Douglas A-20 Boston / Havoc / P-70 Nighthawk
Варианты:
Douglas - A-20 Boston / Havoc / P-70 Nighthawk - 1938 - США
Страна: США
Год: 1938


Легкий бомбардировщик с экипажем из трех человек
Описание:
A-20 Boston / Havoc / P-70 Nighthawk
A-20 Boston (торп.)
P-70 Nighthawk/Douglas Havoc
Douglas A-20, DB-7, P-70 Boston и Havoc
Фотографии:

Ч/б фото (148)

A-20 Boston / Havoc / P-70 Nighthawk

Средний бомбардировщик и тяжелый штурмовик, двухмоторный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси с носовой стойкой. Экипаж 3 - 4 человека. Проектирование начато в "Нортроп авиэйшн корпорейшн" под руководством Дж.Нортропа и Э.Хейнемана. Впоследствии фирма поглощена "Дуглас эйркрафт", и самолет доведен до уровня серийного производства под руководством Э.Уэйденхеймера. Опытный самолет ("модель 7B") впервые поднялся в небо 26 октября 1938 г. Серийное производство начато в октябре 1939г. Бомбардировщик выпускался на заводах "Дуглас" (Санта-Моника), "Боинг" (Сиэттл). Всего построено 7479 экз.
Состоял на вооружении во Франции с ноября 1939 г., Великобритании - с июня 1940г., США - с декабря 1940 г., Голландской Ост-Индии - с января 1942 г., СССР и Австралии - с марта 1942 г., Южно-Африканского Союза - с 1943 г., Бразилии - с мая 1944 г.
Основные серийные модификации:
   - DB-7 (DB-7B3) с моторами R-1830-SC3-G ("Бостон" I) или R-1830-SC4-G ("Бостон"II), вооружение 6x7,5, бомбы до 800 кг;
   - DB-7A с моторами R-2600-A5B, удлиненными мотогондолами, увеличенным вертикальным оперением, вооружение 8x7,5 (в Великобритании перевооружались на 9x7,69), бомбы до 800 кг:
   - A-20A (в морской авиации именовался BD-1), аналог DB-7A для ВВС армии США с моторами R-2600-3/11, вооружение 8x7,62, бомбы до 726 кг;
   - DB-7B (DB-73, "Бостон" III), вариант DB-7A с удлиненной носовой частью, вооружение 9x7,69, у варианта "Бостон" III "Интрадер" 4x20 + 9x7,69, в СССР перевооружался 4x12,7, бомбы до 800 кг (в СССР дорабатывались под нагрузку до 1000 кг);
   - DB-7C, вариант DB-7B для Голландской Ост-Индии с торпедной подвеской, вооружение 7x7,69, в СССР перевооружался 4x12,7, бомбы до 908 кг;
   - A-20B (в морской авиации BD-2) с моторами R-2600-11 и измененным остеклением носовой части, вооружение 4x12,7 + 2x7,62, в СССР 2x7,62 в мотогондолах снимались, бомбы до 1090 кг (в СССР дорабатывались под нагрузку до 2000 кг);
   - A-20C ("Бостон" IIIA) с моторами R-2000-23, бронезащитой, протектированными бензобаками, вооружение 7x7,62, в СССР перевооружался 4х 12,7, бомбы до 908 кг;
   - A-20G, штурмовой вариант с моторами R-2600-23, неостекленной носовой частью без места бомбардира и вооружением 4x20+2x12,7+1x7,62 (G-1), 7x12,7+ 1x7,62 (от G-5 до G-15), 9x12,7 (все последующие серии), бомбы до 1816 кг;
   - A-20H, аналог A-20G с моторами R-2600-29, вооружение 9x12,7, бомбы до 1816 кг;
   - A-20J ("Бостон" IV) с моторами R-2600-23 и новой носовой частью с местом бомбардира, вооружение 5x12,7, бомбы до 1816 кг;
   - A-20K, аналог A-20J с моторами R-2600-29.
Первое боевое применение - в Южной Франции в июне 1940 г. В рядах французских ВВС DB-7B3 воевали сначала против немцев, затем летом 1940 г. совершили налет на Гибралтар и служили в авиации правительства Виши до ноября 1942 г., когда их использовали для ударов по англо-американским десантам в Алжире. Английские "бостоны" начали применяться с февраля 1942 г. в Европе, с апреля 1943 г. в Африке. A-20 ВВС армии США с августа 1942 г. воевали на Новой Гвинее, с июня 1942 г. в Европе, с декабря 1942 г. - в Северной Африке. В СССР эти бомбардировщики впервые вступили в бой в мае 1942 г. на Юго-Западном фронте и использовались далее практически на всех фронтах до конца войны. Принимали участие в сражениях под Сталинградом, на Кубани, на Курской дуге и других операциях, а также в боевых действиях против Японии в августе 1945 г. С февраля 1943 г. их применяла и советская морская авиация (как бомбардировщики, разведчики и торпедоносцы). Голландские A-20C недолго повоевали против японцев на о.Ява в начале 1942 г. Австралийские машины совместно с американскими действовали на Новой Гвинее.
Самолет снят с производства в сентябре 1944 г. Снят с вооружения во Франции и Австралии в конце 1944 г., в Великобритании - осенью 1945 г., в Южно-Африканском Союзе - в 1946 г., в США - в 1947 г. (как боевой служил до 1946 г.), в СССР - в 1952-1953 гг.


A-20G||
Размах:||18,7 м
Длина:||14,63 м
Моторы, количество х мощность:||2x1600 л.с
Взлетная масса, максимальная:||10850 кг
Максимальная скорость:||532 км/ч
Практический потолок:||7200 м
Дальность:||1740 км

A-20 Boston (торп.)

