Blackburn Buccaneer / B-103
Страна: Великобритания
Год: 1958


Палубный и сухопутный маловысотный штурмовик с двумя членами экипажа
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (13)
Blackburn B-103 Buccaneer

  В 1962 году фирма "Hawker Siddeley Group" поглотила фирму "Blackburn", которая с мая 1963-го стала ее отделением "Hawker Blackburn Division". В апреле 1965 года название всей компании изменили на "Hawker Siddeley Aviation Ltd". В 1977 году "Hawker Siddeley" слилась с другими британскими предприятиями авиакосмической отрасли, образовав концерн "British Aerospace" (BAe). Поэтому Blackburn B-103 Buccaneer на последних этапах своего существования был известен как изделие и "Hawker Siddeley", и BAe.
  Своей долгой эксплуатацией B-103 доказал, что является гораздо лучшей машиной, чем вначале казалось. Он создавался в начале 1950-х годов по спецификации ВМС NA.39 и был первым в мире двухместным палубным скоростным реактивным штурмовиком, летавшим на малых высотах вне зоны видимости вражеских РЛС. В базовой конфигурации самолет характеризовался такими передовыми чертами, как система управления пограничным слоем, раздвижной хвостовой обтекатель, игравший роль и воздушного тормоза, поворотный бомбоотсек, способный нести обычное или ядерное оружие. Такая конструкция бомбового отсека позволяла избегать при сбросе бомб действия на створки высокоскоростного воздушного потока.
  В июле 1955 года B-103 запустили в серийное производство, разместив заказ на оценочную партию из 20 самолетов. Предсерийные машины (первый полет состоялся 30 апреля 1958 года) оснащались двумя ТРД de Havilland Gyron Junior DGJ.1 тягой по 31,14 кН. Четвертый самолет имел полное палубное оснащение: складывающиеся консоли крыла и носовую часть, тормозной крюк и узлы крепления к катапульте. Он проходил испытания на пригодность к использованию с авианосца. В октябре 1959 года поступил заказ на 40 Buccaneer S.Mk 1 с двигателями Gyron Junior 101 тягой 31,58 кН. Первый самолет взлетел 23 января 1962-го, а 17 июля ВМС объявили о боеготовности 801-й эскадрильи с Buccaneer, размещенной в январе следующего года на авианосце "Арк Ройял". Buccaneer S.Mk 1 явно не хватало энерговооруженности, поэтому для основного серийного варианта Buccaneer S.Mk 2 был выбран ТРДД Rolls-Royce Spey, более мощный и экономичный, чем двигатель Gyron Junior. Первый из 84 серийных самолетов этой модификации взлетел 5 июня 1964 года. Buccaneer S.Mk 2 обладал увеличенной дальностью по сравнению с S.Mk 1 и был оснащен оборудованием для дозаправки в воздухе. Данный вариант поступил на вооружение морской авиации в октябре 1965-го и был снят с эксплуатации в 1978 году.
  Несмотря на то, что Buccaneer Mk 50 предназначался для действий с береговых баз, в 1965 году южно-африканским ВВС поставлялся его полный морской вариант. Эти 16 самолетов в дополнение к тяге обычной силовой установки оснащались твердотопливными ракетными ускорителями Bristol Siddeley BS.605, установленными в задней части фюзеляжа и выдававшими в течение 30 секунд тягу 35,59 кН. Это значительно ускоряло взлет и сокращало взлетную дистанцию. Южно-африканские ВВС списали последние Buccaneer в 1991 году. Buccaneer S.Mk 2 продолжали летать даже после сокращения авианосных сил Великобритании. С 1969 года их из ВМФ передавали в ВВС, в июле 1970 года первой на Buccaneer S.Mk 2 начала летать 12-я эскадрилья. Самолеты ВВС неофициально именовались "переходными S.Mk 2В", затем они получили буквенно-цифровое обозначение Mod 1188, означавшее возможность нести противокорабельную ракету Martel на удлиненных узких пилонах. Некоторые бывшие морские самолеты прошли ряд специальных доработок и именовались Mod 1499. В 1972 году машины, не предназначенные для вооружения ракетами Martel, обозначили S.Mk 2А, в основном они использовались в учебных целях. Большинство модернизированных самолетов обозначили S.Mk 2В, позднее на них ставили дополнительные топливные баки в бомболюке. Были выпущены 43 новых серийных Buccaneer S.Mk 2В, летные испытания которых проводились с 8 января 1970 года. Перед снятием с вооружения остававшиеся во флоте Buccaneer прошли примерно те же модернизации, что и Buccaneer S.Mk 2В. Им присвоили обозначение Buccaneer S.Mk 2С и S.Mk 2D, соответственно, без возможности и с возможностью нести ракету Martel.
  7 февраля 1980 года один из Buccaneer потерпел катастрофу. Расследование показало, что она стала результатом усталостного разрушения крыла. Самолетам запретили летать до июля, пока все машины не прошли всестороннюю проверку. Вскоре 216-я эскадрилья была расформирована, и к концу 1981 года данный тип машин оставался только в 12-й эскадрилье в Лоссимуте, 237-й (тренировочной) и 208-й в Хонингтоне. Эти подразделения расформировали в 1983 году, заменив их эскадрильями с Tornado. Но в качестве противокорабельной машины Buccaneer оставался в строю до 1994 года, а в 1991-м он принял участие в войне с Ираком.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Blackburn Buccaneer S.Mk 2В

