McDonnell Douglas A-4 Skyhawk
Варианты:
McDonnell Douglas - A-4 Skyhawk - 1954 - США
Страна: США
Год: 1954


Одноместный палубный штурмовик
Описание
Фотографии:

Рисунки, схемы, чертежи (12)
Douglas А-4

   Один из самых удачных самолетов, принятых на вооружение ВМС США в послевоенные годы, A-4 Skyhawk был разработан в инициативном порядке группой, возглавляемой Эдом Хайнеманом. Поэтому, когда ВМС стали подыскивать турбовинтовой самолет для замены штурмовика AD-1 (A-1) Skyraider, фирма смогла предложить реактивную машину с вдвое меньшей массой, чем требовало техническое задание и с более высокой скоростью. Цельнометаллический низкоплан с треугольным крылом, внутри которого размещались топливные баки, был оснащен ТРД Wright J65 (лицензионный вариант британского Armstrong Siddeley Sapphire), установленным в центральной части фюзеляжа. Бортовое оборудование размещалось в носовой части, а за кабиной пилота располагался дополнительный топливный бак. Заказанный во время корейской войны, первый прототип поднялся в воздух 22 июня 1954 года, а первая предсерийная машина - уже 14 августа 1954 года. Первый самолет был поставлен эскадрилье VA-72 ВМС 26 октября 1956 года, а три месяца спустя, в январе 1957 года, Skyhawk начали поступать на вооружение эскадрильи VMA-224 КМП США.
   Новый штурмовик поступил на вооружение в тот момент, когда ВМС и КМП США были вовлечены в боевые действия во Вьетнаме. Самолет оказался настолько удачным и эффективным, что серийное производство постоянно совершенствовавшегося Skyhawk продолжалось до февраля 1979 года. В общей сложности построили 2960 самолетов, включая учебные и экспортные варианты. В 2009 году различные варианты Skyhawk оставались на вооружении Аргентины, Бразилии и Израиля. Аргентинский парк A-4 был пополнен 32 радикально модернизированными A-4M (ранее принадлежавшими КМП США), которым присвоили обозначение A-4AR Fightinghawk, и четырьмя TA-4R - модернизированными OA-4M. Доработанные фирмой "Lockheed Martin" самолеты получили РЛС AN/APG-66 и органы управления, выполненные в соответствии с концепцией HOTAS.


Варианты

   XA4D-1: один прототип, оснащенный ТРД Wright J65-W-2 тягой 32,02 кН
   YA4D-1 (позднее YA-4A, а затем A-4A): 19 предсерийных самолетов, аналогичных XA4D-1, но с двигателями J65-W-4 или J65-W-4B тягой 34,25 кН; вооружение из двух 20-мм пушек и до 2268 кг бомб на подфюзеляжном и двухкрыльевых узлах подвески
   A4D-1 (позднее A-4A): серийные самолеты, как YA4D-1; построено 146
   A4D-2 (позднее A-4B): серийный самолет, усилена хвостовая часть фюзеляжа, установлено оборудование для дозаправки и ТРД J65-W-16A тягой 34,69 кН; построено 542
   A4D-2N (позднее A-4C): серийный вариант с РЛС следования рельефу местности, автопилотом и рядом других доработок, с ТРД J65-W-16A, позднее форсированным до 37,80 кН (обозначение изменили на J65-W-16C); построено 638
   A4D-3: предлагавшийся всепогодный вариант с ТРД Pratt & Whitney; не строился
   A4D-5 (позднее A-4E): усовершенствованный серийный вариант с ТРД Pratt & Whitney J52-P-6A тягой 37,80 кН и двумя дополнительными узлами подвески под крылом, масса боевой нагрузки увеличена до 3719 кг; построено 494
   A4D-6: предлагавшийся вариант с ТРДД Pratt & Whitney TF30 тягой 51,14 кН, установленным на доработанный планер; не строился
   TA-4E: два предсерийных двухместных учебных самолета, по конструкции аналогичных A4D-5, но с фюзеляжем, удлиненным на 0,76 м, и сокращенным запасом топлива
   TA-4F: серийный вариант TA-4E с ТРД J52-P-8A тягой 41, 35 кН; построено 240
   A-4F: последний серийный вариант штурмовика для ВМС США; ТРД J52-P-8A и дополнительное оборудование в увеличенном гаргроте; построено 146
   EA-4F: четыре TA-4F, переделанных для имитации радиолокационных сигнатур советских ракет и самолетов для проведения учений
   A-4G: экспортный вариант A-4F для ВМС Австралии, без увеличенного гаргрота; построено восемь и еще столько же позднее переделано из A-4F; несколько машин прошли модернизацию и были переданы ВВС Новой Зеландии под обозначением A-4K
   TA-4G: двухместный учебный самолет для ВМС Австралии, построено два и два переделаны из TA-4F
   A-4H: серийный вариант для ВВС Израиля; аналогичен A4D-5, но с ТРД J52-P-8A; установлен тормозной парашют, 20-мм пушки заменены парой 30-мм; построено 90
   TA-4H: двухместный учебный вариант A-4H для Израиля; построено 10
   TA-4J: двухместный учебный вариант для ВМС США на базе TA-4F, но снята большая часть систем управления оружием и оставлена только 20-мм пушка; ТРД J52-P-6 тягой 37,80 кН


