Messerschmitt Bf.109F
Варианты:
Messerschmitt - Bf.109F - 1940 - Германия
Страна: Германия
Год: 1940


Истребитель
Описание:
Bf.109F
Bf.109 (разв.)
Messerschmitt Bf 109
Фотографии:

Обломки (30)

Bf.109F

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Байерише Флюгцойгверке" (BFW) под руководством В.Мессершмитта. Первый полет опытный образец Bf 109V1 совершил в августе 1935 г. Серийное производство началось в феврале 1937 г. и продолжалось во все нарастающих масштабах до конца войны. Bf 109 выпускались в Германии на заводах фирм BFW (позднее "Мессершмитт") в Аугсбурге, "Эрла машиненверк" в Лейпциге, "Винер-Нойштадтер флюгцойгверке" в Винер-Нойштадте и Делитце, "Физелер" в Касселе, "Арадо" в Варнемюнде, AGO в Ошерслебене, а также в Румынии на заводе IAR в Брашове, в Венгрии - "Гиори Вагонгиар Гиор" в Гиоре. Всего изготовлено 30 573 Bf 109 всех вариантов. Самолет состоял на вооружении с марта 1937 г. в Германии, с 1940 г. - в Венгрии, Югославии, Болгарии, Словакии, с 1941 г. - в Румынии, с 1943 г. - в Италии и Финляндии.
Основные серийные модификации:
   - Bf 109B с мотором Jumo 210Da, вооружение 2x7,9;
   - Bf 109C с мотором Jumo 210Ga, вооружение 4x7,9;
   - Bf 109D с мотором Jumo 210Da, вооружение 4x7,9; измененные выхлопные патрубки, усиленное крыло;
   - Bf 109E с мотором DB601A-1, вооружение 4x7,9 или 2x7,9+2x20 или 3x20;
   - Bf 109T - вариант с укороченным взлетом, истребитель-бомбардировщик (первоначально палубный), мотор DB601N;
   - Bf 109F c мотором DB601E, измененная носовая часть, округлые законцовки крыла, нет подкосов стабилизатора, вооружение 1x20+2x7,9; на поздних сериях усиленная бронезащита, протектированные бензобаки, установка тропических противопыльных фильтров;
   - Bf 109G с мотором DB605 (модификаций А, AC, AM, ASZM, D), многочисленные подмодификации, в т.ч. с гермокабиной, деревянной хвостовой частью, подвеской НУРС и дополнительным вооружением; основное вооружение 1x20+2x7,9, или 1x20+2x13, или 1x30+2x13;
   - Bf 109K с мотором DB605 (модификаций DM, DBM, DCM), измененный фонарь кабины, убирающееся хвостовое колесо, вооружение 1x30+2x13 с возможностью установки дополнительного вооружения.
Боевой дебют Bf 109B состоялся в Испании в декабре 1936 г. К сентябрю 1939 г. самолет Мессершмитта являлся уже основным истребителем Люфтваффе (большинство составляли машины модификации Е). Участвовал во всех основных операциях на всех фронтах. Применялся как дневной и ночной истребитель, истребитель-бомбардировщик, тактический разведчик. Продолжал выпускаться до самого конца войны. В Финляндии состоял на вооружении до 1948 - 1949 гг., в Болгарии - до 1946 г., в Швейцарии - до мая 1948 г.

Bf.109 (разв.)

На базе одноместного истребителя Bf 109 был создан целый ряд вариантов ближнего разведчика. Bf 109 - одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Был спроектирован в КБ фирмы "Байерише флюгцойгверке" (BFW) под руководством В. Мессершмитта и В. Ретеля. Первый полет опытный образец Bf 109V1 совершил в августе 1935 г. Серийное производство истребителей было налажено в феврале 1937 г. Они строились на заводах BFW (впоследствии "Мессершмитт АГ") в Аугсбурге, "Эрла машиненверк" в Лейпциге, "Виенер-Нейштадтер флюгцойгверке" в Виенер-Нейштадте и Делитце, "Физелер" в Касселе, "Арадо" в Варнемюнде, AGO в Ошерслебене. Всего изготовили 30 573 экз. Bf 109 всех модификаций. Разведывательные варианты впервые начали создавать на базе модификации Е с установкой различных плановых и перспективных фотокамер.
Первыми начали выпускать Bf109E-6 - осенью 1940 г.
Впоследствии серийно строились:
   - Bf 109E-6 на базе истребителя Е-3, с мотором DB 601N и вооружением 4x7,9;
   - Bf 109E-5 на базе истребителя Е-4, с мотором DB 601Аа и вооружением 2x7,9;
   - Bf 109E-9 на базе истребителя Е-7 с мотором DB 601N и вооружением 4x20+2x7,9;
   - Bf 109F-5 с мотором DB 601E и вооружением 1x20+2x7,9;
   - Bf 109F-6 с мотором DB 601E и вооружением 2x7,9; выпускался также тропический вариант Bf 109F-6/Trop с противопыльным фильтром на всасывающем патрубке карбюратора.
На истребителях серии G выполнение функций тактической разведки обеспечивалось применением полевого переделочного комплекта Rustzatz 2 (R2), использовавшегося непосредственно в частях и авиамастерских ВВС.
Этим комплектом оборудовались модификации:
   - Bf 109G-4/R2 с мотором DB 605A-1 и вооружением 2x7,9;
   - Bf 109G-5/R2 с мотором DB 605A или DB 605AS (Bf 109G-5/R2/AS), герметической кабиной и вооружением 2x13;
   - Bf 109G-6/R2 с мотором DB 605A или DB 605AS (Bf 109G-6/R2/AS) и вооружением 1x20+2x13, поздние серии с новым фонарем пилотской кабины;
   - Bf 109G-8/R2, переделка истребителя G-6 в разведчик с использованием комплектов R2 и R6;
   - Bf 109G-14/R2 с мотором DB 605A-1 и деревянным хвостом.
Разведывательные варианты состояли на вооружении в Германии с 1940 г. и в Финляндии с 1944 г.
Разведчики на базе Bf 109E впервые появились на фронте на побережье Ла-Манша осенью 1940 г. Широко использовались машины на базе Bf 109F на Восточном фронте, в Северной Африке и бассейне Средиземного моря, на Сардинии и Сицилии. Разведывательные модификации Bf 109G встречались на всех фронтах до конца войны. Финские машины недолго провоевали в Северной Карелии в 1944 г.
Разведчики на базе Bf 109G выпускались практически до конца войны.

