Boeing B-29 Superfortress (Boeing F-13 / RB-29)
Варианты:
Boeing - B-29 Superfortress - 1942 - США
Страна: США
Год: 1942


Стратегический бомбардировщик/разведчик с экипажем из 10 человек
Описание:
B-29 Superfortress
RB-29 / F-13A
Boeing Model 345 (B-29 Superfortress)
Фотографии:

Обломки (12)

B-29 Superfortress

Тяжелый бомбардировщик, четырехмоторный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси с носовой стойкой. Отличался наличием гермокабин для экипажа и дистанционным централизованным управлением вооружением. Экипаж 14 человек. Проект "модель 345" был создан в КБ фирмы "Боинг эйркрафт" под руководством Э.Белла и Э.Уэлса. Опытный экземпляр XB-29 совершил первый полет 21 сентября 1942 г. Серийное производство развернуто с июня 1943 г. Выпускался на заводах "Боинг" (Сиэттл, Уичита), "Белл" (Атланта), "Мартин" (Омаха). Всего изготовлено 3947 экз.
В период Второй мировой войны состоял на вооружении только в США - с июля 1943 г.
Основные серийные модификации:
  - B-29 с моторами R-3350-23 (поздние серии - R-3350-57/57A), вооружение 1x20+10x12,7, позднее- 12x12,7;
  - B-29A с моторами R-3350-57/57A и удлиненным крылом, вооружение как у B-29;
  - B-29B, аналог B-29 производства "Белл", вооружение 11x12,7.
Бомбовая нагрузка всех модификаций до 9070 кг.
B-29 применялись только на Тихоокеанском театре военных действий. С июня 1944 г. бомбили Таиланд (из Индии), затем Японию с территории Китая. Атакам подвергались военные и промышленные объекты в Сасэбо, Нагасаки, Омуре, Явате. В августе B-29 также бомбили нефтеперегонные заводы в Палембанге (о.Суматра). До декабря 1944 г. бомбардировщики летали из Китая, затем были перебазированы в Индию. Их целями являлись доки в Сингапуре, порты в Индокитае, железнодорожные узлы в Бирме. B-29 минировали реки в Китае и прибрежные воды Вьетнама и Малайи. С октября 1944 г. осуществлялись массированные удары по Японии с Марианских островов. Самолет применялся также как дальний разведчик. B-29 стал первым в мире носителем ядерного оружия, сбросив атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки.
Снят с производства в мае 1946 г. Снят с вооружения ВВС США как бомбардировщик в конце 1954 г.


B-29||
Размах:||43,08 м
Длина:||30,15 м
Моторы, количество х мощность:||4x2200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||56100 кг
Максимальная скорость:||570 км/ч
Практический потолок:||9700 м
Дальность:||6550 км

