Boeing B-29 Superfortress
Варианты:
Boeing - B-29 Superfortress - 1942 - США
Страна: США
Год: 1942


Стратегический бомбардировщик/разведчик с экипажем из 10 человек
Описание:
B-29 Superfortress
Boeing Model 345 (B-29 Superfortress)
Фотографии:

Кабина (17)

B-29 Superfortress

Тяжелый бомбардировщик, четырехмоторный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси с носовой стойкой. Отличался наличием гермокабин для экипажа и дистанционным централизованным управлением вооружением. Экипаж 14 человек. Проект "модель 345" был создан в КБ фирмы "Боинг эйркрафт" под руководством Э.Белла и Э.Уэлса. Опытный экземпляр XB-29 совершил первый полет 21 сентября 1942 г. Серийное производство развернуто с июня 1943 г. Выпускался на заводах "Боинг" (Сиэттл, Уичита), "Белл" (Атланта), "Мартин" (Омаха). Всего изготовлено 3947 экз.
В период Второй мировой войны состоял на вооружении только в США - с июля 1943 г.
Основные серийные модификации:
   - B-29 с моторами R-3350-23 (поздние серии - R-3350-57/57A), вооружение 1x20+10x12,7, позднее- 12x12,7;
   - B-29A с моторами R-3350-57/57A и удлиненным крылом, вооружение как у B-29;
   - B-29B, аналог B-29 производства "Белл", вооружение 11x12,7.
Бомбовая нагрузка всех модификаций до 9070 кг.
B-29 применялись только на Тихоокеанском театре военных действий. С июня 1944 г. бомбили Таиланд (из Индии), затем Японию с территории Китая. Атакам подвергались военные и промышленные объекты в Сасэбо, Нагасаки, Омуре, Явате. В августе B-29 также бомбили нефтеперегонные заводы в Палембанге (о.Суматра). До декабря 1944 г. бомбардировщики летали из Китая, затем были перебазированы в Индию. Их целями являлись доки в Сингапуре, порты в Индокитае, железнодорожные узлы в Бирме. B-29 минировали реки в Китае и прибрежные воды Вьетнама и Малайи. С октября 1944 г. осуществлялись массированные удары по Японии с Марианских островов. Самолет применялся также как дальний разведчик. B-29 стал первым в мире носителем ядерного оружия, сбросив атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки.
Снят с производства в мае 1946 г. Снят с вооружения ВВС США как бомбардировщик в конце 1954 г.


B-29||
Размах:||43,08 м
Длина:||30,15 м
Моторы, количество х мощность:||4x2200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||56100 кг
Максимальная скорость:||570 км/ч
Практический потолок:||9700 м
Дальность:||6550 км

Boeing Model 345 (B-29 Superfortress)

С началом Второй мировой войны командование Авиационного корпуса Армии США пришло к выводу о необходимости принятия на вооружение стратегического бомбардировщика - проекту был присвоен шифр VHB (Very Heavy Bomber, "сверхтяжелый бомбардировщик"). Когда же пришло понимание того факта, что таким бомбардировщикам придется бомбить цели на другой стороне Тихого океана, проект получил новое обозначение - VLR (Very Long Range, "очень большая дальность"). Детальная проработка проекта VLR, ярым сторонником которого являлся командующий Авиакорпусом Армии США генерал Генри Арнольд, началась в 1940 году.
   Запрос на предложения 29 января 1940 года разослали пяти авиастроительным компаниям, для дальнейшего рассмотрения были отобраны проекты компаний "Boeing", "Consolidated" (позже Convair), "Douglas" и "Lockheed" под обозначениями XB-29, XB-32, XB-31 и XB-30 соответственно. Через некоторое время из участия в конкурсе выбыли "Douglas" и "Lockheed", а с двумя оставшимися 6 сентября 1940 года были заключены контракты на постройку двух прототипов (позже их количество увеличили до трех). Первым выполнил полет самолет XB-32 Dominator - 7 сентября 1942 года, однако его доводка сильно затянулась.
   Компания "Boeing" обладала большим заделом в области проектирования тяжелых бомбардировщиков, а потому в 1940 году могла обещать командованию Авиакорпуса Армии США поставить первые серийные самолеты уже через два - три года. Поэтому "Boeing" получила заказ на постройку более 1500 бомбардировщиков еще до первого полета прототипа. Заказ был отнюдь не случайным - еще в 1938 году компания направила командованию Авиакорпуса Армии США предложение по бомбардировщику B-17 с герметичной кабиной, позволявшей выполнять высотные полеты. Сначала военные отказывали "Boeing", но как только характер войны изменился, и такой самолет потребовался, американские военные изменили свое отношение к предложениям компании, которая вскоре представила сразу несколько проектов - Model 316, 322,333, 334 и 341.
   Прототип XB-29 проектировался с учетом наработок по проекту Model 345, который, в свою очередь, был выполнен на базе проекта Model 341. Первый прототип XB-29 поднялся в воздух 21 сентября 1942 года. Спецификация Авиакорпуса Армии США, который к тому времени уже реорганизовали в ВВС Армии США, оговаривала максимальную скорость полета в 644 км/ч, что во многом оказало влияние на компоновку самолета - среднеплан с крылом большого удлинения и фюзеляжем круглого сечения. Крыло большого удлинения обладает малой подъемной силой на малых скоростях, поэтому конструкторам пришлось оснастить крыло закрылками Фаулера большой площади.

