RU

/

EN
burger-menu

Поиск по сайту:

airplane photo

Страна : Великобритания

Год : 1979

Одноместный штурмовик корабельного и аэродромного базирования (СВВП)

McDonnell Douglas/British Aerospace Harrier II

   Высокий интерес к самолету Harrier со стороны авиации КМП США привел к решению в 1968 году приобрести оригинальные британские самолеты. Однако оценочные испытания показали наличие множества недостатков, совершенно не устраивающих КМП США, поэтому командование последнего выступило с инициативой разработать на базе данной машины модернизированный самолет, более приспособленный под решение задач морской пехоты. Новый вариант получил обозначение McDonnell Douglas/BAe AV-8B и отличался возможностью применения более широкого набора вооружения, а также имел большую дальность и продолжительность полета.
   В то же время британская "British Aerospace" сконцентрировалась на разработке усовершенствованной модификации Harrier - с увеличенным крылом из новых сплавов, которое можно было бы ставить на уже выпущенные машины. Бывший "младший партнер" американцев по программе разработки AV-8A решил заняться созданием нового самолета, более маневренного и оснащенного новым крылом увеличенной подъемной силы со сверхкритическим профилем и наплывом у передней кромки. Кроме того, широкое применение получили композиционные материалы - за счет этого удалось на 150 кг уменьшить массу машины. Самолет получил новую кабину с органами управления, скомпонованными по принципу HOTAS, и приподнятым расположением пилота, плюс усилили шасси и установили дополнительные пилоны для вооружения (их стало шесть). Силовая установка при этом осталась прежней.
   9 ноября 1978 года был облетан опытный самолет YAV-8B, который представлял собой 11-й AV-8A, оборудованный новым крылом. После испытаний двух прототипов YAV-8B и четырех предсерийных AV-8B авиация КМП США в 1983 году получила свой первый серийный самолет. Как и четыре предсерийные машины, первые 12 серийных самолетов оснащались двигателем F402-RR-404, но последующие машины получили двигатель F402-RR-406 (Pegasus 11-21) тягой 95,41 кН - эквивалент Pegasus Mk 105, использовавшегося на британских самолетах. Начиная с 44-го серийного самолета, одноместные AV-8B и двухместные TAV-8B стали оснащаться цифровой системой управления двигателем, а с 197-го серийного самолета стали устанавливать двигатель F402-RR-408 (Pegasus 11-61) тягой 105,87 кН.
   Всего было построено 280 самолетов, но после операции "Буря в пустыне" был размещен заказ еще на шесть машин - для восполнения потерь. В данное число не входят двухместные TAV-8B.
   Британская программа Harrier II испытывала неоднократные задержки, связанные с определенными требованиями со стороны командования британских ВВС, но 23 апреля 1985 года Harrier GR.Mk 5 наконец-то поднялся в воздух. В целом он был схож с AV-8B, но имел усиленную конструкцию. Всего британские ВВС заказали 62 самолета Harrier GR.Mk 5.
   Начиная со 167-й серийной машины, все самолеты для КМП США оснащались ИК-системой переднего обзора GEC, усовершенствованным индикатором на лобовом стекле, новым индикатором на приборной доске и цифровой движущейся картой местности. К данным машинам часто применятся неофициальное обозначение Night Attack Harrier II или Night Attack AV-8B. Первые самолеты 15 сентября 1989 года поступили в 214-ю штурмовую эскадрилью морской пехоты.
   Harrier GR.Mk 7 - вариант "ночного ударного" AV-8B для британских ВВС, на нем применялось практически то же оборудование и авионика. Впрочем, на этом варианте отсутствовали устанавливаемые на американских машинах в хвостовой части фюзеляжа автоматы отстрела ИК-ловушек и дипольных отражателей. Данный вариант легко отличить от AV-8B и Harrier GR.Mk 5 по двум расположенным внизу в носовой части антеннам системы радиоэлектронного противодействия Marconi Zeus. Приборное оборудование кабины GR.Mk 7 позволяло использовать очки ночного видения - британцы применяли очки Ferranti Night-Owl, а американцы - GEC Cat's Eyes. Пилот получил в свое распоряжение цифровую цветную карту компании GEC.
   Первые 34 самолета GR.Mk 7 были заказаны в 1988 году, после чего заказ британских ВВС на Harrier II вырос до 94 машин (плюс два опытных/предсерийных самолета).
   Высокие боевые возможности GR.Mk 7 привели к тому, что вскоре было решено модернизировать под данный стандарт все британские Harrier II. В итоге самолеты с 42-го по 60-й, предназначавшиеся для эскадрилий, были выпущены как GR.Mk 5A с обеспечением возможности установки авионики по типу GR.Mk 7 и после выпуска с завода направлены на базу хранения - для ожидания модернизации, которая началась в декабре 1990 года.
   Парк GR.Mk 7 испытывал проблемы с поставкой важных систем, включая разведывательное оборудование, пушку Aden и систему предупреждения о ракетной атаке Plessey MAWS (Missile Approach Warning System). Предполагалось заменить 30-мм пушку Aden на 25-мм Royal Ordnance Factory ADEN, но данное решение затем отменили. Зато была обеспечена возможность применения УР Sidewinder для ближнего воздушного боя.
   1-я эскадрилья получила GR.Mk 7 в конце 1992 года. Вскоре машины были модернизированы - получили возможность подвески прицельного контейнера TIALD с лазерным целеуказателем. Около 40 самолетов GR.7 довели до стандарта GR.7A - они получили двигатели Mk 107 Pegasus с тягой на 13 кН больше.
   Британские ВВС приобрели 13 учебно-боевых самолетов Harrier T.Mk 10 - варианта американского TAV-8B, оснащенного двигателем Pegasus Mk 105 и сохранившего стандартную авионику Harrier GR.Mk 7. Первый Harrier T.Mk 10 был облетан 7 апреля 1994 года, поставки были начаты в 20-ю эскадрилью в 1995 году. Часть GR.Mk 7 и 7A прошли модернизацию до стандартов GR.Mk 9 и GR.Mk 9A, соответственно. Они получили возможность применения УР AGM-65, разведывательного контейнера Digital Joint Reconnaissance Pod (DJRP) и прицельного контейнера Sniper. Британские самолеты Harrier сняли с вооружения в 2010 году, 72 машины поступили в авиацию КМП США.
   После ввода в 1989 году в боевой состав испанского флота авианосца "Принц Астурийский" его авиагруппа получила 12 самолетов EAV-8B (VA.2 Matador II). Двухместный TAV-8B был заказан в марте 1992 года. Самолеты AV-8B также поставлялись ВМС Италии, а два TAV-8B были приобретены у КМП США и поставлены в августе 1991 года.
   Испания, Италия и КМП США приняли участие в программе AV-8B Harrier II Plus (испанцы приобрели его под обозначением EAV-8B Matador II Plus). Модернизированный самолет был в целом схож с "ночным ударным" вариантом Harrier II американской морской пехоты, но оснащался многорежимной РЛС APG-65, что позволило применять УР AIM-7 Sparrow и AIM-120 AMRAAM, а также ПКР AGM-84 Harpoon.
   Harrier II Plus сохранил аппаратуру ИК-системы переднего обзора, установленную в носовой части, и в целом внешне схож с поздними серийными AV-8B.
   205-й серийный AV-8B для КМП США стал первым полностью оснащенным новым оборудованием самолетом и первым полноценным прототипом для новой машины. Свой первый полет он совершил 22 сентября 1992 года. Последние 27 самолетов из заказа КМП США должны были строиться по данному стандарту, но затем их количество сократили до 24 машин, из которых три передали Италии. Первый AV-8B Plus был передан заказчику в начале 1993 года, а все имевшиеся на тот момент 73 самолета прошли модернизацию по данному стандарту - у них сохранились только прежние крыло, хвостовое оперение и шасси.
   В июле 1991 года Италия заказала и получила первую партию из трех AV-8B Harrier II Plus, предназначавшихся ранее для КМП США, после чего в ноябре 1992 года она получила еще 13 самолетов. Испанские ВМС также заказали в ноябре 1992 года 13 самолетов Harrier II Plus, но затем заказ сократили до восьми машин. Первые поставки прошли в конце 1995 года. Пять оставшихся EAV-8B тоже были модернизированы до этого стандарта.
   Семь самолетов AV-8B были потеряны в операции "Буря в пустыне" в 1991 году - в основном поражены ЗРК.
   Самолеты КМП США, а затем и британского флота, активно применялись в Афганистане в 2001-2010 годах. Harrier также использовались в Ираке, начиная с 2003 года. Самолеты AV-8B авиации КМП США участвовали в операции во время "арабской весны" 2011 года в Ливии, они, в частности, обеспечивали эвакуацию сбитого американского летчика.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   McDonnell Douglas/British Aerospace AV-8B Harrier II

