Consolidated B-24 Liberator
Варианты:
Consolidated - B-24 Liberator - 1939 - США
Страна: США
Год: 1939


Описание:
B-24 Liberator
Consolidated Model 32 (B-24 Liberator)
Фотографии:

Ч/б фото (83)

B-24 Liberator

Тяжелый бомбардировщик, четырехмоторный цельнометаллический моноплан. Шасси убирающееся, с носовой стойкой. Экипаж 10 человек. Создан в КБ фирмы "Консолидейтед эйркрафт корпорейшн" под руководством А.Лэддена. Опытный образец XB-24 поднялся в воздух 29 декабря 1939 г. Серийное производство развернуто в декабре 1940 г. Строился на заводах "Консолидейтед" (Сан-Диего, Форт-Уорт), "Дуглас" (Талса), "Норт Америкэн" (Даллас), "Форт мотор" (Уиллоу-Ран). В общей сложности изготовлено 17 104 экз.
Состоял на вооружении в США с июня 1941 г., в Великобритании - с августа 1941 г. (как бомбардировщик), в Канаде - с 1942 г., в Австралии - с 1944 г., в СССР - с апреля 1945 г.
Основные серийные модификации (как бомбардировщика):
  - "Либерейтор" II с моторами R-1830-C4G, вооружение 14x7,69;
  - LB-30. "Либерейтор" II, переделанный по стандартам ВВС армии США, вооружение 6x12,7;
  - B-24D ("Либерейтор" III) с моторами R-1830-43, вооружение 6(8)х12,7 (полевые переделки до 11x12.7), вариант "Либерейтор" III-10x7,69+2x12,7;
  - B-24E, аналог B-24D, выпускавшийся заводом "Форд", вооружение 10x12,7;
  - B-24G ("Либерейтор" VIII), аналог B-24D, выпускавшийся заводом "Норт америкэн", вооружение 11x12,7 (начиная с серии G-1 - новая носовая часть);
  - B-24H ("Либерейтор" VI) с новой носовой частью, вооружение 10x12,7;
  - B-24J с моторами R-1830-65, вооружение 10x12,7;
  - B-24L, облегченный вариант, новое остекление кабины штурмана, новые турели;
  - B-24M, аналог B-24L с новым оборудованием пилотской кабины, другой хвостовой турелью.
Бомбовая нагрузка всех вариантов до 5800 - 5900 кг.
Первое боевое применение - LB-30 на о.Ява в январе 1942 г. С июня 1942 г. использовались в Средиземноморье, в частности, была совершена серия налетов на Плоешти (Румыния) из Египта. С июля 1944 г. B-24 проводили рейды с Алеутов на Курильские острова. B-24 использовались ВВС армии США преимущественно в Африке, Италии, Индии, на Тихом океане. Английская авиация применяла "Либерейтор" как бомбардировщик на Ближнем Востоке, в Индии, Бирме и на Цейлоне. Австралийцы воевали на "либерейторах" на Новой Гвинее, Соломоновых островах, в Индонезии. Канадские самолеты применялись только как патрульно-противолодочные. B-24 советской авиации в войне не участвовали.
Производство прекращено в июне 1945 г.
Самолет снят с вооружения в США в 1954 г., в Великобритании - в 1946 г., в СССР - в 1950 г.


B-24D||
Размах:||31,5 м
Длина:||20,18 м
Моторы, количество х мощность:||4x1200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||27300 кг
Максимальная скорость:||485 км/ч
Практический потолок:||9800 м
Дальность:||4560 км

Consolidated Model 32 (B-24 Liberator)

В период Второй мировой войны на Европейском ТВД самолет B-24 Liberator оставался в тени более знаменитого Boeing B-17 Flying Fortress, хотя был самым массовым американским самолетом того времени.
  В январе 1939 года авиакорпус Армии США предложил фирме "Consolidated" подготовить проектное обоснование на разработку тяжелого бомбардировщика с более высокими характеристиками, чем у B-17.
