McDonnell Douglas A-4 Skyhawk
Варианты:
McDonnell Douglas - A-4 Skyhawk - 1954 - США
Страна: США
Год: 1954


Одноместный палубный штурмовик
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (105)
Douglas А-4

  Один из самых удачных самолетов, принятых на вооружение ВМС США в послевоенные годы, A-4 Skyhawk был разработан в инициативном порядке группой, возглавляемой Эдом Хайнеманом. Поэтому, когда ВМС стали подыскивать турбовинтовой самолет для замены штурмовика AD-1 (A-1) Skyraider, фирма смогла предложить реактивную машину с вдвое меньшей массой, чем требовало техническое задание и с более высокой скоростью. Цельнометаллический низкоплан с треугольным крылом, внутри которого размещались топливные баки, был оснащен ТРД Wright J65 (лицензионный вариант британского Armstrong Siddeley Sapphire), установленным в центральной части фюзеляжа. Бортовое оборудование размещалось в носовой части, а за кабиной пилота располагался дополнительный топливный бак. Заказанный во время корейской войны, первый прототип поднялся в воздух 22 июня 1954 года, а первая предсерийная машина - уже 14 августа 1954 года. Первый самолет был поставлен эскадрилье VA-72 ВМС 26 октября 1956 года, а три месяца спустя, в январе 1957 года, Skyhawk начали поступать на вооружение эскадрильи VMA-224 КМП США.
  Новый штурмовик поступил на вооружение в тот момент, когда ВМС и КМП США были вовлечены в боевые действия во Вьетнаме. Самолет оказался настолько удачным и эффективным, что серийное производство постоянно совершенствовавшегося Skyhawk продолжалось до февраля 1979 года. В общей сложности построили 2960 самолетов, включая учебные и экспортные варианты. В 2009 году различные варианты Skyhawk оставались на вооружении Аргентины, Бразилии и Израиля. Аргентинский парк A-4 был пополнен 32 радикально модернизированными A-4M (ранее принадлежавшими КМП США), которым присвоили обозначение A-4AR Fightinghawk, и четырьмя TA-4R - модернизированными OA-4M. Доработанные фирмой "Lockheed Martin" самолеты получили РЛС AN/APG-66 и органы управления, выполненные в соответствии с концепцией HOTAS.


Варианты

  XA4D-1: один прототип, оснащенный ТРД Wright J65-W-2 тягой 32,02 кН
  YA4D-1 (позднее YA-4A, а затем A-4A): 19 предсерийных самолетов, аналогичных XA4D-1, но с двигателями J65-W-4 или J65-W-4B тягой 34,25 кН; вооружение из двух 20-мм пушек и до 2268 кг бомб на подфюзеляжном и двухкрыльевых узлах подвески
  A4D-1 (позднее A-4A): серийные самолеты, как YA4D-1; построено 146
  A4D-2 (позднее A-4B): серийный самолет, усилена хвостовая часть фюзеляжа, установлено оборудование для дозаправки и ТРД J65-W-16A тягой 34,69 кН; построено 542
  A4D-2N (позднее A-4C): серийный вариант с РЛС следования рельефу местности, автопилотом и рядом других доработок, с ТРД J65-W-16A, позднее форсированным до 37,80 кН (обозначение изменили на J65-W-16C); построено 638
  A4D-3: предлагавшийся всепогодный вариант с ТРД Pratt & Whitney; не строился
  A4D-5 (позднее A-4E): усовершенствованный серийный вариант с ТРД Pratt & Whitney J52-P-6A тягой 37,80 кН и двумя дополнительными узлами подвески под крылом, масса боевой нагрузки увеличена до 3719 кг; построено 494
  A4D-6: предлагавшийся вариант с ТРДД Pratt & Whitney TF30 тягой 51,14 кН, установленным на доработанный планер; не строился
  TA-4E: два предсерийных двухместных учебных самолета, по конструкции аналогичных A4D-5, но с фюзеляжем, удлиненным на 0,76 м, и сокращенным запасом топлива
