Consolidated B-24 Liberator
Варианты:
Consolidated - B-24 Liberator - 1939 - США
Страна: США
Год: 1939


Описание:
B-24 Liberator
Consolidated Model 32 (B-24 Liberator)
Фотографии:

Обломки (23)

B-24 Liberator

Тяжелый бомбардировщик, четырехмоторный цельнометаллический моноплан. Шасси убирающееся, с носовой стойкой. Экипаж 10 человек. Создан в КБ фирмы "Консолидейтед эйркрафт корпорейшн" под руководством А.Лэддена. Опытный образец XB-24 поднялся в воздух 29 декабря 1939 г. Серийное производство развернуто в декабре 1940 г. Строился на заводах "Консолидейтед" (Сан-Диего, Форт-Уорт), "Дуглас" (Талса), "Норт Америкэн" (Даллас), "Форт мотор" (Уиллоу-Ран). В общей сложности изготовлено 17 104 экз.
Состоял на вооружении в США с июня 1941 г., в Великобритании - с августа 1941 г. (как бомбардировщик), в Канаде - с 1942 г., в Австралии - с 1944 г., в СССР - с апреля 1945 г.
Основные серийные модификации (как бомбардировщика):
   - "Либерейтор" II с моторами R-1830-C4G, вооружение 14x7,69;
   - LB-30. "Либерейтор" II, переделанный по стандартам ВВС армии США, вооружение 6x12,7;
   - B-24D ("Либерейтор" III) с моторами R-1830-43, вооружение 6(8)х12,7 (полевые переделки до 11x12.7), вариант "Либерейтор" III-10x7,69+2x12,7;
   - B-24E, аналог B-24D, выпускавшийся заводом "Форд", вооружение 10x12,7;
   - B-24G ("Либерейтор" VIII), аналог B-24D, выпускавшийся заводом "Норт америкэн", вооружение 11x12,7 (начиная с серии G-1 - новая носовая часть);
   - B-24H ("Либерейтор" VI) с новой носовой частью, вооружение 10x12,7;
   - B-24J с моторами R-1830-65, вооружение 10x12,7;
   - B-24L, облегченный вариант, новое остекление кабины штурмана, новые турели;
   - B-24M, аналог B-24L с новым оборудованием пилотской кабины, другой хвостовой турелью.
Бомбовая нагрузка всех вариантов до 5800 - 5900 кг.
Первое боевое применение - LB-30 на о.Ява в январе 1942 г. С июня 1942 г. использовались в Средиземноморье, в частности, была совершена серия налетов на Плоешти (Румыния) из Египта. С июля 1944 г. B-24 проводили рейды с Алеутов на Курильские острова. B-24 использовались ВВС армии США преимущественно в Африке, Италии, Индии, на Тихом океане. Английская авиация применяла "Либерейтор" как бомбардировщик на Ближнем Востоке, в Индии, Бирме и на Цейлоне. Австралийцы воевали на "либерейторах" на Новой Гвинее, Соломоновых островах, в Индонезии. Канадские самолеты применялись только как патрульно-противолодочные. B-24 советской авиации в войне не участвовали.
Производство прекращено в июне 1945 г.
Самолет снят с вооружения в США в 1954 г., в Великобритании - в 1946 г., в СССР - в 1950 г.


B-24D||
Размах:||31,5 м
Длина:||20,18 м
Моторы, количество х мощность:||4x1200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||27300 кг
Максимальная скорость:||485 км/ч
Практический потолок:||9800 м
Дальность:||4560 км

Consolidated Model 32 (B-24 Liberator)

