Boeing B-52 Stratofortress
Варианты:
Boeing - B-52 Stratofortress - 1955 - США
Страна: США
Год: 1955


Описание
Фотографии:

Ч/б фото (132)
Boeing Model 464 (B-52 Stratofortress)

  Огромный бомбардировщик Boeing B-52 Stratofortress, уже давно считавшийся устаревшим из-за высокой уязвимости перед ЗРК, и сегодня продолжает составлять основу авиационной компоненты американской ядерной триады. Этот самолет пережил "безвременную кончину" двух своих потенциальных преемников и продолжает исправно нести службу в 21 столетии.
  К проектированию B-52 приступили в 1948 году. Первоначально предполагалось создать турбовинтовой самолет для замены бомбардировщика B-50 с поршневыми двигателями. Разработчики столкнулись с серьезной проблемой: реактивные двигатели того времени были очень прожорливыми и требовалось создать огромный планер, чтобы разместить в нем топливо, необходимое для обеспечения заданной дальности полета. Разумной альтернативой казалось использование ТВД, которые были более экономичными. Правда, при этом они имели более сложную конструкцию и меньшую надежность, чем ТРД. Но в 1949 году фирма "Pratt &Whitney" создала ТРД J57, первые модификации которого развивали тягу 33,36 кН и по экономичности превосходили все другие американские реактивные двигатели. Появление J57 позволило изменить взгляды компании "Boeing" и ВВС США на выбор силовой установки для бомбардировщика.
  "Boeing" и ее конкурент, компания "Convair", вступили в ожесточенную борьбу за получение заказа на новый бомбардировщик для ВВС. "Convair" уже выпускала для военных гигантский бомбардировщик B-36 и имела богатый опыт в проектировании тяжелых самолетов. Но предложенный ею проект YB-60, хотя и был дешевле B-52, но значительно уступал ему по летным характеристикам, и "BOEING" выиграла конкурс.
  Прототип XB-52 (Model 464-67) впервые поднялся в воздух 15 апреля 1952 года. При его создании использовались технологии и решения, отработанные на среднем бомбардировщике B-47, взлетевшем пятью годами ранее. Новая машина имела такое же тонкое, высокорасположенное крыло, под которым на пилонах попарно размещались двигатели, и аналогичную велосипедную схему шасси. На XB-52 пилоты размещались в кабине тандемно (друг за другом), такую же компоновку сохранили на предсерийном YB-52.
  Три первых серийных самолета, получившие обозначение B-52A (Model 464-201-0), остались у "BOEING" и использовались для различного рода испытаний вплоть до 2000 года. Первой модификацией самолета, поступившей на вооружение ВВС США, стал B-52B (Model 464-201-3), отличавшийся от B-52A бомбардировочно-навигационной системой. Из 50 построенных машин 27 были переделаны в разведчики RB-52B.
  B-52C (Model 464-201-6) отличался новым бортовым оборудованием и значительно улучшенными летными характеристиками; эти самолеты (построено 35) первыми получили белое антирадиационное покрытие на нижних поверхностях планера. Затем последовал B-52D (Model 464-201-7) в количестве 170 экземпляров с улучшенной системой управления огнем кормовой стрелковой установки, вооруженной четырьмя 12,7-мм пулеметами. Когда последний B-52D сошел со стапелей завода "Boeing" в Вичите (Канзас), ВВС США задумались о создании преемника для гигантского бомбардировщика.
XB-52, YB-52
Самолет XB-52 Модель 464-67 был построен с обитаемой хвостовой турелью (пока - макетной), а также с новой конструкцией крыла и оперения с уменьшенными рулевыми поверхностями
Первый опытный XB-52 S/N 49-230 должен был выйти на летные испытания первым в декабре 1951 г., но взрыв заряженного высоким давлением баллона спутал все карты
Экипаж испытателей фирмы «Боинг» у самолета YB-52 на аэродроме Мозес Лейк. В центре сидит на корточках пилот Элвин Джонсон
Вице-президент фирмы «Боинг» по инжинирингу Эдвард Вэллс (справа) и летчик-испытатель Джонсон у самолета YB-52 S/N 49-231
STRESS WRINKLES. This photograph, selected by "Boffin", of the Boeing XB-52 Stratoforrress graphically illustrates pronounced stress wrinkles in the fuselage skinning, when at rest on the ground.
Первый построенный XB-52 после восстановительного ремонта. Он начал летать 2 октября 1952 г.
Опытный бомбардировщик XB-52 № 49-230 выполняет взлет с аэродрома Мозес Лейк
Опытный YB-52 (per. № ВВС 49-231) в испытательном полете. На фюзеляже нанесена метка для кинографирования. В отличие от первого прототипа XB-52, на этой машине хорошо видна деформация обшивки фюзеляжа
View of the YB-52, the second prototype B-52, which first flew on April 15, 1952, ten months after the XB-52.
Первый полет B-52A
YB-52 в испытательном полете с подвесными топливными баками
XB-52 был выкачен из цеха ночью 29 ноября 1957 года, оба прототипа отличались от серийных машин тандемным расположением пилотов и отсутствием кормового вооружения.
Хотя YB-52 был выкачен из цеха позже другого прототипа - XB-52, через пять месяцев он первым поднялся в воздух. Во время своего первого полета, продолжавшегося три часа, самолет получил от летчиков-испытателей лестные отзывы. Новый самолет прошел очень серьезный цикл испытаний, и лишь через три года машина поступила в строевые эскадрильи ВВС США.
15 апреля 1952г.: Э.М.Джонсон поднял в воздух первый Boeing YB-52 (49-231); 13 августа ВВС США сообщили об одобрении серийного выпуска B-52.
Опытный бомбардировщик XB-52 № 49-230, уже несколько доработанный, в полете в сопровождении истребителя F-86 «Сейбр»
YB-52