  "Consolidated" быстро предоставила свое предложение, обозначив проект Model 32. Исходя из требований высокой дальности полета для нового самолета, конструкторы "Consolidated" создавали Model 32 на базе крыла Дэвиса, впервые использованного компанией на оказавшейся неудачной летающей лодке Model 31, прототип которой в это время был близок к завершению. 30 марта 1939 года военные представители подписали с "Consolidated" контракт, указав, что прототип XB-24 должен быть готов к концу года. Компания условие выполнила, и самолет поднялся в воздух 29 декабря.
  Размах крыла XB-24 был больше, чем у Boeing B-17, но площадь на 26% меньше. Чтобы обеспечить максимальную вместимость фюзеляжа, крыло установили относительно высоко, а для получения хороших характеристик управляемости на малых скоростях и приемлемой посадочной скорости на задней кромке крыла разместили большие закрылки Фаулера. В базовом варианте использовался обычный фюзеляж, но более широкий, чтобы выделить место для бомбоотсека, который мог вмещать до 3629 кг бомб, располагавшихся вертикально. Самой необычной чертой бомбоотсека являлись уникальные створки "шторного типа", которые при бомбометании втягивались внутрь фюзеляжа, что снижало лобовое сопротивление. Хвостовое оперение с двумя килями в целом было аналогичным оперению летающей лодки Model 31. Базовая конфигурация предусматривала убирающееся трехстоечное шасси с носовой стойкой и силовую установку из четырех двигателей Pratt & Whitney R-1830-33 Twin Wasp мощностью по 1200 л. с. (895 кВт).
  "Consolidated" начала получать заказы на новый бомбардировщик еще до первого полета прототипа. Они включали семь YB-24 для эксплуатационных испытаний, 36 B-24A первой серии для авиакорпуса Армии США, а также 120 самолетов для Франции. Первые летные испытания оказались удачными, но для соответствия требованиям военных необходимо было провести некоторые доработки, чтобы обеспечить более высокую скорость. Но никто не сомневался, что XB-24 способен продемонстрировать отличную дальность полета. Кроме того, вместительный фюзеляж позволял использовать самолет для самых разных целей.
  В течение 1940 года выпустили семь YB-24 для эксплуатационных испытаний. Они отличались от первого прототипа наличием пневматических антиобледенительных устройств на передних кромках крыла, стабилизатора и килей. К моменту выпуска в Сан-Диего первого серийного самолета Франция уже капитулировала, и самолеты для нее строились уже по британским требованиям. Свои бомбардировщики британцы назвали Liberator, позже это название приняли и в США. Первый из них полетел 17 января 1941 года. "Consolidated" обозначила их индексом LB-30A. Первые шесть машин прибыли в Великобританию в марте 1941 года, перелетев через Северную Атлантику. Они сначала использовались авиакомпанией BOAC, а позднее Перегоночным командованием британских ВВС в качестве транспортных. Самолеты следующей партии в середине 1941 года поступили в распоряжение Берегового командования под обозначением Liberator Mk I. В Великобритании их оснастили РЛС ASV, а к стандартному вооружению из шести подвижных пулеметов калибра 7,7 мм добавили подфюзеляжный блок с шестью неподвижными курсовыми пушками калибра 20 мм. Liberator Mk I поступил на вооружение 120-й эскадрильи Берегового командования в июне 1941 года. Его дальность и длительность полета обеспечивали контроль над "атлантическим зазором", то есть самолет мог летать в той зоне океана, где ранее морские конвои не имели воздушной поддержки ни из Северной Америки, ни из Великобритании.
  Также в июне B-24 поступили в распоряжение Перегоночного командования авиакорпуса Армии США, которое обеспечивало перелеты через Северную Атлантику подобно аналогичной британской структуре.
  Но первым по-настоящему боевым бомбардировочным вариантом стал Liberator Mk II (обозначение компании LB-30). От Mk I он отличался удлиненной передней частью фюзеляжа, экипажем из 10 человек и электрифицированными башенными стрелковыми установками Boulton-Paul с четырьмя 7,7-мм пулеметами Browning. Британские ВВС получили 139 таких машин. В июне 1942 года 159-я и 160-я эскадрильи Королевских ВВС, перевооруженные на Liberator, прибыли на Средний Восток, став первыми авиачастями, применившими в боях эти бомбардировщики. Один самолет из этой партий применялся как личный транспорт британского премьер-министра У. Черчилля под названием "Commando".
