Aerospatiale Dauphin 2 / SA.365 / HH-65 (Eurocopter EC.155 (International))
Варианты:
Aerospatiale - Dauphin 2 / SA.365 / HH-65 - 1975 - Франция
Страна: Франция
Год: 1975
Вертолет

Спасательный вертолет
Описание:
Eurocopter (Aerospatiale) SA 360, SA 361 и SA365 Dauphin и EC155
Eurocopter AS565 Panther
Aerospatiale SA 366/HH-65A Dolphin
Фотографии:

Рисунки, схемы (5)

Eurocopter (Aerospatiale) SA 360, SA 361 и SA365 Dauphin и EC155

<...>
  Прототип военного двухдвигательного SA 365C Dauphin 2, разработанный на основе SA 360C, выполнил первый полет 24 января 1975 года. Силовая установка включает два ТВаД Turbomeca Arriel мощностью по 650 л.с. Поставки первых серийных машин начаты в феврале 1978 года. Вертолет сертифицирован для полетов по приборам с экипажем из одного летчика.
  За SA 365C в 1979 году последовал SA 365N Dauphin 2 с убираемым шасси с носовой опорой и РЛС в носовой части фюзеляжа; в конструкции широко использованы детали из композитов. Максимальная взлетная масса 4000 кг. Первый полет прототипа состоялся 31 марта 1979 года. Серийный вертолет SA 365N установил в феврале 1980 года новый рекорд в перелете между Лондоном и Парижем, показав среднюю скорость 321 км/ч.
  Береговая охрана США проявила интерес к Dauphin в поисково-спасательном варианте SA 366G/ HH-65A Dauphin, серийный вариант получил обозначение SA 365N1. Данная модель снабжена 11-лопастным фенестроном, установлены ТВаД Arriel 1C1 мощностью 724 л.с. Первые вертолеты заказчик получил в январе 1987 года. Дальнейшим развитием стал вариант SA 365N2 с ТВаД Arriel 1C2 и возможностью установки электронного пилотажного индикатора. В январе 1990 года компания "Aerospatiale" присвоила обозначение AS 365N вертолету Dauphin 2. Данный вариант выпускался по лицензии в Китае компанией HAMC как Harbin Z-9. Основной серийной моделью, выпускаемой "Eurocopter" в начале 2010 года, является AS 365N3+ с оснащенными цифровой системой управления FADEC двигателями Arriel 2C и аэродинамически более чистым фюзеляжем.
  Компанией "Aerospatiale" также разработаны два специализированных военных варианта - AS 365F и AS 365M. Тем не менее, стандартные гражданские варианты Dauphin также закупались вооруженными силами и правительствами некоторых стран, включая Камерун, Конго, Доминиканскую Республику, Фиджи, Францию, Индию, Берег Слоновой Кости, Малави, Руанду и Шри-Ланку.
  17 июня 1997 года "Eurocopter" поднял в воздух AS 365N4 с более широким фюзеляжем, в 1998 году обозначение данной модели изменили на EC 155B. Трансформация AS 365N в EC 155B привела к появлению новой кабины с дверями блистерного типа, измененными окнами и полом, на 40% большей площади. На EC 155B установлен новый пятилопастный несущий винт типа Spheriflex и 10-лопастный фенестрон, лопасти которого для снижения уровня вибраций установлены через неравные интервалы.
  Первым EC 155B стала машина, выполненная по стандарту серийного вертолета, первый полет состоялся 11 марта 1998 года. Европейский сертификат летной годности получен в конце 1998 года, вскоре после сертификации начаты поставки заказчикам серийных изделий. В 2010 году производство продолжалось в варианте EC 155B1 с двигателями Arriel 2C2.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Eurocopter AS365N1 Dauphin 2

  Силовая установка: два турбовальных двигателя Turbomeca Arriel 1C1 взлетной мощностью по 724 л. с. (540 кВт) и мощностью на продолжительном режиме 586 л. с. (437 кВт)
  Летные характеристики: непревышаемая скорость на уровне моря 296 км/ч; максимальная крейсерская скорость на уровне моря 283 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря 396 м/мин; динамический потолок 3600 м; статический потолок с учетом влияния земли 2100 м; статический потолок без учета влияния земли 1100 м; дальность со стандартной заправкой 852 км
  Масса: пустого снаряженного 2161 кг; максимальная взлетная 4100 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 11,94 м; диаметр рулевого винта-фенестрона 1,10 м; длина с вращающимися винтами 13,88 м; длина фюзеляжа 11,63 м; высота с вращающимися винтами 3,98 м; площадь, ометаемая несущим винтом, 111,97 м2

