Fairchild-Republic A-10 Thunderbolt II
Страна: США
Год: 1972


Одноместный штурмовик
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (82)
Fairchild Republic A-10A Thunderbolt II

   Самолет A-10A Thunderbolt II, первоначально задуманный для действий против партизан в Юго-Восточной Азии, появился в виде специализированной машины для непосредственной авиаподдержки наземных войск и уничтожения вражеской бронетехники. Для участия в конкурсе были собраны два опытных самолета YA-10A. 18 января 1973 года разработка фирмы "Fairchild Republic" победила конкурента - YA-9A от фирмы "Northrop". Затем последовали шесть предсерийных самолетов. Впоследствии первый из них переделали в двухместный вариант YA-10B или N/AW A-10 со штурманом-оператором систем вооружения, предназначенный для действий ночью и в сложных метеоусловиях, однако эту программу закрыли. После восьми опытных машин собрали 707 серийных самолетов A-10A.
   Самолет A-10 прозвали "Warthog" (бородавочник) из-за его неказистой внешности. Однако именно такая с виду нелепая, но функциональная конструкция обеспечивает способность штурмовика A-10 эффективно действовать в бою. До введения автопилота A-10A требовал постоянного внимания летчика. Это было явным недостатком в дальних полетах, но это же придало ему необычайную маневренность, позволяя уклоняться от огня на очень малой высоте. При выборе конфигурации штурмовика A-10 для повышения его выживаемости пару широко разнесенных двигателей установили высоко по бокам хвостовой части фюзеляжа, где они прикрыты от наземного огня с большинства ракурсов либо крылом, либо хвостовым оперением. Прочная конструкция и резервирование всех систем гарантируют, что A-10 может продолжать полет с большим количеством боевых повреждений, включая выход из строя одного двигателя и полное разрушение консоли стабилизатора. Титановая броня защищает пилота и боекомплект пушки. Кроме того, самолет получился довольно простым и легким в обслуживании. В расчетном сценарии боевого применения штурмовик A-10 должен выполнять за день большое количество коротких вылетов, проводя на земле минимум времени на дозаправку, перевооружение и техобслуживание, а при необходимости и мелкий ремонт. Наземное обслуживание облегчалось благодаря наличию многочисленных быстросъемных смотровых панелей.
   Если смотреть с точки зрения вооружения, то самолет A-10 разработали вокруг огромной 30-мм пушки GAU-8/A с вращающимся блоком из семи стволов. Однако основным оружием штурмовика стала ракета AGM-65 Maverick с системой телевизионного либо ИК-наведения.
   В начале карьеры самолета A-10 его БРЭО было не очень сложным. Имелся коллиматорный индикатор и экран для наведения ракет Maverick. Система поиска целей и наведения Pave Penny на пилоне под передней частью фюзеляжа обнаруживала цель, обозначенную наводчиком с помощью лазера. Лазерный дальномер-целеуказатель не устанавливался. Позднее большинство самолетов получило систему LASTE (безопасный полет на малой высоте и целеуказание) с долгожданным автопилотом. Система LASTE также значительно повысила точность стрельбы из пушки.
   Первые A-10A поступили на авиабазу Дэвис-Монтан, Аризона, в 355-е учебное крыло тактических истребителей. Позднее их получили 23-е и 354-е крылья тактических истребителей, различные части Резерва ВВС США и авиации Национальной гвардии, а также части, размещеные в Южной Корее и на Аляске.
   Штурмовики A-10A были очень важны для Европейского ТВД. В 81-м крыле тактических истребителей летали шесть эскадрилий таких машин с базированием в Вудбридже и Бентуотерсе, Великобритания.
   Уровень защищенности штурмовиков A-10 постоянно вызывал ожесточенные споры. Наконец было решено постепенно снимать их с вооружения, заменяя истребителями F-16 Fighting Falcon. В то же время штурмовиками A-10A стали заменять устаревшие самолеты-авианаводчики OV-10 Bronco. A-10A без внесения каких-либо изменений переименовали в версию передового авианаводчика OA-10A и передали в эскадрильи тактической авиаподдержки. OA-10A может нести контейнеры с ракетами для маркировки целей и УР AIM-9 Sidewinder для самозащиты. С начала 1990-х годов штурмовики A-10 постепенно списывались ввиду изменения стратегии США и общего сокращения сил в связи с ликвидацией "советской угрозы". Но тут "Warthog" внезапно попал на войну. В составе временного 354-го крыла тактических истребителей 144 штурмовика A-10 совершили много боевых вылетов в кампании 1991 года против Ирака, проводя охоту за вражеской бронетехникой и ракетными комплексами Scud. A-10 оказался весьма полезным, уничтожив массу танков, артбатарей и машин. Самолет доказал свою реальную ценность на поле боя и заработал себе право на новую жизнь.