RB-29 / F-13A

Дальний высотный разведчик. Четырехмоторный цельнометаллический моноплан с трехколесным убирающимся шасси с носовой стойкой и гермокабинами для всех членов экипажа. Экипаж - 14 чел. Разведывательный вариант тяжелого бомбардировщика B-29 "Суперфортресс" ("Сверхкрепость"). Последний был создан в КБ фирмы "Боинг эйркрафт" под руководством А. Джорданова. Опытный образец бомбардировщика, XB-29, поднялся в воздух 21 сентября 1942 г. Серийное производство бомбардировщиков B-29 началось в июне 1943 г.
Опытный образец дальнего разведчика XF-13A переделали из серийного B-29A-20 в июне 1944 г. Эту машину испытали на фронте, совершив несколько вылетов на съемку объектов в Японии. С осени того же года заводы фирмы "Боинг" в Уичите и Рентоне начали изготовлять серийные F-13A. Всего построили 118 экз., включая учебные TF-13A.
F-13A состояли на вооружении только в ВВС армии США, с лета 1944 г.
Двигатели R-3350-57 или R-3350-57A. Вооружение 12x12,7, бомбовой нагрузки разведчики не несли.
В октябре 1944 г. F-13A разместили на базах на Тихоокеанском театре военных действий. Первые боевые вылеты были совершены в ноябре 1944 г. 1 ноября американские летчики фотографировали Токио. Вели разведку территории Японии из Китая, с о. Сайпан, позднее с о. Гуам. 7 ноября 1944 г. около 100 японских истребителей пытались перехватить над Токио одинокий разведчик, но не смогли сбить его. С конца ноября 1944 г. F-13A вели планомерную съемку целей массированных налетов американской авиации. В августе 1945 г. машины этого типа контролировали результаты ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. F-13A вели боевую работу вплоть до капитуляции Японии.
Производство разведчиков на базе B-29 прекратили в конце 1945 г. В том же году их переименовали в FB-29A, в 1948 г. - в RB-29A. Оборудование самолетов неоднократно подвергалось модернизации. Часть машин была оснащена для радиотехнической разведки.
В послевоенный период эти самолеты вели активную разведку приграничных районов СССР, чаще всего на Дальнем Востоке, неоднократно встречаясь с советскими истребителями. Один RB-29A был сбит в Приморье в декабре 1950 г.
Разведывательные "сверхкрепости" активно участвовали в боевых действиях в Корее, фотографируя объекты и осуществляя радиоэлектронную разведку на территории как Северной Кореи, так и Китая. Полеты осуществлялись с баз в Японии до заключения перемирия в июле 1953 г.
Самолет снят с вооружения в конце 1954 г.


F-13A||
Размах:||43,08 м
Длина:||30,15 м
Моторы, количество х мощность:||4 х 2200 л.с.

Boeing Model 345 (B-29 Superfortress)

С началом Второй мировой войны командование Авиационного корпуса Армии США пришло к выводу о необходимости принятия на вооружение стратегического бомбардировщика - проекту был присвоен шифр VHB (Very Heavy Bomber, "сверхтяжелый бомбардировщик"). Когда же пришло понимание того факта, что таким бомбардировщикам придется бомбить цели на другой стороне Тихого океана, проект получил новое обозначение- VLR (Very Long Range, "очень большая дальность"). Детальная проработка проекта VLR, ярым сторонником которого являлся командующий Авиакорпусом Армии США генерал Генри Арнольд, началась в 1940 году.
  Запрос на предложения 29 января 1940 года разослали пяти авиастроительным компаниям, для дальнейшего рассмотрения были отобраны проекты компаний "Boeing", "Consolidated" (позже Convair), "Douglas" и "Lockheed" под обозначениями XB-29, XB-32, XB-31 и XB-30 соответственно. Через некоторое время из участия в конкурсе выбыли "Douglas" и "Lockheed", а с двумя оставшимися 6 сентября 1940 года были заключены контракты на постройку двух прототипов (позже их количество увеличили до трех). Первым выполнил полет самолет XB-32 Dominator - 7 сентября 1942 года, однако его доводка сильно затянулась.
  Компания "Boeing" обладала большим заделом в области проектирования тяжелых бомбардировщиков, а потому в 1940 году могла обещать командованию Авиакорпуса Армии США поставить первые серийные самолеты уже через два - три года. Поэтому "Boeing" получила заказ на постройку более 1500 бомбардировщиков еще до первого полета прототипа. Заказ был отнюдь не случайным - еще в 1938 году компания направила командованию Авиакорпуса Армии США предложение по бомбардировщику B-17 с герметичной кабиной, позволявшей выполнять высотные полеты. Сначала военные отказывали "Boeing", но как только характер войны изменился, и такой самолет потребовался, американские военные изменили свое отношение к предложениям компании, которая вскоре представила сразу несколько проектов - Model 316, 322,333, 334 и 341.
  Прототип XB-29 проектировался с учетом наработок по проекту Model 345, который, в свою очередь, был выполнен на базе проекта Model 341. Первый прототип XB-29 поднялся в воздух 21 сентября 1942 года. Спецификация Авиакорпуса Армии США, который к тому времени уже реорганизовали в ВВС Армии США, оговаривала максимальную скорость полета в 644 км/ч, что во многом оказало влияние на компоновку самолета - среднеплан с крылом большого удлинения и фюзеляжем круглого сечения. Крыло большого удлинения обладает малой подъемной силой на малых скоростях, поэтому конструкторам пришлось оснастить крыло закрылками Фаулера большой площади.

