Fairchild-Republic A-10 Thunderbolt II
Страна: США
Год: 1972


Одноместный штурмовик
Описание
Фотографии:

Рисунки, схемы, чертежи (15)
Fairchild Republic A-10A Thunderbolt II

  Самолет A-10A Thunderbolt II, первоначально задуманный для действий против партизан в Юго-Восточной Азии, появился в виде специализированной машины для непосредственной авиаподдержки наземных войск и уничтожения вражеской бронетехники. Для участия в конкурсе были собраны два опытных самолета YA-10A. 18 января 1973 года разработка фирмы "Fairchild Republic" победила конкурента - YA-9A от фирмы "Northrop". Затем последовали шесть предсерийных самолетов. Впоследствии первый из них переделали в двухместный вариант YA-10B или N/AW A-10 со штурманом-оператором систем вооружения, предназначенный для действий ночью и в сложных метеоусловиях, однако эту программу закрыли. После восьми опытных машин собрали 707 серийных самолетов A-10A.
  Самолет A-10 прозвали "Warthog" (бородавочник) из-за его неказистой внешности. Однако именно такая с виду нелепая, но функциональная конструкция обеспечивает способность штурмовика A-10 эффективно действовать в бою. До введения автопилота A-10A требовал постоянного внимания летчика. Это было явным недостатком в дальних полетах, но это же придало ему необычайную маневренность, позволяя уклоняться от огня на очень малой высоте. При выборе конфигурации штурмовика A-10 для повышения его выживаемости пару широко разнесенных двигателей установили высоко по бокам хвостовой части фюзеляжа, где они прикрыты от наземного огня с большинства ракурсов либо крылом, либо хвостовым оперением. Прочная конструкция и резервирование всех систем гарантируют, что A-10 может продолжать полет с большим количеством боевых повреждений, включая выход из строя одного двигателя и полное разрушение консоли стабилизатора. Титановая броня защищает пилота и боекомплект пушки. Кроме того, самолет получился довольно простым и легким в обслуживании. В расчетном сценарии боевого применения штурмовик A-10 должен выполнять за день большое количество коротких вылетов, проводя на земле минимум времени на дозаправку, перевооружение и техобслуживание, а при необходимости и мелкий ремонт. Наземное обслуживание облегчалось благодаря наличию многочисленных быстросъемных смотровых панелей.
  Если смотреть с точки зрения вооружения, то самолет A-10 разработали вокруг огромной 30-мм пушки GAU-8/A с вращающимся блоком из семи стволов. Однако основным оружием штурмовика стала ракета AGM-65 Maverick с системой телевизионного либо ИК-наведения.
  В начале карьеры самолета A-10 его БРЭО было не очень сложным. Имелся коллиматорный индикатор и экран для наведения ракет Maverick. Система поиска целей и наведения Pave Penny на пилоне под передней частью фюзеляжа обнаруживала цель, обозначенную наводчиком с помощью лазера. Лазерный дальномер-целеуказатель не устанавливался. Позднее большинство самолетов получило систему LASTE (безопасный полет на малой высоте и целеуказание) с долгожданным автопилотом. Система LASTE также значительно повысила точность стрельбы из пушки.
  Первые A-10A поступили на авиабазу Дэвис-Монтан, Аризона, в 355-е учебное крыло тактических истребителей. Позднее их получили 23-е и 354-е крылья тактических истребителей, различные части Резерва ВВС США и авиации Национальной гвардии, а также части, размещеные в Южной Корее и на Аляске.
  Штурмовики A-10A были очень важны для Европейского ТВД. В 81-м крыле тактических истребителей летали шесть эскадрилий таких машин с базированием в Вудбридже и Бентуотерсе, Великобритания.
  Уровень защищенности штурмовиков A-10 постоянно вызывал ожесточенные споры. Наконец было решено постепенно снимать их с вооружения, заменяя истребителями F-16 Fighting Falcon. В то же время штурмовиками A-10A стали заменять устаревшие самолеты-авианаводчики OV-10 Bronco. A-10A без внесения каких-либо изменений переименовали в версию передового авианаводчика OA-10A и передали в эскадрильи тактической авиаподдержки. OA-10A может нести контейнеры с ракетами для маркировки целей и УР AIM-9 Sidewinder для самозащиты. С начала 1990-х годов штурмовики A-10 постепенно списывались ввиду изменения стратегии США и общего сокращения сил в связи с ликвидацией "советской угрозы". Но тут "Warthog" внезапно попал на войну. В составе временного 354-го крыла тактических истребителей 144 штурмовика A-10 совершили много боевых вылетов в кампании 1991 года против Ирака, проводя охоту за вражеской бронетехникой и ракетными комплексами Scud. A-10 оказался весьма полезным, уничтожив массу танков, артбатарей и машин. Самолет доказал свою реальную ценность на поле боя и заработал себе право на новую жизнь.
  Фирме "Boeing" поручили провести его модернизацию, поскольку он стал интенсивно применяться в боевых действиях над Балканами, а позже - вновь над Ираком и над Афганистаном. Характер операций "Enduring Freedom" и "Iraqi Freedom" заставил ВВС США принять на вооружение усовершенствованную версию A-10C. Новый стандарт, утвержденный в сентябре 2007 года, перенес штурмовик A-10 в эру цифровых и сетевых технологий. В кабине пилота установлены новые дисплеи, органы управления самолетом, совместимые с контейнерами целеуказания Litening и Sniper, а также канал передачи данных слежения за обстановкой (SADL). Самолет обрел способность использовать управляемое оружие с наведением от системы GPS навигации (программа JDAM).


