North American B-25 Mitchell / PBJ-1
Варианты:
North American - B-25 Mitchell / PBJ-1 - 1940 - США
Страна: США
Год: 1940


Бомбардировщик
Описание:
B-25 Mitchell / PBJ-1
PBJ-1
North American B-25 Mitchell
Фотографии:

Кабина (11)

B-25 Mitchell / PBJ-1

Средний бомбардировщик, двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением. Шасси убирающееся, с носовой стойкой. Экипаж 3 - 6 человек. Спроектирован в КБ фирмы "Норт Америкэн авиэйшн" под руководством Р.Раиса и Дж.Этвуда. Опытный образец NA-40-1 совершил первый полет в Январе 1939 г. Серийное производство на заводах "Норт Америкэн" в Инглвуде и Канзас-сити начато в июле 1940 г. Всего выпущено 5815 экз.
Состоял на вооружении в США с января 1941 г., в СССР - с апреля 1942 г., в Великобритании - с сентября 1942 г., в Китае, Австралии, Канаде, Бразилии - с 1943 г.
Основные серийные модификации:
   - B-25 с вооружением 3x7,62+1x12,7, моторы R-2600-9, бомбовая нагрузка 1090 кг;
   - B-25A, усовершенствованный вариант с протектированными бензобаками и бронезащитой, бомбовая нагрузка 1360 кг;
   - B-25B ("Митчелл" I) с вооружением 1x7,62+4x12,7, для морской авиации выпускался вариант PBJ-1 (часть машин оснащалась РЛС);
   - B-25C (он же PBJ-1C и "Митчелл" II), с моторами R-2600-13, автопилотом, с С-5 вооружение 6x12,7;
   - B-25D (PBJ-1D, "Митчелл" II), аналог B-25C, выпускался в Канзас-сити, с D-5 вооружением 6x12,7, с D-30 - 9x12,7:
   - B-25G (PBJ-1G), штурмовик с вооружением 1x75+6x12,7, с G-5 - 1x75+7x12,7;
   - B-25H (PBJ-1H), штурмовик с вооружением 1x75+10x12,7 (с наружными контейнерами - 1x75+14x12,7), бомбовая нагрузка 1460 кг;
   - B-25J (PBJ-1G) с моторами R-2600-29 и измененным расположением вооружения 8(12)х12,7, в штурмовом варианте - 18x12,7, бомбовая нагрузка до 1820 кг.
С декабря 1941 г. B-25 применялись для патрулирования побережья США. В феврале 1942 г. был осуществлен рейд группы Дулиттла на города Японии с авианосца "Хорнет". С апреля 1942 г. B-25 проводили налеты из Австралии на Новую Гвинею. С июня 1942 г. машины этого типа применялись в Китае, с августа - в Северной Африке, с сентября - в Индии, с декабря - на Аляске (налеты на острова Кыска и Атту, занятые японцами). С конца 1942 г. это основной средний бомбардировщик на Тихоокеанском театре.
В СССР использовались с августа 1942 г. на Западном фронте, затем до конца войны - в частях авиации дальнего действия. Отдельные машины имелись также в авиации ВМФ (как разведчики). Английская авиация применяла "Митчелл" с января 1943 г. в Европе.
Самолет снят с производства в конце 1945 г. Снят с вооружения в США в 1948 г., в СССР -в 1952-1953 гг., в Великобритании - в 1946 г.

