McDonnell Douglas A-4 Skyhawk
Варианты:
McDonnell Douglas - A-4 Skyhawk - 1954 - США
Страна: США
Год: 1954


Одноместный палубный штурмовик
Описание
Фотографии:

Обломки (7)
Douglas А-4

  Один из самых удачных самолетов, принятых на вооружение ВМС США в послевоенные годы, A-4 Skyhawk был разработан в инициативном порядке группой, возглавляемой Эдом Хайнеманом. Поэтому, когда ВМС стали подыскивать турбовинтовой самолет для замены штурмовика AD-1 (A-1) Skyraider, фирма смогла предложить реактивную машину с вдвое меньшей массой, чем требовало техническое задание и с более высокой скоростью. Цельнометаллический низкоплан с треугольным крылом, внутри которого размещались топливные баки, был оснащен ТРД Wright J65 (лицензионный вариант британского Armstrong Siddeley Sapphire), установленным в центральной части фюзеляжа. Бортовое оборудование размещалось в носовой части, а за кабиной пилота располагался дополнительный топливный бак. Заказанный во время корейской войны, первый прототип поднялся в воздух 22 июня 1954 года, а первая предсерийная машина - уже 14 августа 1954 года. Первый самолет был поставлен эскадрилье VA-72 ВМС 26 октября 1956 года, а три месяца спустя, в январе 1957 года, Skyhawk начали поступать на вооружение эскадрильи VMA-224 КМП США.
  Новый штурмовик поступил на вооружение в тот момент, когда ВМС и КМП США были вовлечены в боевые действия во Вьетнаме. Самолет оказался настолько удачным и эффективным, что серийное производство постоянно совершенствовавшегося Skyhawk продолжалось до февраля 1979 года. В общей сложности построили 2960 самолетов, включая учебные и экспортные варианты. В 2009 году различные варианты Skyhawk оставались на вооружении Аргентины, Бразилии и Израиля. Аргентинский парк A-4 был пополнен 32 радикально модернизированными A-4M (ранее принадлежавшими КМП США), которым присвоили обозначение A-4AR Fightinghawk, и четырьмя TA-4R - модернизированными OA-4M. Доработанные фирмой "Lockheed Martin" самолеты получили РЛС AN/APG-66 и органы управления, выполненные в соответствии с концепцией HOTAS.


Варианты

  XA4D-1: один прототип, оснащенный ТРД Wright J65-W-2 тягой 32,02 кН
  YA4D-1 (позднее YA-4A, а затем A-4A): 19 предсерийных самолетов, аналогичных XA4D-1, но с двигателями J65-W-4 или J65-W-4B тягой 34,25 кН; вооружение из двух 20-мм пушек и до 2268 кг бомб на подфюзеляжном и двухкрыльевых узлах подвески
  A4D-1 (позднее A-4A): серийные самолеты, как YA4D-1; построено 146
  A4D-2 (позднее A-4B): серийный самолет, усилена хвостовая часть фюзеляжа, установлено оборудование для дозаправки и ТРД J65-W-16A тягой 34,69 кН; построено 542
  A4D-2N (позднее A-4C): серийный вариант с РЛС следования рельефу местности, автопилотом и рядом других доработок, с ТРД J65-W-16A, позднее форсированным до 37,80 кН (обозначение изменили на J65-W-16C); построено 638
  A4D-3: предлагавшийся всепогодный вариант с ТРД Pratt & Whitney; не строился
  A4D-5 (позднее A-4E): усовершенствованный серийный вариант с ТРД Pratt & Whitney J52-P-6A тягой 37,80 кН и двумя дополнительными узлами подвески под крылом, масса боевой нагрузки увеличена до 3719 кг; построено 494
  A4D-6: предлагавшийся вариант с ТРДД Pratt & Whitney TF30 тягой 51,14 кН, установленным на доработанный планер; не строился
  TA-4E: два предсерийных двухместных учебных самолета, по конструкции аналогичных A4D-5, но с фюзеляжем, удлиненным на 0,76 м, и сокращенным запасом топлива
  TA-4F: серийный вариант TA-4E с ТРД J52-P-8A тягой 41, 35 кН; построено 240
  A-4F: последний серийный вариант штурмовика для ВМС США; ТРД J52-P-8A и дополнительное оборудование в увеличенном гаргроте; построено 146
  EA-4F: четыре TA-4F, переделанных для имитации радиолокационных сигнатур советских ракет и самолетов для проведения учений
  A-4G: экспортный вариант A-4F для ВМС Австралии, без увеличенного гаргрота; построено восемь и еще столько же позднее переделано из A-4F; несколько машин прошли модернизацию и были переданы ВВС Новой Зеландии под обозначением A-4K
  TA-4G: двухместный учебный самолет для ВМС Австралии, построено два и два переделаны из TA-4F
  A-4H: серийный вариант для ВВС Израиля; аналогичен A4D-5, но с ТРД J52-P-8A; установлен тормозной парашют, 20-мм пушки заменены парой 30-мм; построено 90
  TA-4H: двухместный учебный вариант A-4H для Израиля; построено 10
  TA-4J: двухместный учебный вариант для ВМС США на базе TA-4F, но снята большая часть систем управления оружием и оставлена только 20-мм пушка; ТРД J52-P-6 тягой 37,80 кН


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  McDonnell Douglas A-4M Skyhawk

  Тип: одноместный палубный штурмовик
  Силовая установка: один ТРД Pratt & Whitney J52-P-408A тягой 49,80 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 1102 км/ч; начальная скороподъемность 3140 м/мнн; потолок 11 795 м; радиус действия с боевой нагрузкой 1814 кг - 547 км
  Масса: пустого 4747 кг; максимальная взлетная 11 113 кг
  Размеры: размах крыла 8,38 м; длина 12,29 м; высота 4,57 м; площадь крыла 24,15 м2
  Вооружение: две 20-мм пушки и до 4153 кг боевой нагрузки на пяти узлах подвески
Падает сбитый A-4C
"Скайхок", пилотируемый теньенте Дельепьяне, получил повреждение
Lt JG Alan Greensburg nurses his flak-damaged A-4E Sky hawk back to the Bon Homme Richard on April 25, 1967. In addition to losing the rudder the A-4’s main undercarriage would not lower.
Подбитый "Скайхок" с раненым пилотом на аварийном тормозном барьере авианосца "Орискани"
Lt J. G. William Belden ejects from his A-4E Skyhawk as it slides into the catwalk of the USS Shangri La following brake failure.
Разрушение хвостовой части "Скайхока" после попадания ПЗРК "Стрела"
Пожарные осматривают обломки "Скайхока" после катастрофического пожара на авианосце "Форрестол" 29 июля 1967 г.