McDonnell Douglas A-4 Skyhawk
Варианты:
McDonnell Douglas - A-4 Skyhawk - 1954 - США
Страна: США
Год: 1954


Одноместный палубный штурмовик
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (35)
Douglas А-4

  Один из самых удачных самолетов, принятых на вооружение ВМС США в послевоенные годы, A-4 Skyhawk был разработан в инициативном порядке группой, возглавляемой Эдом Хайнеманом. Поэтому, когда ВМС стали подыскивать турбовинтовой самолет для замены штурмовика AD-1 (A-1) Skyraider, фирма смогла предложить реактивную машину с вдвое меньшей массой, чем требовало техническое задание и с более высокой скоростью. Цельнометаллический низкоплан с треугольным крылом, внутри которого размещались топливные баки, был оснащен ТРД Wright J65 (лицензионный вариант британского Armstrong Siddeley Sapphire), установленным в центральной части фюзеляжа. Бортовое оборудование размещалось в носовой части, а за кабиной пилота располагался дополнительный топливный бак. Заказанный во время корейской войны, первый прототип поднялся в воздух 22 июня 1954 года, а первая предсерийная машина - уже 14 августа 1954 года. Первый самолет был поставлен эскадрилье VA-72 ВМС 26 октября 1956 года, а три месяца спустя, в январе 1957 года, Skyhawk начали поступать на вооружение эскадрильи VMA-224 КМП США.
  Новый штурмовик поступил на вооружение в тот момент, когда ВМС и КМП США были вовлечены в боевые действия во Вьетнаме. Самолет оказался настолько удачным и эффективным, что серийное производство постоянно совершенствовавшегося Skyhawk продолжалось до февраля 1979 года. В общей сложности построили 2960 самолетов, включая учебные и экспортные варианты. В 2009 году различные варианты Skyhawk оставались на вооружении Аргентины, Бразилии и Израиля. Аргентинский парк A-4 был пополнен 32 радикально модернизированными A-4M (ранее принадлежавшими КМП США), которым присвоили обозначение A-4AR Fightinghawk, и четырьмя TA-4R - модернизированными OA-4M. Доработанные фирмой "Lockheed Martin" самолеты получили РЛС AN/APG-66 и органы управления, выполненные в соответствии с концепцией HOTAS.


Варианты

  XA4D-1: один прототип, оснащенный ТРД Wright J65-W-2 тягой 32,02 кН
  YA4D-1 (позднее YA-4A, а затем A-4A): 19 предсерийных самолетов, аналогичных XA4D-1, но с двигателями J65-W-4 или J65-W-4B тягой 34,25 кН; вооружение из двух 20-мм пушек и до 2268 кг бомб на подфюзеляжном и двухкрыльевых узлах подвески
  A4D-1 (позднее A-4A): серийные самолеты, как YA4D-1; построено 146
  A4D-2 (позднее A-4B): серийный самолет, усилена хвостовая часть фюзеляжа, установлено оборудование для дозаправки и ТРД J65-W-16A тягой 34,69 кН; построено 542
  A4D-2N (позднее A-4C): серийный вариант с РЛС следования рельефу местности, автопилотом и рядом других доработок, с ТРД J65-W-16A, позднее форсированным до 37,80 кН (обозначение изменили на J65-W-16C); построено 638
  A4D-3: предлагавшийся всепогодный вариант с ТРД Pratt & Whitney; не строился
  A4D-5 (позднее A-4E): усовершенствованный серийный вариант с ТРД Pratt & Whitney J52-P-6A тягой 37,80 кН и двумя дополнительными узлами подвески под крылом, масса боевой нагрузки увеличена до 3719 кг; построено 494
  A4D-6: предлагавшийся вариант с ТРДД Pratt & Whitney TF30 тягой 51,14 кН, установленным на доработанный планер; не строился
  TA-4E: два предсерийных двухместных учебных самолета, по конструкции аналогичных A4D-5, но с фюзеляжем, удлиненным на 0,76 м, и сокращенным запасом топлива
  TA-4F: серийный вариант TA-4E с ТРД J52-P-8A тягой 41, 35 кН; построено 240
  A-4F: последний серийный вариант штурмовика для ВМС США; ТРД J52-P-8A и дополнительное оборудование в увеличенном гаргроте; построено 146
  EA-4F: четыре TA-4F, переделанных для имитации радиолокационных сигнатур советских ракет и самолетов для проведения учений
  A-4G: экспортный вариант A-4F для ВМС Австралии, без увеличенного гаргрота; построено восемь и еще столько же позднее переделано из A-4F; несколько машин прошли модернизацию и были переданы ВВС Новой Зеландии под обозначением A-4K
  TA-4G: двухместный учебный самолет для ВМС Австралии, построено два и два переделаны из TA-4F
  A-4H: серийный вариант для ВВС Израиля; аналогичен A4D-5, но с ТРД J52-P-8A; установлен тормозной парашют, 20-мм пушки заменены парой 30-мм; построено 90
  TA-4H: двухместный учебный вариант A-4H для Израиля; построено 10
  TA-4J: двухместный учебный вариант для ВМС США на базе TA-4F, но снята большая часть систем управления оружием и оставлена только 20-мм пушка; ТРД J52-P-6 тягой 37,80 кН


