Поиск по сайту:
Варианты
- McDonnell Douglas - A-4 Skyhawk - 1954 - США
- McDonnell Douglas - TA-4 Skyhawk - 1965 - США
Douglas А-4
Один из самых удачных самолетов, принятых на вооружение ВМС США в послевоенные годы, A-4 Skyhawk был разработан в инициативном порядке группой, возглавляемой Эдом Хайнеманом. Поэтому, когда ВМС стали подыскивать турбовинтовой самолет для замены штурмовика AD-1 (A-1) Skyraider, фирма смогла предложить реактивную машину с вдвое меньшей массой, чем требовало техническое задание и с более высокой скоростью. Цельнометаллический низкоплан с треугольным крылом, внутри которого размещались топливные баки, был оснащен ТРД Wright J65 (лицензионный вариант британского Armstrong Siddeley Sapphire), установленным в центральной части фюзеляжа. Бортовое оборудование размещалось в носовой части, а за кабиной пилота располагался дополнительный топливный бак. Заказанный во время корейской войны, первый прототип поднялся в воздух 22 июня 1954 года, а первая предсерийная машина - уже 14 августа 1954 года. Первый самолет был поставлен эскадрилье VA-72 ВМС 26 октября 1956 года, а три месяца спустя, в январе 1957 года, Skyhawk начали поступать на вооружение эскадрильи VMA-224 КМП США.
Новый штурмовик поступил на вооружение в тот момент, когда ВМС и КМП США были вовлечены в боевые действия во Вьетнаме. Самолет оказался настолько удачным и эффективным, что серийное производство постоянно совершенствовавшегося Skyhawk продолжалось до февраля 1979 года. В общей сложности построили 2960 самолетов, включая учебные и экспортные варианты. В 2009 году различные варианты Skyhawk оставались на вооружении Аргентины, Бразилии и Израиля. Аргентинский парк A-4 был пополнен 32 радикально модернизированными A-4M (ранее принадлежавшими КМП США), которым присвоили обозначение A-4AR Fightinghawk, и четырьмя TA-4R - модернизированными OA-4M. Доработанные фирмой "Lockheed Martin" самолеты получили РЛС AN/APG-66 и органы управления, выполненные в соответствии с концепцией HOTAS.
Варианты
XA4D-1: один прототип, оснащенный ТРД Wright J65-W-2 тягой 32,02 кН
YA4D-1 (позднее YA-4A, а затем A-4A): 19 предсерийных самолетов, аналогичных XA4D-1, но с двигателями J65-W-4 или J65-W-4B тягой 34,25 кН; вооружение из двух 20-мм пушек и до 2268 кг бомб на подфюзеляжном и двухкрыльевых узлах подвески
A4D-1 (позднее A-4A): серийные самолеты, как YA4D-1; построено 146
A4D-2 (позднее A-4B): серийный самолет, усилена хвостовая часть фюзеляжа, установлено оборудование для дозаправки и ТРД J65-W-16A тягой 34,69 кН; построено 542
A4D-2N (позднее A-4C): серийный вариант с РЛС следования рельефу местности, автопилотом и рядом других доработок, с ТРД J65-W-16A, позднее форсированным до 37,80 кН (обозначение изменили на J65-W-16C); построено 638
A4D-3: предлагавшийся всепогодный вариант с ТРД Pratt & Whitney; не строился
A4D-5 (позднее A-4E): усовершенствованный серийный вариант с ТРД Pratt & Whitney J52-P-6A тягой 37,80 кН и двумя дополнительными узлами подвески под крылом, масса боевой нагрузки увеличена до 3719 кг; построено 494
A4D-6: предлагавшийся вариант с ТРДД Pratt & Whitney TF30 тягой 51,14 кН, установленным на доработанный планер; не строился
TA-4E: два предсерийных двухместных учебных самолета, по конструкции аналогичных A4D-5, но с фюзеляжем, удлиненным на 0,76 м, и сокращенным запасом топлива