Опытный самолет XB-52-BO S/N 49-230 в полете. На фото видно, как изгибаются дугой гибкие консоли крыла даже при небольших нагрузках
The XB-52 landing after an early test flight. Note the amount of wing flex.
This view of the YB-52 shows the wing-tip protection wheels extended.
Самолет 49-230 заходит на посадку - выпущены закрылки и интерцепторы, находящиеся между секциями закрылков, элероны-демпферы в нейтральном положении
YB-52 произвел посадку. Хорошо видны выпущенные закрылки и поднятые интерцепторы с пилообразной задней кромкой.
Второй опытный самолет (YB-52) готовится к полету
Окончательный проект 464-67, по которому XB-52 пошел в постройку, сохранил кабину истребительного типа как на B-47, но сечения фюзеляжа стали полнее
Предсерийный YB-52 рядом со своим знаменитым предшественником Боингом B-17

Photograph shows the prototype Boeing XB-52 Stratofortress making its first flight as a six-jet aircraft. The two outer Pratt & Whitney J57s have been replaced by a single Pratt & Whitney J75 rated at more than 15,000-lb. s.t. each.
В проекте Боинг «Модель 464-67» появилось новое шасси типа «тележка» с четырьмя независимо управляемыми основными опорами под фюзеляжем
Статические испытания гибкой конструкции крыла самолета XB-52, рассчитанного на разрушающие напряжения. Деформация его законцовок измерялась метрами
B-52A
Выкатка первого B-52A №52-001 на заводе в Сиэтле 18 марта 1954 г. Киль сложен, так как в то время в ворота цеха он не проходил
Головной самолет установочной серии B-52A-1-BO N 52-001 в испытательном полете без подвесных баков
Первая серийная модель B-52A. От опытных машин она отличалась новыми двигателями с системой форсирования впрыском воды, новой кабиной, фонарь которой не выступал за контуры фюзеляжа (пилоты теперь сидели рядом, а не тандемом). Самолет получил также систему дозаправки в воздухе. Всего построено три B-52A, которые в основном использовались для испытаний на "Боинге"

