Fairchild-Republic A-10 Thunderbolt II
Страна: США
Год: 1972


Одноместный штурмовик
Описание
Фотографии:

Цветные фото (163)
Fairchild Republic A-10A Thunderbolt II

   Самолет A-10A Thunderbolt II, первоначально задуманный для действий против партизан в Юго-Восточной Азии, появился в виде специализированной машины для непосредственной авиаподдержки наземных войск и уничтожения вражеской бронетехники. Для участия в конкурсе были собраны два опытных самолета YA-10A. 18 января 1973 года разработка фирмы "Fairchild Republic" победила конкурента - YA-9A от фирмы "Northrop". Затем последовали шесть предсерийных самолетов. Впоследствии первый из них переделали в двухместный вариант YA-10B или N/AW A-10 со штурманом-оператором систем вооружения, предназначенный для действий ночью и в сложных метеоусловиях, однако эту программу закрыли. После восьми опытных машин собрали 707 серийных самолетов A-10A.
   Самолет A-10 прозвали "Warthog" (бородавочник) из-за его неказистой внешности. Однако именно такая с виду нелепая, но функциональная конструкция обеспечивает способность штурмовика A-10 эффективно действовать в бою. До введения автопилота A-10A требовал постоянного внимания летчика. Это было явным недостатком в дальних полетах, но это же придало ему необычайную маневренность, позволяя уклоняться от огня на очень малой высоте. При выборе конфигурации штурмовика A-10 для повышения его выживаемости пару широко разнесенных двигателей установили высоко по бокам хвостовой части фюзеляжа, где они прикрыты от наземного огня с большинства ракурсов либо крылом, либо хвостовым оперением. Прочная конструкция и резервирование всех систем гарантируют, что A-10 может продолжать полет с большим количеством боевых повреждений, включая выход из строя одного двигателя и полное разрушение консоли стабилизатора. Титановая броня защищает пилота и боекомплект пушки. Кроме того, самолет получился довольно простым и легким в обслуживании. В расчетном сценарии боевого применения штурмовик A-10 должен выполнять за день большое количество коротких вылетов, проводя на земле минимум времени на дозаправку, перевооружение и техобслуживание, а при необходимости и мелкий ремонт. Наземное обслуживание облегчалось благодаря наличию многочисленных быстросъемных смотровых панелей.
   Если смотреть с точки зрения вооружения, то самолет A-10 разработали вокруг огромной 30-мм пушки GAU-8/A с вращающимся блоком из семи стволов. Однако основным оружием штурмовика стала ракета AGM-65 Maverick с системой телевизионного либо ИК-наведения.
   В начале карьеры самолета A-10 его БРЭО было не очень сложным. Имелся коллиматорный индикатор и экран для наведения ракет Maverick. Система поиска целей и наведения Pave Penny на пилоне под передней частью фюзеляжа обнаруживала цель, обозначенную наводчиком с помощью лазера. Лазерный дальномер-целеуказатель не устанавливался. Позднее большинство самолетов получило систему LASTE (безопасный полет на малой высоте и целеуказание) с долгожданным автопилотом. Система LASTE также значительно повысила точность стрельбы из пушки.
   Первые A-10A поступили на авиабазу Дэвис-Монтан, Аризона, в 355-е учебное крыло тактических истребителей. Позднее их получили 23-е и 354-е крылья тактических истребителей, различные части Резерва ВВС США и авиации Национальной гвардии, а также части, размещеные в Южной Корее и на Аляске.
   Штурмовики A-10A были очень важны для Европейского ТВД. В 81-м крыле тактических истребителей летали шесть эскадрилий таких машин с базированием в Вудбридже и Бентуотерсе, Великобритания.
   Уровень защищенности штурмовиков A-10 постоянно вызывал ожесточенные споры. Наконец было решено постепенно снимать их с вооружения, заменяя истребителями F-16 Fighting Falcon. В то же время штурмовиками A-10A стали заменять устаревшие самолеты-авианаводчики OV-10 Bronco. A-10A без внесения каких-либо изменений переименовали в версию передового авианаводчика OA-10A и передали в эскадрильи тактической авиаподдержки. OA-10A может нести контейнеры с ракетами для маркировки целей и УР AIM-9 Sidewinder для самозащиты. С начала 1990-х годов штурмовики A-10 постепенно списывались ввиду изменения стратегии США и общего сокращения сил в связи с ликвидацией "советской угрозы". Но тут "Warthog" внезапно попал на войну. В составе временного 354-го крыла тактических истребителей 144 штурмовика A-10 совершили много боевых вылетов в кампании 1991 года против Ирака, проводя охоту за вражеской бронетехникой и ракетными комплексами Scud. A-10 оказался весьма полезным, уничтожив массу танков, артбатарей и машин. Самолет доказал свою реальную ценность на поле боя и заработал себе право на новую жизнь.