TA-4F: серийный вариант TA-4E с ТРД J52-P-8A тягой 41, 35 кН; построено 240
A-4F: последний серийный вариант штурмовика для ВМС США; ТРД J52-P-8A и дополнительное оборудование в увеличенном гаргроте; построено 146
EA-4F: четыре TA-4F, переделанных для имитации радиолокационных сигнатур советских ракет и самолетов для проведения учений
A-4G: экспортный вариант A-4F для ВМС Австралии, без увеличенного гаргрота; построено восемь и еще столько же позднее переделано из A-4F; несколько машин прошли модернизацию и были переданы ВВС Новой Зеландии под обозначением A-4K
TA-4G: двухместный учебный самолет для ВМС Австралии, построено два и два переделаны из TA-4F
A-4H: серийный вариант для ВВС Израиля; аналогичен A4D-5, но с ТРД J52-P-8A; установлен тормозной парашют, 20-мм пушки заменены парой 30-мм; построено 90
TA-4H: двухместный учебный вариант A-4H для Израиля; построено 10
TA-4J: двухместный учебный вариант для ВМС США на базе TA-4F, но снята большая часть систем управления оружием и оставлена только 20-мм пушка; ТРД J52-P-6 тягой 37,80 кН
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
McDonnell Douglas A-4M Skyhawk
Тип: одноместный палубный штурмовик
Силовая установка: один ТРД Pratt & Whitney J52-P-408A тягой 49,80 кН
Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 1102 км/ч; начальная скороподъемность 3140 м/мнн; потолок 11 795 м; радиус действия с боевой нагрузкой 1814 кг - 547 км
Масса: пустого 4747 кг; максимальная взлетная 11 113 кг
Размеры: размах крыла 8,38 м; длина 12,29 м; высота 4,57 м; площадь крыла 24,15 м2
Вооружение: две 20-мм пушки и до 4153 кг боевой нагрузки на пяти узлах подвески
- Описание
Фотографии
-
Авиация и Космонавтика 2019-08 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (4)
Падает сбитый северовьетнамскими зенитчиками американский A-4B/C. Фото 1965-1966 гг.
-
Авиация и Время 2000-05 / А.Котлобовский - Почти камикадзе /Авиация в локальных конфликтах/ (2)
"Скайхок", пилотируемый теньенте Дельепьяне, получил повреждение
-
Aeroplane Monthly 1986-06 / P.Chinnery - The Air War over Vietnam (6)
Lt JG Alan Greensburg nurses his flak-damaged A-4E Sky hawk back to the Bon Homme Richard on April 25, 1967. In addition to losing the rudder the A-4’s main undercarriage would not lower.
-
Авиация и Космонавтика 2012-07 / В.Ильин - Палубный штурмовик Макдоннелл-Дуглас A-4 (2)
Подбитый "Скайхок" с раненым пилотом на аварийном тормозном барьере авианосца "Орискани"
-
Aeroplane Monthly 1986-08 / P.Chinnery - The Air War over Vietnam (8)
Lt J. G. William Belden ejects from his A-4E Skyhawk as it slides into the catwalk of the USS Shangri La following brake failure.
-
Авиация и Космонавтика 2012-07 / В.Ильин - Палубный штурмовик Макдоннелл-Дуглас A-4 (2)
Разрушение хвостовой части "Скайхока" после попадания ПЗРК "Стрела"
-
Авиация и Космонавтика 2021-02 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (20)
29 июля 1967 г. Исторический кадр начала пожара на «Форрестоле». Топливо из разбитого ПТБ одного из A-4C уже воспламенилось, но боеприпасы еще не начали детонировать
-
Авиация и Космонавтика 2012-07 / В.Ильин - Палубный штурмовик Макдоннелл-Дуглас A-4 (2)
Пожарные осматривают обломки "Скайхока" после катастрофического пожара на авианосце "Форрестол" 29 июля 1967 г.
Тип фотографий