
Варианты
Як-9
<...>
Первым представителем второго поколения Як-9 стал истребитель Як-9У (Улучшенный), прототип которого вышел на испытания в декабре 1943 года. Он отличался улучшенной аэродинамикой, уменьшенной массой конструкции и увеличенной мощностью двигателя.
<...>
Варианты
<...>
Як-9У (улучшенный): вариант с цельнометаллическим каркасом планера, ПД ВК-105ПФ2 заменен более мощным ПД ВК-107А; серийно выпускался с апреля 1944 года
Як-9УТ: вариант Як-9У с усиленным вооружением - одна 37-мм мотор-пушка и две 20-мм синхронные пушки Б-20; выпущено 282
Як-9П (пушечный): вариант, у которого синхронный пулемет УБС был заменен на синхронную 20-мм пушку с боезапасом 175 снарядов; серийно не строился
<...>
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Як-9У
Тип: одноместный истребитель
Силовая установка: один рядный ПД ВК-107А мощностью 1500 л. с. (1120 кВт)
Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 5000 м - 672 км/ч; потолок 10 650 м; дальность полета 675 км
Масса: пустого снаряженного 2716 кг; максимальная взлетная 3098 кг
Размеры: размах крыла 9,74 м; длина 8,55 м; высота 2,96 м; площадь крыла 17,25 м2
Вооружение: одна 20-мм пушка ШВАК и два 12,7-мм пулемета УБС; возможна подвеска двух 100-кг бомб под крылом
- Описание
Фотографии
-
Авиация и Время 2019-02 / Е.Бублик - Новейшие истребители в 303-й ИАД (1)
Як-9У командира 139-го ГвИАП п-ка А.К. Петровца, весна 1945 г.
-
Авиация и Время 2005-03 / К.Косминков - Воздушный рядовой великой войны
Як-9У Героя Советского Союза гв.к-на Гарри Мерквеладзе (13 личных и 2 групповые победы), замкомэска 152-го Сандомирского орденов Богдана Хмельницкого и Александра Невского ГвИАП 12-й ГвИАД. Прага, май 1945г.
-
АвиаПарк 2010-01 / Д.Владимиров - Рожденный побеждать: Истребитель Як-9У /Монография/
Як-9У одного из истребительных авиаполков ПрибВО. В 1946г. самолет демонстрировался в Доме офицеров г.Таллинн
-
Авиация и Время 2005-03 / К.Косминков - Воздушный рядовой великой войны
Як-9У неустановленного авиаполка, апрель 1945г. Реконструкция по фотографиям фронтового корреспондента Б.Вдовенко
-
АвиаПарк 2010-01 / Д.Владимиров - Рожденный побеждать: Истребитель Як-9У /Монография/
Як-9У из состава 29-го гвардейского Волховского ИАП 7-й ВА Карельского фронта, зима 1944-45 гг. Одна из четырех машин этого типа, построенных на средства коллектива театра им. Евгения Вахтангова и переданных летчикам: Герою Советского Союза Ф.Чубукову, О.Архирееву, П.Емельянову и Б.Логинову
-
АвиаПарк 2010-01 / Д.Владимиров - Рожденный побеждать: Истребитель Як-9У /Монография/
Як-9У Героя Советского Союза гв.майора Алексея Решетова, командира 1 АЭ 31-го гв.ИАП, 268-й ИАД 8 ВА, Венгрия, 1945г.
-
АвиаПарк 2010-01 / Д.Владимиров - Рожденный побеждать: Истребитель Як-9У /Монография/
Як-9У младшего лейтенанта К.Любимова, из 1 эскадрильи 17-го ИАП, 7-й ИАД ВВС ТОФ, разбитый при посадке 21 августа 1945г.
-
История Авиации 2001-01 / А.Юрченко - Михаил Кибкалов /Асы мира/
Як-9У старшего лейтенанта Михаила Кибкалова из состава 163-го ИАП. Прибалтика, зима 1944-1945гг.
-
История Авиации 2003-02 / И.Сеидов - Михаил Иванович Михин /Асы Мира/
Як-9У лейтенанта Михаила Михина из состава 518-го ИАП 282-й ИАД. Аэродром Карши, Узбекистан, конец 40-х - начало 50-х годов.
