Rockwell B-1B Lancer
Варианты:
Rockwell - B-1B Lancer - 1983 - США
Страна: США
Год: 1983


Стратегический бомбардировщик-ракетоносец с экипажем из четырех человек
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (71)
Rockwell B-1

<...>
   В 1981 году политический климат с приходом в Белый Дом президента Рональда Рейгана сильно изменился. Рейган занял в отношении СССР гораздо более жесткую, чем его предшественник, позицию. Среди основных получателей финансирования стало и SAC, проинформированное в сентябре 1981 года о принятии в близком будущем на вооружение нового бомбардировщика в варианте B-1B.
   Фюзеляж самолета плавно сопряжен с крылом, консоли которого выполнены поворотными. В положении максимальной стреловидности части консолей крыла убираются в фюзеляж. Четыре ТРДДФ General Electric F101 установлены попарно в районе центра тяжести самолета, ниже и за поворотными шарнирами крыла. Такое расположение силовой установки способствует повышению устойчивости самолета при полете вблизи земли, где потоки воздуха почти всегда турбулентны.
   Крыло для повышения взлетно-посадочных характеристик оснащено развитой механизацией. При необходимости, в угрожаемый период, B-1B предполагалось рассредотачивать на передовых аэродромах, не все из которых имели качественные ВПП.
   По абсолютным характеристикам B-1B уступает B-1A, причиной чему являлись исключительно финансовые ограничения. В ходе проектирования B-1B усилили шасси, предусмотрели подвижную перегородку отсека вооружения, за счет чего удалось расширить ассортимент боевой нагрузки или подвешивать в отсеке дополнительный топливный бак, кроме того, баки и вооружение стало возможным подвешивать на внешних пилонах.
   Маловысотный высокоскоростной самолет, способный самостоятельно преодолевать сильную ПВО, априори должен был оснащаться совершенным бортовым комплексом обороны (БКО), включающим станции постановки помех, приемники предупреждения об облучении, тепловые ловушки, и быть малозаметным для РЛС противника. Эффективная поверхность рассеивания B-1B минимум на порядок меньше, чем у B-52 при сопоставимых размерах.
   Экипаж B-1B состоит из четырех человек: командира, второго пилота, оператора наступательных систем и оператора БКО. Командир и второй пилот размещены в передней кабине бок о бок, места операторов расположены в задней кабине также бок о бок. Все члены экипажа размещаются на катапультных креслах класса "0-0" Weber ACES II.
   За разработку большинства наступательного оборудования отвечала компания "Boeing". Ядром наступательного комплекса является многорежимная РЛС Westinghouse (ныне Northrop Grumman) APQ-164, разработанная на основе РЛС APG-66 истребителя F-16. Оборонительные системы интегрированы в никогда не отличавшийся высокой надежностью бортовой комплекс Eaton (ныне Lockheed Martin) ALQ-161; эта аппаратура всегда была главной при модернизациях самолета Lancer.
   Первый серийный бомбардировщик B-1B поднялся в воздух 18 октября 1984 года, 27 июля 1985 года он прибыл на авиабазу Оффут, Небраска. Состояния первоначальной боеготовности B-1B достигли в 1986 году. Вскоре бомбардировщиками вооружили четыре стратегических авиакрыла. 100-й и последний самолет был передан SAC в мае 1988 года.
   Начало карьеры B-1B получилось противоречивым и даже скандальным из-за ненадежной работы бортовых систем и нескольких получивших широкий резонанс катастроф. B-1B предназначался для нанесения ударов ядерными боеприпасами, мог нести свободнопадающие водородные бомбы и крылатые ракеты с атомными боевыми частями, которые подвешивались в трех внутренних отсеках вооружения на держателях револьверного типа. С 1995 года B-1B нести ядерное оружие не могут.
   В рамках программы CMUP (Conventional Mission Upgrade Program) B-1B неоднократно модернизировался. Главной целью доработок являлось повышение эффективности авиационного комплекса в части использования обычных, неядерных, средств поражения. В ходе доработок Block A, B и C внедрили шину данных MIL-1760, обеспечившую использование обычных бомб, улучшили работоспособность РЛС в режиме синтезированной апертуры. В декабре 1996 год компания "Rockwell" объединилась с "Integrated Defense System", отделением "Boeing", после чего всеми работами по B-1B руководила "Boeing".
