Consolidated B-24 Liberator
Варианты:
Consolidated - B-24 Liberator - 1939 - США
Страна: США
Год: 1939


Описание:
B-24 Liberator
Consolidated Model 32 (B-24 Liberator)
Фотографии:

Ч/б фото (113)

B-24 Liberator

Тяжелый бомбардировщик, четырехмоторный цельнометаллический моноплан. Шасси убирающееся, с носовой стойкой. Экипаж 10 человек. Создан в КБ фирмы "Консолидейтед эйркрафт корпорейшн" под руководством А.Лэддена. Опытный образец XB-24 поднялся в воздух 29 декабря 1939 г. Серийное производство развернуто в декабре 1940 г. Строился на заводах "Консолидейтед" (Сан-Диего, Форт-Уорт), "Дуглас" (Талса), "Норт Америкэн" (Даллас), "Форт мотор" (Уиллоу-Ран). В общей сложности изготовлено 17 104 экз.
Состоял на вооружении в США с июня 1941 г., в Великобритании - с августа 1941 г. (как бомбардировщик), в Канаде - с 1942 г., в Австралии - с 1944 г., в СССР - с апреля 1945 г.
Основные серийные модификации (как бомбардировщика):
   - "Либерейтор" II с моторами R-1830-C4G, вооружение 14x7,69;
   - LB-30. "Либерейтор" II, переделанный по стандартам ВВС армии США, вооружение 6x12,7;
   - B-24D ("Либерейтор" III) с моторами R-1830-43, вооружение 6(8)х12,7 (полевые переделки до 11x12.7), вариант "Либерейтор" III-10x7,69+2x12,7;
   - B-24E, аналог B-24D, выпускавшийся заводом "Форд", вооружение 10x12,7;
   - B-24G ("Либерейтор" VIII), аналог B-24D, выпускавшийся заводом "Норт америкэн", вооружение 11x12,7 (начиная с серии G-1 - новая носовая часть);
   - B-24H ("Либерейтор" VI) с новой носовой частью, вооружение 10x12,7;
   - B-24J с моторами R-1830-65, вооружение 10x12,7;
   - B-24L, облегченный вариант, новое остекление кабины штурмана, новые турели;
   - B-24M, аналог B-24L с новым оборудованием пилотской кабины, другой хвостовой турелью.
Бомбовая нагрузка всех вариантов до 5800 - 5900 кг.
Первое боевое применение - LB-30 на о.Ява в январе 1942 г. С июня 1942 г. использовались в Средиземноморье, в частности, была совершена серия налетов на Плоешти (Румыния) из Египта. С июля 1944 г. B-24 проводили рейды с Алеутов на Курильские острова. B-24 использовались ВВС армии США преимущественно в Африке, Италии, Индии, на Тихом океане. Английская авиация применяла "Либерейтор" как бомбардировщик на Ближнем Востоке, в Индии, Бирме и на Цейлоне. Австралийцы воевали на "либерейторах" на Новой Гвинее, Соломоновых островах, в Индонезии. Канадские самолеты применялись только как патрульно-противолодочные. B-24 советской авиации в войне не участвовали.
Производство прекращено в июне 1945 г.
Самолет снят с вооружения в США в 1954 г., в Великобритании - в 1946 г., в СССР - в 1950 г.


B-24D||
Размах:||31,5 м
Длина:||20,18 м
Моторы, количество х мощность:||4x1200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||27300 кг
Максимальная скорость:||485 км/ч
Практический потолок:||9800 м
Дальность:||4560 км

Consolidated Model 32 (B-24 Liberator)

В период Второй мировой войны на Европейском ТВД самолет B-24 Liberator оставался в тени более знаменитого Boeing B-17 Flying Fortress, хотя был самым массовым американским самолетом того времени.
   В январе 1939 года авиакорпус Армии США предложил фирме "Consolidated" подготовить проектное обоснование на разработку тяжелого бомбардировщика с более высокими характеристиками, чем у B-17.