-
АвиаПарк 2010-01 / Д.Владимиров - Рожденный побеждать: Истребитель Як-9У /Монография/
Як-9У из состава 3-й эскадрильи 43-го ИАП, 3-го ИАК, 16 ВА, Восточная Пруссия, май 1945 г.
-
АвиаПарк 2010-01 / Д.Владимиров - Рожденный побеждать: Истребитель Як-9У /Монография/
Як-9У Героя Советского Союза Георгия Баевского (19 лично сбитых самолетов) из 5-го гвардейского ИАП, Германия, март 1945 г. Рисунок на правой стороне капота сделан техником-лейтенантом А. Собакиным.
-
Авиация и Время 1998-02 / Д.Хазанов - Военный летчик Баевский /Портреты/
Як-9У, полученный Баевским в апреле 1945г.
-
АвиаПарк 2010-01 / Д.Владимиров - Рожденный побеждать: Истребитель Як-9У /Монография/
Як-9У, выпущенный на новосибирском заводе N 153, из состава 12-го Краснознаменного ИАП ВВС КБФ. Кольберг, Восточная Пруссия, 1945г.
-
АвиаМастер 2005-06 / М.Жирохов, И.Сеидов - Сбивал "Фокке-Вульфы" и "Сэйбры"... /Авиация в лицах/
Як-9У старшего лейтенанта С.А.Бахаева, 515-й ИАП, апрель 1945г.
-
Авиация и Время 2005-03 / К.Косминков - Воздушный рядовой великой войны
Як-9У гв.м-ра Григория Кудленко (5 личных побед), штурмана 65-го Оршанского Краснознаменного ордена Суворова III-й степени ГвИАП 4-й ГвИАД 1-го ГвИАК. Перлеберг, Восточная Пруссия, 1947г.
-
Авиация и Космонавтика 2014-06 / В.Морозов - Последний поршневой Як /Историческая серия "Самолеты России"/
Як-9У С.А. Морозова из 163-го ИАП. Прибалтика, 1944-45 гг.
-
История Авиации 2001-06 / Л.Юрченко - Анатолий Морозов /Асы мира/
Як-9У старшего лейтенанта Анатолия Кибкалова. 163-й Краснознаменный Седлецкий авиаполк, Прибалтика, 1944-1945гг.
-
АвиаПарк 2010-01 / Д.Владимиров - Рожденный побеждать: Истребитель Як-9У /Монография/
Як-9У неустановленного авиаполка, действующая армия, апрель 1945г. Реконструкция по фотографиям фронтового корреспондента Б.Вдовенко
-
АвиаПарк 2010-01 / Д.Владимиров - Рожденный побеждать: Истребитель Як-9У /Монография/
Як-9У, из состава 2-й эскадрильи 43-го ИАП, 3-го ИАК. Восточная Пруссия, май 1945г.
-
АвиаПарк 2010-01 / Д.Владимиров - Рожденный побеждать: Истребитель Як-9У /Монография/
Як-9У (заводской N 39-083) с 45-миллиметровой мотор-пушкой НС-45, проходивший испытания в НИИ ВВС в 1945 году
-
Авиация и Время 2005-03 / К.Косминков - Воздушный рядовой великой войны
Як-9П Героя Советского Союза гв.м-ра Александра Кондрашова (20 личных и 3 групповые победы), командира 2-й АЭ 66-го Виленского Краснознаменного ордена Суворова II-й степени ГвИАП 4-й ГвИАД 1-го ГвИАК. Германия, 1946г.
-
Авиация и Космонавтика 2014-06 / В.Морозов - Последний поршневой Як /Историческая серия "Самолеты России"/
Истребитель Як-9П командира 291-го иап, майора Виктора Калашникова (15 побед). Аэродром Нойдорф, Германия, 1946 г.
-
Авиация и Время 2005-03 / К.Косминков - Воздушный рядовой великой войны
Як-9П м-ра Виктора Калашникова (15 личных побед) - командира 291-го Неманского ордена Суворова III-й степени ИАП 265-й ИАД 3-го ИАК. Аэродром Нойдорф, Германия, 1946г.
-
Авиация и Космонавтика 2014-06 / В.Морозов - Последний поршневой Як /Историческая серия "Самолеты России"/
Истребитель Як-9П ВВС ВМФ Польши. Аэродром в Вицко Морске, 1949 г.
-
Авиация и Время 2004-02 / А.Котлобовский - В лучах былой славы (1)
Як-9П из 1-го ИАП "Варшава" ВВС Польши, 1950г.
