Messerschmitt Bf.109E
Варианты:
Messerschmitt - Bf.109E - 1938 - Германия
Страна: Германия
Год: 1938


Истребитель
Описание:
Bf.109E
Bf.109 (разв.)
Messerschmitt Bf 109
Фотографии:

Обломки (34)

Bf.109E

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Байерише Флюгцойгверке" (BFW) под руководством В.Мессершмитта. Первый полет опытный образец Bf 109V1 совершил в августе 1935 г. Серийное производство началось в феврале 1937 г. и продолжалось во все нарастающих масштабах до конца войны. Bf 109 выпускались в Германии на заводах фирм BFW (позднее "Мессершмитт") в Аугсбурге, "Эрла машиненверк" в Лейпциге, "Винер-Нойштадтер флюгцойгверке" в Винер-Нойштадте и Делитце, "Физелер" в Касселе, "Арадо" в Варнемюнде, AGO в Ошерслебене, а также в Румынии на заводе IAR в Брашове, в Венгрии - "Гиори Вагонгиар Гиор" в Гиоре. Всего изготовлено 30 573 Bf 109 всех вариантов. Самолет состоял на вооружении с марта 1937 г. в Германии, с 1940 г. - в Венгрии, Югославии, Болгарии, Словакии, с 1941 г. - в Румынии, с 1943 г. - в Италии и Финляндии.
Основные серийные модификации:
   - Bf 109B с мотором Jumo 210Da, вооружение 2x7,9;
   - Bf 109C с мотором Jumo 210Ga, вооружение 4x7,9;
   - Bf 109D с мотором Jumo 210Da, вооружение 4x7,9; измененные выхлопные патрубки, усиленное крыло;
   - Bf 109E с мотором DB601A-1, вооружение 4x7,9 или 2x7,9+2x20 или 3x20;
   - Bf 109T - вариант с укороченным взлетом, истребитель-бомбардировщик (первоначально палубный), мотор DB601N;
   - Bf 109F c мотором DB601E, измененная носовая часть, округлые законцовки крыла, нет подкосов стабилизатора, вооружение 1x20+2x7,9; на поздних сериях усиленная бронезащита, протектированные бензобаки, установка тропических противопыльных фильтров;
   - Bf 109G с мотором DB605 (модификаций А, AC, AM, ASZM, D), многочисленные подмодификации, в т.ч. с гермокабиной, деревянной хвостовой частью, подвеской НУРС и дополнительным вооружением; основное вооружение 1x20+2x7,9, или 1x20+2x13, или 1x30+2x13;
   - Bf 109K с мотором DB605 (модификаций DM, DBM, DCM), измененный фонарь кабины, убирающееся хвостовое колесо, вооружение 1x30+2x13 с возможностью установки дополнительного вооружения.
Боевой дебют Bf 109B состоялся в Испании в декабре 1936 г. К сентябрю 1939 г. самолет Мессершмитта являлся уже основным истребителем Люфтваффе (большинство составляли машины модификации Е). Участвовал во всех основных операциях на всех фронтах. Применялся как дневной и ночной истребитель, истребитель-бомбардировщик, тактический разведчик. Продолжал выпускаться до самого конца войны. В Финляндии состоял на вооружении до 1948 - 1949 гг., в Болгарии - до 1946 г., в Швейцарии - до мая 1948 г.

Bf.109 (разв.)