Eurocopter AS565 Panther

AS 365F - специализированный морской вариант AS 365N, предназначенный, главным образом, для использования как противокорабельный и оснащенный поисковой РЛС Agrion-15, магнитометром, вооружением из двух или четырех УР малой дальности "воздух-поверхность" AS15TT, аппаратурой наведения на среднем участке траектории ПКР корабельного базирования большой дальности Otomat. Выпускается поисково-спасательная модель с поисковой РЛС Omera-Segid ORB 32 (в невооруженном варианте для Ирландии поисковой РЛС Bendix RDR 1500), пятью многофукциональными индикаторами в кабине, системой автостабилизации на режиме висения, спасательной лебедкой, автоматической навигационной системой (система дальней навигации Crouzet ONS-200A, навигационный вычислитель Crouzet Nadir Mk II и доплеровская система Cina-B). "Aerospatiale" также предлагала вариант с улучшенными возможностями в части поиска и уничтожения субмарин с опускаемой ГАС Thomson-Sintra (Alcatel) ASM HS-312, магнитометром Sextant Avionique (Crouzet) DHAX 3, а вооружение - две легкие противолодочные торпеды.
  Первый заказ на вертолет поступил от Саудовской Аравии - 24 Eurocopter AS 565 Panther в двух вариантах: AS 565SC (четыре поисково-спасательных вертолета с РЛС ORB-32, обозначение изменено на AS 565MB) и AS 565SA (20 противокорабельных вертолетов с РЛС Agrion-15 и четырьмя УР AS15TT, обозначение изменено на AS 565SB). Небольшое количество AS 365F закуплено другими странами, включая Объединенные Арабские Эмираты - руководство эмирата Абу-Даби закупило семь противокорабельных AS 565SB, а также Израиль - до 20 вертолетов AS 565SA, получивших местное обозначение Atalef.
  После создания военного прототипа SA 361H компания "Aerospatiale" приступила к выпуску специализированной военной модели двухдвигательного SA 365. Прототип AS 365M выполнил первый полет 29 февраля 1984 года, вертолет способен перевозить до 12 бойцов с полной выкладкой или может быть вооружен восемью ПТУР НОТ или блоками НАР. Дальнейшие работы привели к появлению в апреле 1986 года прототипа AS 365K Panther. Наименование Panther распространили на все последующие военные варианты. Отличиями Panther стали более длинный фюзеляж, бронекресло, усиленные пол кабины и шасси, сдвижные двери вместо дверей автомобильного типа, а также ЭВУ на соплах двигателей. Снижение заметности в электромагнитной и тепловой областях спектра достигнуто более широким применением в конструкции композитов и использованием специальной окраски.
  "Aerospatiale" представила Panther в двух основных вариантах - сухопутном и морском. Сухопутный вариант, в свою очередь, имеет три подварианта: вооруженный AS 565AA (с 1997 года AS 565AB), противотанковый AS 565CA и невооруженный общего назначения AS 565UA (с 1997 года AS 565UB). AS 565AA/AB снабжены двумя поперечными балками с одним пилоном для подвески вооружения (блоки НАР, контейнеры с пулеметами, УР "воздух-воздух" Mistral) на каждой. AS 565CA несет две четырехтрубные пусковые установки для ПТУР HOT и оснащен дневным/ночным прицелом Viviane. Подвариант AS 565UA не имеет вооружения и предназначен для перевозки восьми или десяти солдат с полной выкладкой либо груза. Бразилия получила 36 вертолетов AS 565AA под обозначением HM-1. Прототип AS 565 Panther 800 выполнил первый полет в июне 1992 года. Он разработан на базе AS 565 и оснащен двумя ТВаД LHTEC T800-LHT-800 мощностью по 1322 л. с. и интегрированным комплексом БРЭО компании IBM.
  Помимо двух специализированных морских вариантов SA 365F, еще двумя морскими моделями стали невооруженный AS 565MA (с 1997 года – AS 565MB) - эквивалент поисково-спасательного AS 565SC, и противолодочный/противокорабельный AS 565SB, разработанный на основе AS 565SA. Чили закупили четыре AS 565SB с РЛС Dassault Varan, тактической РЛС Thomson-CSF и вооружением из ПКР AM39 Exocet или противолодочных торпед MU90. Франция закупила 18 AS 565MA.
  В 2010 году "Eurocopter" выпускал многоцелевой AS 565UB и морской AS 565MB варианты вертолетов Panther.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Eurocopter AS 565SA Panther

  Тип: легкий морской многоцелевой вертолет с экипажем из двух человек, оптимизированный для борьбы с надводными кораблями и подводными лодками
  Силовая установка: два турбовальных двигателя Turbomeca Arriel 1M1 мощностью по 749 л. с. (558 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 274 км/ч; начальная скороподъемность 420 м/мин; динамический потолок 4575 м; статический потолок с учетом влияния земли 2600 м; статический потолок без учета влияния земли 1860 м; боевой радиус с четырьмя противокорабельными ракетами 250 км
  Масса: пустого 2240 кг; максимальная взлетная 4250 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 11,94 м; длина с вращающимися винтами 13,68 м; высота 3,98 м; площадь, ометаемая несущим винтом, 111,97 м2
  Вооружение: до 600 кг на четырех узлах подвески, обычно четыре УР "воздух-поверхность" AS15TT или две противолодочные торпеды Mk 46
  Полезная нагрузка: до 10 пассажиров или груз массой 1700 кг в кабине или 1600 кг на внешней подвеске