  Тип: палубный и сухопутный маловысотный штурмовик с двумя членами экипажа
  Силовая установка: два ТРДД Rolls-Royce Spey RB.168-1A Mk 101 тягой по 50,06 кН
  Характеристики: максимальная скорость 1040 км/ч на 61 м; начальная скороподъемность 2134 м/мин; практический потолок более 12190 м; дальность полета 3701 км со стандартным вооружением
  Масса: пустого самолета 13 599 кг; максимальная взлетная 28123 кг
  Размеры: размах крыла 13,41 м; длина 19,33 м; высота 4,97 м; площадь крыла 47,82 м2
  Вооружение: до 7258 кг различного подвесного вооружения в бомбоотсеке и на четырех подкрыльевых пилонах, в том числе одна ядерная бомба или четыре обычных 454-кг бомбы внутри фюзеляжа и до 12 454-кг или 24 227-кг бомб, или 4 ПУ с неуправляемыми ракетами, или три противокорабельные ракеты AJ.168 Martel и контейнер с аппаратурой их наведения, или четыре противокорабельные ракеты Sea Eagle на внешних подвесках
Blackburn Buccaneer XK534. one of the Development Batch S Mk 1s, was the first to appear in the all-white anti-radiation finish and is shown here in the markings of 700Z Squadron, the intensive trials unit, at Lossiemouth.
Buccaneer S.1 XN953 из 800 эскадрильи, авианосец Eagle, 1964г. Хотя все "Бакэниры" выходили с завода полностью белыми, на службе многие (но не все) получили темно-серо-голубую окраску сверху.
Buccaneer S Mk 2 XN981, in mid-'sixties gloss finish of extra dark sea grey and white. The markings are those of 801 Naval Air Squadron, as operating from HMS Victorious.
Buccaneer S Mk 2 XV340 in gloss extra dark sea grey finish overall, and the markings of 809 NAS, home-based at Lossiemouth.
Buccaneer S.2 XV361 из 809 эскадрильи, авианосец Ark Royal, 1976г. С 1966г. до конца карьеры палубные "Бакэниры" служили темно-серо-голубыми со всех сторон.
Buccaneer S.2B XV333 из 16 эскадрильи, авиабаза Лаарбрюк (английские ВВС в ФРГ), 1979г. В 1977г. "Бакэниры" Королевских ВВС получили на всех поверхностях двуцветный серо-зеленый камуфляж (до этого низ фюзеляжа и крыла красился светло-серым).
Buccaneer S Mk 2B XW536 in service with No 16 Squadron. RAF Germany, in the mid-'seventies, in the standard RAF camouflage of matt dark green, dark sea grey and light aircraft grey.
Buccaneer S Mk 2A XV352 was one of the aircraft of No 208 Squadron, RAF, that participated in Red Flag exercises in the USA in 1977, with matt dark earth and light stone over the standard camouflage.
Buccaneer S.2B XX901 во время операции "Буря в пустыне". Авиабаза Мухаррак, Бахрейн, февраль 1991г.
Buccaneer S Mk 50 "414" of No 24 Squadron, SAAF, in the gloss finish of dark sea grey upper surfaces and PRU blue undersides.
HS Buccaneer S.Mk 50. Начиная с 1966 года, Южная Африка получила шестнадцать Buccaneer, вошедших в состав 24-й эскадрильи. Эти самолеты имели достаточную дальность полета и боевую нагрузку, чтобы атаковать позиции повстанцев глубоко на территории Анголы, используя 450-кг бомбы и неуправляемые ракеты.
Buccaneer S.50 414 из 24 эскадрильи южно-африканских ВВС, 1974г.
Buccaneer S.Mk 50. Свой первый боевой вылет самолеты Buccaneer ВВС ЮАР совершили 4 мая 1978 года в ходе операции против Анголы. Аналогичные рейды позже совершались в Замбии с нанесением ударов при помощи НАР и управляемых ракет Nord AS30 французского производства.