Средний бомбардировщик, цельнометаллический свободнонесущий двухмоторный моноплан, убирающееся трехколесное шасси. Проектирование самолета началось в "Нортроп авиэйшн корпорейшн" под руководством Дж. Нортропа и Э. Хейнемана. Впоследствии эта фирма была поглощена "Дуглас эйркрафт", и бомбардировщик доведен до серийного производства под руководством Э. Уэйденхеймера. Опытный самолет "модель 7B" впервые взлетел 26 октября 1938 г. Серийное производство было начато в октябре 1939 г. Всего на заводах "Дуглас" (Санта-Моника) и "Боинг" (Сиэттл) выпущено 7479 экз.
Торпедная подвеска введена впервые на модификации DB-7C (экспортная для ВВС Голландской Ост-Индии, 1941 г.) и сохранялась далее на всех последующих модификациях - A-20B, A-20C и т.д. При этом одна торпеда размещалась в бомбоотсеке в полузакрытом положении. Однако ни ВВС армии США, ни авиация других стран эту подвеску не использовали.
В СССР "бостоны" начали применяться с февраля 1943 г. как разведчики на Балтийском флоте и как бомбардировщики- на Черном море. Весной того же года на заводе # 81 изготовлен опытный образец новой торпедной подвески для A-20 на т.н. мостах, крепившихся раскосами к фюзеляжу. При этом самолет брал две торпеды по 940 кг. Переделка A-20 в торпедоносцы велась как на заводе # 81, так и на других предприятиях и в воинских частях. В большинстве переделывались самолеты модификации A-20G с моторами R-2600-23 и вооружением: 4x20+ 2x12,7+1x7,62 (G-1) или 7x12,7+ 1x7,62 (последующие серии), бомбовая нагрузка до 1816 кг (реально до 2000 кг).
Существовало два основных варианта переделки: с оборудованием кабины штурмана в носовой части (в этом случае 4x20 или 4x12,7 демонтировались) и размещением ее за местом стрелка-радиста. На серии G-1 также заменялась верхняя шкворневая установка на советскую турель и вооружение сводилось к варианту 4x20+3x12,7+1x7,62 или 3x12,7+1x7,62. Всего в СССР переделано 637 самолетов A-20.
Применение переделанных A-20 - торпедоносцев(иногда именовались A-20ДО) началось на Балтике летом 1943 г. К концу войны ими были вооружены все минно-торпедные полки Черноморского, Балтийского и Северного флотов. Переделанные A-20 использовались не только как торпедоносцы, но и как топмачтовики.
Последние A-20 сняли с вооружения советской морской авиации в 1952-1953 гг.


DB-7C (переделанный в СССР в торпедоносец)||
Размах:||18,69 м
Длина:||14,42 м
Моторы, количество х мощность:||2x1600 л.с.
Взлетная масса, максимальная (с двумя торпедами): 10528 кг||
Максимальная скорость:||413 км/ч
Практический потолок:||6800 м
Дальность:||735 км

P-70 Nighthawk/Douglas Havoc

Быстроходный и маневренный двухмоторный бомбардировщик Дуглас A-20 (в Англии именовавшийся "Бостон") стал основой для целого семейства тяжелых истребителей, построенных в разных странах. A-20 ("модель 7B") был спроектирован в КБ фирмы "Нортроп" (впоследствии отделение "Эль-Сегундо" фирмы "Дуглас") под руководством Дж.Нортропа и Э.Уэденхеймера и совершил первый полет 26 октября 1938 г.
С лета 1940 г. авиамастерские в Бэртонвуде (Англия) начали переделку американских бомбардировщиков в тяжелые ночные истребители под названием Дуглас "Хэвок". Выпускались две модификации:
"Хэвок" I с моторами R-1830-S3C-4G, вооружением 8x7,69 вперед и РЛС; "Хэвок" II с моторами R-2600-A5B, вооружением 12x7,69 вперед и РЛС.
Всего переделано 199 самолетов (включая летающие прожекторные установки "Хэвок-Турбинлайт" и минные заградители "Хэвок-Пандора"). С марта 1941 г. "хэвоки" применялись ПВО Великобритании.
В США аналогичной переделке были подвергнуты самолеты модификации A-20. Опытный образец XP-70 совершил первый полет летом 1941 г. Выпуск серии P-70 начался в апреле 1942 г.
Строились серийно три модификации:
   - P-70 на базе бомбардировщика A-20, вооружение 4x20, РЛС;
   - P-70A на базе бомбардировщика A-20C, вооружение 6(8)х12,7, РЛС;
   - P-70B на базе бомбардировщика A-20G, вооружение 6x12,7, РЛС.
Состояли на вооружении в США с сентября 1942 г. Всего выпущено 211 самолетов.
P-70 применялись с февраля 1943 г. на о. Гуадалканал, с осени того же года - на Новой Гвинее и Соломоновых островах. В СССР переделывались в ночные истребители A-20 различных модификаций (в основном A-20G-1) с установкой отечественных РЛС. Первая такая машина изготовлена в 1943 г., серийное производство велось в 1944 г. Всего переделано около 100 машин, применявшихся в 1944 - 1945 гг. в Белоруссии, Прибалтике, Польше и на Черном море.
В Великобритании "Хэвок" сняли с вооружения в январе 1943 г., в США P-70 - в сентябре 1944 г., в СССР (особых обозначений не имели) - в 1947 г.


P-70||
Размах:||18,7 м
Длина:||14,52 м
Моторы, количество х мощность:||2x1600 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||10195 кг
Максимальная скорость:||528 км/ч
Практический потолок:||8600 м
Дальность:||2330 км