   Фирме "Boeing" поручили провести его модернизацию, поскольку он стал интенсивно применяться в боевых действиях над Балканами, а позже - вновь над Ираком и над Афганистаном. Характер операций "Enduring Freedom" и "Iraqi Freedom" заставил ВВС США принять на вооружение усовершенствованную версию A-10C. Новый стандарт, утвержденный в сентябре 2007 года, перенес штурмовик A-10 в эру цифровых и сетевых технологий. В кабине пилота установлены новые дисплеи, органы управления самолетом, совместимые с контейнерами целеуказания Litening и Sniper, а также канал передачи данных слежения за обстановкой (SADL). Самолет обрел способность использовать управляемое оружие с наведением от системы GPS навигации (программа JDAM).


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Fairchild Republic A-10A Thunderbolt II

   Тип: одноместный штурмовик
   Силовая установка: два турбовентиляторных двигателя General Electric TF34-GE-100 тягой по 40,32 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость 706 км/ч на уровне моря; начальная скороподъемность 1829 м/мин; дальность полета со сбрасываемыми баками 3949 км; радиус действия 1000 км при глубоком проникновении либо 463 км в ближней авиаподдержке с барражированием продолжительностью 1 ч 42 мин
   Масса: пустого самолета 11321 кг; максимальная взлетная 22 680 кг
   Размеры: размах крыла 17,53 м; длина 16,26 м; высота 4,47 м; площадь крыла 47,01 мг
   Вооружение: неподвижная курсовая 30-мм пушка General Electric GAU-8/A Avenger с вращающимся блоком стволов, плюс боевая нагрузка массой до 7257 кг на трех подфюзеляжных и восьми подкрыльевых узлах подвески. Как правило, она включает шесть ракет ASM AGM-65 Maverick, 907-кг бомбы "Paveway" с лазерным наведением, 907-кг, 454-кг и 227-кг бомбы GBU-15 свободного падения либо с тормозным парашютом, напалмовые бомбы BLU-1 либо BLU-27, кассетные бомбы Rockeye II, CBU-52 либо CBU-71, многозарядные ПУ НАР LAU-68, и контейнеры SUU-23 с 20-мм пушками.
YA-10 несет тяжелый груз из шести ракет AGM-65 Maverick во время одного из первых учебных полетов. Этот прототип изначально летал с 20-мм пушкой M61A1 Vulcan вместо запланированной CAU-8/A Avenger.
Конкурс АХ. Май 1972г.: оба конкурента по программе AX (Attack Experiment) ВВС США выполнили первые полеты. Fairchild YA-10 (фото) поднялся в воздух на базе Эдвардс 10 мая, 30 мая также на базе Эдвардс выполнил первый полет Northrop YA-9. ВВС США требовался самолет непосредственной авиационной поддержки, способный нести большое количество вооружения. В январе следующего года победителем конкурса объявили "Fairchild", на вооружение A-10 был принят в 1975 году.
Teh first prototype Fairchild Republic A-10A close-support aircraft (two General Electric TF34 turbofan engines)
Изначально самолет A-10 предназначался для доставки к целям большого количества авиационных средств поражения.
Fairchild A-10A Thunderbolt II of the 81st TFW during Red Flag 84-4. It has an ALQ-131 jamming pod under the port wing (camouflaged), an AGM-65 Maverick and, under the fuselage, a small ECM pod.
A-10C совершил первый полет 20 января 2005 года с авиабазы Иглин. Самолет, оборудованный для испытаний штангой с измерительной аппаратурой, пилотировал майор Мишель Роулс из 40-й испытательной эскадрильи 46-го испытательного крыла.
С опытного A-10C производится первый для этого типа самолета сброс высокоточной бомбы LJDAM (Laser Joint Direct Attack Munition). LJDAM обеспечивает точность применения и устойчивость к помехам как у бомбы с лазерным наведением, в сочетании с гибкостью, даваемой системой GPS-навигации.
The 74th FS (foreground) flies in formation with 75th FS A-10s over the Georgia countryside.
This angle of this photograph shows the tightness of the formation to great effect
Во время холодной войны такие сюжеты можно было и не увидеть - B-52 в роли носителя неядерного оружия. B-52 и сопровождающий его штурмовик A-10 "Warthog" принадлежат 917-му авиакрылу Резерва ВВС США (авиабаза Барксдейл, штат Луизиана).
Crew co-operation is essential during CSAR operation; an A-10C circles the 7.62mm minigun-equipped CSAR HH-60G and HC-130P while inbound to a training CSAR exercise.
Защищенный мощной броней и обладающий широкой номенклатурой вооружения, A-10 является одним из наиболее эффективных самолетов поля боя в мире. Тактика применения, отработанная в Ираке и Афганистане, позволила еще больше расширить потенциал этой машины.
