предположительно, 213 НБАД. Лето 1943г.
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Иванов, А.Коршунов, В.Перов, О.Растренин - Легендарный У-2 /Крупным планом/
У-2ВС "12 желтый" 46-го Таманского Гв.НБАП.
-
АвиаМастер 2005-02 / А.Драбкин - Ночная ведьма: Клавдия Андреевна Дерябина /Я помню/
Один из самолетов По-2 ЛНБ 46-го Гвардейского НБАП, осень 1944 года. Машина покрыта трехцветным камуфляжем (охра, зеленый, черный), нижние поверхности голубые. Надпись выполнена красной и белой краской, тактический номер белый.
-
АвиаПарк 2008-01 / А.Драбкин, В.Шибанов - Сквозь огненные ночи /Авиация в лицах/
По-2ЛНБ из 25-го гвардейского легкобомбардировочного полка, весна 1945г.
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Иванов, А.Коршунов, В.Перов, О.Растренин - Легендарный У-2 /Крупным планом/
У-2ВС "1 голубой", 23 Гв.НБАП.
-
Авиация и Космонавтика 2017-03 / В.Морозов - Небо. Женщины. Самолеты
У-2ЛНБ 46-го гв. полка легких ночных бомбардировщиков
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Иванов, А.Коршунов, В.Перов, О.Растренин - Легендарный У-2 /Крупным планом/
У-2ВС "4 белый" из 242 НБАД. Северо-Западный фронт.
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Раткин - Герой Советского Союза Константин Фомич Михаленко /Имена авиации/
У-2ВС. Самолет командира 1-ой аэ 45-го Гв.НБАП К.Михаленко. 1944г. Одиночная белая полоса на киле указывает на принадлежность самолета к 1 аэ. Машины второй эскадрильи несли две полосы, третьей - три.
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Иванов, А.Коршунов, В.Перов, О.Растренин - Легендарный У-2 /Крупным планом/
По-2ВС "51 красный", 9 Гв.НБАД.
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Иванов, А.Коршунов, В.Перов, О.Растренин - Легендарный У-2 /Крупным планом/
У-2 "73 желтый" из 46 ЗАП.
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Иванов, А.Коршунов, В.Перов, О.Растренин - Легендарный У-2 /Крупным планом/
У-2 "9 белый" 2-го безномерного полка, проходившего формирование в 46 ЗАП в июле 1943г. Самолеты поступили с Казанского авиазавода.
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Иванов, А.Коршунов, В.Перов, О.Растренин - Легендарный У-2 /Крупным планом/
По-2ВС "28 белый" 9-го Гв.НБАД. Операция по снабжению польских повстанцев, сентябрь 1944г.
-
Мировая Авиация 144
После войны Польша оказалась в советском лагере и в том числе строила по лицензии самолеты По-2 (под обозначением CSS-13). Данный самолет вооружен 7,62-мм пулеметом ШКАС, установленным в задней кабине.
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Иванов, А.Коршунов, В.Перов, О.Растренин - Легендарный У-2 /Крупным планом/
По-2ВС "23 белый" 2-го польского НБАП "Краков". Район Люблина, лето 1944г.
-
АвиаМастер 2004-02 / В.Морозов - Корейский пролог /Из истории воздушных войн/
По-2, принадлежавший одному из аэроклубов КНДР, 1949г.
Тип фотографий
- Боковые проекции (26)
- Цветные фото (18)
- Ч/б фото (137)
- Кабина (4)
- Обломки (9)
- Модели, рисунки, схемы (5)