На базе одноместного истребителя Bf 109 был создан целый ряд вариантов ближнего разведчика. Bf 109 - одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Был спроектирован в КБ фирмы "Байерише флюгцойгверке" (BFW) под руководством В. Мессершмитта и В. Ретеля. Первый полет опытный образец Bf 109V1 совершил в августе 1935 г. Серийное производство истребителей было налажено в феврале 1937 г. Они строились на заводах BFW (впоследствии "Мессершмитт АГ") в Аугсбурге, "Эрла машиненверк" в Лейпциге, "Виенер-Нейштадтер флюгцойгверке" в Виенер-Нейштадте и Делитце, "Физелер" в Касселе, "Арадо" в Варнемюнде, AGO в Ошерслебене. Всего изготовили 30 573 экз. Bf 109 всех модификаций. Разведывательные варианты впервые начали создавать на базе модификации Е с установкой различных плановых и перспективных фотокамер.
Первыми начали выпускать Bf109E-6 - осенью 1940 г.
Впоследствии серийно строились:
   - Bf 109E-6 на базе истребителя Е-3, с мотором DB 601N и вооружением 4x7,9;
   - Bf 109E-5 на базе истребителя Е-4, с мотором DB 601Аа и вооружением 2x7,9;
   - Bf 109E-9 на базе истребителя Е-7 с мотором DB 601N и вооружением 4x20+2x7,9;
   - Bf 109F-5 с мотором DB 601E и вооружением 1x20+2x7,9;
   - Bf 109F-6 с мотором DB 601E и вооружением 2x7,9; выпускался также тропический вариант Bf 109F-6/Trop с противопыльным фильтром на всасывающем патрубке карбюратора.
На истребителях серии G выполнение функций тактической разведки обеспечивалось применением полевого переделочного комплекта Rustzatz 2 (R2), использовавшегося непосредственно в частях и авиамастерских ВВС.
Этим комплектом оборудовались модификации:
   - Bf 109G-4/R2 с мотором DB 605A-1 и вооружением 2x7,9;
   - Bf 109G-5/R2 с мотором DB 605A или DB 605AS (Bf 109G-5/R2/AS), герметической кабиной и вооружением 2x13;
   - Bf 109G-6/R2 с мотором DB 605A или DB 605AS (Bf 109G-6/R2/AS) и вооружением 1x20+2x13, поздние серии с новым фонарем пилотской кабины;
   - Bf 109G-8/R2, переделка истребителя G-6 в разведчик с использованием комплектов R2 и R6;
   - Bf 109G-14/R2 с мотором DB 605A-1 и деревянным хвостом.
Разведывательные варианты состояли на вооружении в Германии с 1940 г. и в Финляндии с 1944 г.
Разведчики на базе Bf 109E впервые появились на фронте на побережье Ла-Манша осенью 1940 г. Широко использовались машины на базе Bf 109F на Восточном фронте, в Северной Африке и бассейне Средиземного моря, на Сардинии и Сицилии. Разведывательные модификации Bf 109G встречались на всех фронтах до конца войны. Финские машины недолго провоевали в Северной Карелии в 1944 г.
Разведчики на базе Bf 109G выпускались практически до конца войны.

Messerschmitt Bf 109

<...>
   Bf 109 принимал участие во Второй мировой войне с ее первого дня. Без него не обошлась ни одна значительная операция Люфтваффе. В конце войны в последнем крупнейшем боевом вылете германских ВВС - 7 апреля 1945 года - приняло участие 120 самолетов Bf 109. Bf 109 поставлялись и другим странам - Болгарии, Финляндии, Венгрии, Японии, Румынии, Словакии, Испании, Швейцарии, СССР и Югославии.
<...>


