Northrop B-2 Spirit
Страна: США
Год: 1989


Дальний стратегический бомбардировщик
Описание
Фотографии:

Цветные фото (123)
Northrop Grumman B-2 Spirit
  
  Бомбардировщик Northrop Grumman B-2A Spirit является символом технологического прорыва, "серебряной пулей" американской политики, предназначенной для нанесения ударов по целям с высочайшим приоритетом. B-2 - самый дорогой из военных самолетов (около 900 млн долларов за машину), очень сложный в обслуживании, постоянно имеющий проблемы с покрытием планера, обеспечивающим его малозаметность. Он создавался в годы холодной войны как малозаметный стратегический бомбардировщик для нанесения ударов по важным целям на территории СССР. Для создания радиопоглощающих сотовых конструкций широко использовались композиционные материалы. Бомбардировщик имеет минимальную заметность также в ИК-диапазоне, практически не оставляет инверсионного следа, а свою РЛС APQ-181 он включает только за миг до атаки. В кабине с новейшим приборным оборудованием обычно размещается экипаж из двух человек. Самолет оснащен цифровой ЭДСУ с четырехкратным резервированием и самым совершенным, совершенно секретным оборудованием РЭБ. Было заказано шесть прототипов, выкатка первого из которых состоялась 22 ноября 1988 года. Первый полет B-2 состоялся 17 июля 1990 года, когда эта машина (известная также как AV-1/Air Vehicle One) была передана ВВС на базе Эдвардс для проведения испытаний. В июле 1991 года ВВС США сформулировали список недостатков B-2A, повышавших его заметность. Первоначально ВВС планировали получить 132 самолета, но из-за сокращения финансирования была построена только 21 машина. Последняя из них, опытная AV-1 доработанная до стандарта Block 30, была поставлена 14 июля 2000 года. Первый строевой B-2A был передан 509-му бомбардировочному крылу 17 декабря 1993 года, а начальная боеготовность была достигнута к апрелю 1997 года. Пройдя через модернизации средств снижения заметности, оборудования и состава вооружения стандартов Block 10 и 20, парк самолетов B-2A в настоящее время приведен в соответствие со стандартом Block 30. Боевой дебют B-2A состоялся в Косово в 1999 году, и с тех пор самолет принимал участие в боевых операциях в Афганистане и Ливии. Хотя все B-2 ВВС США на постоянной основе расквартированы на базе Уайтмен в Миссури, периодически проводится их передовое развертывания на островах Гуам и Диего-Гарсия.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Northrop Grumman B-2A Spirit

  Тип: дальний стратегический бомбардировщик
  Силовая установка: четыре ТРДД General Electric F118-GE-100 тягой по 84,52 кН
  Летные характеристики: макс. скорость на большой высоте около 764 км/ч; потолок 15 240 м; дальность полета с восемью ракетами AGM-129 и восемью бомбами B61 по профилю "большая-большая-большая высота" составляет 12 223 км или 8334 км с тем же оружием по профилю полета "большая-малая-большая высота"; продолжительность полета более 36 часов
  Масса: пустого 69 717 кг; типовая взлетная 152 635 кг
  Размеры: размах крыла 52,43 м; длина 21,03 м; высота 5,18 м; площадь крыла около 490,05 м2
  Вооружение: до 18144 кг боевой нагрузки в двух бомбоотсеках, обычно включающей до 16 ракет AGM-129, или 16 ядерных бомб B61 или B83, или 80227-кг бомб Mk 82 или 254-кг Mk 36, или 80 морских мин Mk 62, или 36 340-кг зажигательных бомб M117 или кассетных бомб CBU-87/89/97/98, или 16 бомб JDAM или 907-кг бомб Mk 84, или восемь 1996-кг проникающих бомб GBU-28, или (после модернизации) различное число ракет JASSM и КАБ JSOW
Два первых серийных стратегических бомбардировщика B-2 на авиабазе Эдвардс
Торжественная выкатка первого самолета B-2
Самолет B-2 ввел авиацию США в новую эру военных технологий. Он стал исключительно масштабным предприятием, чья реальная ценность стала предметом жарких дебатов в Сенате и Белом Доме.
База ВВС Андерсен много лет играла важную роль в развертывании американских бомбардировщиков, особенно во время войны во Вьетнаме. Ее значение снова возрастает по мере того как США стремятся поддерживать свое присутствие в тихоокеанском бассейне, особенно в свете продолжающихся трений с Северной Кореей.