  TA-4F: серийный вариант TA-4E с ТРД J52-P-8A тягой 41, 35 кН; построено 240
  A-4F: последний серийный вариант штурмовика для ВМС США; ТРД J52-P-8A и дополнительное оборудование в увеличенном гаргроте; построено 146
  EA-4F: четыре TA-4F, переделанных для имитации радиолокационных сигнатур советских ракет и самолетов для проведения учений
  A-4G: экспортный вариант A-4F для ВМС Австралии, без увеличенного гаргрота; построено восемь и еще столько же позднее переделано из A-4F; несколько машин прошли модернизацию и были переданы ВВС Новой Зеландии под обозначением A-4K
  TA-4G: двухместный учебный самолет для ВМС Австралии, построено два и два переделаны из TA-4F
  A-4H: серийный вариант для ВВС Израиля; аналогичен A4D-5, но с ТРД J52-P-8A; установлен тормозной парашют, 20-мм пушки заменены парой 30-мм; построено 90
  TA-4H: двухместный учебный вариант A-4H для Израиля; построено 10
  TA-4J: двухместный учебный вариант для ВМС США на базе TA-4F, но снята большая часть систем управления оружием и оставлена только 20-мм пушка; ТРД J52-P-6 тягой 37,80 кН


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  McDonnell Douglas A-4M Skyhawk

  Тип: одноместный палубный штурмовик
  Силовая установка: один ТРД Pratt & Whitney J52-P-408A тягой 49,80 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 1102 км/ч; начальная скороподъемность 3140 м/мнн; потолок 11 795 м; радиус действия с боевой нагрузкой 1814 кг - 547 км
  Масса: пустого 4747 кг; максимальная взлетная 11 113 кг
  Размеры: размах крыла 8,38 м; длина 12,29 м; высота 4,57 м; площадь крыла 24,15 м2
  Вооружение: две 20-мм пушки и до 4153 кг боевой нагрузки на пяти узлах подвески
USA
Первый опытный XA4D-1
Серийная сборка Skyhawk была ускорена благодаря внедрению метода технологической подготовки производства, а прототип XA4D-1 мало чем отличался от последующих 165 серийных A4D-1.
На третьем опытном "Скайхоке " был установлен рекорд скорости на замкнутом 500-км маршруте
XA4D-1 и A4D-1. После одного прототипа с двигателем Wright J65 (№ 137812) собрали 165 серийных A4D-1 (на снимке - № 137824). Ими с 1956 года оснастили 18 эскадрилий ВМС и КМП США. Серийный самолет имел измененные лобовое стекло кабины с переплетом, обтекатель сопла двигателя (называвшийся "сахарная ложечка"), тормозной гак, по три пилона подвески вооружения под каждой консолью крыла, две 20-мм пушки Colt Mk 12 и - с 1961 года - новое катапультное кресло RAPEC.
A Douglas YA4D-1 Skyhawk (BuAer 137827) which has a delta span of 27 ft, to length of 38 ft. Power is J65. The Skyhawk is described as the smallest U.S. Navy attack bomber. Note the wingroot 20-mm. cannon.
Douglas A4D-1 Skyhawk with external long-range tanks. America's conception of a light fighter, the Skyhawk weighs 11,000 lb. and was the first U.S. aircraft of delta planform to utilise a tailplane.
700-m.p.h. TANKER. World's fastest jet tanker is the U.S. Navy's Douglas A4D-1 Skyhawk single-seat attack bomber. Amidships can be seen the Douglas (El Segundo)-developed in-flight refuelling store. This version of the A4D can also be used as a strike bomber with underwing load of up to 6,000 lb. Note 20-mm. cannon in wing roots and the just visible vortex generators on the leading-edge flaps. Span 27 ft. 6 in.
Штурмовик A-4 "Скайхок" с атомной бомбой Mk.7 под фюзеляжем.