  В это время в США прототип XB-24 модифицировали до стандарта XB-24B с протектированными топливными баками и броней, но самым значительным усовершенствованием стала установка двигателей R-1830-41 с турбонаддувом. Гондолы получили растянутое в горизонтальной плоскости овальное сечение вследствие монтажа маслорадиаторов по бокам моторов.
  На XB-24B также установили надфюзеляжную и хвостовую стрелковые установки с двумя пулеметами Browning калибра 12,7 мм в каждой, помимо исходного комплекта защитного вооружения. Девять таких самолетов поступили в ВВС США под обозначением B-24C. Затем появился первый крупносерийный вариант B-24D (построено 2696 экземпляров). Этот самолет отличался двигателями R-1830-43, а в последующих партиях внесли прогрессивные изменения в вооружение, предусмотрели место под дополнительные топливные баки в консольных частях крыла и бомбоотсеке, увеличили взлетную массу и бомбовую нагрузку. На некоторых поздних серийных машинах установили внешние бомбодержатели под корневой частью крыла для двух 1814-килограммовых бомб. В британских ВВС B-24D именовался Liberator Mk III, а обозначение Liberator Mk IIIA относилось к аналогичному самолету, поставлявшемуся по ленд-лизу с американским вооружением и оборудованием.

  Размещение американских B-24D на Ближнем Востоке началось в июне 1942 года. Одна из первых их операций - рейд 13 самолетов на румынские нефтяные месторождения в Плоешти в ночь с 11 на 12 июня 1942 года. Единственным успехом стала демонстрация противнику уязвимости этой стратегической цели. Совершенно другая картина была 1 августа 1943 года, когда 117 B-24 из 8-й и 9-й Воздушных армий нанесли удар по тому же объекту. Хотя рейд оказался успешным с точки зрения нанесенного ущерба, он сопровождался весьма большими потерями.
  К этому времени B-24 строились высокими темпами на заводах фирм "Consolidated", "Douglas" и "Ford".
  В 1943 году появился прототип разведывательного варианта XF-7 без бомбодержателей и с дополнительными топливными баками в передней части фюзеляжа. На нем сохранилось стандартное оборонительное вооружение, и он мог нести до 11 аэрофотоаппаратов (АФА). F-7 широко использовался на Тихоокеанском ТВД, позднее были выпущены варианты F-7A и F-7B с различными комплектами АФА.
  Первым серийным вариантом, выпущенным фирмой "Ford", стал B-24E, в основном аналогичный B-24D, за исключением винтов и ряда мелких изменений. Этот вариант строился также заводами "Consolidated" и "Douglas", некоторые машины оснащались двигателями R-1830-65, общий выпуск составил 801 самолет.
<...>
  Заводы выпустили в целом 18482 Liberator всех вариантов. Помимо поставленных ВВС Британии, ВВС и ВМС США, они летали в составе ВВС Австралии, Канады и ЮАР. Особую ценность эти самолеты представляли для Тихоокеанского ТВД, где большая дальность полета и универсальность делали их настоящими "мастерами на все руки".
XB-24
Выкатка первого опытного самолета XB-24
29 декабря 1939г.: в Линдберг-Филд, Калифорния, впервые взлетел прототип четырехмоторного тяжелого бомбардировщика Consolidated XB-24.
XB-24. Первый полет состоялся 29 декабря 1939 года, через 9 месяцев после выдачи Авиационным корпусом Армии США контракта на разработку прототипа бомбардировщика. Впоследствии он был оснащен протектированными самозатягивающимися топливными баками и бронезащитой.
Прототип XB-24 в ходе испытательного полета, январь 1940 года. Шасси с базой 4,88 м потребовало введения хвостового костыля - он виден на половине длины хвостовой части фюзеляжа.
XB-24 в полете
YB-24 установочной серии
A Liberator taxies in at Prestwick after a non-stop flight across the Atlantic as part of the Return Ferry Service in the summer of 1942. That July Liberators were used to open up a North Atlantic route to the Middle East, bringing vital supplies of ammunition and equipment across from North America and taking them on to Cairo via Gibraltar.
LB-30A AM259 has its engines run up at La Guardia Field in New York on February 19, 1941, after its 2,700-mile flight from the Consolidated factory at San Diego. This was one of the Liberators used to fly the northern route to Cairo via Gibraltar during the 1942 Middle East airlifts, after which it joined BOAC as G-AGCD in August 1942.
