Яковлев Як-9 / Як-9Д
Варианты:
Яковлев - Як-9 / Як-9Д - 1942 - Россия
Страна: Россия
Год: 1942


Истребитель
Описание:
Як-9 / Як-9Д
Як-9Р
Як-9Р (дальний)
Як-9
Фотографии:

Боковые проекции (22)

Як-9 / Як-9Д

Одноместный истребитель, моноплан смешанной конструкции с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Дальнейшее развитие истребителя Як-7Б. Спроектирован в ОКБ-115 под руководством А.С.Яковлева в мае 1942 г. Первый полет опытный образец Як-7ДИ совершил 26 июня 1942 г. Як-9 представлял собой облегченный Як-7ДИ без двух бензобаков и с новым козырьком кабины. Серийное производство начато в октябре 1942 г. Выпускался на заводах #153 (Новосибирск), #166 (Омск), #82 (Москва). Всего выпущено 16 769 экз. (из них 14 579 - в годы войны). Состоял на вооружении в СССР с ноября 1942 г., в Болгарии - с октября 1944 г., в Польше - с сентября 1944 г.
Основные серийные модификации, выпускавшиеся во время войны:
   - Як-9 с мотором М-105ПФ, вооружение 1x20+1x12,7;
   - Як-9Т с вооружением 1x37+1x12,7 и смещенной вперед кабиной, строился с марта 1943 г.;
   - Як-9Д с дополнительными бензобаками и вооружением 1x20+1x12,7;
   - Як-9ПД, высотный истребитель с мотором М-105ПД или М-106ПД, увеличенные радиаторы, вооружение 1x20;
   - Як-9К с вооружением 1x45+1x12,7, строился с апреля 1944 г.;
   - Як-9Б, истребитель-бомбардировщик с внутренней подвеской 400 кг бомб;
   - Як-9ДД, дальний истребитель с дополнительными бензобаками, вооружение 1x20, смещенная назад кабина, улучшенное радиооборудование (включая РПК), выпускался с мая 1944 г.;
   - Як-9М с мотором М-105ПФ (позднее - М-105ПФ2) с усиленным крылом, смещенной назад кабиной, вооружение 1x20+1x12,7, выпускался с мая 1944 г., облегченный вариант Як-9МПВО с фарой и РПК;
   - Як-9У с мотором М-107А, измененным крылом, фанерной обшивкой (вместо полотняной), улучшенной бронезащитой, вооружение 1x20+2x12,7, серия - с апреля 1944 г., с декабря - новые радиаторы;
   - Як-9УТ с мотором М-107А и вооружением 1x23+2x20, серия - с февраля 1945 г.
Первое боевое применение Як-9 - в декабре 1942 г. под Сталинградом, далее широко использовались на всех фронтах до конца войны, а также в морской авиации. Группа Як-9ДД в августе 1944 г. базировалась в Бари (Италия). Як-9У применялись в Прибалтике с октября 1944 г. Польские части начали действовать на Як-9М и Як-9Т с января 1945 г., сначала в Польше, а затем в северной части Германии. Снят с производства в декабре 1948 г. Находился в эксплуатации в СССР и Польше до начала 1950-х годов. В Югославии находился на вооружении строевых частей до февраля 1950 г.

Як-9Р

Ближний разведчик на базе одноместного истребителя Як-9. Одномоторный свободнонесущий моноплан смешанной конструкции с убирающимся шасси. Сконструирован в ОКБ-115 под руководством А.С. Яковлева.
Истребитель Як-9 являлся дальнейшим развитием конструкции самолета Як-7. Опытный истребитель Як-7ДИ совершил первый полет 26 июня 1942 г. Истребители Як-9 выпускались серийно с октября 1942 г. Они применялись на фронте с декабря 1942 г. Головной серийный Як-9Р в варианте ближнего разведчика с фотоаппаратом АФА-И вышел на государственные испытания 21 сентября 1943 г.
Як-9Р серийно строились с лета 1943 г. заводами # 166 (Омск), # 301 (Москва), а также переделывались на фронте из обычных Як-9 полевыми авиамастерскими. Всего было изготовлено и переделано около 100 самолетов.
Двигатель М-105ПФ. Экипаж самолета - 1 чел. Вооружение 1x20+1x12,7.
Разведчики Як-9Р начали применяться на фронте в сентябре - октябре 1943 г. на Украине, а позднее - по всему советско-германскому фронту. В августе 1945 г. они использовались в боевых действиях против японских войск в Манчжурии.
Производство прекращено в декабре 1946 г.