-
Авиация и Время 2004-02 / А.Котлобовский - В лучах былой славы (1)
Як-9П из 41-го САП ВВС Венгрии, 1950г.
-
Авиация и Космонавтика 2014-06 / В.Морозов - Последний поршневой Як /Историческая серия "Самолеты России"/
Истребитель Як-9П ВВС Албании. Тирана, 1951 г.
-
АвиаМастер 2003-08 / И.Сеидов, М.Жирохов - Эскадрильи-призраки: Советские летчики в небе Кореи, 1950 год /Дискуссия/
Як-9К ВВС Корейской Народно-демократической Республики, лето 1950г. Весь самолет светло-серый, тактический номер на хвосте - красный, ОЗ - красная звезда на белом круге в красной и синей (наружной) обводке. На крыле - звезды только снизу.
-
Авиация и Время 2004-02 / А.Котлобовский - В лучах былой славы (1)
Як-9П из 1-го ГИАП ВВС КНДР, 1950г.
-
Авиация и Космонавтика 2014-06 / В.Морозов - Последний поршневой Як /Историческая серия "Самолеты России"/
Истребитель Як-9П из 56-го иап ВВС КНДР, 1950 г.
-
Мир Авиации 1997-02 / В.Морозов, С.Усков - На страже мира и труда /ВВС стран мира/
Як-9П. Весь светло-серый. Номер черный, кок красный. Музей Победы, Пхеньян.
-
Мировая Авиация 238
Данный северокорейский Як-9П был захвачен неповрежденным американскими морскими пехотинцами на аэродроме Кимпо. На самолет нанесли американские опознавательные знаки и номера, после чего отправили в США для проведения оценочных испытаний в Корнеллской авиационной лаборатории и летных на авиабазе Райт-Паттерсон.
-
АвиаМастер 2004-02 / В.Морозов - Корейский пролог /Из истории воздушных войн/
Як-9П ВВС КНДР, захваченный американской морской пехотой на аэродроме "Кымпхо" 18 сентября 1950г. Внизу та же машина на испытаниях в США, авиабаза "Райт-Паттерсон", 1955г.
-
Авиация и Время 2004-02 / А.Котлобовский - В лучах былой славы (1)
Як-9П, захваченный американцами в Корее. Самолет имел такую окраску в период испытаний в США на авиабазе Райт-Паттерсон в начале 1950-х гг.
-
Авиация и Космонавтика 2014-06 / В.Морозов - Последний поршневой Як /Историческая серия "Самолеты России"/
Истребитель Як-9П, захваченный в Корее, на испытаниях в США. Авиабаза Райт-Паттерсон, Огайо, 1953 г.
-
Авиация и Космонавтика 2014-06 / В.Морозов - Последний поршневой Як /Историческая серия "Самолеты России"/
Як-9П в музее Варшавы. Окраска самолета не соответствует оригиналу - при поступлении в музей Як был целиком светло-серым. Правда, потом он многократно перекрашивался. 2012 г.
-
Авиация и Космонавтика 2014-06 / В.Морозов - Последний поршневой Як /Историческая серия "Самолеты России"/
Як-9П в болгарском авиационном музее в Пловдиве. 2010-2011 гг. Камуфляж вполне соответствует оригиналу. На самолете нанесены опознавательные знаки ВВС Болгарии, применявшиеся до 1954 г.
-
Авиация и Космонавтика 2016-08 / В.Бакурский - Звезды на крыльях
Такими были болгарские знаки сразу после перехода страны на сторону союзников (справа) и в период нахождения в составе социалистического лагеря (слева)
Другие самолёты на фотографии: Ильюшин Ил-2М - Россия - 1942
-
Авиация и Космонавтика 2014-06 / В.Морозов - Последний поршневой Як /Историческая серия "Самолеты России"/
Як-9П в экспозиции пхеньянского «Музея победы в национально-освободительной отечественной войне 1950-1953 гг.». Красный кок винта, белый бортовой номер и окраска нижних поверхностей в голубой цвет - чисто музейная придумка, совершенно не характерная для войны 1950-1953 гг. 2011г.
-
Air International 1983-11 / L.Berns - Full of Eastern Promise /Veteran & Vintage/
This Yak-9 in the North Korean museum is representative of the fighters most used by the Communist forces at the start of the Korean war.