A4D-2 и A4D-2N (A-4B и A-4C). В 1957 году появился улучшенный A4D-2 (на снимке). Построили 542 самолета. Его конструкцию изменили на 28%, в том числе добавили штангу дозаправки в полете для "специальных" (с ядерным оружием), особо дальних полетов, установили руль направления с наружными нервюрами и дополнительное навигационное оборудование, обеспечили возможность подвески ракеты Bullpup класса "воздух-поверхность". Затем появился A4D-2N (638 машин) с навигационной РЛС в удлиненной носовой части и новым БРЭО. A-4B позднее переделали в A-4P и A-4Q для Аргентины; A-4C стали базой для моделей A-4L (для Резерва ВМС и КМП США), A-4P и Q, A-4S (для Сингапура) и A-4PTM (для Малайзии).
A4D-5 (A-4E). A4D-5 имел значительно расширенные возможности по применению средств поражения. Легкий, более мощный и более экономичный двигатель Pratt & Whitney J52 заменил двигатель J65, а на четырех дополнительных подкрыльевых пилонах можно было нести более разнообразное вооружение. Установили также новое БРЭО, включая тактическую навигационную систему TACAN. Построено 500 самолетов, поступавших в ВМС США с 1963 года. Позднее на ряде машин поставили версию двигателя J52 повышенной мощности. Их назвали Super Echo. Израиль и Индонезия получили списанные из ВМС США штурмовики.
Shrike anti-radar missile on underwing rack of a McDonnell Douglas A-4E Skyhawk
Образцы вооружения, используемые управляемые ракеты на A-4C: бомбы от 113 до 907 кг, НУРС, "Буллпап" и "Сайдуиндер"
Pilots of VA-56 pose beside a Skyhawk during a weapons training exercise at NAS Fallon, Nevada, just before the unit’s deployment aboard the USS Ticonderoga in 1965. Webster is not among the group.
Так как A-4B "Скайхок" проектировался в качестве носителя ядерного оружия, от вспышки ядерного взрыва пилота должна была закрывать специальная «атомная шторка»
The USS Ticonderoga departs Hawaii for its WestPac on October 9, 1965. Ranged forward are Douglas Skyraiders, A-4 Skyhawks and Vought F-8 Crusaders, with Douglas A-3 Skywarriors and a sole Grumman E-1B Tracer of VAW-11 ranged aft. It was on this tour that Lt (jg) Doug Webster was lost along with Skyhawk “472”.
The Tico is accompanied by replenishment-at-sea (RAS) ship USS Mount Baker off the coast of California in September 1965, shortly before the carrier’s departure for Hawaii and the Far East. One of the Skyhawks ranged on the forward and angled decks may well be “472”.
A view from the bridge of the Tico of the USS Constellation beyond the Skyhawks of VA-56 at San Diego in 1966, after the Tico’s return to home waters.
Пара "Скайхоков" готовится стартовать с авианосца "Хэнкок"для удара по Северному Вьетнаму
A4D-2 (A-4B) из эскадрильи VA-76 рулит по палубе авианосца "Интрепид", 1961 год. Заказ на серийное производство усовершенствованных A4D-2 последовал раньше, чем начались поставки первых A4D-1. Первой в сентябре 1957 года получила эти самолеты эскадрилья VMA-211.
Штурмовик A-4B взлетает с палубы авианосца «Саратога». Под фюзеляжем подвешена бомба Mk-7.
A-4 разгоняется катапультой авианосца.
Группа A4D-1 (A-4A с конца 1962 года) из эскадрильи VA-34, снимок 1957 года. Первыми из 18 подразделений ВМС и КМП США, вооруженными A4D-1 Skyhawk, стали в 1956 году 72-я штурмовая эскадрилья ВМС (VA-72 "Blue Hawks") и 224-я штурмовая эскадрилья КМП (VMA-224 "Bengals").