Як-9Р||
Размах:||8,5 м
Длина:||9,74 м
Моторы, количество х мощность:||1x1180 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2890 кг
Максимальная скорость:||598 км/ч
Практический потолок:||10750 м

Як-9Р (дальний)

Дальний разведчик на базе истребителя Як-9Д. Одномоторный моноплан смешанной конструкции с убирающимся шасси. Экипаж - 1 чел.
Истребитель Як-9, являвшийся дальнейшим развитием конструкции Як-7, был спроектирован в ОКБ-115 под руководством А.С. Яковлева и серийно строился с октября 1942 г. Его модификация Як-9Д с увеличенным запасом горючего серийно выпускалась с марта 1943 г. Переделку Як-9Д в разведчик впервые выполнили на заводе №166 в Омске. Там же в июне - августе 1943 г. была выпущена серия дальних разведчиков Як-9Р. Всего построено 35 экз.
Самолет состоял на вооружении только в Советском Союзе - с сентября 1943 г. (с начала войсковых испытаний).
Двигатель М-105ПФ (ВК-105ПФ). Вооружение 1x20 или 1x20+1x12,7.
С сентября 1943 г. Як-9Р начали проходить войсковые испытания на фронте на Украине. Самолеты использовались для разведки объектов, плотно прикрывавшихся зенитной артиллерией и истребителями противника. После успешного завершения войсковых испытаний Як-9Р состояли на вооружении одного из дальнеразведывательных полков. Ставки ВГК и применялись на Украине, в Польше и других районах.


Як-9Р||
Размах:||9,74 м
Длина:||8,5 м
Моторы, количество х мощность:||1 х 1260 л.с.
Взлетная масса, нормальная:||3082 кг
Максимальная скорость:||598 км/ч
Практический потолок:||9600 м

Як-9

Як-9, являвшийся дальнейшим развитием опытного Як-7ДИ, отличался от предшественника уменьшенным запасом топлива, новым крылом с металлическими лонжеронами вместо деревянных и рядом других доработок. На серийном варианте, выпуск которого начался в октябре 1942 года, ввели убирающуюся хвостовую стойку шасси.
   Поставки ВВС начались в конце осени 1942 года, а уже в декабре истребитель участвовал в контрнаступлении под Сталинградом. Як-9 имел 22 основных варианта, 15 из которых строились серийно. Одного только вооружения было семь типов, включая все авиационные пушки, выпускавшиеся в СССР. К 1943 году были разработаны варианты, позволившие раскрыть потенциал машины и использовать ее в качестве легкого бомбардировщика, самолета для борьбы с танками и истребителя сопровождения.
<...>
   Як-9 стал самым массовым советским истребителем. Когда в 1948 году завершилось серийное производство, было построено рекордное количество самолетов - 16 769 штук. В послевоенные годы помимо ВВС СССР Як-9 состояли на вооружении Болгарии, Польши и Югославии.