Вооруженный УР Maverick, штурмовик A-10 из 57-го авиакрыла заходит на цель. В ходе операции "Allied Force" в Косово эти штурмовики выполняли полеты, решая одновременно как штурмовые задачи, так и действуя в роли передовых авианаводчиков.
The US Air Force announced on March 5, 2014 that the 122nd Fighter Wing (FW), Indiana Air National Guard, based at Baer Field in Fort Wayne, will swap its A-10Cs for Block 40 F-16C/D Fighting Falcons. The 122nd FW previously flew the F-16 between 1991 and 2010 when it converted to the A-10C Thunderbolt II.
An A-10C Thunderbolt II departs from a KC-135 Stratotanker in a stylish manoeuvre during a mission in support of Operation Inherent Resolve.
This is a good shot of an A-10C's wing; the FY2019 NDAA allocated $144.2 million for the A-10 Wing Replacement Program.
A-10 взлетает с Авиано. Самолет несет смешанную боевую нагрузку. На внешних пилонах разместилось оборонительное вооружение, состоящее из двух ракет AIM-9M и контейнера РЭБ ALQ-131, а на внутренних - наступательное: два блока НАР, две ракеты Maverick и две бомбы Mk 82.
The A-10 Thunderbolt II may be sacrificed in response to potential cuts in the US Air Force’s budget. Other aircraft under threat are the KC-10A Extender tanker/ transport, MC-12W Liberty intelligence, surveillance and reconnaissance platform, B-1B Lancer bomber, and the F-15C Eagle fighter.
A Fairchild Republic A-10A Thunderbolt II. The aircraft belongs to the 23rd Fighter Group 'Flying Tigers' at Pope AFB, North Carolina, which wear shark teeth markings.
Первым подразделением, получившим A-10, стало 355-е тактическое истребительное авиакрыло, считавшееся учебным подразделением. Вскоре его самолеты совершили тур по Европе. Однако вовремя показа на Парижском авиасалоне 3 июня 1977 года летчик-испытатель компании "Fairchild" Сэм Нельсон погиб, когда его самолет (на фотографии) врезался в землю при выполнении серии петель на малой высоте.
A-10 до сих nop остается лучшим самолетом непосредственной огневой поддержки Вооруженных сил США. Данный A-10C запечатлен во время операции в Афганистане, ноябрь 2008 года.
One of the 81st TFW Fairchild A-10A Thunderbolt Its displays its "lizard" finish.
Survivability over the battlefield was the primary design aim of the A-10, hence the widespread use of armour plating, its duplicated flying control system, twin-engine configuration (suitably spaced such that debris resulting from a hit on one engine would not cause catastrophic damage to the other engine) and high manoeuvrability.
Самолет способен на малых скоростях выходить на очень большие углы атаки, что обеспечивает ему отличные маневренные качества - ключ к выживанию в условиях поля боя европейского театра военных действий времен холодной войны, перенасыщенного средствами ПВО. Отличная маневренность самолета пришлась очень кстати в горах Афганистана и на просторах Ирака, где самолеты наносили удары по противнику, находившемуся в непосредственной близости от сил коалиции.
Для выполнения боевых задач над заснеженной территорией A-10 нес временную белую окраску. Этот экземпляр совершает учебный полет в небе Аляски в 1982 году.
Типовое вооружение A-10, действовавших над бывшей Югославией, состояло из управляемых ракет Maverick, бомб Mk 82, ракет "воздух-воздух" и пушки. Хотя счет побед A-10 довольно велик, до сих пор идут дебаты о его соответствии истине, так как сербы зарекомендовали себя мастерами маскировки и создания ложных целей.
Вначале штурмовики A-10 были сосредоточены на британских авиабазах Бентуотерс и Вудбридж, но затем их численность сократили, а оставшиеся - перебазировали на авиабазу Олконбери. Данный A-10A принадлежал ныне уже не существующей 91-й тактической истребительной эскадрилье (Вудбридж).
USAF A-10A Thunderbolt II 81-0944 'AK' from the 354th Fighter Wing/355th Fighter Squadron flies near its base at Eielson Air Force Base, Alaska, on May 29, 2007 whilst participating in Exercise Red Flag Alaska. This was one of the final flights by aircraft of the 355th FS, because as part of the continuing Base Realignment and Closure process, it was announced on May 13, 2005, that the unit will deactivate during Fiscal Year 2007. Most of the unit's A-10As (12 aircraft) will be transferred later this year to Moody AFB, Georgia, to join the 23rd Wing, whilst three others will go to the 917th Wing at Barksdale AFB, Lousiana, and the remaining three will be held in reserve.
Авиабаза Эйелсон (штат Аляска) имела особенное значение для A-10 с тех пор, как в конце 1981 года самолеты прибыли туда в составе 18-й тактической истребительной эскадрильи. Причем подразделение было готово к быстрой отправке на корейский полуостров в случае обострения обстановки. Последний A-10 покинул базу на Аляске в 2007 году.
