Boeing B-52 Stratofortress
Варианты:
Boeing - B-52 Stratofortress - 1955 - США
Страна: США
Год: 1955


Описание
Фотографии:

Ч/б фото (75)
Boeing Model 464 (B-52 Stratofortress)

  Огромный бомбардировщик Boeing B-52 Stratofortress, уже давно считавшийся устаревшим из-за высокой уязвимости перед ЗРК, и сегодня продолжает составлять основу авиационной компоненты американской ядерной триады. Этот самолет пережил "безвременную кончину" двух своих потенциальных преемников и продолжает исправно нести службу в 21 столетии.
  К проектированию B-52 приступили в 1948 году. Первоначально предполагалось создать турбовинтовой самолет для замены бомбардировщика B-50 с поршневыми двигателями. Разработчики столкнулись с серьезной проблемой: реактивные двигатели того времени были очень прожорливыми и требовалось создать огромный планер, чтобы разместить в нем топливо, необходимое для обеспечения заданной дальности полета. Разумной альтернативой казалось использование ТВД, которые были более экономичными. Правда, при этом они имели более сложную конструкцию и меньшую надежность, чем ТРД. Но в 1949 году фирма "Pratt &Whitney" создала ТРД J57, первые модификации которого развивали тягу 33,36 кН и по экономичности превосходили все другие американские реактивные двигатели. Появление J57 позволило изменить взгляды компании "Boeing" и ВВС США на выбор силовой установки для бомбардировщика.
  "Boeing" и ее конкурент, компания "Convair", вступили в ожесточенную борьбу за получение заказа на новый бомбардировщик для ВВС. "Convair" уже выпускала для военных гигантский бомбардировщик B-36 и имела богатый опыт в проектировании тяжелых самолетов. Но предложенный ею проект YB-60, хотя и был дешевле B-52, но значительно уступал ему по летным характеристикам, и "BOEING" выиграла конкурс.
  Прототип XB-52 (Model 464-67) впервые поднялся в воздух 15 апреля 1952 года. При его создании использовались технологии и решения, отработанные на среднем бомбардировщике B-47, взлетевшем пятью годами ранее. Новая машина имела такое же тонкое, высокорасположенное крыло, под которым на пилонах попарно размещались двигатели, и аналогичную велосипедную схему шасси. На XB-52 пилоты размещались в кабине тандемно (друг за другом), такую же компоновку сохранили на предсерийном YB-52.
  Три первых серийных самолета, получившие обозначение B-52A (Model 464-201-0), остались у "BOEING" и использовались для различного рода испытаний вплоть до 2000 года. Первой модификацией самолета, поступившей на вооружение ВВС США, стал B-52B (Model 464-201-3), отличавшийся от B-52A бомбардировочно-навигационной системой. Из 50 построенных машин 27 были переделаны в разведчики RB-52B.
  B-52C (Model 464-201-6) отличался новым бортовым оборудованием и значительно улучшенными летными характеристиками; эти самолеты (построено 35) первыми получили белое антирадиационное покрытие на нижних поверхностях планера. Затем последовал B-52D (Model 464-201-7) в количестве 170 экземпляров с улучшенной системой управления огнем кормовой стрелковой установки, вооруженной четырьмя 12,7-мм пулеметами. Когда последний B-52D сошел со стапелей завода "Boeing" в Вичите (Канзас), ВВС США задумались о создании преемника для гигантского бомбардировщика.
XB-52
Первый полет B-52A
View of the YB-52, the second prototype B-52, which first flew on April 15, 1952, ten months after the XB-52.
XB-52 был выкачен из цеха ночью 29 ноября 1957 года, оба прототипа отличались от серийных машин тандемным расположением пилотов и отсутствием кормового вооружения.
Хотя YB-52 был выкачен из цеха позже другого прототипа - XB-52, через пять месяцев он первым поднялся в воздух. Во время своего первого полета, продолжавшегося три часа, самолет получил от летчиков-испытателей лестные отзывы. Новый самолет прошел очень серьезный цикл испытаний, и лишь через три года машина поступила в строевые эскадрильи ВВС США.
Первый опытный XB-52 в полете
15 апреля 1952г.: Э.М.Джонсон поднял в воздух первый Boeing YB-52 (49-231); 13 августа ВВС США сообщили об одобрении серийного выпуска B-52.