  Шасси - трехопорное с носовой опорой; уборка и выпуск шасси производились посредством электроприводов. Кабина экипажа выполнена герметичной, еще один герметичный отсек был устроен в фюзеляже за крылом и предназначался для операторов стрелковых турелей, которые устанавливали на самолете, начиная с третьего прототипа.
  Носовой и хвостовой отсеки фюзеляжа B-29 соединялись узким туннелем-лазом. Кормовой стрелок размещался в герметичной изолированной кабине. Силовая установка - четыре звездообразных мотора Wright R-3350 Duplex Cyclone, на каждом из которых стояло по два турбонагнетателя фирмы "General Electric", смонтированные по бортам объемистых мотогондол.
  За прототипами последовали 14 предсерийных YB-29, первый из которых поднялся в воздух 26 июня 1943 года. Последующие машины вскоре поступили в 58-е сверхтяжелое бомбардировочное авиакрыло (VHBW). Подготовка серийного производства B-29 Superfortress привела к перестройке практически всей авиапромышленности США. К постройке самолетов привлекались тысячи субподрядчиков. Окончательная сборка осуществлялась на четырех заводах: компании "Boeing" в Рентоне (штат Вашингтон) и Уичите (штат Канзас), компании "Bell" в Мариетте (штат Джорджия) и компании "Martin" в Омахе (штат Небраска). На заводе в Уичите собрали 1644 самолета B-29, фирма "Bell" поставила 668 самолетов, "Martin" - 536, а завод в Рентоне выпускал только B-29A с крылом чуть большего размаха, иной емкостью топливных баков и измененным вооружением. Производство B-29A продолжалось до мая 1946 года, всего построено 1122 самолета.
  Обозначение B-29B получили 311 самолетов сборки "Bell", отличавшихся уменьшенной массой - за счет снятия всего оборонительного вооружения, кроме хвостовой стрелковой точки, которая теперь управлялась автоматически от РЛС APG-15B.
  В общей сложности были построены почти 4000 самолетов B-29 всех модификаций. Это очень много для столь большого, сложного и дорогого самолета, даже в послевоенные годы B-29 активно эксплуатировался. В годы же войны эти самолеты широко использовались на Тихом океане, они же поставили точку в войне с Японией, сбросив атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 года. Позже бомбардировщики данного типа принимали участие в корейской войне.


Варианты

  RB-29 и RB-29A: фоторазведывательные варианты B-29 и B-29A, переоборудовано в общей сложности 118 самолетов, получивших обозначение F-13
  SB-29: бомбардировщики B-29, доработанные в поисково-спасательный вариант и оснащенные сбрасываемой с парашютом спасательной лодкой (катером)
  B-29D: изначально обозначение было присвоено модернизированному варианту B-29 с моторами Pratt & Whitney R-4360; под таким обозначением самолет не строился, но после окончания войны выпускался как B-50A
  XB-29E: один B-29, переоборудованный для испытаний системы управления вооружением
  B-29F: шесть самолетов, прошедших доработку для испытаний в условиях Арктики и на Аляске, после завершения испытаний приведены в стандартную комплектацию B-29
  XB-29G: один самолет, переоборудованный для испытаний ТРД General Electric; двигатель устанавливался в бомбоотсеке и в рабочем положении выдвигался из него в воздушный поток
  XB-29H: один B-29A, переоборудованный для испытаний специального вооружения
  RB-29J: конверсия нескольких YB-29J в фоторазведчики
  YB-29J: небольшое количество (предположительно шесть) B-29 с двигателями Wright R-3350-CA-2 с системой непосредственного впрыска и мотогондолами усовершенствованной формы
  YKB-29J: два YB-29J, модернизированные в самолеты-заправщики
  B-29K: один B-29, использовавшийся в качестве транспортного самолета
  B-29L: исходное обозначение B-29, модернизированных в самолеты-заправщики с установкой британской системы заправки "шланг-конус"
  KB-29M: 92 самолета B-29, переоборудованных в заправщики, оснащались системой "шланг-конус"
  B-29MR: 79 бомбардировщиков B-29, получивших систему дозаправки в воздухе
  KB-29P: 116 самолетов B-29, модернизированных в заправщики с установкой системы "Boeing" с жесткой штангой
  YKB-29T: один самолет, оснащенный тремя системами "шланг-конус" и способный дозаправлять три самолета одновременно
  XB-39: один B-29, доработанный для испытаний двигателя Allison V-3420
  XB-44:один B-29A, переоборудованный "Pratt&Whitney" с заменой штатной силовой установки на четыре 28-цилиндровых мотора R-4360 в новых мотогондолах; являлся прототипом B-29D, после окончания войны получил обозначение B-50A
  P2B-1S: два B-29, которые после окончания войны использовались ВМС США в исследовательских программах
  P2B-2S: два дополнительных B-29 для программы испытаний ВМС США
  Washington B.Mk 1: 88 самолетов B-29 для Королевских ВВС Великобритании взяты в лизинг сроком на пять лет


