Northrop B-2 Spirit
Страна: США
Год: 1989


Дальний стратегический бомбардировщик
Описание
Фотографии:

Цветные фото (129)
Northrop Grumman B-2 Spirit
  
  Бомбардировщик Northrop Grumman B-2A Spirit является символом технологического прорыва, "серебряной пулей" американской политики, предназначенной для нанесения ударов по целям с высочайшим приоритетом. B-2 - самый дорогой из военных самолетов (около 900 млн долларов за машину), очень сложный в обслуживании, постоянно имеющий проблемы с покрытием планера, обеспечивающим его малозаметность. Он создавался в годы холодной войны как малозаметный стратегический бомбардировщик для нанесения ударов по важным целям на территории СССР. Для создания радиопоглощающих сотовых конструкций широко использовались композиционные материалы. Бомбардировщик имеет минимальную заметность также в ИК-диапазоне, практически не оставляет инверсионного следа, а свою РЛС APQ-181 он включает только за миг до атаки. В кабине с новейшим приборным оборудованием обычно размещается экипаж из двух человек. Самолет оснащен цифровой ЭДСУ с четырехкратным резервированием и самым совершенным, совершенно секретным оборудованием РЭБ. Было заказано шесть прототипов, выкатка первого из которых состоялась 22 ноября 1988 года. Первый полет B-2 состоялся 17 июля 1990 года, когда эта машина (известная также как AV-1/Air Vehicle One) была передана ВВС на базе Эдвардс для проведения испытаний. В июле 1991 года ВВС США сформулировали список недостатков B-2A, повышавших его заметность. Первоначально ВВС планировали получить 132 самолета, но из-за сокращения финансирования была построена только 21 машина. Последняя из них, опытная AV-1 доработанная до стандарта Block 30, была поставлена 14 июля 2000 года. Первый строевой B-2A был передан 509-му бомбардировочному крылу 17 декабря 1993 года, а начальная боеготовность была достигнута к апрелю 1997 года. Пройдя через модернизации средств снижения заметности, оборудования и состава вооружения стандартов Block 10 и 20, парк самолетов B-2A в настоящее время приведен в соответствие со стандартом Block 30. Боевой дебют B-2A состоялся в Косово в 1999 году, и с тех пор самолет принимал участие в боевых операциях в Афганистане и Ливии. Хотя все B-2 ВВС США на постоянной основе расквартированы на базе Уайтмен в Миссури, периодически проводится их передовое развертывания на островах Гуам и Диего-Гарсия.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Northrop Grumman B-2A Spirit

  Тип: дальний стратегический бомбардировщик
  Силовая установка: четыре ТРДД General Electric F118-GE-100 тягой по 84,52 кН
  Летные характеристики: макс. скорость на большой высоте около 764 км/ч; потолок 15 240 м; дальность полета с восемью ракетами AGM-129 и восемью бомбами B61 по профилю "большая-большая-большая высота" составляет 12 223 км или 8334 км с тем же оружием по профилю полета "большая-малая-большая высота"; продолжительность полета более 36 часов
  Масса: пустого 69 717 кг; типовая взлетная 152 635 кг
  Размеры: размах крыла 52,43 м; длина 21,03 м; высота 5,18 м; площадь крыла около 490,05 м2
  Вооружение: до 18144 кг боевой нагрузки в двух бомбоотсеках, обычно включающей до 16 ракет AGM-129, или 16 ядерных бомб B61 или B83, или 80227-кг бомб Mk 82 или 254-кг Mk 36, или 80 морских мин Mk 62, или 36 340-кг зажигательных бомб M117 или кассетных бомб CBU-87/89/97/98, или 16 бомб JDAM или 907-кг бомб Mk 84, или восемь 1996-кг проникающих бомб GBU-28, или (после модернизации) различное число ракет JASSM и КАБ JSOW
Два первых серийных стратегических бомбардировщика B-2 на авиабазе Эдвардс
Торжественная выкатка первого самолета B-2
Самолет B-2 ввел авиацию США в новую эру военных технологий. Он стал исключительно масштабным предприятием, чья реальная ценность стала предметом жарких дебатов в Сенате и Белом Доме.
