Messerschmitt Bf.109E
Варианты:
Messerschmitt - Bf.109E - 1938 - Германия
Страна: Германия
Год: 1938


Истребитель
Описание:
Bf.109E
Bf.109 (разв.)
Messerschmitt Bf 109
Фотографии:

Боковые проекции (56)

Bf.109E

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Байерише Флюгцойгверке" (BFW) под руководством В.Мессершмитта. Первый полет опытный образец Bf 109V1 совершил в августе 1935 г. Серийное производство началось в феврале 1937 г. и продолжалось во все нарастающих масштабах до конца войны. Bf 109 выпускались в Германии на заводах фирм BFW (позднее "Мессершмитт") в Аугсбурге, "Эрла машиненверк" в Лейпциге, "Винер-Нойштадтер флюгцойгверке" в Винер-Нойштадте и Делитце, "Физелер" в Касселе, "Арадо" в Варнемюнде, AGO в Ошерслебене, а также в Румынии на заводе IAR в Брашове, в Венгрии - "Гиори Вагонгиар Гиор" в Гиоре. Всего изготовлено 30 573 Bf 109 всех вариантов. Самолет состоял на вооружении с марта 1937 г. в Германии, с 1940 г. - в Венгрии, Югославии, Болгарии, Словакии, с 1941 г. - в Румынии, с 1943 г. - в Италии и Финляндии.
Основные серийные модификации:
   - Bf 109B с мотором Jumo 210Da, вооружение 2x7,9;
   - Bf 109C с мотором Jumo 210Ga, вооружение 4x7,9;
   - Bf 109D с мотором Jumo 210Da, вооружение 4x7,9; измененные выхлопные патрубки, усиленное крыло;
   - Bf 109E с мотором DB601A-1, вооружение 4x7,9 или 2x7,9+2x20 или 3x20;
   - Bf 109T - вариант с укороченным взлетом, истребитель-бомбардировщик (первоначально палубный), мотор DB601N;
   - Bf 109F c мотором DB601E, измененная носовая часть, округлые законцовки крыла, нет подкосов стабилизатора, вооружение 1x20+2x7,9; на поздних сериях усиленная бронезащита, протектированные бензобаки, установка тропических противопыльных фильтров;
   - Bf 109G с мотором DB605 (модификаций А, AC, AM, ASZM, D), многочисленные подмодификации, в т.ч. с гермокабиной, деревянной хвостовой частью, подвеской НУРС и дополнительным вооружением; основное вооружение 1x20+2x7,9, или 1x20+2x13, или 1x30+2x13;
   - Bf 109K с мотором DB605 (модификаций DM, DBM, DCM), измененный фонарь кабины, убирающееся хвостовое колесо, вооружение 1x30+2x13 с возможностью установки дополнительного вооружения.
Боевой дебют Bf 109B состоялся в Испании в декабре 1936 г. К сентябрю 1939 г. самолет Мессершмитта являлся уже основным истребителем Люфтваффе (большинство составляли машины модификации Е). Участвовал во всех основных операциях на всех фронтах. Применялся как дневной и ночной истребитель, истребитель-бомбардировщик, тактический разведчик. Продолжал выпускаться до самого конца войны. В Финляндии состоял на вооружении до 1948 - 1949 гг., в Болгарии - до 1946 г., в Швейцарии - до мая 1948 г.

Bf.109 (разв.)

На базе одноместного истребителя Bf 109 был создан целый ряд вариантов ближнего разведчика. Bf 109 - одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Был спроектирован в КБ фирмы "Байерише флюгцойгверке" (BFW) под руководством В. Мессершмитта и В. Ретеля. Первый полет опытный образец Bf 109V1 совершил в августе 1935 г. Серийное производство истребителей было налажено в феврале 1937 г. Они строились на заводах BFW (впоследствии "Мессершмитт АГ") в Аугсбурге, "Эрла машиненверк" в Лейпциге, "Виенер-Нейштадтер флюгцойгверке" в Виенер-Нейштадте и Делитце, "Физелер" в Касселе, "Арадо" в Варнемюнде, AGO в Ошерслебене. Всего изготовили 30 573 экз. Bf 109 всех модификаций. Разведывательные варианты впервые начали создавать на базе модификации Е с установкой различных плановых и перспективных фотокамер.