Aerospatiale SA 366/HH-65A Dolphin

Фирма "Aerospatiale" разработала модель вертолета Dauphin (под обозначением SA 366G1), для замены устаревших поисково-спасательных вертолетов Sikorsky HH-52 по заказу Береговой охраны США. Получившийся вертолет имеет обозначение HH-65A Dolphin и выполняет задачи SRR (эвакуация на короткие расстояния) с баз, кораблей и судов Береговой охраны. Повышению эксплуатационной безопасности способствовали некоторые конструктивные особенности, включая свойства пассивного отказа (то есть отказа, не приводящего к критическим последствиям) автоматической системы управления полетом и всенаправленную систему измерения воздушных параметров, дающую информацию во время зависания HH-65. Надувные мягкие поплавки, обеспечивающие плавучесть, позволяли проводить десантные операции при волнении моря до 5 баллов.
  Вертолет Dolphin оснащен комплексными средствами связи и навигационной аппаратурой, поставляемой компанией-подрядчиком "Rockwell Collins". Этот комплекс включает в себя современную радиостанцию и канал для передачи таких данных как расположение вертолета относительно корабля или береговой базы. Датчики системы Sea Hawk FLIR Northrop, установленные в носовой части, помогают проводить спасательные операции в плохую погоду. Всепогодное спасательное оборудование HH-65 включает в себя спасательную лебедку, размещенную на правом борту, и прожектор. Стандартно экипаж состоит из пилота, второго пилота и оператора. Емкость внутреннего топливного бака составляет 1135 литров, может быть установлен дополнительный бак на 180 литров. Для увеличения дальности перегоночного полета можно установить бак емкостью 475 литров.
  Первый HH-65A поднялся в воздух во Франции 23 июля 1980 года и позже был отправлен в отделение "Aerospatiale" в Техасе для монтажа оборудования и сертификации. Береговая охрана закупила 96 машин HH-65A, первые экземпляры были доставлены 1 февраля 1987 года.
  Dolphin критиковали за недостаточную мощность, особенно в последнее время после установки дополнительного оборудования. Программа по замене двигателя на Allison/Garrett LHTEC T800 дошла до стадии испытания опытного образца, но была закрыта. Однако после множества аварийных ситуаций в полете вопрос был снова поднят и позже, в 2004 году "Eurocopter America" получила контракт в 124 миллиона долларов США на замену двигателей и реализацию других улучшений для сохранения в эксплуатации парка из 95 вертолетов. Береговая охрана планировала долгосрочную замену Dolphin, но пересмотрела эти планы. Контракт с "Eurocopter" включал в себя установку турбовального двигателя Turbomeca Ariel 2С2 с цифровым электронным управлением режимами работы и улучшенной кабины.
  В 1985 году два учебных вертолета Береговой охраны США были куплены для военных целей Израилем, который намеревался купить еще 20 для использования с патрульных кораблей ВМС. К двум HH-65A, имеющим местное обозначение Dolpheen, в 1996 году было добавлено пять AS 365 Dauphin 2, известных как Atalef (Bat).


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Aerospatiale SA 366G1/HH-65A Dolphin

  Тип: спасательный вертолет
  Силовая установка: два турбовальных двигателя Textron Lycoming LTS101-750A-1 каждый мощностью 680 л. с. (507 кВ)
  Летные характеристики: максимально допустимая скорость 324 км/ч; максимальная крейсерская скорость на оптимальной высоте 257 км/ч; потолок зависания 2290 м в зоне влияния земли и 1627 м вне зоны влияния земли; дальность 760 км с максимальным количеством топлива или 400 км с максимальной пассажирской нагрузкой; дальность во время спасательных операций 307 км; продолжительность полета 4 часа
  Масса: пустого с оснащением 2178 кг; максимальная взлетная масса 4050 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 11,94 м'; общая длина при вращающемся винте 13,88 м; длина фюзеляжа 11,63 м; общая высота 3,98 м; площадь несущего винта 111,97 м?
A impression of the proposed Korean Light Armed Helicopter, which will be based on the Airbus Helicopters H155 Dauphin/Panther.
New features of the Aerospatiale SA 365N Dauphin 2, as recently ordered by the US Coast Guard, are shown in this drawing.
Aerospatiale AS 365N2 Dauphin 2
Eurocopter EC 155B (1998)
Eurocopter AS 565AA Panther with side views (centre) of AS 366 HH-65A Dolphin and (top) AS 365N2 Dauphin 2 (1985)