База ВВС Андерсен много лет играла важную роль в развертывании американских бомбардировщиков, особенно во время войны во Вьетнаме. Ее значение снова возрастает по мере того как США стремятся поддерживать свое присутствие в тихоокеанском бассейне, особенно в свете продолжающихся трений с Северной Кореей.
На авиабазе Эдвардс рядом с AV-6 стоит оригинальный самолет N-9MB - один из первых летательных аппаратов фирмы "Northrop", созданных по схеме "летающее крыло". В ноябре 1994 года его восстановили до летного состояния по случаю 50-й годовщины первого полета.
Самолет B-2 стоит рядом с тактическими истребителями на авиабазе Андерсен, остров Гуам. Этот бомбардировщик принимал участие в совместных учениях ВВС и ВМФ США с Силами самообороны Японии.
History was made at RAF Fairford in Gloucestershire, UK on June 12, 2017 when all three long-range bomber types assigned to the United States Air Force Global Strike Command were presented together for the media. The aircraft were in the UK to participate in Exercise Baltic Operations (BALTOPS 2017) staged around the Baltic Sea between June 1-16. This year's exercise involved 14 countries. BALTOPS is an annual multinational maritime focussed exercise designed to strengthen interoperability between NATO and regional partners. Running concurrently was Exercise Sabre Strike 2017; a long-standing US Army Europe led cooperative training exercise. Three B-1B Lancers and three B-52H Stratofortresses participated in both exercises. Two B-2 Spirits completed global power missions en-route to Fairford arriving on June 9 and, at the time AIR International closed for press, were expected to fly local missions during their deployment. The accompanying image shows from left to right 34th Bomb Squadron B-1B 85-0083/EL from Ellsworth Air Force Base, South Dakota, 110th Bomb Squadron B-2 88-0329/WM from Whiteman Air Force Base, Missouri, and 20th Bomb Squadron B-52H 60-0002/LA based at Barksdale Air Force Base, Louisiana.
Sending three B-2 Spirit bombers to Red Flag 14-1 represented a higher percentage of a frontline force committed to the exercise than any other major US combat aircraft.
Red Flag 2007
Австралийский солдат охраняет B-2 в ходе операции "Green Lightning". Охране самолетов B-2 придается огромное значение, так как он обладает самым большим потенциалом в арсенале США, и вообще - стоит очень дорого.
B-2A "Spirit of Kitty Hawk" (№93-1086) выруливает на стоянку после боевого вылета в Ирак, авиабаза Уайтмен. Самолеты B-2 находились в высокой степени боевой готовности в течение всей операции.
A B-2 pilot walks to his aircraft during an engine-running crew swap at Andersen AFB, Guam. In August the USAF deployed three Spirits there.
Кромки створки ниши носовой опоры шасси также выполнены по технологии "стелс". Клювообразный нос фюзеляжа B-2 уникален, а РЛС там отсутствует. Блоки РЛС AN/APQ-181 установлены правее и левее носовой части.
Early morning servicing under way at Whiteman AFB.
An aerospace repair technician and a crew chief finish pre-flight inspections on a B-2 Spirit bomber at Andersen Air Force Base, Guam prior to a training mission for crew readiness and proficiency of global strike capability.
В марте 1996 года AV-5 прибыл на авиабазу Эйелсон, штат Аляска, для проведения испытаний в экстремальных климатических условиях (учения "Frozen Spirit 96"). AV-5 предназначался как раз для климатических испытаний и в течение двух месяцев уже проходил подобные процедуры на базе Эглин. На Аляске самолет получил прозвище "Пламень и лед" (Fire and Ice), а на створке ниши носовой опоры шасси был нанесен специальный соответствующий рисунок.
