Як-3
Одноместный истребитель, моноплан смешанной конструкции с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в ОКБ-115 под руководством А.С.Яковлева. Опытный образец Як-1М поднялся в воздух 28 февраля 1943 г. Серийное производство налажено в марте 1944 г. Самолет строился двумя заводами: #292 - в Саратове и #31 -в Тбилиси. Всего выпущено 4848 экз. (включая 4111 в войну). Мотор М-105ПФ-2. Самолет состоял на вооружении в СССР с апреля 1944 г., в Польше - с декабря 1944 г., в Югославии - с января 1945 г.
Основные серийные модификации, выпускавшиеся в годы войны:
- Як-3 с вооружением 1x20+1x12,7 (с 13-й серии 1x20+2x12,7);
- Як-3П с усиленным крылом, вооружением 3x20, строился с весны 1945 г.
Применялся с августа 1944 г. в Белоруссии и Прибалтике. В значительных количествах их использовали в Висло-Одерской операции. Они сражались над территорией Польши, Германии и Австрии. Польские части применяли небольшое количество Як-3 в марте - апреле 1945 г. в Германии. Югославские ВВС в войне Як-3 не использовали. В конце войны на Як-3 летали и французские летчики. Самолет снят с производства в 1946 г. В СССР снят с вооружения в начале 1950-х годов, в Польше - в 1946 г., в Югославии до 1957 г. эксплуатировался как учебный.
Як-3||
Размах:||9,2 м
Длина:||8,5 м
Моторы, количество х мощность:||1х1240л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2692 кг
Максимальная скорость:||646 км/ч
Практический потолок:||10400
Дальность:||650 км
Описание:
- Як-3
- Як-3
Фотографии
-
Авиация и Время 2005-04
19 июня 2005г. в рамках 46-го международного авиационно-космического салона в Ле Бурже прошли торжества по случаю 60-й годовщины возвращения во Францию авиаполка (а ныне эскадрильи EC 2/30) "Нормандия-Неман", воевавшего в 1942-45гг. на советско-германском фронте. В специальном павильоне экспонировался поршневой истребитель Як-3 из коллекции аэрокосмического музея в Ле Бурже.
-
Авиация и Космонавтика 2015-09 / В.Морозов - "Нормандия-Неман" - явные и тайные страницы биографии (1)
Як-3 из экспозиции музея в Ле Бурже
-
Авиация и Космонавтика 2015-10 / В.Морозов - "Нормандия-Неман" - явные и тайные страницы биографии (2)
Единственный сохранившийся во Франции самолет Як-3 регулярно выставляется в экспозиции музея авиации в Ле Бурже
-
Моделист-Конструктор Истребители Второй мировой войны
Истребитель Як-3 (СССР) из коллекции музея в Ле Бурже (Франция) в окраске полка "Нормандия-Неман"
-
Мировая Авиация 238
Летающие раритеты. Для рынка исторической авиатехники было построено некоторое количество реплик истребителя Як-3. Самолеты получили американские двигатели Allison V-1710 и обозначение Як-3М, в настоящее время они принадлежат частным лицам и организациям любителей авиации в Австралии, Германии и США. Кроме того, оренбургская компания НПО "Стрела" в 1996-2001 годах построила несколько двухместных реплик Як-9УМ. Некоторые коллекционеры переоборудовали учебные Як-11 по стандарту Як-3. На фото можно видеть реплику Як-3УА, построенную Джоном Гарриком из Техаса. Гаррик собрал свой летающий раритет, используя в качестве примера свой настоящий Як-3 с двигателем ВК-107. Новый фюзеляж Як-3 был скомбинирован с крылом Як-11 и двигателем V-1710. Ранее зарегистрированный в США как N3YK, самолет F-AZXZ сегодня летает во Франции и несет окраску знаменитой эскадрильи "Нормандия-Неман".
-
Авиация и Время 2009-04 / А.Совенко - "Парижский птичник": сто лет спустя
На салоне выделялся ретро-раздел. На фото: истребитель Як-3
-
Авиация и Космонавтика 2017-01 / Д.Пичугин - В небе над Альпами
Реплика истребителя Як-3
-
Авиация и Время 2013-04 / С.Дроздов - Air Squadron в Украине
Як-3, пилотируемый Макси Ганза (Maxi Gaynza), приземляется в Жулянах. 1 июля 2013г.
-
Авиация и Космонавтика 2015-09 / В.Морозов - "Нормандия-Неман" - явные и тайные страницы биографии (1)
Капитан Жозеф Риссо (11 побед) у самолета Як-3
-
Aeroplane Monthly 1991-10 / M.O'Leary - Santa Monica auction
The auction includes a Yakovlev Yak-3 currently under restoration, but another example, shown, is on loan from the Russian government for static display at the Museum of Flying.
-
Авиация и Время 2006-03 / А.Совенко - ILA-2006
ILA всегда славился показом исторической авиатехники. На фото полноразмерная летающая реплика Як-3
-
Aeroplane Monthly 1993-08 / M.Oakey - Grapevine
On static display at this year’s Paris Air Show at Le Bourget on June 11-20, 1993 was the first of a batch of 20 Yak-3U fighters being built by the Yakovlev company itself in conjunction with the Museum of Flying at Santa Monica, California. Produced at Orenburg in the Urals from surviving wartime drawings and tooling, the aircraft are fitted with 1,240 h.p. Allison 2L engines in place of the original Klimov, and carry a pricetag of $500,000. Brought to Le Bourget in the hold of a giant Antonov An-124 heavy transport, the Yak was due to fly during July.
-
Мировая Авиация 98
"Як-3М" и "Як-9У-М". Интерес на Западе к советским истребителям времен Второй мировой войны стимулировал ОКБ им. А.С. Яковлева к разработке в 1990-е годы цельнометаллических реплик. Реплики оснащены моторами Allison V-1710, приборное оборудование выполнено по современным стандартам. До перехода в 1996 году на выпуск Як-9У-М было построено не менее 14 Як-3М (на снимке). Самолетов Як-9У-М построили как минимум семь.
-
Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-01 - AIRCRAFT - FIXED-WING - CIVIL
Reproduction Yakovlev Yak-3M fighter with Allison engine (1999)
-
Мировая Авиация 115
Первым советским самолетом в этой коллекции, однако, стал "новый" истребитель Як-3М (современная реплика с мотором Allison V-1710), построенный в 1992 году и купленный фондом AFC в 1995-м. Эта машина была продана в Австралию в 1999 году.
-
Авиация и Космонавтика 2012-10 / М.Путников - "Летающие легенды" - 2012
Полноразмерная "реплика" истребителя Як-3
Тип фотографий