Fouga CM.170 Magister
Варианты:
Fouga - CM.170 Magister - 1952 - Франция
Страна: Франция
Год: 1952


Многоцелевой учебно-тренировочный самолет, с возможностью переоборудования в легкий штурмовик
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (56)
Fouga CM.170 Magister и CM.175 Zephyr
  
   Первым в мире реактивным учебно-тренировочным самолетом, широко применявшимся по назначению, стал Aerospatiale Magister, созданный под требования ВВС Франции компанией "Fouga", которая и строила его первоначально. Специалисты компании предложили проект моноплана с фюзеляжем типа полумонокок, в конструкции которого использовались легкие сплавы. Инструктор и курсант располагались тандемно в герметизированной кабине, а силовая установка включала два небольших турбореактивных двигателя, расположенных по бокам фюзеляжа. Среднерасположенное крыло - трехлонжеронное, прямое, с большим относительным удлинением, оснащалось на внешней части элеронами с аэродинамической и весовой компенсацией и закрылками на внутренней части. Дополнительно к двум фюзеляжным топливным бакам имелись баки на законцовках крыла. Шасси - трехопорное, основные опоры убирались в ниши в нижней части крыла, а носовая опора убиралась в нишу в фюзеляже.
   Первый из трех прототипов CM.170 Magister совершил первый полет 23 июля 1952 года, а в июне 1953 года поступил заказ на установочную партию из 10 самолетов. В январе 1954 года был размещен заказ на крупную партию серийных машин (95 самолетов для ВВС Франции), первый серийный самолет поднялся в воздух 13 января 1954 года. В 1958 году группа "Potez" поглотила компанию "Fouga" и продолжила реализацию программы CM.170. Однако в апреле 1967 года последняя перешла под контроль компании "Sud-Aviation", а выпуск самолетов Magister продолжался до 1970 года - к тому времени "Sud-Aviation" вошла в состав "Aerospatiale".
   7 июля 1954 года в воздух поднялся предсерийный CM.170-1 Magister, в целом он без изменений дошел до серийного самолета, а первый полет серийной машины состоялся 29 февраля 1956 года. В общей сложности во Франции были выпущены 622 самолета CM.170, которые поставлялись ВВС (400) и ВМС Франции (32), а также экспортировались в Австрию, Бельгию, Бразилию, Камбоджу, Конго (Леопольдвилль), Финляндию, ФРГ, Израиль и Ливан. Кроме того, немецкая "Flugzeug Union Sud" построила 188 самолетов, финская "Valmet" - 62 самолета, а израильская IAI - 36, в результате чего, включая прототипы, был выпущен 921 самолет данного семейства.
   Силовая установка CM.170-1 включала два двигателя Turbomeca Marbore IIA, но затем на CM.170-2 стали применять два ТРД Marbore VIC тягой по 4,71 кН. 8 июня 1964 года в воздух поднялся CM.170-3, позже получивший обозначение CM.173 Super Magister и отличавшийся увеличенным запасом топлива, перепроектированным фонарем кабины и установленными в кабине катапультными креслами Martin-Baker. Специально модифицированная морская версия самолета была создана на базе CM.170-1 и выпускалась для морской авиации Франции под обозначением CM.175 Zephyr - самолет имел возможность посадки/взлета на палубу авианосца, для чего, кроме всего прочего, оснащался посадочным гаком. Всего были построены два прототипа и 30 серийных машин этого варианта, первый прототип поднялся в воздух 30 мая 1959 года.
   На вооружении ВВС Франции еще в середине 1990-х годов оставались около 150 самолетов Magister, которые использовались в качестве учебно-тренировочных и связных. А по данным на 2000 год бельгийские ВВС располагали 10 годными к полетам самолетами Magister, которые использовались преимущественно как связные (штабные).
