
Варианты
- Messerschmitt - Bf.109 / Bf.109B / Bf.109C / Bf.109D - 1935 - Германия
- Messerschmitt - Bf.109E - 1938 - Германия
- Messerschmitt - Bf.109T - 1939 - Германия
- Messerschmitt - Bf.109F - 1940 - Германия
- Messerschmitt - Bf.109G - 1942 - Германия
- Messerschmitt - Bf.109K - 1944 - Германия
- Messerschmitt - Bf.109Z Zwilling - 1944 - Германия
- Hispano - HA-1109/HA-1112 Buchon - 1945 - Испания
- Avia - S-199 - 1947 - Чехословакия
- Jurca - MJ-9 One-Oh-Nine - 1972 - Франция
Bf.109G
Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Байерише Флюгцойгверке" (BFW) под руководством В.Мессершмитта. Первый полет опытный образец Bf 109V1 совершил в августе 1935 г. Серийное производство началось в феврале 1937 г. и продолжалось во все нарастающих масштабах до конца войны. Bf 109 выпускались в Германии на заводах фирм BFW (позднее "Мессершмитт") в Аугсбурге, "Эрла машиненверк" в Лейпциге, "Винер-Нойштадтер флюгцойгверке" в Винер-Нойштадте и Делитце, "Физелер" в Касселе, "Арадо" в Варнемюнде, AGO в Ошерслебене, а также в Румынии на заводе IAR в Брашове, в Венгрии - "Гиори Вагонгиар Гиор" в Гиоре. Всего изготовлено 30 573 Bf 109 всех вариантов. Самолет состоял на вооружении с марта 1937 г. в Германии, с 1940 г. - в Венгрии, Югославии, Болгарии, Словакии, с 1941 г. - в Румынии, с 1943 г. - в Италии и Финляндии.
Основные серийные модификации:
- Bf 109B с мотором Jumo 210Da, вооружение 2x7,9;
- Bf 109C с мотором Jumo 210Ga, вооружение 4x7,9;
- Bf 109D с мотором Jumo 210Da, вооружение 4x7,9; измененные выхлопные патрубки, усиленное крыло;
- Bf 109E с мотором DB601A-1, вооружение 4x7,9 или 2x7,9+2x20 или 3x20;
- Bf 109T - вариант с укороченным взлетом, истребитель-бомбардировщик (первоначально палубный), мотор DB601N;
- Bf 109F c мотором DB601E, измененная носовая часть, округлые законцовки крыла, нет подкосов стабилизатора, вооружение 1x20+2x7,9; на поздних сериях усиленная бронезащита, протектированные бензобаки, установка тропических противопыльных фильтров;
- Bf 109G с мотором DB605 (модификаций А, AC, AM, ASZM, D), многочисленные подмодификации, в т.ч. с гермокабиной, деревянной хвостовой частью, подвеской НУРС и дополнительным вооружением; основное вооружение 1x20+2x7,9, или 1x20+2x13, или 1x30+2x13;
- Bf 109K с мотором DB605 (модификаций DM, DBM, DCM), измененный фонарь кабины, убирающееся хвостовое колесо, вооружение 1x30+2x13 с возможностью установки дополнительного вооружения.
Боевой дебют Bf 109B состоялся в Испании в декабре 1936 г. К сентябрю 1939 г. самолет Мессершмитта являлся уже основным истребителем Люфтваффе (большинство составляли машины модификации Е). Участвовал во всех основных операциях на всех фронтах. Применялся как дневной и ночной истребитель, истребитель-бомбардировщик, тактический разведчик. Продолжал выпускаться до самого конца войны. В Финляндии состоял на вооружении до 1948 - 1949 гг., в Болгарии - до 1946 г., в Швейцарии - до мая 1948 г.
Bf 109G-6||
Размах:||9,92 м
Длина:||8,85 м
Моторы, количество х мощность:||1x1800 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3400 кг
Максимальная скорость:||621 км/ч
Практический потолок:||11500 м
Дальность:||1000 км
Описание:
- Bf.109G
- Bf.109 (разв.)
- Messerschmitt Bf 109
Фотографии
-
Авиация и Космонавтика 2018-02 / Г.Серов, А.Фирсов, В.Бакурский - Реактивная победа Кожедуба
Уникальные кадры фотокинопулемета с самолета П.Ф. Чупикова
-
Авиация и Космонавтика 2018-02 / Г.Серов, А.Фирсов, В.Бакурский - Реактивная победа Кожедуба
Попытка определить габариты «трубы» под фюзеляжем «Мессершмитта». Реальные габариты пускового устройства WGr 21 были: длина 1,3 м, диаметр порядка 22-23 см. Видно, что технические специалисты 176-го гиап верно указали длину устройства, но почти в два раза ошиблись в диаметре - при 0,5 м диаметр устройства совпадал бы с шириной «совка» маслорадиатора
-
Мировая Авиация 62
Несмотря на крутой вираж, этот Bf 109G не может уйти от огня преследующего его американского истребителя. Абсолютное численное превосходство ВВС США и Великобритании, в конце концов, сломило сопротивление опытных немецких ВВС на Западе.
-
Aeroplane Monthly 1987-12 / Personal album
This Bf 109G-2/Trop of 5./JG 27 was left behind by the Luftwaffe on an unknown North African airfield. Its markings combined a black numeral with a red horizontal bar, indicating the II.Gruppe of JG 27.
-
Авиация и Космонавтика 2016-02 / В.Бакурский - Главный противник или Поставить точки над "i" II
Август 1942 г. В кабине этого Bf 109G на привязных ремнях висит Вальтер Новотны - ас №1 люфтваффе (на момент его гибели в ноябре 1944 г.) и первый летчик-истребитель, записавший на свой счет 250 воздушных побед. А ведь эта посадка могла стать последней в его жизни.
