Поиск по сайту:
Варианты
- Messerschmitt - Bf.109 / Bf.109B / Bf.109C / Bf.109D - 1935 - Германия
- Messerschmitt - Bf.109E - 1938 - Германия
- Messerschmitt - Bf.109T - 1939 - Германия
- Messerschmitt - Bf.109F - 1940 - Германия
- Messerschmitt - Bf.109G - 1942 - Германия
- Messerschmitt - Bf.109K - 1944 - Германия
- Messerschmitt - Bf.109Z Zwilling - 1944 - Германия
- Hispano - HA-1109/HA-1112 Buchon - 1945 - Испания
- Avia - S-199 - 1947 - Чехословакия
- Jurca - MJ-9 One-Oh-Nine - 1972 - Франция
Bf.109E
Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Байерише Флюгцойгверке" (BFW) под руководством В.Мессершмитта. Первый полет опытный образец Bf 109V1 совершил в августе 1935 г. Серийное производство началось в феврале 1937 г. и продолжалось во все нарастающих масштабах до конца войны. Bf 109 выпускались в Германии на заводах фирм BFW (позднее "Мессершмитт") в Аугсбурге, "Эрла машиненверк" в Лейпциге, "Винер-Нойштадтер флюгцойгверке" в Винер-Нойштадте и Делитце, "Физелер" в Касселе, "Арадо" в Варнемюнде, AGO в Ошерслебене, а также в Румынии на заводе IAR в Брашове, в Венгрии - "Гиори Вагонгиар Гиор" в Гиоре. Всего изготовлено 30 573 Bf 109 всех вариантов. Самолет состоял на вооружении с марта 1937 г. в Германии, с 1940 г. - в Венгрии, Югославии, Болгарии, Словакии, с 1941 г. - в Румынии, с 1943 г. - в Италии и Финляндии.
Основные серийные модификации:
- Bf 109B с мотором Jumo 210Da, вооружение 2x7,9;
- Bf 109C с мотором Jumo 210Ga, вооружение 4x7,9;
- Bf 109D с мотором Jumo 210Da, вооружение 4x7,9; измененные выхлопные патрубки, усиленное крыло;
- Bf 109E с мотором DB601A-1, вооружение 4x7,9 или 2x7,9+2x20 или 3x20;
- Bf 109T - вариант с укороченным взлетом, истребитель-бомбардировщик (первоначально палубный), мотор DB601N;
- Bf 109F c мотором DB601E, измененная носовая часть, округлые законцовки крыла, нет подкосов стабилизатора, вооружение 1x20+2x7,9; на поздних сериях усиленная бронезащита, протектированные бензобаки, установка тропических противопыльных фильтров;
- Bf 109G с мотором DB605 (модификаций А, AC, AM, ASZM, D), многочисленные подмодификации, в т.ч. с гермокабиной, деревянной хвостовой частью, подвеской НУРС и дополнительным вооружением; основное вооружение 1x20+2x7,9, или 1x20+2x13, или 1x30+2x13;
- Bf 109K с мотором DB605 (модификаций DM, DBM, DCM), измененный фонарь кабины, убирающееся хвостовое колесо, вооружение 1x30+2x13 с возможностью установки дополнительного вооружения.
Боевой дебют Bf 109B состоялся в Испании в декабре 1936 г. К сентябрю 1939 г. самолет Мессершмитта являлся уже основным истребителем Люфтваффе (большинство составляли машины модификации Е). Участвовал во всех основных операциях на всех фронтах. Применялся как дневной и ночной истребитель, истребитель-бомбардировщик, тактический разведчик. Продолжал выпускаться до самого конца войны. В Финляндии состоял на вооружении до 1948 - 1949 гг., в Болгарии - до 1946 г., в Швейцарии - до мая 1948 г.
Описание:
- Bf.109E
- Bf.109 (разв.)
- Messerschmitt Bf 109
Фотографии
-
Aeroplane Monthly 1987-12 / Personal album
Another aircraft of III./ZG 1, this time Bf 109E S9+MS of 8./ZG 1. It should be noted that III./ZG I showed only Bf 109E-7s in their official loss and strength returns; from the known Werknr of the respective aircraft, however, it appears that many were originally delivered as E-1, 3 and 4 variants and were later modified to E-7 standard.
