Boeing Boeing 707/720
Варианты:
Boeing - Boeing 707/720 - 1954 - США
Страна: США
Год: 1954


Дальнемагистральный транспортный самолет с экипажем из трех человек
Описание:
Boeing Model 707
Boeing Model 707 (C-137 и C-18)
Boeing Model 720
Фотографии:

Кабина (6)

Boeing Model 707

Компания "Boeing" стала первой в США авиастроительной фирмой, которой удалось создать реактивный гражданский транспортный самолет и успешно вывести его на мировой рынок. Началом работ можно считать тот момент, когда фирма приступила к разработке варианта военно-транспортного самолета C-97 Stratofreighter, снабженного ТРД или ТВД. Но военных не заинтересовало предложение "Boeing", и фирма сделала рискованный маневр, вложив в августе 1952 года 16 млн долларов в постройку прототипа совершенно нового гражданского реактивного самолета. В целях секретности новому проекту присвоили обозначение Model 367-80. Работники фирмы называли его "Dash-80", но руководство фирмы знало, что на рынке он будет представлен как Boeing Model 707.
   "Boeing" прекрасно понимала, что ее собственных вложений не хватит для развертывания крупносерийного производства гражданского авиалайнера. Поэтому на основе базового проекта создавались варианты скоростного военно-транспортного самолета и заправщика в расчете, что военный контракт позволит обеспечить финансирование разработки первоклассного гражданского лайнера.
   При создании Model 367-80, выкатка которого состоялась 14 мая 1954 года, использовались решения, отработанные на транспортных самолетах с поршневыми двигателями - Model 377 Stratocruiser и C-97. Но по своей аэродинамической компоновке он был ближе к реактивному бомбардировщику B-47, унаследовав от него крыло со стреловидностью 35°. Но компоновка двигателей на "Dash-80" отличалась от B-47, у которого ТРД были подвешены под крылом на одном пилоне попарно. Возникли опасения, что при отказе одного из пары, возможно, придется отключать и второй, исправный, что приведет к резкому падению тяги. Поэтому на "Dash-80" двигатели разместили на пилонах под крылом по отдельности.
   "Dash-80", впервые взлетевший 15 июля 1954 года, имел силовую установку из четырех ТРД Pratt & Whitney JT3P тягой 42,26 кН и был, прежде всего, демонстратором военного самолета. На раннем этапе программы машину оснастили заправочной штангой, разработанной "Boeing". Имея на руках самолет с высокими летными характеристиками и большой грузоподъемностью, "Boeing" сумела заинтересовать им ВВС США, которым был нужен заправщик, способный обслуживать перспективные самолеты на больших скоростях и высотах, недоступных существующим тогда воздушным танкерам.
   Уже 5 октября 1954 года, меньше чем через три месяца после первого полета Model 367-80, "Boeing" получила первый контракт на 29 самолетов-заправщиков KC-135A.
   После получения военного заказа "Dash 80" переоборудовали в демонстратор гражданского лайнера. Первоначально он предлагался только американским авиакомпаниям в качестве замены устаревших поршневых машин на трансконтинентальных линиях. Первый контракт на Model 707 был получен от авиакомпании "Pan Am" - 13 декабря 1955 года она заказала шесть машин первой серийной модификации, получившей обозначение Model 707-100, хотя "Boeing" часто неофициально называла ее Model 707-120. За три месяца до этого ВВС США дали фирме разрешение строить гражданские варианты "Dash 80" одновременно с изготовлением военных C/KC-135. Первый лайнер Model 707-121 (неофициальное обозначение "Boeing") для "Pan Am" взлетел 20 декабря 1957 года и был передан заказчику в августе следующего года. А уже 26 октября 1958 года эта машина открыла первую "реактивную" линию "Pan Am" из Нью-Йорка в Лондон, хотя предназначалась, прежде всего, для перелетов на внутренних авиалиниях. Но такой шаг был всего лишь рекламным ходом, и самолет вскоре вернулся на местные авиалинии, для которых и был предназначен. Но это произошло уже после того, как авиакомпания получила первый вариант Model 707 с большой дальностью полета, получивший обозначение Model 707-300 Intercontinental. Дебют самолета на трансатлантических маршрутах состоялся 10 октября 1959 года.