   Шасси - трехопорное с носовой опорой; уборка и выпуск шасси производились посредством электроприводов. Кабина экипажа выполнена герметичной, еще один герметичный отсек был устроен в фюзеляже за крылом и предназначался для операторов стрелковых турелей, которые устанавливали на самолете, начиная с третьего прототипа.
   Носовой и хвостовой отсеки фюзеляжа B-29 соединялись узким туннелем-лазом. Кормовой стрелок размещался в герметичной изолированной кабине. Силовая установка - четыре звездообразных мотора Wright R-3350 Duplex Cyclone, на каждом из которых стояло по два турбонагнетателя фирмы "General Electric", смонтированные по бортам объемистых мотогондол.
   За прототипами последовали 14 предсерийных YB-29, первый из которых поднялся в воздух 26 июня 1943 года. Последующие машины вскоре поступили в 58-е сверхтяжелое бомбардировочное авиакрыло (VHBW). Подготовка серийного производства B-29 Superfortress привела к перестройке практически всей авиапромышленности США. К постройке самолетов привлекались тысячи субподрядчиков. Окончательная сборка осуществлялась на четырех заводах: компании "Boeing" в Рентоне (штат Вашингтон) и Уичите (штат Канзас), компании "Bell" в Мариетте (штат Джорджия) и компании "Martin" в Омахе (штат Небраска). На заводе в Уичите собрали 1644 самолета B-29, фирма "Bell" поставила 668 самолетов, "Martin" - 536, а завод в Рентоне выпускал только B-29A с крылом чуть большего размаха, иной емкостью топливных баков и измененным вооружением. Производство B-29A продолжалось до мая 1946 года, всего построено 1122 самолета.
   Обозначение B-29B получили 311 самолетов сборки "Bell", отличавшихся уменьшенной массой - за счет снятия всего оборонительного вооружения, кроме хвостовой стрелковой точки, которая теперь управлялась автоматически от РЛС APG-15B.
   В общей сложности были построены почти 4000 самолетов B-29 всех модификаций. Это очень много для столь большого, сложного и дорогого самолета, даже в послевоенные годы B-29 активно эксплуатировался. В годы же войны эти самолеты широко использовались на Тихом океане, они же поставили точку в войне с Японией, сбросив атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 года. Позже бомбардировщики данного типа принимали участие в корейской войне.


Варианты

   RB-29 и RB-29A: фоторазведывательные варианты B-29 и B-29A, переоборудовано в общей сложности 118 самолетов, получивших обозначение F-13
   SB-29: бомбардировщики B-29, доработанные в поисково-спасательный вариант и оснащенные сбрасываемой с парашютом спасательной лодкой (катером)
   B-29D: изначально обозначение было присвоено модернизированному варианту B-29 с моторами Pratt & Whitney R-4360; под таким обозначением самолет не строился, но после окончания войны выпускался как B-50A
   XB-29E: один B-29, переоборудованный для испытаний системы управления вооружением
   B-29F: шесть самолетов, прошедших доработку для испытаний в условиях Арктики и на Аляске, после завершения испытаний приведены в стандартную комплектацию B-29
   XB-29G: один самолет, переоборудованный для испытаний ТРД General Electric; двигатель устанавливался в бомбоотсеке и в рабочем положении выдвигался из него в воздушный поток
   XB-29H: один B-29A, переоборудованный для испытаний специального вооружения
   RB-29J: конверсия нескольких YB-29J в фоторазведчики
   YB-29J: небольшое количество (предположительно шесть) B-29 с двигателями Wright R-3350-CA-2 с системой непосредственного впрыска и мотогондолами усовершенствованной формы
   YKB-29J: два YB-29J, модернизированные в самолеты-заправщики
   B-29K: один B-29, использовавшийся в качестве транспортного самолета
   B-29L: исходное обозначение B-29, модернизированных в самолеты-заправщики с установкой британской системы заправки "шланг-конус"
   KB-29M: 92 самолета B-29, переоборудованных в заправщики, оснащались системой "шланг-конус"
   B-29MR: 79 бомбардировщиков B-29, получивших систему дозаправки в воздухе
   KB-29P: 116 самолетов B-29, модернизированных в заправщики с установкой системы "Boeing" с жесткой штангой
   YKB-29T: один самолет, оснащенный тремя системами "шланг-конус" и способный дозаправлять три самолета одновременно
   XB-39: один B-29, доработанный для испытаний двигателя Allison V-3420
   XB-44:один B-29A, переоборудованный "Pratt&Whitney" с заменой штатной силовой установки на четыре 28-цилиндровых мотора R-4360 в новых мотогондолах; являлся прототипом B-29D, после окончания войны получил обозначение B-50A
   P2B-1S: два B-29, которые после окончания войны использовались ВМС США в исследовательских программах
   P2B-2S: два дополнительных B-29 для программы испытаний ВМС США
   Washington B.Mk 1: 88 самолетов B-29 для Королевских ВВС Великобритании взяты в лизинг сроком на пять лет