Штурмовики A-10A проявили себя в балканской войне не лучшим образом.
Мощная пушка GAU-8/A Avenger самолетов OA-10/A-10 может использоваться и для маркировки целей при выполнении заданий передового авианаводчика.
Летчик штурмовика A-10A ведет огонь из пушки
An A-10 fires a volley of 30mm rounds at a target on the Saylor Creek Range in Idaho during gunnery competition Hawgsmoke 2010.
Стреляющая снарядами из обедненного урана размером с молочную бутылку, пушка GAU-8/A способна поражать броню основных боевых танков. Это орудие, установленное на штурмовиках A-10, интенсивно используется в Ираке и Афганистане.
GAU-8 Avenger. Восьмиствольная пушка GAU-8 калибра 30 мм с вращающимся блоком стволов (на фото - стрельба из пушки) является частью системы А/А 49E-6 штурмовика A-10A.
A 303rd FS A-10 fires its 30mm gun at a target on the Smoky Hill range during Hawgsmoke 2008. This unit won the previous competition in 2006 and thus hosted the event this year. The overall winner this time round was the 190th FS of the Idaho ANG.
Штурмовик A-10 Thunderbolt II из 355-й истребительной эскадрильи ВВС США (авиабаза Эйелсон, Аляска) ведет огонь из бортовой семиствольной 30-мм пушки GAU-8
Тактика времен холодной войны диктовала использование пушки GAU-8, в первую очередь, для поражения советских зенитно-артиллерийских установок, прежде всего - ЗСУ-23-4 "Шилка". Шквальный огонь "Шилок" мог уничтожить в полете даже ракету Maverick. Сквозь него могли пролететь разве что 30-мм снаряды системы Avenger.
Не обладая высокими скоростными данными, A-10 отличался хорошей маневренностью на малых высотах. Это обеспечило ему хорошую живучесть в бою, а вскоре его задачи расширились - к борьбе с бронетанковой техникой добавились участие в поисково-спасательных операциях и работа в роли самолета передового наведения.
"Главным калибром" штурмовика A-10A являются УР "воздух-поверхность" AGM-65 Maverick, предназначенные для уничтожения точечных целей. Ракеты используются в двух вариантах, отличающихся друг от друга системами наведения: инфракрасной (на снимке) и телевизионной.
An A-10C Thunderbolt II conducts close-air support training on the Barry Goldwater range near Davis-Monthan Air Force Base, Arizona. The A-10C, this aircraft is assigned to the 188th Fighter Wing, Arkansas Air National Guard based at Ebbing Air National Guard Base, is one of the types that could face the 'vertical cut' amid budget constraints.
Fairchild's A-10 Thunderbolt II was specifically designed for close air support and has proved its worth in combat. One hundred and twenty-five of these aircraft are being upgraded and among the additions will be a situational awareness datalink to aid the identification of friendly forces. This A-10A of the 172nd Fighter Squadron of the Michigan ANG is pictured dropping general purpose bombs and is also carrying a Sidewinder air-to-air missile and Maverick air-to-ground missile
Большое крыло A-10, имеющее многочисленные узлы подвески, дает этому самолету возможность нести впечатляющий набор оружия. Но лишь после появления модификации A-10C машина смогла в полной мере использовать высокоточные боеприпасы.
Mean'n'Moody - a 23rd Wing A-10C gets close to the cameraship.
Штурмовики A-10 Thunderbolt с мощной 30-мм пушкой GAU-8 Avenger уничтожали иракские бронетанковые силы, подбив множество танков. Двум A-10 удалось сбить иракские вертолеты.
В Ираке и Афганистане A-10 Warthog в очередной раз доказал, что он является одним из лучших самолетов непосредственной авиационной поддержки в мире.
Capt Brad Wethington from the 74th FS shows the training AGM-65 Mavericks along with 3kg practice bombs.
Вид спереди самолета A-10 позволяет увидеть важные детали его конструкции. Для выживания под зенитным огнем требовалось, чтобы двигатели размещались дальше друг от друга и были частично экранированы элементами планера.
Дозаправка штурмовика A-10A в полете от воздушного танкера KC-135
В соответствии с концепцией, принятой ВВС США, A-10 оснащены системой дозаправки в полете. Самолеты-заправщики широко использовались во время операции "Allied Force", и здесь Thunderbolt II заправляется от KC-135.
Размещенный прямо перед кабиной топливоприемник сильно упростил процедуру дозаправки топливом в воздухе. На снимке: штурмовик дозаправляется от KC-135 Stratotanker. Возможность приема топлива в полете существенно повысила боевой потенциал A-10 и позволила ему находиться в районе цели более продолжительное время.
A-10A применяли преимущественно бомбы Mk 82, УР AGM-65 Maverick и средства для обозначения целей. Самолеты совершали ежедневные вылеты наряду с британскими Harrier и F-16CG из ВВС США.
