Boeing B-17E / B-17G Flying Fortress     1941
Boeing F-9     1942
Варианты:
Boeing - B-17E / B-17G Flying Fortress - 1941 - США
Страна: США
Год: 1941


9-10-местный бомбардировщик дальнего действия
Описание:
B-17E / B-17G Flying Fortress
F-9
Boeing Model 299 (B-17 Flying Fortress, B-40, BQ-7 и другие)
Фотографии:

Обломки (46)

B-17E / B-17G Flying Fortress

Тяжелый бомбардировщик, четырехмоторный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж 6-10 человек. Спроектирован в КБ фирмы "Боинг эйрплейн" под руководством Э.Эмери и Э.Уэллса. Опытный бомбардировщик "модель 229" впервые взлетел 28 июня 1935 г. Серийное производство начато в декабре 1936 г.
   Выпускался на заводах "Боинг" в Сиэттле, "Вега эйркрафт корпорейшн" в Бэрбанке, "Дуглас" в Лонг-Бич. Всего построен 12 731 экз. B-17 состоял на вооружении в США с марта 1937 г., в Великобритании - с марта 1941 г., в СССР - с апреля 1945 г.
   Основные серийные модификации:
   - B-17C ("Фортресс" I) с моторами R-1820-65, вооружение 5x12,67+1x7,62, бомбы до 1235 кг;
   - B-17D с протектированными бензобаками, дополнительной бронезащитой, вооружение 7x12,7+1x7,62, бомбы до 1235 кг;
   - B-17E с новыми хвостовой частью фюзеляжа и оперением, вооружение 8x12,7+ 1x7,62, бомбы до 8000 кг, на поздних сериях - шаровая подфюзеляжная турель;
   - B-17F ("Фортресс" II) с новой носовой частью фюзеляжа, противопыльными фильтрами, протектированными маслобаками, дополнительными бензобаками, моторами R-1820-97, вооружение 8x12,7+1x7,62 или 11x12,7 (с F-75), бомбы до 9500 кг, отдельные самолеты оснащались РЛС H2S;
   - B-17G ("Фортресс" III) с измененной схемой вооружения, вооружение 11-13x12,7, с G-50 разнесенные по длине бортовые стрелковые установки, на отдельных самолетах РЛС Н2К.
   Первый случай боевого применения - налет английской авиации на Вильгельмсхафен в июле 1941 г. Английские "крепости" небольшими группами совершали налеты на Гамбург, Эмден, Дюссельдорф, Осло, Брест. С октября 1941 г. английские самолеты использовались в Европе только в Береговом командовании как патрульно-противолодочные. В Африке они действовали до мая 1942 г., совершая налеты на Тобрук и Бенгази.
   Американские B-17 получили боевое крещение в декабре 1941 г. на Гавайях и Филиппинах. В январе 1942 г. участвовали в боях на о.Ява, активно применялись затем на море (в т.ч. в сражениях в Коралловом море и у Мидуэя). С февраля 1942 г. дислоцировались также в Индии. С 1943 г. убраны с Тихоокеанского театра, где заменены на B-24, зато с августа 1942 г. применялись в Европе (с баз в Великобритании). С января 1943 г. совершали массированные дневные налеты на цели в Германии. С начала 1944 г. - основной тип американского бомбардировщика на европейском театре. Применялся также как дальний разведчик, самолет РЭП и спасательной службы, военно-транспортный. В июне - сентябре 1944 г. B-17 участвовали в "челночных" операциях с баз на Украине. "Крепости" ВВС армии США использовались на фронте до конца войны в Европе. Советские B-17 в боевых действиях не участвовали.
   B-17 сняли с производства в июле 1945 г. Большая часть была снята с вооружения в 1946 г., но отдельные машины эксплуатировались ВВС США до 1956 г., а в Береговой охране они служили до 1959 г.


