Mitsubishi A6M5 Reisen
Варианты:
Mitsubishi - A6M5 Reisen - 1943 - Япония
Страна: Япония
Год: 1943


Одноместный истребитель-перехватчик и истребитель-бомбардировщик
Описание:
A6M5 Reisen
Mitsubishi A6M Zero-Sen (морской палубный истребитель Тип 0)
Фотографии

A6M5 Reisen

Одноместный палубный истребитель, одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Спроектирован в КБ фирмы "Мицубиси дзюкоге" под руководством Дз. Хорикоси. Опытный образец этого самолета совершил первый полет 1 апреля 1939 г. Серийное производство начато в июне 1940 г. Строился заводами "Мицубиси" в Нагое, "Накадзима" в Окава, "Хитачи кокуки", 21-м авиаарсеналом флота в Омуре. Всего выпущено 10 938 экз. (вместе с учебными вариантами).
Мотор "Сакае". Вооружение - в зависимости от модификации.
Состоял на вооружении японского флота с июля 1940 г. (как "тип 0").
Основные серийные модификации:
  - A6M2 (модель 11) с мотором "Сакае" 12, вооружение 2x20+ 2x7,9, поздние серии (модель 21) с усиленным складным крылом и флеттнерами на элеронах;
  - А6МЗ (модель 32) с мотором "Сакае" 21, измененным капотом, урезанным законцовками нескладывающегося крыла, увеличенным боезапасом пушек, вариант A6M3-Ko (модель 32А) с длинноствольными пушками;
  - A6M2-N - поплавковый истребитель на базе A6M2;
  - A6M5 (модель 52) с мотором "Сакае" 21, усиленной обшивкой крыла, дополнительными бензобаками в консолях, нескладывающееся крыло меньшей площади с округлыми законцовками, бомбодержателями (бомбы до 100 кг), вариант А6М5-Ко (модель 52А) с усиленным набором крыла, А6М5-Оцу (модель 52В) с вооружением 2x20+1x7,69+1x13,2, бронестеклом, автоматической системой пожаротушения, А6М5-Хей (модель 52С) - с 2x20+3x13,2+1x7,69, протектированием бензобаков, подвеской 2хНУР, часть А6М5-Хей выпущена как модель 53С с мотором "Сакае" 31, А6М5-Тей - перехватчик с вооружением 3x20+ 1x7,69+1,13,2 (одна пушка наклонно в задней части фюзеляжа), переделывался из типа Хей;
  - A6M7 - истребитель-бомбардировщик с мотором "Сакае" 31.
В июле 1940 г. А6М перебросили в Китай. Первый боевой вылет - сопровождение бомбардировщиков в налете на Чунцин 19 августа. Первый воздушный бой с китайскими истребителями состоялся 13 сентября над Чунцином. Позднее неоднократно совершали рейды на Чунцин и Ченгту. В 1941 г. участвовали в захвате Французского Индокитая.
К концу 1941 г. А6М являлся основным палубным истребителем императорского флота. Эти машины базировались на шести авианосцах. Они участвовали в атаке на Гавайские о-ва 8 декабря 1941 г., поддерживали вторжение в Малайю и десант на Филиппинах. Самолеты с авианосцев "Сорю" и "Хирю" нанесли удары по о. Уэйк и поддержали высадку там войск.
Позднее палубная авиация обеспечивала захват о-вов Новая Британия и Новая Ирландия.19 февраля 1942 г. А6М сопровождали бомбардировщики при налете на Дарвин (Австралия). До марта эти машины воевали в Индонезии, как с авианосцев, так и с берега. Весной 1942 г. они приняли участие в рейде японского авианосного соединения в Индийский океан, в налетах на Коломбо и Тринкомали.
В мае 1942 г. А6М прикрывали десант, высадившийся на о-ва Кыска и Атту (Алеутские о-ва). Одновременно они сражались у о. Мидуэй. В ноябре 1942 г. японский флот использовал эти истребители на шести авианосцах и в трех соединениях на суше.
A6M5 появились на фронте с осени 1943 г., к ее концу такие машины уже несли девять авианосцев. Они приняли участие в двух сражениях в Филиппинском море летом 1944 г., обороняли о-ва Сайпан, Гуам и Тиниан. Последняя крупная операция проводилась с авианосцев в октябре того же года.
В конце войны применялись отрядами "камикадзе" с подфюзеляжной подвеской 250-кг бомбы. Впервые их бросили в бой у о. Себу в октябре 1944 г. Летчики-самоубийцы в широких масштабах встречались на Филиппинах, а затем на Окинаве. Ими был потоплен авианосец "Сент-Ло".
В конце войны в строю оставались только A6M5. Ими были вооружены шесть групп в Японии, одна - в Рабауле, одна - на Тайване и одна - в Шанхае. Устаревшие модификации служили как учебные или были переданы в подразделения "камикадзе". Последние использовали также двухместные учебные модификации A6M2-K и A6M5-K (на базе истребителей A6M2 и A6M5 соответственно).
Производство А6М было прекращено уже после капитуляции Японии.


