Поиск по сайту:
Варианты
- Поликарпов - У-2 / По-2 - 1928 - Россия
- Поликарпов - У-2СП - 1930 - Россия
- Поликарпов - По-2С / С-1 / С-2 / С-3 - 1932 - Россия
- Поликарпов - У-2Л - 1935 - Россия
- Поликарпов - У-2М / По-2П - 1944 - Россия
У-2 / По-2
Легкий ночной бомбардировщик на базе самолета первоначального обучения. Одномоторный биплан деревянной конструкции с неубирающимся шасси. Учебный У-2 был спроектирован Опытным отделом на заводе #1 под руководством Н.Н. Поликарпова. Первый полет первого варианта У-2 состоялся в начале 1927 г. Второй вариант самолета поднялся в воздух 1 июля 1928 г.
У-2 серийно выпускался с середины 1928 г., массовое производство началось с 1930 г. В предвоенный период и в годы войны строился заводами #1 (Москва, 1928 г.), #23 (Ленинград, 1929-40 гг.), #387 (Ленинград, затем Казань, 1940-45 гг.), #464 (Долгопрудный, 1943-45 гг.), #471 (Шумерль, 1943-45 гг.), #494 (Козловка, 1942-45 гг.). Вариант ночного легкого бомбардировщика изготовлялся с ноября 1941 г. Всего выпустили около 33 000 экз. всех модификаций, в т.ч. до конца 1945 г. изготовлено 14 059 экз.
С 1931 г. самолет оснащался новой моторамой.
Состоял на вооружении в СССР с 1928 г., в Финляндии - с 1940 г. В годы войны поступал в польские, чехословацкие и югославские авиачасти, формировавшиеся на территории Советского Союза.
Экипаж - 2 чел. Двигатель М-11Г/Д (у учебных вариантов М-11А/Б/В). Вооружение - в зависимости от модификации.
У-2 с конца 20-х годов являлся основным типом самолета первоначального обучения в Советском Союзе. В 1933 г. во 2-й школе летчиков под руководством Скробука и Михайлова был спроектирован первый вооруженный вариант биплана (с вооружением 2x7,62, бомбы до 50 кг) для учебных целей. Он прошел испытания в конце 1933 г. Мастерские школы переоборудовали по этому образцу 19 У-2. В 1935-36 гг. на заводах изготовили 468 самолетов подобного варианта, но со шкворневой задней установкой вместо турели Тур-7.
У-2 использовался в ВВС РККА как основной самолет связи. В этом качестве он участвовал во всех военных кампаниях 30-х годов, начиная с борьбы с басмачами в Средней Азии. С начала Великой Отечественной войны появились многочисленные переделки самолета в легкий бомбардировщик и штурмовик с различными вариантами вооружения (с бомбодержателями и без пулеметов, с неподвижными пулеметами на крыле, с "огневыми мешками" - мягкими баками с воспламеняющейся жидкостью, внутренними бомбовыми кассетами, наружными кассетами для зажигательных ампул). Подобная "самодеятельность" продолжалась всю войну. Но с начала 1942 г. приступили к выпуску специализированных боевых вариантов. Их конструкция была приспособлена к массовому поточному производству.
Серийно строились:
- У-2ВС, самолет связи с вооружением 1x7,62 или без него;
- У-2ЛНБ, легкий ночной бомбардировщик с вооружением 1x7,62, бомбы до 350 кг (ранние выпуски - до 130 кг), коллекторы с пламегасителями на выхлопных патрубках моторов (с начала 1944 г.), с июня 1942 г. часть самолетов с вооружением 2x7,62 - введена установка пулемета на крыле; с начала 1944 г. - посадочная фара, полевые переделки под бомбы до 600 кг или 6-8хНУРС, с вооружением 3x7,62;
- У-2НАК, ночной корректировщик с пламегасителями на базе типа ЛНБ, вооружением 1x7,62, без бомб, с радиостанцией, выпускался с октября 1944 г.
- ВОМ-1, ночной бомбардировщик, несший мягкие баки (из пропитанной бумаги или ткани) с зажигательными смесями, проект разработан в СНИИ ГВФ, одноместный, вооружение 1x7,62, боевой груз до 120 кг, имел бронеспинку пилотского сиденья, в 1942 г. выпущен небольшой серией мастерскими ВВС Южно-Уральского округа в Актюбинске, с 4-й серии облегченная бронеспинка.
"Самодельные" бомбардировщики появились на фронте еще летом 1941 г. Они применялись под Одессой и у Днепра. На Калининском фронте У-2 с кассетами под ампулы появились с сентября. На Западном фронте первый боевой вылет совершили 5 ноября 1941 г.- бомбили станцию Дорохово. Весьма успешен был налет легких ночных бомбардировщиков на Клин 9 декабря.