B-17G||
Размах:||31,63 м
Длина:||22,65 м
Моторы, количество х мощность:||4x1200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||30000 кг
Максимальная скорость:||460 км/ч
Практический потолок:||10900 м
Дальность:||5400 км

F-9

Дальний разведчик, четырехмоторный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси. Экипаж - 9-10 чел. F-9 являлся разведывательным вариантом тяжелого бомбардировщика B-17 "Флайинг Фортресс" ("Летающая крепость"). Последний под названием "модель 299" был сконструирован в КБ фирмы "Боинг эйрплейн" под руководством Э. Уэллса. Опытный образец бомбардировщика совершил первый полет 28 июня 1935 г. С декабря 1936 г. эта машина под обозначением B-17 начала серийно выпускаться на заводе "Боинг" в Сиэттле и в марте 1937 г. была принята на вооружение Авиационного корпуса армии США.
   В 1942 г. на предприятии в Сиэттле произвели пробную переделку B-17F в дальний фоторазведчик F-9. С конца года там же начали выпуск серийных разведчиков. Всего изготовили 51 экз.
   F-9 состоял на вооружении только ВВС армии США - с 1942 г.
   Двигатели R-1820-97. Вооружение 11x12,7, бомбовой нагрузки разведчики не несли.
   Выпускались следующие модификации F-9:
   - F-9 - первый серийный вариант на базе бомбардировщика B-17F;
   - F-9A - аналог F-9 с отличиями по оборудованию;
   - F-9B - с другим комплектом фотоаппаратуры;
   - F-9C - на базе бомбардировщика B-17G, фотоаппараты установлены в выступе вместо турели под носовой частью.
   Кроме этого, в Великобритании бомбардировщики "Фортресс" III (B-17G) переделывались в самолеты радиоразведки и радиопротиводействия с РЛС.
   С самого начала войны на Тихом океане американцы нередко применяли бомбардировщики B-17 в качестве дальних разведчиков. В августе 1942 г. с такого самолета произвели съемку военных объектов вблизи Рабаула (о. Новая Британия). В том же месяце "летающие крепости" фотографировали о-ва Кыска и Кодьяк (Алеутские о-ва), захваченные японским десантом. Фоторазведчики F-9 применялись в Европе и на Тихом океане с весны 1943 г. до конца войны. В частности, в июне 1943 г. машины этого типа вели разведку японских баз на Соломоновых о-вах. Английские самолеты "Фортресс" III со специальным оборудованием выявляли местонахождение радиолокационных станций и постов наведения системы ПВО Германии, а также использовались как самолеты радиопротиводействия при массированных ночных налетах, создавая активные и пассивные помехи.
   Выпуск последней модификации, F-9C, закончили в 1944 г. Разведчики на базе B-17 сохранялись на вооружении ВВС США и после войны, в 1948 г. их переименовали в RB-17. Один из них совершил первый для американских ВВС боевой вылет в Корейской войне 25 июня 1950 г. RB-17G применялись в Корее вплоть до заключения перемирия. Отдельные машины этого типа эксплуатировались в ВВС до 1956 г., а в Береговой охране США последний самолет летал до октября 1959 г.


F-9C||
Размах:||31,64 м
Длина:||22,78 м
Моторы, количество х мощность:||4 х 1000 л.с.

Boeing Model 299 (B-17 Flying Fortress, B-40, BQ-7 и другие)


<...>
   Последующие модификации B-17E, B-17F и B-17G (все Model 299O) имели увеличенное вертикальное оперение с крупным вытянутым форкилем. B-17E и B-17F были первыми из тех, что служили в 8-й Воздушной армии США в Европе и отличались от других в основном вооружением и оборудованием. Это были самые совершенные модификации B-17, однако в ходе двух операций, 17 августа и 14 октября 1943 года, при нанесении бомбовых ударов по стратегическим объектам Германии американцы потеряли 120 таких самолетов. Оборонительное вооружение B-17 оказалось недостаточным для защиты от перехватчиков, несмотря на плотные боевые порядки этих бомбардировщиков и взаимное огневое прикрытие. Без истребительного эскорта B-17 оставались слишком уязвимыми в дневное время. Большинство самолетов немцам удалось сбить в лобовых атаках. Чтобы обеспечить защиту от таких атак, на последней серийной модификации B-17G установили дополнительную носовую турель с двумя 12,7-мм пулеметами. В результате общее число пулеметов на борту возросло до 13 штук. Чтобы увеличить боевой потолок, поздние серийные экземпляры оснащались улучшенными турбокомпрессорами. Всего было построено 8680 B-17G.
   B-17 использовался на всех ТВД, где воевали США, особенно активно в Европе и на Ближнем Востоке. На Тихом океане он оказал неоценимую помощь в патрулировании, разведке, а также в ходе бомбовых ударов для непосредственной поддержки наземных войск. Ряд модификаций был построен или переделан для решения специальных задач. Общий объем выпуска бомбардировщика составил почти 13 000 экземпляров всех модификаций. Несколько сотен B-17G оставались в ВВС США после окончания Второй мировой войны, но вскоре их перевели в резерв как морально устаревшие.