Первый "Либерейтор", прибывший на британские острова
The first Liberators to arrive in the UK were six of the seven YB-24s built for US Army Air Corps service trials (serials 40-696 to 40-701), but which were delivered to the UK from March 1941 as LB-30As for transatlantic ferrying duties. This example is AM259, which was photographed with its civil registration, G-AGCD, in May 1941.
Liberator G-AGCD following its conversion to civil configuration at the end of April 1941. The aircraft went on to have a distinguished wartime career, including participating in the vital resupply flights to the Middle East in July 1942, before being struck off charge at Dorval in November 1945.
The first Liberator to arrive in the UK, at Squires Gate on March 14, 1941, AM259 was allocated to BOAC and given the civil registration G-AGCD the following month, before beginning extensive operations on the Corporation’s transatlantic Return Ferry Service between Prestwick, Newfoundland and Montreal.
The first of the RAF’s Liberators, AM258 was designated as an LB-30A and is seen here taxying in at the Consolidated factory at San Diego before its delivery to the UK in March 1941. The Liberator’s advanced high-aspect-ratio wing, designed by David R. Davis, gave the aircraft remarkable range - an asset that was to prove invaluable during the Middle East airlifts of 1942.
Один из шести LB-30A
LB.30A. ВВС Армии США принял семь самолетов YB-24, использовавшихся в основном как транспортные. Британские ВВС приняли несколько LB.30A - невооруженный вариант YB-24, а на последующие 139 самолетах LB.30 установили британское вооружение. Они получили название Liberator Mk II.
A BOAC Liberator takes off from Dorval, Montreal, bound for Prestwick in Scotland. One of the pilots involved in the 1942 Middle East airlifts was Capt Don Bennett (later to lead RAF Bomber Command’s Path Finder Force), who flew AL512 laden with 6,550 lb of materiel to Cairo via Gibraltar on July 15, 1942.
An RAF Ferry Command Liberator approaches the Scottish coast after a long and tiring transatlantic flight. Ferry Command was formed in July 1941 from the RAF's Atlantic Ferry Service, and was tasked with returning ferry pilots to Canada so they could continue the work of delivering American-built aircraft from factory to front line.
LB-30A ("Либерэйтор" I) британских ВВС на трассе через Атлантику
AM920 was one of the batch of 20 LB-30Bs diverted from the US Army Air Corps to the RAF after the fall of France, delivered between April and August 1941. One of three operated by BOAC on the transatlantic service, AM920 went on to become G-AHYB after the war, before being sold in 1950 to become a VIP transport in French Indo-China as F-VNNP.
B-24A
159-я и 160-я эскадрильи стали первыми бомбардировочными эскадрильями британских ВВС, получившими самолеты Liberator Mk II (LB-30MF}. В 1942 году обе эскадрильи действовали в Африке, затем их перебросили в Индию. AL579 - самолет 159-й эскадрильи, снимок сделан в июле 1942 года, вскоре после того, как эскадрилья начала выполнять дневные и ночные боевые вылеты в Северной Африке, Италии и Греции. Обратите внимание на стрелковую установку с четырьмя пулеметами в верхней части фюзеляжа.
IT WAS CLEAR that the 1942 Middle East airlift would require all hands to the pumps for Ferry Command and Liberator AL504, named Commando, also became involved in the airlift. This aircraft was the VIP transport that later carried Churchill to Moscow. It had arrived at Bathurst (now Banjul) in Gambia, on July 10 to deliver Lord Swinton, the Minister Resident in West Africa; but, as it was in the right place at the right time, it was tasked with transporting ammunition from Accra to Cairo. The ammo may have been from one of the Liberators which lost an engine at Kano in Nigeria. Commando arrived back at RAF Lyneham, in company with one of the South Atlantic airlift Liberators, on July 25
A Liberator II, AL510, showing the round nacelles and dorset turret of this version, which had no direct USAAF equivalent.
AM929 - последний из 20 LB-30B, поставленных британским ВВС в августе 1941 года. После испытаний в Великобритании самолет оснастили поисковой РЛС и пушкой, а затем передали в 120-ю эскадрилью Берегового командования.