На авиабазе Эдвардс рядом с AV-6 стоит оригинальный самолет N-9MB - один из первых летательных аппаратов фирмы "Northrop", созданных по схеме "летающее крыло". В ноябре 1994 года его восстановили до летного состояния по случаю 50-й годовщины первого полета.
Самолет B-2 стоит рядом с тактическими истребителями на авиабазе Андерсен, остров Гуам. Этот бомбардировщик принимал участие в совместных учениях ВВС и ВМФ США с Силами самообороны Японии.
Sending three B-2 Spirit bombers to Red Flag 14-1 represented a higher percentage of a frontline force committed to the exercise than any other major US combat aircraft.
Red Flag 2007
Австралийский солдат охраняет B-2 в ходе операции "Green Lightning". Охране самолетов B-2 придается огромное значение, так как он обладает самым большим потенциалом в арсенале США, и вообще - стоит очень дорого.
B-2A "Spirit of Kitty Hawk" (№93-1086) выруливает на стоянку после боевого вылета в Ирак, авиабаза Уайтмен. Самолеты B-2 находились в высокой степени боевой готовности в течение всей операции.
A B-2 pilot walks to his aircraft during an engine-running crew swap at Andersen AFB, Guam. In August the USAF deployed three Spirits there.
Кромки створки ниши носовой опоры шасси также выполнены по технологии "стелс". Клювообразный нос фюзеляжа B-2 уникален, а РЛС там отсутствует. Блоки РЛС AN/APQ-181 установлены правее и левее носовой части.
Early morning servicing under way at Whiteman AFB.
В марте 1996 года AV-5 прибыл на авиабазу Эйелсон, штат Аляска, для проведения испытаний в экстремальных климатических условиях (учения "Frozen Spirit 96"). AV-5 предназначался как раз для климатических испытаний и в течение двух месяцев уже проходил подобные процедуры на базе Эглин. На Аляске самолет получил прозвище "Пламень и лед" (Fire and Ice), а на створке ниши носовой опоры шасси был нанесен специальный соответствующий рисунок.
Футуристический облик B-2 объясняется широким использованием технологий снижения заметности. "Northrop" первой использовала в планере криволинейные поверхности для минимизации отражения сигнала РЛС.
B-2 93-1088 ‘Spirit of Louisiana' is the last of 21 Spirit bombers built. The aircraft is shown inside one the customised B-2 hangars at RAF Fairford.
Crew chiefs discuss pre-flight checks on a B-2 Spirit before take-off at Whiteman AFB, Missouri.
B-2 "Spirit of Mississippi" (82-1071) в ожидании подвески боеприпасов JDAM на 27-й день операции "Allied Force". Командир 509-го бомбардировочного крыла отмечал, что характеристики бомбардировщика и бомб JDAM - и по отдельности, и как системы - превзошли все ожидания, даже невзирая на плохие погодные условия.
A crew chief performs a pre-flight check on a B-2 at Whiteman AFB, Missouri home of the 509th Bomb Wing.
Старшина аэродромной команды ВВС США руководит выруливанием B-2 перед очередным вылетом в Ирак на авиабазе Уайтмен, Миссури. Более половины из 49 вылетов B-2 во время операции "Iraqi Freedom" были выполнены из Уайтмен.
Стратегический бомбардировщик B-2 на учениях "Рэд Флэг". Авиабаза "Неллис", Лас-Вегас, февраль 2013г.
В апреле 1997 года МО США рассекретило данные об окончательной стоимости программы ATB/B-2, которая в итоге обошлась налогоплательщикам в 45 млрд долларов. Стоимость одного самолета составляла примерно 2,14 млрд долларов - в два раза больше, чем публично объявлялось ранее. Полная же стоимость его для ВВС США в ценах 2008 года составила 1,4 млрд долларов.
Четыре B-2 делят стоянку на Диего-Гарсия с B-52H из 2-го Бомбардировочного крыла во время операции "Iraqi Freedom". Продолжавшийся около 15 часов полет от острова в Индийском океане до Ирака считался "коротким" для B-2.
The USAF has recently deployed B-2s to increase the type’s visibility overseas. Here Spirit ot Indiana is pictured taxying at RAF Fairford in June 2014.