   После того, как главные заказчики самолетов Magister стали снимать их с вооружения, ВВС ряда других стран выразили заинтересованность в приобретении небольшого количества CM.170, предполагая использовать их для начальной летной подготовки и в качестве легких штурмовиков - в последнем случае на подкрыльевых узлах подвешивались бомбы, пушечные контейнеры или блоки НАР. Такие машины эксплуатировались до недавнего времени или даже продолжают эксплуатироваться и сегодня в таких странах как Алжир, Бангладеш, Камерун, Габон, Ирландия, Ливия, Марокко, Сальвадор, Того и др.
   По имеющейся информации, ВВС Израиля также продолжают эксплуатировать самолеты Magister для начальной летной подготовки, некоторое время назад у Бельгии были приобретены девять самолетов (не считая закупленных изначально у компании-разработчика, а также выпущенных в Израиле по лицензии). В период 1981-1986 годов на заводе "Bedek Division" компании IAI в рамках программы "Advanced Multimission Improved Trainer" (AMIT) прошли модернизацию около 80 самолетов израильских ВВС, получивших более мощные двигатели Marbore VI, новую авионику и пр. Модернизированные самолеты получили обозначение Tzukit.
   19 марта 1962 года в воздух поднялся прототип Potez-Heinkel CM.191 Super Magister, отличавшийся от базовой модификации перепроектированной и более широкой носовой частью фюзеляжа, благодаря чему удалось обеспечить посадку в кабине четырех человек. Фонарь кабины был односегментным. Разработчик предлагал данный вариант под обозначением CM.191-A как военный учебно-тренировочный самолет, самолет связи и разведки, а в гражданском варианте CM.191-B - в качестве туристического и корпоративного самолета.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Aerospatiale CM.170-1 Magister

   Тип: многоцелевой учебно-тренировочный самолет, с возможностью переоборудования в легкий штурмовик
   Силовая установка: два ТРД Turbomeca Marbore IIA тягой по 3,92 кН
   Летные характеристики: макс. скорость на высоте 9000 м - 715 км/ч; начальная скороподъемность 1020 м/мин; практический потолок 11000 м; дальность с дополнительным запасом топлива 1200 км
   Масса: пустого 2150 кг; максимальная взлетная 3200 кг
   Размеры: размах крыла 12,15 м (по концевым топливным бакам); длина 10,06 м; высота 2,80 м; площадь крыла 17,30 м2
   Вооружение: обеспечена возможность установки двух пулеметов в носовой части фюзеляжа, плюс до 100 кг вооружений на двух подкрыльевых узлах подвески
France
The second CM 170 R prototype, but third to fly, was the only Magister to be fitted with conventional tail surfaces. After ten flights, it was retrofitted with butterfly surfaces. Noteworthy is the shorter nose differentiating prototypes from production aircraft.
Первый опытный самолет имел металлическую окраску и почти не отличался от серийных Magister, исключая, пожалуй, более тонкий каркас фонаря кабины экипажа.
The unmarked original prototype Fouga CM 170 Magister (01/F-ZWRO) is seen here on September 18, 1952, some two months after its first flight. Less than seven weeks later it was destroyed in a fatal crash at Toulouse after attempting a barrel roll at too low an altitude - as this was attributed to pilot error it did little to affect confidence in the aircraft.
FOR THE FRENCH NAVY. Prototype Air-Fouga CM 170 M Magister is one of two ordered by the French naval air arm for deck-landing training evaluation. The air force CM 170 R is used for jet training - the original order for 195 has now been increased to 325.
The Fouga C.M.170R Magister two-seat twin-jet trainer. Note butterfly-tail, large canopy, engines mounted on the sides of the fuselage , and 27 1/2-gallon wingtip tanks.
The very neatly laid-out Magister production line seen in its early days at Toulouse/Blagnac on October 12, 1956. All these early production examples formed part of the first batch ordered for the Armee de l’Air.
Aerospatiale CM 170 Magister.
Potez CM 170 Magister trainer (two Turbomeca Marbore turbojet engines)
The Patrouille de France putting their Fouga Magisters through a perfect formation aerobatic routine
С 1 сентября 1965 года подразделение Ecole de I'Air сменило обозначение на 312 Groupement Instruction (инструкторская авиашкола). В этом подразделении была создана «Patrouille de France» - пилотажная группа, оснащенная Magister. Ее сформировали в 1964 году на базе существовавшей с 1957 года пилотажной группы «Patrouille de I'Ecole de I'Air».