Британский "Либерейтор" II с противолодочным локатором
B-24A командования воздушных перевозок ВВС США
B-24A доставил на Ближний Восток комиссию генерала Бретта для проверки положения с поставками и обслуживанием американских самолетов для британского союзника. Большой американский флаг на борту - опознавательный знак пока еще нейтральной страны
Массовое производство B-24 на заводах Форда в Далласе
Башня Мартин A-3
Подфюзеляжная башня Бендикс
B-24D
Дополнительные пулеметы в носовой части B-24D
B-24D 5-й воздушной армии во время ремонтных работ
B-24D на Гуадалканале, Тихий Океан, 1942г.
Типичная бомбовая нагрузка B-24 - пять 454-кг бомб (Великобритания, осень 1942г.)
Подготовка B-24 к налету на Плоешти
B-24D "Teggie Ann" в клубах песка и пыли выруливает на старт перед очередным боевым вылетом с одного из ливийских аэродромов. Самолет окрашен в светлый цвет, официально именовавшийся "пустынный розовый".
B-24D на Алеутских островах
B-24D из 44-й тяжелой бомбардировочной группы выруливают на старт по грязи недостроенного аэродрома в Шипдеме перед учебным полетом. "The Flying Eighth-Balls" прибыла в Великобританию в сентябре 1942 года.
Северная Африка. B-24 выруливают на старт. Цель - нефтеперегонные заводы Плоешти
«Либерейторы» на аэродроме Бенгази перед боевым вылетом 1 августа 1943 года на бомбардировку Плоешти
«Либерейторы», вернувшиеся в Бенгази после налета на Плоешти
Летняя итальянская погода оказалась на удивление неблагоприятной для этого B-24D из 376-й бомбардировочной группы, оказавшегося в обширной луже на аэродроме Сан-Панкрацио.
B-24D (№41-11603, "Malicious"), один из 23 самолетов группы HALPRO. Машина на момент рейда на Плоешти в июне 1942 года находилась в Египте, хотя изначально планировалось отправить их в дислоцированную в Китае 10-ю Воздушную армию для налетов на Токио.
B-24D "Hell's Belle" из 400-й эскадрильи 90-й бомбардировочной группы 5-й ВА сфотографирован после победы - прямого попадания бомбы в японский транспорт водоизмещением 5000 т, конец 1942 года.
B-24D над вулканом Везувий в Италии
B-24D (№41-11622, "Edna Elizabeth"). Машина на момент рейда на Плоешти в июне 1942 года находилась в Египте, хотя изначально планировалось отправить их в дислоцированную в Китае 10-ю Воздушную армию для налетов на Токио.
Первым серийным бомбардировщиком Liberator стал строившийся для ВВС Армии США B-24D, получивший удлиненную на 0,91 м носовую часть (впервые появившуюся на Liberator Mk II Королевских ВВС, он же LB-30) и хвостовую пулеметную турель с злектромеханическим приводом.
B-24D
B-24D. Первая модель, поступившая в ВВС Армии США. В целом аналогична модификации С, за исключением некоторых изменений в двигателях. Построено почти 2500 самолетов.
При подготовке операции огромное внимание уделялось отработке самолетовождения на малых высотах. На снимке: эскадрилья B-24D проходит над равниной в окрестностях Бенгази во время одного из тренировочных полетов.
Базировавшаяся в Северной Африке 376-я группа тяжелых бомбардировщиков 9-й Воздушной армии США летала на бомбежку аэродромов и оборонительных сооружений стран Оси. Позже эта часть из Италии наносила удары по объектам в Германии.
B-24D из состава американской 8-й воздушной армии в Великобритании
B-24 из состава 15-й Воздушной армии возвращается на базу после бомбардировки целей в Европе. Над ним можно увидеть инверсионные следы других бомбардировщиков, возвращающихся на аэродромы в Южной Италии.
B-24D летят бомбить Германию
В долгом перелете на Тихоокеанский ТВД P-70 из 6-й NFS сопровождали два Consolidated LB-30 (один из них виден на снимке), перевозившие наземный персонал, оборудование и обеспечивающие навигацию.
Вслед за ударами по учебным целям, оборудованным в пустыне, последовал полномасштабный налет, в котором участвовали 175 бомбардировщиков Liberator.
