Як-3
Одноместный истребитель, моноплан смешанной конструкции с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в ОКБ-115 под руководством А.С.Яковлева. Опытный образец Як-1М поднялся в воздух 28 февраля 1943 г. Серийное производство налажено в марте 1944 г. Самолет строился двумя заводами: #292 - в Саратове и #31 -в Тбилиси. Всего выпущено 4848 экз. (включая 4111 в войну). Мотор М-105ПФ-2. Самолет состоял на вооружении в СССР с апреля 1944 г., в Польше - с декабря 1944 г., в Югославии - с января 1945 г.
Основные серийные модификации, выпускавшиеся в годы войны:
- Як-3 с вооружением 1x20+1x12,7 (с 13-й серии 1x20+2x12,7);
- Як-3П с усиленным крылом, вооружением 3x20, строился с весны 1945 г.
Применялся с августа 1944 г. в Белоруссии и Прибалтике. В значительных количествах их использовали в Висло-Одерской операции. Они сражались над территорией Польши, Германии и Австрии. Польские части применяли небольшое количество Як-3 в марте - апреле 1945 г. в Германии. Югославские ВВС в войне Як-3 не использовали. В конце войны на Як-3 летали и французские летчики. Самолет снят с производства в 1946 г. В СССР снят с вооружения в начале 1950-х годов, в Польше - в 1946 г., в Югославии до 1957 г. эксплуатировался как учебный.
Як-3||
Размах:||9,2 м
Длина:||8,5 м
Моторы, количество х мощность:||1х1240л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2692 кг
Максимальная скорость:||646 км/ч
Практический потолок:||10400
Дальность:||650 км
Описание:
- Як-3
- Як-3
Фотографии
-
Авиация и Космонавтика 2018-02 / ??? - Истребителю Як-3 50 лет
Первый опытный истребитель Як-1М
-
Авиация и Время 2009-06 / С.Мороз - Линия судьбы
Первый опытный истребитель Як-1М - непосредственный предшественник Як-3
-
Авиация и Космонавтика 2018-02 / ??? - Истребителю Як-3 50 лет
Як-3 первых серий выпуска на заводе № 292
-
Мировая Авиация 98
Летчикам Люфтваффе не рекомендовалось вступать в бои "с истребителями Як, не имеющими воздухозаборника под коком винта". На снимке - один из первых серийных Як-3 с двигателем ВК-105ПФ с бортовым номером "10" белого цвета.
-
Авиация и Космонавтика 2015-05 / Як-3 /Фотоархив/
Стандартный истребитель Як-3 выпуска 1944 г.
-
АС 1991-02 / К.Косминков - Чему же верить? /Опыт исследования/
Истребитель Як-3 с М-105ПФ2.
-
Авиация и Время 2009-06 / С.Мороз - Линия судьбы
В период с 1943 по 1945гг. О.К.Антонов работал заместителем А.С.Яковлева, отдавая много сил совершенствованию истребителей "Як". Эта фотография сделана в мае 1944г. на Центральном аэродроме в Москве.
Авиаконструктор Александр Сергеевич Яковлев, летчик-испытатель Павел Яковлевич Федрови и заместитель главного конструктора Олег Константинович Антонов у самолета Як-3 первых серий (с одним пулеметом УБС). -
Авиация и Космонавтика 1999-05 / М.Никольский - Як-истребитель
Истребитель Як-3 на одном из аэродромов Берлина, 1945г.
-
Авиация и Время 2009-06 / С.Мороз - Линия судьбы
Серийный Як-3 с двигателем ВК-105ПФ2 проходит испытания после комплекса доработок
-
Мировая Авиация 252
Як-3 повсеместно признан одним из самых маневренных истребителей Второй мировой войны. Небольшие размеры обеспечивали самолету высокую тяговооруженность и отличные летные характеристики.