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Boeing Model 345 (B-29 Superfortress)

  Тип: стратегический бомбардировщик/разведчик с экипажем из 10 человек
  Силовая установка: четыре звездообразных мотора Wright R-3350-23, -23A, -41 или -57 мощностью по 2200 л. с. (1641 кВт)
  Характеристики: максимальная скорость на высоте 7620 м - 576км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 370 км/ч; время набора высоты 6100м - 38мин; практический потолок 9710 м; дальность 5230 км
  Масса: пустого 31815 кг; максимальная взлетная 56 245 кг
  Размеры: размах крыла 43,05 м; длина 30,18 м; высота 9,02 м; площадь крыла 161,27 м1
  Вооружение: по два 12,7-мм пулемета Browning в двух подфюзеляжных и двух надфюзеляжных стрелковых установках, а также три турельных 12,7-мм пулемета Browning или одна 20-мм пушка и два турельных 12,7-мм пулемета Browning в кормовой стрелковой упаковке, до 9072 кг бомб на внутренней подвеске
Кадр пленки фотокинопулемета МиГ-15 - по B-29A стреляет к-н И.Сучков. Против бомбардировщиков МиГ-15 оказался чрезвычайно эффективным оружием. После нескольких воздушных боев с МиГ-15 противник отказался от дневных налетов B-29 и перешел к менее эффективным ночным полетам.
B-29 в кадре ФКП А.П.Сморчкова.
Результаты таранного удара, нанесенного 26 июня 1945г. Ки.61 младшего лейтенанта Ютаки Накагавы из состава 56-го сентая. На снимке - B-29, на котором, судя по всему, произошел взрыв бензобаков центральной группы.
Сержант Фрэнк Бэйта, выглядывая из разбитого блистера, демонстрирует встречающему приземлившийся самолет наземному персоналу, что у него все о'кей. Только что-то физиономия у него не больно радостная. Судя по всему, над Ялуцзяном экипажу пришлось несладко. 23 октября 1951г.
Новый четырехлопастный винт B-29
Японские зенитная артиллерия и истребители сбили немало B-29. Этот B-29, получивший боевые повреждения, выполнил аварийную посадку на Иводзиме. Бомбардировщик на посадке скатился с полосы и врезался в P-51.
Обломки бомбардировщика B-29, выставленные на всеобщее обозрение в Токио, весна 1945г.
Обломки B-29 из 307-й BG, сбитого МиГ-15 в горах Кореи
На Кимпхо уже к весне 1952г. образовалось настоящее кладбище остатков дотянувших до этого аэродрома подбитых "Суперкрепостей".
Обломки RB-29, подбитого 7 ноября 1954г. советскими истребителями и дотянувшего до северного побережья Хоккайдо.