Douglas A-4E Skyhawks of VA-56 - “The Champions”. The unit, whose badge comprised a boomerang and black electron rings, received its A-4Es in June 1963 and converted to Vought A-7B Corsair IIs in January 1969.
Пара A-4A в полете
A-4B, оборудованные заправочными штангами
"Bantam Bomber" - A-4B (A4D-2) мог нести на трех узлах подвески 18 113-кг бомб Mk 81. A-4B был первым в семействе Skyhawk, получившим возможность дозаправки в воздухе и характерный "вывернутый" руль направления с внешними нервюрами.
На раннем A4D-2 можно видеть новый руль направления (по типу "tadpole"), хотя штанги топливоприемника на нем нет. Всего построили 542 самолета A4D-2 (A-4B).
NEW VERSION of the Douglas A4D-2 Skyhawk "midget" attack-bomber is now in service with the United States Navy. In addition to the two wing-mounted 20-mm. cannon it can carry various external loads of Sidewinder missiles, napalm bombs, an atomic bomb, and rockets. An in-flight refuelling store can be fitted when the aircraft serves as a buddy-system tanker. Details: Span 27.5 ft., length 39.4 ft., height 15 ft. Gross weight 23,000 lb. Maximum speed at sea-level 710 m.p.h.
A-4 в варианте "перехватчика" ПВО с ракетами "воздух-воздух", сфотографированный советским самолетом-разведчиком, пытается прикрыть авианосец от фотосъемки
"Скайхок", вооруженный тремя ракетами "Булпап"
Douglas A-4E Skyhawk carrying a Bullpup missile on each outer wing pylon
A-4E первых серий
Skyhawk “401”, BuNo 150030, of VA-56 flies over the Sierra Nevada mountain range straddling California and Nevada, in 1964. The unit’s home port when not at sea was NAS Lemoore, California, the Champions having moved in when the base was opened in the summer of 1961 - before that the unit’s land base was NAS Miramar.
Штурмовик A-4E из эскадрильи VA-23 запускает 70-мм НАР.
An A-4E from Navy Attack Squadron VA-23 unleashes a volley of 3in rockets at a Viet Cong position. A total of 499 A-4Es was built to replace A-4Bs and A-4Cs.
A-4E из состава VA-144 наносит удар по целям в районе Хайфона 2000-фунтовыми (907 кг) бомбами Mk.84. На подкрыльевых пилонах штурмовика висят ПТБ и блоки НАРов. Весна 1965г.
The brace of Blue Angels McDonnell Douglas Skyhawks with everything down (or up!) was photographed by FRANK B. MORMILLO during a display at Miramar Naval Air Station, San Diego, California, on October 23, 1976.
В воздухе "скайхоки"
"Голубые ангелы" во время показательного выступления
A-4F Skyhawks specially prepared for the US Navy's Blue Angels aerobatic team
224-я штурмовая эскадрилья первой в КМП США получила Skyhawk, а вскоре ее перебазировали в Японию. В 1966 году один из самолетов эскадрильи, направленный в район горы Фудзияма на поиск упавшего Boeing 707 компании BOAC, уверенно совершил маневры с перегрузками +9g и -3g.
Two Phantoms of 892 Squadron and a Buccaneer of 809, all from HMS Ark Royal, in formation with a trio of A-7 Corsairs and a Skyhawk of the US Navy, during the carrier’s visit to Mayport, USA, in April 1976.
KA-3B дозаправляет A-4C. Обе машины из состава 11-го авиакрыла с авианосца "Китти Хок".
Модернизированный A4D-2 (A-4B) уже имел систему дозаправки топливом в полете - это наглядно демонстрируют самолеты авиации Корпуса морской пехоты США.
A-4E корпуса морской пехоты на авиабазе Убон, 1968 г.