Футуристический облик B-2 объясняется широким использованием технологий снижения заметности. "Northrop" первой использовала в планере криволинейные поверхности для минимизации отражения сигнала РЛС.
B-2 93-1088 ‘Spirit of Louisiana' is the last of 21 Spirit bombers built. The aircraft is shown inside one the customised B-2 hangars at RAF Fairford.
Crew chiefs discuss pre-flight checks on a B-2 Spirit before take-off at Whiteman AFB, Missouri.
B-2 "Spirit of Mississippi" (82-1071) в ожидании подвески боеприпасов JDAM на 27-й день операции "Allied Force". Командир 509-го бомбардировочного крыла отмечал, что характеристики бомбардировщика и бомб JDAM - и по отдельности, и как системы - превзошли все ожидания, даже невзирая на плохие погодные условия.
A crew chief performs a pre-flight check on a B-2 at Whiteman AFB, Missouri home of the 509th Bomb Wing.
Старшина аэродромной команды ВВС США руководит выруливанием B-2 перед очередным вылетом в Ирак на авиабазе Уайтмен, Миссури. Более половины из 49 вылетов B-2 во время операции "Iraqi Freedom" были выполнены из Уайтмен.
Concern about the US Air Force being able to meet the threat posed by a near-peer adversary are reflected by a near-term spending increase for B-2 Spirit bomber upgrades contained in the FY2018 US defence budget request.
Стратегический бомбардировщик B-2 на учениях "Рэд Флэг". Авиабаза "Неллис", Лас-Вегас, февраль 2013г.
В апреле 1997 года МО США рассекретило данные об окончательной стоимости программы ATB/B-2, которая в итоге обошлась налогоплательщикам в 45 млрд долларов. Стоимость одного самолета составляла примерно 2,14 млрд долларов - в два раза больше, чем публично объявлялось ранее. Полная же стоимость его для ВВС США в ценах 2008 года составила 1,4 млрд долларов.
Четыре B-2 делят стоянку на Диего-Гарсия с B-52H из 2-го Бомбардировочного крыла во время операции "Iraqi Freedom". Продолжавшийся около 15 часов полет от острова в Индийском океане до Ирака считался "коротким" для B-2.
The USAF has recently deployed B-2s to increase the type’s visibility overseas. Here Spirit ot Indiana is pictured taxying at RAF Fairford in June 2014.
Три бомбардировщика B-2 выруливают для выполнения боевой задачи, остров Диего-Гарсия. Фотография датирована 21 марта 2003 года, цель - Ирак. Тогда B-2 нанесли удар по стратегическим объектам в районе Багдада.
17 июля 1989г.: состоялся первый полет стратегического бомбардировщика Northrop Grumman B-2A "Stealth Bomber", позже получивший наименование Spirit.
B-2A
Самолет "Spirit of Missouri" стал первым боеготовым бомбардировщиком B-2. На этом снимке он показан при посадке на авиабазу Уайтмэн. Разработку B-2 осложняло множество проблем. Непростой задачей стала тщательная проверка соблюдения каждым сотрудником режима секретности. Это увеличило стоимость программы примерно на 10-15%.
B-2 Spirit из 509-го авиакрыла взлетает с ВПП авиабазы Вайтмен в ходе перебазирования на авиабазу Андерсен (Гуам)
Стратегический бомбардировщик B-2 на учениях "Рэд Флэг". Авиабаза "Неллис", Лас-Вегас, февраль 2013г.
AV-6 сфотографирован в марте 1994 года в полете над базой Эдвардс в пустыне Мохав при высокой влажности атмосферы. Хорошо виден конденсат, которым окутан самолет на скорости, близкой к звуковой. Подобный эффект увеличивает визуальную заметность самолета, что для В-2, предназначенного для действий в глубине территории противника, нежелательно.
B-2 очень необычно выглядит сзади. Такие формы самолета снижают его заметность не только в радиолокационном, но и в оптическом диапазонах, повышая шансы на выживание.
The B-2 Spirit remains distinctive after 20 years in service.