Три бомбардировщика B-2 выруливают для выполнения боевой задачи, остров Диего-Гарсия. Фотография датирована 21 марта 2003 года, цель - Ирак. Тогда B-2 нанесли удар по стратегическим объектам в районе Багдада.
17 июля 1989г.: состоялся первый полет стратегического бомбардировщика Northrop Grumman B-2A "Stealth Bomber", позже получивший наименование Spirit.
B-2A
Самолет "Spirit of Missouri" стал первым боеготовым бомбардировщиком B-2. На этом снимке он показан при посадке на авиабазу Уайтмэн. Разработку B-2 осложняло множество проблем. Непростой задачей стала тщательная проверка соблюдения каждым сотрудником режима секретности. Это увеличило стоимость программы примерно на 10-15%.
B-2 Spirit из 509-го авиакрыла взлетает с ВПП авиабазы Вайтмен в ходе перебазирования на авиабазу Андерсен (Гуам)
Стратегический бомбардировщик B-2 на учениях "Рэд Флэг". Авиабаза "Неллис", Лас-Вегас, февраль 2013г.
AV-6 сфотографирован в марте 1994 года в полете над базой Эдвардс в пустыне Мохав при высокой влажности атмосферы. Хорошо виден конденсат, которым окутан самолет на скорости, близкой к звуковой. Подобный эффект увеличивает визуальную заметность самолета, что для В-2, предназначенного для действий в глубине территории противника, нежелательно.
B-2 очень необычно выглядит сзади. Такие формы самолета снижают его заметность не только в радиолокационном, но и в оптическом диапазонах, повышая шансы на выживание.
The B-2 Spirit remains distinctive after 20 years in service.
Стратегический бомбардировщик B-2 на учениях "Рэд Флэг". Авиабаза "Неллис", Лас-Вегас, февраль 2013г.
B-2 Spirit 88-0328 'Spirit of Texas’ leaving Nellis.
"Бомбардировщик-невидимка" B-2 "Спирит". B-2A гарантированы лавры самого современного в мире бомбардировщика еще, как минимум, лет 15-20
После объединения стратегического и тактического авиакомандования ВВС США будущее В-2 виделось туманным. Как быть, если на вооружение поступят только 15 самолетов, не лучше ли вообще от них отказаться, и насколько боевой потенциал одного В-2 будет выше в сравнении с другими самолетами? Тем не менее проблему удалось разрешить.
Northrop Grumman B-2 Spirit
Секретность программы B-2 породила множество слухов о возможностях разрабатываемого самолета, в том числе предполагалось, что он будет обладать возможностями вертикального взлета и посадки. Бен Рич, руководитель подразделения "Skunk Works", разработавшего F-117, утверждает, что во время конкурса проект B-2 носил название "Aurora", откуда пошли слухи о гиперзвуковом самолете-разведчике, которого в реальности не существовало.
В-2 совершали налеты на югославские объекты с авиабазы Уайтмэн, штат Миссури.
Почти неуязвимый Northrop Grumman B-2A Spirit способен нанести удар по целям в любой точке Земного шара. Еще большей малозаметностью будет обладать бомбардировщик нового поколения, проекты которого сейчас изучаются на уровне концепции. Поступление на вооружение таких машин ожидается в 2020-е годы.
Бомбардировщик B-2A несет в бомбоотсеке 16 крылатых ракет JASSM, имеющих дальность полета 370 км и отличающихся малой заметностью для радаров.
Применение ракеты AGM-158 с самолета B-2
Основной ядерный боеприпас "стелс-бомбардировщика" B-2 - термоядерная бомба B83, принадлежащая к ядерному оружию мегатонного класса. Особенно B83 эффективна против защищенных целей, таких как шахты МБР и подземные командные пункты. На снимке - B-2 сбрасывает учебную B83 на полигоне авиабазы Ванденберг.
Сброс с B-2 макета атомной бомбы B61-11
Специально созданная для B-2 бомба GAM-113 калибром 2200 кг предназначена для поражения особо прочных заглубленных целей (пещеры, бункеры в скальных породах и т.п.). B-2 способен нести 16 таких бомб.
With the B-2 the flying-wing concept was vindicated. Trial drop of a GAM-113 deep penetration weapon.
Бомбардировщик В-2 с базы ВВС Уайтмэн, штат Миссури, летит над островом Гуам в сопровождении ударных машин Strike Eagle 391-й истребительной эскадрильи с базы ВВС Маунтин-Хоум, штат Айдахо.
