Blackburn Buccaneer / B-103
Страна: Великобритания
Год: 1958


Палубный и сухопутный маловысотный штурмовик с двумя членами экипажа
Описание
Фотографии:

Кабина (5)
Blackburn B-103 Buccaneer

   В 1962 году фирма "Hawker Siddeley Group" поглотила фирму "Blackburn", которая с мая 1963-го стала ее отделением "Hawker Blackburn Division". В апреле 1965 года название всей компании изменили на "Hawker Siddeley Aviation Ltd". В 1977 году "Hawker Siddeley" слилась с другими британскими предприятиями авиакосмической отрасли, образовав концерн "British Aerospace" (BAe). Поэтому Blackburn B-103 Buccaneer на последних этапах своего существования был известен как изделие и "Hawker Siddeley", и BAe.
   Своей долгой эксплуатацией B-103 доказал, что является гораздо лучшей машиной, чем вначале казалось. Он создавался в начале 1950-х годов по спецификации ВМС NA.39 и был первым в мире двухместным палубным скоростным реактивным штурмовиком, летавшим на малых высотах вне зоны видимости вражеских РЛС. В базовой конфигурации самолет характеризовался такими передовыми чертами, как система управления пограничным слоем, раздвижной хвостовой обтекатель, игравший роль и воздушного тормоза, поворотный бомбоотсек, способный нести обычное или ядерное оружие. Такая конструкция бомбового отсека позволяла избегать при сбросе бомб действия на створки высокоскоростного воздушного потока.
   В июле 1955 года B-103 запустили в серийное производство, разместив заказ на оценочную партию из 20 самолетов. Предсерийные машины (первый полет состоялся 30 апреля 1958 года) оснащались двумя ТРД de Havilland Gyron Junior DGJ.1 тягой по 31,14 кН. Четвертый самолет имел полное палубное оснащение: складывающиеся консоли крыла и носовую часть, тормозной крюк и узлы крепления к катапульте. Он проходил испытания на пригодность к использованию с авианосца. В октябре 1959 года поступил заказ на 40 Buccaneer S.Mk 1 с двигателями Gyron Junior 101 тягой 31,58 кН. Первый самолет взлетел 23 января 1962-го, а 17 июля ВМС объявили о боеготовности 801-й эскадрильи с Buccaneer, размещенной в январе следующего года на авианосце "Арк Ройял". Buccaneer S.Mk 1 явно не хватало энерговооруженности, поэтому для основного серийного варианта Buccaneer S.Mk 2 был выбран ТРДД Rolls-Royce Spey, более мощный и экономичный, чем двигатель Gyron Junior. Первый из 84 серийных самолетов этой модификации взлетел 5 июня 1964 года. Buccaneer S.Mk 2 обладал увеличенной дальностью по сравнению с S.Mk 1 и был оснащен оборудованием для дозаправки в воздухе. Данный вариант поступил на вооружение морской авиации в октябре 1965-го и был снят с эксплуатации в 1978 году.
   Несмотря на то, что Buccaneer Mk 50 предназначался для действий с береговых баз, в 1965 году южно-африканским ВВС поставлялся его полный морской вариант. Эти 16 самолетов в дополнение к тяге обычной силовой установки оснащались твердотопливными ракетными ускорителями Bristol Siddeley BS.605, установленными в задней части фюзеляжа и выдававшими в течение 30 секунд тягу 35,59 кН. Это значительно ускоряло взлет и сокращало взлетную дистанцию. Южно-африканские ВВС списали последние Buccaneer в 1991 году. Buccaneer S.Mk 2 продолжали летать даже после сокращения авианосных сил Великобритании. С 1969 года их из ВМФ передавали в ВВС, в июле 1970 года первой на Buccaneer S.Mk 2 начала летать 12-я эскадрилья. Самолеты ВВС неофициально именовались "переходными S.Mk 2В", затем они получили буквенно-цифровое обозначение Mod 1188, означавшее возможность нести противокорабельную ракету Martel на удлиненных узких пилонах. Некоторые бывшие морские самолеты прошли ряд специальных доработок и именовались Mod 1499. В 1972 году машины, не предназначенные для вооружения ракетами Martel, обозначили S.Mk 2А, в основном они использовались в учебных целях. Большинство модернизированных самолетов обозначили S.Mk 2В, позднее на них ставили дополнительные топливные баки в бомболюке. Были выпущены 43 новых серийных Buccaneer S.Mk 2В, летные испытания которых проводились с 8 января 1970 года. Перед снятием с вооружения остававшиеся во флоте Buccaneer прошли примерно те же модернизации, что и Buccaneer S.Mk 2В. Им присвоили обозначение Buccaneer S.Mk 2С и S.Mk 2D, соответственно, без возможности и с возможностью нести ракету Martel.
   7 февраля 1980 года один из Buccaneer потерпел катастрофу. Расследование показало, что она стала результатом усталостного разрушения крыла. Самолетам запретили летать до июля, пока все машины не прошли всестороннюю проверку. Вскоре 216-я эскадрилья была расформирована, и к концу 1981 года данный тип машин оставался только в 12-й эскадрилье в Лоссимуте, 237-й (тренировочной) и 208-й в Хонингтоне. Эти подразделения расформировали в 1983 году, заменив их эскадрильями с Tornado. Но в качестве противокорабельной машины Buccaneer оставался в строю до 1994 года, а в 1991-м он принял участие в войне с Ираком.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Blackburn Buccaneer S.Mk 2В