Один из B-52A в полете со своим предшественником B-47. Три B-52A американские ВВС получили прежде, чем началось серийное производство B-52B. Стоимость одного B-52A по тем временам была фантастической - 29 млн долларов. Справедливости ради надо отметить, что B-52A являлся, по сути, экспериментальным самолетом и в его стоимость входили затраты на НИОКР. Ни один из B-52A не достиг состояния боеготовности.
B-52B
First photograph to be released of a Boeing B-52A, with underwing tanks: Note the wide angle of depression in the tail turret, which houses four .5-in. machine guns. This can be either manually- or radar-directed.
B-52B, поступавший в войска следом за малочисленными B-52A, внешне почти ничем не отличался от предшественника. 18 января 1957 года три B-52B выполнили беспосадочный кругосветный перелет продолжительностью 45 ч 19 мин.
Стратегический разведчик-бомбардировщик RB-52B S/N 52-8716 - единственная построенная машина серийного блока 20-BO
Боевой радиус действия серийного B-52B без дозаправки в полете «по потолкам» был 4780-5720 км в зависимости от бомбовой нагрузки
Бомбардировщик B-52 относится ко второму поколению стратегических бомбардировщиков. На снимке - B-52B - первая действительно массовая модель самолета. Отличалась более мощными двигателями, возможностью подвески дополнительных топливных баков на 3800 л топлива. Существовал также разведывательный вариант RB-52B с контейнером разведоборудования в бомбоотсеке. Внешне разведчики отличались кормовой турелью, в которой стояли две 20-мм пушки, а не четыре 12,7-мм пулемета. Благодаря многочисленным модернизациям самолеты типа B-52 служат до сих пор.


Дозаправка B-52B-25-BO от поршневого танкера KC-97 - хорошо видна разница полетных углов атаки самолетов. Чтобы не снижать обороты двигателей, бомбардировщик использует шасси как воздушные тормоза
Дозаправка B-52B от "летающего танкера KC-97 в полете. Использование дозаправки позволило трем B-52B совершить в 1962 г. кругосветный полет

На B-52B ставились доработанные двигатели J57-P-19W/29W/29WA. Было построено всего 23 самолета B-52B. На фотографии - 53-394, самолет последней производственной серии B-52B. Этот самолет стал первым B-52, облетевшим вокруг Земли.
По требованию заказчика B-52 должен был сочетать ударные и разведывательные возможности. На фото - RB-52B-15-BO
Самолет B-52B-25-BO выполняет посадку с тормозным парашютом и интерцепторами в тормозном режиме - они сокращали пробег до 610 м при посадочном весе 84,5 т.
Бомбардировщик B-52B-30-BO S/N 53-383 «Barbara Grace», который сбросил термоядерную бомбу Mk.15 мощностью 3,8 Мт на атолл Бикини 20 мая 1956 г.
Бомбардировщик B-52B-35-BO из 93-го крыла САК во время «дня открытых дверей» на авиабазе Касл в Калифорнии
Межконтинентальный стратегический бомбардировщик и разведчик Боинг RB-52B-15-BO «Стратофортресс» на аэродроме. Обратите внимание на стойки шасси, повернутые на большой угол, что обеспечивало самолету возможность совершить посадку при сильном боковом ветре
Бомбардировщик B-52B «City of Turlock» из 330-й эскадрильи 93-го авиакрыла на авиабазе Касл. Он будет потерян в тренировочном полете 17 сентября 1956 г.
The remotely-controlled 20-mm. cannon tail turret system on the Boeing B-52. The four cannon are controlled by radar computing system which constantly searches rearwards, tracks and fires the guns automatically.
Предпоследний RB-52B-40-BO с двумя 20-мм пушками M24A1 калибра 20 мм и системой управления огнем MD-5 с РЛС обнаружения целей и радиоприцелом под единым обтекателем
Хвостовая часть B-52B-40-BO. Люк снизу - отсек тормозного парашюта, сбоку под стабилизатором - вход в кормовую огневую точку, которая отстреливалась для аварийного покидания машины
Командование 93-го бомбардировочного авиакрыла САК ВВС США встречает первый B-52B на своей базе Кастл в Калифорнии, 29 июня 1955 г.
Поступление в июне 1955 года на вооружение 93-го тяжелобомбардировочного крыла САК, дислоцированного на авиабазе Касл (штат Калифорния), первых B-52 открыло новый этап холодной войны. Экипажи B-52 на всей территории США находились в состоянии 15-минутной боевой готовности к нанесению удара по Советскому Союзу и его союзникам. На фотографии - экипаж B-52B из 22-го бомбардировочного авиакрыла на авиабазе Марч (штат Калифорния) бежит к своему самолету во время учебной тревоги.
Контейнер фотооборудования в отсеке разведчика RB-52B

Универсальная капсула с разведывательным, помеховым и метеорологическим оборудованием и рабочими местами его операторов подвешивалась в отсек RB-52 вместо вооружения
B-52B использовались для испытания различных летающих аппаратов, например, ракетоплан X-24 с несущим фюзеляжем