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   McDonnell Douglas A-4M Skyhawk

   Тип: одноместный палубный штурмовик
   Силовая установка: один ТРД Pratt & Whitney J52-P-408A тягой 49,80 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 1102 км/ч; начальная скороподъемность 3140 м/мнн; потолок 11 795 м; радиус действия с боевой нагрузкой 1814 кг - 547 км
   Масса: пустого 4747 кг; максимальная взлетная 11 113 кг
   Размеры: размах крыла 8,38 м; длина 12,29 м; высота 4,57 м; площадь крыла 24,15 м2
   Вооружение: две 20-мм пушки и до 4153 кг боевой нагрузки на пяти узлах подвески
A-4S Skyhawk. Данный A-4S (бортовой номер 681) несет маркировку 131-й эскадрильи "Phoenix" ВВС Сингапура. Он был одним из 80 списанных из ВМС США штурмовиков A-4B и A-4C, отремонтированных компаниями "Lockheed Air Services" и "Singapore Aerospace Maintenance Company" (SAMCO). Первые 40 машин поступили в базировавшиеся в Тенга 142-ю и 143-ю эскадрильи, а остальные машины - в 145-ю и 150-ю (часть повышенной подготовки, базирующаяся в Казо во Франции) эскадрильи. К 2000 году 143-ю эскадрилью расформировали, а оставшиеся получили модернизированные A-4SU и двухместные TA-4SU (также переданные из ВМС США). Хотя номинально они оставались в строю и в 2009 году, фактически ВВС Сингапура не использовали эти машины с марта 2005 года.
Аргентинский Skyhawk обстрелян во время атаки британского корабля "Фирлесс". Skyhawk оказался серьезным противником и самым эффективным боевым самолетом Аргентины, хотя был весьма уязвим для британских истребителей и ЗУР.
The McDonnell Douglas A-4M Skyhawk
A-4M Skyhawk
McDonnell Douglas A-4KU Skyhawk
Illustrated from top to bottom are the A-4A; A-4B (with refuelling probe and new rudder) ; A-4C (with lengthened nose) ; A-4E and A-4G (with revised intakes and extra wing strong points) ; A-4F (with avionics pack); TA-4F, TA-4G and TA-4J (two-seater) ; A-4H (square-tipped fin and drag 'chute); A-4K (with avionics pack and square-tipped fin); TA-4K and TA-4H (two-seater with square-tipped fin and drag ’chute); and A-4M (new canopy, square-tipped fin, drag ’chute and short refuelling probe).
McDonnell Douglas A-4M Skyhawk II single-seat light attack aircraft
A batch of ex-USN Skyhawks recently delivered to Israel to supplement the earlier purchase of A-4Hs. It's features shown in the tone drawing, include the drag ’chute and square-tipped fin. Type have 30-mm DEFA guns in the wings and are in course of being fitted with dorsal avionics packs in Israel.