   Фирме "Boeing" поручили провести его модернизацию, поскольку он стал интенсивно применяться в боевых действиях над Балканами, а позже - вновь над Ираком и над Афганистаном. Характер операций "Enduring Freedom" и "Iraqi Freedom" заставил ВВС США принять на вооружение усовершенствованную версию A-10C. Новый стандарт, утвержденный в сентябре 2007 года, перенес штурмовик A-10 в эру цифровых и сетевых технологий. В кабине пилота установлены новые дисплеи, органы управления самолетом, совместимые с контейнерами целеуказания Litening и Sniper, а также канал передачи данных слежения за обстановкой (SADL). Самолет обрел способность использовать управляемое оружие с наведением от системы GPS навигации (программа JDAM).


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Fairchild Republic A-10A Thunderbolt II

   Тип: одноместный штурмовик
   Силовая установка: два турбовентиляторных двигателя General Electric TF34-GE-100 тягой по 40,32 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость 706 км/ч на уровне моря; начальная скороподъемность 1829 м/мин; дальность полета со сбрасываемыми баками 3949 км; радиус действия 1000 км при глубоком проникновении либо 463 км в ближней авиаподдержке с барражированием продолжительностью 1 ч 42 мин
   Масса: пустого самолета 11321 кг; максимальная взлетная 22 680 кг
   Размеры: размах крыла 17,53 м; длина 16,26 м; высота 4,47 м; площадь крыла 47,01 мг
   Вооружение: неподвижная курсовая 30-мм пушка General Electric GAU-8/A Avenger с вращающимся блоком стволов, плюс боевая нагрузка массой до 7257 кг на трех подфюзеляжных и восьми подкрыльевых узлах подвески. Как правило, она включает шесть ракет ASM AGM-65 Maverick, 907-кг бомбы "Paveway" с лазерным наведением, 907-кг, 454-кг и 227-кг бомбы GBU-15 свободного падения либо с тормозным парашютом, напалмовые бомбы BLU-1 либо BLU-27, кассетные бомбы Rockeye II, CBU-52 либо CBU-71, многозарядные ПУ НАР LAU-68, и контейнеры SUU-23 с 20-мм пушками.
The first of two Fairchild YA-10As made its initial flight at Edwards AFB, California, on 10 May 1972. During the 43-min flight, the Fairchild Republic Division test pilot, Howard Nelson, checked a number of the YA-10A's system and performed a variety of banks and rolls.
Второй опытный экземпляр YA-10, увешанный 28-ю бомбами Mk.82. 18 декабря 1974 г.
Prototype of the Fairchild Republic A-10A single-seat close-support aircraft
Первый опытный экземпляр YA-10 (N 71-1369)
Prototype of the Fairchild Republic A-10A single-seat close-support aircraft
Second pre-production Fairchild Republic A-10A single-seat close-support aircraft, with GAU-8/A 30 mm gun installed
Первый опытный экземпляр YA-10 в испытательном полете с четырьмя подвешенными ракетами AGM-65 «Мейверик».
Шестой предсерийный YA-10A (№ 73-1669) в ходе испытаний в условиях Арктики. Аляска, 2 марта 1977 г.
Опытный A-10C в полете
The second pre-production A-10A takes off for its first flight on 26 April 1975
A-10 взлетает с занесенной песком ВПП. Афганистан, февраль 2004 г.
Малоэффективные действия специализированных штурмовиков A-10 и довольно высокий уровень понесенных потерь вынудил американское командование отменить переброску на Балканы 303-й эскадрильи из состава 442-го авиакрыла (на снимке), оснащенной машинами этого типа, участвовавшей в "наведении порядка" в Боснии.
A-10C ВВС США принимали участие в боевых действиях с середины апреля
Американским тяжелым штурмовикам A-10 (как, впрочем, и вертолетам AH-64) в случае принятия решения о вторжении, предстояло протолкнуть пехоту и танки НАТО сквозь оборону сербов.