Стратегический бомбардировщик B-2 на учениях "Рэд Флэг". Авиабаза "Неллис", Лас-Вегас, февраль 2013г.
B-2 Spirit 88-0328 'Spirit of Texas’ leaving Nellis.
"Бомбардировщик-невидимка" B-2 "Спирит". B-2A гарантированы лавры самого современного в мире бомбардировщика еще, как минимум, лет 15-20
После объединения стратегического и тактического авиакомандования ВВС США будущее В-2 виделось туманным. Как быть, если на вооружение поступят только 15 самолетов, не лучше ли вообще от них отказаться, и насколько боевой потенциал одного В-2 будет выше в сравнении с другими самолетами? Тем не менее проблему удалось разрешить.
Northrop Grumman B-2 Spirit
Секретность программы B-2 породила множество слухов о возможностях разрабатываемого самолета, в том числе предполагалось, что он будет обладать возможностями вертикального взлета и посадки. Бен Рич, руководитель подразделения "Skunk Works", разработавшего F-117, утверждает, что во время конкурса проект B-2 носил название "Aurora", откуда пошли слухи о гиперзвуковом самолете-разведчике, которого в реальности не существовало.
В-2 совершали налеты на югославские объекты с авиабазы Уайтмэн, штат Миссури.
Почти неуязвимый Northrop Grumman B-2A Spirit способен нанести удар по целям в любой точке Земного шара. Еще большей малозаметностью будет обладать бомбардировщик нового поколения, проекты которого сейчас изучаются на уровне концепции. Поступление на вооружение таких машин ожидается в 2020-е годы.
Бомбардировщик B-2A несет в бомбоотсеке 16 крылатых ракет JASSM, имеющих дальность полета 370 км и отличающихся малой заметностью для радаров.
Применение ракеты AGM-158 с самолета B-2
Основной ядерный боеприпас "стелс-бомбардировщика" B-2 - термоядерная бомба B83, принадлежащая к ядерному оружию мегатонного класса. Особенно B83 эффективна против защищенных целей, таких как шахты МБР и подземные командные пункты. На снимке - B-2 сбрасывает учебную B83 на полигоне авиабазы Ванденберг.
Сброс с B-2 макета атомной бомбы B61-11
Специально созданная для B-2 бомба GAM-113 калибром 2200 кг предназначена для поражения особо прочных заглубленных целей (пещеры, бункеры в скальных породах и т.п.). B-2 способен нести 16 таких бомб.
With the B-2 the flying-wing concept was vindicated. Trial drop of a GAM-113 deep penetration weapon.
A B-2 Spirit drops inert GBU-31 Joint Direct Attack Munitions on the Utah Testing and Training Range.
Бомбардировщик В-2 с базы ВВС Уайтмэн, штат Миссури, летит над островом Гуам в сопровождении ударных машин Strike Eagle 391-й истребительной эскадрильи с базы ВВС Маунтин-Хоум, штат Айдахо.
B-2A в сопровождении истребителей F-22
С 1993 года самолеты T-38A состоят на вооружении 509-го бомбардировочного авиакрыла с авиабазы Уайтмен, Миссури, входящего в состав авиационного боевого командования ВВС США. Talon используют для тренировочных полетов летчики самолетов B-2A.
В полете B-52H и B-2A
После снятия с вооружения машины F-117 B-2 остается единственным малозаметным самолетом ВВС США. Ударные возможности истребителя F-22 крайне ограничены, a F-35 пока находится в стадии отработки.
The dividend - the Northrop Grumman B-2 Spirit. Reportedly, Jack Northrop, a lifelong advocate of the flying-wing concept, was given clearance to see designs of the B-2 before his death in 1981. Very ill, he wrote on a piece of paper: “Now I know why God has kept me alive for the last 25 years...”
Особо секретный проект B-2A, оказавшийся ныне на переднем крае внешней политики США, продемонстрировал свою высокую боевую эффективность.