   Выпуск Model 707 продолжался 25 лет и закончился в начале 1980-х годов после постройки 763 машин. Но на протяжении всего этого времени лайнер продолжал совершенствоваться - возрастали его экономичность, грузоподъемность и дальность полета, устанавливались более совершенные двигатели. Достаточно сказать, что взлетная масса грузового Model 707-300C Intercontinental была на 34% больше, чем у Model 707-200 постройки 1959 года.
   Рассказ о Model 707 будет неполным без еще одного упоминания о "Dash 80", прослужившего почти 18 лет. Вероятно, этот самолет прошел наибольшее в истории авиации число доработок и модификаций. Помимо решений, связанных с совершенствованием самолетов семейства Model 707, на "Dash 80" отрабатывались элементы конструкции, нашедшие место на лайнерах "Boeing" других моделей. После завершения испытательной карьеры, 25 апреля 1972 года, "Boeing" подарила "Dash 80" Смитсоновскому институту.


Варианты

   Model 707-100B: развитие первого серийного варианта с более мощными ТРДД и аэродинамическими усовершенствованиями крыла и оперения, уже отработанными на самолете Model 720
   Model 707-200: отличался от первых серийных машин силовой установкой из четырех ТРД Pratt & Whitney JT4A-3
   Model 707-300 Intercontinental: дальнемагистральный транспортный самолет с крылом увеличенного размаха, удлиненным фюзеляжем и более мощными двигателями, с возможностью перевозки до 189 пассажиров
   Model 707-300B Intercontinental: вариант Model 707-300 с более мощными двигателями и усовершенствованной аэродинамикой Model 707-300C Convertible: конвертируемый (пассажирский, грузопассажирский или грузовой) вариант Model 707-320B с грузовым люком и разработанной "Boeing" системой погрузки. В пассажирском варианте мог перевозить до 215 пассажиров
   Model 707-300C Freighter: грузовой вариант Model 707-300C со снятым пассажирским оборудованием
   Model 707-400 Intercontinental: в основном подобен Model 707-300, за исключением силовой установки из четырех двухконтурных ТРД Rolls-Royce Conway Mk 508


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Boeing Model 707-300C Intercontinental

   Тип: дальнемагистральный транспортный самолет с экипажем из трех человек
   Силовая установка: четыре двухконтурных ТРД Pratt & Whitney JT30-7 тягой по 84,52 кН
   Летные характеристики: макс, скорость 1009 км/ч на оптимальной высоте; крейсерская скорость 974 км/ч на высоте 7620 м; скороподъемность у земли 1219 м/мин; потолок 11890 м; дальность полета 9262 км со 147 пассажирами
   Масса: пустого 66 406 кг ил и 64002 кг в пассажирском и грузовом вариантах, соответственно; максимальная взлетная 151318 кг
   Размеры: размах крыла 44,42 м; длина 46,61 м; высота 12,93 м; площадь крыла 283,35 м;
   Полезная нагрузка: до 189 пассажиров или 42 229 кг груза

Boeing Model 707 (C-137 и C-18)

Варианты гражданского лайнера, принятые на службу ВВС США, получили базовое обозначение C-137. В их число входили три самолета Model 707-153, поставленные в 1959 году и использовавшиеся как штабные самолеты-"салоны" под обозначением VC-137A. Они могли перевозить 22 пассажира и имели оборудование для использования в качестве воздушного командного пункта (ВКП). После установки двухконтурных двигателей TF33 их обозначение изменили на VC-137B, первую букву которого стали опускать в конце 1970-х годов. Эти три самолета вошли в состав 89-го транспортного авиакрыла на авиабазе Эндрюс, где позднее к ним присоединились еще четыре машины. Последняя из них была списана в начале 1999 года.
   Первая пара из четырех дополнительных самолетов относилась к модификации Model 707-353C и предназначалась для перевозки президента США, получив обозначение VC-137C. После замены на VC-25A эти два C-137C присоединились к первым трем самолетам и использовались для перевозок высокопоставленных военных. В конце 1980-х годов 89-е авиакрыло получило еще два C-137C.
   В 1991 году один лайнер Model 707-355C поступил в Центральное командование ВС США и использовался как транспортный под обозначением EC-137D (это обозначение ранее применялось для опытного самолета, участвовавшего в программе создания Е-3).
   Обозначение C-18A получили восемь лайнеров Model 707, ранее принадлежавших авиакомпании "American Airlines", которые были куплены в 1981 году для 4950-го испытательного авиакрыла. Два самолета остались в своем первоначальном виде (один позднее разобрали на запчасти) и использовались для испытаний и тренировок. Из остальных шести машин четыре переделали в самолетные измерительные пункты (СИП) EC-18B ARIA (Advanced Range Instrumentation Aircraft), установив в носовой части большую антенну для приема телеметрической информации, закрытую гигантским обтекателем, как у EC-135E. Последнюю пару превратили в СИП EC-18D CMMCA (Cruise Missile Mission Control Aircraft) для испытаний крылатых ракет, установив на них РЛС APG-63 и аппаратуру приема телеметрической информации.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Boeing Model 707 (C-137C)