-
Aeroplane Monthly 1991-07 / R.Snadden - Benson's Bf 109
The bend in one of the propeller-blade tips after the maiden flight.
-
Авиация и Космонавтика 2021-12 / В.Котельников - Трофейные истребители Мессершмитт Bf 109 в СССР
Бригада рабочих мастерских Московского авиационного института, занимающаяся разборкой Bf 109 на металлолом
-
Авиация и Время 2005-02 / В.Антипов, И.Уткин - "Скворцы" из стаи "Дракона" (крымская весна 1944г.)
Bf 110 и Bf 109 (на самолете с белой двойкой летал Э.Хартманн), разбитые на херсонесском аэродроме советской авиацией
Другие самолёты на фотографии: Messerschmitt Bf.110G - Германия - 1941
-
История Авиации 2000-06 / М.Морозов - Топи их всех /Крылья над морем/ (3)
После удара советской авиации по аэродрому Херсонес на летном поле догорают "Мессершмитты"Bf109G-4 из состава JG52. 8 мая к регулярным налетам "горбатых" и "пешек" добавился огонь нашей дальнобойной артиллерии, что быстро сделало невозможным использование Херсонеса самолетами Люфтваффе.
-
Авиация и Время 1995-06 / А.Котлобовский - В тени Люфтваффе (Венгерские ВВС. Октябрь 1944 - май 1945г.) /Аэроархив/ (5)
Разбитые Bf 109G-10 ВВС Венгрии и Me 262 люфтваффе на аэродроме Клагенфурт. Май 1945г.
Другие самолёты на фотографии: Messerschmitt Me.262 Schwalbe - Германия - 1941
-
Авиация и Время 2016-03 / С.Вахрушев - Из первых, встретивших войну... (2)
Спасательная команда извлекает В. Новотны из подбитого Bf 109G-4. Аэродром в Рельбицах, 11 августа 1942 г.
-
АвиаМастер 2006-02 / А.Марданов - Восемь пишем, два в уме /На фронтах Великой Отечественной/ (2)
Самолет оберфельдфебеля Мюллера, обнаруженный на месте вынужденной посадки
-
История Авиации 29 / Ю.Рыбин - "Драться, как Сафонов!" /Расследование/ (4)
19 апреля 1943г. "Руди" Мюллеру уже было не до улыбок. Поддерживая атаку ведущего группы "Мессершмиттов" лейтенанта Т.Вайссенбергера, его Bf109G-2 попал под огонь "Харрикейна" старшины Т.С.Дыгало из состава 769-го ИАП ПВО и был сбит. Уйти к своим на лыжах немецкому асу не удалось, так как его самолет упал невдалеке от лагеря, где проходили подготовку несколько разведывательно-диверсионных групп из числа норвежских и финских патриотов, прекрасно знакомых со спецификой местных условий. Отправленная на его поиск группа спецназа вскоре вернулась с пилотом
-
Мир Авиации 2006-02 / В.Раткин - 23 августа 42-го (к 65-летию Сталинградской битвы) /Война в воздухе/
Самолет Bf 109G2 из JG53 Pik-As, совершивший вынужденную посадку. Вероятно, август 1942г., район расположения 63-й армии близ ст. Вешенская. Летчик совершил вынужденную посадку из-за потери ориентировки (самолет перегонялся на аэродром Тацинская).
-
Авиация и Космонавтика 2007-08 / М.Никольский - 28-й гв. иап
Сбитый Bf.109 из JG-54 в 1942г. 54-я истребительная эскадра действовала в районе Ленинграда
-
Авиация и Космонавтика 1997-11 / К.-Ф.Геуст - Воздушная мощь маленькой страны
Сбитый Bf 109G-2 финского аса Лео Ахокаса (12 побед в 189 боевых вылетах), 28 июня 1944г.
-
Мировая Авиация 119
Одной из последних частей, воевавших на Bf 109 на западе, была эскадра JG53. На снимке американские солдаты осматривают Bf 109G-14/A5 из IV группы этой эскадры, сбитый у Саарлаутерна в январе 1945 года.
-
Авиация и Космонавтика 2016-09 / В.Бакурский - Главный противник. Крылья "Мессера"
Даже при столь чудовищных повреждениях крыло Мессершмитта BF 109 оставалось целым, что говорило о его необычайной прочности
-
Авиация и Космонавтика 2016-09 / В.Бакурский - Главный противник. Крылья "Мессера"
На этой фотографии мы видим крыло Bf 109 со снятой панелью. Обратите внимание на то, как далеко от передней кромки расположен лонжерон
-
Aeroplane Monthly 1987-01 / Personal album
A scene which awaited many Allied airmen as one German airfield after another fell into their hands. This picture was probably taken at Achmer and shows rows of Bf 109Gs, Fw 190s and a Ju 88, all of which were disabled or completely wrecked by the Germans.
Другие самолёты на фотографии: Focke-Wulf FW.190A - Германия - 1941Junkers Ju.88 - Германия - 1936
-
Aeroplane Monthly 1987-01 / Personal album
Aircraft wreckage at Achmer. In addition to the upturned Ju 52 transport, the remains of an Fw 190, Bf 109 and a Junkers-W34 could be seen on the original print.
Другие самолёты на фотографии: Focke-Wulf FW.190A - Германия - 1941Junkers Ju.52/3m - Германия - 1931Junkers W 33 / W 34 / Ju.46 - Германия - 1926
Тип фотографий