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  McDonnell Douglas A-4M Skyhawk

  Тип: одноместный палубный штурмовик
  Силовая установка: один ТРД Pratt & Whitney J52-P-408A тягой 49,80 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 1102 км/ч; начальная скороподъемность 3140 м/мнн; потолок 11 795 м; радиус действия с боевой нагрузкой 1814 кг - 547 км
  Масса: пустого 4747 кг; максимальная взлетная 11 113 кг
  Размеры: размах крыла 8,38 м; длина 12,29 м; высота 4,57 м; площадь крыла 24,15 м2
  Вооружение: две 20-мм пушки и до 4153 кг боевой нагрузки на пяти узлах подвески
A-4C эскадрильи VA-144 ВМС США. Первоначально этот самолет базировался на авианосце "Китти Хок", но во время войны во Вьетнаме подразделение было переброшено на "Констеллейшн". Первую боевую потерю A-4 Skyhawk эскадрилья понесла 5 августа 1964 года. Пилот, лейтенант Эверетт Альварес-младший, был вынужден катапультироваться после того, как его самолет был подбит зенитным огнем, и стал первым военнопленным американским моряком в ходе этой войны.
Штурмовик A-4C Skyhawk командира эскадрильи VA-172. Вьетнам, авианосец Shangri-la, 1970 год. Вооружен бомбами Mk.82.
Штурмовик A-4C Skyhawk лейтенанта-коммандера Т. Р. Шварца из эскадрильи VA-76. 1 мая 1967 года в воздушном бою, неуправляемой ракетой Zuni, он сбил вьетнамский истребитель МиГ-17. Вооружен пусковыми установками LAU-10A, для НУР Zuni.
Штурмовик A-4E Skyhawk. Этот Skyhawk с маркировками эскадрильи VA-72 "Blue Hawks" в мае 1965 года базировался на авианосце "Индепенденс" в Южно-Китайском море. VA-72 стала первой частью ВМФ США, применившей этот самолет в бою.
A-4E с авианосца "Корал Си", 1967 г.
A-4E (сер. N 151136) из состава эскадрильи VA-192. 5 января 1967г. в 27 вылете на этом самолете был сбит зенитным огнем лейтенант-коммандер Ричард А.Стрэттон. После катапультирования он попал в плен и был освобожден после окончания войны 4 марта 1973г.
"Скайхок" с американского авианосца "Эссекс", который должен был прикрывать эвакуацию "гусанос" после провала десантной операции в заливе Кочинос.
A-4B C-241 of the IV Grupo Caza-Bombardero, Fuerza Aerea Argentina, based at Villa Reynolds in 1970.
A-4C (борт. номер C-318 закрашен) из 4-й авиагруппы ВВС Аргентины. Участвовал в атаке на авианосец Invincible 30.05.1982г.
A-4P из 5-й авиагруппы ВВС Аргентины, на котором теньенте А.Васкес 8.06.1982г. потопил десантный катер Foxtrot-4, а затем сам был сбит и погиб
A-4P из 5-й ИАГ, V-й авиабригады ВВС Аргентины
A-4P ВВС Аргентины, 1982. В начале 1980-х годов Аргентина располагала очень небольшим числом современных эффективных боевых самолетов, к которым относились и отремонтированные A-4, ранее принадлежавшие США и находившиеся на вооружении ВВС и ВМС. Здесь представлен A-4P, переделанный A-4B, служивший в аргентинских ВВС в составе IV Grupo Cara-Bombardero (4-я группа истребителей-бомбардировщиков) в Вилла-Рейнольдс.
A-4G ВМС Австралии, 1982 г.
A-4G 805 эскадрильи ВМС Австралии, 1977. Этот Douglas A-4G Skyhawk нес "шашечки" на киле и эмблему 805-й эскадрильи Королевских ВМС Австралии, когда базировался на авианосце "Мельбурн". Корабль тогда совершил ряд зарубежных визитов, в том числе и в Великобританию, и поэтому многие из его самолетов несли яркую окраску.
A-4Q из 3-й АЭ ВМС Аргентины, на котором капитан де корбета А.Х.Филиппи атаковал фрегат Ardent и был сбит
В конце 60-х годов американцы использовали "Скайхоки" для обучения летчиков ведению боя с вьетнамскими МиГ-17. Камуфлированный силуэт советского истребителя нарисован на борту американского штурмовика.
A-4F из подразделения "Агрессоров;
A-4F пилотажной группы "Blue Angels" ВМС США. В сезоне 1973 года было принято решение переоснастить пилотажную группу "Blue Angels" самолетами A-4F Skyhawk, что значительно сокращало эксплуатационные расходы, особенно на топливо. В отличие от строевых машин, самолеты пилотажной группы оснащались тормозным парашютом, дымогенераторами, новой топливной системой и складным трапом вместо левой пушки. Кроме того, предкрылки на крыле были зафиксированы в убранном положении.