A KC-46A Pegasus refuels an A-10C Thunderbolt II during a test flight on July 15, 2016, one of a series of test refuellings to test the hydraulic pressure relief valves installed on the KC-46A to correct higher than expected axial loads in the boom.
A-10 великолепно справляется с задачами непосредственной поддержки войск, что было доказано сначала в Ираке, а затем в Афганистане. Представленный на снимке A-10C, вооруженный JOAM, отправляется на очередное задание.
Не сладко пришлось в небе Югославии корректировщикам OA-10A, созданным на основе бронированных штурмовиков. Часами висеть над позициями противника, как это делали немецкие "рамы" сейчас уже невозможно.
Штурмовики A-10A в полете
Captain Dylan 'Habu' Thorpe demonstrates the A-10C dispensing flares while Captain Brad 'Slaw' Wethington formates for the camera.
Самолет оптимизирован для маневрирования малых высотах, отчего облик A-10A выглядит очень необычным для современных реактивных летательных аппаратов. Модернизированные по самому последнему слову науки и техники самолеты A-10 способны не только наносить удары по точечным целям, но и вести разведку.
Пара A-10 из 81-й эскадрильи готовится отойти от самолета-заправщика перед очередным боевым вылетом над бывшей Югославией. Эскадрилья, входившая в состав 52-го авиакрыла, обычно базировалась в Шпангдалеме (Германия), но во время операции "Allied Force" действовала с итальянских авиабаз Авиано, а позднее с Джиоя-дель-Колле.
Самолеты A-10 и OA-10 стали настоящим бичом для иракской армии. Штурмовики сокрушали оборону противника, облегчая боевые действия сухопутным войскам. Самолеты A-10 сохранили жизни многим солдатам коалиционных войск.
Универсальность A-10. A-10A, способный нести большую часть арсенала неуправляемого (и значительную часть управляемого) вооружения ВВС США, действует в передовых эшелонах американской авиации на протяжении трех десятилетий. На снимке: самолет из 75-й эскадрильи, его боевая нагрузка типична для эпохи холодной войны: УР "воздух-поверхность" AGM-65, бомбы Mk 82, УР "воздух-воздух" AIM-9 и контейнер с аппаратурой РЭБ. Голубая маркировка на ракетах Maverick и бомбах означает, что они снабжены инертными (учебными) боевыми частями. Несмотря на множество фотографий штурмовиков A-10A, увешанных бомбами и ракетами, необходимость обеспечения высокой маневренности в реальных боевых действиях заставляла серьезно ограничивать массу боевой нагрузки, а особенно - в условиях жары и высокогорья Афганистана.
354-е ТИАКР было первым боевым подразделением, получившим A-10. На фотографии пара самолетов демонстрирует первоначально принятую схему окраски - MASK-10A.
Штурмовики A-10 на боевом курсе
A-10 имел несколько схем окраски, прежде чем ВВС США заменили первоначальную светло-серую на зеленую с серой. Окраска, известная под названием Charcoal Lizard, стала стандартным камуфляжем на многие годы. В конце 1990-х самолет вернулся к прежней схеме окраски - полностью серой.
Основной зоной ответственности A-10 стал Центрально-европейский ТВД. В 1980-х годах в Великобритании базировалось шесть эскадрилий, готовых отправиться на подготовленные передовые базы в Германии, чтобы сдержать наступление танковых сил стран Организации Варшавского договора.
A-10A
В 1980-1990 годах не исключалось снятие с вооружения ВВС США самолетов A-10A, тогда же функции штурмовиков были несколько расширены - часть штурмовиков доработали в самолеты передового авиационного наведения.
Совместное маневрирование самолетов A-10 и F-35
An A-10C leads an A-29B through chocolate mountains in the National Training Center range.
An A-29B lands on runway 03R while an A-10C takes runway 03L.
An A-10C executes a show of force during training with American and Brazilian TACPs at Fort Irwin.
Being pressed into use against a number of ground targets, including armour, bridges and troop concentrations, the A-10A Thunderbolts of the 52nd FW were initially based at Aviano but have now been moved to Gioia del Colle in southern Italy. Armament includes Maverick air-to-surface missiles, 2.75in unguided rockets and sidewinder air-to-air missiles for self defence.
Eight A-10Cs from Michigan Air National Guard's 127th Fighter Wing based at Selfridge Air National Guard Base transited RAF Mildenhall, Suffolk on May 31 - June 1, 2018 on their way to Lielvarde Air Base, Latvia. A specially marked Thunderbolt II 81-0994/MI commemorates the unit's World War Two history when it flew the type's namesake, the P-47D Thunderbolt.
355-е ТИАКР было известно как учебное подразделение A-10, хотя позже оно выполняло боевые задачи. Ясное и просторное небо Аризоны обеспечивало отличные условия для учебных полетов.