   "Consolidated" быстро предоставила свое предложение, обозначив проект Model 32. Исходя из требований высокой дальности полета для нового самолета, конструкторы "Consolidated" создавали Model 32 на базе крыла Дэвиса, впервые использованного компанией на оказавшейся неудачной летающей лодке Model 31, прототип которой в это время был близок к завершению. 30 марта 1939 года военные представители подписали с "Consolidated" контракт, указав, что прототип XB-24 должен быть готов к концу года. Компания условие выполнила, и самолет поднялся в воздух 29 декабря.
   Размах крыла XB-24 был больше, чем у Boeing B-17, но площадь на 26% меньше. Чтобы обеспечить максимальную вместимость фюзеляжа, крыло установили относительно высоко, а для получения хороших характеристик управляемости на малых скоростях и приемлемой посадочной скорости на задней кромке крыла разместили большие закрылки Фаулера. В базовом варианте использовался обычный фюзеляж, но более широкий, чтобы выделить место для бомбоотсека, который мог вмещать до 3629 кг бомб, располагавшихся вертикально. Самой необычной чертой бомбоотсека являлись уникальные створки "шторного типа", которые при бомбометании втягивались внутрь фюзеляжа, что снижало лобовое сопротивление. Хвостовое оперение с двумя килями в целом было аналогичным оперению летающей лодки Model 31. Базовая конфигурация предусматривала убирающееся трехстоечное шасси с носовой стойкой и силовую установку из четырех двигателей Pratt & Whitney R-1830-33 Twin Wasp мощностью по 1200 л. с. (895 кВт).
   "Consolidated" начала получать заказы на новый бомбардировщик еще до первого полета прототипа. Они включали семь YB-24 для эксплуатационных испытаний, 36 B-24A первой серии для авиакорпуса Армии США, а также 120 самолетов для Франции. Первые летные испытания оказались удачными, но для соответствия требованиям военных необходимо было провести некоторые доработки, чтобы обеспечить более высокую скорость. Но никто не сомневался, что XB-24 способен продемонстрировать отличную дальность полета. Кроме того, вместительный фюзеляж позволял использовать самолет для самых разных целей.
   В течение 1940 года выпустили семь YB-24 для эксплуатационных испытаний. Они отличались от первого прототипа наличием пневматических антиобледенительных устройств на передних кромках крыла, стабилизатора и килей. К моменту выпуска в Сан-Диего первого серийного самолета Франция уже капитулировала, и самолеты для нее строились уже по британским требованиям. Свои бомбардировщики британцы назвали Liberator, позже это название приняли и в США. Первый из них полетел 17 января 1941 года. "Consolidated" обозначила их индексом LB-30A. Первые шесть машин прибыли в Великобританию в марте 1941 года, перелетев через Северную Атлантику. Они сначала использовались авиакомпанией BOAC, а позднее Перегоночным командованием британских ВВС в качестве транспортных. Самолеты следующей партии в середине 1941 года поступили в распоряжение Берегового командования под обозначением Liberator Mk I. В Великобритании их оснастили РЛС ASV, а к стандартному вооружению из шести подвижных пулеметов калибра 7,7 мм добавили подфюзеляжный блок с шестью неподвижными курсовыми пушками калибра 20 мм. Liberator Mk I поступил на вооружение 120-й эскадрильи Берегового командования в июне 1941 года. Его дальность и длительность полета обеспечивали контроль над "атлантическим зазором", то есть самолет мог летать в той зоне океана, где ранее морские конвои не имели воздушной поддержки ни из Северной Америки, ни из Великобритании.
   Также в июне B-24 поступили в распоряжение Перегоночного командования авиакорпуса Армии США, которое обеспечивало перелеты через Северную Атлантику подобно аналогичной британской структуре.