The Patrouille de France Magisters
Участник первого "Эйр Тату", 1971г., пилотажная группа "Патруль де Франс".
The Fouga Magister, in Armee de l'Air finish, is displayed in the open at Mas Palegry.
Potez CM 173 (two Turbomeca Marbore VI turbojet engines), prototype for the Potez 94
Авиация ВМС Франции использовала CM.175 Zephyr в качестве УТС начальной летной подготовки, в том числе и для полетов с палубы - самолет оснастили посадочным гаком, а также усилили каркас фонаря кабины.
Naval CM 175 Zephyr 21, seen during early deck-landing trials, with arrester hook lowered. This particular aircraft remained in service until the end of Aeronavale Zephyr operations in December 1994, latterly with 59S at Hyeres.
Zephyr оснащался посадочным гаком и сдвижным, а не откидывающимся как у Magister, фонарем.
Israel
Fouga 4X-FDA was ferried to Israel by the IDF/AF Chief Test Pilot Major Daniel Shapira in November 1957 to serve as a pattern aircraft for local assembly by Bedek Aviation
Fouga 4X-FDA served as the Bedek pattern aircraft for the establishment of the local production line. It was designated BK-101 with BK standing for Bedek.
The first Fouga to be produced by IAI was formally handed over to the IDF/AF an July 6, 1960.
Fouga 236 was the aircraft in which Amram Shemer flew from Hatzerim to Ramat-David on June 9, 1967, during the ill-fated deployment
Head-on the Fouga represented a small target, yet it is believed that in at least three, and maybe four, of the six aircraft lost during the Six Day War, the pilot was hit directly by AA fire.
Fouga 218 in an ammunition demo at Tel-Nof before the Flying School moved to Hatzerim in late 1966.
Work on the first Fouga Jet trainer to be assembled by Bedek.
No.147 Squadron ground crews paint 'kill' markings on Fouga 201.
'Dani' Arber in the cockpit of Fouga 79 painted in the colours of the IDF/AF aerobatic team
Captain (reserve) Amram Shemer in the cockpit of Fouga 285 just before the war. The digit '2' has been added to the serial number 85 in a different style
Several 147 Squadron pilots pose with Fouga 32 carrying both rocket pods and rocket rails. Left to right: Zvi Kanor, Yitzhak Shaked, Amram Shemer, Moshe Eyal, Uri Shahak, Amos Melamed and Yehuda Lev Ran.
For a short while after the Six Day War, the 147 Squadron concept remained intact with Major Mordechai 'Moti' Yeshurun as the commander. Standing (left to right): Avinoam Rozen, David Kishon, Amram Shemer, Eli Eyal, Moshe Eyal, Mordechai Pe’er, Avner Yoshpeh, Ithamar Neuner (Flying School instructor) and Hillel Elroue. Front row (left to right): Mordechai Yeshurun (Flying School Advanced Training Squadron commander), Ya’acov Parnas (Technical Officer), David Helman, Moshe Ofer, unknown and Eli Mor.
Fouga 79 was flown by Amram Shemer on June 6, 1967, when he led a formation to attack Jordanian mortars near Mar Elias monastery south of Jerusalem
Во время Шестидневной войны ВВС Израиля интенсивно использовали 45 Magister, и несколько самолетов были сбиты. Израильские машины несли полный набор вооружения и даже в 1970-е годы решали задачи, сочетавшие продвинутую боевую подготовку с боевым применением в чрезвычайных ситуациях.
Fouga 242 in the pre-Six Day War camouflage scheme. During the war, the red DayGlo stripes on the nose section, wingtip fuel tanks and tail unit were removed
Учебно-тренировочные Фуга CM.170 "Мажистер" ВВС Израиля. Фото второй половины 1960-х гг.