В период Второй мировой войны на Европейском ТВД самолет B-24 Liberator оставался в тени более знаменитого Boeing B-17 Flying Fortress, хотя был самым массовым американским самолетом того времени.
   В январе 1939 года авиакорпус Армии США предложил фирме "Consolidated" подготовить проектное обоснование на разработку тяжелого бомбардировщика с более высокими характеристиками, чем у B-17.
   "Consolidated" быстро предоставила свое предложение, обозначив проект Model 32. Исходя из требований высокой дальности полета для нового самолета, конструкторы "Consolidated" создавали Model 32 на базе крыла Дэвиса, впервые использованного компанией на оказавшейся неудачной летающей лодке Model 31, прототип которой в это время был близок к завершению. 30 марта 1939 года военные представители подписали с "Consolidated" контракт, указав, что прототип XB-24 должен быть готов к концу года. Компания условие выполнила, и самолет поднялся в воздух 29 декабря.
   Размах крыла XB-24 был больше, чем у Boeing B-17, но площадь на 26% меньше. Чтобы обеспечить максимальную вместимость фюзеляжа, крыло установили относительно высоко, а для получения хороших характеристик управляемости на малых скоростях и приемлемой посадочной скорости на задней кромке крыла разместили большие закрылки Фаулера. В базовом варианте использовался обычный фюзеляж, но более широкий, чтобы выделить место для бомбоотсека, который мог вмещать до 3629 кг бомб, располагавшихся вертикально. Самой необычной чертой бомбоотсека являлись уникальные створки "шторного типа", которые при бомбометании втягивались внутрь фюзеляжа, что снижало лобовое сопротивление. Хвостовое оперение с двумя килями в целом было аналогичным оперению летающей лодки Model 31. Базовая конфигурация предусматривала убирающееся трехстоечное шасси с носовой стойкой и силовую установку из четырех двигателей Pratt & Whitney R-1830-33 Twin Wasp мощностью по 1200 л. с. (895 кВт).
   "Consolidated" начала получать заказы на новый бомбардировщик еще до первого полета прототипа. Они включали семь YB-24 для эксплуатационных испытаний, 36 B-24A первой серии для авиакорпуса Армии США, а также 120 самолетов для Франции. Первые летные испытания оказались удачными, но для соответствия требованиям военных необходимо было провести некоторые доработки, чтобы обеспечить более высокую скорость. Но никто не сомневался, что XB-24 способен продемонстрировать отличную дальность полета. Кроме того, вместительный фюзеляж позволял использовать самолет для самых разных целей.
   В течение 1940 года выпустили семь YB-24 для эксплуатационных испытаний. Они отличались от первого прототипа наличием пневматических антиобледенительных устройств на передних кромках крыла, стабилизатора и килей. К моменту выпуска в Сан-Диего первого серийного самолета Франция уже капитулировала, и самолеты для нее строились уже по британским требованиям. Свои бомбардировщики британцы назвали Liberator, позже это название приняли и в США. Первый из них полетел 17 января 1941 года. "Consolidated" обозначила