Bristol Blenheim
Варианты:
Bristol - Blenheim - 1936 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1936


Бомбардировщик
Описание:
Blenheim
Blenheim IF/IVF
Bristol 142 Blenheim
Фотографии:

Модели, рисунки, схемы, чертежи (26)

Blenheim

Легкий бомбардировщик, двухмоторный цельнометаллический моноплан. Шасси убирающееся, с хвостовым колесом. Экипаж 3 человека. Спроектирован в КБ фирмы "Бристоль эйрплейн" под руководством Ф.Барнуэлла на базе опытного скоростного пассажирского самолета "тип 142", совершившего первый полет 12 апреля 1935 г. Серийное производство началось в июне 1936 г. "Бленхейм" выпускался на заводах "Бристоль" (Фултон), "Рутс секьюритиз" (Блис-Бридж), "А.В. Роу", "Валтион леконтехдас" (Тампере, Финляндия), "Икарус" (Белград, Югославия), "Фэйрчайлд эйркрафт" (Лонгевиль, Канада). Всего построено.1 134 экз.
Состоял на вооружении в Великобритании с марта 1937 г., в Финляндии - с июля, в Турции - с октября, в Югославии - с марта 1939 г., в Румынии и Греции - с 1940 г., в Хорватии - с конца 1941 г., в Португалии - с 1943 г.
Основные серийные модификации:
  - "Бленхейм" I с моторами "Меркьюри" VIS2 или VIII, вооружение 2x7,69;
  - "Бленхейм" IV с новой носовой частью, моторами "Меркьюри" VIII, IVL с дополнительными бензобаками и моторами "Меркьюри" XV, вооружение 4x7,69 (полевые переделки - до 5x7,69);
  - "Болингброк" I, канадский вариант "Бленхейма" IV с моторами "Меркьюри" VIII и американским оборудованием; o"Болингброк" IV с моторами "Меркьюри" XX, IVW с R-1535;
  - "Бленхейм" V с новой носовой частью, моторами "Меркьюри" XXV или XXX, вооружение 4x7,69.
Бомбовая нагрузка всех вариантов до 455 кг.
В сентябре 1939 г. "Бленхейм" являлся самым массовым бомбардировщиком королевских ВВС. Они вели разведку и наносили бомбовые удары практически с самого начала Второй мировой войны. Весной 1940 г. участвовали в Норвежской кампании, затем в боях во Франции, в Северной Африке. Английские "бленхеймы" в апреле 1941 г. воевали в Греции, в мае - на Крите, с сентября - в Малайе и Бирме. Последние операции они осуществляли в конце 1943 г. в Северной Африке.
Финские бомбардировщики участвовали в "зимней" войне с Советским Союзом, затем продолжили боевые действия в июне 1941 г. и вели их до перемирия с СССР в 1944 г. Югославские машины в апреле 1941 г. бомбили наступающие немецкие войска, а также наносили удары по целям в Венгрии и Австрии. Греческие "бленхеймы" воевали с октября 1940 г. против итальянцев, а в апреле 1941 г. - против немцев. Канадские "болингброки" применялись для патрулирования побережья.
"Бленхейм" снят с производства в Англии - в июне 1943 г., в Финляндии - в 1944 г. Их сняли с вооружения британские ВВС в июле 1945 г., финские - в 1948 г. Греческие и югославские машины полностью потеряны в боевых операциях.

Blenheim IF/IVF

Тяжелый дневной и ночной двухмоторный истребитель на базе легкого бомбардировщика "Бленхейм", цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Бомбардировщик "Бленхейм" спроектирован в КБ фирмы "Бристоль эйрплейн" под руководством Ф.Барнуэлла. Выпускался серийно с марта 1937 г. Переделка в истребитель начата в 1938 г., велась в частях обслуживания (авиарембазах) и непосредственно в эскадрильях с использованием комплектов подфюзеляжных контейнеров, изготовлявшихся мастерскими фирмы "Саузерн рейлуэй" в Эшворде. Всего изготовлено 1375 комплектов. Вооружение 2x7,69 в носу фюзеляжа; 4x7,69 в контейнере. "Бленхеймы"-истребители состояли на вооружении королевских ВВС с сентября 1938 г.
Существовали две основные модификации:
  - "Бленхейм" IF на базе бомбардировщика "Бленхейм" I с моторами "Меркьюри" VIII;
  - "Бленхейм" IVF на базе бомбардировщика "Бленхейм" IV с моторами "Меркьюри" XV, удлиненной носовой частью фюзеляжа, дополнительными бензобаками.
"Бленхеймы" применялись как дневные истребители с ноября 1939 г., участвовали в "битве за Англию". С середины 1940 г. на них начали монтировать РЛС. Боевое применение в качестве ночных истребителей - с июля 1940 г. С февраля 1941 г. базировались также в Сингапуре, в конце 1941г. участвовали в боевых действиях в Малайе и Бирме. Применялись в Египте (ПВО Александрии), Греции, на Крите. Переделка "бленхеймов" в истребители закончилась в 1940 г. Истребители модификаций IF и IVF сняты с вооружения в начале 1942г.