   Но первым по-настоящему боевым бомбардировочным вариантом стал Liberator Mk II (обозначение компании LB-30). От Mk I он отличался удлиненной передней частью фюзеляжа, экипажем из 10 человек и электрифицированными башенными стрелковыми установками Boulton-Paul с четырьмя 7,7-мм пулеметами Browning. Британские ВВС получили 139 таких машин. В июне 1942 года 159-я и 160-я эскадрильи Королевских ВВС, перевооруженные на Liberator, прибыли на Средний Восток, став первыми авиачастями, применившими в боях эти бомбардировщики. Один самолет из этой партий применялся как личный транспорт британского премьер-министра У. Черчилля под названием "Commando".
   В это время в США прототип XB-24 модифицировали до стандарта XB-24B с протектированными топливными баками и броней, но самым значительным усовершенствованием стала установка двигателей R-1830-41 с турбонаддувом. Гондолы получили растянутое в горизонтальной плоскости овальное сечение вследствие монтажа маслорадиаторов по бокам моторов.
   На XB-24B также установили надфюзеляжную и хвостовую стрелковые установки с двумя пулеметами Browning калибра 12,7 мм в каждой, помимо исходного комплекта защитного вооружения. Девять таких самолетов поступили в ВВС США под обозначением B-24C. Затем появился первый крупносерийный вариант B-24D (построено 2696 экземпляров). Этот самолет отличался двигателями R-1830-43, а в последующих партиях внесли прогрессивные изменения в вооружение, предусмотрели место под дополнительные топливные баки в консольных частях крыла и бомбоотсеке, увеличили взлетную массу и бомбовую нагрузку. На некоторых поздних серийных машинах установили внешние бомбодержатели под корневой частью крыла для двух 1814-килограммовых бомб. В британских ВВС B-24D именовался Liberator Mk III, а обозначение Liberator Mk IIIA относилось к аналогичному самолету, поставлявшемуся по ленд-лизу с американским вооружением и оборудованием.

   Размещение американских B-24D на Ближнем Востоке началось в июне 1942 года. Одна из первых их операций - рейд 13 самолетов на румынские нефтяные месторождения в Плоешти в ночь с 11 на 12 июня 1942 года. Единственным успехом стала демонстрация противнику уязвимости этой стратегической цели. Совершенно другая картина была 1 августа 1943 года, когда 117 B-24 из 8-й и 9-й Воздушных армий нанесли удар по тому же объекту. Хотя рейд оказался успешным с точки зрения нанесенного ущерба, он сопровождался весьма большими потерями.
   К этому времени B-24 строились высокими темпами на заводах фирм "Consolidated", "Douglas" и "Ford".
   В 1943 году появился прототип разведывательного варианта XF-7 без бомбодержателей и с дополнительными топливными баками в передней части фюзеляжа. На нем сохранилось стандартное оборонительное вооружение, и он мог нести до 11 аэрофотоаппаратов (АФА). F-7 широко использовался на Тихоокеанском ТВД, позднее были выпущены варианты F-7A и F-7B с различными комплектами АФА.
   Первым серийным вариантом, выпущенным фирмой "Ford", стал B-24E, в основном аналогичный B-24D, за исключением винтов и ряда мелких изменений. Этот вариант строился также заводами "Consolidated" и "Douglas", некоторые машины оснащались двигателями R-1830-65, общий выпуск составил 801 самолет.
<...>
   Заводы выпустили в целом 18482 Liberator всех вариантов. Помимо поставленных ВВС Британии, ВВС и ВМС США, они летали в составе ВВС Австралии, Канады и ЮАР. Особую ценность эти самолеты представляли для Тихоокеанского ТВД, где большая дальность полета и универсальность делали их настоящими "мастерами на все руки".
XB-24
Выкатка первого опытного самолета XB-24
29 декабря 1939г.: в Линдберг-Филд, Калифорния, впервые взлетел прототип четырехмоторного тяжелого бомбардировщика Consolidated XB-24.
XB-24. Первый полет состоялся 29 декабря 1939 года, через 9 месяцев после выдачи Авиационным корпусом Армии США контракта на разработку прототипа бомбардировщика. Впоследствии он был оснащен протектированными самозатягивающимися топливными баками и бронезащитой.
Прототип XB-24 в ходе испытательного полета, январь 1940 года. Шасси с базой 4,88 м потребовало введения хвостового костыля - он виден на половине длины хвостовой части фюзеляжа.