A-4F. Надфюзеляжный обтекатель ("горб") отсека БРЭО, характерный для поздних вариантов Skyhawk, впервые появился на версии F ("Foxtrot") 1967 году. Были собраны 146 самолетов A-4F для компенсации потерь во Вьетнаме. Машина была в основном подобна A-4E, но имела управляемое носовое колесо, новое катапультное кресло и форсированный двигатель. "Горб" добавили для размещения специального БРЭО (включая систему РЭБ), потребовавшегося для службы в Азии. Его также поставили на A-4E и некоторые A-4C - "горб" стал отличительной чертой модернизированных A-4L.
Торжественная выкатка последнего серийного "Скайхока"
A-4F
McDonnell Douglas A-4M Skyhawk II, on loan to US Navy Squadron VX-5
Mounting a Bulldog laser-guided air-to-surface missile on an A-4M Skyhawk aircraft
The first McDonnell Douglas A-4N Skyhawk II in flight. The name Skyhawk II is now used for both the A-4M and the A-4N.
A-4M Корпуса морской пехоты США
A-4E после переоборудования (с установкой гаргрота с авионикой)
McDonnell Douglas A-4M Skyhawk II attack aircraft of US Marine Corps Squadron VMA-324
Сброс с A-4 управляемой бомбы "Уоллай"
Singapore
A-4SU ВВС Сингапура
An A-4S Skyhawk of No 142 (Gryphon) Sqn, the second RSAF unit to achieve IOC on this extensively reworked attack aircraft.
LAS/McDonnell Douglas A-4S Skyhawk for the Singapore Air Defence Command
Argentina
Пара "Скайхоков" из 5-й ИАГ идет к цели
Пара "Скайхоков" прорывается к британским кораблям сквозь зенитный огонь
Dramatic image of two Grupo 5 Skyhawks on their run in to the frigate HMS ‘Broadsword’ on May 25. She was damaged by an unexploded bomb.
Low-level flying! An A-4B over the Patagonian steppes shows how they made the run-in for their anti-shipping strikes.
A-4C refuelling from a KC-130H outbound for a target.
От "Геркулеса" могли дозаправляться сразу два A-4
Skyhawk A-4B летчика 5-й ИАГ теньенте Л.Серверы перед последним вылетом Фолклендской войны. 13 июня 1982г.
"Скайхок" A-4C из 4-й ИАГ ВВС Аргентины на авиабазе Сан-Хулиан
A-4B C-225 seen at San Luis before the war with a configuration - four Zuni rocket pods and centreline tank - not used during the Falklands War.
Штурмовик A-4
Lt Bolzan aboard C-237 just before deploying from San Luis to Rio Gallegos late in April 1982. He was shot down and killed on June 8 while flying C-204.
C-236 at Rio Gallegos with five ship ‘kills’. On the right is Captain Carballo, a Grupo 5 de Caza flight leader during the war.
Летчик 5-й ИАГ позирует у подвешенной на свой "Скайхок" 500-кг бомбы
Photographed at McCoy AFB, Florida, during its delivery flight to Argentina late in 1971, this is one of 16 McDonnell Douglas A-4B Skyhawks refurbished for use by the Aviacion Naval.
"Скайхоки" A-4Q из 3-й эскадрильи ВМС Аргентины в ангаре на базе Команданте Эспора
A-4Q морской авиации Аргентины
A-4Q садится на авианосец "Вентесинко де Майо"
Аргентинский A-4Q сел на борт авианосца "Бентисинко де Мая"
Аргентинскому авианосцу "25 де Майо" не суждено было сыграть сколько-нибудь заметную роль в конфликте
Close-up of an A-4C with a ship ‘kill’ dated May 23,1982, although there no record to substantiate such a claim.
Australia
Three aircraft-carriers were present - H.M.A.S. "Melbourne" (foreground, with Skyhawks, Trackers and a Sea King on deck), H.M.S. "Hermes" (top left) and H.M.S. "Ark Royal"
H.M.A.S. "Melbourne", all the way from Australia, with Skyhawks, Trackers, Sea King on view
Австралийские A-4 на борту авианосца "Мельбурн"
Штурмовики ВМС Австралии A-4G "Скайхок" на стоянке, 1977г.