-
Авиация и Космонавтика 2014-06 / В.Морозов - Последний поршневой Як /Историческая серия "Самолеты России"/
Американские морпехи фотографируются на фоне Як-9П с б/н 9. Каких-либо видимых повреждений на этой машине, кроме потеков масла на капоте мотора, не заметно. Аэродром Кымпхо, конец сентября - начало октября 1950 г.
-
Авиация и Космонавтика 2014-06 / В.Морозов - Последний поршневой Як /Историческая серия "Самолеты России"/
Фюзеляж Як-9П с б/н 32, разобранного перед отправкой в США. На заднем плане виден один из трофейных Ил-10, а/б Кымпхо. Октябрь-ноябрь 1950 г.
Другие самолёты на фотографии: Ильюшин Ил-10 - Россия - 1944
-
История Авиации 2000-02 / Д.Хазанов - Долгий путь на фронт улучшенной "девятки" /Самолеты второй мировой/ (1)
Первый прототип Як-9 с двигателем ВК-107А в цехе ОКБ-115. Осень 1942г. Новый истребитель ВВС КА был нужен "как хлеб, как воздух" и поначалу казалось, что все возникшие проблемы решены. На неокрашенном капоте видна надпись "За Советскую Родину".
-
Авиация и Время 2005-03 / К.Косминков - Воздушный рядовой великой войны
Опытный Як-9 с мотором М-107А на заводских испытаниях. Декабрь 1942г.
-
АвиаПарк 2010-01 / Д.Владимиров - Рожденный побеждать: Истребитель Як-9У /Монография/
Первый экземпляр Як-9У с двигателем М-107А, построенный на заводе N 166
-
АвиаПарк 2010-01 / Д.Владимиров - Рожденный побеждать: Истребитель Як-9У /Монография/
Опытный Як-9У с мотором ВК-107А. Январь 1944г.
Первые экземпляры Як-9У отличались полукруглым, сильно изогнутым козырьком фонаря, не позволявшим установку лобового бронестекла, а также двумя выходными патрубками для воздуха, охлаждающего внутренние выхлопные коллекторы двигателя -
История Авиации 2000-02 / Д.Хазанов - Долгий путь на фронт улучшенной "девятки" /Самолеты второй мировой/ (1)
Жизнь первого прототипа "супер-Яка" с мотором ВК-107А оказалась к сожалению довольно короткой (не более полутора месяцев), чем, по-видимому, и объясняется весьма малое количество его фотографий.
-
АвиаПарк 2010-01 / Д.Владимиров - Рожденный побеждать: Истребитель Як-9У /Монография/
Опытный Як-9У №25166021 омского авиазавода, предназначенный для испытаний в НИИ ВВС, апрель 1944 г. Фотографии из акта об испытаниях машины
-
История Авиации 2000-02 / Д.Хазанов - Долгий путь на фронт улучшенной "девятки" /Самолеты второй мировой/ (1)
Один из восьми опытных Як-9Д "второй очереди" выпуска Новосибирского авиазавода, на которых весной 1943г. в цехе ОКБ-115 велась отладка работы двигателей ВК-107А.
-
АвиаПарк 2010-01 / Д.Владимиров - Рожденный побеждать: Истребитель Як-9У /Монография/
Як-9У (зав. N 25-021), выпущенный 166-м авиазаводом в Омске. Эта машина фактически стала эталоном для серии и проходила летом 1944г. испытания в НИИ ВВС на предмет отработки режимов эксплуатации.
(Один из первых серийных Як-9У, выпущенных на новосибирском авиазаводе №153 ???) -
АвиаПарк 2010-01 / Д.Владимиров - Рожденный побеждать: Истребитель Як-9У /Монография/
Як-9У с заводским номером 10-10.
Несмотря на весь размах работ по доводке силовой установки, ни летом, ни осенью 1943-го, Яки с моторами ВК-107А нельзя было признать годными даже к летной эксплуатации, не говоря уже о боевой. Однако высокие летные данные, полученные при испытаниях, являлись мощным стимулом для продолжения работ.
