Яковлев Як-130
Варианты:
Яковлев - Як-130 - 1996 - Россия
Страна: Россия
Год: 1996


Двухместный учебно-боевой самолет
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (47)
Як-130

   Як-130 создавался по тому же техническому заданию российских ВВС на новый учебный самолет, что и МиГ-АТ ОКБ А. И. Микояна. Помимо самолета задание требовало создать также систему, включавшую дисплейные классы и тренажеры (как у американского Boeing T-45TS Goshawk).
   С 1993 года ОКБ А.С. Яковлева стало вести разработку самолета совместно с итальянской фирмой «Aermacchi», что повлияло на изменение назначения самолета с учебного на учебно-боевой. После этого самолет предназначался не только для подготовки пилотов для высокоманевренных истребителей типа МиГ-29 и Су-27, но и получил довольно большие ударные возможности и широкую номенклатуру вооружения.
   В отличие от МиГа самолет Як-130 получил более современную аэродинамическую компоновку с винглетами на законцовках крыла и развитыми корневыми наплывами. Для устранения попадания в двигатели посторонних предметов при взлете, посадке и рулежке основные входы воздухозаборников, расположенные под крыльевыми наплывами, перекрываются и используются дополнительные входы на верхней поверхности наплывов, как на МиГ-29.
   Как и МиГ-АТ, Як-130 оснащен перепрограммируемой системой управления для имитации поведения различных типов самолетов.
   Первый из трех демонстрационных Як-130Д совершил первый полет 26 апреля 1996 года.
   В 1999 году итальянцы вышли из программы Як-130, продолжив разработку собственного варианта Alenia Aermacchi M346 Master.
   Серийный вариант Як-130 заметно отличается от демонстратора. Масса планера снижена, а аэродинамика улучшена за счет ряда решении, включая «клыки» на передней кромке стабилизаторов, повышающие их эффективность на больших углах атаки.
   Первый самолет в серийной конфигурации был передан ВВС России в начале 2004 года, а в декабре 2009 года он был принят на вооружение. Поставки серийных машин ВВС начались в феврале 2010 года.
   Первым зарубежным покупателем Як-130 стал Алжир, заключивший в 2006 году контракт на поставку 16 самолетов, первый из которых был получен в конце 2011 года.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Як-130

   Тип: двухместный учебно-боевой самолет
   Силовая установка: два ТРДД РД-35 (2 Povazske Strojarne DV-2S) тягой по 21,58 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 4570 м - 1037 км/ч; начальная скороподъемность 3048 м/мин; потолок 12 500 м; дальность полета на крейсерской скорости 2000 км
   Масса: пустого 4600 кг; максимальная взлетная 9000 кг
   Размеры: размах крыла 10,40 м; длина 11,25 м; высота 4,76 м; площадь крыла 23,52 м2
   Вооружение: до 3000 кг боевой нагрузки
Як-130Д
Як-130 еще с гражданской регистрацией на борту
Як-130 в первоначальной окраске
Як-130 на сборке
Як-130 Демонстратор
Учебно-боевой Як-130
Як-130Д на МАКСе-2001
Як-130Д в полете
Демонстратор технологий Як-130Д в одном из демполетов
Як-130
Як-130
Отличия носовой части Як-130-демонстратора от предсерийного Як-130 выпуска Горьковского авиазавода
Сборка Як-130 на заводе "Сокол"
Сборка Як-130 на заводе "Сокол"
Первый Як-130 серийной конфигурации в цеху завода "Сокол", 2003г.
Як-130
Российский учебно-боевой Як-130
Як-130
Первый Як-130 серийной конфигурации
Второй Як-130 серийной конфигурации.
Воздухозаборники Як-130 снабжены защитными створками
Як-130
Як-130 уже эксплуатируется
Первый самолет установочной партии Як-130 на авиасалоне МАКС-2009
Як-130 прибыл в Липецкий авиацентр
Первый Як-130 прибыл в Липецкий центр
Первый Як-130, построенный на Иркутском авиазаводе
Як-130 под крылом А-50
9 октября 2012г. корпорация "Иркут" завершила поставку ВВС России первой партии учебно-боевых самолетов Як-130 из 6 машин. В этот день к месту постоянного базирования на аэродром Борисоглебской учебной авиабазы ВВС России с Иркутского авиазавода перелетели 3 "Яка", еще 3 прибыли туда 5 октября. Всего до 2015 г. российские ВВС должны получить 55 таких самолетов.
Подготовка к полету Як-130
29 ноября 2011г.из Иркутска в Алжир на борту Ан-124 доставлена первая партия из трех учебно-боевых самолетов Як-130, построенных корпорацией "Иркут" по заказу ВВС этой арабской страны. Выпуск самолетов ведется в рамках контракта, заключенного ФГУП "Рособоронэкспорт" (в настоящее время - ОАО "Рособоронэкспорт") и алжирской стороной в марте 2006 г. В общей сложности предусмотрена поставка 16 Як-130.
Представители ВВС знакомятся с Як-130
Передняя и основная опоры шасси
Зона ВСУ
Левый воздухозаборник и зона выхлопных сопл двигателей
Самолетные агрегаты на правом двигателе
Подфюзеляжный контейнер с пушкой ГШ-2-23
Блок НАР Б-13Л (калибр 130 мм)