-
Авиация и Время 2009-06 / С.Мороз - Линия судьбы
Серийный истребитель Як-3П на контрольных испытаниях в ЛИИ
-
Авиация и Космонавтика 2009-10 / М.Никольский - Первый гвардейский
Истребители Як-3 из состава полка во время проведения операции «Багратион»
На вертикальном оперении самолетов 1-го гв. иап была нанесена белая линия (горизонтальная или наклонная, в зависимости от принадлежности крылатой машины к той или иной эскадрильи) -
Авиация и Время 2009-06 / С.Мороз - Линия судьбы
Только что собранные истребители Як-3 перед облетом
-
Авиация и Время 2009-06 / С.Мороз - Линия судьбы
Ярко красные Як-3П перед показательными полетами
-
Авиация и Космонавтика 2013-08 / С.Ковалев - Праздник в небесах
Самолеты Ла-7 (на переднем плане) и Яки на старте перед воздушным парадом в Москве. 1946 г.
Другие самолёты на фотографии: Лавочкин Ла-7 - Россия - 1944
-
Авиация и Время 2009-06 / С.Мороз - Линия судьбы
Взлетает Як-3 из 1 -го ГИАП. Лето 1948 г.
-
Авиация и Космонавтика 2018-02 / ??? - Истребителю Як-3 50 лет
Истребитель Як-3 в полете. В кабине - летчик-испытатель В.Л. Расторгуев
-
Aeroplane Monthly 1991-11 / M.Oakey - Grapevine
This Yak-3 is on long-term loan from Moscow to the Santa Monica Museum of Flying, California, in advance of further examples being newly produced in Russia. This one is reputed to be the highest-scoring survivor, with 14 kills to its credit.
-
Авиация и Время 2009-06 / С.Мороз - Линия судьбы
Устранение неисправности на Як-3 из состава 303-й ИАД. Германия, весна 1945 г.
-
Авиация и Время 2009-06 / С.Мороз - Линия судьбы
Возле истребителя Як-3 летчика Мирошниченко
-
Авиация и Космонавтика 2009-10 / М.Никольский - Первый гвардейский
Обслуживание истребителя Як-3
-
Авиация и Космонавтика 2009-10 / М.Никольский - Первый гвардейский
Гв. сержант Лосев обслуживает пулеметы на истребителе Як-3
-
Авиация и Время 2009-06 / С.Мороз - Линия судьбы
Техник осматривает кабину Як-3. Перед козырьком фонаря установлен ФКП
-
Авиация и Космонавтика 2009-10 / М.Никольский - Первый гвардейский
Гв. старшина Логачев, техник самолета Як-3
-
Авиация и Время 2009-06 / С.Мороз - Линия судьбы
Летчик Семен Роговой на крыле своего именного Як-3, подаренного моряками Амурской военной флотилии
-
Авиация и Космонавтика 2018-02 / ??? - Истребителю Як-3 50 лет
Командир 303-й Краснознаменной Смоленской истребительной авиадивизии генерал-майор Георгий Захаров в кабине своего истребителя Як-3. 3-й Белорусский фронт, осень 1944 г.
-
Авиация и Время 2019-02 / Е.Бублик - Новейшие истребители в 303-й ИАД (1)
Командир 303-й ИАД генерал Г.Н.Захаров (второй справа) ставит задачу командирам подразделений дивизии возле своего Як-3
-
Авиация и Космонавтика 2021-12 / С.Дроздов - ВВС Молдовы: прошлое и настоящее
Летчики 91-го иап возле Як-3
-
Авиация и Космонавтика 2018-02 / ??? - Истребителю Як-3 50 лет
Именной самолет, на котором летал Б.Н. Еремин, оказался единственным истребителем Як-3, сохранившимся в нашей стране. После войны он находился в музее КБ Яковлева, а в настоящее время является бесценным экспонатом Музея техники Вадима Задорожного
-
Мировая Авиация 15
В годы войны простые советские люди порой на собственные деньги покупали боевую технику для фронта. Обычно на такие самолеты или танки наносили дарственные надписи от тех, на чьи средства они построены. Знаменитый снимок - колхозник Ферапонт Головатый передает купленный на его деньги самолет Як-3 летчику-асу гвардии майору Еремину.