   В первые B-1B в бою были использованы в 1998 году в операции "Desert Fox" - серии налетов на Ирак. B-1B наносили удары обычными бомбами Mk 82 калибра 227 кг.
   Следующий раз B-1B были использованы в апреле 1999 года на Балканах. Четыре самолета из 28-го бомбардировочного авиакрыла снова нанесли удары бомбами Mk 82.
   Доработка в рамках Block D позволила использовать с B-1B "почти высокоточное" оружие - JDAM. Комбинация B-1B/JDAM широко применялась в 2001 году в Афганистане и в 2003 году в Ираке.
   Модернизированные по программе Block E самолеты способны применять AGM-154 Joint Standoff Weapon (JSOW) и AGM-158 JASSM (Joint Air to Surface Standoff Munition).
   В 2011 году B-1B принимали участие в ливийском конфликте. Состоящие на вооружении B-1B проходят модернизацию, в ходе которой на них монтируется оборудование Boeing Integrated Battle Station с новым интерфейсом и цветными многофункциональными кабинными индикаторами.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Rockwell B-1B Lancer

   Тип: стратегический бомбардировщик-ракетоносец с экипажем из четырех человек
   Силовая установка: четыре ТРДДФ General Electric F101-GE-102 тягой по 69,94 кН, тяга на форсаже 136,92 кН
   Летные характеристики: макс. скорость на большой высоте 1324 км/ч или М=1,25; практич. потолок более 15 240 м; дальность порядка 12 000 км
   Масса: пустого 87 091 кг; максимальная взлетная 216365 кг
   Размеры: размах крыла 41,67 м; длина 44,81 м; площадь крыла 181,16 м2
   Вооружение: до 34 019 кг во внутренних отсеках и до 26 762 кг на внешней подвеске; ядерные боеприпасы (после 1995 года самолеты не имеют возможности применять ядерное оружие), включая свободнопадающие водородные бомбы B61 и B83, ракеты AGM-69A Short-Range Attack Missiles и AGM-86B Air-Launched Cruise Missiles; широкий ассортимент обычных авиационных средств поражения
"Выкатка" первого серийного бомбардировщика B-1B на заводе в г. Палмдейл
Перекрашенный в серо-зеленый камуфляж второй B-1A (76-0174) в ходе программы испытаний B-1B. С киля удалены надпись USAF и номер самолета. Авиабаза Эдвардс, август 1984 г.
Бомбардировщик B-1B "Star of Abilene" (сер. номер 83-006529)
Подготовка к полету первого B-1B. Сверху носовой части нанесена белая разметка для отработки дозаправки в воздухе
B-1B закатывают в безэховую камеру испытательного комплекса авиабазы Эдвардс для исследования работы системы РЭБ
Облет B-1B после капитального ремонта. Самолет еще не окрашен.
Взлет B-1B, авиабаза Эллсуорт. 27 марта 2011 г.
B-1B в небе над Жуковским
Для B-1 кампания на Балканах является (фактически) первой "настоящей" войной. Нельзя же таковой считать почти полигонные бомбежки территории Ирака зимой 1998-1999 гг.
B-1B 34-й экспедиционной эскадрильи над Афганистаном
На долю экипажей B-1B, как, впрочем, и их коллег, летавших на B-52H выпали в основном ковровые бомбардировки Косово и столицы края Приштины, осуществлявшиеся под мощным эскортом истребителей и самолетов РЭБ.
B-1B в полете на малой высоте
B-1B во время отработки сложного маневра
B-1B в полете с максимальной и минимальной стреловидностью крыла
Сегодня арсенал вооружений B-1B состоит только из бомб, но в перспективе ожидается его пополнение крылатой ракетой JASSM
Американский бомбардировщик B-1B
B-1B с подвесным контейнером "Снайпер"
Сброс бомб с бомбардировщика B-1B
Сброс обычных бомб с большой высоты
Испытательный пуск с B-1B противокорабельной ракеты AGM-158C LRASM
Отстрел инфракрасных ловушек
Четверка B-1B из 128-й эскадрильи 116-го авиакрыла авиации Национальной гвардии США. 2002 г.