B-2A в сопровождении истребителей F-22
С 1993 года самолеты T-38A состоят на вооружении 509-го бомбардировочного авиакрыла с авиабазы Уайтмен, Миссури, входящего в состав авиационного боевого командования ВВС США. Talon используют для тренировочных полетов летчики самолетов B-2A.
В полете B-52H и B-2A
После снятия с вооружения машины F-117 B-2 остается единственным малозаметным самолетом ВВС США. Ударные возможности истребителя F-22 крайне ограничены, a F-35 пока находится в стадии отработки.
The dividend - the Northrop Grumman B-2 Spirit. Reportedly, Jack Northrop, a lifelong advocate of the flying-wing concept, was given clearance to see designs of the B-2 before his death in 1981. Very ill, he wrote on a piece of paper: “Now I know why God has kept me alive for the last 25 years...”
Особо секретный проект B-2A, оказавшийся ныне на переднем крае внешней политики США, продемонстрировал свою высокую боевую эффективность.
Возвращающийся из Ирака B-2 сближается с заправщиком над Индийским океаном. Впечатленные выдающимися характеристиками самолета, американские военные использовали выражение "шок и трепет" для описания эффекта бомбардировочной кампании в первые дни боевых действий.
Под воздухозаборниками установлены отсекатели пограничного слоя, который может негативно повлиять на работу двигателей. Отбираемый ими холодный воздух впоследствии смешивается с выхлопными газами, чтобы снизить заметность бомбардировщика в инфракрасном диапазоне.
The B-2 is the oldest stealth aircraft in the current US inventory. It's been operational since the 1990s and has seen combat over Kosovo, Afghanistan, Iraq and Libya.
Самолет B-2 создавался как самый совершенный бомбардировщик в мире, предназначенный для битв Третьей мировой войны с Советским Союзом. Его конструкция и возможности раздвинули границы аэрокосмических технологий в областях, которые так и останутся секретными еще много лет.
Воздухозаборники B-2 имеют зигзагообразные кромки, снижающие общую радиолокационную заметность самолета. Ниже основного воздухозаборника расположены дополнительные для ВСУ и отвода пограничного слоя воздуха, который используется для охлаждения отработанных газов двигателей, снижая тем самым тепловую сигнатуру самолета.
С мощной поддержкой самолетов-заправщиков бомбардировщик B-2 может совершать беспосадочные перелеты через половину земного шара. Во время войны в Афганистане B-2 вылетали на задания, которые продолжались свыше 40 часов.
Ниже штанги самолета-заправщика хорошо виден топливоприемник B-2, в штатном положении он повернут и не увеличивает ЭПР самолета. На крыше кабины экипажа B-2 нанесена разметка люков катапультирования членов экипажа, которые предварительно отстреливаются.
A B-2 Spirit takes on fuel from a KC-135 Stratotanker over the Indian Ocean.
Воздушные удары по Афганистану. 9 октября 2001г.: США начали наносить воздушные удары по Афганистану, месту нахождения террористической организации Аль-Каида, возглавляемой У. Бен Ладеном, который подозревается в организации терактов 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне. Это стало началом многомесячных бомбардировок, которые в конечном итоге привели к падению правительства талибов. 44-часовые полеты бомбардировщиков В-2 с базы Уайтмен были самыми длительными в истории. 21 октября Министерство обороны США сообщило, что над Афганистаном применялись вооруженные БПЛА Predator. Впервые с беспилотного ЛА был осуществлен боевой пуск ракеты.
B-2
B-2 получает топливо от KC-10A во время операции "Enduring Freedom". Все вылеты осуществлялись с базы Уайтмен в США. Полеты были изнурительными - продолжались более 40 часов (самый продолжительный - 44 часа) на пути к цели и отходе от нее, и свыше 30 часов - при возвращении в США.
Дозаправка в воздухе является неотъемлемым элементом всех операций B-2 и позволяет ему выполнять сверхдальние полеты. На снимке B-2 из 40-го крыла готовится получить топливо от KC-135. 28 марта 2003 года, операция "Iraqi Freedom".
B-2 в ходе испытаний на дозаправку, к которым привлекались не только специализированные подразделения, но и строевые части (22-е крыло заправщиков с авиабазы Марч), в дальнейшем обеспечивающие полеты бомбардировщиков с базы Эдвардс. Обратите внимание на огромный размах крыла B-2A на фоне заправщика KC-135E.