их индексом LB-30A. Первые шесть машин прибыли в Великобританию в марте 1941 года, перелетев через Северную Атлантику. Они сначала использовались авиакомпанией BOAC, а позднее Перегоночным командованием британских ВВС в качестве транспортных. Самолеты следующей партии в середине 1941 года поступили в распоряжение Берегового командования под обозначением Liberator Mk I. В Великобритании их оснастили РЛС ASV, а к стандартному вооружению из шести подвижных пулеметов калибра 7,7 мм добавили подфюзеляжный блок с шестью неподвижными курсовыми пушками калибра 20 мм. Liberator Mk I поступил на вооружение 120-й эскадрильи Берегового командования в июне 1941 года. Его дальность и длительность полета обеспечивали контроль над "атлантическим зазором", то есть самолет мог летать в той зоне океана, где ранее морские конвои не имели воздушной поддержки ни из Северной Америки, ни из Великобритании.
   Также в июне B-24 поступили в распоряжение Перегоночного командования авиакорпуса Армии США, которое обеспечивало перелеты через Северную Атлантику подобно аналогичной британской структуре.
   Но первым по-настоящему боевым бомбардировочным вариантом стал Liberator Mk II (обозначение компании LB-30). От Mk I он отличался удлиненной передней частью фюзеляжа, экипажем из 10 человек и электрифицированными башенными стрелковыми установками Boulton-Paul с четырьмя 7,7-мм пулеметами Browning. Британские ВВС получили 139 таких машин. В июне 1942 года 159-я и 160-я эскадрильи Королевских ВВС, перевооруженные на Liberator, прибыли на Средний Восток, став первыми авиачастями, применившими в боях эти бомбардировщики. Один самолет из этой партий применялся как личный транспорт британского премьер-министра У. Черчилля под названием "Commando".
   В это время в США прототип XB-24 модифицировали до стандарта XB-24B с протектированными топливными баками и броней, но самым значительным усовершенствованием стала установка двигателей R-1830-41 с турбонаддувом. Гондолы получили растянутое в горизонтальной плоскости овальное сечение вследствие монтажа маслорадиаторов по бокам моторов.
   На XB-24B также установили надфюзеляжную и хвостовую стрелковые установки с двумя пулеметами Browning калибра 12,7 мм в каждой, помимо исходного комплекта защитного вооружения. Девять таких самолетов поступили в ВВС США под обозначением B-24C. Затем появился первый крупносерийный вариант B-24D (построено 2696 экземпляров). Этот самолет отличался двигателями R-1830-43, а в последующих партиях внесли прогрессивные изменения в вооружение, предусмотрели место под дополнительные топливные баки в консольных частях крыла и бомбоотсеке, увеличили взлетную массу и бомбовую нагрузку. На некоторых поздних серийных машинах установили внешние бомбодержатели под корневой частью крыла для двух 1814-килограммовых бомб. В британских ВВС B-24D именовался Liberator Mk III, а обозначение Liberator Mk IIIA относилось к аналогичному самолету, поставлявшемуся по ленд-лизу с американским вооружением и оборудованием.