Возвращающийся из Ирака B-2 сближается с заправщиком над Индийским океаном. Впечатленные выдающимися характеристиками самолета, американские военные использовали выражение "шок и трепет" для описания эффекта бомбардировочной кампании в первые дни боевых действий.
Под воздухозаборниками установлены отсекатели пограничного слоя, который может негативно повлиять на работу двигателей. Отбираемый ими холодный воздух впоследствии смешивается с выхлопными газами, чтобы снизить заметность бомбардировщика в инфракрасном диапазоне.
The B-2 is the oldest stealth aircraft in the current US inventory. It's been operational since the 1990s and has seen combat over Kosovo, Afghanistan, Iraq and Libya.
Самолет B-2 создавался как самый совершенный бомбардировщик в мире, предназначенный для битв Третьей мировой войны с Советским Союзом. Его конструкция и возможности раздвинули границы аэрокосмических технологий в областях, которые так и останутся секретными еще много лет.
Воздухозаборники B-2 имеют зигзагообразные кромки, снижающие общую радиолокационную заметность самолета. Ниже основного воздухозаборника расположены дополнительные для ВСУ и отвода пограничного слоя воздуха, который используется для охлаждения отработанных газов двигателей, снижая тем самым тепловую сигнатуру самолета.
С мощной поддержкой самолетов-заправщиков бомбардировщик B-2 может совершать беспосадочные перелеты через половину земного шара. Во время войны в Афганистане B-2 вылетали на задания, которые продолжались свыше 40 часов.
Ниже штанги самолета-заправщика хорошо виден топливоприемник B-2, в штатном положении он повернут и не увеличивает ЭПР самолета. На крыше кабины экипажа B-2 нанесена разметка люков катапультирования членов экипажа, которые предварительно отстреливаются.
A B-2 Spirit takes on fuel from a KC-135 Stratotanker over the Indian Ocean.
Воздушные удары по Афганистану. 9 октября 2001г.: США начали наносить воздушные удары по Афганистану, месту нахождения террористической организации Аль-Каида, возглавляемой У. Бен Ладеном, который подозревается в организации терактов 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне. Это стало началом многомесячных бомбардировок, которые в конечном итоге привели к падению правительства талибов. 44-часовые полеты бомбардировщиков В-2 с базы Уайтмен были самыми длительными в истории. 21 октября Министерство обороны США сообщило, что над Афганистаном применялись вооруженные БПЛА Predator. Впервые с беспилотного ЛА был осуществлен боевой пуск ракеты.
B-2
B-2 получает топливо от KC-10A во время операции "Enduring Freedom". Все вылеты осуществлялись с базы Уайтмен в США. Полеты были изнурительными - продолжались более 40 часов (самый продолжительный - 44 часа) на пути к цели и отходе от нее, и свыше 30 часов - при возвращении в США.
A KC-135 Stratotanker assigned to the 100th Air Refueling Wing refuels a B-2 Spirit from the 509th Bomb Wing during a mission that targeted Islamic State training camps in Libya.
Дозаправка в воздухе является неотъемлемым элементом всех операций B-2 и позволяет ему выполнять сверхдальние полеты. На снимке B-2 из 40-го крыла готовится получить топливо от KC-135. 28 марта 2003 года, операция "Iraqi Freedom".
B-2 в ходе испытаний на дозаправку, к которым привлекались не только специализированные подразделения, но и строевые части (22-е крыло заправщиков с авиабазы Марч), в дальнейшем обеспечивающие полеты бомбардировщиков с базы Эдвардс. Обратите внимание на огромный размах крыла B-2A на фоне заправщика KC-135E.
A KC-135R tanker and a B-2 Spirit above the Cornish coastline.
B-2 сближается с заправщиком KC-135 во время операции "Iraqi Freedom". В ходе более ранней операции "Allied Force" самолету требовались две дозаправки чтобы долететь до Югославии через Атлантику.
Боевые вылеты из штата Миссури в Ирак и обратно продолжались порядка 34 часов. На снимке: первый серийный B-2 "Spirit of Missouri" (№88-0329) совершает посадку после выполнения своего задания, авиабаза Уайтмен, 25 марта 2003 года.