К сожалению, Як-9У появились слишком поздно, чтобы серьезно повлиять на исход борьбы в небе Второй Мировой. К началу 1945г. для всех было очевидно, что Третий рейх со своими Люфтваффе доживает последние месяцы -
История Авиации 2000-03 / Д.Хазанов - Долгий путь на фронт улучшенной "девятки" /Самолеты второй мировой/ (2)
Один из немногих снимков Як-9У из состава 42-го гв. иап. Подмосковье, аэродром Степыгино, лето 1944г.
-
АвиаПарк 2010-01 / Д.Владимиров - Рожденный побеждать: Истребитель Як-9У /Монография/
К моменту появления Як-9У зимние лыжи уже вышли из употребления в советской авиации, самолеты круглый год действовали с колес
-
АвиаПарк 2010-01 / Д.Владимиров - Рожденный побеждать: Истребитель Як-9У /Монография/
Як-9У, оснащенный модифицированным фонарем с плоской передней панелью и более вытянутым задним сегментом
-
АвиаПарк 2010-01 / Д.Владимиров - Рожденный побеждать: Истребитель Як-9У /Монография/
Як-9У с заводским номером 10-10
-
АвиаПарк 2010-01 / Д.Владимиров - Рожденный побеждать: Истребитель Як-9У /Монография/
Серийные Як-9У на хранении в складском ангаре
-
АвиаПарк 2010-01 / Д.Владимиров - Рожденный побеждать: Истребитель Як-9У /Монография/
Летчик на фоне Як-9У из состава 2-й эскадрильи 43-го истребительного авиаполка, Восточная Пруссия, май 1945 г.
-
Авиация и Космонавтика 2009-04 / М.Никольский - 14-й ГвИАП
Гв. старший лейтенант В.М.Мухмедиаров у своего истребителя Як-9У
-
Авиация и Время 2019-02 / Е.Бублик - Новейшие истребители в 303-й ИАД (1)
Ст. л-т А.Д. Скидан из 139-го ГвИАП с механиком возле Як-9У
-
Авиация и Космонавтика 2021-07 / Д.Хазанов - К 100-летию со дня рождения Георгия Баевского
Г. Баевский с механиком самолета А. Собакиным у истребителя Як-9У, апрель 1945 г.
-
АвиаПарк 2010-01 / Д.Владимиров - Рожденный побеждать: Истребитель Як-9У /Монография/
Летчик 515-го ИАП капитан В.А.Марьин (в центре) возле Як-9У, Германия, район Познани, апрель 1945 г.
-
Авиация и Время 2019-02 / Е.Бублик - Новейшие истребители в 303-й ИАД (1)
Летчики 139-го ГвИАП возле Як-9У к-на А.Г. Машкина
-
АвиаПарк 2010-01 / Д.Владимиров - Рожденный побеждать: Истребитель Як-9У /Монография/
Летчики 29-го ГИАП возле одного из "вахтанговских" самолетов с полковой эмблемой в виде головы северного оленя
-
Авиация и Космонавтика 2023-03 / Е.Арчаков - Длинный боевой путь
Техники и механики самолетов у истребителя Як-9У, весна 1945 г.
-
АвиаПарк 2010-01 / Д.Владимиров - Рожденный побеждать: Истребитель Як-9У /Монография/
Работники театра им. Вахтангова на церемонии передачи купленных на их средства истребителей Як-9У 29-му гвардейскому ИАП.
-
АвиаПарк 2010-01 / Д.Владимиров - Рожденный побеждать: Истребитель Як-9У /Монография/
Летчики и техники одного из фронтовых полков возле Як-9У, весна 1945 г.
-
Авиация и Космонавтика 2009-04 / М.Никольский - 14-й ГвИАП
Старший техник аэ гв. капитан Куликов, техник звена гв. лейтенант Старков и механик по вооружению гв. старшина Карлов осматривают вооружение самолета Як-9У
-
АвиаПарк 2010-01 / Д.Владимиров - Рожденный побеждать: Истребитель Як-9У /Монография/
Техники зачехляют мотор Як-9У на полевом аэродроме
-
АвиаПарк 2010-01 / Д.Владимиров - Рожденный побеждать: Истребитель Як-9У /Монография/
Як-9У перед взлетом с полевого аэродрома, 1945 г. Самолет раннего выпуска с округлым беспереплетным козырьком фонаря
-
АвиаПарк 2010-01 / Д.Владимиров - Рожденный побеждать: Истребитель Як-9У /Монография/
Оснащенный фотокинопулеметом Як-9У из неустановленного авиаполка советских ВВС, апрель 1945 г.