Первыми начали выпускать Bf109E-6 - осенью 1940 г.
Впоследствии серийно строились:
   - Bf 109E-6 на базе истребителя Е-3, с мотором DB 601N и вооружением 4x7,9;
   - Bf 109E-5 на базе истребителя Е-4, с мотором DB 601Аа и вооружением 2x7,9;
   - Bf 109E-9 на базе истребителя Е-7 с мотором DB 601N и вооружением 4x20+2x7,9;
   - Bf 109F-5 с мотором DB 601E и вооружением 1x20+2x7,9;
   - Bf 109F-6 с мотором DB 601E и вооружением 2x7,9; выпускался также тропический вариант Bf 109F-6/Trop с противопыльным фильтром на всасывающем патрубке карбюратора.
На истребителях серии G выполнение функций тактической разведки обеспечивалось применением полевого переделочного комплекта Rustzatz 2 (R2), использовавшегося непосредственно в частях и авиамастерских ВВС.
Этим комплектом оборудовались модификации:
   - Bf 109G-4/R2 с мотором DB 605A-1 и вооружением 2x7,9;
   - Bf 109G-5/R2 с мотором DB 605A или DB 605AS (Bf 109G-5/R2/AS), герметической кабиной и вооружением 2x13;
   - Bf 109G-6/R2 с мотором DB 605A или DB 605AS (Bf 109G-6/R2/AS) и вооружением 1x20+2x13, поздние серии с новым фонарем пилотской кабины;
   - Bf 109G-8/R2, переделка истребителя G-6 в разведчик с использованием комплектов R2 и R6;
   - Bf 109G-14/R2 с мотором DB 605A-1 и деревянным хвостом.
Разведывательные варианты состояли на вооружении в Германии с 1940 г. и в Финляндии с 1944 г.
Разведчики на базе Bf 109E впервые появились на фронте на побережье Ла-Манша осенью 1940 г. Широко использовались машины на базе Bf 109F на Восточном фронте, в Северной Африке и бассейне Средиземного моря, на Сардинии и Сицилии. Разведывательные модификации Bf 109G встречались на всех фронтах до конца войны. Финские машины недолго провоевали в Северной Карелии в 1944 г.
Разведчики на базе Bf 109G выпускались практически до конца войны.

Messerschmitt Bf 109

<...>
   Bf 109 принимал участие во Второй мировой войне с ее первого дня. Без него не обошлась ни одна значительная операция Люфтваффе. В конце войны в последнем крупнейшем боевом вылете германских ВВС - 7 апреля 1945 года - приняло участие 120 самолетов Bf 109. Bf 109 поставлялись и другим странам - Болгарии, Финляндии, Венгрии, Японии, Румынии, Словакии, Испании, Швейцарии, СССР и Югославии.
<...>


Варианты

<...>
   Bf 109E: первый массовый серийный вариант, оснащен 1100-сильным мотором Daimler-Benz DB 601A с непосредственным впрыском топлива в цилиндры и улучшенным нагнетателем; подварианты обозначались от E-0 до E-9 и оснащались моторами DB 601N мощностью 1200 л.с. или DB 601E мощностью 1300 л. с.
<...>
Bf-109E-1 оберфельдфебеля Эмиля Кладе (27 побед), 7-я эскадрилья 27-й истребительной эскадры "Люфтваффе", Франция, конец августа 1940г.