А6М5-Оцу||
Размах:||11,0 м
Длина:||9,12 м
Моторы, количество х мощность:||1x1130 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2733 кг
Максимальная скорость:||560 км/ч
Практический потолок:||11740 м
Дальность:||1910 км

Mitsubishi A6M Zero-Sen (морской палубный истребитель Тип 0)

<...>
  Основным серийным вариантом был A6M5 Model 52, запущенный в производство в 1943 году. Эту машину также выпускали в подвариантах A6M5a, A6M5b и A6M5c, отличавшихся друг от друга, прежде всего, вооружением. В хвостовой части ночного истребителя A6M5d-S монтировалась 20-мм пушка. A6M5-K являлся двухместным учебно-тренировочным вариантом. В конце 1944 года в серию пошел A6M6c Model 53c с мотором большей мощности, а в середине 1945 года начался выпуск истребителя и пикирующего бомбардировщика A6M7 Model 63 с подфюзеляжным держателем для 250-кг бомбы. Финальным вариантом стал A6M8c Model 64c, два его прототипа оснастили моторами Mitsubishi MK8K мощностью 1500 л. с., но в серию самолет до конца войны запустить не успели.
  В японо-китайскую войну Zeke показал себя непревзойденным истребителем, а в 1941 году и в начале 1942 года доминировал в небе Тихого океана. Однако после сражения при атолле Мидуэй в июне 1942 года японская авиация утратила инициативу, и самолеты A6M уже никогда не смогли снова завоевать господство в воздухе. Тем не менее, несмотря на очевидные недостатки, истребитель оставался на вооружении до конца войны. Компания "Mitsubishi" построила 3880 самолетов, "Nakajima" - 6570, всего было выпущено 10450 машин. Еще 515 учебно-тренировочных A6M2-K и A6M5-K собрала компания "Hitachi" и 236 - 21-й военно-морской арсенал в Омура. Большое количество истребителей раннего выпуска в конце войны использовались для ударных атак пилотов-смертников.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Mitsubishi A6M6c Model 53c