A KC-135R tanker and a B-2 Spirit above the Cornish coastline.
B-2 сближается с заправщиком KC-135 во время операции "Iraqi Freedom". В ходе более ранней операции "Allied Force" самолету требовались две дозаправки чтобы долететь до Югославии через Атлантику.
Боевые вылеты из штата Миссури в Ирак и обратно продолжались порядка 34 часов. На снимке: первый серийный B-2 "Spirit of Missouri" (№88-0329) совершает посадку после выполнения своего задания, авиабаза Уайтмен, 25 марта 2003 года.
Vaindication of the flying-wing bomber concept - the Northrop B-2A Spirit.
‘Spirit of Louisiana’ cuts a ghostly shape as it descends into Fairford during twilight hours.
"Northrop Grumman" выбрала для высокотехнологичного B-2 уникальную конфигурацию.
Самолет AV-4 заходит на посадку на авиабазе Ванденберг. На его передних кромках нанесены белые маркеры для испытаний на обледенение. Также видны раскрытые на 45° рулевые поверхности, действующие в качестве аэродинамических тормозов. Обратите внимание на уголковые отражатели на законцовках крыла этого B-2
B-2 83-1088/’WM’ Spirit of Louisiana was one of three deployed to Nellis by the Whiteman Air Force Base-based 393rd Bomb Squadron for exercise Red Flag 15-1.
Створки подпитки расположены на воздухозаборниках двигателей, открываются на посадке и обеспечивают дополнительный приток воздуха к двигателям на рулении и в полете с малыми скоростями.
Взлет бомбардировщика B-2A, самолеты-заправщики выруливают на ВПП, остров Диего-Гарсия, операция "Iraqi Freedom". Этот B-2 действовал совместно с машинами B-1 и B-52 в кампании против Ирака. На той же авиабазе в Индийском океане находились тяжелые бомбардировщики B-52H и заправщики KC-135.
Большая красная кнопка предназначена для быстрой подготовки двигателей к запуску, инициализации и выставки инерциальной навигационной системы.
Эмблемы на борту. Одним из вопросов при создании первых B-2 был по размещению эмблем на борту, являющихся характерной чертой американских самолетов. Естественно, яркая эмблема не могла появиться на малозаметном боевом самолете, и было принято решение разместить ее на створке носовой стойки шасси. Опытные самолеты получили изображения, связанные с возможностями машины. Например, "Ghost" (призрак), указывал на "невидимость" B-2, a "Christine" - намек на мистический автомобиль из романа Стивена Кинга. Эмблема "Fire & Ice" (лед и пламень, на фото) использовалась во время испытаний B-2 на всепогодность. Строевые машины носят названия американских штатов, например "Spirit of California" и "Spirit of Texas". А тринадцатый серийный бомбардировщик назвали "Spirit of Kitty Hawk" в честь города, недалеко от которого прошли первые полеты братьев Райт.
Техник осматривает обшивку на предмет механических повреждений и отслоений. Радиопоглощающее покрытие необходимо поддерживать в безукоризненном состоянии. На обшивке нанесено изображение бомбы - отметка о боевом вылете в ходе операции "Iraqi Freedom".
B-2 очень сложен в техобслуживании, поэтому боеготовность самолетов на высоком уровне поддерживать не удается. Техник осматривает обшивку, на заднем плане - створка ниши основной опоры шасси.
Перфорированные щитки-спойлеры установлены перед отсеком вооружения, в выпущенном положении они обеспечивают нормальный сброс боевой нагрузки. Впереди - убираемая стремянка для доступа в кабину.
Подвеска КАБ GBU-31 JDAM в отсек вооружения (вся боевая нагрузка подвешивается во внутренних отсеках), который снабжен револьверной пусковой установкой.
Подвеска бомб Mk.84 на самолет B-2
Бомба Mk.84
Специалисты по вооружению подвешивают инертную бомбу Mk 84 на револьверную пусковую установку. В полете установка поворачивается так, чтобы сброс происходил с нижнего адаптера - сброс всего боезапаса не занимает много времени.
Weapons specialists load a BDU-56 on a B-2 Spirit at Andersen AFB, Guam.
Тренажер группы вооружения отлично воспроизводит отсек настоящего B-2. В тренажере подвешен макет проникающего боеприпаса MOP (Massive Ordnance Penetrator, 30000 фунтов), который крепится непосредствен-но к верхней части отсека вооружения.