A perfect example of a typical 1960s flypast by the IDF/AF Flying School Fouga trainers - this one over Tel-Aviv on the Israeli Independence Day of May 6, 1965.
An IDF/AF Flying School Fouga overflying El-Arish immediately after the Six Day War.
The view from the air of a No.147 Squadron formation attacking Jordanian vehicles in the West Bank on June 7, 1967. By this time, the squadron operated from medium altitude.
Germany
The first French-built Fouga Magister was recently delivered to the Luftwaffe.
Seen at Odiham, Luftwaffe C.M.170R Magisters AA-297 and AA-295 belong to Wartungstaffel F Flight
The second and tenth German-built Magisters of the Flugzeugfuhrerschule-A at Landsberg. The Luftwaffe FFS-A received its first CM 170s in July 1957.
ФРГ. В качестве самолета основной подготовки летчиков Люфтваффе выбрали Magister. За первыми 40 самолетами французской постройки последовали 194 Magister производства "Messerschmitt". Первый был поставлен в июле 1957 года для авиашколы FFS-A в Ландсберге, где уже имелись T-6. Magister также поступили в 61-е испытательное подразделение в Манчинге, авиакрылья AKG 53 в Эрдинг/Лейпхем и AKG 54 в Ольденбурге (оба с Fiat G.91), 50-е училище (боевого применения авиации), эскадрилью Flugbereitschaftstaffel и 1-е (техническое) училище. Большинство самолетов сняли с вооружения в 1966 году, одновременно с расформированием FFS-A. Часть продали компании "Aerospatiale" для ремонта и последующей перепродажи, не менее 40 передали Израилю. Magister также использовались морской авиацией - эскадрами MFG 1 в Шлезвиге, MFG 2 в Эггебеке и MFG 5 в Киле.
Вслед за Францией вторым крупнейшим оператором Magister стала Западная Германия. Люфтваффе получили 62 Magister постройки «Fouga» и не менее 188 самолетов, собранных «Heinkel-Messerschmitt».
Potez CM 170 Magister trainer in Federal German Air Force insignia
Finland
Finnish Air Force Magister
Valmet-built Potez CM 170 Magister trainer of the Finnish Air Force
Valmet-built Potez C.M.170 Magister trainer of the Finnish Air Force
Послевоенные финские ВВС: учебно-боевой Фуга Мажистер CM 170R из HavLLv 21, весна 1972г.
Ireland
Aerospatiale CM.170-2 Super Magister 216 taking off from Baldonnel
Brazil
T-24-1723 (c/n 559) was one of seven acquired by the Brazilian Air Force (FAB) to equip the national aerobatic team, the Esquadrilha de Fumaca, although the type was not otherwise operated by the FAB.
Бразилия. Получившие местное обозначение T-24, семь CM.170-2 Super Magister были закуплены в 1968 году для национальной пилотажной группы. После расформирования группы в начале 1975 года самолеты продали назад "Aerospatiale".
Cambodia
CM.170 «Мажистер» ВВС Камбоджи на столичной авиабазе Почетонг. На заднем плане видны O-1A и вертолеты H-34, 1970 г.
Su Sampong seen in the cockpit of a Fouga CM.170 Magister in the late 1960s
Others
Австрия. В конце 1950-х 18 Magister были приобретены непосредственно во Франции. Они вместе с de Havilland Vampires состояли на вооружении учебного подразделения в Грац-Талерхофе.
Magister L-441 (c/n 503) was the second of four new-production examples to join the Lebanese Air Force, which later acquired a further 16 second-hand examples, comprising eight each from France and Germany.
Алжир. В 1969 году ВВС Алжира получили 28 Magister, ранее использовавшихся Люфтваффе. Самолеты, оборудованные для борьбы с партизанами, состояли на вооружении двух эскадрилий.
One of the surviving CM 170 Magisters originally acquired from France's Armee de l’Air photographed at Marrakech-Menara.
CM.191
Potez-Heinkel CM 191 (two Turbomeca Marbore VI turbojet engines)