XB-24 в полете
YB-24 установочной серии
A Liberator taxies in at Prestwick after a non-stop flight across the Atlantic as part of the Return Ferry Service in the summer of 1942. That July Liberators were used to open up a North Atlantic route to the Middle East, bringing vital supplies of ammunition and equipment across from North America and taking them on to Cairo via Gibraltar.
LB-30A AM259 has its engines run up at La Guardia Field in New York on February 19, 1941, after its 2,700-mile flight from the Consolidated factory at San Diego. This was one of the Liberators used to fly the northern route to Cairo via Gibraltar during the 1942 Middle East airlifts, after which it joined BOAC as G-AGCD in August 1942.
Первый "Либерейтор", прибывший на британские острова
The first Liberators to arrive in the UK were six of the seven YB-24s built for US Army Air Corps service trials (serials 40-696 to 40-701), but which were delivered to the UK from March 1941 as LB-30As for transatlantic ferrying duties. This example is AM259, which was photographed with its civil registration, G-AGCD, in May 1941.
Liberator G-AGCD following its conversion to civil configuration at the end of April 1941. The aircraft went on to have a distinguished wartime career, including participating in the vital resupply flights to the Middle East in July 1942, before being struck off charge at Dorval in November 1945.
The first Liberator to arrive in the UK, at Squires Gate on March 14, 1941, AM259 was allocated to BOAC and given the civil registration G-AGCD the following month, before beginning extensive operations on the Corporation’s transatlantic Return Ferry Service between Prestwick, Newfoundland and Montreal.
The first of the RAF’s Liberators, AM258 was designated as an LB-30A and is seen here taxying in at the Consolidated factory at San Diego before its delivery to the UK in March 1941. The Liberator’s advanced high-aspect-ratio wing, designed by David R. Davis, gave the aircraft remarkable range - an asset that was to prove invaluable during the Middle East airlifts of 1942.
Один из шести LB-30A
It appears that Liberator I AM918/G-AGDR was somewhat camera-shy in the ten months between its arrival in the UK in May 1941 and its loss in February the following year. It was one of a batch of 20 LB-30B/Liberator Is, also including AM922, as seen here, which joined No 120 Sqn at Nutts Corner in June 1941.
LB.30A. ВВС Армии США принял семь самолетов YB-24, использовавшихся в основном как транспортные. Британские ВВС приняли несколько LB.30A - невооруженный вариант YB-24, а на последующие 139 самолетах LB.30 установили британское вооружение. Они получили название Liberator Mk II.
LB-30 Liberator AL528 of BOAC/RFS at Dorval in 1945 having brought aircrew back to Canada on the trans-Atlantic delivery run.
A BOAC Liberator takes off from Dorval, Montreal, bound for Prestwick in Scotland. One of the pilots involved in the 1942 Middle East airlifts was Capt Don Bennett (later to lead RAF Bomber Command’s Path Finder Force), who flew AL512 laden with 6,550 lb of materiel to Cairo via Gibraltar on July 15, 1942.
An RAF Ferry Command Liberator approaches the Scottish coast after a long and tiring transatlantic flight. Ferry Command was formed in July 1941 from the RAF's Atlantic Ferry Service, and was tasked with returning ferry pilots to Canada so they could continue the work of delivering American-built aircraft from factory to front line.
Although arguably far from the front line, flying with RAF Ferry Command was by no means an easy option - some 44 Ferry Command crew and passengers were killed in August 1941 alone, with a further ten that September. Conditions aboard the organisation’s Liberators were primitive, with the cold proving to be the greatest enemy.
LB-30A ("Либерэйтор" I) британских ВВС на трассе через Атлантику
AM920 was one of the batch of 20 LB-30Bs diverted from the US Army Air Corps to the RAF after the fall of France, delivered between April and August 1941. One of three operated by BOAC on the transatlantic service, AM920 went on to become G-AHYB after the war, before being sold in 1950 to become a VIP transport in French Indo-China as F-VNNP.