YB-52
The XB-52 landing after an early test flight. Note the amount of wing flex.
This view of the YB-52 shows the wing-tip protection wheels extended.
Предсерийный YB-52 рядом со своим знаменитым предшественником Боингом B-17
Photograph shows the prototype Boeing XB-52 Stratofortress making its first flight as a six-jet aircraft. The two outer Pratt & Whitney J57s have been replaced by a single Pratt & Whitney J75 rated at more than 15,000-lb. s.t. each.
B-52A
Первая серийная модель B-52A. От опытных машин она отличалась новыми двигателями с системой форсирования впрыском воды, новой кабиной, фонарь которой не выступал за контуры фюзеляжа (пилоты теперь сидели рядом, а не тандемом). Самолет получил также систему дозаправки в воздухе. Всего построено три B-52A, которые в основном использовались для испытаний на "Боинге"
Один из B-52A в полете со своим предшественником B-47. Три B-52A американские ВВС получили прежде, чем началось серийное производство B-52B. Стоимость одного B-52A по тем временам была фантастической - 29 млн долларов. Справедливости ради надо отметить, что B-52A являлся, по сути, экспериментальным самолетом и в его стоимость входили затраты на НИОКР. Ни один из B-52A не достиг состояния боеготовности.
B-52B
First photograph to be released of a Boeing B-52A, with underwing tanks: Note the wide angle of depression in the tail turret, which houses four .5-in. machine guns. This can be either manually- or radar-directed.
Бомбардировщик B-52 относится ко второму поколению стратегических бомбардировщиков. На снимке - B-52B - первая действительно массовая модель самолета. Отличалась более мощными двигателями, возможностью подвески дополнительных топливных баков на 3800 л топлива. Существовал также разведывательный вариант RB-52B с контейнером разведоборудования в бомбоотсеке. Внешне разведчики отличались кормовой турелью, в которой стояли две 20-мм пушки, а не четыре 12,7-мм пулемета. Благодаря многочисленным модернизациям самолеты типа B-52 служат до сих пор.
B-52B, поступавший в войска следом за малочисленными B-52A, внешне почти ничем не отличался от предшественника. 18 января 1957 года три B-52B выполнили беспосадочный кругосветный перелет продолжительностью 45 ч 19 мин.
На B-52B ставились доработанные двигатели J57-P-19W/29W/29WA. Было построено всего 23 самолета B-52B. На фотографии - 53-394, самолет последней производственной серии B-52B. Этот самолет стал первым B-52, облетевшим вокруг Земли.
Дозаправка B-52B от "летающего танкера KC-97 в полете. Использование дозаправки позволило трем B-52B совершить в 1962 г. кругосветный полет
The remotely-controlled 20-mm. cannon tail turret system on the Boeing B-52. The four cannon are controlled by radar computing system which constantly searches rearwards, tracks and fires the guns automatically.
STRESS WRINKLES. This photograph, selected by "Boffin", of the Boeing XB-52 Stratoforrress graphically illustrates pronounced stress wrinkles in the fuselage skinning, when at rest on the ground.
Поступление в июне 1955 года на вооружение 93-го тяжелобомбардировочного крыла САК, дислоцированного на авиабазе Касл (штат Калифорния), первых B-52 открыло новый этап холодной войны. Экипажи B-52 на всей территории США находились в состоянии 15-минутной боевой готовности к нанесению удара по Советскому Союзу и его союзникам. На фотографии - экипаж B-52B из 22-го бомбардировочного авиакрыла на авиабазе Марч (штат Калифорния) бежит к своему самолету во время учебной тревоги.
B-52B использовались для испытания различных летающих аппаратов, например, ракетоплан X-24 с несущим фюзеляжем
Сброс аппарата X-38, декабрь 2001г.
Martin Marietta X-24B lifting-body research vehicle mounted beneath the wing of a B-52 for air-launch
Контейнер фотооборудования в отсеке разведчика RB-52B
B-52C, B-52D
Испытывались различные варианты X-15, в том числе с одним или двумя ЖРД, а также с огромными внешними топливными баками. Модификация, не нуждающаяся в самолете-носителе и получившая обозначение X-15B, предлагалась в качестве альтернативы пилотируемой космической программе "Меркурий". Для ее запуска предполагалось использовать стартовый ускоритель от межконтинентальной крылатой ракеты Navaho. Позднее "North American" предложила использовать X-15 в качестве одноразового космического аппарата, выводимого на орбиту с помощью четырех ракет Martin Titan. Ни один из этих проектов не был реализован.