-
Мир Авиации 2007-02 / А.Красильников - Саратовские самолеты. Надписи на борту /История/
Торжественная передача самолета Як-3 фронту
-
Авиация и Время 2009-06 / С.Мороз - Линия судьбы
После удачного боевого вылета. 66-й ГИАП, 1944 г.
-
Авиация и Время 2009-06 / С.Мороз - Линия судьбы
Летчики-асы группы "Меч" из состава 13-й ИАД
-
Авиация и Космонавтика 2008-02 / М.Никольский - 899-й гвардейский полк
Подпись на обороте фотографии: "На этой машине я не получил вторую звезду. 1945г. Берлин. А.Ситковский". На фюзеляже "Яка" изображена эмблема 3-го ИАК
-
Авиация и Время 2004-02 / А.Котлобовский - В лучах былой славы (1)
Як-3 на берлинском аэродроме Темпельгоф. Май 1945г.
-
Авиация и Время 2009-06 / С.Мороз - Линия судьбы
Як-3 из состава 303-й ИАД. В маневренном бою истребитель Яковлева имел неоспоримые преимущества перед машиной Мессершмитта
-
Авиация и Время 2019-04 / Е.Бублик - Новейшие истребители в 303-й ИАД (3)
Истребители 303-й ИАД на недавно захваченном немецком аэродроме. Восточная Пруссия, зима-весна 1945 г.
-
Авиация и Время 2019-02 / Е.Бублик - Новейшие истребители в 303-й ИАД (1)
Як-3 из 18-го ГвИАП. На крыле постелен мат, позволяющий работать без опасения повредить лакокрасочное покрытие
-
Авиация и Время 2019-04 / Е.Бублик - Новейшие истребители в 303-й ИАД (3)
Летчик «Нормандии» Роже Марши и его Як-3. Весна 1945 г.
-
Авиация и Время 2019-03 / Е.Бублик - Новейшие истребители в 303-й ИАД (2)
Як-3 лучшего пилотажника «Нормандии» Роже Марши
-
Авиация и Космонавтика 2018-02 / ??? - Истребителю Як-3 50 лет
Як-3 полка "Нормандия-Неман"
-
Авиация и Время 2009-06 / С.Мороз - Линия судьбы
Як-3 "Нормандии-Неман" во время промежуточной посадки при перелете во Францию. Штутгарт (Германия), июнь 1945 г.
-
Авиация и Космонавтика 2015-09 / В.Морозов - "Нормандия-Неман" - явные и тайные страницы биографии (1)
Истребители Як-3 «Нормандии-Неман» на аэродроме Штутгарта в процессе перелета на родину. 11-20 июня 1945 г.
-
Моделист-Конструктор Истребители Второй мировой войны
Истребитель Як-3 авиаполка "Нормандия-Неман", 1945 г.
-
Авиация и Время 2006-05 / А.Котлобовский - Французы на Востоке (3)
Истребители Як-3 из состава знаменитого французского авиаполка "Нормандия-Неман"
-
Авиация и Космонавтика 2015-09 / В.Морозов - "Нормандия-Неман" - явные и тайные страницы биографии (1)
Истребители «Нормандии-Неман» перед перелетом во Францию. Ближний Як-3 с эмблемой в виде «двойного зеро» - машина комполка Л. Дельфино. Этот символ впервые появился на его самолетах во время службы в ВВС Виши, а в 1946-1948 гг. «двойное зеро» было нарисовано и на «Спитфайре» Mk.IX, на котором тогда летал Л. Дельфино. Июнь 1945 г.