B-24A
159-я и 160-я эскадрильи стали первыми бомбардировочными эскадрильями британских ВВС, получившими самолеты Liberator Mk II (LB-30MF}. В 1942 году обе эскадрильи действовали в Африке, затем их перебросили в Индию. AL579 - самолет 159-й эскадрильи, снимок сделан в июле 1942 года, вскоре после того, как эскадрилья начала выполнять дневные и ночные боевые вылеты в Северной Африке, Италии и Греции. Обратите внимание на стрелковую установку с четырьмя пулеметами в верхней части фюзеляжа.
Liberator II, AL555, was unarmed, painted black overall and used for personnel drops. It is seen here at Foggia Main, Italy, on November 22. 1943.
Churchill’s Liberator II AL504 in Moscow. This aircraft was posted missing on a flight between the Azores and Ottawa on March 26, 1945.
IT WAS CLEAR that the 1942 Middle East airlift would require all hands to the pumps for Ferry Command and Liberator AL504, named Commando, also became involved in the airlift. This aircraft was the VIP transport that later carried Churchill to Moscow. It had arrived at Bathurst (now Banjul) in Gambia, on July 10 to deliver Lord Swinton, the Minister Resident in West Africa; but, as it was in the right place at the right time, it was tasked with transporting ammunition from Accra to Cairo. The ammo may have been from one of the Liberators which lost an engine at Kano in Nigeria. Commando arrived back at RAF Lyneham, in company with one of the South Atlantic airlift Liberators, on July 25
A press day at Long Beach, California, featuring “one of everything” being built for the RAF in southern California. From left, we see the rear half of a Douglas Boston; a Consolidated Liberator; a Lockheed Ventura and a North American Mitchell.
A BOAC Liberator passing the coast of Arran after flying the Atlantic from Montreal. In addition to carrying urgent war supplies these aircraft were used extensively by VIPs, and traffic in both directions was heavy.
Liberator II AL510, similar to AL523, the subject of this article, pictured in October 1941.
Liberator II AL510, similar to AL523, the subject of this article.
A Liberator II, AL510, showing the round nacelles and dorset turret of this version, which had no direct USAAF equivalent.
AM929 - последний из 20 LB-30B, поставленных британским ВВС в августе 1941 года. После испытаний в Великобритании самолет оснастили поисковой РЛС и пушкой, а затем передали в 120-ю эскадрилью Берегового командования.
Британский "Либерейтор" II с противолодочным локатором
B-24A командования воздушных перевозок ВВС США
B-24A доставил на Ближний Восток комиссию генерала Бретта для проверки положения с поставками и обслуживанием американских самолетов для британского союзника. Большой американский флаг на борту - опознавательный знак пока еще нейтральной страны
Башня Мартин A-3
Подфюзеляжная башня Бендикс
B-24D
Дополнительные пулеметы в носовой части B-24D
Liberator 41-23942, Bombs to Nip On, of the 400th BS, at Iron Range in early November 1942, probably after a mission, as the navigator/bombardier takes the Norden bombsight from the aircraft to be locked away after landing. Within days Bombs to Nip On was to be at the centre of a major tragedy.
Details of the nose art on four of the aircraft involved in the catastrophe; Pride of the Yanks (41-11904) and 41-23720 Tear-Ass (The Bull) both got away before 41-23942 Bombs to Nip On lost control. Hellzapoppin was named after the 1941 Ole Olsen and Chic Johnson movie, as its regular pilots were called Olsen and Johnson.
LEFT An extremely rare photograph of the "Super Man" nose art of B-24D serial 41-23938, in which Louis Zamperini flew on the mission to Wake on the night of December 23-24, 1942.
RIGHT Although Zamperini recalled flying in Super Man on the Nauru mission of April 20, 1943, he actually flew it in Take Off!, serial 41-24149.
Some confusion has arisen about which aircraft Zamperini flew in for the ill-fated search mission of May 27, 1943. Was it Green Hornet, serial 41-24253 (TOP seen before the fitting of the nose turret) or The Green Hornet, serial 42-40101 (BOTTOM)? The Mission Report reveals it was neither.