  Тип: одноместный истребитель-перехватчик и истребитель-бомбардировщик
  Силовая установка: один звездообразный мотор Nakajima Sakae 31 мощностью 1130 л. с. (843 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 6000 м - 557 км/ч; практический потолок 10 700 м; максимальная дальность 1800 км
  Масса: пустого 1895 кг; максимальная взлетная 2950 кг
  Размеры: размах крыла 11,00 м; длина 9,07 м, высота 3,50 м; площадь крыла 21,30 м2
  Вооружение: две 20-мм пушки в крыле и три 13,2-мм пулемета (два в крыле и один в фюзеляже), до восьми 10-кг бомб или две 60-кг ракеты
Истребитель A6M5 Такео Таминицу (32 аоздушные победы)
A6M5 "Зеро" модель 52 старшины Такео Танимицу, 203-й "кокутай", япония, июнь 1945г.
Mitsubishi A6M3 in typical late war scheme. The '1' at the top of the rudder indicates a former 'Zuikaku' unit while the yellow lines denote a commander's aircraft.
A6M5c л-та Ивамото Тецудзо из 252-го кокутая. Окинава, февраль 1945г. По докладам пилота, он сби лично 202 самолета противника и 26 в группе. Послевоенные исследования сократили число его побед до приблизительно 80
A6M5c Reisen "Zeke". Внешне похожая на стандартный A6M5, модель 5c отличалась усиленным вооружением с двумя 13,2-мм пулеметами, установленными в крыле с внешних сторон пушек. Было построено 93 самолета A6M5c.
Наиболее боеспособным истребителем Императорского флота в последний год войны был A6M5. Этот самолет в яркой окраске использовался для обучения в авиакорпусе Гензан в Вонсане, Корея (позднее Северная Корея, этот город стал местом ожесточенных боев в ходе корейской войны).
A6M5, самый важный из всех японских истребителей заключительного периода войны, отличался реактивными выхлопными патрубками и крылом с закругленными законцовками. Данный ярко окрашенный самолет использовался в качестве учебно-тренировочного в авиагруппе Genzan, дислоцированной в Вонсане, Корея (позже город отошел КНДР и спустя десять лет стал ареной новых ожесточенных боев).
A6M5 представлял собой промежуточный улучшенный вариант, который строился в больших количествах, чем любой другой вариант Zero. Он появился осенью 1943 года и предназначался для восстановления баланса сил в воздухе против F6F Hellcat.
Организация "Самолеты славы" заявляет, что ее A6M5 Zero является единственным существующим аутентичным экземпляром данного типа машин, находящимся в состоянии летной годности. После реставрации самолет впервые поднялся в воздух в 1978 году с двигателем Sakae 31, на нем нанесены оригинальные обозначения.
The Planes of Fame Museum’s Mitsubishi A6M5 Zero 61-120, being flown by Steve Hinton.
An unusual formation. FRANK B. MORMILLO photographed Steve Hinton flying the Planes of Fame A6M5 alongside Maj Bruce Stott in an F-16, in December 1983
Истребитель A5M5
A6M5c с 20-мм пушками и 13,2-мм пулеметами в крыле
A6M5c со снятыми 13,2-мм пулеметами и пусковыми установками ракет под крылом.
Последний вариант A6M5c появился в конце 1944 года, чтобы заполнить пробел, возникший из-за проблем с новым истребителем Mitsubishi A7M1 Reppu. Боевой опыт требовал усиления защиты и вооружения самолета. На самолете установили дополнительную бронезащиту и пулеметы в крыле, что привело к увеличению его массы на 317 кг и снижению летных характеристик. Были построены только 93 истребителя этого варианта.
Beautifully restored Mitsubishi A6M5 "Zero" 43-188, which once served with the Japanese Navy's 343rd Fighter Group and is now preserved at Hamamatsu
A6M5c, оснащенный бронестеклами, после капитуляции Японии на авиабазе Омура
Последняя серийная модификация "Зеро" A6M7 с временными опознавательными знаками капитулировавшей Японии
A6M5 со специальными опознавательными знаками, нанесенными после капитуляции Японии, осень 1945 г.
A6M5b с редко используемыми подкрыльевыми баками
Истребители A6M5c на авиабазе в Корее
Эскадрилья камикадзе на о.Иводзима
Из 40 воздушных побед Бонга более 35 составили одноместные японские истребители. Легендарные "Зеро" не составляли проблемы для Бонга, поскольку при всей их отличной маневренности они не были столь быстрыми и хорошо вооруженными, как P-38. Бонгу обычно хватало одного-двух попаданий, чтобы вражеский самолет загорелся.
A beautifully restored, airworthy, surviving Mitsubishi A6M Zero, photographed by Yoichi Kokubo.
Союзники проводили оценочные испытания трофейных истребителей "Zero". Первый истребитель такого типа американцы захватили в 1942 году на Алеутских островах в Датч-Харборе: A6M2 (пилот - унтер-офицер Кого) выполнил вынужденную посадку на остров Акутан, летчик после посадки был убит. Самолет доставили в Сан-Диего, отремонтировали, а потом облетали
Палубный истребитель A6M
The Mitsubishi "Zeke" 52 Single-seat Naval Fighter (1,200 h.p. Nakajima Sakae 21 engine).
По маневренности Zero намного опережал современные ему истребители союзников. На виражах он превосходил даже Grumman F6F Hellcat, но его возможности на пикировании и бронезащита оставляли желать лучшего.
"Буффало" был почти на тонну тяжелее своего противника "Зеро", летал медленнее, был хуже вооружен.
Разведка союзников добилась большого успеха, когда в июне I 942 года обнаружила практически неповрежденный A6M, совершивший вынужденную посадку на Алеутских островах. Самолет морем доставили на авиабазу ВМС Норт-Айленд (Сан-Диего) для тщательного изучения. И здесь, наконец, миф о неуязвимости Zero был разрушен.
A6M5 "Зеро" отражает налет американской палубной авиации на метрополию
Многие истребители "Zeke" на заключительном зтапе войны были использованы летчиками-камикадзе для самоубийственных атак кораблей и судов союзников. На фотографии — пилот самолета "Zeke" пытается таранить американский линкор "Миссури" у берегов Окинавы (1945 год).
The 281st Kokutai and their A6M5 'Zeroes', distinguishable by the individual exhaust stacks. Note the abbreviated tail code on the aircraft at right.
Мичман Такео Танимицу у своего истребителя "Зеро" A6M5, июль 1945г. Американские звезды, пробитые стрелами, обозначают подтвержденные победы, без стрелы - неподтвержденные.
Кабина трофейного A6M5c с полным набором оборудования.
Подбитый камикадзе на A6M5 падает на палубу авианосца "Эссекс"
"Зеро" М.Колпакова
Mitsubishi A6M Reisen "Zeke". A6M5 Model 52 Reisen был разработан в среднем периоде войны на Тихоокеанском ТВД, чтобы противостоять новым американским морским истребителям F4U Corsair и F6F Hellcat. Он относился к числу наиболее эффективных вариантов истребителя Reisen и выпускался в больших количествах. Обратите внимание на отметки побед на этой модификации A6Mc Model 52 из Цукуба Кокутай (авиакорпус Цукуба) с авиабазы Оита, в феврале 1945 года обеспечивающего ПВО Японии.
The Mitsubishi "Zeke" 52 Naval Fighter.
Mitsubishi A6M5
Истребитель A6M5 Такео Таминицу (32 воздушные победы)