Поликарпов У-2 / По-2
Варианты:
Поликарпов - У-2 / По-2 - 1928 - Россия
Страна: Россия
Год: 1928


Многоцелевой легкий самолет
Описание:
У-2 / По-2
У-2 и По-2
Flight, November 1928
BERLIN AERO SHOW 1928
Фотографии:

Схемы, чертежи (3)

У-2 / По-2

Легкий ночной бомбардировщик на базе самолета первоначального обучения. Одномоторный биплан деревянной конструкции с неубирающимся шасси. Учебный У-2 был спроектирован Опытным отделом на заводе #1 под руководством Н.Н. Поликарпова. Первый полет первого варианта У-2 состоялся в начале 1927 г. Второй вариант самолета поднялся в воздух 1 июля 1928 г.
У-2 серийно выпускался с середины 1928 г., массовое производство началось с 1930 г. В предвоенный период и в годы войны строился заводами #1 (Москва, 1928 г.), #23 (Ленинград, 1929-40 гг.), #387 (Ленинград, затем Казань, 1940-45 гг.), #464 (Долгопрудный, 1943-45 гг.), #471 (Шумерль, 1943-45 гг.), #494 (Козловка, 1942-45 гг.). Вариант ночного легкого бомбардировщика изготовлялся с ноября 1941 г. Всего выпустили около 33 000 экз. всех модификаций, в т.ч. до конца 1945 г. изготовлено 14 059 экз.
С 1931 г. самолет оснащался новой моторамой.
Состоял на вооружении в СССР с 1928 г., в Финляндии - с 1940 г. В годы войны поступал в польские, чехословацкие и югославские авиачасти, формировавшиеся на территории Советского Союза.
Экипаж - 2 чел. Двигатель М-11Г/Д (у учебных вариантов М-11А/Б/В). Вооружение - в зависимости от модификации.
У-2 с конца 20-х годов являлся основным типом самолета первоначального обучения в Советском Союзе. В 1933 г. во 2-й школе летчиков под руководством Скробука и Михайлова был спроектирован первый вооруженный вариант биплана (с вооружением 2x7,62, бомбы до 50 кг) для учебных целей. Он прошел испытания в конце 1933 г. Мастерские школы переоборудовали по этому образцу 19 У-2. В 1935-36 гг. на заводах изготовили 468 самолетов подобного варианта, но со шкворневой задней установкой вместо турели Тур-7.
У-2 использовался в ВВС РККА как основной самолет связи. В этом качестве он участвовал во всех военных кампаниях 30-х годов, начиная с борьбы с басмачами в Средней Азии. С начала Великой Отечественной войны появились многочисленные переделки самолета в легкий бомбардировщик и штурмовик с различными вариантами вооружения (с бомбодержателями и без пулеметов, с неподвижными пулеметами на крыле, с "огневыми мешками" - мягкими баками с воспламеняющейся жидкостью, внутренними бомбовыми кассетами, наружными кассетами для зажигательных ампул). Подобная "самодеятельность" продолжалась всю войну. Но с начала 1942 г. приступили к выпуску специализированных боевых вариантов. Их конструкция была приспособлена к массовому поточному производству.
Серийно строились:
  - У-2ВС, самолет связи с вооружением 1x7,62 или без него;
  - У-2ЛНБ, легкий ночной бомбардировщик с вооружением 1x7,62, бомбы до 350 кг (ранние выпуски - до 130 кг), коллекторы с пламегасителями на выхлопных патрубках моторов (с начала 1944 г.), с июня 1942 г. часть самолетов с вооружением 2x7,62 - введена установка пулемета на крыле; с начала 1944 г. - посадочная фара, полевые переделки под бомбы до 600 кг или 6-8хНУРС, с вооружением 3x7,62;
  - У-2НАК, ночной корректировщик с пламегасителями на базе типа ЛНБ, вооружением 1x7,62, без бомб, с радиостанцией, выпускался с октября 1944 г.
  - ВОМ-1, ночной бомбардировщик, несший мягкие баки (из пропитанной бумаги или ткани) с зажигательными смесями, проект разработан в СНИИ ГВФ, одноместный, вооружение 1x7,62, боевой груз до 120 кг, имел бронеспинку пилотского сиденья, в 1942 г. выпущен небольшой серией мастерскими ВВС Южно-Уральского округа в Актюбинске, с 4-й серии облегченная бронеспинка.
"Самодельные" бомбардировщики появились на фронте еще летом 1941 г. Они применялись под Одессой и у Днепра. На Калининском фронте У-2 с кассетами под ампулы появились с сентября. На Западном фронте первый боевой вылет совершили 5 ноября 1941 г.- бомбили станцию Дорохово. Весьма успешен был налет легких ночных бомбардировщиков на Клин 9 декабря.
С ноября 1941 г. формируются полки легких ночных бомбардировщиков, основным оснащением которых стали дешевые массовые бипланы. Полки первоначально создавались на базе летных училищ с личным составом из курсантов. С декабря легкие ночные бомбардировщики появились на Юго-Западном фронте, с февраля 1942 г. - на Северо-Западном фронте. С начала 1942 г. формируются уже дивизии "ночников".
"Огневые мешки" применяли под Москвой в конце 1941 г. - начале 1942 г. Позднее под стандарт У-2ЛНБ полностью или частично дорабатывались учебные и гражданские варианты У-2.
Легкие ночные бомбардировщики участвовали во всех крупных операциях советской армии - битве под Москвой, сражении под Харьковом, обороне Сталинграда и вплоть до конца войны. При полном господстве нашей авиации в воздухе в 1944-45 годах иногда бомбометание вели и днем. В апреле 1945 г. У-2 бомбили Берлин.
У-2ЛНБ применяли также для ночной разведки (без бомб и с дополнительным бензобаком), выброски разведчиков в тылу противника, доставки и сброса грузов.
У-2НАК проходили войсковые испытания в июне - июле 1944 г. в районе Львова. Позднее они применялись на фронте в Польше и Германии. Старые бипланы Поликарпова всю войну также являлись основным типом самолетов связи. Они эксплуатировались на всех фронтах, включая Дальний Восток.
Польские и чехословацкие части в СССР получили У-2 как самолеты связи. Польские По-2ЛНБ в 1947 г. действовали против бандеровцев. Финны захватили несколько машин в 1941 г. и использовали их в ходе войны как связные.
Производство боевых вариантов У-2 (в 1944 г. переименованного в По-2) прекратили осенью 1945 г. Гражданские модификации выпускались заводами МАП до 1953 г., а авиарембазами ГВФ до 1959 г. После войны их строили также в Польше (как С-13 в 1947-55 гг.) и Югославии. По-2 экспортировались во многие страны.
С вооружения в СССР У-2ЛНБ сняли в 1946 г., в ГВФ их начали массово списывать с июня 1959 г.


