SNIAC, BAC Concorde
Варианты:
SNIAC, BAC - Concorde - 1969 - International
Страна: International
Год: 1969


Сверхзвуковой гражданский транспортный самолет
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (12)
Aerospatiale/British Aerospace (BAC) Concorde

   В конце 1950-х годов "Bristol Aircraft Ltd" в Великобритании и "Sud Aviation" во Франции независимо вели разработку технического проекта сверхзвукового транспортного самолета. В 1960 году фирма "Bristol" стала собственностью и филиалом "British Aircraft Corporation", или BAC, a "Sud Aviation" в 1970 году слилась с "Nord-Aviation" и SEREB, образовав "Societe Nationale Industrielle Aerospatial". Обе компании решили, что проектирование и разработка такого самолета были вполне осуществимы, но финансирование такого проекта было бы не по силам одной компании. Вскоре стало ясно, что затраты на разработку должны превысить и то, что могли бы себе позволить британское или французское правительство по отдельности. Поэтому 29 ноября 1962 года были подписаны соглашения о международном сотрудничестве. Правительства Великобритании и Франции согласились предоставить средства для финансирования проекта, а BAC и "Rolls-Royce" заключили соглашения с "Sud Aviation" и "Societe Nationale d'Etude et de Construction de Moteurs d'Aviation" (SNECMA) о сотрудничестве в проектировании и производстве совместного SST (сверхзвукового транспортного самолета). В конечном итоге он получил подходящее название Concorde ("Конкорд"), символизирующее совместное намерение производящих компаний двух наций создать безопасный, надежный и самый передовой в мире самолет.
   Проектирование и разработка Concorde требовали решения множества комплексных технологических проблем. Вначале нужно было определиться с максимальной скоростью. Если выбирать крейсерскую скорость между 2,5 и 3,0 М, тогда появятся проблемы, связанные с аэродинамическим нагревом от трения о воздух. Широкое применение термостойких металлов, таких как титан и нержавеющая сталь, существенно повысило бы затраты на конструкцию. Вместо этого решили ограничить скорость авиалайнера до 2,2 М.
   "Aerospatiale" и BAC поделили разработку рабочего проекта и производство. Concorde получил конфигурацию низкоплана с треугольным свободнонесущим крылом большой площади и длинный узкий фюзеляж с максимальной внутренней шириной 2,63 м. Хвостовое оперение состояло только из киля и руля направления, а управление по крену обеспечивалось шестью элевонами на задней кромке крыла. Шасси имело сдвоенные колеса в носовой части и многоопорные (четырехколесные) тележки на каждой основной стойке. Стандартный вариант предусматривал в кабине для экипажа три кресла с четвертым сиденьем за местом пилота и сидячие места по четыре в ряд для пассажиров в салоне. Максимальное количество сидячих мест составляло 144 места. Специально для этого самолета был сконструирован турбореактивный двигатель Olympus 593 Mk 610.
   У Concorde были некоторые особо интересные конструктивные особенности, которые появились в процессе разработки. Например, форма крыла требовала полета с большим углом атаки при малых дозвуковых скоростях, что означало для экипажа ограничение обзора земли при взлете, начале набора высоты, заходе на посадку и посадке, если не принять каких-то мер. В результате появилась наклоняющаяся носовая часть для улучшения переднего обзора и подвижное дополнительное остекление, прикрывавшее основное остекление кабины пилотов в режиме сверхзвукового полёта.
   Основная масса запаса топлива (120000 л) находилась в крыле, но определенная часть располагалась в четырех фюзеляжных баках. Топливо использовалось для двух дополнительных задач помимо питания двигателей: во-первых, топливо в крыле действовало как охлаждающая жидкость и, во-вторых, топливо автоматически перекачивалось по разным емкостям для управления положением центра тяжести в крейсерском полете. Кроме того, несколько уравновешивающих баков обеспечивали правильное соотношение между центром тяжести самолета и центром аэродинамического давления, для чего топливо перемещалось назад при наборе скорости и вперед при возврате к дозвуковому режиму.