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Boeing Model 345 (B-29 Superfortress)

   Тип: стратегический бомбардировщик/разведчик с экипажем из 10 человек
   Силовая установка: четыре звездообразных мотора Wright R-3350-23, -23A, -41 или -57 мощностью по 2200 л. с. (1641 кВт)
   Характеристики: максимальная скорость на высоте 7620 м - 576км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 370 км/ч; время набора высоты 6100м - 38мин; практический потолок 9710 м; дальность 5230 км
   Масса: пустого 31815 кг; максимальная взлетная 56 245 кг
   Размеры: размах крыла 43,05 м; длина 30,18 м; высота 9,02 м; площадь крыла 161,27 м1
   Вооружение: по два 12,7-мм пулемета Browning в двух подфюзеляжных и двух надфюзеляжных стрелковых установках, а также три турельных 12,7-мм пулемета Browning или одна 20-мм пушка и два турельных 12,7-мм пулемета Browning в кормовой стрелковой упаковке, до 9072 кг бомб на внутренней подвеске
Рабочее место командира корабля
Fertile Myrtle never dropped bombs in anger and the cockpit shot is of the noncombat version, showing pilot, copilot and bombardier stations.
The flight deck. The box on the floor is the Commander's aisle stand and the bombing station is seen forward.
The author enjoying his first B-29 ride in 33 years.
Since this photograph was taken a bomb sight has been added.
The photograph shows the gunner’s position in the B-29 Superfortress
Copilot Bill Noack reliving his youth in the right seat.
The photograph, taken facing rearwards from the bombardier’s position, shows the forward pressure hatch leading to the forward bomb bay. Above this is the tunnel leading to the rear crew stations behind the bomb bays. No crew member was permitted to use this tunnel while the aircraft was pressurized, lest sudden explosive decompression turned him into a projectile.
Пульт управления атомной подвеской на борту B-29
Flying crew chief Tom Congdon seated in the right gun blister.
Лаз между гермокабинами
Два самолета P-51D из 458-й истребительной эскадрильи, 506-й истребительной группы, 7-й воздушной армии видны в прицел нижней огневой установки бомбардировщика B-29 в ходе выполнения задачи по сопровождению. Такие налеты стали возможными после взятия острова Иводзима в феврале 1945 года. На острове было построено не менее пяти аэродромов, ставших базой для трех групп истребителей Mustang.
Верхняя оборонительная установка (поздний 4-х пулеметный вариант)
Спроектированная американскими оружейниками система обороны B-29 быстро доказала свои возможности в небе Второй Мировой, но после ее окончания мгновенно устарела.
Хвостовая оборонительная установка: 20 мм пушка и два 12.7 мм пулемета. В ходе войны пушку сняли за ненадобностью. Но это не вызвало восторга у экипажей. Некоторые из них стали ставить в хвосте огромные бутафорские орудия, чтобы отпугивать японские истребители
Хотя стандартным оснащением хвостовой турели B-29 в годы Второй Мировой войны была 20-мм пушка и два 12,7-мм пулемета, к началу боевых действий на Корейском полуострове практически на всех "суперкрепостях" пушки были сняты и заменены третьим "Кольт-Браунингом". Сделано это было с целью повышения эффективности системы управления огнем, вырабатывавшей теперь данные для единого типа оружия и боеприпаса. На практике же это решение оказалось неоправданным, так как на малых и средних высотах, где B-29 действовали в начальный период войны, время разворота хвостовой установки на цель не в полной мере соответствовало маневренным характеристикам Як-9. Что же касается появившихся позже реактивных МиГ-15, то, с учетом времени, необходимого на поиск цели и наведение оружия, оборонительные установки американских бомбардировщиков просто не успевали поставить достаточно плотную огневую завесу на пути атакующих истребителей на короткой дистанции, а стрелять на длинную было уже не из чего...
This rare sequence of photographs shows mock-up gun turrets fitted to a B-29 mock-up fuselage, all showing prospective manned turrets, corresponding largely to the RAF’s Version C. Clockwise from top left: upper front turret; upper rear turret; lower rear turret facing aft, and lower front turret facing aft.