Bristol 142 Blenheim

В 1934 году владелец газеты "Daily Mail" виконт Ротермер решил приобрести для личного пользования новый корпоративный самолет. "Daily Mail" к тому времени уже много сделала для развития авиационного дела вообще и деловой авиации в частности. Основными требованиями Ротермера были высокая скорость, экипаж из двух человек и способность перевозить до шести пассажиров. Вскоре оказалось, что примерно такую конфигурацию имел проработанный в инициативном порядке специалистами компании "Bristol Aeroplane Company" легкий транспортный самолет. Силовая установка изначально предлагалась в составе двух двигателей Bristol Aquila I мощностью по 500 л.с, но, принимая во внимание требование Ротермера, Фрэнк Барнуэлл решил поставить два Bristol Mercury VIS мощностью по 650 л.с. В итоге появился Bristol Type 142, совершивший первый полет в Филтоне 12 апреля 1935 года.
  Самолет превзошел все ожидания заказчика - он смог развить скорость на 48 км/час больше, чем у прототипа новейшего на тот момент британского истребителя. Самолету присвоили имя "Britain First", и Ротермер торжественно представил его общественности. Буквально тут же Министерство авиации решило взять самолет для испытаний - на предмет возможности его использования в качестве легкого бомбардировщика. Ротермер без колебаний подарил машину военным. Вскоре последовал вариант Type 142M Blenheim, а в январе 1936 года в воздух поднялся Type 143, оснащенный двигателями Aquila, впрочем, не привлекший внимания потенциальных заказчиков - на его характеристиках негативным образом сказалось отсутствие воздушных винтов изменяемого шага.
  Летом 1935 года Министерство авиации, высоко оценив предложенный фирмой "Bristol" военный вариант Type 142M, в сентябре подписало контракт на 150 самолетов. Требования к ним были описаны в спецификации 28/35. Новый самолет был во многом схож с Type 142, отличаясь в основном наличием бомбоотсека, места для бомбардира и надфюзеляжной турельной установкой. Первый полет прототип совершил 25 июня 1936 года, в марте 1937 года начались серийные поставки британским ВВС, а в июле того же года Министерство авиации разместило заказ еще на 434 самолета, которым было присвоено обозначение Blenheim Mk I. Самолет представлял собой свободнонесущий среднеплан цельнометаллической конструкции, исключение составляли рулевые поверхности, имевшие полотняную обшивку. Шасси - убирающееся, с хвостовым колесом. Силовая установка состояла из двух двигателей Bristol Mercury VIII мощностью 840 л.с. Бомбовый отсек располагался в центроплане, типовое оборонительное вооружение включало 7,7-мм пулемет в левой консоли крыла и 7,7-мм пулемет в надфюзеляжной турели.
  Первой Blenheim Mk I получила 114-я эскадрилья, и именно ее самолеты публика увидела на воздушном параде британских ВВС в Хендоне летом 1937 года. Для соблюдения сроков поставок к программе пришлось подключать компании "A.V. Roe" и "Rootes Securities". В общей сложности с трех сборочных линий сошли 1552 самолета Blenheim Mk I, которые одно время состояли на вооружении 26 эскадрилий британских ВВС. Но к началу Второй мировой войны лишь некоторое количество Blenheim Mk I находилось на вооружении размещенных в метрополии бомбардировочных эскадрилий, а вскоре они были полностью заменены на бомбардировщики Blenheim Mk IV. Blenheim Mk I в дальнейшем широко использовались в роли учебных - для переподготовки летчиков, а 200 самолетов были переоборудованы в ночные истребители Blenheim Mk IF - на них устанавливали РЛС AI.Mk III или Mk IV, а также усилили вооружение за счет подфюзеляжной турели с четырьмя 7,7-мм пулеметами. Первая победа была одержана новым ночным перехватчиком 23 июля 1940 года.
  Последним вариантом, созданным на базе Type 142M, стал прототип Blenheim Mk II, представлявший собой Mk I с дополнительными топливными баками.
  Blenheim Mk I поставлялся в Финляндию, Турцию и Югославию, а также строился по лицензии в Финляндии и Турции. Некоторое количество самолетов было поставлено в 1939 году в Румынию.
<...>
Диорама, запечатлевшая момент подготовки "Бленхейма" к вылету
Бристоль "Бленхейм" Mk.IF
Bristol Blenheim Type 142M high performance bomber fitted with two Bristol Mercury VIII engines.
The Bristol "Blenheim" Bomber (Two Bristol "Mercury VIII" engines).
Компоновочная схема бомбардировщика "Бленхейм" I
The cut-away drawing of the Bristol Blenheim medium bomber reveals not only the comprehensive equipment but the power plants (Mercury VIIIs).
Field of view, both for the pilot and any of recumbent member of the crew, has certainly been adequately provided in the Bristol Blenheim.
The fuselage of the Blenheim is made in three sections, each of a size suitable for transport. This sketch shows the tail unit with its retractable tail wheel, and the rear turret in its "flying" position.
The retractable tail wheel installation
Details of one of the undercarriage units showing, in broken lines, the position taken up by the struts and radius rods when the unit is in the half-retracted position.
Bristol Blenheim Mk I
Blenheim IF
"Бленхейм" I
Бристоль "Бленхейм" IF