   Многое в эффективности и надежности силовой установки зависело от управляемых автоматикой воздухозаборников с изменяемой площадью сечения, которые обеспечивали оптимальный приток воздуха к каждому двигателю во всех режимах управления.
   Постройка первых двух прототипов Concorde началась в феврале 1965 года: Concorde 001 строила "Aerospatiale" в Тулузе, а 002 - BAC в Бристоле.
   Первый полет Concorde 001 (F-WTSS) совершил 2 марта 1969 года, а британский 002 (G-BSST) - 9 апреля 1969 года.
   Первые летные испытания этих двух судов не вскрыли фундаментальных проблем, и 001-й использовался в демонстрационном турне, начавшемся 4 сентября 1971 года. Примерно тогда же 002-й начал свои демонстрационные полеты для заинтересованных авиалиний, политиков и прессы, но только 2 июня 1972 года начался официальный рекламный тур на Среднем и Дальнем Востоке. Несмотря на проблемы Concorde, связанные с его повышенным шумом двигателей, высоким потреблением топлива и стоимостью, к самолету был проявлен большой интерес. Вскоре было заказано более 70 самолетов, и перспективы коммерческого успеха казались тогда вполне обнадеживающими. Среди заказчиков были "Air Canada", "Air Frances, "American Airlines", BOAC, "Eastern Air Lines", "Japan Air Lines", "Lufthansa", "Pan Americans, "Qantas", SABENA, TWA, "United Airlines", и было вполне разумным полагать, что успешная эксплуатация этими компаниями приведет к новой серии заказов.
   Сертификат на перевозку пассажиров был выдан британскими и французскими властями в конце 1975 года, и расписание полетов этого SST было одновременно торжественно объявлено компаниями "Air France" и "British Airways" 21 января 1976 года.
   Однако к тому времени растущая стоимость самолетов и действия "антиконкордистов" из числа защитников окружающей среды уменьшили заказы до 14 машин, которые заказали только две вышеупомянутые компании. Конечно, имелось твердое убеждение, что успешная эксплуатация этих самолетов "Air France" и "British Airways" приведет к новым заказам, но этого не произошло. Существенным фактором в отсутствии заказов стал большой рост стоимости авиационного топлива.
   Concorde "Air France" и "British Airways" провели тысячи часов в сверхзвуковом полете. Но не обошлось и без технических трудностей, основной из которых был износ покрышек колес шасси, связанный с относительно высокими посадочными скоростями. Это стало "штатной" проблемой в эксплуатации Concorde, но 25 июля 2000 года самолет "Air France" потерпел крушение при взлете из парижского аэропорта "Шарль де Голль". Металлическая полоса, отвалившаяся от DC-10 на взлетно-посадочной полосе аэропорта, порвала одну из покрышек Concorde. Обломки деталей попали в топливный бак крыла, и произошел пожар. Для предупреждения таких случаев в будущем были предприняты усилия по устройству защиты баков в крыле, но флот Concorde так полностью и не оправился. Хотя некоторые из сверхзвуковых авиалайнеров вернулись в эксплуатацию, 31 мая 2003 года фирма "Air France" отправила свой Concorde в заключительный полет, а 24 октября ее примеру последовала "British Airways".


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Aerospatiale/BAC Concorde

   Тип: сверхзвуковой гражданский транспортный самолет
   Силовая установка: четыре турбореактивных двигателя Rolls-Royce/SNECMA Olympus 593 Mk 610 с тягой 17260 кг (169,26 кН) с 17% форсажа
   Летные характеристики: крейсерская скорость для оптимальной дальности 2,04 М на высоте 15635 м 2179 км/час; практический потолок 18290 м; дальность при максимальном запасе топлива 6582 км с резервом топлива по FAR и загрузкой 8845 кг; дальность при максимальной загрузке на крейсерской скорости 2,02 М 6228 км с резервом топлива по FAR
   Масса: пустого 78698 кг; максимальная взлетная 185066 кг
   Размеры: размах крыла 25,55 м; длина 62,10 м; высота 11,4 м; площадь крыла 358,22 мг
Concorde 001: первый прототип. Первые два прототипа построили в модификации, определяемой французским требованием к дальности полета, поэтому они были короче, чем серийные самолеты, и не имели длинного хвостового конуса фюзеляжа.