An A-10C Thunderbolt II (serial number 78-0598/'FT') from the 74th Fighter Squadron based at Moody Air Force Base, Georgia, lands on a sand strip at the White Sands Missile Range, New Mexico.
A-10 из 442-го истребительного крыла взлетает с авиабазы Баграм в Афганистане. Под правой плоскостью крыла самолета подвешен контейнер целеуказания Litening.
Американская авиационная техника, впервые представленная на МАКСе
A 103rd FS/Pennsylvania ANG Thunderbolt II departs Salina Municipal Airport on a Hawgsmoke sortie.
Fairchild Republic A-10A of the 25th Fighter Squadron, 51st Fighter Wing at Osan AB pictured in mid-2007 wearing the wing's new checkerboard markings, derived from those worn by its F-86 Sabres during the Korean War.
An A-10C pilot, clearly in a jubilant mood ahead of his mission.
A-10C Thunderbolt II 80-0269, from Michigan Air National Guard’s 107th Fighter Squadron, taxies in during Exercise Angel Thunder 2014 at Davis-Monthan Air Force Base, Arizona.
Impressive nose art on an A-10 of the 190th FS, Arkansas ANG. This was one of 24 Thunderbolt Ils to attend the event. Originally 70 aircraft were to take part, but just prior to the competition a large part of the A-10 fleet was grounded for wing inspections.
A crew chief signals the pilot to stop.
Этот A-10C из 104-й экспедиционной истребительной эскадрильи (EFS) только что вернулся из боевого вылета на авиабазу Аль-Асад в Ираке. Именно в небе этой страны состоялся боевой дебют A-10C.
Самолеты A-10A, базировавшиеся в континентальной части США, составляли основу сил быстрого реагирования, будучи способны за короткий срок долететь до горячей точки. На фотографии A-10 выполняет рулежку по ВПП, на заднем плане виден F-4 Phantom египетских ВВС, египетская авиабаза, учения "Bright Star" 1982 года.
Летчик OA-10A из состава 11-й авиаэскадрильи выполняет рулежку по заснеженной ВПП авиабазы Эйелсон на Аляске. Сегодня эта эскадрилья именуется 355-й истребительной, на ее базе отрабатывалось взаимодействие передовых авианаводчиков с истребителями-бомбардировщиками F-16 в ночных условиях.
An A-10C Thunderbolt II from the 23d Fighter Group parked on the flight line at Avon Park Air Force Range, Florida.
The final four A-10Cs Thunderbolt IIs assigned to the 81st Fighter Squadron taxiing at Spangdahlem AB before departing for the United States on May 17, 2013.
Hog heaven. A ramp full of A-10s at Salina Municipal Airport during a lull in the competition.
A-10C Thunderbolt lls in the Hog Pen at Osan.
An impressive line-up of 57 of the 62 participating A-10A Thunderbolt IIs on the ramp at Fort Drum, New York, where all but one of the world's A-10A units converged on May 16-17 for Hawgsmoke 2002. The event this year was hosted by the previous winning team, the Connecticut Air National Guard's 103rd Fighter Wing/118th Fighter Squadron, from Bradley ANGB, Connecticut. Competition focuses on accurate weapons delivery with bombs, Maverick missiles and the 30mm Gatling gun. Winner's this year were Air Force Reserve Command’s 47th Fighter Squadron from Barksdale AFB, Louisiana, beating off 17 other competing units.
A Fairchild A-10A Thunderbolt II in an experimental USAF camouflage scheme.
A-10C Thunderbolt II, serial number 78-0584/ID, from the 190th Fighter Squadron, 124th Fighter Wing based at Gowen Field, Boise, Idaho sits in a revetment at Nellis Air Force Base.
A 25th Fighter Squadron A-10C taxies around the Hog Pen at Osan.
В конце 2001 года A-10 из 52-го авиакрыла продолжали оставаться на итальянской авиабазе Джиоя-дель-Колле. До этого времени подразделение было также задействовано в охране закрытой для полетов зоны на юге Ирака.
A pair of A-10C Thunderbolt Ils, registrations 81-0956 and 82-0651, from 354th Fighter Squadron ‘Bulldogs,’ taxi to depart RAF Fairford, Gloucestershire, after taking part in the Royal International Air Tattoo 2015.
Американская авиационная техника, впервые представленная на МАКСе
In typically unpredictable European summer weather, US Air Force A-10C Thunderbolt II 82-0647/VM’ from the 354th Expeditionary Fighter Squadron takes off from Lask Air Base, Poland, in a rainstorm on July 9, 2015. Aircraft from the 354th, normally resident at Davis Monthan Air Force Base, Arizona, have been operating from a number of bases in Europe over the last few months as part of a Theatre Security Package deployment under Operation Atlantic Resolve.
