Blackburn Buccaneer / B-103
Страна: Великобритания
Год: 1958


Палубный и сухопутный маловысотный штурмовик с двумя членами экипажа
Описание
Фотографии:

Рисунки, схемы, чертежи (10)
Blackburn B-103 Buccaneer

  В 1962 году фирма "Hawker Siddeley Group" поглотила фирму "Blackburn", которая с мая 1963-го стала ее отделением "Hawker Blackburn Division". В апреле 1965 года название всей компании изменили на "Hawker Siddeley Aviation Ltd". В 1977 году "Hawker Siddeley" слилась с другими британскими предприятиями авиакосмической отрасли, образовав концерн "British Aerospace" (BAe). Поэтому Blackburn B-103 Buccaneer на последних этапах своего существования был известен как изделие и "Hawker Siddeley", и BAe.
  Своей долгой эксплуатацией B-103 доказал, что является гораздо лучшей машиной, чем вначале казалось. Он создавался в начале 1950-х годов по спецификации ВМС NA.39 и был первым в мире двухместным палубным скоростным реактивным штурмовиком, летавшим на малых высотах вне зоны видимости вражеских РЛС. В базовой конфигурации самолет характеризовался такими передовыми чертами, как система управления пограничным слоем, раздвижной хвостовой обтекатель, игравший роль и воздушного тормоза, поворотный бомбоотсек, способный нести обычное или ядерное оружие. Такая конструкция бомбового отсека позволяла избегать при сбросе бомб действия на створки высокоскоростного воздушного потока.
  В июле 1955 года B-103 запустили в серийное производство, разместив заказ на оценочную партию из 20 самолетов. Предсерийные машины (первый полет состоялся 30 апреля 1958 года) оснащались двумя ТРД de Havilland Gyron Junior DGJ.1 тягой по 31,14 кН. Четвертый самолет имел полное палубное оснащение: складывающиеся консоли крыла и носовую часть, тормозной крюк и узлы крепления к катапульте. Он проходил испытания на пригодность к использованию с авианосца. В октябре 1959 года поступил заказ на 40 Buccaneer S.Mk 1 с двигателями Gyron Junior 101 тягой 31,58 кН. Первый самолет взлетел 23 января 1962-го, а 17 июля ВМС объявили о боеготовности 801-й эскадрильи с Buccaneer, размещенной в январе следующего года на авианосце "Арк Ройял". Buccaneer S.Mk 1 явно не хватало энерговооруженности, поэтому для основного серийного варианта Buccaneer S.Mk 2 был выбран ТРДД Rolls-Royce Spey, более мощный и экономичный, чем двигатель Gyron Junior. Первый из 84 серийных самолетов этой модификации взлетел 5 июня 1964 года. Buccaneer S.Mk 2 обладал увеличенной дальностью по сравнению с S.Mk 1 и был оснащен оборудованием для дозаправки в воздухе. Данный вариант поступил на вооружение морской авиации в октябре 1965-го и был снят с эксплуатации в 1978 году.
  Несмотря на то, что Buccaneer Mk 50 предназначался для действий с береговых баз, в 1965 году южно-африканским ВВС поставлялся его полный морской вариант. Эти 16 самолетов в дополнение к тяге обычной силовой установки оснащались твердотопливными ракетными ускорителями Bristol Siddeley BS.605, установленными в задней части фюзеляжа и выдававшими в течение 30 секунд тягу 35,59 кН. Это значительно ускоряло взлет и сокращало взлетную дистанцию. Южно-африканские ВВС списали последние Buccaneer в 1991 году. Buccaneer S.Mk 2 продолжали летать даже после сокращения авианосных сил Великобритании. С 1969 года их из ВМФ передавали в ВВС, в июле 1970 года первой на Buccaneer S.Mk 2 начала летать 12-я эскадрилья. Самолеты ВВС неофициально именовались "переходными S.Mk 2В", затем они получили буквенно-цифровое обозначение Mod 1188, означавшее возможность нести противокорабельную ракету Martel на удлиненных узких пилонах. Некоторые бывшие морские самолеты прошли ряд специальных доработок и именовались Mod 1499. В 1972 году машины, не предназначенные для вооружения ракетами Martel, обозначили S.Mk 2А, в основном они использовались в учебных целях. Большинство модернизированных самолетов обозначили S.Mk 2В, позднее на них ставили дополнительные топливные баки в бомболюке. Были выпущены 43 новых серийных Buccaneer S.Mk 2В, летные испытания которых проводились с 8 января 1970 года. Перед снятием с вооружения остававшиеся во флоте Buccaneer прошли примерно те же модернизации, что и Buccaneer S.Mk 2В. Им присвоили обозначение Buccaneer S.Mk 2С и S.Mk 2D, соответственно, без возможности и с возможностью нести ракету Martel.
  7 февраля 1980 года один из Buccaneer потерпел катастрофу. Расследование показало, что она стала результатом усталостного разрушения крыла. Самолетам запретили летать до июля, пока все машины не прошли всестороннюю проверку. Вскоре 216-я эскадрилья была расформирована, и к концу 1981 года данный тип машин оставался только в 12-й эскадрилье в Лоссимуте, 237-й (тренировочной) и 208-й в Хонингтоне. Эти подразделения расформировали в 1983 году, заменив их эскадрильями с Tornado. Но в качестве противокорабельной машины Buccaneer оставался в строю до 1994 года, а в 1991-м он принял участие в войне с Ираком.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Blackburn Buccaneer S.Mk 2В