-
Мировая Авиация 2
Несмотря на введенный в 1940 году камуфляж, Bf109 еще долгое время сохраняли первоначальную окраску. Этот Bf 109E-3 скапотировал при посадке в Голландии в 1941 году. Судя по всему, пилот не пострадал.
-
Aeroplane Monthly 1980-09 / R.Olejnik - Achtung! Kleine Indianer!
This Bf109E-4, from the author's Staffel, No 2, was damaged by RAF fighters on August 15, 1940. The pilot nursed the aircraft home and force-landed at Colombert.
-
Aeroplane Monthly 1980-09 / R.Olejnik - Achtung! Kleine Indianer!
Another view of the Bf109E-4 at Colombert.
-
Авиация и Космонавтика 2005-11 / Me 109 - плохой продукт /Аэроархив/
Поврежденный водорадиатор
-
Авиация и Космонавтика 2005-11 / Me 109 - плохой продукт /Аэроархив/
Вид на силовую установку "мессера"
-
Мир Авиации 1994-02 / Д.Хазанов - Поражение люфтваффе под Москвой /Война в воздухе/
Ремонт в полевых условиях.
-
Авиация и Космонавтика 2016-02 / В.Бакурский - Главный противник или Поставить точки над "i" II
Удобство транспортировки поврежденного самолета - одно из качеств Bf 109, весьма востребованное на войне
-
Авиация и Космонавтика 2016-02 / В.Бакурский - Главный противник или Поставить точки над "i" II
Обратите внимание на верхний левый снимок. На нем запечатлены одновременно самолеты вариантов C и E.
-
Авиация и Время 2017-01 / А.Харук - На страже нейтралитета. ВВС Швейцарии в годы Второй мировой войны (3)
«Мессершмитт», вероятно, обер-лейтенанта Хейнигера, подбитый американскими «Мустангами»
-
Авиация и Космонавтика 2016-02 / В.Бакурский - Главный противник или Поставить точки над "i" II
Хотя фюзеляж самолета и отличался достаточной прочностью, необходимой для повседневной эксплуатации, при грубой посадке он попросту ломался. Несущая обшивка хвостовой части не могла воспринять подобные нагрузки
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / В.Катков, А.Фирсов - Мессершмитт Bf 109
Сбитый над Балтикой Bf 109E-4 из III./JG 54, Средиземноморский(???) ТВД
-
История Авиации 2000-03 / А.Степанов - Пиррова победа Люфтваффе на Западе /Большая стратегия/
За незначительные успехи при ударах по аэродромам союзников приходилось платить дорогой ценой: этот Bf109E-3 обер-лейтенанта Дитриха Робиша из состава II9J)/186 был сбит в схватке с голландскими истребителями D.XXI 10 мая 1940г. над авиабазой Де Куй.
-
История Авиации 2000-03 / А.Степанов - Пиррова победа Люфтваффе на Западе /Большая стратегия/
А этот Bf109E-3 командира 1-й эскадрильи JG2 "Рихтгофен" гауптмана Отто Бертрама был сбит французскими истребителями 18 мая 1940г. над районом Камбрэ.
-
Aeroplane Monthly 1983-06 / ??? - Fallen might
Where sheep may safely graze. This Messerschmitt Bf 109 of 1/JG 53 was shot down on the Sussex downs in September 1940. The pilot was captured by the Home Guard.
The Junkers Ju 871), at right, is seen at Cyrenaica, Libya, after being sabotaged by the Germans. By starting the aircraft and tipping them up on their noses the aircraft were rendered useless. -
Aeroplane Monthly 1983-06 / ??? - Fallen might
Oblt von Werra’s Messerschmitt Bf 109E-4, shot down on September 5, 1940, photographed at Winchet Hill, Love’s Farm, Marsden, Kent.
-
АвиаМастер 2001-04 / А.Марданов - Защищая русский север /На фронтах Великой Отечественной/ (1)
Момент подъема из озера Нессюк-Ярви самолета Bf-109E-3, сбитого советскими истребителями 17 июля 1941г. Снимок сделан в 1993 году.
-
История Авиации 2003-02 / П.Каминский - Il-2?.. Schturmovik?.. Das ist fantastisch!!.. /Игротека/ (1)
Нередко для уцелевших в боях и штурмовках пилотов Люфтваффе возвращение на свои авиабазы заканчивалось примерно таким образом. На фото запечатлен Bf109E из состава 7/JG54, с трудом дотянувший до своей территории 22 июня 1941г. Самолет был позже восстановлен.
