
Описание
Страна : Италия
Год : 1983
Вертолет
Двухместный легкий противотанковый и разведывательный вертолет
Agusta Westland AW 129
Вертолет Agusta А 129 Mangusta стал первым узкоспециализированным боевым вертолетом, созданным не только в Италии, но и вообще в Западной Европе. Машина проектировалась согласно требованиям итальянской армии, сформулированным в середине 1970-х годов. А 129 также первый европейский вертолет, бортовое оборудование которого базируется на каналах обмена данных по стандарту MIL-STD 1553B, что значительно облегчает работу экипажа.
Первый прототип А 129 совершил первый официальный полет с аэродрома Касцина-Коста 15 сентября 1983 года (неофициально вертолет поднимался в воздух 11 и 13 сентября). Вертолет оснащен двумя газотурбинными двигателями Rolls-Royce Gem 2-2Mk1004D, собранные по лицензии на фирме "Piaggio". Фирма "Agusta" изготовила четыре опытных вертолета, а после того как один из них пришлось списать, был построен еще и пятый прототип. Все опытные вертолеты приступили к программе летных испытаний до 1985 года.
Проведенные в 1986 и 1987 годах летные испытания, в ходе которых выполнялись пуски ракет, позволили в декабре 1987 года заключить контракт на поставку первой партии из 15 машин для армейской авиации Италии. Изначально военные определили свои потребности в 100 боевых вертолетов, предназначенных для борьбы с танками и ведения разведки. Однако в связи с окончанием холодной войны заказ был сокращен до 60 машин.
Первые пять серийных вертолетов поступили в учебный центр армейской авиации в Витебро в октябре 1990 года для проведения эксплуатационных испытаний и переподготовки экипажей. Всего, до приостановки поставок в 1992 году, армия Италии успела получить 45 вертолетов А 129. Сокращение военных расходов заставило урезать многие программы закупки вооружения и военной техники. Одновременно армия Италии пересмотрела требования к противотанковому вертолету - теперь от него требовалась способность решать более широкий круг задач. Необходимость в такой машине особенно остро выявил опыт участия вертолетов Mangusta в международных операциях сил ООН в Сомали в 1992-1994 годах.
Штатное вооружение боевых вертолетов Mangusta предназначено, в первую очередь, для борьбы с танками. Вертолет способен нести до восьми ПТУР TOW-2A, 52 неуправляемые ракеты калибра 70 мм или более крупные НАР SNIA-BPD Medusa калибра 81 мм. Также возможна подвеска контейнеров с 12,7-мм пулеметами.
Пилот (он же командир экипажа) располагается в задней кабине, оператор вооружения - в передней.
Оба члена экипажа снабжены нашлемными дисплеями Honeywell IHADS. Перед кабиной смонтирован прицел Saab HeliTOW, предназначенный для наведения ПТУР TOW и включающий оптический канал высокого разрешения и лазерный дальномер/целеуказатель. Под ним смонтирована инфракрасная система обзора передней полусферы HIRNS. Система HIRNS позволяет летчику уверенно пилотировать вертолет в условиях плохой видимости.
Большинство бортовых систем вертолета - навигация, связь, система управления вооружением - "завязаны" в единый комплекс четырехканальной цифровой шиной данных с системой управления информацией IMS. Использование системы IMS позволило автоматизировать многие процессы и резко сократить число органов управления.
В настоящее время производство вертолета Mangusta под обозначением AW129 осуществляет фирма "AgustaWestland". Армия Италии получила 15 последних заказанных ею вертолетов в модернизированном виде, со многими доработками, внедренными на варианте А 129 International. Находящиеся на вооружении вертолеты должны были пройти модернизацию до окончания 2008 года. Сейчас армия Италии проявляет интерес к новому варианту A129 Mangusta СВТ (Combattimento).
Фирма "Agusta" разработала вертолет А 129 International как увеличенный вариант проверенной машины Mangusta с расширенными боевыми возможностями. Вертолет ориентирован на экспортные поставки, отсюда название International, но проектировался он с учетом требований армейской авиации Италии. На А 129 International установлены два газотурбинных двигателя LHTEC CTS800-2 мощностью 1362 л.с, оснащенные цифровой системой управления FADEC, пятилопастный несущий винт и подфюзеляжная пушечная турель. Нормальная боевая масса машины 4800 кг, максимальная взлетная - 5100 кг. Запас топлива во внутренних баках увеличен на 1 000 кг.