Сброс аппарата X-38, декабрь 2001г.
Martin Marietta X-24B lifting-body research vehicle mounted beneath the wing of a B-52 for air-launch
Northrop M2-F2 under the wing of its B-52 motherplane.
B-52C, B-52D
Испытывались различные варианты X-15, в том числе с одним или двумя ЖРД, а также с огромными внешними топливными баками. Модификация, не нуждающаяся в самолете-носителе и получившая обозначение X-15B, предлагалась в качестве альтернативы пилотируемой космической программе "Меркурий". Для ее запуска предполагалось использовать стартовый ускоритель от межконтинентальной крылатой ракеты Navaho. Позднее "North American" предложила использовать X-15 в качестве одноразового космического аппарата, выводимого на орбиту с помощью четырех ракет Martin Titan. Ни один из этих проектов не был реализован.
Ракетоплан X-15 - единственный в мире гиперзвуковой пилотируемый летательный аппарат (было построено три ракетоплана этого типа)
With the rocket powerplant yet to be ignited, the first X-15, 56-6670, is launched from the NB-52 mothership early in the test programme.
North American X-15A after launch from its motherplane.
Стратегический бомбардировщик/разведчик RB-52C-45-BO «Аll Stars» и его экипаж
Стратегический бомбардировщик и разведчик Боинг RB-52C-50-BO «Стратофортресс»
Первый B-52D, прибывший на базу 28-го авиакрыла Эллсворт в Южной Дакоте, 1957г.
B-52C отличались более мощными двигателями, новым автопилотом, возможностью установки 11200-л крыльевых баков, а также подвески в бомбоотсек контейнера с разведывательным оборудованием. Всего было выпущено 35 B-52C

A Boeing B-52D from the 96th Bomb Wing's 337th Squadron, one of the units that is in process of relinquishing its elderly Stratofortresses in favour of B-52Hs.
Следующая модель B-52D отличалась в основном исключением возможности подвески разведывательного контейнера. Всего было выпущено 170 B-52D

Подготовка B-52D к боевому вылету на о. Гуам

A tall tail indeed! The only B-52 in RAF service undergoes survey and refurbishment in the big hangar at Duxford.
Бомбы на специальном адаптере "большой емкости"

"Упаковка" из 28 220-кг бомб готовится к погрузке на B-52D. Всего бомбоотсек B-52 вмещал три такие "упаковки"

Взлетает стратегический бомбардировщик B-52D
Загруженный под завязку бомбами B-52D, все еще со знаком САК ВВС США и яркими опознавательными знаками, взлетает с авиабазы на Гуаме для выполнения удара по позициям противника в Южном Вьетнаме (17 августа 1965 года). Операция «Arc Light» продолжалась с 1965 года по 1973 год, в ее рамках удары наносились по районам Южного Вьетнама и южной части Северного Вьетнама.
Стратегический бомбардировщик B-52C-40-BO - машина первого серийного блока этой модификации, не имевшая возможности подвески капсулы с разведывательным оборудованием
Boeing B-52C Stratofortress - First production B-52C-1-BO (U .S.A.F. serial 53-400) banks over to show off the new 40-ft. long auxiliary fuel tanks which are in keeping with the giant proportions of the Stratofortress. Span is 185 ft.; length 156 ft. 6 in . ; and wing area, 4,000 sq. ft. The loaded weight is over 400,000 lb., and the eight 10,900-lb. S.t . P. & W. J57-P15s permit a maximum speed of 650 m.p.h. and cruising altitude in excess of 50,000 ft . To date the U.S.A.F. Strategic Air Command has received some eighty of the 500 Stratofortresses scheduled to be built before the close of 1957. The first S.A.C. Combat Wing to be equipped' with B-52s (B-52As and B-52Bs) is the 93rd Bombardment Wing (Heavy). Many of the B-series will operate as reconnaissance-bomber RB-52Bs. Current production is concentrated on the longer range B-52C-BO (BO - Boeing, Seattle) and the similar B-52D-BW (BW - Boeing, Wichita, Kansas). Range varies from 3,000 miles with 75,000-lb. bomb load (6,000 miles with 25.000 lb.) to the RB-52's 8,500 miles. First flight (YB-52 - seriaI 49-231) was on 15th April , 1952. Present cost of a B-52 is in excess of ?2 1/4 million.
Первая "Стратосферная крепость", собранная на заводе "Боинг" в Вичите - B-52D-1-BW S/N 55-049
Все ранние модификации B-52, а позже и 101 самолет модификации B-52D строились на заводе "Boeing" в Сиэтле (штат Вашингтон), хотя производство велось и в Уичите (штат Канзас), где были построены 69 из 170 самолетов B-52D (на снимке - первый из них). Самолеты модификации "D" были аналогичны модификации "С", но имели специализацию именно как бомбардировщики и широко применялись во Вьетнаме в ходе операций "Arc Light" и "Linebacker". Многие самолеты прошли модернизацию по программе "Big Belly" с целью придания им возможности нести большее количество обычных бомб. B-52D могли нести 104 бомбы калибра 226 кг в бомбоотсеке и по 12 на каждом из двух подкрыльевых пилонов.
B-52D можно считать B-52C, но без возможности размещения в бомбоотсеке разведывательной капсулы.
Стратегический бомбардировщик B-52D пролетает над стартовыми позициями МБР SM-65D «Атлас» на базе САК ВВС США Ванденберг в Калифорнии
B-52D несет бомбы калибра 750 фунтов (340 кг)
B-52D сбрасывает 220-кг бомбы на Южный Вьетнам