Модификации

   B-17H: небольшое количество военно-морских спасательных самолетов с поисковой РЛС и сбрасываемой спасательной лодкой, позже получивших обозначение SB-17G
   B-40: "бомбардировщик сопровождения" с усиленным вооружением (до 30 пулеметов). Предназначался для защиты от атак истребителями обычных бомбардировщиков, но из-за низких боевых и скоростных качеств в серию не пошел. Построено четыре экземпляра, впоследствии переделанных в учебно-тренировочные машины TB-40
   BQ-7: беспилотная радиоуправляемая "летающая бомба", экипаж (два человека) которой выпрыгивал с парашютами после наведения самолета на курс. Самолет был неудачным и использовался ограниченно
   CB-17G и VB-17G: обозначения для бомбардировщиков B-17G, переделанных в транспортники.
   DB-17P: беспилотный самолет
   F-9: модификация для фоторазведки с различным расположением камер, строились подмодификации F-9A, F-9B и F-9C. Другие обозначения самолетов-фоторазведчиков - FB-17 и RB-17G
   Model 299Z: два B-17G, приспособленных для летных испытаний турбовинтовых двигателей, установленных в носовой части фюзеляжа
   Model 299AB: после использования всех букв латинского алфавита за модификацией Model 299Z последовало обозначение из двойных букв. Model 299AB представлял собой административный транспортный самолет для авиакомпании TWA, использовавшийся для обследования и связи при организации после войны маршрутов на Ближнем Востоке.
   PB-1: один B-17F и один B-17G, использовавшиеся ВМС США в различных испытательных проектах
   PB-1G: спасательный самолет для береговой охраны США и 17 B-17G с теми же переделками, что и у B-17H ВВС США
   PB-1W: 31 самолет B-17G, использовавшийся ВМС США в качестве противолодочного и РЭП после установки поисковой РЛС APS-80 с антенной в обтекателях над и под фюзеляжем
   QB-17L и QB-17N: беспилотные самолеты-мишени
   TB-17G: специальный учебно-тренировочный самолет XB-38: один самолет, в опытном порядке оснащенный V-образными двигателями Allison V-710-89
   XC-108: пассажирский самолет на 38 мест
   XC-108A: транспортный самолет с грузовой дверью по левому борту
   XC-108B: экспериментальный летающий танкер-топливозаправщик
   YC-108: самолет для VIP-пассажиров


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Boeing Model 299O (B-17G Flying Fortress)

