Поиск по сайту:
Описание
Страна : Франция
Год : 1952
Многоцелевой учебно-тренировочный самолет, с возможностью переоборудования в легкий штурмовик
Варианты
- Fouga - CM.170 Magister - 1952 - Франция
- Fouga - Fouga 90 - 1978 - Франция
Fouga CM.170 Magister и CM.175 Zephyr
Первым в мире реактивным учебно-тренировочным самолетом, широко применявшимся по назначению, стал Aerospatiale Magister, созданный под требования ВВС Франции компанией "Fouga", которая и строила его первоначально. Специалисты компании предложили проект моноплана с фюзеляжем типа полумонокок, в конструкции которого использовались легкие сплавы. Инструктор и курсант располагались тандемно в герметизированной кабине, а силовая установка включала два небольших турбореактивных двигателя, расположенных по бокам фюзеляжа. Среднерасположенное крыло - трехлонжеронное, прямое, с большим относительным удлинением, оснащалось на внешней части элеронами с аэродинамической и весовой компенсацией и закрылками на внутренней части. Дополнительно к двум фюзеляжным топливным бакам имелись баки на законцовках крыла. Шасси - трехопорное, основные опоры убирались в ниши в нижней части крыла, а носовая опора убиралась в нишу в фюзеляже.
Первый из трех прототипов CM.170 Magister совершил первый полет 23 июля 1952 года, а в июне 1953 года поступил заказ на установочную партию из 10 самолетов. В январе 1954 года был размещен заказ на крупную партию серийных машин (95 самолетов для ВВС Франции), первый серийный самолет поднялся в воздух 13 января 1954 года. В 1958 году группа "Potez" поглотила компанию "Fouga" и продолжила реализацию программы CM.170. Однако в апреле 1967 года последняя перешла под контроль компании "Sud-Aviation", а выпуск самолетов Magister продолжался до 1970 года - к тому времени "Sud-Aviation" вошла в состав "Aerospatiale".
7 июля 1954 года в воздух поднялся предсерийный CM.170-1 Magister, в целом он без изменений дошел до серийного самолета, а первый полет серийной машины состоялся 29 февраля 1956 года. В общей сложности во Франции были выпущены 622 самолета CM.170, которые поставлялись ВВС (400) и ВМС Франции (32), а также экспортировались в Австрию, Бельгию, Бразилию, Камбоджу, Конго (Леопольдвилль), Финляндию, ФРГ, Израиль и Ливан. Кроме того, немецкая "Flugzeug Union Sud" построила 188 самолетов, финская "Valmet" - 62 самолета, а израильская IAI - 36, в результате чего, включая прототипы, был выпущен 921 самолет данного семейства.
Силовая установка CM.170-1 включала два двигателя Turbomeca Marbore IIA, но затем на CM.170-2 стали применять два ТРД Marbore VIC тягой по 4,71 кН. 8 июня 1964 года в воздух поднялся CM.170-3, позже получивший обозначение CM.173 Super Magister и отличавшийся увеличенным запасом топлива, перепроектированным фонарем кабины и установленными в кабине катапультными креслами Martin-Baker. Специально модифицированная морская версия самолета была создана на базе CM.170-1 и выпускалась для морской авиации Франции под обозначением CM.175 Zephyr - самолет имел возможность посадки/взлета на палубу авианосца, для чего, кроме всего прочего, оснащался посадочным гаком. Всего были построены два прототипа и 30 серийных машин этого варианта, первый прототип поднялся в воздух 30 мая 1959 года.
На вооружении ВВС Франции еще в середине 1990-х годов оставались около 150 самолетов Magister, которые использовались в качестве учебно-тренировочных и связных. А по данным на 2000 год бельгийские ВВС располагали 10 годными к полетам самолетами Magister, которые использовались преимущественно как связные (штабные).
После того, как главные заказчики самолетов Magister стали снимать их с вооружения, ВВС ряда других стран выразили заинтересованность в приобретении небольшого количества CM.170, предполагая использовать их для начальной летной подготовки и в качестве легких штурмовиков - в последнем случае на подкрыльевых узлах подвешивались бомбы, пушечные контейнеры или блоки НАР. Такие машины эксплуатировались до недавнего времени или даже продолжают эксплуатироваться и сегодня в таких странах как Алжир, Бангладеш, Камерун, Габон, Ирландия, Ливия, Марокко, Сальвадор, Того и др.
По имеющейся информации, ВВС Израиля также продолжают эксплуатировать самолеты Magister для начальной летной подготовки, некоторое время назад у Бельгии были приобретены девять самолетов (не считая закупленных изначально у компании-разработчика, а также выпущенных в Израиле по лицензии). В период 1981-1986 годов на заводе "Bedek Division" компании IAI в рамках программы "Advanced Multimission Improved Trainer" (AMIT) прошли модернизацию около 80 самолетов израильских ВВС, получивших более мощные двигатели Marbore VI, новую авионику и пр. Модернизированные самолеты получили обозначение Tzukit.
19 марта 1962 года в воздух поднялся прототип Potez-Heinkel CM.191 Super Magister, отличавшийся от базовой модификации перепроектированной и более широкой носовой частью фюзеляжа, благодаря чему удалось обеспечить посадку в кабине четырех человек. Фонарь кабины был односегментным. Разработчик предлагал данный вариант под обозначением CM.191-A как военный учебно-тренировочный самолет, самолет связи и разведки, а в гражданском варианте CM.191-B - в качестве туристического и корпоративного самолета.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Aerospatiale CM.170-1 Magister
Тип: многоцелевой учебно-тренировочный самолет, с возможностью переоборудования в легкий штурмовик
Силовая установка: два ТРД Turbomeca Marbore IIA тягой по 3,92 кН
Летные характеристики: макс. скорость на высоте 9000 м - 715 км/ч; начальная скороподъемность 1020 м/мин; практический потолок 11000 м; дальность с дополнительным запасом топлива 1200 км
Масса: пустого 2150 кг; максимальная взлетная 3200 кг
Размеры: размах крыла 12,15 м (по концевым топливным бакам); длина 10,06 м; высота 2,80 м; площадь крыла 17,30 м2
Вооружение: обеспечена возможность установки двух пулеметов в носовой части фюзеляжа, плюс до 100 кг вооружений на двух подкрыльевых узлах подвески
- Описание
Фотографии
-
Авиация и Время 2002-04 / А.Котлобовский, М.Жирохов - Пылающий Индостан (2)
Последствия налета индийских "Канберр" на авиабазу Колвези: поврежденная "Фуга". Конго, декабрь 1961г.
Неисправный CM.170 "Мажистер" ВВС Катанги, захваченный войсками ООН на авиабазе Луано (???), август 1961г. (???) -
Air Enthusiast 2001-11 / M.Draper - Back To The Scene
Intriguing relic from the Nigerian Civil War, a former Biafran Air Force Fouga CM-170 Magister fuselage, now almost hidden in the long grass at Sao Tome.
Тип фотографий