   Тип: самолет для перевозки высокопоставленных лиц с экипажем из трех человек
   Силовая установка: четыре двухконтурных ТРД Pratt & Whitney TF33 (JT3D-3) тягой по 80,07 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость 1011 км/ч на оптимальной высоте; крейсерская скорость на высоте 7620 м - 964 км/ч; скороподъемность у земли 3155 м/мин; потолок 12800 м; дальность полета 12 248 км
   Масса: максимальная взлетная 148325 кг
   Размеры: размах крыла 44,42 м; длина 46,61 м; высота 12,93 м; площадь крыла 279,63 м
   Полезная нагрузка: до 23 413 кг

Boeing Model 720

Успех авиалайнера Model 707 побудил фирму "Boeing" начать разработку его среднемагистрального варианта - Boeing Model 720-020. Конструкторы сохранили размах крыла и оперения, но использовали новые профили и увеличили стреловидность, а также изменили форму задней кромки корневых частей крыла. В плане конструкции и массы самолет значительно изменился, поэтому ему и присвоили новое обозначение.
   Наиболее серьезным аэродинамическим изменением стало изменение носков крыла, позже данную доработку внедрили и на 707-100B. Новая механизация передней кромки улучшила взлетно-посадочные качества самолета. Длину фюзеляжа уменьшили на 2,36 м в сравнении с фюзеляжем 707-100 и 707-200. Также был снижен запас топлива. Все эти меры позволили снизить массу конструкции.
   Базовый вариант Model 720 оснащался четырьмя ТРД Pratt & Whitney JT3C-7 тягой по 55,59 кН. Первый полет самолет выполнил 23 ноября 1959 года, а его эксплуатация авиакомпанией "United Airlines" началась 5 июля 1960 года. На Model 720B поначалу ставили ТРДД Pratt & Whitney JT3D-1 тягой по 75,6 кН. Более мощные двигатели позволили эксплуатировать лайнер с коротких ВПП, а за счет меньшего расхода топлива они обеспечили большую дальность полета с увеличенной полезной нагрузкой. Первый полет Model 720B выполнил б октября 1960 года. С 12 марта следующего года к его эксплуатации приступила"American Airlines". Лайнеры Model 720 и 720B из-за относительно малой пассажировместимости не нашли широкого спроса. Их серийный выпуск прекратили в 1969 году, построив 65 самолетов Model 720 и 89 Model 720B.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Boeing Model 720B

   Тип: среднемагистральный пассажирский самолет с экипажем из трех-четырех человек Силовая установка: четыре ТРДД Pratt & Whitney JT3D-3 тягой по 80,05 кН
   Характеристики: максимальная скорость на оптимальной высоте 1009 км/ч; крейсерская скорость на высоте 7620 м-983 км/ч; начальная скороподъемность 1128 м/мин; практический потолок 12800 м; дальность с максимальной полезной нагрузкой 6690 кг
   Масса: пустого 51200 кг; максимальная взлетная 106140 кг
   Размеры: размах крыла 39,88 м; длина 41,68 м; высота 12,47 м; площадь крыла 234,20 м2
   Полезная нагрузка: 18 370 кг (112 пассажиров с багажом)
The author in the left-hand seat of Sudan Airways 707-3J8C ST-AFB during a London-Frankfurt-Rome-Khartoum flight in November 1979, with copilot Jack Murrell.
The immaculate cockpit of Boeing VC-137C 62-6000, which is open to inspection at the museum.
“Be there in half the time... enjoy twice the comfort” - so ran the Pan Am publicity campaign for its Intercontinental Jet Clipper service. The airline’s standard configuration for its 707-321Bs accommodated up to 144 first-class and tourist passengers, five abreast in the former and six abreast in the latter, and up to ten crew.
Boeing 707, раскритикованный за слишком узкий фюзеляж, был переделан. Компания постаралась, чтобы ее самолет имел самый широкий салон. На этом раннем снимке показан ряд из пяти сидений, хотя обычно сидений было шесть.
IAI's KC-707 tanker conversion included installation of fuel tanks in the former passenger cabin.
The KC-707 boom operator’s station is located in the aft cabin.