Boeing B-17E / B-17G Flying Fortress (Boeing F-9)
Варианты:
Boeing - B-17E / B-17G Flying Fortress - 1941 - США
Страна: США
Год: 1941


9-10-местный бомбардировщик дальнего действия
Описание:
B-17E / B-17G Flying Fortress
F-9
Boeing Model 299 (B-17 Flying Fortress, B-40, BQ-7 и другие)
Фотографии:

Боковые проекции (11)

B-17E / B-17G Flying Fortress

Тяжелый бомбардировщик, четырехмоторный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж 6-10 человек. Спроектирован в КБ фирмы "Боинг эйрплейн" под руководством Э.Эмери и Э.Уэллса. Опытный бомбардировщик "модель 229" впервые взлетел 28 июня 1935 г. Серийное производство начато в декабре 1936 г.
  Выпускался на заводах "Боинг" в Сиэттле, "Вега эйркрафт корпорейшн" в Бэрбанке, "Дуглас" в Лонг-Бич. Всего построен 12 731 экз. B-17 состоял на вооружении в США с марта 1937 г., в Великобритании - с марта 1941 г., в СССР - с апреля 1945 г.
  Основные серийные модификации:
   - B-17C ("Фортресс" I) с моторами R-1820-65, вооружение 5x12,67+1x7,62, бомбы до 1235 кг;
   - B-17D с протектированными бензобаками, дополнительной бронезащитой, вооружение 7x12,7+1x7,62, бомбы до 1235 кг;
   - B-17E с новыми хвостовой частью фюзеляжа и оперением, вооружение 8x12,7+ 1x7,62, бомбы до 8000 кг, на поздних сериях - шаровая подфюзеляжная турель;
   - B-17F ("Фортресс" II) с новой носовой частью фюзеляжа, противопыльными фильтрами, протектированными маслобаками, дополнительными бензобаками, моторами R-1820-97, вооружение 8x12,7+1x7,62 или 11x12,7 (с F-75), бомбы до 9500 кг, отдельные самолеты оснащались РЛС H2S;
   - B-17G ("Фортресс" III) с измененной схемой вооружения, вооружение 11-13x12,7, с G-50 разнесенные по длине бортовые стрелковые установки, на отдельных самолетах РЛС Н2К.
  Первый случай боевого применения - налет английской авиации на Вильгельмсхафен в июле 1941 г. Английские "крепости" небольшими группами совершали налеты на Гамбург, Эмден, Дюссельдорф, Осло, Брест. С октября 1941 г. английские самолеты использовались в Европе только в Береговом командовании как патрульно-противолодочные. В Африке они действовали до мая 1942 г., совершая налеты на Тобрук и Бенгази.
  Американские B-17 получили боевое крещение в декабре 1941 г. на Гавайях и Филиппинах. В январе 1942 г. участвовали в боях на о.Ява, активно применялись затем на море (в т.ч. в сражениях в Коралловом море и у Мидуэя). С февраля 1942 г. дислоцировались также в Индии. С 1943 г. убраны с Тихоокеанского театра, где заменены на B-24, зато с августа 1942 г. применялись в Европе (с баз в Великобритании). С января 1943 г. совершали массированные дневные налеты на цели в Германии. С начала 1944 г. - основной тип американского бомбардировщика на европейском театре. Применялся также как дальний разведчик, самолет РЭП и спасательной службы, военно-транспортный. В июне - сентябре 1944 г. B-17 участвовали в "челночных" операциях с баз на Украине. "Крепости" ВВС армии США использовались на фронте до конца войны в Европе. Советские B-17 в боевых действиях не участвовали.
  B-17 сняли с производства в июле 1945 г. Большая часть была снята с вооружения в 1946 г., но отдельные машины эксплуатировались ВВС США до 1956 г., а в Береговой охране они служили до 1959 г.