Singapore Aerospace A-4SU Super Skyhawk, 1987. Это первый из двух A-4S Skyhawk, переделанных в прототип амбициозного сингапурского проекта "Super Skyhawk". Работы по нему начались в мае 1985 года, а первый самолет с двигателем F404 взлетел 19 сентября 1986 года. К концу 1987 года два прототипа налетали более 200 часов, и в том же году была одобрена переделка в этот вариант 52 A-4S и TA-4S.
A-4F эскадрильи VA-212 ВМС США. Этот McDonnell Douglas A-4F Skyhawk служил в эскадрилье штурмовиков ВМС VA-212 на авианосце "Хэнкок" вплоть до списания корабля и расформирования подразделения. Небольшое треугольное крыло A-4 было нескладывающимся, так как весь объем между лонжеронами занимали топливные баки. A-4F был первым вариантом, получившим "верблюжий горб" - верхний обтекатель отсека бортового радиоэлектронного оборудования.
A-4F (эскадрилья VA-55, авианосец Hancock), участвовавший в 1972г. в операции Linebacker II.
Штурмовик A-4F Skyhawk из эскадрильи VA-94. Вьетнам, авианосец Bon Homme Richard, 1969 год. Вооружен управляемыми бомбами AGM-62 Walleye.
Штурмовик A-4E Skyhawk из эскадрильи VA-192. Вьетнам, авианосец Ticonderoga, 1967 год. Вооружен управляемыми ракетами AGM-45 Shrike.
A-4M of US Marine Corps Squadron VMA-324, MCAS Beaufort, Md, 1971.
A-4M эскадрильи VMA-124 КМП США, 1989. Этот McDonnell A-4M Skyhawk, с кассетными бомбами Rockeye и ПТБ, несет тактический номер "00" ("Double Nuts") командира авиационной группы подполковника Доккери, а также его имя и позывной (BUZZARD) под фонарем кабины. Эскадрилья VMA-124 летала на A-4M до 1994 года, а окончательно ее расформировали в 1997 году.
Ex-US NAVY A-4E 208 of the Tsvah Haganah Le Israel/Heyl Ha'Avir, converted in Israel to have dorsal avionics pack.
A-4H ВВС Израиля
A-4N ВВС Израиля. Израиль был одним из крупнейших зарубежных покупателей Skyhawk и использовал свой внушительный парк A-4 в конфликтах с арабскими соседями, особенно во время войны Судного дня в 1973 году. Стиль камуфляжа израильских самолетов практически не менялся на всем протяжении службы, но цвета становились все светлее и светлее, так что оттенок последних описывался как "кофе с молоком".
A-4N Skyhawk II. Если не считать США, то наиболее активно в боях применялись штурмовики A-4 израильских ВВС - в ходе войны Судного дня 1973 года штурмовики, состоявшие на вооружении шести подразделений, совершили больше вылетов, чем все остальные самолеты. Но при этом понесли самые тяжелые потери.
Самолет ВВС Израиля, принимавший участие в войне с Сирией и Египтом в октябре 1973г.: Штурмовик A-4H Skyhawk II
A-4K ВВС Новой Зеландии, 1985. Самолет NZ6201 входил в первую партию из десяти A-4K Skyhawk, заказанных Новой Зеландией, включавшую четыре учебных TA-4K. Самолет поступил на вооружение 75-й эскадрильи в Охакеа, Норт-Айленд, в июне 1970 года. Самолеты были созданы на базе A-4F, но отличались наличием тормозного парашюта и иным радиооборудованием.
A-4K NZ6201 of No 75 Squadron, RNZAF.
A-4PTM ВВС Малайзии, 1985. Малазийские Skyhawk строились как вариант A-4C для ВМС США, и многие из них позднее были переделаны в A-4L для авиации резерва. Перед поставкой они снова были переделаны в вариант A-4PTM (Peculiar to Malaysia). Двухместные TA-4PTM также были переделаны из A-4C и L.
Малазийские A-4 были поставлены в 1985 году и должны были нести службу до 1995 года. Однако уже к концу 1994 года им на смену пришли BAe Hawk Mk 208.
A-4KU ВВС Кувейта. Помимо Израиля, крупнейшим оператором Skyhawk за пределами США был Кувейт, купивший 30 самолетов A-4KU и шесть TA-4KU, близких по конструкции к A-4M. Учебные машины имели необычные, тандемно расположенные фонари кабин. На рисунке представлена одноместная машина.