-
История Авиации 2003-02 / П.Каминский - Il-2?.. Schturmovik?.. Das ist fantastisch!!.. /Игротека/ (1)
Bf109E из 2/JG52, вернувшийся после сопровождения группы Ju87 в район Киева 8 августа 1941г. Самолет был позже восстановлен.
-
Aeroplane Monthly 1985-11 / Personal album
A Battered JG 71 Messerschmitt Bf 109E.
-
Авиация и Космонавтика 2016-02 / В.Бакурский - Главный противник или Поставить точки над "i" II
Картина, достаточно характерная для немецких аэродромов.
-
Авиация и Космонавтика 2013-06 / Маслов, Иванов, Дымич, Потоцкий, Фирсов, Бакурский - И-16 - штрихи к "портрету"
Сбитый под Киевом в первые дни войны "Мессершмитт" Bf 109E из эскадры JG 3
-
Авиация и Время 2002-04 / Д.Хазанов, А.Котлобовский - Битва над Киевом (3)
Bf 109E, сбитый на южном фланге обороны Юго-Западного фронта
-
Мир Авиации 1995-01 / Ю.Рыбин - О Сафонове не по мемуарам /Асы мира/
Bf 109E, сбитый в 1942г. в районе Мурманска. "Голова белого медведя" - знак 5-й эскадрильи 5 истребительной эскадры (5./JG 5 "Eismeer").
-
АвиаМастер 2006-01 / А.Марданов - Четыре пишем, два в уме /На фронтах Великой Отечественной/ (1)
"Мессершмитт" Bf 109E-7 (с.н. 3523), на котором 3 апреля 1942г. совершил вынужденную посадку на лед лейтенант Видовиц. В октябре 2002г. самолет был поднят со дна озера. Внизу - одна из его заводских табличек с указанием типа "Me 109E". Это говорит о том, что аббревиатура Me 109 (а не только Bf 109) была официально принята в немецких документах
-
АвиаМастер 2006-02 / А.Марданов - Восемь пишем, два в уме /На фронтах Великой Отечественной/ (2)
Разбитый на вынужденной посадке после воздушного боя 13 июня 1942 года Bf 109E-7 N 5599 унтер-офицера Кайзера из 8-го отряда 5-й истребительной эскадры. Согласно немецкой методике, такое состояние было оценено как "повреждение на 70%"
-
АвиаМастер 2006-08 / А.Марченко, И.Сеидов - Домой вернутся все! /Авиация в лицах/
"Мессершмитт" Bf 109, подбитый и севший на вынужденную среди руин Сталинграда
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - 1. Chronology
A German Bf 109 fighter is shot down and comes to rest in a cornfield. The pilot comments: ‘That’s what we get for coming to England’ (July 1940).
-
Мировая Авиация 57
Главной ударной силой истребительных частей Люфтваффе во время греческой кампании были BF109E. Серьезного противодействия со стороны греческих и британских ВВС они не встретили. Немецкие самолеты, действовавшие на Балканах, имели желтую маркировку.
-
Aeroplane Monthly 1987-12 / Personal album
Bf 109E S9+ES of 8./ZG 1.
-
Мировая Авиация 57
Истребительные части, воевавшие в пустыне, немцы быстро перевооружили на Bf 109F, однако в качестве истребителей-бомбардировщиков они продолжали использовать Bf 109E. На снимке: Bf 109E-4/В из 210-й эскадрильи скоростных бомбардировщиков III группы.
-
Aeroplane Monthly 1987-12 / Personal album
Two views of Bf 109E S9+IR of 7./ZG 1, part of III./ZG 1. The Gruppe was officially absorbed into I./SG 2 on September 28, 1942, but seems to have retained a certain degree of independence at least until late November of that year. In late October/early November it operated from the airfields at Gambut, Martuba, Al-Quasaba and Bir-el-Abd, where these pictures were probably taken. When the Luftwaffe had to retreat in front of the Allied forces, at least 14 Bf 109E-7s had to be left behind owing to either damage or lack of fuel; in the official loss returns these aircraft are invariably listed as “blown up, 100 per cent loss”, although in fact a number of them were only superficially damaged.
Тип фотографий