   Тип: 9-10-местный бомбардировщик дальнего действия
   Силовая установка: четыре звездообразных двигателя Wright R-1820-97 мощностью по 1200 л.с. (895 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 462 км/ч на высоте 7620 м; крейсерская скорость 293 км/ч на оптимальной высоте: подъем на 6095 м за 37 мин; практический потолок 10 850 дальность полета 3219 км с бомбовой нагрузкой 2722 кг
   Масса: пустого 16391 кг; максимальная взлетная 29710 кг
   Размеры: размах крыла 31,62 м; длина 22,66 м; высота 5,82 м; площадь крыла 131,92 м2
   Вооружение: два 12,7-мм пулемета Browning в носовой турели, а также в верхней, нижней и хвостовой турелях, по одному 12,7-мм пулемету Browning в двух подвижных бортовых установках в средней части фюзеляжа, в двух установках по бортам кабины и одной одинарной верхней плюс до 7983кг бомб в бомбовом отсеке и на внешней подвеске
Кроме истребителей и зениток, опасность в небе Германии представляли и падающие сверху бомбы, которыми идущие сверху бомбардировщики могли поразить другие машины группы. Этот B-17 из 94-й BG был потерян над Берлином после попадания в стабилизатор 227-кг бомбы; экипаж погиб.
These two gun-camera stills from an Fw 190 capture the outer starboard engine of a USAAF B-17 exploding during a frontal attack. By 1943 E.Kdo 25 was investigating and testing the use of various types of cable bomb and detonating cord for deployment against the “Viermots”. It was hoped that such items would cause havoc among enemy bomber formations.
Несмотря на значительное численное и качественное превосходство, организованное американцами стратегическое наступление сопровождалось тяжелыми потерями, весомая часть которых наносилась экипажами Me410.
Рейды B-17 часто бывали очень опасными, в боевых вылетах погибло много экипажей. В эту "Летающую крепость" попал зенитный снаряд, ее правая плоскость перебита пополам между двигателями, а пламя, охватившее машину, не позволяет летчикам выпрыгнуть с парашютами. Снимок сделан слетевшего рядом самолета во время бомбардировки города Ниш в Югославии.
Кадр кинопулемета Fw 190 - до цели 90м!
Драматический момент - Fw 190 атакует "Крепость". Виден пожар центропланных баков на B-17
К 1944 году в операциях в районе Плоешти было задействовано около 60000 человек летного состава и сброшено около 13000 т бомб. Потери составили 350 тяжелых бомбардировщиков и более 3000 погибших и попавших в плен.
В ряде источников указывается, что данный бомбардировщик B-17 сбит во время налета на Неаполь 1 августа 1943 г.
Oberfeldwebel Schubert, one of the few Komet pilots who had a confirmed kill. His victim, a B-17 seen here, is already on fire as a cannon shell hits the port outer propeller. The Fortress disintegrated shortly after. The frame is part of Schubert’s camera gun record, shot on August 24, 1944.
Этой "крепости" не повезло: она потеряла крыло...
Этой "крепости" не повезло: она падает мимо своих товарищей без хвоста...
Взрыв B-17 в строю
B-17G дотянул до своей базы после попадания ракеты с немецкого истребителя
В этот B-17F из 414-й эскадрильи 97-й группы, возвращавшийся после бомбардировки путей снабжения в Тунисе, врезался неуправляемый немецкий истребитель с убитым пилотом. Несмотря на повреждения, никто из членов экипажа не пострадал, и самолет вернулся на базу.
B-17 41-24406 of the 414th Sqn, 97th Bomb Group made a 90min flight in this condition following a midair collision with a Messerschmitt Bf 109 while on a mission to Bizerte, Tunisia in 1942. The pilot of the B-17 was Lt Kenneth Bragg.
B-17G из состава 483-й бомбардировочной группы, получивший прямое попадание зенитного снаряда в ходе налета на железнодорожный узел Будапешта 14 июля 1944 г.
This flak-damaged B-17 of the 398th BG made it back to the UK in October 1944.
"Крепость", вернувшаяся на аэродром после прямого попадания зенитного снаряда в носовую часть
Самолеты B-17 отличались хорошей боевой живучестью и порой возвращались на свои аэродромы с подобными повреждениями
B-17, вернувшийся из налета на Венгрию. Самолет сильно поврежден попаданием ракеты WGr.21, запущенной с немецкого перехватчика
B-17 N 46316 из 358 BS 303 BG на месте вынужденной посадки. В таком виде американские самолеты находили ремонтные бригады. Первое, что они делали, это наносили поверх опознавательных знаков США красные звезды.
Хвостовое оперение B-17, тараненного немецким истребителем и сумевшего вернуться в Англию. 7 апреля 1945г.
Германская ПВО была очень сильной - этот B-17 Flying Fortress из 301-й бомбардировочной группы оказался счастливчиком, вернулся после прямого попадания зенитки.
Поврежденный киль "Мемфис белль". На киле пока еще видны камуфляжные пятна зеленого цвета. Позже поврежденную часть заменили и на ней не было этих пятен.
The damage inflicted on B-17F 42-29997 The Sack of the Eighth Air Force’s 379th Bomb Group, by a W.Gr.21 during a raid on Kassel and Oschersleben on July 28, 1943. The blast from the mortar caused the bomber’s oxygen bottles to explode, but the Fortress managed to return to the UK safely.
2nd Lt Frank E. Valesh brought this badly damaged B-17 back to Britain after a raid over Germany.