Варианты

<...>
   Bf 109E: первый массовый серийный вариант, оснащен 1100-сильным мотором Daimler-Benz DB 601A с непосредственным впрыском топлива в цилиндры и улучшенным нагнетателем; подварианты обозначались от E-0 до E-9 и оснащались моторами DB 601N мощностью 1200 л.с. или DB 601E мощностью 1300 л. с.
<...>
Несмотря на введенный в 1940 году камуфляж, Bf109 еще долгое время сохраняли первоначальную окраску. Этот Bf 109E-3 скапотировал при посадке в Голландии в 1941 году. Судя по всему, пилот не пострадал.
This Bf109E-4, from the author's Staffel, No 2, was damaged by RAF fighters on August 15, 1940. The pilot nursed the aircraft home and force-landed at Colombert.
Another view of the Bf109E-4 at Colombert.
Поврежденный водорадиатор
Вид на силовую установку "мессера"
Ремонт в полевых условиях.
Удобство транспортировки поврежденного самолета - одно из качеств Bf 109, весьма востребованное на войне
Обратите внимание на верхний левый снимок. На нем запечатлены одновременно самолеты вариантов C и E.
«Мессершмитт», вероятно, обер-лейтенанта Хейнигера, подбитый американскими «Мустангами»
Хотя фюзеляж самолета и отличался достаточной прочностью, необходимой для повседневной эксплуатации, при грубой посадке он попросту ломался. Несущая обшивка хвостовой части не могла воспринять подобные нагрузки
Сбитый над Балтикой Bf 109E-4 из III./JG 54, Средиземноморский(???) ТВД
За незначительные успехи при ударах по аэродромам союзников приходилось платить дорогой ценой: этот Bf109E-3 обер-лейтенанта Дитриха Робиша из состава II9J)/186 был сбит в схватке с голландскими истребителями D.XXI 10 мая 1940г. над авиабазой Де Куй.
А этот Bf109E-3 командира 1-й эскадрильи JG2 "Рихтгофен" гауптмана Отто Бертрама был сбит французскими истребителями 18 мая 1940г. над районом Камбрэ.
Where sheep may safely graze. This Messerschmitt Bf 109 of 1/JG 53 was shot down on the Sussex downs in September 1940. The pilot was captured by the Home Guard.

The Junkers Ju 871), at right, is seen at Cyrenaica, Libya, after being sabotaged by the Germans. By starting the aircraft and tipping them up on their noses the aircraft were rendered useless.
Oblt von Werra’s Messerschmitt Bf 109E-4, shot down on September 5, 1940, photographed at Winchet Hill, Love’s Farm, Marsden, Kent.
Момент подъема из озера Нессюк-Ярви самолета Bf-109E-3, сбитого советскими истребителями 17 июля 1941г. Снимок сделан в 1993 году.
Нередко для уцелевших в боях и штурмовках пилотов Люфтваффе возвращение на свои авиабазы заканчивалось примерно таким образом. На фото запечатлен Bf109E из состава 7/JG54, с трудом дотянувший до своей территории 22 июня 1941г. Самолет был позже восстановлен.
Bf109E из 2/JG52, вернувшийся после сопровождения группы Ju87 в район Киева 8 августа 1941г. Самолет был позже восстановлен.
A Battered JG 71 Messerschmitt Bf 109E.
Картина, достаточно характерная для немецких аэродромов.
Сбитый под Киевом в первые дни войны "Мессершмитт" Bf 109E из эскадры JG 3
Bf 109E, сбитый на южном фланге обороны Юго-Западного фронта
Bf 109 отлетался!
Bf 109E, сбитый в 1942г. в районе Мурманска. "Голова белого медведя" - знак 5-й эскадрильи 5 истребительной эскадры (5./JG 5 "Eismeer").
"Мессершмитт" Bf 109E-7 (с.н. 3523), на котором 3 апреля 1942г. совершил вынужденную посадку на лед лейтенант Видовиц. В октябре 2002г. самолет был поднят со дна озера. Внизу - одна из его заводских табличек с указанием типа "Me 109E". Это говорит о том, что аббревиатура Me 109 (а не только Bf 109) была официально принята в немецких документах
Разбитый на вынужденной посадке после воздушного боя 13 июня 1942 года Bf 109E-7 N 5599 унтер-офицера Кайзера из 8-го отряда 5-й истребительной эскадры. Согласно немецкой методике, такое состояние было оценено как "повреждение на 70%"
"Мессершмитт" Bf 109, подбитый и севший на вынужденную среди руин Сталинграда
Главной ударной силой истребительных частей Люфтваффе во время греческой кампании были BF109E. Серьезного противодействия со стороны греческих и британских ВВС они не встретили. Немецкие самолеты, действовавшие на Балканах, имели желтую маркировку.
Истребительные части, воевавшие в пустыне, немцы быстро перевооружили на Bf 109F, однако в качестве истребителей-бомбардировщиков они продолжали использовать Bf 109E. На снимке: Bf 109E-4/В из 210-й эскадрильи скоростных бомбардировщиков III группы.
A German Bf 109 fighter is shot down and comes to rest in a cornfield. The pilot comments: ‘That’s what we get for coming to England’ (July 1940).