One of the Royal Australian Navy's Skyhawks, N13-154907 "886” of VF-805 Squadron, floats past in landing attitude
Israel
"Скайхоки", полученные Израилем в конце 1967г., стали первым "камнем", который заложили американцы в фундамент военной мощи "страны обетованной". Появление этих недорогих и достаточно эффективных штурмовиков позволило пилотам "Миражей" полностью сосредоточиться на решении задачи завоевания господства в воздухе.
Две пары "Скайхоков"из 109-й эскадрильи направляются на поддержку своих войск на Голанских высотах. Два из них будут сбиты, включая борт "52", что на переднем плане
При ударах по отдаленным объектам штурмовики A-4 дозаправлялись над Средиземным морем от C-97 Stratocruiser
На A-4 для демонстрации членом парламента Израиля подвесили "все, что можно" - 24 бомбы как американского, так и французского производства разных калибров
Оказавшись на грани военного поражения, Израиль сумел в корне изменить ситуацию. Штурмовики ВВС Израиля безостановочно работали все светлое время суток. Множество штурмовок египетских и сирийских войск выполнили самолеты A-4 Skyhawk. На фотографии - штурмовик A-4 ВВС Израиля вернулся на аэродром после очередного боевого вылета.
Штурмовик A-4E Skyhawk ВВС Израиля
Четверка "Скайхоков" из 102-й эскадрильи перед боевым вылетом. Под каждым штурмовиком подвешено по пять кассетных бомб
Несколько месяцев тому назад член редколлегии журнала "Авиация и космонавтика" Андрей Юргенсон сфотографировал "скайхоки" ВВС Израиля, выполнявшие полеты с авиабазы Хацерим. Именно эти снимки и подтолкнули нас к публикации данного материала
10 день "октябрьской войны" - "Скайхоки" на транспорте следуют в Израиль. Еще о перебороске 150 "истребителей"(F-4 и A-4) воздушным путем отчиталось транспортное командование ВВС США в Европе
Первый A-4N с доработанным и удлиненным соплом двигателя, позволявшим локализовать повреждения от ПЗРК "Стрела" и облегчить последующий ремонт
"Скайхок", срочно поставленный из состава ВМС США для ВВС Израиля с наспех закрашенными опознавательными знаками
Malaysia
A-4 ВВС Малайзии
New Zealand
A-4G, A-4H и A-4K (включая TA-4G и TA-4K). Модификации созданы на базе A-4F/TA-4F - это экспортные варианты для ВМС Австралии, ВВС Израиля и Новой Зеландии. A-4G приспособили для задач ПВО, убрали надфюзеляжный обтекатель. Израильские A-4H также остались без "горба", получили угловатый вертикальный киль (на нем установили антенны системы "свой-чужой", установленной также на новозеландские A-4K) и тормозной парашют. Израильские Skyhawk в процессе эксплуатации существенно модифицировались, а новозеландские A-4K получили надфюзеляжные обтекатели, хотя в них установили не так много БРЭО. Всего собрали 16 A-4G, четыре TA-4G, 90 штурмовиков A-4H, 10 самолетов A-4K и четыре TA-4K. Позднее уцелевшие австралийские самолеты передали новозеландским ВВС - все машины версий G и К доработали до общего стандарта A-4K Kahu, но в 2001 году их списали.
Kuwait
A-4 ВВС "Свободного Кувейта" в период проведения операции "Буря в Пустыне"
Brazil
"Скайхок" бразильского флота
Indonesia
A-4 индонезийских ВВС
Details
Установка 30-мм пушки DEFA на израильском "Скайхоке"
Ракета AGM-88 "Шрайк" на пилоне под крылом "Скайхока"
Вид на носовую часть A-4M: в центре ТВ-камера с лазерным отметчиком, по бокам - антенны системы предупреждения о радиооблучении, ниже - антенна системы РЭБ