B-52D сбрасывает бомбы на Вьетнам. Хорошо видны бомбы двух разных калибров

Дозаправка бомбардировщика B-52D-70 S/N 56-582 от первого серийного танкера KC-135A S/N 55-3127, осень 1956 г.
The first B-52 Arc Light mission was flown against the Viet Cong on June 18, 1965. Two B-52s collided en route.
Один B-52D САК подходит к заправочной штанге KC-135A на пути к Северному Вьетнаму, 1967 год. Операции с авиабазы У-Тапао в Таиланде, начавшиеся в апреле, позволили бомбардировщикам обходиться без дозаправки.
Boeing B-52D-BW Stratofortress (55-049) is first Wichita-built '52D. This view shows "what comes down" prior to landing. New four .50-in. turret replaces earlier two 20-mm. tail cannon.
B-52D садится на авиабазе У-Тапао в Тайланде. На переднем плане его "боевой собрат" - заправщик KC-135 "Стратотанкер"

B-52D готовится подняться с авиабазы на о. Гуам для налета на Северный Вьетнам. Декабрь 1972г

B-52D садятся на авиабазе У-Тапао в Таиланде после боевого вылета

B-52E, B-52F
Головной экземпляр B-52E-85-BO (S/N 56-631) в маловысотном испытательном полете
B-52E был выпущен в количестве 100 экз. Главным его отличием от "D" был состав бортового радиолокационного оборудования, позволяющего проводить прорыв к цели на сверхмалых высотах ниже 60 м
Дозаправка в полете стала обязательным элементом боевой подготовки. На фото бомбардировщик B-52E-85-BO пополняет баки от танкера KC-135A
Проход на предельно малой высоте первого серийного B-52E-85-BO - эта модификация специально предназначалась для бомбометания с малых высот
Photograph shows for the first time the Boeing B-52E, which differs from its forbears by having a larger fin and improved bombing, navigation and electronics systems.
89 B-52F отличались установкой новых двигателей на треть большей взлетной мощности J57-P-43W. Самолеты также получили внешние держатели для обычных бомб, способные принять большую боевую нагрузку

Бомбардировщик B-52F из 436-й эскадрильи 4238-го авиакрыла MAJCOM и танкеры KC-97 на авиабазе Бэрксдейл - 1960 г.
Выкатка серийного B-52F. Снимок сделан из-под хвостовой части такого же самолета (открыты люки обслуживания огневой точки, отсека тормозного парашюта и кабины стрелка)
Второй серийный B-52F-65-BW выпуска завода «Боинг-Вичита» с электрогенераторами на двигателях J57-P-45
Стратегические бомбардировщики САК (на заднем плане B-52F-105-BO) совершили посадку на авиабазе в Германии - 1965г.
Отличием самолета B-52F были электрогенераторы в обтекателях на гондолах двигателей
Осмотр двигателей J57-P-43 бомбардировщика B-52F из 92-го авиакрыла на авиабазе Фэрчайлд, 1962 г.
B-52F из состава 454-го бомбардировочного авиакрыла сбрасывает бомбы на "тропу".
B-52F из состава 454-го авиакрыла наносят удар 340-кг бомбами по позициям вьетконговцев в районе Кхе Сани (Южный Вьетнам) во время одного из первых налетов в 1965 году. Операция "Эрк лайт". Находившиеся на большой высоте бомбардировщики были фактически не заметны с земли, поэтому их удары почти всегда были неожиданными.
Модернизированный бомбардировщик B-52F с крылатыми ракетами AGM-28 «Хаунд Дог» на взлете. В тренировочных полетах двигатели ракет до пуска не включались
 