Douglas A-20, DB-7, P-70 Boston и Havoc

A-20 (фирменное обозначение DB-7) был одним из самых массовых легких бомбардировщиков периода Второй мировой войны. Причем машина использовалась для решения очень широкого круга задач, каждый раз доказывая свой высокий потенциал. Базовый вариант самолета появился в 1936 году, когда уже частично попавшая под влияние "Douglas Aircraft Corporation" компания "Northrop Corporation" (полное поглощение состоялось в апреле 1937 года) приступила к проработке ударного самолета, предназначенного на замену находившимся тогда на вооружении одномоторным легким бомбардировщикам. После активных консультаций с представителями авиакорпуса Армии США, позволивших выработать наиболее оптимальные тактико-технические требования к самолету, руководство "Northrop Corporation" объявило о запуске в работу проекта, которому присвоили рабочее обозначение Northrop Model 7A.
   После переработки проекта в 1938 году появился Model 7B - двухмоторный самолет со звездообразными ПД Pratt & Whitney R-1830 Twin Wasp мощностью 1100 л. с. (820 кВт) взамен предлагавшихся изначально Pratt & Whitney R-985 Wasp Junior мощностью 425 л.с. (317 кВт). Model 7B представлял собой свободнонесущий моноплан с высокорасположенным крылом, который отличался отогнутой вверх хвостовой частью фюзеляжа с обычным хвостовым оперением. Новшеством для того времени стали трехстоечное шасси с носовой опорой, а также наличие взаимозаменяемых носовых секций фюзеляжа, что позволяло достаточно легко переоборудовать самолет в штурмовой или бомбардировочный варианты. Первый полет состоялся 26 октября 1938 года, самолет продемонстрировал хорошие характеристики, в том числе - высокие скорость и маневренность.
   Поскольку авиакорпус Армии США на тот момент потребности в таком самолете не испытывал, компания решила предложить его на экспорт. Первый заказ - на 100 самолетов - поступил от Франции в феврале 1939 года. При этом заказчик потребовал несколько доработать самолет для Европейского ТВД, где немецкие самолеты уже показали себя в ходе гражданской войны в Испании. Фюзеляж был сделан более высоким - для увеличения бомбовой нагрузки и запаса топлива, было уменьшено его поперечное сечение; вместо схемы высокоплан применена схема среднеплан; для носовой опоры была сделана более высокая стойка с масляной амортизацией; кабина экипажа и топливные баки получили бронезащиту; были установлены более мощные двигатели Twin Wasp мощностью по 1200 л.с. (895 кВт). Модернизированный самолет получил, с учетом значительности изменений, новое обозначение DB-7 (Douglas Bomber no.7), первая серийная машина поднялась в воздух 17 августа 1939 года. Несмотря на попытки "Douglas" завершить поставки всех 100 самолетов до конца 1939 года, к моменту вторжения Германии в мае 1940 года французские ВВС располагали только 60 этими машинами. И только 12 самолетов из 2-й бомбардировочной группы приняли участие в боевых действиях - 31 мая 1940 года они нанесли удар по колоннам немецкой бронетехники.
   Пока компания "Douglas" занималась разработкой самолета DB-7, поступил еще один заказ от Франции - уже на усовершенствованный вариант этого самолета. DB-7A должен был нести большее количество оборудования, поэтому должен был иметь полную массу на 24% выше, чем у DB-7, а также оснащаться более мощными звездообразными ПД R-2600 Cyclone 14 (гондолы двигателей и способ их установки были изменены). Поскольку путевая устойчивость самолета DB-7 была близка к предельно допустимой, были увеличены площадь киля и руля направления - соразмерно увеличению мощности двигателя. Когда стало ясно, что Франция неминуемо падет под ударами германской армии, Великобритания взяла на себя все нереализованные французские заказы, а также оплатила то небольшое количество самолетов, которое заказала Бельгия. В итоге британские ВВС получили порядка 15-20 самолетов DB-7, получивших местное обозначение Boston Mk I и использовавшихся для переподготовки пилотов. Следующая партия самолетов (125 машин), предназначенных для британских ВВС, изначально получила обозначение Boston Mk II.
   Благодаря хорошей грузоподъемности и высокой скорости, Boston Mk II оказались пригодными для переоборудования в ночные истребители, поэтому зимой 1940 года эти машины получили РЛС для перехвата, дополнительную бронезащиту, восемь 7,7-мм пулеметов в носовой части, а также систему гашения пламени выхлопа двигателей. Самолеты покрасили в матовый черный цвет.
   Следует отметить достаточно необычную систему двойного управления - в кабине стрелка установили дублирующие основные рычаги управления самолетом, что, по мнению многих специалистов, вряд ли позволило бы стрелку совершить самостоятельно безаварийную посадку.
   Королевские ВВС Великобритании получили первые такие самолеты в декабре 1940 года под обозначением Havoc Mk I. Первой новые самолеты получила 86-я эскадрилья - 7 апреля 1941 года она достигла состояния боеготовности. Вторая партия - примерно 100 самолетов DB-7A - была переоборудована аналогичным образом, только пулеметов стало двенадцать, данные машины получили обозначение Havoc Mk II. Около 40 самолетов DB-7 были модифицированы в ночные бомбардировщики, сохранив рабочее место бомбардира в носовой части и возможность брать на борт до 1089 кг бомб. Кроме того, внизу носовой части были установлены четыре 7,7-мм пулемета. Новая модель получила официальное обозначение Havoc Mk I (Intruder), но неофициально именовался и как "Moonfighter", и как "Ranger", и как "Havoc Mk IV".
   Для улучшения ограниченных возможностей самолетных РЛС перехвата типа AI, установленных на новых машинах, каждый из 21 самолета Havoc Mk I был оборудован прожектором Helmore/GEC мощностью примерно 2700 млн свечей. Такие самолеты получили обозначение Havoc Mk I (Turbinlite) и применялись для обозначения (высвечивания) немецких самолетов, которые затем должны были атаковать истребители Hurricane. Однако эта затея себя не оправдала. Еще 39 самолетов Havoc Mk II также были переоборудованы и получили обозначение Havoc Mk II (Turbinlite). ВВС Армии США утвердили обозначение Havoc для всех находящихся на вооружении моделей A-20.
   Несколько самолетов DB-7A продолжали использоваться в качестве легких бомбардировщиков под наименованием Boston Mk III, но Великобритания заказала также усовершенствованную модификацию DB-7B - с новыми приборами, электрической и гидравлической системами. Они также получили обозначение Boston Mk III и вооружались четырьмя 7,7-мм пулеметами, установленными в носовой части, два - на высокоскоростной поворотной установке в задней части кабины, а седьмой пулемет стрелял через отверстие в днище фюзеляжа. Кроме того, самолет нес бомбовую нагрузку массой до 907 кг. Данные самолеты в начале 1942 года заменили самолеты Bristol Blenheim в составе 2-й группы, размещенной в Северной Африке.
   В соответствии с первыми заказами на самолеты DB-7, поступившими в мае 1939 года от авиакорпуса Армии США, было изготовлено 63 самолета под обозначением A-20, которые оснащались двигателями R-2600-7 с турбонагнетателями. Три из них были переоборудованы для ведения аэрофоторазведки, тогда как из оставшихся один стал прототипом ночного истребителя XP-70, а 59 машин - серийными ночными истребителями P-70. Прототип был оснащен двигателями R-2600-11 без турбонагнетателя, и на всех машинах были установлены РЛС перехвата AI британского производства и четыре 20-мм пушки под фюзеляжем. Данные ночные истребители использовались преимущественно как учебно-тренировочные самолеты.
   Первым вариантом бомбардировщика, поступившим на вооружение авиакорпуса Армии США, стал A-20A, в целом схожий с A-20, но отличавшийся двигателями R-2600-3 без турбонагнетателя и с вооружением, как на самолете DB-7B, но с использованием 7,62-мм пулеметов. В задней части каждой из гондол были установлены по одному пулемету с дистанционным управлением; бомбовая нагрузка составляла 499 кг. Один прототип XA-20B был переделан из серийного A-20A, вооружение его было изменено - три автоматические турели с дистанционным управлением. Но серийные A-20B получили два установленных в носовой части пулемета калибра 12,7 мм и в основном были подобны самолету DB-7A.
   В условиях массового производства требовался больший уровень стандартизации, поэтому Boston Mk III британских ВВС и американский A-20C представляли собой фактически один и тот же самолет, оснащенный двигателями R-2600-23. Для увеличения выпуска компания "Douglas" передала лицензию компании "Boeing", после чего последняя выпустила 140 самолетов A-20 для британских ВВС - они были поставлены по договору ленд-лиза под обозначением Boston Mk IIIA. Машины отличались иной электрической системой, а также имели некоторые отличия во вспомогательном оборудовании двигателей. DB-7 данной модификации также поставлялись по ленд-лизу в 1942 году в СССР. Самолеты Boston Mk III из 226-й эскадрильи британских ВВС использовались для подготовки экипажей 15-й бомбардировочной эскадрильи ВВС Армии США, которые прибыли в Великобританию в мае 1942 года в качестве передового отряда 8-й Воздушной армии. Шесть экипажей из этой эскадрильи вместе с шестью британскими экипажами совершили первый в истории 8-й ВА боевой вылет с территории Великобритании (4 июля 1942 года).
   Следующей серийной моделью стал A-20G, в Санта-Монике на заводе "Douglas" были построены 2850 машин. Они также оснащались двигателями R-2600-23 и были на 20,32 см длиннее - для размещения в носовой части двух 12,7-мм пулеметов и четырех 20-мм пушек, а также двух 12,7-мм или одного 12,7-мм и одного 7,62-мм пулеметов в задней части кабины. Большая часть ранних A-20G в данной конфигурации была поставлена в СССР. Следующая модификация A-20G оснащалась 12,7-мм пулеметами - вместо 20-мм пушек. Последняя модификация этой машины имела расширенную на 0,15 м заднюю часть фюзеляжа (для установки турели с электроприводом для двух 12,7-мм пулеметов), имелись также под- крыльевые бомбодержатели на 907 кг бомб, дополнительные топливные баки в бомбовом отсеке и устройство для крепления под фюзеляжем сбрасываемого бака, с которым дальность полета повышалась до 3219 км и более. Такие машины, естественно, нашли широкое применение на Тихоокеанском ТВД, куда они прибыли в 1942 году и были тепло встречены летчиками 5-й Воздушной армии США под командованием генерал-майора Джорджа Кении. Однако, посчитав вооружение самолетов слишком слабым, военные установили дополнительно четыре 12,7-мм пулемета, а по распоряжению Кенни - на них стали использовать 10-кг осколочные авиабомбы с небольшими парашютами, каждая машина могла нести до 40 таких бомб. Затем на A-20G были улучшены бронезащита, установлены новое навигационное оборудование и устройства для прицельного бомбометания, а также проведена доработка с целью использования машины в условиях низких температур.
   Кроме того, были собраны еще 412 самолетов A-20H, которые отличались новыми двигателями R-2600-29 мощностью по 1700 л.с. (1268 кВт). Следует отметить, что ни A-20G, ни A-20H не попали в британские ВВС, но их модификации A-20J и A-20K (лидеровщики) выпускались для ВВС Армии США и для Королевских ВВС Великобритании - под обозначениями Boston Mk IV и Boston Mk V соответственно. Их отличие составляла в основном целиком прозрачная носовая часть фюзеляжа, в которой размещался боевой пост бомбардира. На момент окончания производства, 20 сентября 1944 года, "Douglas" выпустила 7385 самолетов DB-7 и его различных модификаций, использовавшихся американцами и их союзниками для решения широкого круга задач. Машины также поставлялись Бразилии, Нидерландам и СССР, а незначительное количество самолетов, полученных британскими ВВС, затем были переданы ВВС Австралии, Канады и Новой Зеландии, а также южно-африканским ВВС. Кроме того, один самолет A-20A под обозначением BD-1 был направлен ВМС США для оценочных испытаний, а в 1 942 году восемь самолетов A-20B были подготовлены для использования в качестве буксировщиков мишеней. Они получили обозначения BD-2.