A-10A из 23-го авиакрыла выполняет боевой вылет во время операции «Буря в пустыне». Самолет несет две ракеты AGM-65, четыре свободнопадающие 227-кг бомбы Mk.82 и две ракеты «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder
A-10A из 81-го авиакрыла после вылета с британской авиабазы Вудбридж. 1 сентября 1980 г.
A-10A из 81 -й экспедиционной эскадрильи, участвующий в очередном налете на Югославию. Под правой консолью крыла на крайнем пилоне подвешен контейнер радиоэлектронной борьбы AN/ALQ-131. Операция «Союзная сила», 22 апреля 1999 г.
A-10C из 81-й эскадрильи взлетел с авиабазы Авиано. 2 апреля 2011 г.
The 354th TFW’s Fairchild A-10 As served as the core unit for Green Flag 84-3; this example is carrying an AGM-65A Maverick and an ALQ-119 jamming pod.
Пятый предсерийный YA-10A (№ 73-1668), вооруженный двумя ракетами AGM-65 Maverick и четырьмя противотанковыми кассетными бомбами Mk.20 Rockeye.
Штурмовик из 91-й эскадрильи над Пиренеями в районе французско-испанской границы. Самолет пилотирует подп-к Джон Либерхерр (John Lieberherr), будущий командир этой авиачасти. 1 марта 1987 г.
Fairchild A-10 "Warthog" of the U.S.A.F.'s 81st Tactical Fighter Wing based at R A F. Bentwaters. Note the underwing ALQ-119 jamming pod and what appears to be a hemispherical fairing on the muzzle of the GAU-8A cannon in the nose
A Fairchild A-10A Thunderbolt II demonstrating its manoeuvrability at low level. Vulnerability to surface-to-air missiles is a deterrent to such operations.
Making its first public appearance outside the USA was Fairchild’s anti-tank A-10. Armed with an enormous 30mm General Electric GAU-8 Avenger rotating-barrel gun, the A-10 displayed the great manoeuvrability which enables its pilot to keep his target continuously in view at close range.
The winner, Fairchild A-10A Thunderbolt II, chosen for the A-X requirement.
«Бородавочник» готов нанести удар по боевикам ИГ. 6 июля 2017 г.
U.S.A.F. Fairchild A-10A 75-00293 of the 355th TFW produced some dramatic effects in Greenham's damp air
"Истребитель танков" Fairchild A-10A поступил в феврале 1976г. в 335-е крыло тактических истребителей ВВС США.
USAF Fairchild Republic A-10A Thunderbolt II.
Штурмовик из 23-й эскадрильи во время атаки учебной цели на полигоне в Южной Аризоне. 1980-е годы
Первый опытный экземпляр YA-10 ведет огонь из пушки в ходе испытаний. 7 февраля 1974 г.
Сброс бомб Mk.82 с A-10A из 355-й эскадрильи
Пуск ракеты AGM-65 со штурмовика из 104-го авиакрыла над полигоном на северо-западе Флориды. 13 января 2004 г.
«Скоростной авианаводчик» OA-10A использует для обозначения цели маркерные НАР
Fairchild Republic A-10A close-support aircraft (two General Electric TF34 turbofan engines)
Пара штурмовиков из 355-й эскадрильи над Аляской во время учений с боевыми стрельбами
Звено штурмовиков из 188-го истребительного авиакрыла Нацгвардии Арканзаса над полигоном Рейзорбек Рейнж. 30 декабря 2013 г.
Пара «Бородавочников», взлетевшая с аэродрома Кандагар для обеспечения авиационной поддержки войск, которые проводят очередную операцию против талибов. Афганистан, 15 августа 2019 г.
Штурмовик A-10
Пара A-10A из 355-й эскадрильи в ходе дозаправки над Аляской от воздушного танкера KC-135. 29 мая 2007г.
Fairchild Republic A-10A prototype seen during flight refuelling trials
После испытательного полета приземляется A-10C (№ 80-0252) - последний из 173 «Бородавочников», получивших новые крылья. Расщепляющиеся элероны используются как воздушные тормоза. Авиабаза Хилл, 25 июля 2019 г.