С ноября 1941 г. формируются полки легких ночных бомбардировщиков, основным оснащением которых стали дешевые массовые бипланы. Полки первоначально создавались на базе летных училищ с личным составом из курсантов. С декабря легкие ночные бомбардировщики появились на Юго-Западном фронте, с февраля 1942 г. - на Северо-Западном фронте. С начала 1942 г. формируются уже дивизии "ночников".
"Огневые мешки" применяли под Москвой в конце 1941 г. - начале 1942 г. Позднее под стандарт У-2ЛНБ полностью или частично дорабатывались учебные и гражданские варианты У-2.
Легкие ночные бомбардировщики участвовали во всех крупных операциях советской армии - битве под Москвой, сражении под Харьковом, обороне Сталинграда и вплоть до конца войны. При полном господстве нашей авиации в воздухе в 1944-45 годах иногда бомбометание вели и днем. В апреле 1945 г. У-2 бомбили Берлин.
У-2ЛНБ применяли также для ночной разведки (без бомб и с дополнительным бензобаком), выброски разведчиков в тылу противника, доставки и сброса грузов.
У-2НАК проходили войсковые испытания в июне - июле 1944 г. в районе Львова. Позднее они применялись на фронте в Польше и Германии. Старые бипланы Поликарпова всю войну также являлись основным типом самолетов связи. Они эксплуатировались на всех фронтах, включая Дальний Восток.
Польские и чехословацкие части в СССР получили У-2 как самолеты связи. Польские По-2ЛНБ в 1947 г. действовали против бандеровцев. Финны захватили несколько машин в 1941 г. и использовали их в ходе войны как связные.
Производство боевых вариантов У-2 (в 1944 г. переименованного в По-2) прекратили осенью 1945 г. Гражданские модификации выпускались заводами МАП до 1953 г., а авиарембазами ГВФ до 1959 г. После войны их строили также в Польше (как С-13 в 1947-55 гг.) и Югославии. По-2 экспортировались во многие страны.
С вооружения в СССР У-2ЛНБ сняли в 1946 г., в ГВФ их начали массово списывать с июня 1959 г.
У-2ЛНБ||
Размах:||11,4 м
Длина:||8,17 м
Моторы, количество х мощность:||1x115 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||1400 кг
Максимальная скорость:||134 км/ч
Практический потолок:||1500 м
Дальность:||450 км
Описание:
- У-2 / По-2
- У-2 и По-2
- Flight, November 1928
BERLIN AERO SHOW 1928
Фотографии
-
Мир Авиации 2000-01 / В.Иванов, А.Коршунов, В.Перов, О.Растренин - Легендарный У-2 /Крупным планом/
У-2ВС смог приземлиться и с такими повреждениями. Орловско-Курское направление, Центральный фронт, 6 июля 1943г.
-
Авиация и Космонавтика 2016-06 / М.Тимин - Героический 67-й истребительный полк /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
У-2, на котором в ночь с 16 на 17 апреля 1941 г. потерял ориентировку и приземлился в Румынии ВРИО помощника командира 4-й эскадрильи старший лейтенант А.И. Мокляк с авиамехаником самолета старшиной П.Д. Плисюгиным
-
Авиация и Время 2001-06 / Д.Хазанов, А.Котлобовский - Битва над Киевом (1)
Самолет У-2 из состава ВВС Юго-Западного фронта, захваченный немцами на прифронтовых аэродромах
-
Авиация и Время 2002-05 / А.Котлобовский - Сага о небесном тихоходе (2)
У-2 мл. л-та А.Воронина авиации Балтфлота после вынужденной посадки на финской территории. 18 октября 1941г.
-
Авиация и Космонавтика 1997-11 / К.-Ф.Геуст - Тайны "продолжительной войны"
Финский солдат у разбитого У-2
-
Авиация и Время 2002-05 / А.Котлобовский - Сага о небесном тихоходе (2)
Брошенный и, вероятно, подожженный собственным экипажем У-2. Зима 1941г.
-
АвиаПарк 2009-02 / М.Тимин, И.Злобин - Тайна бобруйского аэродрома /Неизвестные страницы истории/
На переднем плане в кадр попал У-2 с красной единицей на руле направления, а слева на заднем плане - УТ-1
Другие самолёты на фотографии: Ильюшин Ил-4 / ДБ-3Ф - Россия - 1939Яковлев УТ-1 / АИР-14 - Россия - 1936
-
Авиация и Космонавтика 2016-11 / М.Тимин - Первые воздушные победы 22 июня 1941г. /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
Разбитые советские самолеты на аэродроме Каролин, кроме У-2 из 10-й эскадрильи ПВ НКВД виден И-16 тип 24 из 122-го ИАП
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-16 тип 18 (29) - Россия - 1939
Тип фотографий