Варианты

   A-20D: проектировавшаяся более легкая модификация со звездообразными ПД R-2600-7 с турбонагнетателями и более крупными протектированными баками
   A-20E: семнадцать самолетов A-20A с незначительными внутренними модификациями
   XA-20F: один самолет A-20A, приспособленный для испытания двух турелей фирмы "General Electric", каждая с двумя 12,7-мм пулеметами (одна турель сверху фюзеляжа, вторая - под ним); позднее самолет был вновь переоборудован - получил одну 37-мм пушку в носовой части фюзеляжа
   XF-3: три прототипа самолета-разведчика, переделанные из A-20
   YF-3: два экспериментальных самолета-разведчика, похожие на XF-3, но со звездообразными ПД R-2600-23 и с ручной турелью на два 12,7-мм пулемета
   F-3A: 46 самолетов-разведчиков, переделанных из A-20J и A-20K
   O-53: тяжелый самолет для наблюдения, эквивалент A-20B; в октябре 1940 года были заказаны 1489 таких самолетов, но впоследствии заказ был отменен
   P-70A-1: 39 ночных истребителей, переделанных из A-20C; выпущены в 1943 году, они вооружались шестью 12,7-мм пулеметами, размещенными в носовой части фюзеляжа, и двумя пулеметами на шкворневых установках в задней части фюзеляжа; был установлен усовершенствованный радар
   P-70A-2: 65 ночных истребителей, переделанных из A-20G, эквивалентны модификации P-70A-1, но без пулеметов на шкворневых установках
   P-70B-1: один экспериментальный самолет, переделанный из A-20G, имел РЛС SCR-720 и шесть 12,7-мм пулеметов, расположенных по бокам носовой части фюзеляжа - в блистерах по три с каждой стороны
   P-70B-2: 105 учебно-тренировочных ночных истребителей, переделанных из A-20G и A-20J; на самолетах были установлены РЛС SCR-720 и SCR-729; имелась возможность установки шести или восьми 12,7-мм пулеметов
   Havoc Mk I (Pandora): около 20 самолетов Havoc Mk I (Intruder), переоборудованных для применения "Long Aerial Mine" - специального средства поражения, которое сбрасывалось на парашюте для нанесения ударов по группам бомбардировщиков
   Havoc Mk III: первоначальное обозначение самолета Havoc Mk I (Pandora)
   Boston Mk III (Intruder): обозначение самолетов Boston Mk III, переоборудованных для решения ударных задач; под фюзеляжем установлены четыре 20-мм пушки
   Boston Mk (Turbinlite): три самолета, схожие с Havoc Mk I и Havoc Mk II (Turbinlite)