The crew of B-24D 42-40073 Thumper boards the "bus" to the tented accommodation outside the village soon after their arrival on Funafuti in April 1943. The Japanese had intended to occupy Funafuti as part of their defensive perimeter but losses at Midway in June 1942 delayed the plan and the Americans arrived in October.
B-24D 5-й воздушной армии во время ремонтных работ
B-24D на Гуадалканале, Тихий Океан, 1942г.
Типичная бомбовая нагрузка B-24 - пять 454-кг бомб (Великобритания, осень 1942г.)
Подготовка B-24 к налету на Плоешти
The 90th BG moved from Key Field to Greenville, South Carolina, in June 1942, for training, before spending a few weeks at Willow Run, Michigan, where the unit’s B-24Ds are seen here on their arrival on August 4 the same year. The 90th took its Ds into combat in the Pacific the following month.
Live to fight another day; after 41-23765 was flown with its makeshift wooden nose to Brisbane for repair, it was decided to fit a Consolidated tail turret in its place, and it is seen here at Archerfield, near Brisbane, on March 3, 1943, with the new turret in place and bearing its new name, Connell’s Special, on the port fuselage.
Originally destined to become a Liberator II for the RAF, AL626 is seen here at Iron Range in December 1942, after having been requisitioned by the USAAF as an LB-30 in the aftermath of Pearl Harbor. Note the proximity of the parking area to the packed-earth runway, leaving little room for error on take-off.
B-24D "Teggie Ann" в клубах песка и пыли выруливает на старт перед очередным боевым вылетом с одного из ливийских аэродромов. Самолет окрашен в светлый цвет, официально именовавшийся "пустынный розовый".
B-24D на Алеутских островах
B-24D из 44-й тяжелой бомбардировочной группы выруливают на старт по грязи недостроенного аэродрома в Шипдеме перед учебным полетом. "The Flying Eighth-Balls" прибыла в Великобританию в сентябре 1942 года.
Северная Африка. B-24 выруливают на старт. Цель - нефтеперегонные заводы Плоешти
«Либерейторы» на аэродроме Бенгази перед боевым вылетом 1 августа 1943 года на бомбардировку Плоешти
«Либерейторы», вернувшиеся в Бенгази после налета на Плоешти
The US Air Force 453rd Bombardment Group at Old Buckenham Airfield during World War Two
Летняя итальянская погода оказалась на удивление неблагоприятной для этого B-24D из 376-й бомбардировочной группы, оказавшегося в обширной луже на аэродроме Сан-Панкрацио.
B-24D (№41-11603, "Malicious"), один из 23 самолетов группы HALPRO. Машина на момент рейда на Плоешти в июне 1942 года находилась в Египте, хотя изначально планировалось отправить их в дислоцированную в Китае 10-ю Воздушную армию для налетов на Токио.
B-24D "Hell's Belle" из 400-й эскадрильи 90-й бомбардировочной группы 5-й ВА сфотографирован после победы - прямого попадания бомбы в японский транспорт водоизмещением 5000 т, конец 1942 года.
B-24D над вулканом Везувий в Италии
B-24D (№41-11622, "Edna Elizabeth"). Машина на момент рейда на Плоешти в июне 1942 года находилась в Египте, хотя изначально планировалось отправить их в дислоцированную в Китае 10-ю Воздушную армию для налетов на Токио.
Another early participant in the 90th BG’s Pacific campaign was 41-23714 8-Ball of the 319th BS, which was attacked by Japanese fighters during a bombing raid on Bougainville on November 14, 1942. It was one of the aircraft able to depart on the mission after the accident at Iron Range in November.
Первым серийным бомбардировщиком Liberator стал строившийся для ВВС Армии США B-24D, получивший удлиненную на 0,91 м носовую часть (впервые появившуюся на Liberator Mk II Королевских ВВС, он же LB-30) и хвостовую пулеметную турель с злектромеханическим приводом.
