Яковлев Як-3
Страна: Россия
Год: 1943


Одноместный истребитель
Описание:
Як-3
Як-3
Фотографии:

Цветные фото (13)

Як-3

Одноместный истребитель, моноплан смешанной конструкции с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в ОКБ-115 под руководством А.С.Яковлева. Опытный образец Як-1М поднялся в воздух 28 февраля 1943 г. Серийное производство налажено в марте 1944 г. Самолет строился двумя заводами: #292 - в Саратове и #31 -в Тбилиси. Всего выпущено 4848 экз. (включая 4111 в войну). Мотор М-105ПФ-2. Самолет состоял на вооружении в СССР с апреля 1944 г., в Польше - с декабря 1944 г., в Югославии - с января 1945 г.
Основные серийные модификации, выпускавшиеся в годы войны:
  - Як-3 с вооружением 1x20+1x12,7 (с 13-й серии 1x20+2x12,7);
  - Як-3П с усиленным крылом, вооружением 3x20, строился с весны 1945 г.
Применялся с августа 1944 г. в Белоруссии и Прибалтике. В значительных количествах их использовали в Висло-Одерской операции. Они сражались над территорией Польши, Германии и Австрии. Польские части применяли небольшое количество Як-3 в марте - апреле 1945 г. в Германии. Югославские ВВС в войне Як-3 не использовали. В конце войны на Як-3 летали и французские летчики. Самолет снят с производства в 1946 г. В СССР снят с вооружения в начале 1950-х годов, в Польше - в 1946 г., в Югославии до 1957 г. эксплуатировался как учебный.


Як-3||
Размах:||9,2 м
Длина:||8,5 м
Моторы, количество х мощность:||1х1240л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2692 кг
Максимальная скорость:||646 км/ч
Практический потолок:||10400
Дальность:||650 км

Як-3

В конце 1941 года А.С. Яковлев начал разработку одноместного истребителя, оснащенного новым мотором В. Я. Климова - ВК-107. При проектировании ставились задачи максимального снижения сопротивления самолета, уменьшение его размеров и массы при сохранении высокой маневренности и преемственности с Як-1.
  Самолет Як-1М, поступивший на испытания в феврале 1943 года, получил крыло уменьшенной площади, каплевидный фонарь кабины и ряд других доработок, но сохранил двигатель ВК-105ПФ своего предшественника. Вторую опытную машину, испытания которой начались 17 сентября, оснастили незначительно форсированным ПД ВК-105ПФ2.
  
  Государственные испытания завершились в октябре, и самолет был рекомендован к запуску в серийное производство. Из-за значительного числа внесенных изменений ему было присвоено обозначение Як-3.
  Хотя первый серийный истребитель сошел с конвейера завода в Саратове 1 марта 1944 года, его боевой дебют состоялся лишь в июне, когда вооруженный этими самолетами 91-й ИАП принял участие в Львовско-Сандомирской наступательной операции. За месяц полк провел пять групповых боев, в которых уничтожил 23 вражеских самолета при собственных потерях в два истребителя.
  По результатам боевого применения было признано, что на высотах до 5000 м (выше бои обычно не проводились) Як-3 превосходит по характеристикам любой германский истребитель. Характеристики удалось повысить еще больше, оснастив самолет двигателем ВК-107. Истребитель зарекомендовал себя надежным и простым в обслуживании самолетом. Як-3 также поступили на вооружение французской эскадрильи «Нормандия-Неман».
  Появление 1500-сильного (1120 кВт) ПД ВК-107А сделало Як-3 самым скоростным советским истребителем - с этой силовой установкой он развивал максимальную скорость 720 км/ч на высоте 6000 м.
  Всего было построено 4848 Як-3 всех вариантов. В послевоенное время самолет поступил также на вооружение ВВС Польши и Югославии, где его эксплуатация продолжалась до начала 1950-х годов.