B-17G||
Размах:||31,63 м
Длина:||22,65 м
Моторы, количество х мощность:||4x1200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||30000 кг
Максимальная скорость:||460 км/ч
Практический потолок:||10900 м
Дальность:||5400 км

F-9

Дальний разведчик, четырехмоторный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси. Экипаж - 9-10 чел. F-9 являлся разведывательным вариантом тяжелого бомбардировщика B-17 "Флайинг Фортресс" ("Летающая крепость"). Последний под названием "модель 299" был сконструирован в КБ фирмы "Боинг эйрплейн" под руководством Э. Уэллса. Опытный образец бомбардировщика совершил первый полет 28 июня 1935 г. С декабря 1936 г. эта машина под обозначением B-17 начала серийно выпускаться на заводе "Боинг" в Сиэттле и в марте 1937 г. была принята на вооружение Авиационного корпуса армии США.
  В 1942 г. на предприятии в Сиэттле произвели пробную переделку B-17F в дальний фоторазведчик F-9. С конца года там же начали выпуск серийных разведчиков. Всего изготовили 51 экз.
  F-9 состоял на вооружении только ВВС армии США - с 1942 г.
  Двигатели R-1820-97. Вооружение 11x12,7, бомбовой нагрузки разведчики не несли.
  Выпускались следующие модификации F-9:
   - F-9 - первый серийный вариант на базе бомбардировщика B-17F;
   - F-9A - аналог F-9 с отличиями по оборудованию;
   - F-9B - с другим комплектом фотоаппаратуры;
   - F-9C - на базе бомбардировщика B-17G, фотоаппараты установлены в выступе вместо турели под носовой частью.
  Кроме этого, в Великобритании бомбардировщики "Фортресс" III (B-17G) переделывались в самолеты радиоразведки и радиопротиводействия с РЛС.
  С самого начала войны на Тихом океане американцы нередко применяли бомбардировщики B-17 в качестве дальних разведчиков. В августе 1942 г. с такого самолета произвели съемку военных объектов вблизи Рабаула (о. Новая Британия). В том же месяце "летающие крепости" фотографировали о-ва Кыска и Кодьяк (Алеутские о-ва), захваченные японским десантом. Фоторазведчики F-9 применялись в Европе и на Тихом океане с весны 1943 г. до конца войны. В частности, в июне 1943 г. машины этого типа вели разведку японских баз на Соломоновых о-вах. Английские самолеты "Фортресс" III со специальным оборудованием выявляли местонахождение радиолокационных станций и постов наведения системы ПВО Германии, а также использовались как самолеты радиопротиводействия при массированных ночных налетах, создавая активные и пассивные помехи.
  Выпуск последней модификации, F-9C, закончили в 1944 г. Разведчики на базе B-17 сохранялись на вооружении ВВС США и после войны, в 1948 г. их переименовали в RB-17. Один из них совершил первый для американских ВВС боевой вылет в Корейской войне 25 июня 1950 г. RB-17G применялись в Корее вплоть до заключения перемирия. Отдельные машины этого типа эксплуатировались в ВВС до 1956 г., а в Береговой охране США последний самолет летал до октября 1959 г.


F-9C||
Размах:||31,64 м
Длина:||22,78 м
Моторы, количество х мощность:||4 х 1000 л.с.

Boeing Model 299 (B-17 Flying Fortress, B-40, BQ-7 и другие)