Messerschmitt Bf 109

<...>
   Bf 109 принимал участие во Второй мировой войне с ее первого дня. Без него не обошлась ни одна значительная операция Люфтваффе. В конце войны в последнем крупнейшем боевом вылете германских ВВС - 7 апреля 1945 года - приняло участие 120 самолетов Bf 109. Bf 109 поставлялись и другим странам - Болгарии, Финляндии, Венгрии, Японии, Румынии, Словакии, Испании, Швейцарии, СССР и Югославии.
<...>


Варианты

<...>
   Bf 109F: серийный вариант; подварианты обозначались от F-0 до F-6, оснащались моторами DB 601N или DB 601E, различным вооружением и отличались конструкционными изменениями, направленными на повышение высотности
   Bf 109H: высотный вариант Bf 109F с увеличенным на 2 м размахом крыла, строился в ограниченном количестве; Bf 109H-0 оснащен двигателем DB 601E, Bf 109H-1 - мотором DB 605A
<...>
К вопросу о размещении пушечно-пулеметного вооружения "Мессершмитта"...
По вооружению Bf 109F уступал Bf 109E, но пилоты любили "F" за отменную маневренность. На снимке: результат удачной атаки британским истребителем самолета Bf 109F.
Лобовое бронестекло "мессершмитта", получившее пулю с советского бомбардировщика
Неудачная посадка опытного V30 - Bf 109F-1, на котором испытывалась гермокабина для будущего Bf 109G-1
Исторический кадр. Один из пилотов помогает выбраться из кабины Bf109F-4 раненому командиру JG51 полковнику Вернеру Мельдерсу, чей истребитель был подбит в бою с советскими И-16 10 июля 1941г. Тогда командору повезло - он смог дотянуть до своего аэродрома.
"Мессершмитт" штабного звена группы III/JG77, потерпевший аварию на территории Крыма, октябрь 1941г.
Впрочем, просто подломанные стойки шасси - не самая большая проблема «Стодевятого». Даже если стойка выдерживала, боковое скольжение на пробеге из-за малой колеи шасси часто приводило к опрокидыванию самолета через условную линию, проходящую между коком винта и законцовкой крыла (а достаточно частый срыв узкой покрышки колеса лишь усугублял этот процесс. Когда реборда упиралась в землю, переворот был неизбежен).
Вывоз подбитого Bf 109F с места вынужденной посадки (самолет был подбит Виктором Радкевичем 25 марта 1942 г.)
Хотя фюзеляж самолета и отличался достаточной прочностью, необходимой для повседневной эксплуатации, при грубой посадке он попросту ломался. Несущая обшивка хвостовой части не могла воспринять подобные нагрузки
An unidentified '109, its back broken, discovered by the advancing Allied forces.
Реалии Восточного фронта: у немцев это называлось "повреждение 90%", лето 1942г., район г. Изюм
Удобство транспортировки поврежденного самолета - одно из качеств Bf 109, весьма востребованное на войне
Для многих немецких пилотов война с Россией закончилась вот так: бойцы 237-го автобата буксируют в тыл "Мессершмитт" обер-лейтенанта Лохоффа, сбитого при попытке атаковать советские бомбардировщики.
Удобство транспортировки поврежденного самолета - одно из качеств Bf 109, весьма востребованное на войне
Таких фотографий могло быть и больше, если бы...?
Another view of Bf 109F DP+IZ, minus prop, cowlings, canopy, fin and half its undercarriage.
A Bf 109F variant, probably an F-4/Trop, still carrying its factory code DP+IZ.
Еще одним «замечательным» качеством «Мессершмитта» было то, что он легко подвергался «каннибализации». Другими словами, легко расходился на запчасти
"Желтая восьмерка" - подбитый самолет Эриха Шиффлера, найденный немецкими солдатами в поле.
Советские офицеры осматривают подбитый зенитчиками западнее Киева Bf 109F-2 из эскадры JG 3, Юго-Западный фронт, июль 1941 г.
С "драконом" - эмблемой I/JG 3 - уже знакомятся и бойцы Красной Армии
Сбитый "мессер" выставлен для показа на Крещатике
Bf109F-2 из состава IV/JG51, сбитый летом 1941г. Один из многих.
Bf 109F-4 обер-лейтенанта Лейкауфа, совершивший вынужденную посадку после боя с истребителями 3-го ГИАП
Офицер Северного флота осматривает обломки "мессершмиттов" на захваченном немецком аэродроме
Сбитый истребитель Bf.109F. В начале войны "Фридрихи" летчики часто именовали He-113
Найденный немцами на месте вынужденной посадки Bf 109F-2 №6674 капитана Хайнца Бретнютца. На левом борту за кабиной видна пробоина от пули, возможно ставшей смертельной для летчика, который умер спустя
пять дней. На руле поворота отметки о 31 воздушной победе
Этот трофей использовался в качестве декорации при съемках художественного фильма «Сталинградская битва» (1949 г.)