Варианты

   Як-9: прототип и первый серийный вариант; выпускался с октября 1942 года; вооружен одной 20-мм мотор-пушкой ШВАК и одним (левым) 12,7-мм синхронным пулеметом УБС
   Як-9Д (дальний): дальний истребитель с увеличенным запасом топлива (дальность 1360 км); двигатель М-105ПФ-3; на вооружении с лета 1943 года
   Як-9Б (бомбардировочный): истребитель-бомбардировщик; в отсеке за кабиной могли разместиться четыре 100-кг бомбы ФАБ-100 или контейнер со 128 противотанковыми бомбами ПТАБ
   Як-9ДД (дальнего действия): истребитель сопровождения с увеличенным, по сравнению с Як-9Д, запасом топлива; дальность полета превышала 1800 км; использовался для сопровождения американских бомбардировщиков, совершавших челночные (из Полтавы в Бари) рейды на нефтепромыслы в Румынии; группа из 12 машин базировалась в итальянском Бари, оказывая помощь югославским партизанам
   Як-9Р: разведывательный вариант с фотооборудованием
<...>
Як-9 штурмана полка старшего лейтенанта З.Сеид-Мамедовой, 1943г.
Як-9 из 32-го гиап (бывшего 434-го иап), Северо-Западный фронт, март 1943г.
Як-9 аспиранта Луи Керне, Тула, весна 1944г.
Як-9Р из состава 427-го ИАП
Як-9 из 802-го ИАП 310-й АД ПВО. Аэродром Полтава, лето 1944г.
Як-9 полка "Нормандия-Неман", 1944 год. Кок винта окрашен в цвета французского флага. В ВВС РККА использовались различные схемы камуфляжной окраски самолетов, зимой верхние и боковые поверхности самолетов часто перекрашивали в белый цвет.
Один из истребителей Як-9 2-й эскадрильи 586-го ИАП, лето 1944г.
Як-9 (борт. N 20), на котором И.Ф.Попов сражался в небе над Таврией.
Як-9 командира 2-й АЭ 776-го ИАП ст. л-та И.Ф. Гайдая, сбившего 15 августа 1945 г. самолет противника
Як-9Д майора М. И. Гриба. М.И. Гриб встретил войну лейтенантом в 8-м ИАП авиации Черноморского флота. В 1941-1942 годах сражался в Крыму на Яках. К моменту перевооружения полка на Як-9 на счету аса числилось 10 воздушных побед. На этом истребителе Як-9Д М. И. Гриб воевал в мае 1944-го. На носу фюзеляжа изображены знак "Гвардия" и орден Красного Знамени. В августе 1943 года летчик был назначен командиром 3-й эскадрильи 6-го гвардейского ИАП (бывший 8-й ИАП). Майор Гриб сбил за войну 20 самолетов противника.
На этом Як-9Д летал капитан Михаил Иванович Гриб, на счету которого было 10 личных и 12 групповых побед. Он служил в 6-м ГвИАП 11-й ШАД ВВС Черноморского Флота. В апреле - мае 1944 года дивизия базировалась в Саках в Крыму.
Як-9 командира 2-й эскадрильи 6-го ГИАП ВС ЧФ Героя Советского Союза старшего лейтенанта М.И.Гриба (17 побед). Аэродром Саки, апрель-май 1944г.
Як-9 командира 2-й эскадрильи 6-го ГИАП ВВС ЧФ Героя Советского Союза старшего лейтенанта М.И. Гриба (17 побед). Аэродром Саки, апрель-май 1944 г.
Як-9Д из состава 6-го гиап ВВС ЧФ.
Як-9 капитана С.А.Микояна, 12-й гиап ПВО, осень 1943г.
Як-9
Як-9 лейтенанта Г.Бурдиной, 1944г.
Як-9ДД летчика О.Матвеева из польского авиаполка "Варшава", апрель 1945г.
Як-9 из 535-го ИАП 32-й ИАД, август 1945 г. На нем предположительно летал мл. л-т Ф.И. Маслеев
Як-9 командира 2-й АЭ 117-го ГИАП майора Шадрина, аэродром "Самбор", май 1945г.
Як-9 командира 6-го ГИАП ВС ЧФ Героя Советского Союза подполковника М.В.Авдеева (17 побед). Аэродром Саки, апрель-май 1944г.
Як-9, 1952г.