   Тип: одноместный штурмовик корабельного и аэродромного базирования (СВВП)
   Силовая установка: один ТРДД Rolls-Royce F402-RR-406A тягой 95,42 кН или - на самолетах, поставлявшихся с декабря 1990 года, - один ТРДД F402-RR-408 тягой 105,87 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 1065 км/ч; начальная скороподъемность 4485 м/мин; практический потолок - более 15 240 м; дальность полета по схеме "большая высота - малая высота - большая высота" с семью 227-кг авиабомбами при укороченном взлете - 1001 км
   Масса: пустого 6336 кг (включая пилота и резервное топливо); максимальная взлетная при укороченном взлете 14061 кг, максимальная взлетная при вертикальном взлете 8596 кг
   Размеры: размах крыла 9,25 м; длина 14,12 м; высота 3,55 м; площадь крыла 22,18 м2, включая два наплыва в корневой части крыла площадью по 0,40 м2 или - на самолетах, поставлявшихся с декабря 1990 года, - 22,61 м2, включая два наплыва по 0,62 м2
   Вооружение: одна 25-мм пятиствольная пушка General Electric GAU-12/A Equaliser с вращающимся блоком стволов и боезапасом 300 снарядов в двух подфюзеляжных контейнерах, плюс при вертикальном взлете - до 3062 кг авиационных средств поражения, а при укороченном взлете - до 4899 кг - при двигателе F402-RR-406A, либо 6003 кг - при двигателе F402-RR-408

Показать полностью
  • Описание