The 76th Fighter Squadron, part of the 476th Fighter Group, supports the 23rd Wing with personnel for exercises and deployments; currently the Group has personnel deployed at Kandahar as part of Operation Enduring Freedom. This A-10C was destroyed in a take-off accident on May 10, 2010, but luckily the pilot ejected.
A-10C (№ 80-0272) подп-ка Ли Сагстада из 303-й истребительной эскадрильи, май 2019 г.
Первый модернизированный A-10C поступил на вооружение 71-й тактической истребительной эскадрильи, дислоцированной на авиабазе Муди, штат Джорджия. Самолеты A-10C используются в Ираке и Афганистане.
Модифицированный самолет A-10C получил дополнительные антенны в центре верхней части фюзеляжа, предназначенные для системы GPS-навигации и канала передачи данных слежения за обстановкой SADL.
An A-10 from the 81st FS is marshalled into its parking spot at Bagram following a mission. USAF combat aircraft in Afghanistan are concentrated at this base near the capital, Kabul, and are heavily involved in fighting al-Qaeda and Taliban forces.
USAF A-10C Thunderbolt II 79-0209 'DM' taxies in at Davis-Monthan AFB, Arizona, on November 29, 2006 during an official roll-out ceremony to mark delivery of the first of these upgraded aircraft to the resident 355th Wing.
The maintenance crews with the 23rd AMXS get extremely busy at the end of runway (EOR), making weapons live and performing last-minute checks before the A-10s depart and land.
Несмотря на свой возраст, самолет A-10 остается важной частью ВВС США. Данный A-10 принадлежит 74-й авиаэскадрилье, он сфотографирован в 2000 году на авиабазе Аль-Джабер в Кувейте во время операции "Southern Watch".
With improved security in the country, the USAF has moved a small number of A-10A Thunderbolt Ils of the 74th Fighter Squadron from Pope AFB, North Carolina, into Bagram air base, Afghanistan. The aircraft come under the control of the 332nd Air Expeditionary Group at Bagram. Crew chiefs from the 74th Expeditionary Fighter Squadron are seen here preparing the aircraft for a mission on March 29, 2002 - note the derelict Afghan Air Force MiG-21s littering the background, most of them derelict for many years before the recent conflict.
A-10 из 74-го истребительного крыла взлетает с иракской авиабазы Аль-Асад, 2007 год. Самолет несет четыре КАБ GBU-12 с лазерным наведением и ракету AGM-65 Maverick.
Из устаревшей машины A-10 превратился в один из самых удачных и эффективных боевых самолетов нашего времени. У Warthog модификации C "заточили когти", установив на него современнейшее бортовое радиоэлектронное оборудование, позволившее использовать самое совершенное вооружение. На снимке: первый A-10C, прибывший на авиабазу Муди в Джорджии.
GAU-8 Avenger. Восьмиствольная пушка GAU-8 калибра 30 мм с вращающимся блоком стволов (на фото - блок стволов) является частью системы А/А 49E-6 штурмовика A-10A.
Пилоты A-10 совершали по несколько боевых вылетов в день. Условия обитания по американским меркам считались примитивными, зато летчики практически не встречали противодействия от авиации и ПВО противника. Отчасти именно эти два последних фактора определили высочайшую результативность штурмовиков.
To gain as much training as possible and avoid unserviceability the 23rd Wing's A-10Cs are hot-refuelled after the first sortie: here a 75th Fighter Squadron takes on fuel prior to another sortie.
"Hawg" в Ираке. A-10 "Hawg" отличились и в ходе операции "Освобождение Ирака", укрепив свою репутацию, полученную при проведении "Бури в пустыне". Возможностями A-10 - временем реакции на угрозу, выживаемостью и эффективностью действий по наземным целям - не обладает ни один другой самолет. Хотя использование мощной пушки GAU-8 для штурмовки целей крайне эффективно, применение снарядов с урановыми сердечниками вызвало международный скандал: остатки урана на местности приводили к рождению нездоровых детей. Дебют варианта A-10C в Ираке состоялся в 2007 году, когда сюда перебросили 104-ю эскадрилью Национальной гвардии штата Мэриленд. Системы A-10C позволили снизить время атаки, к примеру, для сброса КАБ с лазерным наведением в кабине A-10A необходимо переключить 14 тумблеров, а в кабине A-10C - всего четыре.
Международный авиасалон в Чехии Брно-2005 "CIAF"
Пилот штурмовика A-10 Thunderbolt II из авиации Национальной гвардии штата Мэриленд покидает свою машину после посадки на аэродроме Кандагара. A-10 - главный самолет обеспечения непосредственной авиационной поддержки войск в Афганистане.
Из-за необходимости размещения мощной пушки по оси фюзеляжа, носовую стойку шасси самолета A-10 пришлось сильно сместить
Главным оружием штурмовика A-10 Thunderbolt II является установленная в носовой части фюзеляжа 30-мм пушка и подвешиваемые под крыло и фюзеляж УР Maverick.