У-2ЛНБ||
Размах:||11,4 м
Длина:||8,17 м
Моторы, количество х мощность:||1x115 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||1400 кг
Максимальная скорость:||134 км/ч
Практический потолок:||1500 м
Дальность:||450 км

У-2 и По-2

Самолеты У-2 (По-2) занимают особое место в истории советской авиации. Макет будущей летающей легенды был построен в феврале 1927 года, одновременно была начата постройка и первого прототипа учебно-тренировочного биплана. В конце апреля на прототип было решено поставить мотор М-11 конструкции А.Д. Швецова, а 23 июня 1927 года самолет передали на аэродром для летных испытаний - они начались уже на следующий день. После устранения выявленных недостатков прототип в сентябре передали на госиспытания в НИИ ВВС. Второй прототип отличался эллиптическими законцовками крыла и оперения, крылом иного, более тонкого профиля, увеличенным рулем направления, а также сниженной общей массой машины. 29 марта 1928 года было принято решение строить опытную серию из шести машин, получивших обозначение У-2 (учебный, второй).

  Внешне серийный вариант отличался от второго прототипа в основном измененным капотом двигателя. Самолет оказался очень востребован военными и гражданскими ведомствами СССР. Масштаб производства можно оценить на таком примере - только в 1933 году было выпущено более 1500 самолетов семейства У-2, а к началу Великой Отечественной войны было построено уже более 13 тысяч самолетов. Причем самолет использовался не только в качестве учебно-тренировочного, но также как связной, легкий штурмовик и ночной бомбардировщик, а также в роли пассажирского, транспортного, санитарного и сельскохозяйственного.
  После смерти Н.Н. Поликарпова в июле 1944 года самолет У-2 было решено переименовать в По-2. Серийный выпуск самолетов данного семейства продолжался в СССР и Польше до 1953 года, всего было выпущено более 33 тысяч машин, а по некоторым данным - даже до 40 тысяч самолетов, что делает У-2/По-2 вторым самым массовым самолетом в истории после Cessna 172.


