Fouga CM.170 Magister
Варианты:
Fouga - CM.170 Magister - 1952 - Франция
Страна: Франция
Год: 1952


Многоцелевой учебно-тренировочный самолет, с возможностью переоборудования в легкий штурмовик
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (11)
Fouga CM.170 Magister и CM.175 Zephyr
  
   Первым в мире реактивным учебно-тренировочным самолетом, широко применявшимся по назначению, стал Aerospatiale Magister, созданный под требования ВВС Франции компанией "Fouga", которая и строила его первоначально. Специалисты компании предложили проект моноплана с фюзеляжем типа полумонокок, в конструкции которого использовались легкие сплавы. Инструктор и курсант располагались тандемно в герметизированной кабине, а силовая установка включала два небольших турбореактивных двигателя, расположенных по бокам фюзеляжа. Среднерасположенное крыло - трехлонжеронное, прямое, с большим относительным удлинением, оснащалось на внешней части элеронами с аэродинамической и весовой компенсацией и закрылками на внутренней части. Дополнительно к двум фюзеляжным топливным бакам имелись баки на законцовках крыла. Шасси - трехопорное, основные опоры убирались в ниши в нижней части крыла, а носовая опора убиралась в нишу в фюзеляже.
   Первый из трех прототипов CM.170 Magister совершил первый полет 23 июля 1952 года, а в июне 1953 года поступил заказ на установочную партию из 10 самолетов. В январе 1954 года был размещен заказ на крупную партию серийных машин (95 самолетов для ВВС Франции), первый серийный самолет поднялся в воздух 13 января 1954 года. В 1958 году группа "Potez" поглотила компанию "Fouga" и продолжила реализацию программы CM.170. Однако в апреле 1967 года последняя перешла под контроль компании "Sud-Aviation", а выпуск самолетов Magister продолжался до 1970 года - к тому времени "Sud-Aviation" вошла в состав "Aerospatiale".
   7 июля 1954 года в воздух поднялся предсерийный CM.170-1 Magister, в целом он без изменений дошел до серийного самолета, а первый полет серийной машины состоялся 29 февраля 1956 года. В общей сложности во Франции были выпущены 622 самолета CM.170, которые поставлялись ВВС (400) и ВМС Франции (32), а также экспортировались в Австрию, Бельгию, Бразилию, Камбоджу, Конго (Леопольдвилль), Финляндию, ФРГ, Израиль и Ливан. Кроме того, немецкая "Flugzeug Union Sud" построила 188 самолетов, финская "Valmet" - 62 самолета, а израильская IAI - 36, в результате чего, включая прототипы, был выпущен 921 самолет данного семейства.
   Силовая установка CM.170-1 включала два двигателя Turbomeca Marbore IIA, но затем на CM.170-2 стали применять два ТРД Marbore VIC тягой по 4,71 кН. 8 июня 1964 года в воздух поднялся CM.170-3, позже получивший обозначение CM.173 Super Magister и отличавшийся увеличенным запасом топлива, перепроектированным фонарем кабины и установленными в кабине катапультными креслами Martin-Baker. Специально модифицированная морская версия самолета была создана на базе CM.170-1 и выпускалась для морской авиации Франции под обозначением CM.175 Zephyr - самолет имел возможность посадки/взлета на палубу авианосца, для чего, кроме всего прочего, оснащался посадочным гаком. Всего были построены два прототипа и 30 серийных машин этого варианта, первый прототип поднялся в воздух 30 мая 1959 года.
   На вооружении ВВС Франции еще в середине 1990-х годов оставались около 150 самолетов Magister, которые использовались в качестве учебно-тренировочных и связных. А по данным на 2000 год бельгийские ВВС располагали 10 годными к полетам самолетами Magister, которые использовались преимущественно как связные (штабные).
   После того, как главные заказчики самолетов Magister стали снимать их с вооружения, ВВС ряда других стран выразили заинтересованность в приобретении небольшого количества CM.170, предполагая использовать их для начальной летной подготовки и в качестве легких штурмовиков - в последнем случае на подкрыльевых узлах подвешивались бомбы, пушечные контейнеры или блоки НАР. Такие машины эксплуатировались до недавнего времени или даже продолжают эксплуатироваться и сегодня в таких странах как Алжир, Бангладеш, Камерун, Габон, Ирландия, Ливия, Марокко, Сальвадор, Того и др.
   По имеющейся информации, ВВС Израиля также продолжают эксплуатировать самолеты Magister для начальной летной подготовки, некоторое время назад у Бельгии были приобретены девять самолетов (не считая закупленных изначально у компании-разработчика, а также выпущенных в Израиле по лицензии). В период 1981-1986 годов на заводе "Bedek Division" компании IAI в рамках программы "Advanced Multimission Improved Trainer" (AMIT) прошли модернизацию около 80 самолетов израильских ВВС, получивших более мощные двигатели Marbore VI, новую авионику и пр. Модернизированные самолеты получили обозначение Tzukit.
   19 марта 1962 года в воздух поднялся прототип Potez-Heinkel CM.191 Super Magister, отличавшийся от базовой модификации перепроектированной и более широкой носовой частью фюзеляжа, благодаря чему удалось обеспечить посадку в кабине четырех человек. Фонарь кабины был односегментным. Разработчик предлагал данный вариант под обозначением CM.191-A как военный учебно-тренировочный самолет, самолет связи и разведки, а в гражданском варианте CM.191-B - в качестве туристического и корпоративного самолета.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Aerospatiale CM.170-1 Magister