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Douglas A-20G-20 Havoc

   Тип: легкий бомбардировщик с экипажем из трех человек
   Силовая установка: два звездообразных ПД Wright R-2600-23 мощностью по 1600 л. с. (1193 квт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 3260 м - 510 км/час; крейсерская скорость на оптимальной высоте 412 км/ч; набор высоты 3050 м - за 8 мин 48 с; практический потолок 7225 м; дальность с максимальной полезной нагрузкой 1521 км
   Масса: пустого 7708 кг; максимальная взлетная 10964 кг
   Размеры: размах крыла 18,69 м; длина 14,63 м; высота 5,36 м; площадь крыла 43,20 мj
   Вооружение: шесть 12,7-мм пулеметов Browning M2, плюс два таких же пулемета в дистанционно-управляемых надфюзеляжных турелях и один такой же пулемет для обороны задней полусферы (стрельба через отверстие в днище фюзеляжа), а также до 1814 кг бомб в бомбоотсеке и на четырех подкрыльевых узлах подвески
Предшественник DB-7 - Model 7В. Разработка самолета, превратившегося в A-20, началась в 1936 году с машины Northrop 7А. Хотя проект был закрыт еще до постройки прототипа, он послужил базой для создания самолета увеличенных размеров, предложенного для ВВС США годом позднее. Оснащенный двумя двигателями Pratt & Whitney R-l 830 по 1100 л. с. (820 кВт), Model 7В был выполнен по схеме высокоплана с трехстоечным шасси и мог поднимать до 907 кг бомбовой нагрузки. Облетанный в октябре 1938 года самолет (на снимке) нес в носовой части вооружение из шести пулеметов, но при этом предлагался и вариант с носовым остеклением кабины бомбардира. Самолет был продемонстрирован французской закупочной комиссии 8 начале 1939 года, и хотя машина потерпела катастрофу (погибли пилот и французский офицер), французы решили закупить его модифицированный вариант - DB-7.
Одновременно с NA-40 в конкурсе 1939г. участвовал самолет Дуглас "модель 7B". На фото показан первый вариант самолета
Mustang Mk I (AG349), пятый самолет данного типа, среди других американских самолетов, закупленных англичанами: Curtiss Kittyhawk Mk I, Lockheed Hudson и несколько Douglas Boston. Снимок сделан на аэродроме ВВС Великобритании Бартонвуд, где их собирали после доставки в разобранном виде из США в Ливерпуль. После сборки самолеты проходили облет
An ex-Belgian-contract Douglas DB-7, used by the RAF as a Boston I, distinguished by the short nacelles for the Twin Wasp engines.
Douglas DB-7 bombers coming off the line at Santa Monica, California. Those on the left are destined for the RAF, the first RAF batch being delivered in 1940. The type was known by the RAF as the Boston.
СССР
Ангар на аэродроме Лэдд-Филд с самолетами, предназначенными для отправки в СССР
Для перегонки в Советский Союз готовятся бомбардировщики Дуглас A-20 "Бостон" (на переднем плане) и учебно-тренировочные самолеты Норт-Америкэн AT-6 "Тексан" (на заднем плане)
A-20G-1 с "глухой" носовой частью и четырьмя 20-мм пушками, подготовленные для перегонки в Советский Союз
Очередная партия "Бостонов" и "Митчеллов" на Аляске, весна 1943 года. Через несколько недель эти самолеты вступят в бой на советско-германском фронте. Хотя, возможно, не всем удастся преодолеть трудности, которые ждут их на трассе "АлСиб"
Бомбардировщики A-20 перед отправкой в СССР.
Один из "Бостонов" 13-го гвардейского ДБАП. На снимке видно, что руль направления бомбардировщика имеет окраску, отличную от той, что нанесена на фюзеляже.
Торпедоносец A-20G "Бостон". 4 сентября 1950 г. один такой самолет из 36-го МТАП был сбит американскими истребителями над Желтым морем в районе о. Хайяндао
Доработанный в СССР бомбардировщик A-20B с пулеметной турелью УТК-1
Военнослужащие 57-го БАП возле самолета A-20B. Лето 1944 г.
Один из "Бостонов" ВВС СФ, весна 1943г.
Постановка задачи в 366-м орап. На заднем плане A-20 «Бостон». Аэродром в станице Пашковская на Кубани, 1943 г
A-20G "Бостон" 27-го гв. АП НОБ ДД. Зима 1944-45гг. Молния - эмблема полка.
Дуглас A-20GV. Носовая часть переделана под кабину штурмана. 51-й мтап ВВС Балтийского флота.
Поступавшие в СССР по ленд-лизу самолеты Douglas A-20 на разных флотах получили разные обозначения: на Севере - "Бостоны", на Балтике - А-20Ж или А-20ДО, а на Черном море - просто Б-3
"Бостоны" из 51-го МТАП, Прибалтика, зима 1944-45гг.
"Бостон" 51-го МТАП. 1944г.
Экипажи мощных "Бостонов" находившихся на вооружении 13-го дальнебомбардировочного и 36-го торпедоносного авиаполков, к сожалению, использовали при ударах по кораблям в основном 100-кг бомбы, что во многом и объясняет малую эффективность их ударов.
A-20G на трассе АЛСИБ
Советские летчики у американского бомбардировщика "Бостон" III (Б-3), Северный Кавказ, октябрь 1942г.
Бомбардировщик Б-3 ("Бостон") из 221-й БАД, которую прикрывал в боевых вылетах 127-й истребительный авиаполк Химича, район Курской дуги, лето 1943г.
Техник докладывает экипажу "Бостона" о готовности самолета к вылету.
Последние минуты перед стартом. Пилот "Бостона" занимает свое место в кабине.
Стрелки бомбардировщика A-20 «Бостон» 244-го БАП ВВС РККА И. Пономаренко и Е. Мамаева-Безменова. Реальное фото, август 1943 г.
Подготовка торпедоносца A-20G "Бостон" авиации Балтфлота к боевому вылету, 1944 год. К A-20G подкатывают торпеду 45-36АН
Подготовка к вылету A-20G Героя Советского Союза A.M.Гагиева
Экипаж А.М.Гашева готовится к вылету
Подвеска торпеды на правый мост A-20G
Подвеска торпеды на A-20G. Северный флот, 9-й гвардейский минно-торпедный авиаполк
Подвеска 500-кг авиабомбы на бомбардировщик A-20 51-го МТАП
Взлетает A-20G-25-DO Boston с местом штурмана в хвостовой части фюзеляжа. 51-й минно-торпедный полк ВВС Балтийского флота, лето 1944г.
A-20 из 1-го гвардейского МТАП на ВПП Паневежинского аэродрома, 19 сентября 1944г.
К весне 1944г. ВВС Черноморского флота представляли собой причудливый конгломерат различных типов боевых самолетов, заметную часть из которых составляли хотя и заслуженные, но уже безнадежно устаревшие ветераны такие как МБР-2, Ил-4 и ЛаГГ-3. Немало головной боли тыловым службам доставляла и разнотипность парка. Достаточно сказать, что в составе ВВС ЧФ имелось пять типов истребителей ("Аэрокобра", "Киттихауки", ЛаГГ-3, Як-1 и Як-9) и три типа двухмоторных бомбардировщиков ("Бостон", Ил-4 и Пе-2)!
A-20G выходит в учебную атаку. Северный флот. Лето 1945г.
"Бостоны" ВВС КБФ на боевом курсе.
Группа A-20G из 36-го МТАП
"Бостоны" 13-го гвардейского дальнебомбардировочного полка, приданного ВВС Черноморского флота, идут на выполнение боевого задания. Юго-западное побережье Крыма, весна 1944г.
"Бостоны" из состава 219-й БАД в районе черноморского побережья Кавказа, весна 1943г.
USAF
The Douglas A-20G Havoc Attack Bomber (two Wright R-2600-23 engines).
Основным "топмачтовиком" авиации США наравне с B-25 был A-20 "Бостон"
Дополнительно на A-20G-20 была установлена надфюзеляжная турель. Машина также могла брать до четырех 227-кг бомб на подкрыльевые узлы подвески.
The Douglas A-20G Havoc Attack Bomber (two Wright R-2600-23 engines).
Этот A-20G-20 служил в одном из подразделений 9-й Воздушной армии США на Европейском ТВД и выполнил свыше 100000 боевых самолето-вылетов.
A-20G из 416-й бомбардировочной группы над Францией, 1945 г.
A-20G бомбят железнодорожный узел во Франции