One of the B-24s that narrowly avoided the disaster at Iron Range in November 1942, serial 41-11904, Pride of the Yanks, of the 400th BS, is seen here over Ward’s Strip, Port Moresby, the following year, after being fitted with the nose-turret modification. The aircraft had managed to depart the airfield before the carnage began.
B-24D
B-24D. Первая модель, поступившая в ВВС Армии США. В целом аналогична модификации С, за исключением некоторых изменений в двигателях. Построено почти 2500 самолетов.
Three of the USAAF’s most important four-engined "heavies" of the Second World War are represented in this unusual formation photograph comprising, from left to right, a Consolidated B-24, Douglas C-54 and Boeing B-17. All three would play major roles in establishing the USA’s remarkable airpower capabilities during the conflict.
При подготовке операции огромное внимание уделялось отработке самолетовождения на малых высотах. На снимке: эскадрилья B-24D проходит над равниной в окрестностях Бенгази во время одного из тренировочных полетов.
Базировавшаяся в Северной Африке 376-я группа тяжелых бомбардировщиков 9-й Воздушной армии США летала на бомбежку аэродромов и оборонительных сооружений стран Оси. Позже эта часть из Италии наносила удары по объектам в Германии.
B-24D из состава американской 8-й воздушной армии в Великобритании
B-24 из состава 15-й Воздушной армии возвращается на базу после бомбардировки целей в Европе. Над ним можно увидеть инверсионные следы других бомбардировщиков, возвращающихся на аэродромы в Южной Италии.
B-24D летят бомбить Германию
В долгом перелете на Тихоокеанский ТВД P-70 из 6-й NFS сопровождали два Consolidated LB-30 (один из них виден на снимке), перевозившие наземный персонал, оборудование и обеспечивающие навигацию.
Вслед за ударами по учебным целям, оборудованным в пустыне, последовал полномасштабный налет, в котором участвовали 175 бомбардировщиков Liberator.
B-24 в огне нефтепромыслов
B-24D Liberator из 718-й бомбардировочной эскадрильи 449-й бомбардировочной группы в полете над горящими нефтепромыслами "Astra Romano" в Плоешти, которые в 1944 году подвергались налетам несколько раз.
Американские бомбардировщики B-24 над нефтеперегонным заводом в Плоешти
1 августа 1943г. B-24 Liberator ВВС США, вылетевшие с аэродрома в Ливии, бомбят румынские нефтяные вышки в Плоешти. Самолеты заходят на цели на малой высоте. В ходе самой продолжительной на тот момент воздушной атаки было потеряно 57 бомбардировщиков B-24.
B-24D из американской 9-й Воздушной армии уходят от зенитного огня после нанесения удара по заводу "Astra Romano". На B-24 первых модификаций стояли носовые турели, которые управлялись физическими усилиями стрелков, что серьезно снижало эффективность оборонительного вооружения самолетов.
«Либерейтор» на предельно малой высоте проходит над горящим нефтезаводом. 1 августа 1943 г.
Ближневосточное издание газеты Армии США "The Stars and Stripes" 6 августа 1943 года опубликовало на первой полосе этот снимок Liberator, летящего на малой высоте над Плоешти.
Бомбардировка Софии 17 апреля 1944 г.
Ранний Liberator Mk III с характерным остеклением носовой части. Все бомбардировщики Liberator до модификации B-24G имели укороченную и хорошо остекленную переднюю часть фюзеляжа.
A Liberator III, LV337, showing the elliptical nacelles and dorsal turret moved forward.
"Либерейтор" III
With reference to reader Bob Brown’s letter above, perhaps he saw the experimental Liberator GR Mk V FL927/G which was fitted with rocket projectiles on the forward fuselage mounted four per side. Tested in 1943, it was not adopted as standard.
Установка ракет HVAR на "Либерейторе" III
Liberator IIIA FK222 in Coastal Command colours, the "A" in the designation indicating that this is a Lease-Lend equivalent of the Liberator III.
Coastal Command Liberator III, FL926, at Fayid, Egypt, on April 13, 1943. Equivalent to the USAAF B-24D, the III was used mainly as a VLR aircraft.