<...>
  Последующие модификации B-17E, B-17F и B-17G (все Model 299O) имели увеличенное вертикальное оперение с крупным вытянутым форкилем. B-17E и B-17F были первыми из тех, что служили в 8-й Воздушной армии США в Европе и отличались от других в основном вооружением и оборудованием. Это были самые совершенные модификации B-17, однако в ходе двух операций, 17 августа и 14 октября 1943 года, при нанесении бомбовых ударов по стратегическим объектам Германии американцы потеряли 120 таких самолетов. Оборонительное вооружение B-17 оказалось недостаточным для защиты от перехватчиков, несмотря на плотные боевые порядки этих бомбардировщиков и взаимное огневое прикрытие. Без истребительного эскорта B-17 оставались слишком уязвимыми в дневное время. Большинство самолетов немцам удалось сбить в лобовых атаках. Чтобы обеспечить защиту от таких атак, на последней серийной модификации B-17G установили дополнительную носовую турель с двумя 12,7-мм пулеметами. В результате общее число пулеметов на борту возросло до 13 штук. Чтобы увеличить боевой потолок, поздние серийные экземпляры оснащались улучшенными турбокомпрессорами. Всего было построено 8680 B-17G.
  B-17 использовался на всех ТВД, где воевали США, особенно активно в Европе и на Ближнем Востоке. На Тихом океане он оказал неоценимую помощь в патрулировании, разведке, а также в ходе бомбовых ударов для непосредственной поддержки наземных войск. Ряд модификаций был построен или переделан для решения специальных задач. Общий объем выпуска бомбардировщика составил почти 13 000 экземпляров всех модификаций. Несколько сотен B-17G оставались в ВВС США после окончания Второй мировой войны, но вскоре их перевели в резерв как морально устаревшие.


Модификации

  B-17H: небольшое количество военно-морских спасательных самолетов с поисковой РЛС и сбрасываемой спасательной лодкой, позже получивших обозначение SB-17G
  B-40: "бомбардировщик сопровождения" с усиленным вооружением (до 30 пулеметов). Предназначался для защиты от атак истребителями обычных бомбардировщиков, но из-за низких боевых и скоростных качеств в серию не пошел. Построено четыре экземпляра, впоследствии переделанных в учебно-тренировочные машины TB-40
  BQ-7: беспилотная радиоуправляемая "летающая бомба", экипаж (два человека) которой выпрыгивал с парашютами после наведения самолета на курс. Самолет был неудачным и использовался ограниченно
  CB-17G и VB-17G: обозначения для бомбардировщиков B-17G, переделанных в транспортники.
  DB-17P: беспилотный самолет
  F-9: модификация для фоторазведки с различным расположением камер, строились подмодификации F-9A, F-9B и F-9C. Другие обозначения самолетов-фоторазведчиков - FB-17 и RB-17G
  Model 299Z: два B-17G, приспособленных для летных испытаний турбовинтовых двигателей, установленных в носовой части фюзеляжа
  Model 299AB: после использования всех букв латинского алфавита за модификацией Model 299Z последовало обозначение из двойных букв. Model 299AB представлял собой административный транспортный самолет для авиакомпании TWA, использовавшийся для обследования и связи при организации после войны маршрутов на Ближнем Востоке.
  PB-1: один B-17F и один B-17G, использовавшиеся ВМС США в различных испытательных проектах
  PB-1G: спасательный самолет для береговой охраны США и 17 B-17G с теми же переделками, что и у B-17H ВВС США
  PB-1W: 31 самолет B-17G, использовавшийся ВМС США в качестве противолодочного и РЭП после установки поисковой РЛС APS-80 с антенной в обтекателях над и под фюзеляжем
  QB-17L и QB-17N: беспилотные самолеты-мишени
  TB-17G: специальный учебно-тренировочный самолет XB-38: один самолет, в опытном порядке оснащенный V-образными двигателями Allison V-710-89
  XC-108: пассажирский самолет на 38 мест
  XC-108A: транспортный самолет с грузовой дверью по левому борту
  XC-108B: экспериментальный летающий танкер-топливозаправщик
  YC-108: самолет для VIP-пассажиров


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Boeing Model 299O (B-17G Flying Fortress)