Douglas A-20G Havoc атакует бомбами японский транспорт неподалеку от Вевака на Новой Гвинее в марте 1944 года. Вместе со сбросом бомб A-20 ведет огонь из восьми 12,7-мм пулеметов, установленных в носовой части.
Топмачтовое - значит на уровне верхней части мачты - "топа": на снимке американский A-20 при выходе из атаки срубает крылом мачту японского транспорта
Самолет A-20 выполняет маловысотное бомбометание. Такие удары наносились для разгрома японских объектов на Тихоокеанском ТВД. Слева виден бомбардировщик G4M "Betty", избежавший атаки самолета Havoc. Заметны также обломки истребителя у дерева на переднем плане.
Roy Parker and James Knarr trained on attack bombers together, both finishing at Will Rogers Field, Oklahoma City. Together the two friends went overseas, Knarr finishing up on A-20Gs with the 312th Bomb Group while Parker went on to fly Martin B-26 Marauders with the 22nd Bomb Group. Throughout the war the two kept in touch until July 22,1944, when Knarr was killed in a Havoc during a raid, on Kokas in New Guinea. The final seconds of Knarr’s aircraft and crew were recorded by accompanying Havoc Shu Shu Baby. Knarr’s Havoc, hit by anti-aircraft fire, banks steeply to starboard as it passes over the tin roofs of Kokas. Knarr’s wingman, Lt Mel Kapson, is perilously close to the disabled Havoc and narrowly misses being hit by flying debris from it as it hits the water. Shu Shu Baby returned with these photographs, riddled with more than 100 holes from machinegun fire and shrapnel.
Бомбардировщик Douglas A-20G был сбит зенитным огнем над Новой Гвинеей и рухнул в море. Подобное случалось еще много раз в течение всей войны на Тихом океане, пока американские самолеты штурмовали японские оборонительные рубежи.
A-20H с подфюзеляжным перегоночным бензобаком
Средние бомбардировщики Douglas A-20 из американской 9-й ВА наносят удар по позициям Вермахта в районе границы с Германией.
В рамках подготовки к вторжению в Нормандию самолеты американской 9-й ВА выполнили более 10 000 боевых вылетов. На фотографии - A-20G Havoc из 671-й бомбардировочной эскадрильи 416-й бомбардировочной группы в полете над Ла-Маншем, весна 1944 года.
Первые боевые Havoc ВВС США были отправлены в подразделения на Тихоокеанском и Средиземноморском ТВД. Этот A-20C (№41-3156) был сфотографирован 14 января 1943 года во время посадки в Фодже, Италия.
"Chronicler" and Bruce Robertson give the full history of Bostons and Havocs based in Britain during the last war on pages 263 to 267 in this issue.
The Douglas A-20K Havoc Attack Bomber (two Wright R-2600-29 engines).
Havoc прослужили на Европейском ТВД до марта 1944 года, когда к 9-й Воздушной армии в Британии присоединилась 416-я бомбардировочная группа, вооруженная A-20G. Позднее в том же году 409-ю и 410-ю бомбардировочные группы объединили с 416-й, организовав 97-ю бомбардировочную группу. Она осуществляла удары со средних высот в Западной Европе в преддверии высадки в Нормандии. Пара A-20G, стоящих на покрытии из перфорированных стальных полос, проходит техническое обслуживание на базе в Британии в начале 1944 года.
Эти самолеты варианта A-20B летали в 84-й эскадрилье 47-й группы бомбардировщиков в Медиуна в Марокко в декабре 1942 года. Большие пятна коричневого цвета наносились на исходный оливково-серый цвет для получения временного пустынного камуфляжа.
При каждом удобном случае вооружение самолетов A-20G/H из 5-й Воздушной армии США дополнялось двумя блоками ПУ НАР под каждой консолью. На снимке - самолет A-20G из 90-й бомбардировочной эскадрильи в Новой Гвинее.
Combat crews of the 97th BS, 47th BG, pose in front of one of the unit’s Douglas A-20s at Thelepte. Part of the Twelfth Air Force, the 47th BG had arrived in North Africa in early November 1942. Its actions in Tunisia, specifically during the Axis breakthrough at Sidi Bou Zid and Kasserine Pass in February 1943, earned the 47th BG a Distinguished Unit Citation.
Lt James Knarr (left) with his crew chief. At the time he was an A-20G Havoc pilot with the 387th Squadron, 312th Bomb Group of the US Fifth Air Force.
Lt James Knarr in the cockpit of his A-20G. The aircraft name and accompanying Greek characters remain a mystery. Knarr being an academic, the name probably had some classical connection.
RAF
После капитуляции Франции в 1940 году большое количество DB-7, -7А и -73 было поставлено британским ВВС. Самолет AL399 относится к числу последних, получивших такое обозначение, чтобы не путать с DB-7B, напрямую поставленным англичанам. И DB-7B, и DB-73 получили местное обозначение Boston Mk III и были первыми самолетами семейства A-20, задействованными по прямому назначению.
Boston III AL754 OM-D photographed in November 1942, the month before it crashed at its Great Massingham base, Norfolk on December 6.
Addams at the controls of a Douglas Boston over Los Angeles.
The Douglas Boston III Medium Bomber (two Wright R-2600-A5BO engines).
Douglas Boston Mk III.
Although a Boston III is depicted here, the author flew the longer range IIIA powered by Wright R-2600-23s with individual exhaust stacks.
Сброс четырех 227-кг бомб со средней высоты из внутреннего отсека Boston Mk III. Самолеты чаще наносили удары с малых высот, чтобы избежать обнаружения вражескими РЛС.
A pre-delivery picture of a British-contract Boston III
Early Havocs came from former French orders and initial deliveries were allotted for training, being some of the first aircraft with tricycle undercarriages to enter R.A.F. service. BJ496 illustrated
Все DB-7 Boston Mk II конвертировали в ночные Havoc Mk l. На фотографии - самолет, эксплуатировавшийся в 23-й эскадрилье с апреля 1941 года.
"Хэвок" I из состава 23-й эскадрильи, 1941г.
Несмотря на все изыскания в области теории и практики камуфляжа, "интрудеры" 23-й эскадрильи оставались в 1941г. черными как кляксы.
"Бостон Mk.III" флаинг офицера Гарольда Стоуна из состава 418-й (канадской) эскадрильи. Самолет несет подфюзеляжный контейнер с четырьмя 20-мм автоматическими пушками "Бритиш-Испано". Судя по всему, в верхней хвостовой огневой точке установлен крупнокалиберный пулемет "Кольт-Браунинг M2"
Основным скоростным бомбардировщиком британских ВВС до появления Mosquito являлся Boston Mk III, по скорости не уступавший истребителю Hurricane Mk IA.
На Средиземноморье действовали две южноафриканские эскадрильи, 12-я и 24-я, вооруженные Boston Mk III. Вместе с Boston британских ВВС они громили противника от Африки до Сицилии.
"Бостон Mk.III" пайлот офицера Кэмпбелла из состава 88-й эскадрильи "интрудеров" Бомбардировочного Командования разворачивается юго-восточнее Дьеппа. Вверху слева видны молы гавани Дьеппа. 19 августа 1942г. Самолет имеет довольно причудливый камуфляж: на стандартный американский оливково-зеленый (Olive Grab) тон нанесены английские пятна темно-зеленого (Dark Green) и темно-землистого цвета (Dark Earth), а носовая и средняя часть фюзеляжа сверху и с боков окрашены черным. Снизу фюзеляж окрашен американским светло-серым цветом (Neutral Grey), а нижние поверхности консолей, мотогондол и стабилизатора - британским небесно-голубым (Sky Blue)