The force of Fairchild A-10A Thunderbolt IIs in the UK has been building up steadily since the bulk deliveries began at the beginning of 1979. Eventually the 81st TFW will have six squadrons deployed between Bentwaters, Woodbridge and the FOLs in Germany.
One of the 81st Tactical Fighter Wing's Fairchild A-10A Thunderbolt IIs in front of the latest style of hardened aircraft shelters at RAF Bentwaters.
Tank-busting Fairchild A-10A 75-264, from the U.S.A.F.'s 355th Tactical Fighter Wing, with 7-barrel 37-mm. cannon
Штурмовик готов к ночному вылету. Баграм, 6 июля 2008 г.
Второй серийный A-10A (№ 75-0260) в экспериментальном камуфляже
После условной химатаки техники 124-й ремонтной эскадрильи ожидают возвращения самолета из учебного полета
Fairchild Republic A-10A Thunderbolt II.
Пара «Бородавочников» из 25-й эскадрильи прибыла на авиабазу Эйельсон для участия в очередных учениях Red Flag-Alaska
Опытные и три предсерийных экземпляра штурмовика
Группа «Бородавочников» на стоянке немецкого аэродрома Шпангдалем. 5 июля 2016 г.
«Бородавочники» из 107-й эскадрильи авиации Нацгвардии Мичигана перед очередным учебным вылетом. Аэродром Селфридж Эйр, 21 января 2020 г.
A-10A Thunderbolts of the 10th TFW.
The two-seat night and adverse weather version of the Fairchild A-10 Thunderbolt II (on photo) flew for the first time on 4 May 1979 and is now undergoing a 50-flight 100-hour programme sponsored by the parent company and lasting through September. A conversion of a pre-production single-seater, the two-seat A-10 will subsequently undergo tactical evaluation by the USAF. A-10A production has now peaked at 12 monthly with some 240 delivered by the beginning of this month (August).
Опытный двухместный штурмовик YA-10B в первом полете. 4 мая 1979 г.
Сборка фюзеляжа и крыла A-10 на авиазаводе компании "Фэрчайлд" в Хейгерстауне
A-10 в ходе ремонта в Центре воздушной логистики на авиабазе Хилл. 2007 г.
Техники проводят регламентные работы на афганской авиабазе Баграм
Первые стрельбы из GAU-8 выявили проблемы с прочностью носовой части YA-10, и ее усилили на скорую руку. Авиабаза Эдвардс, февраль 1974г.
A-10A Warthogs are ugly aeroplanes no matter what angle you look at them!
"Летающая пушка" A-10
Раскапотированная пушка GAU-8, установленная на одном из первых экземпляров A-10
Громадная пушка GAU-8/A - самое мощное орудие, когда-либо устанавливавшееся на самолет. Автомобиль VW Beetle (на снимке) позволяет оценить габариты этого впечатляющего оружия.
Full-size mock-up of the Fairchild Republic A-10A's GAU-8/A Avenger cannon.
Снаряжение снарядной лентой магазина пушки GAU-8 с помощью специального устройства. Аэродром Баграм (Афганистан), 11 июня 2013 г.
Подготовка к подвеске ракеты AGM-65 под A-10A в ходе операции «Союзная сила». Авиабаза Джойя-дель-Колле (Италия), 12 апреля 1999 г.
Слева - на встроенном пусковом устройстве подвешены две ракеты AGM-65 Maverick с ИК-наведением и одна - с электронно-оптическим. Справа - ракета «Мейверик» с лазерным наведением
Блок LAU-131/A под 70-мм неуправляемые ракеты
Станция обнаружения целей AN/AAS-35 Pave Penny
Завершение обслуживания двигателя штурмовика из состава 122-го авиакрыла
В носовой части левой гондолы шасси расположен штуцер централизованной заправки
Зона ВСУ под пилоном левого двигателя и автомат постановки помех под законцовкой левой консоли крыла
Установка ложных тепловых целей в гондолу шасси A-10A.
Правая основная опора шасси. В хвостовой части гондолы шасси - автомат постановки помех
Носовая опора шасси
Броневанна на A-10 весьма компактна (по длине примерно от середины козырька фонаря до задней части кресла пилота). Под ней на левом борту находится ниша со складываемым трапом.
Штурмовик из 353-й эскадрильи прибыл в аэропорт Король Фахд (Саудовская Аравия). Операция «Буря в пустыне», февраль 1991 г.