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Fairchild Republic A-10A Thunderbolt II

  Тип: одноместный штурмовик
  Силовая установка: два турбовентиляторных двигателя General Electric TF34-GE-100 тягой по 40,32 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость 706 км/ч на уровне моря; начальная скороподъемность 1829 м/мин; дальность полета со сбрасываемыми баками 3949 км; радиус действия 1000 км при глубоком проникновении либо 463 км в ближней авиаподдержке с барражированием продолжительностью 1 ч 42 мин
  Масса: пустого самолета 11321 кг; максимальная взлетная 22 680 кг
  Размеры: размах крыла 17,53 м; длина 16,26 м; высота 4,47 м; площадь крыла 47,01 мг
  Вооружение: неподвижная курсовая 30-мм пушка General Electric GAU-8/A Avenger с вращающимся блоком стволов, плюс боевая нагрузка массой до 7257 кг на трех подфюзеляжных и восьми подкрыльевых узлах подвески. Как правило, она включает шесть ракет ASM AGM-65 Maverick, 907-кг бомбы "Paveway" с лазерным наведением, 907-кг, 454-кг и 227-кг бомбы GBU-15 свободного падения либо с тормозным парашютом, напалмовые бомбы BLU-1 либо BLU-27, кассетные бомбы Rockeye II, CBU-52 либо CBU-71, многозарядные ПУ НАР LAU-68, и контейнеры SUU-23 с 20-мм пушками.
A-10C Thunderbolt II. Самолеты A-10/OA-10 создавались в годы холодной войны как одно из основных средств борьбы с советскими танковыми подразделениями, но первое их боевое применение состоялось только во время войны в Персидском заливе в 1991 году. Впоследствии данные штурмовики активно применялись в ходе вооруженных конфликтов на Балканах; в сентябре 2001 года им пришлось наносить удары по отрядам движения "Талибан", загоняя их в горы Афганистана, а в марте 2003 года, в рамках операции "Iraqi Freedom", они уже уничтожали бронетехнику иракской Республиканской гвардии. Самым молодым эксплуатантом A-10 стала 107-я эскадрилья "Red Devils" 127-го авиакрыла авиации Национальной гвардии штата Мичиган - в мае 2009 года она получила первые 24 самолета A-10C, заменившие F-16. Эскадрилья приписана к авиабазе Национальной гвардии Селфридж и использует A-10C в роли передового авианаводчика для борьбы с бронетехникой противника и непосредственной огневой поддержки войск, а также в рамках поисково-спасательных операций.
A-10A Thunderbolt II
The Fairchild YA-10A.
The Fairchild A-10A, one of the two A-X close air support aircraft now being evaluated competitively by the USAF.
Fairchild Republic A-10A single-seat twin-engined close-support aircraft. The lower side view shows a projected two-seat version
Fairchild Republic A-10A single-seat twin-engined close-support aircraft
Fairchild Republic A-10A Thunderbolt II
Сравнение Ил-102 с аналогами
Fairchild A-10A Thunderbolt II