Vaindication of the flying-wing bomber concept - the Northrop B-2A Spirit.
‘Spirit of Louisiana’ cuts a ghostly shape as it descends into Fairford during twilight hours.
"Northrop Grumman" выбрала для высокотехнологичного B-2 уникальную конфигурацию.
Самолет AV-4 заходит на посадку на авиабазе Ванденберг. На его передних кромках нанесены белые маркеры для испытаний на обледенение. Также видны раскрытые на 45° рулевые поверхности, действующие в качестве аэродинамических тормозов. Обратите внимание на уголковые отражатели на законцовках крыла этого B-2
B-2 83-1088/’WM’ Spirit of Louisiana was one of three deployed to Nellis by the Whiteman Air Force Base-based 393rd Bomb Squadron for exercise Red Flag 15-1.
Створки подпитки расположены на воздухозаборниках двигателей, открываются на посадке и обеспечивают дополнительный приток воздуха к двигателям на рулении и в полете с малыми скоростями.
Взлет бомбардировщика B-2A, самолеты-заправщики выруливают на ВПП, остров Диего-Гарсия, операция "Iraqi Freedom". Этот B-2 действовал совместно с машинами B-1 и B-52 в кампании против Ирака. На той же авиабазе в Индийском океане находились тяжелые бомбардировщики B-52H и заправщики KC-135.
Большая красная кнопка предназначена для быстрой подготовки двигателей к запуску, инициализации и выставки инерциальной навигационной системы.
Эмблемы на борту. Одним из вопросов при создании первых B-2 был по размещению эмблем на борту, являющихся характерной чертой американских самолетов. Естественно, яркая эмблема не могла появиться на малозаметном боевом самолете, и было принято решение разместить ее на створке носовой стойки шасси. Опытные самолеты получили изображения, связанные с возможностями машины. Например, "Ghost" (призрак), указывал на "невидимость" B-2, a "Christine" - намек на мистический автомобиль из романа Стивена Кинга. Эмблема "Fire & Ice" (лед и пламень, на фото) использовалась во время испытаний B-2 на всепогодность. Строевые машины носят названия американских штатов, например "Spirit of California" и "Spirit of Texas". А тринадцатый серийный бомбардировщик назвали "Spirit of Kitty Hawk" в честь города, недалеко от которого прошли первые полеты братьев Райт.
Техник осматривает обшивку на предмет механических повреждений и отслоений. Радиопоглощающее покрытие необходимо поддерживать в безукоризненном состоянии. На обшивке нанесено изображение бомбы - отметка о боевом вылете в ходе операции "Iraqi Freedom".
B-2 очень сложен в техобслуживании, поэтому боеготовность самолетов на высоком уровне поддерживать не удается. Техник осматривает обшивку, на заднем плане - створка ниши основной опоры шасси.
Перфорированные щитки-спойлеры установлены перед отсеком вооружения, в выпущенном положении они обеспечивают нормальный сброс боевой нагрузки. Впереди - убираемая стремянка для доступа в кабину.
Подвеска КАБ GBU-31 JDAM в отсек вооружения (вся боевая нагрузка подвешивается во внутренних отсеках), который снабжен револьверной пусковой установкой.
Подвеска бомб Mk.84 на самолет B-2
Бомба Mk.84
Специалисты по вооружению подвешивают инертную бомбу Mk 84 на револьверную пусковую установку. В полете установка поворачивается так, чтобы сброс происходил с нижнего адаптера - сброс всего боезапаса не занимает много времени.
Weapons specialists load a BDU-56 on a B-2 Spirit at Andersen AFB, Guam.
Тренажер группы вооружения отлично воспроизводит отсек настоящего B-2. В тренажере подвешен макет проникающего боеприпаса MOP (Massive Ordnance Penetrator, 30000 фунтов), который крепится непосредствен-но к верхней части отсека вооружения.