Варианты У-2/По-2

  У-2А: одноместный сельскохозяйственный самолет-опылитель, строившийся в модификациях У-2АП и У-2АО с 1930 года; оснащался бункером вместимостью 250 кг для химикатов в хвостовой части фюзеляжа; после 1944 года - По-2А с двигателем М-11К мощностью 115 л. с.; построено 9000 машин
  У-2Г: экспериментальный самолет со всеми органами управления, заведенными на ручку управления
  У-2КЛ: два специально модифицированных самолета с цельноштампованным каплевидным фонарем задней кабины; 1932 год
  У-2ЛШ: легкий штурмовик; большое количество предвоенных самолетов было переделано в данный вариант, также самолеты строились по данному стандарту "с нуля"; вооружен одним 7,7-мм пулеметом ШКАС на кольцевом лафете над задней кабиной, плюс крепления для 120 кг бомб и пусковые рельсовые направляющие для четырех РС-82; альтернативное обозначение - У-2ВОМ-1
  У-2ЛНБ: легкий ночной бомбардировщик; производился с 1941 года; бомбовая нагрузка увеличилась до 200 кг; появились прожектора и глушитель на выхлопной трубе
  У-2ЛПЛ: экспериментальный самолет образца 1935 года; пилот располагался лежа
  У-2М: альтернативное обозначение - МУ-2; прошел испытания в 1931 году; первый из поплавковых гидросамолетов с большим центральным поплавком и двумя стабилизирующими, расположенными на концах нижнего крыла; ни один гидросамолет в большом количестве не строился
  У-2НАК: самолет-корректировщик артиллерийского огня и разведчик; наблюдатель имел армейскую радиостанцию для передачи данных
  У-2С: выпускался в незначительном количестве с 1934 года; задняя кабина заменена на закрытый отсек для санитара и носилок; позднее были установлены иллюминаторы; другие модификации - У-2С-1 и У-2СС (СС - санитарный самолет)
  У-2СП: имеется третья открытая кабина, а положение остальных изменено; в 1934-1939 годах построен 861 самолет; во время войны применялись в качестве связных
  У-2СПЛ: модель с задней отдельной кабиной для двух пассажиров ("лимузин")
  У-2УТ: выпускался преимущественно для летной подготовки в ограниченных количествах с 1941 года; оснащался двигателем М-11Д номинальной мощностью 115 л. с.
  У-2ВС: военный самолет; основной самолет советских ВВС, использовался как самолет связи, а также для других целей; по состоянию на 1945 год, на вооружении числилось более 9000 самолетов данного типа - под обозначением По-2ВС
  У-3: учебно-тренировочный вариант разработки Н.Г. Михельсона и А. И. Морщихина (1934 год); двигатель М-48 мощностью 200 л.с.; не превосходил основную модель У-2
  У-4: вариант самолета У-2 с лучшими аэродинамическими обводами и более тонким фюзеляжем; разработан Н.Г. Михельсоном; массово не производился
  По-2ГН: пропагандистский самолет с громкоговорителем; выпускался с 1944 года
  По-2Л: "лимузинная" модель с закрытой пассажирской кабиной; дверь - на левом борту
  По-2П: поплавковый гидросамолет военного времени, выпускался в ограниченном количестве
  По-2С: санитарный военный самолет
  По-2С-1: сходен с довоенным санитарным самолетом; модель По-2С-2 имела двигатель М-11Д, а По-2С-3 (альтернативное обозначение По-2СКФ) переносил под нижним крылом два контейнера (по одному носилочному раненому в каждом)
  По-2ШС: штабной самолет (1943 год); новый фюзеляж с закрытой кабиной для пилота и двух или трех пассажиров
  По-2СП: послевоенный вариант для географических наблюдений и аэрофотосъемки
  РВ-23: поплавковый гидросамолет, разработанный Н.Г. Михельсоном для установления рекорда высоты среди гидросамолетов в 1937 году; оснащался звездообразным двигателем R-1820-F3 Cyclone мощностью 710 л. с.
  CSS-13: польский вариант; некоторые машины имели стеклянные фонари над кабинами
  CSS-S-13: польский санитарный самолет с фонарем над кабинами пилота и санитара; закрытый отсек для носилочного раненого в хвостовой части
  Е-23: экспериментальный самолет образца 1935 года для выполнения "перевернутых полетов"
  Различные варианты: также строилось значительное количество различных экспериментальных самолетов, включая самолет для испытания V-образного хвостового оперения Рудлицкого и самолет для отработки двигателя Siemens Sh 14


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  У-2ВС

  Тип: многоцелевой легкий самолет (ВС - военный самолет)
  Силовая установка: один звездообразный ПД М-11Д номинальной/макс. мощностью 115/125 л. с. (85/92 кВт)
  Летные характеристики: макс. скорость на высоте 1000 м при полетной массе 1350 кг - 120 км/ч; практический потолок при полетной массе 1350 кг - 1550 м, при полетной массе 1050 кг - 3400 м; дальность 450 км
  Масса: пустого 766 кг; нормальная взлетная 1350 кг
  Размеры: размах крыльев 11,40 м; длина 8,17 м; высота 3,10 м; площадь крыльев 33,15 м2
  Вооружение: 7,62-мм пулемет

Flight, November 1928

BERLIN AERO SHOW 1928

The Russian Light Planes

  Of the five machines exhibited by Soviet Russia three were light planes: The Aviatrust U2 100 h.p. biplane, the Ossoaviachim "Burewestnik" low-wing monoplane single-seater, and the "Tri Druga" two-seater high-wing monoplane, also designed and built by the Ossoaviachim Co. Both the latter machines had flat-twin air-cooled engines which appeared to be of a size to develop some 20-30 h.p. Unfortunately no detailed information was available other than that given on placards exhibited on the stand.
  The U.2 school machine exhibited by the Aviatrust Co. was a plain straightforward single-bay two-seater biplane of wood construction, fitted with a 100-h.p five-cylindered radial air-cooled engine. No figures of dimensions were obtainable, but it was stated that the machine had a total loaded weight of 870 kg. (1,915 lbs.), and that the top speed was 155 km./h. (96 m.p.h). The landing speed was given as 56 km./h. (35 m.p.h.) and the climb to 1,000 m. (3,280 ft), and 2,000 m. (6,560 ft.), as 6 mins. and 16 mins. respectively.
<...>
The U-2 Training Biplane.
У-2ЛНБ