Bf 109E-1, 1./JG 51, сентябрь 1940 года. Фельдфебель Хайнц Бэр был одним из многих выдающихся пилотов, начинавших боевую карьеру в JG 51 и имевших личный отличительный знак на протяжении всей своей службы. "Счастливое" число 13 появлялось практически на каждом самолете Бэра, начиная с этого {8 побед) и до реактивного Me 262, когда число побед "Белого 13" выросло до 220. Эмблема этой эскадрильи представляла собой изображение Микки Мауса, которое еще в Испании начала использовать эскадрилья 3.J/88 легиона "Кондор". На самолет нанесен стандартный камуфляж 1940 года, капот и руль поворота окрашены в ярко-желтый цвет.
Bf 109E-1, 2./JG 77, сентябрь 1939 года. Прежде чем стать командиром I./JG 20 Ханнес Траутлофт возглавлял 2./JG 77 в Польше, где одержал первую из 53 воздушных побед (плюс четыре в Испании). Цветные полосы на коке винта и на задней части фюзеляжа являлись отличительными знаками командира эскадрильи, при этом у каждой эскадрильи в полку был свой цвет. Самолет окрашен в стандартный летне-осенний камуфляж и имеет опознавательные знаки образца 1939 года. Эмблему "Стоптанный башмак" придумал командир группы гауптман Й. Янке, давший ей неофициальное прозвище "Wanderzirkus Janke" ("Бродячий цирк Янке").
Messerschmitt Bf 109E-1. Некоторые эскадрильи Люфтваффе в польской кампании имели на вооружении истребители Bf 109D, но самым массовым являлся более новый Bf 109E. По возвращении в Германию было завершено перевооружение на этот тип самолета.
Bf 109E-3 из I/JG1 люфтваффе. Район Львова, середина сентября 1939г.
A Bf 109E-3 of III/JG 2 "Richthofen" in France, June 1940.
Messerschmitt Bf 109E-3. Представленный самолет несет опознавательные знаки Jagdgeschwader 2 Richthofen - одной из самых известных истребительных частей Люфтваффе. Названная в честь знаменитого "Красного барона" Манфреда фон Рихтгофена, JG2 активно участвовала в боевых действиях
Bf 109E-3 of l/LG 2 at Calais-Marck in August 1940.
Messerschmitt Bf 109E-3. Командир JG 26 Адольф Галланд летал на этом самолете осенью 1941 года. На руль направления нанесены отметки о 62 сбитых самолетах противника. Позже Галланд сражался на Bf 109F (на вооружение JG 26 "F" поступили в марте 1941 года). В конце 1942 года он стал генералом.
Messerschmitt Bf 109E-3. Зимой 1939 года Люфтваффе начали наносить на свои истребители этот характерный двухцветный пятнистый камуфляж. Истребитель на рисунке принадлежал JG53 "Pik-As" в ходе битвы за Францию и был закреплен за гауптманом Вернером Мёльдерсом - одним из самых известных асов, летавших на Bf 109.
Мёльдерс начал Вторую мировую войну уже будучи асом. В марте 1940 году над Метцем он на Bf 109E-3 сбил французский истребитель Morane MS.406.
Этот Bf 109E-3 несет одну из схем камуфляжа, испытывавшихся JG 53 осенью 1939 года. Самолет принадлежал 4-й эскадрилье, и на его капоте изображена известная эмблема полка - пиковый туз.
A Bf 109E-3 of II/JG 77 operating from Aalborg in July 1940.
A Bf 109E-3 of III/JG 26 at Caffiers airfield in August 1940.
Bf-109E-3 командира 1-го отряда 77-й истребительной эскадры оберлейтенанта Карганико, 1941г.
Bf109E-3 из состава 1/JG77. Норвегия, аэродром Луостари, осень 1941г.
"Мессершмитт" Bf109E-3, сбитый летчиками 72-го САП 17 июля 1941г.
Bf109E-3 лейтенанта Александру Шербэнеску из состава 57-й эскадрильи 7-й истребительной авиагруппы ВВС Румынии. Сталинградское направление, лето-осень 1942г.