B-52C отличались более мощными двигателями, новым автопилотом, возможностью установки 11200-л крыльевых баков, а также подвески в бомбоотсек контейнера с разведывательным оборудованием. Всего было выпущено 35 B-52C
A Boeing B-52D from the 96th Bomb Wing's 337th Squadron, one of the units that is in process of relinquishing its elderly Stratofortresses in favour of B-52Hs.
Следующая модель B-52D отличалась в основном исключением возможности подвески разведывательного контейнера. Всего было выпущено 170 B-52D
Подготовка B-52D к боевому вылету на о. Гуам
Бомбы на специальном адаптере "большой емкости"
"Упаковка" из 28 220-кг бомб готовится к погрузке на B-52D. Всего бомбоотсек B-52 вмещал три такие "упаковки"
Загруженный под завязку бомбами B-52D, все еще со знаком САК ВВС США и яркими опознавательными знаками, взлетает с авиабазы на Гуаме для выполнения удара по позициям противника в Южном Вьетнаме (17 августа 1965 года). Операция «Arc Light» продолжалась с 1965 года по 1973 год, в ее рамках удары наносились по районам Южного Вьетнама и южной части Северного Вьетнама.
Boeing B-52C Stratofortress - First production B-52C-1-BO (U .S.A.F. serial 53-400) banks over to show off the new 40-ft. long auxiliary fuel tanks which are in keeping with the giant proportions of the Stratofortress. Span is 185 ft.; length 156 ft. 6 in . ; and wing area, 4,000 sq. ft. The loaded weight is over 400,000 lb., and the eight 10,900-lb. S.t . P. & W. J57-P15s permit a maximum speed of 650 m.p.h. and cruising altitude in excess of 50,000 ft . To date the U.S.A.F. Strategic Air Command has received some eighty of the 500 Stratofortresses scheduled to be built before the close of 1957. The first S.A.C. Combat Wing to be equipped' with B-52s (B-52As and B-52Bs) is the 93rd Bombardment Wing (Heavy). Many of the B-series will operate as reconnaissance-bomber RB-52Bs. Current production is concentrated on the longer range B-52C-BO (BO - Boeing, Seattle) and the similar B-52D-BW (BW - Boeing, Wichita, Kansas). Range varies from 3,000 miles with 75,000-lb. bomb load (6,000 miles with 25.000 lb.) to the RB-52's 8,500 miles. First flight (YB-52 - seriaI 49-231) was on 15th April , 1952. Present cost of a B-52 is in excess of ?2 1/4 million.
Все ранние модификации B-52, а позже и 101 самолет модификации B-52D строились на заводе "Boeing" в Сиэтле (штат Вашингтон), хотя производство велось и в Уичите (штат Канзас), где были построены 69 из 170 самолетов B-52D (на снимке - первый из них). Самолеты модификации "D" были аналогичны модификации "С", но имели специализацию именно как бомбардировщики и широко применялись во Вьетнаме в ходе операций "Arc Light" и "Linebacker". Многие самолеты прошли модернизацию по программе "Big Belly" с целью придания им возможности нести большее количество обычных бомб. B-52D могли нести 104 бомбы калибра 226 кг в бомбоотсеке и по 12 на каждом из двух подкрыльевых пилонов.
B-52D можно считать B-52C, но без возможности размещения в бомбоотсеке разведывательной капсулы.
B-52D несет бомбы калибра 750 фунтов (340 кг)
B-52D сбрасывает 220-кг бомбы на Южный Вьетнам
B-52D сбрасывает бомбы на Вьетнам. Хорошо видны бомбы двух разных калибров
The first B-52 Arc Light mission was flown against the Viet Cong on June 18, 1965. Two B-52s collided en route.
Один B-52D САК подходит к заправочной штанге KC-135A на пути к Северному Вьетнаму, 1967 год. Операции с авиабазы У-Тапао в Таиланде, начавшиеся в апреле, позволили бомбардировщикам обходиться без дозаправки.
Boeing B-52D-BW Stratofortress (55-049) is first Wichita-built '52D. This view shows "what comes down" prior to landing. New four .50-in. turret replaces earlier two 20-mm. tail cannon.