Douglas Boston III AL775, one of the No 88 Sqn aircraft that participated in the air operations over Dieppe on August 19, 1942. The unit concentrated on destroying field-gun emplacements overlooking the beaches. Despite heavy fighter escorts accompanying the medium bombers on the day, several Bostons were lost to JG 2.
Бомбардировщики Boston Mk III и Mk IIIA входили в состав 107-й эскадрильи с января 1942 года по январь 1944 года. Эскадрилья привлекалась к операции в Дьеппе для уничтожения позиций береговой артиллерии противника. Девять самолетов получили различные повреждения.
"Бостон"-"интрудер" из состава 226-й эскадрильи над районом Дьеппа. Раннее утро 19 августа 1942г.
"Хэвоки"-"интрудеры" из состава 23-й эскадрильи в тренировочном полете, лето 1941г.
"Бостоны"-"интрудеры" из состава 107-й эскадрильи идут на цель. Дьепп, 19 августа 1942г.
"Бостон" ставит дымовую завесу. Дюнкерк, 19 августа 1941г.
The Douglas Boston IV Medium Bomber, the R.A.F. equivalent of the U.S.A.A.F. A-20J Havoc.
Another variant of the Douglas A-20 family used by the RAF was the A-20J Boston IV shown with ventral ferry tank
BZ403 - четвертый из 165 самолетов A-20J, поставленных британским ВВС как Boston Mk IV. Самолеты оснащались пулеметными турелями с приводами и могли нести на подкрыльевых держателях до четырех бомб - помимо боевой нагрузки в бомбоотсеке.
Another variant of the Douglas A-20 family used by the RAF was the A-20J Boston IV shown with underwing bombs.
Оснащенный остекленной носовой частью, A-20J мог использоваться в качестве лидера бомбардировщиков во время рейдов. В Британии он получил обозначение Boston Mk IV. На снимке самолет из 342-й эскадрильи "Lorraine" (подразделение GВ1/20 ВВС Свободной Франции) перед посадкой во Франции в 1944 году.
Boston 4 with Martin dorsal turret and underwing bomb installation.
Little-known experimental version of the Boston, often confused with the Havoc because of its all-black finish, was the Boston III (Intruder). W8290 was one of several converted to carry a ventral gun pack, just discernible in this photograph behind the nosewheel door.
The date and location of this photograph of RAF Douglas Boston III Z2180 is not recorded, except for that the fact that it was somewhere in the Middle East.
Douglas Boston III, W8329, at Fayid, Egypt, on April 23, 1943. Note the short intakes on top of the engine cowl.
Unidentified RAF Douglas Boston III at Hergla, Tunisia, on June 17, 1943 The first Boston IIIs were shipped to England during the summer of 1941 and first entered RAF service with No 88 Sqn at Swanton Morley. The Boston III differed from its predecessors by way of its more powerful engines and large fin and rudder
Относительная близость Франции позволяла англичанам наносить бомбовые удары по ее территории с использованием средних и даже легких бомбардировщиков типа "Бостон"
Chesapeake I AL936, of which 50 were allocated to Britain's Royal Navy, with four wing guns, 'Anglicised' arrester gear and radio. A Douglas Boston for RAF service stands in the background.
A press day at Long Beach, California, featuring “one of everything” being built for the RAF in southern California. From left, we see the rear half of a Douglas Boston; a Consolidated Liberator; a Lockheed Ventura and a North American Mitchell.
The Castle Bromwich Flight Shed and apron with 43 Spitfires, four Lancasters, an Oxford and a Boston visible. The author's flight office can be seen on the corner of building.
The Boston I, few examples of which reached Britain, was a version originally ordered by France and Belgium; distinctive features were the nose design, engines, nacelle length and fin and rudder shape.
Douglas Boston III AL729, probably photographed at Ryak, a small airfield located midway between Beirut and Damascus.
"Хэвок Mk.I" из состава 85-й эскадрильи. Очень хорошо видно, что размеры литер бортовых кодов на "Дугласах" 85-й эскадрильи заметно меньше, чем на "интрудерах" из состава 23-й. Видимо, после поступления "Хэвоков" использовались буквенные трафареты для "Харрикейнов".
Matt-black Havoc / BL228 of No. 85 Squadron taxies out on a training flight
В британских ВВС самолеты Boston III использовались как ночные штурмовики. Их стандартное вооружение дополнили подфюзеляжной установкой с четырьмя 20-мм пушками.
Ночной истребитель Havoc нес вооружение из четырех носовых пулеметов и одного пулемета Vickers "K" на турели Fairey.
"Хэвок" из состава 23-й эскадрильи борт YP-P имел еще и имя Evelyn
VIPs visit the 161 Squadron ASCENSION dispersal area at Tempsford, April 1943. Far left is Flt Lt Maurice Whinney, OC of the project. This is the only known photo of a Sussex Havoc (left) and a Hudson
Meanwhile, on the other side of the Channel, Boston crews receive a briefing before a sortie to Dieppe on August 19, 1942. The Allied aerial bombing operations during Operation Jubilee were the responsibility of the RAF's No 2 Group, at that time commanded by Air Commodore Alan Lees.
Havoc I AW399 'MA-Z'; the first of two UHF aerials can be seen pointing downward amidships on the starboard side. As the Allies gained air superiority, Sussex flights were made in daylight and the Havocs flew in PRU blue.
Douglas Havoc II, AH525, formerly a Boston II.
Douglas Havoc II, AH525, formerly a Boston II.
The armament of the Douglas Havoc II was increased to 12 guns in the nose, and the type saw service with No 85 Squadron RAF at Hunsdon and West Mailing. Martin Baker were responsible for the design work and Heston Aircraft carried out the modifications.
The Douglas Havoc was nimble enough for the ASCENSION role, but suffered from a cramped cabin for the operators.
Production batch Mk.III HX238 served all of its life at Boscombe Down, where it was photographed in April 1944 - note the Douglas Bostons in the background. It was used for trials of the Boulton Paul Type D twin-gun turret, complete with the gun-laying radar.
P-70
Один A-20G был переделан в вариант P-70B-1 с РЛС сантиметрового диапазона в носовой части и шестью 12,7-мм пулеметами в обтекателях по бортам (на снимке). Хотя планировалось построить 105 серийных P-70B-2, несущих контейнер с вооружением под фюзеляжем, выпустили всего несколько таких машин.
A Havoc II after conversion in Britain to have a 12-gun nose and early AI equipment with aerials on the nose and wing.
В долгом перелете на Тихоокеанский ТВД P-70 из 6-й NFS сопровождали два Consolidated LB-30 (один из них виден на снимке), перевозившие наземный персонал, оборудование и обеспечивающие навигацию.
Американский ночной истребитель P-70 над Тихим океаном (Учебный вариант самолета Дуглас P-70A, 1943 г.)
Первый серийный P-70 (№39-736), сфотографированный в Райт-Филд в 1943 году, мало отличался от XP-70. На снимке хорошо заметны антенна РЛС AI.Mk IV и контейнер с пушками под фюзеляжем.
Many of the hundred Boston IIs were converted to Havocs. AH522 (illus.) is fitted with flame-damping exhausts and A.I. radar in the nose. The observer's radar set was in the rear cockpit, which was unarmed in the night-fighter role
"Dusty" (пропыленный} был одним из первых P-70A, принявших участие в боевых действиях в составе 6-й NFS над Гуадалканалом. Свое имя машина получила после "эффектной" посадки с убранным шасси.
 