Первый прототип А 129 International выполнил первый полет 9 января 1995 года. Несущий винт вертолета имеет новую конструкцию с эластомерными подшипниками, запатентованную фирмой "Agusta". Лопасти изготовлены из композитных материалов. Под носовой частью фюзеляжа на турели смонтирована 20-мм пушка TM167B. Много усилий было затрачено на доводку комплекса бортового оборудования, установленного на прототипе под номером 902. В 1996 году к испытаниям присоединился второй опытный вертолет I-INTR/800, на котором стояли двигатели T800, а в 1997 году была смонтирована новая несущая система. Именно эту машину считают первым "настоящим" А 129 International. Вертолету присвоили военный серийный номер 29800, хотя он остался собственностью фирмы "Agusta".
В кабине вертолета А 129 International установлены цветные многофункциональные дисплеи, в том числе экран с движущейся картой местности. Новая инфракрасная система обзора передней полусферы и целеуказания совместима с ПТУР AGM-114 Hellfire и позволяет вертолету нести смешанную боевую нагрузку из четырех ракет TOW и четырех Hellfire. В ассортимент подвесного вооружения включены ракеты "воздух-воздух" Stinger и Mistral.
Фирма "Agusta", а потом и "Agusta Westland" предлагали А 129 вооруженным силам Австралии, Индии, Малайзии, Словении, Сингапура, Испании, Швеции, Турции и Великобритании, в разное время объявлявшим конкурсы на новый боевой вертолет. Однако первый заказ, отнюдь не гарантированный, был получен лишь в 2007 году - 50 машин заказала Турция. Если контракт не расторгнут, поставка вертолетов под обозначением T129 начнется в 2013 году и продлится до 2018 года.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Agusta Westland А 129 Mangusta
Тип: двухместный легкий противотанковый и разведывательный вертолет
Силовая установка: два газотурбинных двигателя Piaggio (Rolls-Royce) Gem 2-2 Mk 1004D мощностью no 825 л. с.
Характеристики: максимальная скорость на уровне моря 259 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 250 км/ч; скороподъемность на уровне моря 655 м в минуту; статический потолок с учетом влияния земли 3750 м; радиус действия с патрулированием в заданном районе в течение 90 минут 100 км
Массы: пустого 2529 кг; максимальная взлетная 4100 кг
Размеры: диаметр несущего винта 11,90 м; размах крыла 3,20 м; длина с вращающимися винтами 14,29 м; длина фюзеляжа 12,28 м; высота 3,35 м; площадь, ометаемая несущим винтом 111,22м2
Вооружение: максимальная масса боевой нагрузки 1200 кг
- Описание
Фотографии
-
Air International 1985-08 / Airdata File: Paris '85
Model view of the battlefield support version of the Agusta A 129 (top) and an additional model view of the anti-ship Gannet (bottom).
-
Air International 2001-07 / S.Wilson - Australian Air 87. The saga near its conclusion /Military/
AgustaWestland displayed this model of its A129 Scorpion, armed with gun and Hellfire anti-armour missiles, at the Australian International Airshow, in February this year.
-
Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-06 - AIRCRAFT - ROTARY-WING - MILITARY
A 129 weapon options (1996)
-
Air International 1984-02 / Airdata File
This three-view drawing shows the vertically staggered cockpits of the Agusta A 129; the pilot sits to the rear with the gunner forward.
-
Air International 1985-08 / Airdata File: Paris '85
Three-view drawing of the battlefield support version of the Agusta A 129 and an additional side-view of the anti-ship Gannet.
-
Air International 2000-02 / D.Allport - Attack Helicoper Survey /Military aviation/
General arrangement of the A 129 Mangusta.
-
Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-06 - AIRCRAFT - ROTARY-WING - MILITARY
Agusta A 129 light anti-tank, attack and advanced scout helicopter (1987)
Тип фотографий
- Боковые проекции (6)
- Цветные фото (61)
- Ч/б фото (36)
- Кабина (2)
- Обломки (1)
- Модели, схемы (9)