-
Мировая Авиация 98
Истребители Як-3 полка "Нормандия-Неман". Снимок сделан во время боев в Восточной Пруссии, в июле (октябре?) 1944 года, вскоре после вооружения этой французской авиачасти самолетами данного типа. Ранее на вооружении "Нормандии" состояли Як-1 и Як-9.
-
Авиация и Время 2019-04 / Е.Бублик - Новейшие истребители в 303-й ИАД (3)
«Яки» 18-го ГвИАП на аэродроме Кенигсбергского аэроузла. Весна 1945 г.
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / М.Никольский - Як-истребитель
Як-3 полка "Нормандия-Неман" на бывшем немецком аэродроме
-
Авиация и Время 2009-06 / С.Мороз - Линия судьбы
Як-3 полка "Нормандия-Неман"
-
Авиация и Время 2009-06 / С.Мороз - Линия судьбы
Летчик "Нормандии" Жако де Сен-Фаль и его механик
-
Авиация и Космонавтика 2015-09 / В.Морозов - "Нормандия-Неман" - явные и тайные страницы биографии (1)
Роже Марчи в кабине Як-3. 1945 г.
-
Мировая Авиация 114
На фотографии - истребитель Як-3, на котором летал командир 4-й, а затем 1-й эскадрилий авиаполка "Нормандия-Неман" Рене Шаль. Самолеты Як-3 полк получил в июле 1944 года, а за 10 суток в октябре 1944 года его летчики уничтожили 119 самолетов противника.
-
Авиация и Время 2006-04 / А.Котлобовский - Французы на Востоке (2)
Первые Як-3 "Нормандия" получила в августе 1944г.
-
Авиация и Время 2019-02 / Е.Бублик - Новейшие истребители в 303-й ИАД (1)
Як-3 л-та Ж. Риссо из полка «Нормандия»
-
Авиация и Время 2006-05 / А.Котлобовский - Французы на Востоке (3)
Торжественная встреча "Нормандии-Неман" на аэродроме Ле Бурже. 20 июня 1945г.
-
Авиация и Космонавтика 2015-09 / В.Морозов - "Нормандия-Неман" - явные и тайные страницы биографии (1)
Истребители Як-3 «Нормандии-Неман» после прибытия в Ле Бурже. 11-20 июня 1945 г.
-
Авиация и Время 2009-06 / С.Мороз - Линия судьбы
Послевоенная служба Як-3 полка «Нормандия-Неман». Аэродромы Ле Бурже и Туссю-де-Нобль (аэродром Кольмар ???), 1945-1947 гг.
"Яки" полка "Нормандия-Неман". Франция, -
Авиация и Время 2006-05 / А.Котлобовский - Французы на Востоке (3)
Служба Як-3 в составе ВВС Франции продолжалась около года
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / М.Никольский - Як-истребитель
Як-3 югославских ВВС
-
Авиация и Время 2009-06 / С.Мороз - Линия судьбы
Основные опоры шасси самолета Як-3
-
Авиация и Время 2009-06 / С.Мороз - Линия судьбы
Заслонки маслорадиаторов (выдвинуты) и водяной радиатор
-
Авиация и Время 2009-06 / С.Мороз - Линия судьбы
Раскапотированный двигатель ВК-105ПФ2
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / М.Никольский - Як-истребитель
Раскапотированный двигатель ВК-107А на Як-3
-
Авиация и Космонавтика 2015-05 / Як-3 /Фотоархив/
Як-3 с двигателем ВК-107. Обратите внимание на мачту антенны и бронестекло в лобовой части козырька кабины пилота
-
Авиация и Время 2009-06 / С.Мороз - Линия судьбы
Второй опытный Як-3 с двигателем ВК-107А. Весна 1944 г.