Серийный бомбардировщик B-1B в сопровождении истребителя F/A-18
29 мая 2020г. Су-27 и МиГ-29 из состава Воздушных Сил Украины впервые сопровождали американские стратегические бомбардировщики B-1B. Выполняя учебную миссию, пара «Лансеров» вылетела со своей базы Эллсворт (шт. Южная Дакота), пересекла Атлантику, прошла над Европой и Черноморским регионом. Кроме украинских истребителей, ее сопровождали, сменяя друг друга, польские F-16 и МиГ-29, румынские F-16 и МиГ-21. а также греческие F-16. Дозаправки в воздухе производились от британских, американских и турецких KC-135.
B-52 и B-1 - два поколения самолетов Стратегического воздушного командования США
B-2, B-52 и B-1B в совместном полете
Заправка в воздухе бомбардировщика B-1B 9-й экспедиционной эскадрильи
B-1B вернулся из боевого вылета во время операции «Несокрушимая свобода». Оман, авиабаза Тумрайт, 2001 г. На самолете выпущены предкрылки, закрылки, интерцепторы, отклонен стабилизатор
Модернизированные бомбардировщики B-1B блок D на авиабазе Дайес
B-1B из 28-го бомбардировочного авиакрыла на стоянке авиабазы Эллсуорт, 26 сентября 2009 г.
The second, third and fourth B-1Bs photographed on the flight line at Dyess AFB, where the training of crews for the first operational squadron continues apace.
В жизни B-1B случались и сложные метеоусловия
Испытания B-1B в климатическом ангаре
B-1B и Ту-160 на МАКС-2005
Бомбардировщик B-1B - экспонат музея в г.Хилл
Носовая часть B-1B: три ПВД и управляемая поверхность системы SMCS.
Подвесной контейнер AN/AAQ-33 «Снайпер»
Контейнеры с ложными целями AN/ALE-50 на хвостовой части фюзеляжа
Подфюзеляжные антенны ДИСС
Подготовка управляемого вооружения к подвеске на B-1B. На переднем плане - балочные держатели с бомбами GBU-39, на заднем - GBU-38
Подвеска обычных бомб Mk.82 в бомбоотсек B-1B
Подготовка управляемой JDAM-бомбы к подвеске на B-1B из 28-го бомбардировочного авиакрыла. Операция «Рассвет Одиссея», авиабаза Эллсуорт, 26 марта 2011 г.
Подвеска учебной ракеты AGM-69 SRAM на B-1B
Подвеска бомб 454-кг JDAM с помощью специального подъемника
Размещение 227-кг бомб JDAM в отсеках бомбардировщика B-1B
Револьверные многопозиционные ПУ новой конструкции для бомбардировщика B-1B
В бомбоотсеке B-1B: управляемые JDAM-бомбы, обычные бомбы Mk.82 и ядерные бомбы B61
Подвесной бак на 4864 л в бомбоотсеке
Съемная перегородка в переднем бомбоотсеке B-1B
Detail view of the underwing engine nacelles and the bogie undercarriage.
Detail view of the wing leading and trailing edge flaps.
Выпущенные закрылок и интерцепторы на консоли крыла
A former 28th Bomb Wing aircraft, the Rockwell B-1B Lancer of the 419th Flight Test Sqn on show, 85-082, incorporated this fin-tip antenna array, believed to be part of the Block D upgrade programme
Носовая опора шасси и встроенный трап
Левая основная опора шасси
Вид на двигательные гондолы B-1B
Сопла на B-1B не имеют створок-обтекателей
В начале карьеры B-1B из-за проблем с двигателем F101 полеты бомбардировщиков были на некоторое время прекращены. Проблему удалось решить за счет переделки лопаток первой ступени.
Техник осматривает воздухозаборники B-1B
Сборка самолета B-1B