-
АвиаПарк 2010-01 / Д.Владимиров - Рожденный побеждать: Истребитель Як-9У /Монография/
Пара Як-9У в полете, советско-германский фронт, апрель 1945 года, снимок фотокорреспондента Б.Вдовенко. Самолеты оснащены фотокинопулеметами. Заслонки маслорадиаторов в полностью открытом положении
-
Air International 1996-03 / A.Walg - Hordes no more /Mongolia military/
Earliest photographic evidence of the ‘Zoyombo’ national marking, carried on the fuselage of Yak-9Us and a UT-2,1946.
Другие самолёты на фотографии: Яковлев УТ-2 - Россия - 1937
-
АвиаПарк 2010-01 / Д.Владимиров - Рожденный побеждать: Истребитель Як-9У /Монография/
Последней модификацией истребителя Як-9, запущенной в серию в годы Великой Отечественной войны, был Як-9УТ (улучшенный танковый). Он обладал исключительно мощным вооружением, состоявшим из 23-мм мотор-пушки НС-23 и двух синхронных 20-мм пушек Б-20, которые заменили пулеметы УБС. Самолет оказался удачным и успел принять участие в финальных боях на советско-германском фронте.
Также были построены и проходили испытания, но не приняты на вооружение опытный образец Як-9УТ с пушкой НС-37 калибра 37 мм и Як-9 с орудием НС-45 калибра 45 мм, изображенный на снимках. Помимо мотор-пушки он был вооружен одной (правой) синхронной пушкой Б-20 -
Авиация и Время 2005-03 / К.Косминков - Воздушный рядовой великой войны
Як-9УТ на испытаниях. Март 1945г.
-
АвиаПарк 2010-01 / Д.Владимиров - Рожденный побеждать: Истребитель Як-9У /Монография/
Як-9УТ и его пилот, лето 1945г.
-
Мировая Авиация 15
В марте 1945 года в ОКБ Яковлева был построен и испытан один самолет Як-9П (П - пушечный). Самолет был легче серийного Як-9, несмотря на замену пулемета УБС 20-мм пушкой ШВАК. Фотография сделана после окончания войны, когда истребитель проходил испытания на штопор.
-
Авиация и Космонавтика 2014-06 / В.Морозов - Последний поршневой Як /Историческая серия "Самолеты России"/
Первый опытный Як-9П смешанной конструкции
-
Авиация и Время 2005-03 / К.Косминков - Воздушный рядовой великой войны
Цельнометаллический Як-9П выпускался после войны
-
Авиация и Время 2005-03 / К.Косминков - Воздушный рядовой великой войны
Як-9П с тремя пушками: центральной Н-45 и двумя синхронными Б-20С
-
Мир Авиации 1997-02 / В.Морозов, С.Усков - На страже мира и труда /ВВС стран мира/
Як-9П из 1-го ГИАП северокорейских ВВС на полевом аэродроме, лето 1950г.
-
Авиация и Время 2004-03 / А.Котлобовский - В лучах былой славы (2)
Захваченный в Корее Як-9П во время испытаний на американской авиабазе Райт-Паттерсон
-
Авиация и Космонавтика 2014-06 / В.Морозов - Последний поршневой Як /Историческая серия "Самолеты России"/
Линейка Як-9П ВВС Польши. Начало 1950-х. Видно, что в одном строю стоят и камуфлированные, и целиком светло-серые самолеты.
-
Мировая Авиация 238
Як-9П ВВС Польши на о. Борнхольм. Судя по погнутым лопастям винта, истребитель или садился на брюхо, или скапотировал при посадке. Конец 1940-х - начало 1950-х гг.
Польша стала важным эксплуатантом истребителей Як-9. В конце 1940-х - начале 1950-х годов ВВС и авиация ВМС получили около 170 Як-9 разных модификаций. -
Авиация и Космонавтика 2014-06 / В.Морозов - Последний поршневой Як /Историческая серия "Самолеты России"/
Як-9П из состава авиации ВМФ Польши. Начало 1950-х гг.
-
Мировая Авиация 238
Болгарские ВВС в 1947 году получили некоторое количество Як-9П, которые затем были модифицированы. Внешние крыльевые топливные баки были сняты, а в крыле установлены два 12,7-мм пулемета УБ. Болгарские Як-9, включая полученные от Польши, эксплуатировались до 1950-х годов.