B-52D садится на авиабазе У-Тапао в Тайланде. На переднем плане его "боевой собрат" - заправщик KC-135 "Стратотанкер"
B-52D готовится подняться с авиабазы на о. Гуам для налета на Северный Вьетнам. Декабрь 1972г
B-52D садятся на авиабазе У-Тапао в Таиланде после боевого вылета
B-52E, B-52F
B-52E был выпущен в количестве 100 экз. Главным его отличием от "D" был состав бортового радиолокационного оборудования, позволяющего проводить прорыв к цели на сверхмалых высотах ниже 60 м
Photograph shows for the first time the Boeing B-52E, which differs from its forbears by having a larger fin and improved bombing, navigation and electronics systems.
89 B-52F отличались установкой новых двигателей на треть большей взлетной мощности J57-P-43W. Самолеты также получили внешние держатели для обычных бомб, способные принять большую боевую нагрузку
B-52F из состава 454-го бомбардировочного авиакрыла сбрасывает бомбы на "тропу".
B-52F из состава 454-го авиакрыла наносят удар 340-кг бомбами по позициям вьетконговцев в районе Кхе Сани (Южный Вьетнам) во время одного из первых налетов в 1965 году. Операция "Эрк лайт". Находившиеся на большой высоте бомбардировщики были фактически не заметны с земли, поэтому их удары почти всегда были неожиданными.
 
Стратегические ракеты "Hound Dog" под крылом бомбардировщика B-52. Ракеты имели термоядерные боевые части W-27 или W-28.
Основонй калибр B-52 - ядерные бомбы B83 (до 2 Мт), B-61 (от 10 до 500 Кт), B28 (от 70 Кт до 1,45 Мт) и B53 (9 Мт)
Ракеты "Хаунд дог" позже сменили на аэробаллистические ракеты SRAM
Американская ракета "Хаунд Дог"
Оружейники на авиабазе Андерсен подвешивают 340-кг бомбы на держатели, крепившиеся к подкрыльевым пилонам B-52D и Н, предназначенным для ракет Hound Dog.
B-52 перед вылетом на Ханой
Обслуживание B-52 на авиаремонтном заводе
F-111 и B-52
Американское САК (Strategic Air Command) создало огромный флот бомбардировщиков, основу которого составляли B-52 (на снимке). B-52 был принят на вооружение в 1955 году, но и сегодня его последние модификации составляют основную ударную силу американских ВВС.
Снимок сделан на авиабазе Марч, штат Калифорния, после успешного выполнения кругосветного перелета тройкой самолетов B-52 (посадка на базе взлета Кастл была невозможна по погодным условиям). Исторический перелет был выполнен со средней скоростью 853 км/ч.
B-52 "City of Turlock" на базе RAF Бриз-Нортон
Торжественная встреча экипажа генерала Олдса, который на строевом B-52 в январе 1957г. за 45 часов 17 минут с двумя дозаправками покрыл расстояние в 39000км.
Командование ВВС Великобритании и экипаж B-52 "City of Turlock"
Имитация дозаправки B-52 от прототипа Boeing 707 (N 70700) с макетом заправочной штанги.
Stratotanker представлял собой скачок в будущее от поршневого танкера KC-97 и позволил генералу ЛеМею организовать в небе действительно стратегические "заправочные станции".
Flight refuelling of the Boeing B-52 by the Boeing 707 boosts its range to approximately that of the Convair B-36.
Ракета "Атлас" на стартовой позиции. На заднем плане летит стратегический бомбардировщик B-52
На летающей лаборатории B-52 проходили летные испытания двухконтурные турбореактивные двигатели Pratt & Whitney JT9D и General Electric CF6 (на фотографии).
An almost identical B-52 testbed aircraft was configured to test the engine for the Boeing 747. The JT9D engine was carried in the same inboard rightside position.
1960-е годы - испытания ТРДД. ТРД с большой степенью двухконтурности отличались от предшественников большим диаметром, и для их испытаний требовались самолеты с высокорасположенными гондолами. В США для испытаний двигателей General Electric CF6 (фото) для Airbus A300B и Douglas DC-10 и двигателей Pratt & Whitney JT9D для Boeing 747 использовали бомбардировщик B-52, арендованный у ВВС США.
Ряды B-52 - "путь к последнему порогу" или "бронепоезд на запасном пути"?