"Мессершмитт" Bf109E-3 лейтенанта Йоана Дичезаре,58-я эскадрилья 7-й истребительной группы румынских ВВС.
Bf109E из 56-й эскадрильи 7-й группы ВВС Румынии, лето 1941 г.
Bf 109E-3 (зав. № 2386) из 21-й авиароты ВВС Швейцарии. Эммен, май 1940 г.
A Bf 109E-3 of the 6th Fighter Regiment, 1940. Upper surfaces finished black-green overall with pale blue under surfaces. Black identification letter and numerals.
Bf109E-4 командира JG2 майора Гельмута Вика, на счету которого было 56 побед. Был сбит флайт лейтенантом Джоном Дандасом из 609-й эскадрильи 28 ноября 1940г. Выпрыгнув с парашютом над Ла-Маншем, Гельмут Вик, по всей видимости, не смог воспользоваться спасательной лодкой и утонул
Гауптман Гельмут Вик летал на изображенном Bf 109E-4, когда был командиром I группы 2-й эскадры. Группа в октябре 1940 года базировалась во Франции на аэродроме Бюмон-ле-Роже.
Bf 109E-4, 1./JG 2, октябрь 1940 года. Bf 109E-4 с заводским номером 5344, на котором с аэродрома Бомон-ле-Рож в октябре 1940 года летал майор X. Вик. Тогда он был командиром группы I./JG 2, но сохранил эмблему 3-й эскадрильи, которой командовал ранее. 28 ноября Вик пропал без вести у острова Уайт. Самолет окрашен в стандартный камуфляж 1940 года с желтым капотом и добавлением частых мелких пятен зеленой краски на киле и на бортах фюзеляжа.
Bf 109E-4, I./JG 3, август 1940 года. На самолете с черным шевроном и треугольником гауптмана Г. фон Ханна видна зеленая эмблема в виде дракона и личный значок пилота - петух-задира (hahn (ханн) в переводе с немецкого петух). Необычно обозначение командира группы - фон Ханн увеличил небольшой внутренний треугольник и представил его как отдельный знак за основным шевроном. Фон Ханн закончил войну командиром истребительной авиации в Северной Италии, одержав 34 победы.
Истребитель Bf 109E-4 (с заводским номером 1480) базировался в августе 1940 года в Соме (Франция). На этом самолете летал пилот второй группы 3-й истребительной эскадры обер-лейтенант Франц фон Верра. Сбитый над Британией 5 сентября 1940 года фон Верра был вынужден совершить аварийную посадку близ Винчет Хилл в графстве Кент. Там его взяли в плен. Позже летчик прославился тем, что он, единственный из всех взятых западными союзниками пленных, сумел сбежать из лагеря для военнопленных и вернуться в Германию.
Bf-109E-4 командира III группы 3-й истребительной эскадры "Люфтваффе" Вильгельма Балтазара (40 побед), Франция, сентябрь 1940г.
Bf 109E-4, III./JG 3, август 1940 года. В 1940 году, после перевода с поста командира эскадрильи 7/JG 27 на должность командира группы III/JG 3, гауптман В. Балтазар взял с собой и свой самолет, на котором он одержал много побед. Поэтому на машине одновременно видны эмблемы III/JG 27 (перед кабиной) и III/JG 3 (на капоте). Перед своей гибелью 3 июля 1941 года В. Балтазар одержал наибольшее число побед среди немецких истребителей, воевавших над Францией.
Bf-109E-4 командира 3-й группы 5-й истребительной эскадры капитана Шольца, 1942г.
Bf 109E-4 командира JG 26 п-ка Адольфа Галланда, ноябрь 1940г.
Bf109E-4 на рисунке несет типичный для середины 1940 года двухцветный камуфляж на верхних поверхностях. Нижние поверхности - светло-голубого цвета, немного заходящего на борта фюзеляжа (часто с темными пятнами поверх). Самолет несет эмблемы полка JG 26 "Schlageter" в виде буквы "S" и 9-й эскадрильи "Hollenhund" ("Адские псы") и желтые маркировки, использовавшиеся во время битвы за Британию.