-
Авиация и Космонавтика 2014-06 / В.Морозов - Последний поршневой Як /Историческая серия "Самолеты России"/
Як-9П ВВС Болгарии, использующийся для обучения механиков в одной из местных ШМАС. Середина 1950-х гг. Самолет камуфлирован в два оттенка серого цвета. Интересно что на фото не просматривается закабинный отсек для РПК-10. Возможно, его убрали при ремонте, либо на фото ранний Як-9П смешанной конструкции.
-
Авиация и Космонавтика 2014-06 / В.Морозов - Последний поршневой Як /Историческая серия "Самолеты России"/
После тренировочного полета. Техник слушает замечания летчика.
-
Авиация и Космонавтика 2014-06 / В.Морозов - Последний поршневой Як /Историческая серия "Самолеты России"/
Разобранное хвостовое оперение Як-9П ВВС Болгарии. Конец 1950-х.
-
Air International 1992-12 / G.Kamp, H.Koning - Front-line professionals with yesterday's aircraft
Як-9П ВВС Албании перед воздушным парадом. Авиабаза Ринас. Тирана. 1951 г. Самолеты целиком светло-серые, на коках винтов нарисованы красные пятиконечные звезды
In 1951, the ‘Forcat Ushtarake Ajore Shgipetare’ received its first equipment in the form of a squadron of Yak-9Ps supplied by the USSR. The grey-painted aircraft each had a red star on the spinner and carried early markings consisting of a red star on a black disc applied to the fuselage and wings. On the fin was a vertical red-black-red marking with a red star centred on the black bar. -
Air International 1992-12 / G.Kamp, H.Koning - Front-line professionals with yesterday's aircraft
Албанские Як-9П перед показательным полетом. Тирана, лето 1951 г. Видны опознавательные знаки старого образца (с флажком на киле), применявшиеся до 1961 г.
-
Авиация и Космонавтика 2014-06 / В.Морозов - Последний поршневой Як /Историческая серия "Самолеты России"/
Як-9П с б/н белый «30» (2830) из 117-го ИАП ВВС ЮНА, который в 1949 г. проходил полный цикл летных испытаний с целью снятия окончательных характеристик . Испытания проводил летчик-испытатель Станко Форкалич. Самолет окрашен в камуфляж из двух оттенков серого цвета
-
Авиация и Космонавтика 2014-06 / В.Морозов - Последний поршневой Як /Историческая серия "Самолеты России"/
Курсанты Авиационного Учебного Центра ВВС ЮНА фотографируются на фоне Як-9П из 185-го УАП, переоснащенного двигателем ВК-105ПФ-2. Не ранее 1954 г.
-
Авиация и Космонавтика 2014-06 / В.Морозов - Последний поршневой Як /Историческая серия "Самолеты России"/
Подготовка к вылету Як-9П 94-го ИАП, а/б Скопье, 1948 г.
-
Авиация и Космонавтика 2014-06 / В.Морозов - Последний поршневой Як /Историческая серия "Самолеты России"/
Югославские Як-9П из состава 111-го ИАП ВВС ЮНА, а/б Скопье, начало 1950-х гг.
-
Авиация и Космонавтика 2014-06 / В.Морозов - Последний поршневой Як /Историческая серия "Самолеты России"/
Як-9П ВВС Венгрии. Начало 1950-х гг. Самолет в однотонной светло-серой окраске, опознавательные знаки - позднего типа, применявшиеся с конца 1951 г.
-
Авиация и Космонавтика 2014-06 / В.Морозов - Последний поршневой Як /Историческая серия "Самолеты России"/
Венгерский разоруженный Як-9П с гражданской регистрацией «HA-VEA». Середина 1950-х гг.
-
Авиация и Космонавтика 2014-06 / В.Морозов - Последний поршневой Як /Историческая серия "Самолеты России"/
Як-9П в музее ВМФ Польши в Гдыне. Изначально эта машина была целиком светло-серой. 1970-1980-е гг.
-
Авиация и Космонавтика 2014-06 / В.Морозов - Последний поршневой Як /Историческая серия "Самолеты России"/
Польский летчик в кабине Як-9П. Конец 1940-х гг.