-
Авиация и Космонавтика 2015-05 / Як-3 /Фотоархив/
Як-3 с двигателем ВК-107. Обратите внимание на мачту антенны и бронестекло в лобовой части козырька кабины пилота
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / М.Никольский - Як-истребитель
Як-3 с двигателем ВК-107А
-
Авиация и Космонавтика 2018-02 / ??? - Истребителю Як-3 50 лет
Первый опытный цельнометаллический самолет Як-3 ВК-107А, переоборудованный заводом N 31 в марте 1945г. из самолета Як-3 ВК-107А с металлическим крылом. Фото сделано в мае 1945г. на испытаниях в НИИ ВВС.
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / М.Никольский - Як-истребитель
Як-3 цельнометаллической конструкции
-
Авиация и Космонавтика 2018-02 / ??? - Истребителю Як-3 50 лет
Опытный самолет Як-3 ВК-108
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / М.Никольский - Як-истребитель
Опытный самолет Як-3 с мотором ВК-108 - самый быстрый поршневой самолет в истории советской авиации
-
Авиация и Время 2009-06 / С.Мороз - Линия судьбы
Як-3 ВК-105ПФ2 с экспериментальной эжекторной системой выхлопа по образцу британского бомбардировщика "Москито"
-
Авиация и Космонавтика 2015-05 / Як-3 /Фотоархив/
Як-3Т с 37-мм пушкой и измененным фонарем кабины пилота
-
Авиация и Космонавтика 2018-02 / ??? - Истребителю Як-3 50 лет
Опытный истребитель Як-3Т («танковый») с усиленным вооружением, включающим 37-мм пушку Н-37 (она снабжалась дульным тормозом) и две синхронные пушки БС-20 калибра 20 мм, и измененным фонарем кабины пилота
-
Мировая Авиация 15
Вооруженный одной 37-мм пушкой Н-37 и двумя 20-мм пушками Б-20, самолет Як-3Т выполнил первый полет 24 января 1945 года. Для установки на Як-3 ствол 37-мм пушки укоротили и несколько уменьшили массу орудия. Боекомплект к пушке состоял из 25 снарядов. Пушка Н-37 стояла между блоками цилиндров двигателя и вела огонь через полую втулку воздушного винта. 20-мм пушки были установлены в носовой части фюзеляжа и синхронизированы с вращением винта, их боекомплект - по 100 снарядов на ствол. На самолете установили двигатель ВК-105ПФ-2, а кабину для сохранения центровки сместили на 40 см назад. Емкость топливных баков уменьшили для снижения массы. Самолет был оснащен экспериментальным воздушным винтом. Получился исключительно мощный истребитель, однако он не мог реализовать на практике свои возможности из-за постоянного перегрева мотора. В результате работы по развитию Як-3Т были прекращены.
-
Авиация и Время 2009-06 / С.Мороз - Линия судьбы
Опытный Як-ЗУ с двигателем АШ-82ФН
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / М.Никольский - Як-истребитель
Як-3У с двигателем АШ-82 воздушного охлаждения
-
Авиация и Время 2009-06 / С.Мороз - Линия судьбы
Экспериментальный перехватчик с комбинированной силовой установкой Як-ЗРД
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / М.Никольский - Як-истребитель
Як-3РД с дополнительным ракетным двигателем
-
Авиация и Время 2009-06 / С.Мороз - Линия судьбы
Жидкостно-ракетный двигатель РД-1 экспериментального перехватчика с комбинированной силовой установкой Як-ЗРД
-
Авиация и Время 2009-06 / С.Мороз - Линия судьбы
Сборка Як-3 на заводе № 292 (предположительно)
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / М.Никольский - Як-истребитель
Сборка истребителей Як-3
-
История Авиации 28 / А.Булах - Превосходство относительных величин /Метаморфозы/ (3)
На сборочной линии один из лучших истребителей Второй Мировой войны советский Як-3, еще один русский сюрприз.
Истребители Яковлева, как никакие другие самолеты подобного назначения, были приспособлены к производству в условиях острой нехватки цветного металла и невероятной эррозии квалифицированной рабочей силы.
Тип фотографий