  Тип: палубный и сухопутный маловысотный штурмовик с двумя членами экипажа
  Силовая установка: два ТРДД Rolls-Royce Spey RB.168-1A Mk 101 тягой по 50,06 кН
  Характеристики: максимальная скорость 1040 км/ч на 61 м; начальная скороподъемность 2134 м/мин; практический потолок более 12190 м; дальность полета 3701 км со стандартным вооружением
  Масса: пустого самолета 13 599 кг; максимальная взлетная 28123 кг
  Размеры: размах крыла 13,41 м; длина 19,33 м; высота 4,97 м; площадь крыла 47,82 м2
  Вооружение: до 7258 кг различного подвесного вооружения в бомбоотсеке и на четырех подкрыльевых пилонах, в том числе одна ядерная бомба или четыре обычных 454-кг бомбы внутри фюзеляжа и до 12 454-кг или 24 227-кг бомб, или 4 ПУ с неуправляемыми ракетами, или три противокорабельные ракеты AJ.168 Martel и контейнер с аппаратурой их наведения, или четыре противокорабельные ракеты Sea Eagle на внешних подвесках
Buccaneer S.Mk 2В. После отказа в 1968 году от F-111K по финансовым соображениям Королевские ВВС имели очень небольшой выбор самолетов для его замены и вынуждены были принять Buccaneer, чтобы заполнить брешь, образовавшуюся в их возможностях нанесения тактических ударов. Поступив на вооружение, Buccaneer вскоре избавился от клейма "ненужной машины", более того - он оказался хорошим средством для действий на малых высотах против наземных и надводных целей. Ряд специалистов, которые имели с ним дело, даже сожалели, что этот самолет не поступил на вооружение раньше. 12-я эскадрилья Главного командования НАТО в зоне Атлантики первой получила Buccaneer и использовала в основном как ударные самолеты. Самолет оказался отличным маловысотным носителем как обычного, так и ядерного вооружения, а на протяжении ряда лет, между выводом из боевых частей бомбардировщиков Vulcan и началом полноценной службы тактических истребителей Tornado, он нес непростую обязанность "авиационной составляющей" ядерного потенциала Великобритании. В связи с поступлением на вооружение в начале 1980-х годов самолетов Tornado большинство старых и уже порядком изношенных Buccaneer перепрофилировали в противокорабельные машины, добавив к 12-й еще и 208-ю эскадрилью. Buccaneer прослужили еще около десяти лет, пока не были сняты с вооружения в результате окончания холодной войны. Содержать их наряду с Tornado было уже излишним.
Hawker Siddeley Buccaneer S Mk 2B
S.Mk 2B
Первоначальная схема проекта Blackburn B.103 с двигателями Armstrong Siddley Sapphire.
BLACKBURN N.A.39: Seven pre-production N.A.39 two-seat shipboard low-level strike aircraft are now flying, and development of this aircraft has been remarkably trouble-free. The pre-production version is powered by two 7,000-Ib. s.t. de Havilland Gyron Junior D.G.J.1 turbojets, and the overall dimensions are : Span 42 ft. 6 in.; length 62 ft. 4 in.; height 16 ft.
Hawker Siddeley Buccaneer S.Mk 2 twin-engined naval strike aircraft
Hawker Siddeley Buccaneer S.Mk 2B twin-engined strike aircraft
The general arrangement drawing depicts the Buccaneer S Mk 2B, the wing scrap view and lower head-on view illustrating the S Mk 1.
Blackburn Buccaneer S.Mk 2B