-
АвиаПарк 2010-01 / Д.Владимиров - Рожденный побеждать: Истребитель Як-9У /Монография/
Фрагменты силовой установки и вооружения Як-9У. На снимке справа вверху видны пулеметы УБС и расположенный между блоками цилиндров коллектор охлаждения внутренних выхлопных труб с отверстием для выхода горячего воздуха. Слева внизу - размещенные в корне крыла воздухозаборники маслорадиатора и всасывающие патрубки нагнетателя
-
АвиаПарк 2010-01 / Д.Владимиров - Рожденный побеждать: Истребитель Як-9У /Монография/
Як-9У со снятой верхней крышкой капота и демонтированным вооружением на аэродроме ЛИИ
-
АвиаПарк 2010-01 / Д.Владимиров - Рожденный побеждать: Истребитель Як-9У /Монография/
Раскапотированный двигатель М-107А на одном из опытных экземпляров истребителя Як-9У. Обращают на себя внимание дополнительные седьмые выхлопные патрубки (спереди), через которые выводились выхлопные газы из внутренних выпускных клапанов цилиндров. Также видны карбюраторы (по три с каждой стороны), элементы трубчатой моторамы, каркас капота и стволы крупнокалиберных пулеметов УБС с газоотводными трубками.
-
АвиаПарк 2010-01 / Д.Владимиров - Рожденный побеждать: Истребитель Як-9У /Монография/
Задняя часть опытного Як-9У. На днище фюзеляжа, обтекателе водорадиатора и створках хвостового колеса видны потеки и брызги моторного масла
-
АвиаПарк 2010-01 / Д.Владимиров - Рожденный побеждать: Истребитель Як-9У /Монография/
Масло, попавшее во внутреннее пространство самолета, скапливалось там, создавая угрозу пожара. Частично оно просачивалось наружу сквозь щели между панелями обшивки
-
АвиаПарк 2010-01 / Д.Владимиров - Рожденный побеждать: Истребитель Як-9У /Монография/
Одним из наиболее "назойливых" и трудноустранимых дефектов двигателей М-105, М-106 и М-107 был выброс масла при работе через различные втулки и уплотнения. К чему это приводило, видно на данных снимках опытного Як-9У. Залитое маслом лобовое стекло кабины значительно ухудшало обзор и мешало прицеливанию.
-
АвиаПарк 2010-01 / Д.Владимиров - Рожденный побеждать: Истребитель Як-9У /Монография/
Интерьер кабины Як-9У с простейшим рамочным прицелом BB-1 ("воздушный визир")
-
АвиаПарк 2010-01 / Д.Владимиров - Рожденный побеждать: Истребитель Як-9У /Монография/
Вынужденная посадка Як-9У на территории Эстонии, осень 1944 г.
-
История Авиации 2000-03 / Д.Хазанов - Долгий путь на фронт улучшенной "девятки" /Самолеты второй мировой/ (2)
Несмотря на длительную доводку, надежность двигателя ВК-107А даже в конце 1944г. была низкой и часто служила причиной вынужденных посадок, аварий и катастроф.
-
Авиация и Время 2005-03 / К.Косминков - Воздушный рядовой великой войны
Обломки опытного Як-9 с мотором М-107А после аварии 25 февраля 1943г.
-
Авиация и Время 2004-02 / А.Котлобовский - В лучах былой славы (1)
Северокорейские Як-9, поврежденные во время налетов американских самолетов на аэродроме Кимпо
-
Авиация и Время 2004-03 / А.Котлобовский - В лучах былой славы (2)
Сбитый северокорейский Як-9
-
Авиация и Космонавтика 2014-06 / В.Морозов - Последний поршневой Як /Историческая серия "Самолеты России"/
Вверху: Разбитый Як-9П с б/н 49 на а/б Кымпхо. Конец сентября 1950 г.
Внизу: Тот же, Як-9П с б/н 49, но уже несколько позднее и изрядно разобранный на сувениры американскими солдатами, а/б Кымпхо. Октябрь-ноябрь 1950 г. -
Авиация и Космонавтика 2014-06 / В.Морозов - Последний поршневой Як /Историческая серия "Самолеты России"/
Сгоревший Як-9П с б/н 7, а/б Кымпхо. Сентябрь-октябрь 1950 г
Тип фотографий
- Все фото (126)
- Боковые проекции (35)
- Цветные фото (8)
- Ч/б фото (73)
- Кабина (1)
- Обломки (8)
- Рисунки (1)