Bf 109E-4 (Wr.N.4148) командира II./JG 27 гауптмана В.Липперта
"Мессершмитт" Bf 109E-4 словацкого летчика Йозефа Винкура, сбитого Г.А.Шадриным 17 января 1943г.
"Мессершмитт" Bf 109E-4/B Райнольда Шметцера из 8./JG77, июль 1941г.
Мессершмитт Bf 109E-4B, SKG210, 1941г.
Bf109E-4N командира I(J)/LG2 гауптмана Герберда Илефельда. Аэродром Роман, Румыния, лето 1941г. Всего одержал 132 победы, из них 9 в Испании и 67 - на Восточном фронте. Был награжден "Рыцарским Крестом с Дубовыми Листьями и Мечами".
Bf 109E-4/N, JG 26 "Schlageter", декабрь 1940 года. Без сомнения, самым известным из всех Bf 109E был самолет с черным шевроном и полосами обер-лейтенанта А. Галланда. На нем видны обозначения командира группы, 57 отметок воздушных побед на руле направления и хорошо знакомая многим эмблема - Микки Маус с сигарой, топором и пистолетом. На этом E-4/N Галланд одержал только три победы, затем он получил Bf 109F-0. Предмет, проходящий через лобовое стекло, является не телескопическим прицелом, как можно подумать, а подзорной трубой, позволявшей Галланду с большого расстояния различать своих и чужих, что давало выигрыш в несколько жизненно важных секунд и возможность подготовиться к бою.
Messerschmitt Bf 109E-7. Созданная на базе Bf 109E-4, модификация Е-7 была эффективным истребителем-бомбардировщиком. Под фюзеляжем машина могла нести подвесной бак, столь необходимый для действий над Мальтой. На рисунке самолет из III./JG 26 "Schlageter".
Bf 109E-7, 7./JG 26 (7 эскадрилья 26 истребительной эскадры) Февраль 1941. Этот самолет базировался на Джела, на Сицилии, но вскоре был переброшен на новую базу в Ан Эль Газала, Ливия. На истребителе летал обер-лейтенант Иоахим Мюнхенберг, один из лучших асов Люфтваффе. Во время первой кампании на Средиземном море на его счет было записано 25 из 52 сбитых эскадрильей самолетов противника. На воздушной мачте этого Bf 109 имеется белый металлический вымпел командира эскадрильи (Staffelkapitan). Красное сердечко - эмблема эскадрильи, а черная буква S на белом щите - эмблема авиагруппы (Geschwader)
Bf109E-7 (сер. N 4189) кавалера Рыцарского Креста командира JG27 майора Вольфганга Шеллманна, одержавшего до момента своей гибели 26 побед (из них 12 в Испании). Был сбит ранним утром 22 июня 1941г. в бою с истребителями И-153 из состава 127-го ИАП в районе Гродно, после чего попал в плен и был расстрелян.
Bf 109E-7/Trop, I./JG27. Апрель 1941. Базировавшийся в Кастель Бенито, в Ливии, Bf 109 обер-лейтенанта Людвига Францискета имеет отметки о 14 победах в воздушных боях и сохраняет зеленую европейскую окраску (RLM 70/71), нанесенную поверх светло-голубой краски (RLM 65). На задней части фюзеляжа видна белая полоса, желтые части самолета покрыты сверху пятнами зеленой краски. Маленькая заглавная буква А внутри черного шеврона говорит о том, что самолет принадлежит заместителю командира авиакрыла.
Bf 109E-7 Trop, I. JG 27. Приблизительно октябрь 1941. Окрашенный целиком песочно-коричневой краской RLM 79 (стандарт Министерства авиации Рейха), Bf 109E-7 Trop базировался в Эн Эль Газала, в Ливии, и нес на фюзеляже черный шеврон заместителя командира авиагруппы. Заглавная буква А, которая была на предыдущей машине Францискета, была убрана в октябре. Краска RLM 79 редко использовалась для Bf 109E и здесь, как мы видим, она только что нанесена. В ходе Второй мировой войны Францискет одержал победы в 43 воздушных боях. Примечательно, что даже после перекраски капот самолета оставлен желтым.