Четвертый предсерийный самолет прошел эксплуатационную оценку. Как и все предсерийные машины, он изначально оснащался пушкой GAU-8/A, установка которой потребовала смещения вправо передней стойки шасси.
30-мм снаряд к пушке GAU-8
Штурмовики A-10 "Тандерболт" приняли участие в боевых действиях на заключительном этапе конфликта.
Для самообороны на штурмовик обычно подвешивают контейнер РЭБ ALQ-131/184 (на один из внешних пилонов) и две УР "воздух-воздух" AIM-9L (на противоположный пилон). УР Sidewinder штурмовики в боевой обстановке не использовали еще ни разу, хотя летчики A-10A сбили несколько самолетов в воздушных боях из пушек GAU-8.
Штурмовик A-10
На итальянской авиабазе Джиоя-дель-Колле техники по вооружению подвешивают бомбы Mk 82 под крыло самолета A-10 из состава 81-й эскадрильи.
Стандартным вооружением самолета передового авианаводчика OA-10 служат блоки НАР LAU-68. Каждый блок снаряжается семью ракетами, предназначенными для маркировки целей. Ракеты снабжены двигателями Mk 66 и головными частями, начиненными белым фосфором. Такие ракеты широко применяются в Афганистане.
Восьмиствольная пушка GAU-8 калибра 30 мм с вращающимся блоком стволов является частью системы А/А 49E-6 штурмовика A-10A. Масса системы 1905 кг, включая магазин барабанного типа на 1174 снаряда (на фото). В боекомплект пушки входят снаряды разного типа, но обычно магазин снаряжают так, что на каждые пять бронебойно-зажигательных снарядов PGU-14 массой 0,75 кг приходится один 0,68-кг фугасно-зажигательный снаряд PGU-13. Начальная скорость полета снаряда PGU-14 с сердечником из обедненного урана составляет 988 м/с. Снаряд способен вывести из строя танк на дистанциях до 6600 м. Система Avenger имеет скорострельность 2100 (нормальная) или 4200 выстрелов в минуту. Снаряды в магазине размещены радиально, параллельно продольной оси магазина.
Авиатехник произвел заключительный осмотр A-10 перед вылетом. Самолеты готовятся взять курс на бывшую Югославию.
Green Flag puts young soldiers and pilots into very realistic combat-like training, so they gain a taste of what they can expect in real combat and understand the complexity of the battle for aircrews as they enter the fight.
Для снаряжения магазина на аэродроме используется особое приспособление (на снимке), позволяющее одновременно удалять из магазина стреляные гильзы и подавать в него снаряды, снаряжение магазина в полном объеме занимает всего 13 мин.
Даже в эпоху высокоточного оружия, пушки продолжают играть важную роль. Установленное на A-10 орудие GAU-8 Avenger способно внушить страх любому противнику разрушительной силой и точностью своей стрельбы.
Майор Эрик Кнауф занимает свое место в кабине "Hog",авиабаза Багарам. Пистолет, входящий в комплект оснащения аварийного жилета, - дань опасному характеру полетов в Афганистане.
Нередко "боевую раскраску" наносили на внутреннюю поверхность створки, закрывавшей отсек встроенной стремянки. На фотографии - самолет из 353-й эскадрильи "Panthers" 354-го авиакрыла.
После отказа от использования армейских боевых вертолетов AH-64 против сербской бронетехники в Косово задачи по борьбе с ней были возложены на "старые, простые и надежные" A-10.
Штурмовики A-10 широко привлекались к многочисленным учениям и принимали активное участие в боевых действиях, а тактика их пилотов больше напоминала действия летчиков-штурмовиков Второй мировой войны. Стремительный выход на цель, проход на бреющем полете - и враг уничтожен.
Отметки об уничтоженных целях на фюзеляже A-10 80-0170 Lakanuki, в том числе три РЛС, пусковые установки БР Scud, 11 танков и 42 боевые бронированные машины.
На борту A-10A "Тандерболт II" цифрам внутри силуэтов отмечены все "победы" 21-й штурмовой эскадрильи в ходе "Бури в пустыне" (1 самолет, 1 вертолет, 5 радаров, 5 танков, 14 БМП, 19 зенитных установок и т.д.)
Экипажи всегда щедро украшают свои самолеты "веселыми картинками". Причем "ядром" живописи на самолетах A-10 часто оказывалась мощная бортовая пушка.
ALE-40 dispensers seen on a USAF A-10A.
Ground equipment used to transport and load munitions onto the A-10C stands ready at Nellis during Exercise Green Flag-West 19-8.
In 2010, a USAF A-10C Thunderbolt fuelled by a 50/50 blend of hydrotreated renewable jet and JP-8 conducted the first flight of an aircraft powered solely by a biomass-derived jet fuel blend