Стратегические ракеты "Hound Dog" под крылом бомбардировщика B-52. Ракеты имели термоядерные боевые части W-27 или W-28.
Ракеты "Хаунд дог" позже сменили на аэробаллистические ракеты SRAM

Американская ракета "Хаунд Дог"
Основной калибр B-52 - ядерные бомбы B83 (до 2 Мт), B-61 (от 10 до 500 Кт), B28 (от 70 Кт до 1,45 Мт) и B53 (9 Мт)

Оружейники на авиабазе Андерсен подвешивают 340-кг бомбы на держатели, крепившиеся к подкрыльевым пилонам B-52D и Н, предназначенным для ракет Hound Dog.
B-52 перед вылетом на Ханой

Обслуживание B-52 на авиаремонтном заводе

Американское САК (Strategic Air Command) создало огромный флот бомбардировщиков, основу которого составляли B-52 (на снимке). B-52 был принят на вооружение в 1955 году, но и сегодня его последние модификации составляют основную ударную силу американских ВВС.
Снимок сделан на авиабазе Марч, штат Калифорния, после успешного выполнения кругосветного перелета тройкой самолетов B-52 (посадка на базе взлета Кастл была невозможна по погодным условиям). Исторический перелет был выполнен со средней скоростью 853 км/ч.
F-111 и B-52
B-52 "City of Turlock" на базе RAF Бриз-Нортон
Командование ВВС Великобритании и экипаж B-52 "City of Turlock"
Торжественная встреча экипажа генерала Олдса, который на строевом B-52 в январе 1957г. за 45 часов 17 минут с двумя дозаправками покрыл расстояние в 39000км.
Боевое дежурство в рамках операции «Рефлекс» предусматривало подъем в воздух первого B-52 через 8 мин после подачи сигнала тревоги
Имитация дозаправки B-52 от прототипа Boeing 707 (N 70700) с макетом заправочной штанги.
Stratotanker представлял собой скачок в будущее от поршневого танкера KC-97 и позволил генералу ЛеМею организовать в небе действительно стратегические "заправочные станции".
Flight refuelling of the Boeing B-52 by the Boeing 707 boosts its range to approximately that of the Convair B-36.
The photographs of the simulated tanking of a B-52 from the 367-80 greatly helped the selection of the Boeing solution for SAC’s new tanker requirement.
Дозаправка самолета B-52 от опытного «летающего танкера» Боинг 367-80 (или «Дэш» 80). Именно этот самолет стал прототипом знаменитых впоследствии KC-135 и Боинга 707
Ракета "Атлас" на стартовой позиции. На заднем плане летит стратегический бомбардировщик B-52
На летающей лаборатории B-52 проходили летные испытания двухконтурные турбореактивные двигатели Pratt & Whitney JT9D и General Electric CF6 (на фотографии).
1960-е годы - испытания ТРДД. ТРД с большой степенью двухконтурности отличались от предшественников большим диаметром, и для их испытаний требовались самолеты с высокорасположенными гондолами. В США для испытаний двигателей General Electric CF6 (фото) для Airbus A300B и Douglas DC-10 и двигателей Pratt & Whitney JT9D для Boeing 747 использовали бомбардировщик B-52, арендованный у ВВС США.
An almost identical B-52 testbed aircraft was configured to test the engine for the Boeing 747. The JT9D engine was carried in the same inboard rightside position.
Ряды B-52 - "путь к последнему порогу" или "бронепоезд на запасном пути"?
Турбореактивный двигатель Пратт-Уитни XJ57-P-1 первой опытной серии, который отличался низким расходом топлива благодаря двухвальной схеме