PBJ-1

Торпедоносец и патрульно-противолодочный самолет, цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением, убирающееся шасси. Морской вариант среднего бомбардировщика B-25 был спроектирован в КБ "Норт Америкэн авиэйшн" под руководством Р. Раиса и Дж. Этвуда. Опытный бомбардировщик NA-40-1 совершил первый полет в январе 1939г. Серийное производство на заводах "Норт Америкэн" в Инглвуде и Канзас-Сити развернуто в июле 1940г.
В 1942 г. между армией и флотом США было заключено соглашение о передаче части самолетов сухопутных типов для морской авиации. С января 1943 г. начался выпуск модификации PBJ-1 для авиации ВМФ, отличавшейся от бомбардировщика B-25 оборудованием. Часть самолетов была оснащена РЛС и торпедной подвеской. Всего изготовлено 706 PBJ-1 разных вариантов.
Выпускались основные модификации:
   - PBJ-1 на базе бомбардировщика B-25B с моторами R-2600-9, вооружение 4x12,7+1x7,62, бомбы до 1360 кг;
   - PBJ-1C на базе B-25C с моторами R-2600-13, вооружение 4x12,7+ 1x7,62 или 6x12,7, бомбы до 1360 кг;
   - PBJ-1D на базе B-25D, аналогичен PBJ-1C, но изготовлялся в Канзас-Сити, большая часть самолетов оснащена РЛС;
   - PBJ-1H на базе B-25H, штурмовик с вооружением 1x75+6x12,7 или 1x75+14x12,7, бомбы до 1460 кг;
   - PBJ-1J на базе B-25J с моторами R-2600-29, вооружение 8 - 12x12,7, бомбы до 1820 кг.
Экипаж различных модификаций - 4-6 чел.
Впервые армейские B-25 были привлечены для патрулирования у побережья США в декабре 1941 г. Морские PBJ-1 поступили на вооружение строевых частей в марте 1943 г. На фронте впервые использованы в декабре 1943 г. на о. Эспириту-Санто как патрульно-противолодочные. Позднее они действовали как дневные и ночные бомбардировщики против целей на Новой Гвинее. Самолеты бомбили японские базы в Рабауле и Кавиенге. В наступательных операциях PBJ-1 применили в марте 1944 г. сначала на о. Стерлинг. Позднее они часто поддерживали высадку десантов и продвижение войск на суше.
В качестве торпедоносцев PBJ-1 начали применяться в районе о-вов Бонин и Иводзима. Мелкие суда уничтожались также пушечно-пулеметным огнем и ракетами.
Морские "митчеллы" участвовали в боях за Сайпан, Иводзиму, Филиппины и Окинаву. В конце войны они совершали налеты и на саму Японию. В основном ударам подвергались верфи, портовые сооружения и суда на стоянках на о-вах Кюсю и Хонсю.
С целью подрыва судоходства противника самолеты совершали дальние рейды к о-вам Тайвань и Хайнань, северному побережью Китая, в Цусимский пролив и к берегам Кореи. Всего в войне приняли участие 15 эскадрилий авиации Корпуса морской пехоты США, вооруженных PBJ-1.
Небольшое количество B-25 (в основном B-25G) служило в разведывательных полках советской морской авиации в 1944-1945 гг.
Самолет сняли с производства в конце 1945 г. Флот США снял его с вооружения в 1948 г.