A Fortress after returning from a daylight raid over France in late 1942.
Diplomatic aircraft belonging to the Air Attache at the American Embassy in China used Kai Tak as a staging post during the Chinese revolution. C-47s and this B-17 were visitors. On June 29, 1949 this B-17 cut a corner when turning onto the taxy track and sank its starboard wheel into the soft ground.
За этот сбитый четырехмотроный бомбардировщик - немецкому асу Хайнцу Бэру (на снимке слева) засчитали одну победу, а не четыре, как думают некоторые. 184-ю победу и одну из первых над B-17
Зимой 1943-1944гг. сотни остовов сбитых американских четырехмоторных бомбардировщиков, подобно этому B-17G из состава 452-й бомбардировочной группы, не вернувшемуся 10 февраля из рейда на Брунсвик, валялись на огромных пространствах Северо-Западной Европы.
Эгон Мейер - известный "специалист" по тяжелым бомбардировщикам на своей жертве
Остатки сбитого B-17. На фюзеляже хорошо видны "оспины", оставленные снарядами немецких истребителей
Полтава, 24.06.1944г. Идет разминирование аэродрома
На аэродроме в окрестностях Перл-Харбора находилось 30 самолетов B-17. На фотографии - один из B-17, который смог подняться в воздух во время атаки японской авиации, но был поврежден огнем японских истребителей и выполнил посадку в Хикэме, Гавайские острова. При посадке у бомбардировщика отломилась хвостовая часть фюзеляжа, погиб один летчик.
Американские «крепости» оказались легкой целью для японских самолетов, наносивших удар по Перл-Харбору. На бомбардировщиках даже не было патронов к пулеметам.
Догорают обломки B-17G (сер. № 231074), упавшего возле г. Эммен. 14 июля 1944 г.
Болгарские летчики позируют на фоне сбитой «Летающей крепости»
A photograph of an unidentified Consolidated B-24 undergoing engine maintenance on the Adriatic island of Vis was featured on the Air Correspondence pages of TAH30, and Liberator specialist Bob Livingstone was quickly able to identify it as B-24J 44-41044 Lady Duzz of the USAAF’s 764th Bomb Squadron, 461st Bomb Group. The telltale evidence in that picture included the aircraft’s combat number, 18, plus a shapely pair of legs at the very edge of the image. Bob sent us photographs of the aircraft’s remains - fourth from camera in the view of wrecked B-24s and a single Boeing B-17 - in the graveyard at Torretto at the end of World War Two.
View of Fortress 41-9234 taken from 10,000 ft by a B-17 of the 8th Photo Reconnaissance Squadron on January 26, 1943. Note how soil piled up at the port wing root as the aircraft slid sideways.
View across Kaisenik Creek shows how pilot Ray Dau ran out of options as he wrestled to keep the Fortress in the air on two engines in rising terrain.
41-9234 sits in a tranquil field of kunai grass in August 1993. The large break in port side of the fuselage coincided with the forward end of the radio compartment where several of the crew were located during the crash landing. The RAF roundels are still visible on the wing and fuselage side.
Head-on view reveals that Ray Dau was alighting on rising ground. The aircraft arrived from the left, slewing 90 degrees to the right to reach its final position. Note that the mainplane and its attachment frames became twisted relative to the fuselage as the aircraft slid sideways uphill.
The number 3 and 4 engines were rendered useless by flak over Lae but were allowed to windmill until the japanese fighters had withdrawn. Ray Dau succeeded in feathering number 3 but not, as can be seen from the angle of the severed blade, the outer engine. The main fin section has weathered to a red colour from the original Medium Green finish applied by Boeing's subcontractor.
The Olive Drab upper finish, applied for service in the Pacific, has weathered away to reveal the Temperate Sea camouflage scheme and early Type A1 RAF roundels, applied prior to the intended delivery flight to the United Kingdom. Note the colour transition at the 11 o'clock position above the RAF roundel from what was Dark Slate Grey (left) to Extra Dark Sea Grey. The RAF fin flash and USAAF serial are visible on the fin.
Port side of the fin still bearing USAAF serial 19234 and vestiges of the RAF fin flash. The Temperate Sea camouflage pattern is visible in the original slide as is RAF serial number FL461, just below the intersection of the panel lines in front of and underneath the leading edge of the horizontal stabiliser. Damage to the fin is the result of anti-aircraft fire and attacks by Japanese fighters. The missing panel in the fin fairing covered a lifting ring.
View from the port wing tip showing the exposed Type B RAF roundel. The heavy vegetation is shown in later photographs to have been burned away by brush fires.
Bruce Benson occupies co-pilot Donald Hoggan's seat in this 1977 view of the gutted cockpit. The starboard B-17F-style gun window can be seen below the windscreen centre frame member.
Henry Bowen's tail gun position, separated from the rest of the airframe by souvenir hunters. The rear-facing armoured window is smashed, possibly by flak or a cannon shell, and at least four bullet holes are visible, one just above the armoured panel.