Мессершмитт Bf 109E принадлежащий III/JG77.
Bf109E-7 из 4/JG77, разбит в аварии на аэродроме Бакеу 23.06.41 года. Самолет несет под фюзеляжем пилон для подвески 96 бомб SD-2
Bf109E из штаба II/JG77, лето 1941 г.
Вторжение в Данию и Норвегию. 9 апреля 1940г.: германские войска вторглись в Данию и Норвегию. Ключевые аэродромы этих стран были захвачены десантами Люфтваффе. В Норвегии воздушные десанты были высажены в Тронхейме, Ставангере, Бергене, морские - в Эгерсунде, Кристиансанде, Нарвике и Осло. На рисунке изображен истребитель Bf 109E фельдфебеля Роберта Менге из 5./JG-77. Менге стал самым результативным немецким пилотом в Норвежской кампании, сбив три самолета противника.
Bf 109E, 5./JG 51, август 1940 года. Гауптман X. Тиетцен был одним из первых двух летчиков JG 51, награжденных Рыцарским крестом, но после этого его военная карьера оказалась короткой. Он одержал только три победы, помимо 17 выигранных ранее боев, и был объявлен пропавшим без вести над Кентом. На "Черной единице" изображена эмблема группы - дятел с зонтиком, карикатура на английского премьер-министра Н. Чемберлена.
Bf109E из состава истребительной эскадры JG77, лето 1941 г.
Bf 109E 9./JG 27, май 1941 года. "Желтая пятерка" обер-лейтенанта Э. фон Кагенека из III/JG 27 (обратите внимание на белый флажок на мачте антенны) во время краткосрочного базирования на Сицилии имела смешанные "балканские" и "средиземноморские" обозначения. Белая полоса на задней части фюзеляжа присутствовала на всех боевых самолетах Восточно-средиземноморского и Северо-африканского ТВД, а белый руль направления - знак командира звена (отряда). На самолет нанесен серый пятнистый камуфляж (RLM 02), характерный для периода между битвой за Британию и нападением на СССР. Фон Кагенек воевал на Средиземноморье и в Северной Африке, одержал 67 побед и умер от ран в январе 1942-го. На момент смерти он был самым результативным пилотом JG 27.
Bf 109E, 6./(J)TrGr.186, март 1940 года. Самолеты из 67(J)TrGr. 186 имели самые броские эмблемы среди первых эскадрилий Bf 109. Эта эскадрилья являлась частью истребительной группы, предназначавшейся для размещения на палубе так и не построенного авианосца "Граф Цеппелин". "Желтый 13" принадлежал будущему асу Курту Уббену. Первую победу он одержал над голландским Fokker D-XXI в первый же день Западной кампании, позже доведя свой боевой счет до 110. Был сбит американским истребителем над Францией 27 апреля 1944 года.
Bf 109E. 2./JG 26, март 1940 года. Ранний Bf 109E, окрашенный снизу и с боков в стандартный для 1940 года бледный серо-голубой цвет (RLM 65), а сверху - в двухцветный зеленый и темно-зеленый камуфляж (RLM 70/71). На самолете "Красный 16" командира эскадрильи обер-лейтенанта Ф. Лозигкайта нанесены эмблемы эскадры и эскадрильи. Ф. Лозигкайт закончил войну командиром эскадры JG 77, одержав 68 побед.
В сентябре 1940 года на изображенном здесь Bf 109E летал командир I(J)/LG 2 обер-лейтенант Герберт Ихлефельд.
Bf109E из состава 3/(J)LG2, лето 1941 г.
Bf 109E bp 5(Schl)/LG2.
"Мессершмитт" Bf 109E, на котором воевал Стоян Стоянов.