The same aircraft - one of 11 acquired at short notice for use in the Battle of the Atlantic - still bearing its USAAF serial number, 41-1087, in April 1942; note how the use of orthochromatic film appears to reverse the colours in the RAF markings.
Liberator III FL918 was one of 14 examples converted to freighter configuration and operated on the South Atlantic Route during the 1942 Middle East airlifts. It was used by BOAC as G-AGFR and later by No 246 Sqn before being struck off charge in January 1947.
 
B-24E
B-24D с установкой в носовой части хвостовой башни A-6 (404-я противолодочная эскадрилья)
B-24 в составе 890-го полка ДА
На вооружении турецких ВВС в 40-е годы прошлого века состояли как английские "Лайсендеры", так и американские "Либерейторы".
The first refurbished B-24 Liberator in Romanian livery at IAR-Brasov in 1944. The pilot who flew it there was awarded a medal for taking the not inconsiderable risk of flying across the massive Ploiesti anti-aircraft defences! It is thought that four Liberators were made airworthy by August 1944 in preparation for possible use.
A Liberator’s Twin Wasp R-1830 being changed in 1944 by RAF ground crew. First RAF Liberators arrived in Britain in March 1941.
Liberator 41-23767, named Chosef, participated in the 90th BG’s first combat mission, a reconnaissance sortie over the eastern coast of New Guinea on November 11, 1942. It is seen here under camouflage netting with members of the 319th BS at Fenton, Northern Territory, in May 1943.
Lt McKinnon's crew and aircraft. Standing, left to right: F McKinnon, W Cooper, J Beckner, L Henneke. Squatting, left to right: R Snell, J W Evans, J Richter, L Rutkowski, C Hart, T Shaw.
Big Emma and friends: B-24 41-23751, seen here at Ward’s Strip in June 1943, was the aircraft which precipitated the departure delays of the November 16 mission, and which lost its astrodome to Bombs to Nip On. On August 8, 1943, Big Emma encountered bad weather and crashed near Port Moresby, killing all aboard.
Back row: Evans, Stewart, Hart, Shaw and Squadron's Crew Chief. Front row: Cooper, Henneke, Richter, McKinnon, Snell, Beckner. McKinnon christened 42-40104 'Old Bessie', the 'Contended Crow'.
Бортстрелок Liberator написал на фюзеляже послание для вражеских истребителей: "Если вы можете прочесть это, вы уже обречены".
27 января 1943г. Расположенные на английских базах бомбардировщики ВВС США совершили первый дневной налет на Германию. На фотографии изображен вернувшийся с задания экипаж бомбардировщика B-24.
This photo from P. A. Rowlings, taken at the U.S.A.F. Museum at Wright-Patterson AFB on 12th December 1976, show North American A-36A Mustang 42-83665 with Consolidated B-24D Liberator 42-72843 behind
An old shirt was used to demonstrate how the loose end of a mailbag could well have wedged itself into the gap between the tailplane and the elevator of a Liberator, in this case the Aerospace Museum’s example at Cosford. The amount of up-elevator represents the expected position during lift-off on that fateful night at Gibraltar.
The sliding bomb bay doors in the Liberator’s belly.
General Aircraft Hamilcar X carrying a self-propelled Bofors gun on a Morris vehicle, with undercarriage collapsed to facilitate loading and unloading. A B-24 Liberator may be seen landing in the distance.
An early aerial view of Ladd Field looking south, with the serpentine Chen a River looping across the northern end of the airfield. The most notable feature is the large hangar at the eastern end of the runway. Several B-24s are just visible on the ramp.
This photograph, possibly taken at Forth Worth in 1943, shows B-24Ds being progressed from stage to stage - note forward fuselage subassemblies in the background. Note too the wide access doors and leading edge access panels where “plumbing” is being installed.
Массовое производство B-24 на заводах Форда в Далласе
Pacific-bound Consolidated B-24D bombers during final assembly, probably at Fort Worth. Note the symbolic stars and stripes spaced at intervals along the assembly hall.