Варианты

  Як-3: первый серийный вариант; поставки ВВС СССР начались летом 1944 года
  Як-3 ВК-107А: малая серия из 48 самолетов; предпочтение было отдано Як-9 с таким же двигателем
  Як-3 ВК-108: вариант Як-3 с опытным двигателем ВК-108; самый скоростной из советских поршневых истребителей, 19 декабря 1944 года показавший максимальную скорость 745 км/ч на высоте 6000 м
  Як-3Т (танковый): вариант с 37-мм мотор-пушкой Н-37 и двумя синхронными 20-мм пушками Б-20С
  Як-3П: вариант с усиленным вооружением из трех 20-мм пушек Б-20 (одна мотор-пушка и две синхронные); всего построено 596 машин
  Як-3РД: экспериментальный вариант с комбинированной силовой установкой из поршневого двигателя и ЖРД РД-1 конструкции В. П. Глушко в хвостовой части
  Як-3ПД: опытный высотный истребитель с двигателем ВК-106, оснащенным турбокомпрессором; вышел на испытания в 1944 году
  Як-3У: опытный истребитель с радиальным ПД АШ-82ФН и вооружением из двух 20-мм пушек Б-20С; несмотря на большую массу нового двигателя, самолет был всего на 113 кг тяжелее Як-3 с ВК-105ПФ2; на высоте 6000 м он развивал максимальную скорость 682 км/ч; самолет стал базой для создания учебного Як-11
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Як-3

  Тип: одноместный истребитель
  Силовая установка: один рядный ПД ВК-105ПФ мощностью 1240 л. с. (969 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 3100 м - 655 км/ч; потолок 10 700 м; дальность полета 900 км
  Масса: пустого снаряженного 2105 кг; максимальная взлетная 2660 кг
  Размеры: размах крыла 9,20 м; длина 8,49 м; высота 2,42 м; площадь крыла 14,83 м2
  Вооружение: одна 20-мм мотор-пушка ШВАК и два синхронных 12,7-мм пулемета УБС
19 июня 2005г. в рамках 46-го международного авиационно-космического салона в Ле Бурже прошли торжества по случаю 60-й годовщины возвращения во Францию авиаполка (а ныне эскадрильи EC 2/30) "Нормандия-Неман", воевавшего в 1942-45гг. на советско-германском фронте. В специальном павильоне экспонировался поршневой истребитель Як-3 из коллекции аэрокосмического музея в Ле Бурже.
Як-3 из экспозиции музея в Ле Бурже
Единственный сохранившийся во Франции самолет Як-3 регулярно выставляется в экспозиции музея авиации в Ле Бурже
Истребитель Як-3 (СССР) из коллекции музея в Ле Бурже (Франция) в окраске полка "Нормандия-Неман"
Летающие раритеты. Для рынка исторической авиатехники было построено некоторое количество реплик истребителя Як-3. Самолеты получили американские двигатели Allison V-1710 и обозначение Як-ЗМ, в настоящее время они принадлежат частным лицам и организациям любителей авиации в Австралии, Германии и США. Кроме того, оренбургская компания НПО "Стрела" в 1996-2001 годах построила несколько двухместных реплик Як-9УМ. Некоторые коллекционеры переоборудовали учебные Як-11 по стандарту Як-3. На фото можно видеть реплику Як-ЗУА, построенную Джоном Гарриком из Техаса. Гаррик собрал свой летающий раритет, используя в качестве примера свой настоящий Як-3 с двигателем ВК-107. Новый фюзеляж Як-3 был скомбинирован с крылом Як-11 и двигателем V-1710. Ранее зарегистрированный в США как N3YK, самолет F-AZXZ сегодня летает во Франции и несет окраску знаменитой эскадрильи "Нормандия-Неман".
На салоне выделялся ретро-раздел. На фото: истребитель Як-3
Як-3, пилотируемый Макси Ганза (Maxi Gaynza), приземляется в Жулянах. 1 июля 2013г.
Капитан Жозеф Риссо (11 побед) у самолета Як-3
ILA всегда славился показом исторической авиатехники. На фото полноразмерная летающая реплика Як-3
"Як-3М" и "Як-9У-М". Интерес на Западе к советским истребителям времен Второй мировой войны стимулировал ОКБ им. А.С. Яковлева к разработке в 1990-е годы цельнометаллических реплик. Реплики оснащены моторами Allison V-1710, приборное оборудование выполнено по современным стандартам. До перехода в 1996 году на выпуск Як-9У-М было построено не менее 14 Як-3М (на снимке). Самолетов Як-9У-М построили как минимум семь.
Первым советским самолетом в этой коллекции, однако, стал "новый" истребитель Як-3М (современная реплика с мотором Allison V-1710), построенный в 1992 году и купленный фондом AFC в 1995-м. Эта машина была продана в Австралию в 1999 году.
Полноразмерная "реплика" истребителя Як-3