North American B-25 Mitchell

<...>
   Вариант NA-26, появившийся в сентябре 1939 года и облетанный в августе 1940 года, имел среднерасположенное крыло и более широкий фюзеляж, в закрытой усовершенствованной кабине которого пилот и штурман (второй пилот) располагались плечом к плечу. Самолет оснащался двумя двигателями Wright R-2600-9 Cyclones мощностью по 1700 л. с. В серийном производстве самолет получил обозначение B-25 и был назван Mitchell в честь Уильяма Митчелла, одного из создателей военной авиации США. Первый полет B-25 выполнил в августе 1940 года, а после постройки первых 24 машин обозначение было изменено на B-25A. Новый вариант, строившийся в количестве 40 машин, имел броню и протектированные топливные баки. Оставшиеся самолеты (от первоначального контракта в 120 машин) были построены в варианте B-25B, который отличался наличием надфюзеляжной и подфюзеляжной турелей со спаренными пулеметами. Следующая модификация, B-25C, выпускалась в количестве 1619 экземпляров и оснащалась автопилотом, двигателями R-2600-13 и дополнительными подкрыльевыми бомбодержателями. Затем было построено 2290 экземпляров в целом схожего с B-25C варианта B-25D.
   Два самолета B-25C, снятые со сборочной линии, использовались для испытаний противообледенительной системы крыла под обозначениями XB-25E (воздушно-тепловая система) и XB-25F (электротепловая).
<...>
   В течение 1943-1944 годов 60 самолетов B-25D, B-25G, B-25C и B-25J были переоборудованы в учебно-тренировочные для повышенной летной подготовки и получили обозначение AT-25A, AT-25B, AT-25C и AT-25D, соответственно, а еще чуть позже получили новые обозначения - TB-25D, TB-25G, TB-25C и TB-25J, соответственно.
<...>
   В общей сложности ВМС и КМП США приобрели 706 самолетов, схожих с B-25J, но имевших обозначения PBJ-1C (50 машин), PBJ-1D (152), PBJ-1G (1), PBJ-1H (248) и PBJ-1J (255 самолетов).
   Британские ВВС приобрели 23 самолета B-25B, которые получили обозначение Mitchell Mk I, после чего англичане получили также 432 самолета B-26C и 113 самолетов B-25D - им присвоили обозначение Mitchell Mk II. Следующая партия в 296 самолетов варианта B-25J была обозначена Mitchell Mk III. Самолеты Mitchell использовались также и другими государствами, включая Австралию, Боливию, Бразилию, Венесуэлу, Голландскую Восточную Индию, Индонезию, Канаду, Колумбию, Кубу, Мексику, Перу, Уругвай, Францию, Чили и даже СССР.
   Первые поставки в авиакорпус Армии США были выполнены весной 1941 года - первым получателем самолетов стала 17-я бомбардировочная авиагруппа. Самолет из этой группы первым потопил 24 декабря 1941 года японскую подводную лодку. Шестнадцать бомбардировщиков B-25 из этой же группы совершили 18 апреля 1942 года исторический налет на Японские острова - рейд под командованием подполковника Джеймса Дулиттла. Данные самолеты выполнили взлет с авианосца "Хорнет" и нанесли удар по целям в городах Кобе, Нагоя, Токио и Йокогама на расстоянии 1287 км (800 миль), после чего взяли курс на Китай. Многие совершили вынужденные посадки, несколько летчиков погибли или попали в плен. Самолеты Mitchell прошли через всю Вторую мировую войну и продолжали нести службу и в послевоенные годы, особенно в ВВС третьих стран. Последний B-25 из состава ВВС США был списан 21 мая 1960 года.
Few changes were made in the cockpit of the early Mitchells, the layout shown being typical for both A and B models.
Советские летчики в кабине бомбардировщика B-25
Носовой 7,62-мм пулемет на самолете B-25B
Размещение второго неподвижного пулемета в кабине бомбардира на самолетах B-25D, начиная с серии D-30
Характерной особенностью самолетов B-25 ранних выпусков являлась кормовая огневая точка с лежачим расположением стрелка
Вместо кормовой стрелковой установки на самолетах модификации B-25B появился прозрачный блистер для наблюдения за задней полусферой
B-25C 41-30244 was the test bed for a number of armament modifications, including early single package fairings containing the breeches for a pair of .50in machine guns. Also tested were blast tubes built out from the fuselage sides and ‘flat’ sliding and clear waist windows that fitted flush. Neither of these latter ideas were incorporated on modified B-25 strafers. The views show the waist windows.
Бортовая стрелковая точка бомбардировщиков B-25 и B-25A
Нижняя механизированная турель "Бендикс" с двумя 12,7-мм пулеметами на модификации B-25B. Вверху турель показана в убранном положении, внизу - в боевом
Верхняя механизированная турель "Бендикс" с двумя 12,7-мм пулеметами