Redesign of the Boston's nose to mount a battery of 0.303-in. machine-guns was carried out by Martin-Baker. By staggering the guns and ammunition boxes, eight and later twelve guns could befitted into the limited space available
A-20G из 312-й группы на аэродроме
Американские пилоты демонстрируют главный калибр "Хэвока" - крупнокалиберный "Кольт-Браунинг M-2". Что и говорить, это оружие внушало уважение одним своим видом.
Turbinlite
В дополнение к прожектору мощностью в 2700 млн свечей Havoc Mk I (Turbinlite) имел РЛС перехвата AI Mk lV - на крыле и в носовой части видны антенны этой РЛС.
The RAF's Douglas Havoc IIs had Al Mk IV radar, like the early Beaufighters; this example has a Turbinlite in the nose.
Little publicity has ever been given to the experiments with Turbinlite airborne searchlights in this country, but nearly one hundred Havocs were fitted with them. These pictures show a Boston III, Z2184 (top), and a Havoc I, AW400 (bottom).
Идея создания поискового самолета, оснащенного радаром и прожектором была достаточно здравой, но английские специалисты не учли, что наибольший эффект от ее реализации можно было бы получить при условии сохранения на "Турбинлайте" собственного бортового вооружения
AH470 was a Havoc II fitted with a Helmore Turbinlite and flown by No. 1459 Flight. In this configuration, the basic Boston and Havoc airframes became indistinguishable
"Турбинлайт" - вариант "Хэвока", оборудованный локатором и прожектором
Boston III Z2184 was fitted with a Helmore Turbinlite flanked by A.I. aerials. This aircraft was operated by No. 1453 Flight
"Еще польска не сгинела..." - смотр одной из смешанных эскадрильий "интрудеров", укомплектованной польским летным составом
A line of factory-fresh Taylorcraft Auster IVs awaiting collection at Rearsby early in 1944. MT177, in the foreground, served with 659 Sqn until it crashed on August 2, 1944. In the background is a Turbinlite Havoc, fitted with a high-powered searchlight in the nose.
France
FRANCE'S FIRST DOUGLAS BOMBER: The first Douglas DB-7 bomber for l'Armee de l’Air. It does over 300 m.p.h. with two Twin Wasp SC3-G engines giving 900 h.p. each at 2,550 r.p.m. at 12,000 ft. It is among the first twin-engined military machines to have a tricycle under-carriage.
Like the Martin 167, the Douglas DB-7 was ordered by the French Government before the war in considerable numbers. The machine is believed to do 300 m.p.h. with two Twin-Wasp engines of 900 h.p. each. A noteworthy feature of this machine is the tricycle undercarriage. This would entail learning a new take-off and, particularly, landing technique.
Машины DB-7B уже летали в ВВС Франции, когда первый самолет A-20 для авиакорпуса Армии США покинул завод фирмы "Douglas" в Эль-Сегундо в 1940 году. На снимке - первый построенный самолет A-20A.
Один из бывших французских DB-7, на котором отрабатывали тактику ночного перехвата при блокировке аэродромов противника
Поступавшие на вооружение французских ВВС американские самолеты по своим характеристикам (например, DB-7 и "Мартин-167F") зачастую превосходили образцы производимые в самой Франции.
Французский DB-7
 
CAPTURED DOUGLAS DB-7B: This photograph was taken in Japan in 1942 and shows a captured U.S.A.A.F. Douglas A-20A (R.A.F. Boston) with the identifying white line round the rear fuselage of the Nipponese Air Technical Intelligence Command. It was tested alongside the similarly camouflaged and marked Douglas DC-5 of K.N.I.L.M. (PK-ADA). A total of 7,097 Douglas DB-7s were produced between 1939 and 1944 and a few are still in use in the United States as high-speed executive transports with a 300-m.p.h.-plus maximum speed.
"Бостон" III с РЛС "Гнейс-2" на испытаниях в НИИ ВВС. Июнь 1943г.
Размещение излучающих антенн типа "волновой канал" РЛС "Гнейс-2"
Размещение приемных антенн. Наклонные - зенитные (канал высоты), вертикальные - азимутные (канал курса)
A-20G-1 на заводе N 81. Самолет оборудован РЛС "Гнейс-3"