Aerospatiale/BAC Concorde F-WTSS, c/n 001, was the first of the type and performed the maiden flight on March 2, 1969. This aircraft undertook 397 flights of which 249 were supersonic. The original nose section/visor had two small forward facing 'peep hole' windows which, when the visor was raised, severely hindered the forward view of the pilots. The cabin windows of F-WTSS and G-BSST, the 'British' prototype Concorde, were larger on than pre-production and production aircraft.
Concorde 01. Первый предсерийный самолет G-AXDN выполнил первый полет 17 декабря 1971 года. Всего в 269 полетах самолет налетал 632 часа, в том числе 168 полетов было выполнено с превышением скорости звука.
02/F-WTSA: Concorde с "раздвоением личности". F-WTSA с роскошной кабиной для VIP-пассажиров в задней части фюзеляжа не был чисто демонстрационной машиной. Он принимал участие во многих важных испытаниях, для чего на хвостовом оперении делались калибровочные отметки. Ради рекламы он нес на левом борту окраску авиакомпании "Air France", а на правом - "British Airways". Свой последний полет он совершил в январе 1976 года, после чего отправился на "вечную стоянку" в аэропорт Орли. Первые два французских серийных самолета, как и левая сторона предсерийного F-WTSA, несли расцветку "Air France" старого образца. Ее изменили перед первыми коммерческими рейсами. На фотографии: F-WTSA несет символику Олимпиады 1976 года.
Aerospatiale/BAC Concorde F-BVFB, c/n 207, of Air France in the airline's revised Elegante livery, adopted from 1999. It included slightly revised Air France titling plus the 12 stars of the European Union on the tail, replacing the traditional two-letter registration code. The 'Groupe Air France' branding was applied on the forward fuselage.
Aerospatiale/BAC Concorde G-BOAA, c/n, 206, operated British Airways' first Concorde service between London Heathrow and Bahrain on January 21, 1976. It is shown in the Dick Negus-designed 'red-topped tail' livery, derived from the pre-nationalised BEA logo and with the BOAC 'Speedbird' logo on the nose.
Aerospatiale/BAC Concorde G-BOAC, c/n 204, was the second production aircraft and is illustrated in the 1980 'British' variation of the red-topped tail livery, in which the Airways' was dropped from the title. The tail logo was also modified, with a longer red stripe and blue triangle This version of the livery lasted barely four years.
Aerospatiale/BAC Concorde G-BOAG, c/n 214, was the first Concorde to fly in the 1984 Landor British Airways scheme, which marked the airline's privatisation. A new BA crest was adopted within the upper tail, while the rest of the livery had to be amended because of Concorde's need to be predominantly white. The aircraft's skin had to be painted in a specially-developed white paint to accommodate the changes of fuselage length caused by supersonic flight and to dissipate the heat generated by travelling at high speed.
Concorde. Восьмой серийный Concorde совершил свой первый полет в мае 1976 года. Первый самолет "British Airways" получил внеочередное обозначение G-BOAC, остальные же шесть прошли последовательную регистрацию от G-BOAA до G-BOAG.
Aerospatiale/BAC Concorde G-BOAD, c/n 210, was the only example to wear an airline livery which was not that of Air France or British Airways. It sported the red-topped tail BA livery on the starboard side and the Singapore Airlines livery on the port side. It also wore the registration G-N94AD in this livery whilst it was operated by Braniff International Airways - making it the only Concorde to operate for three different airlines and all virtually at the same time!
Aerospatiale/BAe Concorde F-BTSO, c/n 213, was painted in this unique livery for a Pepsi Cola re-branding campaign in April 1996. Special certification had to be acquired for the non-white scheme. The wings had to remain white (because of fuel temperature concerns) and it was limited to 20 minutes of flight at Mach 2.02. During the fortnight it wore these colours 'SO flew 16 flights on a ten-city tour of Europe and the Middle East. This aircraft also holds the world records for fastest flight around the world in both directions.