   Тип: палубный и сухопутный маловысотный штурмовик с двумя членами экипажа
   Силовая установка: два ТРДД Rolls-Royce Spey RB.168-1A Mk 101 тягой по 50,06 кН
   Характеристики: максимальная скорость 1040 км/ч на 61 м; начальная скороподъемность 2134 м/мин; практический потолок более 12190 м; дальность полета 3701 км со стандартным вооружением
   Масса: пустого самолета 13 599 кг; максимальная взлетная 28123 кг
   Размеры: размах крыла 13,41 м; длина 19,33 м; высота 4,97 м; площадь крыла 47,82 м2
   Вооружение: до 7258 кг различного подвесного вооружения в бомбоотсеке и на четырех подкрыльевых пилонах, в том числе одна ядерная бомба или четыре обычных 454-кг бомбы внутри фюзеляжа и до 12 454-кг или 24 227-кг бомб, или 4 ПУ с неуправляемыми ракетами, или три противокорабельные ракеты AJ.168 Martel и контейнер с аппаратурой их наведения, или четыре противокорабельные ракеты Sea Eagle на внешних подвесках
Ultra low-level penetration in Labrador - Wg Cdr Pinney photographed by Sqn Ldr R G Kemp when operating out of Goose Bay during the No 208 Squadron detachment in May 1977.
Running-in to the target at 200 ft. and 560 knots in Buccaneer S.2A XT271. The navigator can just see the radar altimeter in the front cockpit and thus can monitor the pilot.
Among the instruments of particular note in the pilot's cockpit are the strip airspeed/Mach indicator (above attitude indicator) and radar altimeter (top right). Also of interest are the strike sight (folded) and control column that slides back and forth rather than the usual floor mounted stick.
This illustration from an early Blackburn brochure for the Buccaneer shows the pilot’s cockpit. The control column was unusual, in that it projected from the lower part of the instrument panel, rather than being hinged from the cockpit floor, as in most contemporary fighters.
This illustration from an early Blackburn brochure for the Buccaneer shows the rear cockpit of the type. The observer’s duties included navigation, control of the search and fire-control radar, input of data into the Strike Sight system, fuzing of the armament and management of role equipment from the role panel. The role panels were interchangeable units which incorporated the relevant controls and instruments associated with the specific roles of the Buccaneer. Good forward vision for the observer was provided by the right-of-centre positioning of his seat, which allowed him to look over the pilot’s shoulder.