  Тип: 9-10-местный бомбардировщик дальнего действия
  Силовая установка: четыре звездообразных двигателя Wright R-1820-97 мощностью по 1200 л.с. (895 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 462 км/ч на высоте 7620 м; крейсерская скорость 293 км/ч на оптимальной высоте: подъем на 6095 м за 37 мин; практический потолок 10 850 дальность полета 3219 км с бомбовой нагрузкой 2722 кг
  Масса: пустого 16391 кг; максимальная взлетная 29710 кг
  Размеры: размах крыла 31,62 м; длина 22,66 м; высота 5,82 м; площадь крыла 131,92 м2
  Вооружение: два 12,7-мм пулемета Browning в носовой турели, а также в верхней, нижней и хвостовой турелях, по одному 12,7-мм пулемету Browning в двух подвижных бортовых установках в средней части фюзеляжа, в двух установках по бортам кабины и одной одинарной верхней плюс до 7983кг бомб в бомбовом отсеке и на внешней подвеске
B-17E стал в 1942 году основным американским бомбардировщиком на Тихом океане. Этот «Tojo's Jinx» был среди тех B-17E, которые в начале 1942 года прибыли в Австралию для пополнения эскадрилий, потрепанных в боях за Филиппины и Яву. Самолет, оснащенный шаровой турелью «Sperry» (появилась на B-17E второй производственной серии взамен дистанционно-управляемой турели «Bendix»), был придан 19-й бомбардировочной группе - красный руль направления был характерен для самолетов этого подразделения.
B-17F "Летающая крепость". Этот Boeing B-17F-40-BO (42-5177) из 303-й бомбардировочной группы летом 1943 года участвовал в операциях, в которых действовало до 300 самолетов. На самолете изображена эмблема, типичная для периода с июля 1942 по июль 1943 года.
Бомбардировщик Боинг B-17F
B17-G-30DL из 418-го BS 100-й BG 8-й воздушной армии - участник операции Frantic-2
B17-G-35BO из 346-го BS 99-й BG 15-й воздушной армии - участник операции Frantic-1
B-17G-40-VE N 42-97996 из 890 авиационного Брянского полка 45 ТБАД. Найден в н.п. Рудники на аэродроме 16-й ВА. 8 мая 1945г. самолет перегнали на аэродром 45 ТБАД в Барановичах. Экипаж: И.А.Щадных (командир), Н.Балдов (второй пилот), В.Семенов (штурман), Тишков (2-й штурман), Н.И.Ковалев (борттехник), П.Трофимец (техник самолета), Щербаков (механик самолета).
B-17G-50-DL N 44-6316 поступил в 45 ТБАД 11 июля 1945г. Окраска соответствует времени, когда самолет нашли и первым делом нанесли красные звезды по бортам фюзеляжа (на крыле еще сохранились американские опознавательные знаки). Оставшаяся американская маркировка говорит о том, что машина принадлежала 358 бомбардировочной эскадрилье (на борту - индекс VK) 303 бомбардировочной группы (на киле - буква C в треугольнике). Весьма вероятно, что на носу самолета имелось какое-либо изображение и/или надпись.
Бомбардировщик Боинг B-17G
B-17G "Летающая крепость". "Short Arm" представляет собой окончательный стандартный вариант "Летающей крепости" последних серий, поставляемый в 8-ю Воздушную армию США в конце 1944 года и воплотивший в себе все улучшения и доработки, взятые с более ранних модификаций. B-17G был одним из наиболее защищенных бомбардировщиков тех времен, его вооружение состояло из 13 крупнокалиберных пулеметов.
Fortress B.Mk III(SD). 100-я группа спецназначения была сформирована в ноябре 1943 года для координации в масштабах всего Бомбардировочного командования усилий по радиотехническому и "силовому" подавлению системы ПВО противника. Ранее задачи постановки помех выполнял ряд мелких разбросанных подразделений. Здесь изображен самолет 214-й эскадрильи специального назначения, базировавшейся в Оултоне.
B-17G из 69-й эскадрильи составляли главную ударную силу ВВС Израиля