   Размещение американских B-24D на Ближнем Востоке началось в июне 1942 года. Одна из первых их операций - рейд 13 самолетов на румынские нефтяные месторождения в Плоешти в ночь с 11 на 12 июня 1942 года. Единственным успехом стала демонстрация противнику уязвимости этой стратегической цели. Совершенно другая картина была 1 августа 1943 года, когда 117 B-24 из 8-й и 9-й Воздушных армий нанесли удар по тому же объекту. Хотя рейд оказался успешным с точки зрения нанесенного ущерба, он сопровождался весьма большими потерями.
   К этому времени B-24 строились высокими темпами на заводах фирм "Consolidated", "Douglas" и "Ford".
   В 1943 году появился прототип разведывательного варианта XF-7 без бомбодержателей и с дополнительными топливными баками в передней части фюзеляжа. На нем сохранилось стандартное оборонительное вооружение, и он мог нести до 11 аэрофотоаппаратов (АФА). F-7 широко использовался на Тихоокеанском ТВД, позднее были выпущены варианты F-7A и F-7B с различными комплектами АФА.
   Первым серийным вариантом, выпущенным фирмой "Ford", стал B-24E, в основном аналогичный B-24D, за исключением винтов и ряда мелких изменений. Этот вариант строился также заводами "Consolidated" и "Douglas", некоторые машины оснащались двигателями R-1830-65, общий выпуск составил 801 самолет.
<...>
   Заводы выпустили в целом 18482 Liberator всех вариантов. Помимо поставленных ВВС Британии, ВВС и ВМС США, они летали в составе ВВС Австралии, Канады и ЮАР. Особую ценность эти самолеты представляли для Тихоокеанского ТВД, где большая дальность полета и универсальность делали их настоящими "мастерами на все руки".
Fw 190 в прицеле "Мустанга" как раз в момент атаки "Либерейтора"
B-24 с горящим хвостом под огнем Fw 190. Видны разрывы снарядов у внутреннего двигателя левой плоскости
«Либерейтор», сбитый над Плоешти 19 июля 1944 года
Этот B-24D потерял крыло над Плоешти не от зенитного снаряда, а от удара тела мертвого пилота, выпавшего из летящего выше самолета...
This 37 Sqn B-24 Liberator was hit by bombs from a “friendly” bomber while on a raid over Northern Italy. Luckily the bombs had insufficient time to arm and the turret was unoccupied.
This 37 Sqn B-24 Liberator was hit by bombs from a “friendly” bomber while on a raid over Northern Italy. Luckily the bombs had insufficient time to arm and the turret was unoccupied. Sqn Ldr Saxby and Plt Off Barker (bomb aimer) are seen inspecting the damage.
Трофейный немецкий B-24, использовавшийся для подготовки экипажей перехватчиков
"Либерейтор", совершивший вынужденную посадку на одном из Алеутских о-вов. Именно в таком виде чаще всего "Либерейторы" попадали на Камчатку
Steel cable tangled around the nose of a Consolidated B-24 of the 44th Bombardment Group on its return to its base at RAF Shipdham in Norfolk from a raid on Emden on December 11, 1943. The cable was probably dropped from an aircraft belonging to E.Kdo. 25. The bombardier and navigator aboard the Liberator were injured but the aircraft was still flyable.
Not all take-offs were good ones. 98th Bomb Group B-24D Liberator Shanghai Lil was carrying a 2,000lb bomb load when this misfortune befell it. The fact that the starboard inner propeller blades are feathered suggests that the problem emanated from that particular engine.
The nose of 400th BS B-24 serial 41-23831, one of the few in the 90th BG apparently not to sport a name, was amputated by squadron-mate Bombs to Nip On during the unit’s disastrous night take-off from Iron Range on November 16, 1942. The aircraft was due to be the eighth in sequence to depart the remote airstrip.
Crunch! The force with which Bombs to Nip On went careering through the flight line is evident from this photograph of 41-23765, another apparently nameless machine, the day after the incident. Second to be struck by the out-of-control Bombs to Nip On, ’765 lost its glazed nose and a sizeable portion of the port forward fuselage.
TOP LEFT Blackened tree stumps and scattered debris mark the spot where Bombs to Nip On finally came to rest. All aboard, except Intelligence Officer Capt Holt, who was thrown clear, were killed.
TOP RIGHT The mangled nose of 41-23765 the morning after the accident. Initially written off as unrepairable, the Liberator was reassessed in light of the type’s scarcity in theatre ...
BOTTOM LEFT ... and a rudimentary but effective wood-and-fabric nose was constructed and attached by a pair of Australian engineers. The aircraft was then flown to Brisbane for extensive repair work.
In contrast, sister aircraft 41-23831 was so badly damaged, with almost the entire forward fuselage sliced off, that it could only be scrapped for spares at Iron Range. Some small consolation was that the crew was not aboard at the time, owing to the confusion of the poorly planned take-off; but a soldier guarding it was killed.
Сбитый румынскими ВВС 1 августа 1943 г. B-24D стал трофеем и использовался позже для тренировок румынских пилотов-истребителей
Подбитый "Либерейтор" дотянул до нейтральной Швеции, чтобы там сгореть
«Либерейтор», завершивший полет в Швейцарских Альпах
A B-24 that didn't fare well in a forced landing.
Американский бомбардировщик B-24, сбитый сержантом Анабуки
The remains of a Consolidated B-24D Liberator bomber which made a forced landing in swamp country near Wau, New Guinea. Many components, including its four Pratt & Whitney engines, are missing.
The Liberator undercarriage leg and wheel which were dug up at Reydon in August
The wings and tailplane of Consolidated B-24D Liberator 42-41091, seen here in Papua New Guinea in 1991, have been recovered and are to be used in an Australian restoration project.
This aerial photograph of the Liberator was taken the morning after the accident.