B-24 в огне нефтепромыслов
B-24D Liberator из 718-й бомбардировочной эскадрильи 449-й бомбардировочной группы в полете над горящими нефтепромыслами "Astra Romano" в Плоешти, которые в 1944 году подвергались налетам несколько раз.
Американские бомбардировщики B-24 над нефтеперегонным заводом в Плоешти
1 августа 1943г. B-24 Liberator ВВС США, вылетевшие с аэродрома в Ливии, бомбят румынские нефтяные вышки в Плоешти. Самолеты заходят на цели на малой высоте. В ходе самой продолжительной на тот момент воздушной атаки было потеряно 57 бомбардировщиков B-24.
B-24D из американской 9-й Воздушной армии уходят от зенитного огня после нанесения удара по заводу "Astra Romano". На B-24 первых модификаций стояли носовые турели, которые управлялись физическими усилиями стрелков, что серьезно снижало эффективность оборонительного вооружения самолетов.
«Либерейтор» на предельно малой высоте проходит над горящим нефтезаводом. 1 августа 1943 г.
Ближневосточное издание газеты Армии США "The Stars and Stripes" 6 августа 1943 года опубликовало на первой полосе этот снимок Liberator, летящего на малой высоте над Плоешти.
Бомбардировка Софии 17 апреля 1944 г.
Ранний Liberator Mk III с характерным остеклением носовой части. Все бомбардировщики Liberator до модификации B-24G имели укороченную и хорошо остекленную переднюю часть фюзеляжа.
A Liberator III, LV337, showing the elliptical nacelles and dorsal turret moved forward.
"Либерейтор" III
With reference to reader Bob Brown’s letter above, perhaps he saw the experimental Liberator GR Mk V FL927/G which was fitted with rocket projectiles on the forward fuselage mounted four per side. Tested in 1943, it was not adopted as standard.
Установка ракет HVAR на "Либерейторе" III
Liberator IIIA FK222 in Coastal Command colours, the "A" in the designation indicating that this is a Lease-Lend equivalent of the Liberator III.
The same aircraft - one of 11 acquired at short notice for use in the Battle of the Atlantic - still bearing its USAAF serial number, 41-1087, in April 1942; note how the use of orthochromatic film appears to reverse the colours in the RAF markings.
Liberator III FL918 was one of 14 examples converted to freighter configuration and operated on the South Atlantic Route during the 1942 Middle East airlifts. It was used by BOAC as G-AGFR and later by No 246 Sqn before being struck off charge in January 1947.
 
B-24E
B-24D с установкой в носовой части хвостовой башни A-6 (404-я противолодочная эскадрилья)
B-24 в составе 890-го полка ДА
На вооружении турецких ВВС в 40-е годы прошлого века состояли как английские "Лайсендеры", так и американские "Либерейторы".
A Liberator’s Twin Wasp R-1830 being changed in 1944 by RAF ground crew. First RAF Liberators arrived in Britain in March 1941.
Lt McKinnon's crew and aircraft. Standing, left to right: F McKinnon, W Cooper, J Beckner, L Henneke. Squatting, left to right: R Snell, J W Evans, J Richter, L Rutkowski, C Hart, T Shaw.
Back row: Evans, Stewart, Hart, Shaw and Squadron's Crew Chief. Front row: Cooper, Henneke, Richter, McKinnon, Snell, Beckner. McKinnon christened 42-40104 'Old Bessie', the 'Contended Crow'.
Бортстрелок Liberator написал на фюзеляже послание для вражеских истребителей: "Если вы можете прочесть это, вы уже обречены".
27 января 1943г. Расположенные на английских базах бомбардировщики ВВС США совершили первый дневной налет на Германию. На фотографии изображен вернувшийся с задания экипаж бомбардировщика B-24.
This photo from P. A. Rowlings, taken at the U.S.A.F. Museum at Wright-Patterson AFB on 12th December 1976, show North American A-36A Mustang 42-83665 with Consolidated B-24D Liberator 42-72843 behind
The Liberator undercarriage leg and wheel which were dug up at Reydon in August
An early aerial view of Ladd Field looking south, with the serpentine Chen a River looping across the northern end of the airfield. The most notable feature is the large hangar at the eastern end of the runway. Several B-24s are just visible on the ramp.