   Тип: многоцелевой учебно-тренировочный самолет, с возможностью переоборудования в легкий штурмовик
   Силовая установка: два ТРД Turbomeca Marbore IIA тягой по 3,92 кН
   Летные характеристики: макс. скорость на высоте 9000 м - 715 км/ч; начальная скороподъемность 1020 м/мин; практический потолок 11000 м; дальность с дополнительным запасом топлива 1200 км
   Масса: пустого 2150 кг; максимальная взлетная 3200 кг
   Размеры: размах крыла 12,15 м (по концевым топливным бакам); длина 10,06 м; высота 2,80 м; площадь крыла 17,30 м2
   Вооружение: обеспечена возможность установки двух пулеметов в носовой части фюзеляжа, плюс до 100 кг вооружений на двух подкрыльевых узлах подвески
Fouga CM.170 Magister 12-XJ, c/n 43 of the Armee del'Air, 12 Escadre, based at Cambrai.
Fouga Magister AA-287, c/n 145 of the Luftwaffe circa 1964. An initial batch of 40 French-manufactured aircraft were supplemented with 194 built by Messerschmitt to meet the newly-created Luftwaffe's basic jet training requirements.
Бельгия. Нижние поверхности Magister пилотажной группы бельгийских ВВС «Les Diables Rouges»/«Rode Duivels» («Красные дьяволы») были окрашены в цвета национального флага. Самолеты несли на левом борту изображение льва, а на правом - герб города Синт-Трёйден.
Fouga CM.170 Magister 4D-YL, c/n 359 of the Austrian Air Force, one of 18 supplied by France in the late 1950s.
For basic/advanced flying training Finland bought 20 Magisters from France and Valmet built a further 62. This Valmet-built CM.170R Magister FM-51, c/n 51, was fitted with guns for its use by the ground attack school in Pori, Finland.
Fouga CM.170 Magister L107 was one of nine of the type supplied to the Lebanese Air Force by France and Germany.
Фуга CV.170 "Мажистер" ВВС Катанги, на котором летал французский наемник су-лейтенант Дюбуа. В июле 1961г. самолет вышел из строя из-за поломки двигателя и через месяц был захвачен войсками ООН на аэродроме Луано.
Fouga CM.170 Magister “3” of I’Ecole Royale de I’Air Khmere (ERAK - Royal Cambodian Air Academy) circa 1966. The AVRK operated a total of four Magisters, the type being used initially for training, but later also for ground-attack duties.
Used in the ground-attack role by the Cambodians, the Fouga CM.170 Magister was fitted to carry M-26 anti-personnel cluster bombs on underwing hardpoints. Serial 306 is seen here with a pair of M-26 units under the port wing, in the standard colours the type wore in October 1970.
Fouga CM.170 Magister of the Algerian Air Force which received 28 former-Luftwaffe aircraft in 1969 for the counter-insurgency role.
Бразилия. Еще одной страной, чья национальная пилотажная группа летала на Magister, была Бразилия, ВВС которой использовали более мощные СМ.170-2 Super Magister. Группа называлась «Esquadrilha da Fumaga» («Дымная эскадрилья»), a Magister был известен в Бразилии под обозначением T-14.